24 года назад: мультсериал «Серебряный Серфер» от Marvel

50 666

Вспоминаем о космических странствиях Норрина Радда!

Конец девяностых был странным временем для Marvel. Спекуляция на десятках альтернативных обложек, новые китчевые костюмы только ради игрушек, бессмысленные кроссоверы – все это сейчас приносит деньги, а тогда едва не стоило компании банкротства. Но если за что-то те времена искренне любят сейчас, так это за мультсериалы: «Человек-паук», «Люди-Икс», «Фантастическая Четверка», «Невероятный Халк», «Железный Человек». Золотой век для анимации Дома Идей!

Но к началу нового тысячелетия все пять шоу закрылись, финансы оставляли желать лучшего, а Марвел все еще нужно завоевывать зрителей. Самый подходящий момент рисковать – тогда и пробил час для появления весьма странного трио мультсериалов на Fox Kids:

  • В «Spider-Man Unlimited» зрители внезапно увидели нового Питера Паркера, который отправился на Анти-Землю сражаться с животными-гибридами. Помните сэр Барана и леди Гадюку?
  • В «The Avengers: United They Stand» собралась разношерстная команда Мстителей из Человека-Муравья, Осы, Чудо-Человека, Тигры, Хоукая, Алой Ведьмы, Вижна и Сокола. Забавно сейчас вспоминать, что Величайшие герои Земли жили в особняке и сражались со злодеями вроде Яйцеголового.

Но сегодня речь пойдет о третьем мультсериале – настоящем скрытом сокровище, о существовании которого буквально пару месяцев назад я понятия не имел.

Спасибо пользователям ГикСити!

В обзоре легендарных «Гаргулий» я попросил вас накидать вариантов для следующего мультсериала – и никак не ожидал увидеть там некоего «Серебряного Серфера», он же «Silver Surfer: The Animated Series»!

После 13 эпизодов, просмотренных залпом, я искренне уверен, что этот сериал незаслуженно забыт – и одновременно отлично понимаю почему. Перенесемся же в февраль 1998 года, чтобы увидеть становление Норрина Радда в роли вестника Галактуса!

Прощание с Зенн-Ла

Но для начала познакомимся с создателем мультсериала.

Сценарист Ларри Броуди практически всю свою карьеру писал сюжеты для полицейских процедуралов и был довольно успешен в своем деле. Но за тридцать лет работы на телевидении истории про копов ему успели наскучить – из рутины Ларри помогло вырваться предложение вице-президента Fox Kids поработать над новым шоу про не самого известного супергероя. Броуди уже было за пятьдесят, так что он решил рискнуть и попробовать нечто, чем бы ему действительно нравилось заниматься. К тому же это было непростым испытанием на изобретательность даже для матерого сценариста!

У Броуди уже был небольшой опыт работы с супергероями: он писал в соавторстве сценарии для пары эпизодов «Spider-Man: The Animated Series», а также параллельно с «Серфером» занимался сюжетом второго сезона «Спауна».

Среди источников вдохновения для работы с серебряным странником Ларри называл Библию, Шекспира и комиксы Стэна Ли и Джека Кирби. Если на первых двух держится 95% голливудских сюжетов, то приключения «Фантастической Четверки» и причудливый космос Марвел определили «Серебряного Серфера» как метафоричную историю о поиске искупления вместе с непростым выбором между героизмом и счастьем.

Своим любимым комиксом о Серфере Ларри называл «Parable» Стэна Ли и Мебиуса, потому что в нем исследовались темы религии и божественности (несколько лет назад комикс издавалась в сборнике «Жизнь и Смерть Серебряного Серфера» от Parallel Comics).

Откуда же начались скитания Серфера?

Первые три серии «The Origin of the Silver Surfer» были посвящены подробному рассказу о происхождении героя. Норрин Радд родился на просвещенной планете Зенн-Ла, служащей образцом добродетели для остальных рас Вселенной. Вместе с возлюбленной Шаллой-Бал юный Норрин обучался мудрости у Наставника, пока планету не посетил Галактус, Пожиратель миров. От голода ненасытного гиганта пострадали миллионы звездных систем, и Норрин храбро вызвался положить конец беспощадным пиршествам – он предложил Галактусу стать вестником, чтобы направлять господина только на необитаемые планеты. Удивленный самопожертвованием смертного, Пожиратель обратил Норрина в Серебряного Серфера – практически неуязвимого гуманоида, наделенного космической силой разрушения и исцеления, а также способного рассекать космос на доске со скоростью быстрее света.

Однако после обращения в Серфера Норрин забыл о прошлом, Зенн-Ла и Шалле-Бал, а также о своих миролюбивых намерениях. Вскоре вся Вселенная возненавидела гонца Галактуса, приводившего господина прямиком к их мирам. Но все изменилось, когда Танос, мечтающий похитить мощь Галактуса, вернул Норрину память…

Серферу удалось восстать против хозяина и спасти от его голода Землю, однако ценой подвига стала Зенн-Ла – Галактус переместил планету на другой конец Вселенной. Серфер отправился на поиски родного мира, стараясь искупить свою вину за гибель сотни тысяч существ…

Львиную долю мультсериала занимали размышления Норрина Радда: заслуживает ли он прощения за свои преступления? Силы, полученные от Галактуса, делали его всесильным по сравнению с другими пришельцами, но зачастую только энергетических лучей и сверхскорости оказывалось недостаточно. Например, Вселенная страдала от векового противостояния скруллов и кри: обе стороны уже не могли представить себя без вечной войны, и даже космическая мощь Серфера не могла разрешить бессмысленный конфликт.

Другой сложной моральной проблемой был Галактус.

Просто сравните насупленного великана из «Фантастической Четверки»…

… и грозного потустороннего бога из чистой CGI-графики. 3D-анимация выглядела далекой от совершенства, но зато она максимально эффектно возвышала монолитного Галактуса, занимающего весь кадр своей недовольной гримасой.

Галактус представлялся всем абсолютным злом, но и сам был трагическим персонажем – исполнителем слепой воли фатума, обреченным на вечный голод. В некоторые моменты он даже больше напоминал капризного ребенка, чем разрушителя миров!

Создатели «Серфера» вдохновлялись не только сюжетами старых комиксов, но и выразительным стилем Кирби. Яркий дизайн воинов с волевыми подбородками и загадочных пришельцев, напоминающих античных богов, – мультсериал будто сошел со страниц комикса.

А дополняла эпичную картину музыка, переполненная межзвездным пафосом.

Ларри Броуди очень надеялся, что шоу привлечет старших братьев и сестер тех подростков, что смотрели Fox Kids, может быть, даже их родителей. «Серфера» сложно было назвать «твердой» научной фантастикой (все-таки слишком много в нем было магии комиксов), но его авторы все же старались подталкивать зрителя к самостоятельным размышлениям.

В качестве дани уважения культовым фантастам некоторые эпизоды были названы в честь их произведений: «Second Foundation» и «The End of Eternity» Айзека Азимова из цикла «Основание» перекликались с темами цикличности эпох, «The Forever War» Джо Холдемана – с масштабным конфликтом, выходящим за пределы обычного восприятия смертных. Сюжет для серии про умирающего Галактуса («Antibody») даже сочинил знаменитый фантаст Харлан Эллисон!

Путь к знанию

Но вернемся к книжкам с картинками. Хоть создатели мультсериала и опирались на космический лор Марвел, они знатно встряхнули каноничные образы.

Например, образ Эго, Живой планеты получился довольно серьезным – Живая планета испытывала муки совести от подчинения Таносу.  А Гамора стала предводительницей народов, потерявших дом из-за Галактуса и устроивших охоту на Серфера.

Но не все персонажи стали мрачнее: главным источником колкостей выступала землянка Фрэнки Рэй – по версии мультсериала, мутант со способностью находить то, что ей больше всего нужно. Способность девушки приметил Галактус, и она согласилась стать новой вестницей по имени Нова. Пожалуй, именно ее жизнерадостный характер лучше всего уравновешивал ворчливую натуру Пожирателя!

Также забавными спутниками Серфера на время становились малоизвестный (пока что) весельчак Пип Тролль, и киборг-тугодум Дракс. Все они неплохо оттеняли серьезные моральные метания Норрина, но не превращали шоу в космический цирк.

Однако многих героев пришлось переработать из-за вечной противницы супергеройской анимации – цензуры. «Серфер» условно позиционировался как шоу, затрагивающее философские темы, но его целевой аудиторией все еще считались дети. Именно поэтому Пип лишился фирменной сигары, а возлюбленной Таноса стала не Смерть, а Леди Хаос. Как обычно бывает, подобные ограничения казались очень странными: упоминание смерти находится под запретом, но при этом на экране успели показать рабство, массовую эпидемию и межрасовую ненависть! Да что уж там, в каждой второй серии Галактус устраивал себе обед из планет, приправляя его тотальным геноцидом.

Главным лейтмотивом сериала стали муки выбора, где нет правых и виноватых. В двухсерийной арке «Learning Curve» Норрин узнает страшную тайну Наблюдателя: некогда его раса опекала Вселенную, пока ученые не совершили ошибку в исследованиях. Их лекарства превратились в вирус, обращающий жертв в коллективный разум, и заполонили Вселенскую Библиотеку, уничтожив шанс воспользоваться знаниями мудрых существ. Прав ли Наблюдатель, когда отрекся вмешиваться, чтобы больше никому не навредить, или он обязан исправить ошибки сородичей?

Я уверен, что на моменте, когда Серфер через рассуждение пытается отделить индивидуальное сознание от коллективного, многие зрители переключили канал на нечто более жизнерадостное.

Другой сквозной линией стало противостояние реальности с иллюзией. Как правило, такие конфликты в мультфильмах развиваются на уровне «злой гипнотизер погрузил героя в мир летающих пони, а друзья вытащили его с радужных полян, потому что жизнь в настоящем мире чудесна», но авторы «Серфера» тему симуляции постарались представить предельно неоднозначной.

В серии «Innervisions» Норрин попадает на планету Гармонию, населенную гуигнгнмами – пришельцами с лошадиными мордами, самым известным представителем которых является Бета Рэй Билл. Славные времена Гармонии остались позади, и население этого мира добровольно погрузилось в виртуальный мир: пока в реальности отощавшие гуигнгнмы бездумно бродят по трущобам, в «матрице» же они становятся могучими воинами наподобие древних римлян.

Но когда к планете приближается угроза, Серфер вынужден пробудить пришельцев от фантазий, что повергает их в шок – народ Гармонии успел забыть, что гладиаторские битвы и сверхспособности были лишь плодом их воображения. Цивилизация достигла достаточного уровня технологий для создания идеальной копии реальности, но не смогла вырваться за границы симулякра.

С другой стороны, в эпизоде «The Forever War» Серфер встречает Адама Уорлока, ведущего бесконечную битву с армадами Кри. Сражение оказывается ловушкой-иллюзией, где он пробыл долгие годы – за это время родной мир Адама был уничтожен из-за гражданской войны. Разочарованный реальностью, золотой воин добровольно возвращается в свою ментальную тюрьму и продолжает бессмысленное сражение в честь погибшей родины.

Так получается, что для общества фантазия стала тюрьмой и тупиковой ветвью развития, для потерянного одиночки – единственной целью в жизни. Это подводит самого Серфера к дилемме: стоит ли отказываться от симуляции, если ее невозможно отличить от оригинала? Что, если лишь она способна принести покой?

В «Return to ZennLa» Эго хочет отблагодарить Норрина за помощь и погружает его в фальшивую копию Зен-Ла. На время Серфер оказывается счастлив – но он слишком многое прошел, чтобы смириться с подделкой, пока на краю Вселенной все еще ждет Шалла-Бал.

И, конечно же, несбыточные мечты довели до безумия Таноса. Действительно ли богиня Хаоса разговаривает с титаном? Или у безумца поехала крыша, и он пытается покорить сердце статуи?

Хаотичный клубок из желаний, сомнений и страхов сделал Таноса абсолютно непредсказуемым маньяком – пока Галактус выступает природной силой разрушения и очищения, поклонник смерти стал воплощением бессмысленной рефлексии, направленной только на собственный эгоизм. Очередная безумная выходка Таноса стала финальным клиффхэнгером первого сезона и, к сожалению, всего сериала – Безумный Титан обернул время вспять, что должно было уничтожить Вселенную…

Конец Вечности

Зрителям не суждено было увидеть завершение анимационных экспериментов Марвел.

Если вы смотрели «Непобедимого Человека-паука», то помните неожиданный «финал»: по вине Желчного и Кровавого рой симбиотов обрушился на Анти-Землю (звучит как идеальная концовка для Киновселенной Сони)… и все.

Мультсериалу «Мстители: Всегда вместе» повезло больше – они хотя бы успели победить злейших врагов из Зодиака, однако планы на появление Иксменов, Халка и Тора полетели в утиль.

Все три шоу продлились 13 серий, у всех был наработки на второй сезон и все сгинули в забвении. Что же произошло?

Нишевые мультсериалы не для широкой аудитории явно не спасали от серьезных экономических проблем. Новый «Человек-Паук» создавался как своеобразный ответ «Бэтмену Будущего», но мир фриковатых зверолюдов и близко не смог приблизиться к впечатляющему футуристичному Готэму. «Мстители» основывались на спин-оффе «Мстители Западного побережья», потому уйма малоизвестных персонажей, вроде Чудо-Человека или Тигры, не особо радовали зрителя.

Самым обидным было закрытие «Серфера». Даже по краткому описания сериала можно было понять, что школьникам его смотреть было не очень интересно. Юмор в мультфильме наполнялся скорее иронией, чем простыми гэгами, привычных мультяшных сражений с бластерами и рукопашкой тоже почти не находилось. Да и на роль героя для подражания «Серфер» слабо подходил: кому захочется играть в мрачного лысого философа на гладильной доске?

Формальным поводом для отмены продолжения стал конфликт между Marvel и Saban по поводу прав на мультфильм. Хотя были написаны сценарии для целых восьми эпизодов второго сезона, разработку сериала свернули – Вселенную так никто и не спас от безумия Таноса, а Серфер не воссоединился с Шаллой-Бал…

Впрочем, никто не мешает нам в эти самые сценарии заглянуть! Если всю свою осознанную жизнь вы гадали о судьбе космического странника, то сейчас самое время приоткрыть завесу тайны:

Episode #2.1: The End of Eternity — Part 2

Танос вернул Вселенную к состоянию до Большого взрыва и ее заточил в шар, однако статуя Леди Хаос все равно остается безмолвной. Внутри сферы Серфер пробирается через разноцветные всполохи энергии, пока не вырывается наружу – тогда он видит, что Танос создал проекцию уничтоженного родного мира (звездную систему под названием Титан) и призвал иллюзии отца (Аларса) и брата (Ментора).

Безумец рассказывает Норрину историю своего падения: еще с детства Аларс боялся силы Таноса, потому все его внимание доставалось Ментору. Однажды на Титан напали скруллы – Таносу удалось отбить атаку, но планета сильно пострадала в ходе битвы. Опозоренный неудачей, Танос отправился странствовать в поисках могущества, пока не наткнулся на разрушительную силу, в которой он увидел лик Леди Хаос. Безумец был очарован ее мощью, потому вступил в схватку с ней. Обессиленная богиня оказалась заточена в камне, но и система Титан в ходе яростной схватке была окончательно разрушена.

Взбешенный Серфер набрасывается на Таноса, во время драки статуя трескается, и Хаос выбирается на свободу. Дама отвергает признания Таноса в любви, стирает поклонника в пыль и намеревается создать новый мир, подвластный только ей. Она предлагает Серферу присоединиться к правлению смертными – Норрин Радд отвергает предложение и соединяет силу хаоса со Вселенной внутри шара. Так он воссоздает Большой взрыв и становится свидетелем рождения новой реальности.

В благодарность за восстановление континуума Вечность и Бесконечность перемещают Серфера на Зенн-Ла…

Небольшое замечание: изначально Ментор и Аларс были одним персонажем, который должен был стать отцом Таноса, как и в комиксах, но в сценарий первого сезона закралась опечатка, из-за которой герои превратились в братьев. Также сценаристы расширили масштаб родного мира безумца от спутника Юпитера до отдельной звездной системы.

Episode #2.2-2.3: Soul Hunter — Part 1-2

Норрин Радд пытается попасть на Зенн-Ла, но загадочный барьер его не пропускает. Внезапно к Серферу за помощью обращается Наблюдатель: на Вселенскую Библиотеку напали Тиран и Морг, одержимые идеей уничтожить все знания в мире. Объединив усилия с коллективным разумом вирусов, в котором лидирующую роль заняла Небула, Серфер направил в разумы захватчиков то, что они ненавидели больше всего, – знания.

Когда Серфер вернулся на свою планету, то обнаружил там… Таноса. Выяснилось, что после пересоздания Вселенной судьбы некоторых персонажей изменились. Шалла-Бал стала новым Мастером Зенн-Ла, а Танос прибыл сюда ради перевоспитания. Идиллию прервало нападение Охотника за душами – новый покровитель планеты атаковал Норрина, но пострадал от своей же атаки. Ментальный контроль Охотника исчез, из-за чего в скруллах снова пробудилась жажда войны, и они атаковали Зенн-Ла.

В итоге, Танос, Серфер и Шалла узнали, что все это подстроила Небула: пиратка хотела, чтобы на Зенн-Ла помогли отделаться ей от вируса, потому она натравила Охотника на Серфера. Только Небула могла вернуть Охотника к жизни, потому Серферу пришлось согласиться с шантажом злодейки и обменять мир в галактике на ее исцеление.

Однако спасение Зенн-Ла не обходится без трагедии – Шалла-Балл пожертвовала собой и уменьшилась до размера атомов…

Episode #2.4: Rebirth (Battlecry)

Серфер готов убить Небулу, но его останавливает Танос, напоминая о заветах Зенн-Ла. Но вдруг их конфликт прерывает проблема посерьезнее…

Кри и скруллы вновь развязывают войну! Опечаленный утратой возлюбленной, Серфер обрушивает гнев на армии врагов – он захватывает в плен правителей обоих фракций и забрасывает их на безжизненную планету. Если смертные достаточно глупы, то почему бы Серферу не опуститься до их уровня? Но телепатический зов Таноса отвлекает Норрина от возмездия, и ему приходится вернуться на Зенн-Ла.

И снова неприятный сюрприз – к Таносу вернулась злодейская личность из предыдущей версии Вселенной! Теперь у титана буквально лицо на затылке (прямо как в Гарри Поттере). Благодаря Серферу, Танос окончательно избавляется от темной стороны, и тогда они возвращаются к проблемам скруллов и кри.

Тем временем, лидерам противостоящих рас пришлось работать вместе, чтобы выжить. Они многое поняли во время ссылки, потому теперь готовы заключить перемирие. Увы, пока их не было, они утратили власть в своих мирах, а новые лидеры не желают слушать о завершении войны – Серфер с горечью осознает, что мир невозможно навязать силой, а народы должны прийти к нему самостоятельно.

Танос принимает титул Мастера Зенн-Ла, а Серфер отказывается от пути ненависти в память о Шалла-Бал и вновь покидает дом.

Episode #2.5: The Hunger

На планете Бирдж местные жители готовят восстание против тирана Терракса. Мимо пролетает Нова в поисках пищи для Галактуса, и ошибочно думает, что на Терракса напали бандиты. Узнав о миссии девушки, злодей атаковал ее энергетическим топором и вытянул часть сил.

Серфер пытается прийти в себя после поражения и заглядывает в гости к троллям, но вскоре с неба падает ослабевшая Нова. Терракс настигает вестницу и также отбирает энергию у Норрина Радда.

Бывшие вестники решают обратиться за помощью к Галактусу, но голод его волнует больше, чем проблемы подчиненных. Затем Терракс обращается к Пожирателю миру с просьбой сделать его новым герольдом, и Галактус соглашается.

Новый слуга Галактуса угрожает своему народу отдать их на съедение, если бирджанцы продолжат бунтовать. В конце концов, Нове и Серферу удается лишить Терракса сверхсил и вернуть свои собственные. Фрэнки решает покинуть хозяина, и Галактус впервые за долгое время остается один.

Episode #2.6-2.8: Down To Earth — Part 1-3

Серфер и Нова возвращаются на Землю, где они сталкиваются с Фантастической Четверкой! Земляне помнят визит Галактуса на Землю, потому армия США отдает супергеройской команде приказ задержать пришельцев. Но в первом стычке Четверка терпит поражение, а космическая парочка разделяется – Фрэнки Рэй решает навестить подругу, Серфером интересуется телевидение, и он рассказывает миру о своих благородных намерениях.

Мы узнаем детали происхождения Четверки: команда Рида решила полететь в космос после появления Пожирателя миров, так как вдохновилась изучить тайны далеких галактик. Четверка понимает, что Серфер им не враг, но старый генерал с ними не согласен. Пока Норрин Радд предлагает землянам решить их глобальные проблемы, военные вероломно атакуют его темным лучом и обращают в статую. Очень невовремя, так как к Земле снова приближается Галактус!

К нашей планете Пожирателя привел Терракс, снова принявший роль герольда и желающий отомстить Серферу. Нова и Четверка сражаются с похитителем сил, а также помогают Норрину освободиться.

Серфер обвиняет Галактуса в нарушении клятвы никогда не нападать на Землю, в ответ бывший господин обиженно заявляет, что условием сделки была служба Серфера и Новы. По всему миру случаются катаклизмы из-за выкачивания сил, Четверка пытается помочь людям. В то же время Рид Ричардс и Серфер придумывают заманить Терракса в ловушку и отправляют в Негативную зону, однако миру все равно угрожает гибель.

В отчаянии Норрин опять обращается к Вечности и Бесконечности. После разговора с ними он наконец понимает свою ошибку – Серфер всегда пытался сделать остальных такими же высокоморальными, как он сам, но на самом деле нужно было принять несовершенную природу сметных. Благодаря помощи Вечности и Бесконечности Серфер разыскивает Ткач снов (устройство, погрузившее планету Бета Рэй Била в иллюзии) и применяет на Галактусе – Пожиратель слышит фальшивые голоса сородичей и устремляется за ними прочь от земли.

Люди чествуют Серфера как героя, но Серебряный Странник понимает, что его место среди звезд. Нова решает остаться дома (ее ждет «горячее» свидание с Джонни!), а Четверка тепло провожает Норрина и надеется увидеться еще раз.

С пятью последними эпизодами несколько сложнее, так как подробного сюжета для них написать не успели. В них должны были появиться Капитан Марвел, вернуться Небула, но самое главное – финальным врагом Норрина Рада стал бы…

Мефисто! Сейчас мало кто вспомнит, что владыка Преисподней впервые появился в «Silver Surfer» vol. 1 #3 и изначально был антагонистом именно Серфера! Заинтересовавшись благородством героя, дьявол пытался искусить Норрина воссоединением с возлюбленной, но бывший герольд Галактуса оказался непоколебим – Мефисто осталось довольствоваться только болью от новой разлуки любимых.

По словам Ларри Броуди, Мефисто стремился бы не к покорению или уничтожению Вселенной – вместо этого инфернальный интриган желал бы увидеть падение Серфера во тьму. А еще авторам бы пришлось выкручиваться, как и в случае со Смертью: Мефисто нельзя было называть демоном, скорее всего, его бы представили как пришельца или гостя из иного измерения.

К слову, проклятие цензуры висит над Мефисто до сих пор – злодей так и не появился полноценно в анимации. Единственным визитом дьявола в мультфильмы было краткое камео в качестве иллюзии из «Spider-Man and His Amazing Friends» и шутливое упоминание в «Хит-Манки». Все еще продолжаем ждать…

Итак, даже без внятной концовки этот мультсериал заслуживает место рядом с шедеврами анимации Marvel. «Серебряный Серфер» – это завораживающий космос, который точно заслуживает шанс на ознакомление. И пусть его свет приведет вас к другим интересным шоу!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии