Комиксы Недели #163. Верните мой 97-й или олдскульные мини-серии Marvel

1 619

Ben Reilly: Spider-Man, New Fantastic Four и другие ностальгические лимитки Марвел!

Сегодняшние «Комиксы Недели» посвящены очень популярной идее – олдскульным мини-сериям Марвел. Все они представляют собой флэшбэк во времена оригинальных ранов, чаще всего в 90-е. Бен Рейли снова носит паучий костюм и это не Beyond, Росомаха снова маскируется под Патча, Серый Халк снова промышляет в Вегасе и так далее.

Ход очень удобный: не нужно отвлекать читателей новых онгоингов возвращением к классике, придумывать способы воскресить первого Капитана Марвел или воссоединить Экстремальных Иксменов – благодаря формату «потерянного приключения» появляется шанс заглянуть в прошлое всего на один компактный сюжет из пяти номеров. И как приятный плюс: возвращаются не только персонажи, но и авторы старых комиксов.

У ДиСи подход к торговле ностальгией немного другой. Например, команду WILDC.A.T.s они стараются вплести в основную Вселенную, потому выдали им целый онгоинг. Впрочем, лимитки-артефакты эпохи они также выпускают (самый яркий образец– BATMAN & THE JOKER: THE DEADLY DUO от Марка Сильвестри). Подробнее о таких сериях читайте в анонсах ноябрьских комиксов ДиСи.

Я не претендую на полный охват, потому выбрал четыре самых интересных для меня тайтла. Доставайте свои дискеты, заряжайте магнитофоны, и вперед в 90-е!

BEN REILLY: SPIDERMAN #1-5

  • Сценарий: Дж. М. ДеМаттейс
  • Рисунок: Дэвид Балдеон
  • Обложки: Стив Скрос

Возвращаемся в темные времена, когда Питер Паркер думал, что он клон, и уехал из Нью-Йорка вместе с Мэри Джейн, а Человеком-Пауком стал Бен Рейли. Не Алым Пауком, а настоящим Человеком-Пауком с большой ответственностью и длинным списком врагов.

Это хороший комикс, даже если ты читаешь про Бена Рейли в первый раз. За пять выпусков он проходит внятную геройскую арку: сначала сомневается в себе и никому не доверяет, потом видит в противнике свое темное отражение и становится дружелюбнее. По пути дерется с такими ретрозлодеями, как Падаль и Леди Осьминог. ДеМаттейс аккуратно убирает из повествования самые раздражающие атрибуты 90-х, чтобы комикс читался легко и в нем сохранился дух эпохи. Рисунок Дэвида Балдеона приятный, в меру энергичный и яркий. Все хорошо, но я с каждым выпуском все сильнее понимал, как сложно сейчас стать поклонником Бена Рейли.

Например, чтобы быть фанатом Старро не нужно закапываться в десятки комиксов про него – достаточно фанатеть от самой идеи, что гигантская морская звезда нагибает Лигу Справедливости. Полюбить Человека-Лягушку проще простого, потому как вообще можно не любить героя, назвавшего себя Человек-Лягушка? С Беном Рейли сложнее, потому что в нем нет ничего продающего. Когда о Спайдерверсе слышали почти все, из десятков Пауков-двойников можно выбрать в любимчики Паука-динозавра, Паука-свинью, Паука-панка, Паука-повара, и Бен Рейли не выдерживает никакой конкуренции. Чем может похвастаться на их фоне Алый Паук? У Рейли мутная история происхождения, не самый яркий костюм и даже анимешного робота нет.

В то же время Бен Рейли стал персонажем, который сопровождал читателей при погружении в самый противоречивый период паучьей истории – в Сагу о клонах (сейчас уже не уверен, что самый-самый, но допустим). Своей спорностью Сага до сих пор привлекает кучу людей, если ты смог пробраться через десятки выпусков диких твистов и сумасшедших редакторских решений – это своего рода достижение для фаната Паука. И за время чтения Саги о клонах к Бену можно привязаться, ведь по итогу для Паркера эта круговерть прошла почти бесследно, а Рейли оставила на обочине истории. Это такая привязанность вопреки, когда болеешь не за очевидного победителя, а за вечно проигрывающего аутсайдера.

И вот как-то так я представляю себе Бена Рейли. Нердовский персонаж, которого иногда вытаскивают со дна жизни, чтобы кивнуть фанатам, а затем снова отправить на дно. «Бен Рейли: Человек-Паук» дарит чувство, о котором давно просили. Что перетасовка клонами происходила не зря, что путь Алого Паука куда-то ведет, что Бена Рейли можно считать героем, а не лузером. Пока в основной континьюти Бена Рейли делают подручным Тони Старка (в «Железном Человеке» Кристофера Кантвелла) или сумасшедшим злодеем (ждите «Темную Паутину»), эта лимитка создает уютный уголок ностальгии. В общем, как и все олдскульные комиксы здесь.

О других появлениях Бена в актуальных комиксах можно почитать в отдельной статье.

NEW FANTASTIC FOUR #1-5

  • Сценарий: Питер Дэвид
  • Рисунок: Алан Робинсон
  • Обложки: Морри Холловелл

Однажды Фантастическая Четверка попала в ловушку, и ее заменила новая команда, подобранных по принципу «чем сложнее их представить вместе, тем лучше». Человек-Паук, Серый Халк-Решала, Призрачный Гонщик (Дэнни Кетч) и Логан погеройствовали пару выпусков, объединились с нормальной Четверкой и разошлись по своим делам. Произошло это в Fantastic Four #347-349 (1991) – нынешняя лимитка рассказывает, что же такого случилось, ради чего Новой ФЧ пришлось собраться снова.

А случился парад планет (или что-то вроде этого), и демоны собрались захватить Лас-Вегас.

Логично предположить, что комикс был нужен фанатам рандомных тим-апов. Если Фантастическая Четверка – семья, а Новая ФЧ – просто случайная компания героев с кучей недопониманий. Как Защитники здорового человека, только более трэшовые.

Вот только Четверка здесь почти не собирается вместе! Чаще всего герои разбиваются по боевым дуэтам, Гонщик на пол-лимитки уезжает в свой квест, а главным героем на время становится темнокожий священник, который оказывается сыном Мефисто… Вообще из-за демонов в роли врагов можно было оставить в геройском составе только Гонщика. Кстати, самые смешные шутки именно у него:

Что насчет остальных? Халка-Решалу Питер Дэвид прописывает уже столько лет, что может делать это не приходя в сознание. Паук и Росомаха сами не понимают, что здесь забыли. Вся лимитка – марафон шуток и дурацких ситуаций, а раз их много, то срабатывают они через раз. Но большего от сражения с Призрачным Человеком-Факелом сложно требовать.

Можно почитать ради пары забавных скетчей, многого ждать не стоит.

SILVER SURFER: REBIRTH #1-5

  • Сценарий: Рон Марц
  • Рисунок: Рон Лим
  • Обложки: Исраел Сильва

Рон Марц и Рон Лим – иконичный дуэт, работавший над комиксами про Серфера в первой половине 90-х. За шесть лет они создали более полусотни выпусков, а также придумали Геннис-Велла (сына первого Капитана Марвел) и космического злодея Тирана.

Завязка у «Перерождения» выдает воссоединившейся команде карт-бланш. Тиран похищает Камень Реальности, с реальностью начинают твориться странные вещи, а Серфер и Танос собираются вернуть камушек.

У Камней Бесконечности в 90-х была очень насыщенная жизнь, когда их владельцы сменялись со скоростью света. Но я не могу сказать, что нам предлагают хардкорное погружение в дебри космического лора Марвел. Даже наоборот, это первые ассоциации, которые придут вам в голову при мысли об этих персонажах. Серфер скучает по Зенн-Ла. Танос добивается благосклонности Смерти. Капитан Мар-Велл… умирает. В актуальных историях уже не интересно будет возвращаться к конфликту Серфера и Галактуса – это давно пройденный этап. Разве что появление Червонного Валета и Тирана в лимитке предлагает фансервис для посвященных.

Ненадолго комикс пытается зайти в постмодернизм. Серфер встречает еще четыре версии себя из разных комиксов:

Дань уважения Джеку Кирби, Джону Бушеме, Мебиусу и Майклу Оллреду.

Но они ничем не отличаются. Без сноски в углу вряд ли было бы вообще понятно кто есть кто. И вот я не понял до конца: сценаристу не захотелось их прописывать или это комментарий такой, что Серфер везде одинаковый?

От игр с реальностью хотелось большего, а философских терзаний Серфера тут набирается минимум. Пересмотрите лучше мультсериал!

GENIS-VELL: CAPTAIN MARVEL #1-5

  • Сценарий: Питер Дэвид
  • Рисунок: Хуанан Рамирез
  • Обложки: Майк МакКон

Опять Питер Дэвид со своим фирменным юмором. Только если идея «Новой ФЧ» была понятна и ребенку, то содержание этого комикса я не берусь пересказать. Когда-то Рика Джонса (сайдкика на пол-ставки для всех супергероев Марвел), и Генис-Вела (сына первого Капитана Марвел) связывала странная сила: благодаря нега-браслетам они могли меняться местами. Тогда же Рик был женат на Марло Джонс, бывшей любовнице Халка-Решалы и будущей Гарпии. А, еще тогда все они были живы.

Перед тобой как будто 29 серия 19 сезона запутанной мыльной оперы в космических декорациях. Куча капсул с клонами, разноцветные человечки изображают пришельцев, из пластмассовых бластеров вылетают разноцветные лучи – обычно ты такое не смотришь. Но всего за один эпизод тебя успевает зацепить химия между героями, и вот тебе уже интересно: а почему эта рыжая красотка сбежала со свадьбы? С кем останется Рик? От кого родила двоюродная сестра главного злодея? И прочая чушь в таком духе, примеры чисто из головы.

Это тот самый случай, когда посмотрев одну случайную серию, хочется наверстать предыдущие 637 только благодаря очень притягательным персонажам. Вот только оказывается, что это была последний эпизод – продолжения не будет, актеры больше не встречались вместе, а зрители давно забыли об этом шоу.

На страницах появляются скруллы и клоны, Смерть и новые Капитаны Марвел, но в шумном хаосе Рик, Генис и Марло все равно умудряются оставаться простыми и понятными ребятами, спасающими мир. Предыдущие три лимитки усердно создавали иллюзию, что вышли тридцать лет назад – в этой истории Питер Дэвид часто обращается и к новым комиксам. Иногда чтобы добавить им контекста, иногда для лучшего раскрытия предыстории задним числом. Как мне кажется, в этой лимитке не нужно ставить себе цель понять все отсылки – пасхалки тут создают ощущение большого межзвездного приключения, где предыстория отходит на второй план.

Если коротко: я не до конца понял, кто все эти люди, но хотел бы снова их встретить.

Заслуживают ли ностальгические лимитки внимания? Ответ и так понятен. Если вы соскучились по любимым персонажам, а все их серии уже прочитаны, то мини-серии помогут на время откатиться назад. Стоит ли их читать новым читателям? Как минимум, такие комиксы могут оказаться одноразовой комедией, в лучшем случае – билетом в изучение неизведанного.

Так как основная часть занята Марвел, то во флэш-ревью только ДиСи. И это все хорошие комиксы:

Dark Crisis: Worlds Without a Justice League – Batman

Тайну «цукуеми» Бэтмена легко разгадать по первым страницам. И в то же время это очень красивое обыгрывание главного конфликта внутри Брюса Уэйна. Как и все тай-ины про воображаемые миры участников Лиги Справедливости, ваншот вполне можно читать в отрыве от Темного Кризиса – это хотя бы достойный элсворлд.

The New Golden Age

Пролог к грядущей 12-номерной макси-серии. Нелинейная хронология. Убийства. Наследие. Бэк-апы. Найнгрид. Джефф Джонс снова пишет своих собственных «Хранителей». И похоже, что JUSTICE SOCIETY OF AMERICA будет направлена не на деконструкцию, а на восстановление.

Nightwing #98

Найт-Майт клевый. Nightwing is awesome.

Nightwing Annual 2022

В ежегоднике лучшего текущего онгоинга ДиСи три истории.

Ориджин Бессердечного – нормально. Маньяк, который вырывает сердца, оказался темным отражением Дика Грейсона. Банально, но спасибо, что без твистов с внезапной новой родней.

Супергеройская история про щенка Найтвинга – мило.

Тренировка Дика и Джона – сойдет, снова вспоминаем Бэтмена, без этого никуда.

Почему стоит почитать ран Тома Тейлора на «Найтвинге»? Можете узнать из статьи про Бэт-семью. Также на Грейсона у издательства большие планы, которые я расписал в анонсах февральских комиксов ДиСи.

А что вы думаете о возвращении в 90-е? Делитесь в комментариях!

В следующем выпуске: В красных тонах.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии