Отряд Самоубийц и Громовержцы – как появились две главные «плохие» команды в супергеройских комиксах

7 010

Как мейнстримные комиксы создали две команды плохишей.

Эта статья изначально вышла в блоге Игоря Кислицына, он же Дитрих. Его крутые тексты достойны второй, а то и третьей жизни, поэтому некоторые из них появятся и тут. Если вы не оценили статью о Карателе, которую мы опубликовали ранее — она здесь. А еще обязательно прочтите статью про Смерть Супермена. Короче, приятного чтения.

Ваш ГлавВред

Супергеройские команды штука очень старая и давно привычная. Их количество не поддаётся исчислению – от мастодонтов вроде Лиги Справедливости и Мстителей до всяких Чемпионов и Семи Солдат Победы (Seven Soldiers of Victory). Однако среди этого пестрейшего многообразия можно выделить две: Отряд Самоубийц и Громовержцев, поскольку они состоят не из бравых героев, а из суперзлодеев и, иногда, парочки антигероев.

Сегодня поговорим о том, почему они появились, чем они интересны и – самое главное – чем отличаются друг от друга. В этот раз не получилось написать здоровенное полотно, выворачивающее мозг (к счастью) – рассмотрим вопрос более-менее обзорно.

И начнём, по традиции, с небольшой исторической справки.

Ещё одно напоминание о том, как сильно могут меняться вещи в супергеройских комиксах

Если я спрошу вас: «Что такое Отряд Самоубийц?», вы ответите: «Группа суперзлодеев, собранных железной рукой Аманды Уоллер, которая отправляет их выполнять чёрную работу для правительства США. В башке каждого заложена бомба, и цена неповиновения приказу – оторванная голова». И это будет абсолютно верно – в 2023 году. Или в 1986 году. Но не в самом начале его истории.

Впервые группа под названием Suicide Squad появилась в 1959 году в 25-м выпуске серии The Brave and the Bold. По сюжету возле американских берегов всплыло нечто невероятных размеров. Чудовище игнорировало пули и бомбы и буквально поджигало воду вокруг себя – и после безуспешных попыток обуздать морскую тварь военные решают бросить на неё Отряд Икс, он же Отряд Самоубийц.

И мы сразу же встречаем знакомое лицо – полковника Рика Флага, что потом будет присутствовать чуть ли не в каждой версии Отряда и засветится в двух экранизациях. Интересно, что Флаг здесь ветеран Второй мировой войны и нас сразу же встречает флэшбек в безымянную битву в Тихом океане (в которой угадывается битва за Мидуэй). Весь его эскадрон погиб в отчаянной атаке на японский авианосец, но Рику таки удалось угостить вражеский корабль торпедой и отправить его на дно.

Битва за Мидуэй продолжалась с 4 по 7 июня 1942 года. Считается важнейшим эпизодом тихоокеанского фронта Второй мировой войны, в ходе которого ВМФ Японии потерял 4 тяжёлых авианосца, что резко сократило его стратегические возможности. Битва показала однозначное превосходство палубной авиации и авианосцев над линкорами и отличалась невероятной ожесточённостью.

После войны Флаг возглавил Отряд Икс, в состав которого вошли ещё три человека: полевой врач Кэрин Дэвис, астрофизик доктор Хью Эванс и ядерный физик Джесс Брайт. Как вы уже поняли, это даже близко не были антигерои, не то что суперзлодеи – броское название в самом комиксе объяснялось их «нетипичными и рискованными методами». Каждый из членов команды был единственным уцелевшим в том или ином сражении или катастрофе, и каждый поклялся служить и сражаться в память о павших товарищах.

Вообще, интересный концепт, на самом деле.

Первая версия Отряда — это группа талантливых учёных под руководством опытного военного, что боролись со всяким странным и непонятным при помощи науки и смекалки. Почти всегда они сталкивались с очередным огромным чудовищем, так что, по сути, Отряд можно было бы назвать «Отряд антикайдзю» или типа того. Это была типичная для тех лет команда из трёх мужчин и одной женщины (Покорители Неизведанного, Фантастическая Четвёрка, etc), которая приключалась в типичных условиях – наверное, поэтому её жизнь была столь недолгой.

Оригинальный Отряд появился в шести выпусках The Brave and the Bold, потом на пару десятилетий пропал со страниц комиксов, и их финальное задание случилось на страницах Action Comics #552 в 1984 году, в ходе которого Эванс и Брайт погибли, а команда была распущена.

Так бы и закончилась история Отряда и команда бы осталась одной из десятков идей, что не снискали читательского признания – но мы же говорим о супергеройских комиксах, которые славятся тем, что их авторы обожают вытаскивать из чулана старые игрушки, сдувать с них пыль, перекрашивать и давать им второй шанс, ретконя по самое не могу. Мы буквально только что лицезрели, насколько ретконы могут быть разрушительными, но Отряду повезло – он попал в руки Джона Острандера, который решил перевернуть всё с ног на голову.

Но прежде чем мы будем восхвалять первый том «Отряда Самоубийц», нам опять придётся сказать несколько слов о Кризисе на Бесконечных землях.

Игорь, хватит упоминать долбаный Кризис в каждой статье

Простите, от этого никуда не деться. Масштабная перезагрузка 1985–86 годов стала настоящим водоразделом для вселенной DC – столько событий, сюжетов, персонажей и концептов уходит в неё корнями, что Кризис продолжает быть актуальным вот уже почти 40 лет. Поскольку вы наверняка смертельно устали от него (поверьте, не так, как я), сосредоточимся на том, что действительно важно для нас – а именно на мини-серии Legends.

Она стала первым крупным ивентом после Кризиса – напомню, что «Кризис» и «Секретные войны» открыли эру кроссоверов и глобалок для DC и Marvel соответственно – и стала этакой входной точкой для новых приключений обновлённых команд и персонажей. Из неё растут ноги новой серии о Лиге Справедливости, в ней была представлена новая Чудо-Женщина и там же читатели познакомились с таинственной женщиной из правительства США по имени Аманда Уоллер, что сходу производит впечатление авторитарного и жёсткого человека.

Она вызывает к себе нашего старого знакомого, полковника Рика Флага, и сообщает ему, что Task Force X (официальное название Отряда Самоубийц) будет возрождён, но в несколько другом формате – вы уже догадались, в каком. В него, помимо полевого командира Рика Флага, вошли Чаровница, Ночная Тень, Капитан Бумеранг, Бронзовый Тигр и Блокбастер. Первое задание Отряда как раз проходило на страницах мини-серии Legends.

Тут стоит сказать пару слов о сюжете того события: Дарксайд опять строит козни и решает обратить население Земли против её защитников – супергерои подвергаются общественному гонению и параллельно пытаются противостоять козням злодея.

Там ещё была пара ретконов касательно того, что этот Рик Флаг был сыном «оригинального», но сегодня обойдёмся без этих пикантных подробностей.

Метаморфоза получилась впечатляющая: если в 1959 году Отряд Самоубийц героически сражался с чудовищами, то в 1986 году его буквально стали отправлять на самоубийственные задания во благо правительства США (по крайней мере, как декларировала сама Уоллер), и в его составе были не герои войны, поклявшиеся своим товарищам продолжать борьбу, а разнообразный преступный сброд, которому обещали помилование в обмен на их службу. Такой эталонный отряд тайных операций (американцы называют их black ops), но в рамках супергероев. На каждого нацепили по ошейнику со взрывчаткой (в будущем их заменили на миниатюрные бомбы в черепе) и отправили сражаться за что-то условно хорошее против всего плохого (по мнению правительства США).

Стоит ли говорить, что в прямых руках на выходе может получиться нечто сногсшибательное? Идея получила ход, а Отряд самоубийц первую сольную серию на 60+ выпусков. И самое пикантное в нём было то, что это не был даже отряд антигероев – это натурально была команда суперзлодеев, за редчайшими исключениями.

Но прежде стоит сказать пару слов о том, как это обновление вообще случилось.

И снова о финансовых делах

Причина, по которой кто-то вообще вспомнил об Отряде самоубийц банальна донельзя – в середине 80-х DC составило список своих тайтлов, которые нужно было использовать в ближайшее время, иначе они потеряют на них права. Как вы можете догадаться, Отряд был одним из них. Изначально Острандер питчил идею обновления команды Покорителей Неизведанного (Challengers of the Unknown), однако она уже была в разработке; тогда редактор Роберт Гринбергер предложил Джону что-то придумать с Отрядом. Редактора купило название – было в нём что-то такое, что его заинтересовало. Джон сначала не впечатлился, но обещал подумать. И придумал.

Одной из первых на свет появилась Уоллер – осталось выдать ей набор пушечного мяса. Очень удачно освободилась галерея злодеев Флэша – после Кризиса им стал Уолли Уэст и старички остались не у дел. Так в Отряд вступил Капитан Бумеранг, а потом и Капитан Холод. Быстро родилась идея тюрьмы Белль Рив, в рамках которой можно было создать целый каст второстепенных персонажей, гражданских сотрудников Отряда Икс, ставших очень ценным дополнением Отряда и неким моральным ориентиром для читателя. Благодаря этому спустя какое-то время Джону удалось подарить вторую жизнь Бэтгёрл, о чём я рассказывал здесь.

Ну и да – это была первая специализированная тюрьма для металюдей во вселенной DC.

В главных ролях – суперзлодеи

Даже сейчас злой персонаж в качестве протагониста штука крайне редкая, что уж говорить про конец 80-х. С антигероями к тому моменту все уже свыклись – тут тебе и Каратель, да и «Хранители» в какой-то степени комикс про антигероев, однако «Отряд Самоубийц» стоит особняком – там буквально 90% персонажей козлы разной степени кончености.

Вот скажите, мог ли Дэдшот в середине 80-х считаться антигероем? Или Капитан Бумеранг? Чаровница вообще успела побывать в паре суперзлодейских команд – из первоначального состава чем-то приличным можно считать, очевидно, Рика Флага, и Бронзового Тигра, у которого через всю серию идёт арка искупления… тогда как у большинства членов команды её нет. После некоторых раздумий у меня язык не повернётся назвать Отряд Самоубийц командой антигероев – да, состав у него постоянно менялся (первый том серии оправдывал своё название, и члены Отряда постоянно отправлялись на тот свет; текучка кадров там была та ещё) и приличных персонажей там частенько было много; но всё равно становой хребет группы это всякая суперзлодейская сволочь. Да, местами обаятельная; да, большинство обладает внятным характером и им даже можно сопереживать – но, как известно, сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Это очень хорошо видно на примере Капитана Бумеранга, который ни на йоту не изменился за 60 с чем-то выпусков и, как и был отморозком, так им и остался – и конкретно в этом случае это нифига не минус.

Ну допустим, команда злых злюканов, которые в большинстве своём и не намерены исправляться – неужели до этого не было ничего подобного? Само собой нет – злодейских формирований было ну очень много, от популярных Legion of Doom до местечковых Забытых Злодеев (в рядах которой, кстати, состояла Чаровница). Ладно, продолжаем отсекать дальше – а много ли таких команд получали свои серии? Это уже более валидный аргумент в пользу уникальности Отряда – ничего похожего до этого не было.

И даже если мы будем считать их антигероями (моя тирада про то, что их не стоит считать таковыми скорее моё субъективное мнение), Отряд самоубийц всё равно не был дежурным «добром с кулаками», ведь Аманда Уоллер проворачивала крайне мутные дела с сомнительными результатами. Ибо Джон Острандер замешал цветастых суперзлодеев с политикой.

Настоящий Отряд Самоубийц

Я не буду сильно распинаться по поводу первого тома «Отряда Самоубийц» — вы всё равно наверняка про него слышали и явно что-то хорошее. Опять же, всегда тяжело рассказывать про что-то хорошее, особенно когда это что-то тебе ну очень понравилось.

Пожалуй, самая сильная сторона серии – её персонажи. Острандер и компания создали мастерскую командную серию, очень ловко жонглируя кучей персонажей (напомню, каст постоянно менялся), сталкивая их лбами, создавая временные союзы и заплетая интриги. В ту пору злодеи как раз начали получать «человеческое лицо» и становиться всё более объёмными, и «Отряд» внёс в этой свой весьма весомый вклад. Многим из персонажей серия подарила не то что вторую, а первую жизнь и создала фундамент их современной популярности – самым ярким примером тут является Дэдшот, который как раз недавно получил крутой костюм, но ему недоставало крутых сюжетов.

Забегая вперёд: «Громовержцы» как будто не смогли провернуть того же со своими героями – похожей популярности они не снискали.

Одержимая демонами Чаровница, депрессивно-суицидальный Дэдшот, придурковатый и борзый Капитан Бумеранг, отчаянно старающийся исправить старые грешки Бронзовый Тигр и их непростой роман с Лисицей, и огромное, пёстрое сборище жестоких, очаровательных, пугающих или наглухо отмороженных второстепенных персонажей – а над всеми ними довлеет холодная и расчётливая фигура Аманды Уоллер. Есть в комиксах такие персонажи, которые, казалось, были в них всегда – и глава Отряда Икс как раз из таких. Почти все авторы, стоявшие у истоков Отряда, в один голос говорят, насколько уникальной и убедительной она получилась, и то, что она выглядит как грузная чёрная женщина лишь усиливало её стальной характер. Её очень отдалённо можно сравнить с Ником Фьюри, но даже он мог бы поразиться коварству и расчётливости Аманды. Искренне считаю, что без неё серия стала бы просто побегушками плохих ребят за ещё более плохими.

Кстати, а за кем бегал Отряд Самоубийц? Тут, конечно, полное раздолье – и группировки террористов мета-людей, и разборки с якудза, и наркокартели вудуистов, замес с Фуриями с Апоколипса; само собой не обошлось без поездки в Россию и забега по джунглям Индокитая. И каждый раз, на бумаге, цель Отряда вроде бы благородная, но методы и последствия малость сомнительные. Бывшие цели вербуются, их технологии и находки используются в будущем, а сама Уоллер ловко балансирует между несколькими правительственными структурами в их бесконечной грызне за власть.

Через весь том красной нитью идёт тема того, насколько вообще оправдано существования Отряда и что об этом думают его гражданские служащие – охрана, врачи и бюрократы. Аманда то предстаёт практически злодейкой, то единственным человеком, готовым «делать дело», а внутри самой команды кипят нешуточные страсти, потому что они тоже постоянно задумываются о том, «чем мы тут вообще заняты».

Самое забавное тут то, что эта серия на такие сурьёзные темы и с такими шескпировскими страстями не отходила от своих супергеройских корней. Просто посмотрите, как члены Отряда выглядели:

От этих олдскульных костюмов я натурально пускаю слезу умиления.

Отряд вырос из супергеройского ивента и несколько раз пересекался с крупными событиями вроде Invasion!, Аманда пободалась с Бэтменом и так или иначе пересекалась с Дарксайдом – команда не существовала в вакууме, просто слегка расширила привычные границы супергеройского мира. Всего-то нужно было примешать чуть-чуть бюрократии, чуть-чуть международной политики и моральных дилемм – а во главу угла поставить толпу отморозков. И получилась конфетка.

Первый том завершился распадом Отряда, но его очень быстро собрали заново. До второго тома, что выходил в 2001 году, Отряд несколько раз менял состав, но приключался на страницах других серий – например, сольника Супербоя, которого Уоллер вербанула в свои ряды. Команда стала удобным и эффектным сюжетным инструментом, которым можно было гонять супергероев и суперзлодеев – но, на мой взгляд, к величию первого тома никому особо подобраться так и не удалось. Тем не менее, ругать прочие комиксы о команде не хочется – там было много хорошего: тот же сюжет с Коннером Кентом, новым Супербоем, которого я искренне люблю, или недавняя серия Тома Тейлора.

Но до старта второго тома появилась ещё одна команда с сомнительными моральными ценностями, теперь уже в Marvel – вот в нашем рассказе и появляются Громовержцы.

Нюанс был в том, что на первый взгляд всё выглядело вполне прилично.

Как и для чего появились Громовержцы?

Перекатываемся в Incredible Hulk #449. Сюжет привычный – Халк занимается своими делами, и в какой-то момент из ниоткуда в него летит ракета и начинается потасовка. На этот раз на него наехали некие Громовержцы, новая команда супергероев:

В принципе, ничего необычного – это распространённая практика, вводить новых персонажей, сталкивая их лбами со старыми и известными (того же Росомаху тоже представили об Халка). Опять же, момент был вполне подходящий – только-только отгремело событие Onslaught, по итогам которого Мстители и Фантастическая Четвёрка считались погибшими. Мир осиротел без своих героев, так что новые защитники ему были очень нужны.

Пока вижу очень сильные параллели с появлением Отряда Самоубийц.

Неудивительно, что Громовержцы получили свой сольник, явив себя миру в 1997 году. Нью-Йорк и вся планета могут спать спокойно… подождите, это Барон Земо?!

Громовержцы — это не кучка злодеев, которую согнали в кучу для теневых операций, а кучка злодеев, которая корчит из себя героев, чтобы в итоге наделать ещё больше злодейств. Курт Бьюсек отмечал эту разницу как одну из ключевых, и я могу с ним только согласиться, поскольку благодаря ей у двух команд совершенно разная динамика. И благодаря ей же они пошли по совершенно разным путям, ведь случился второй неожиданный твист – злодеям, изображающим героев… понравилось быть хорошими ребятами. В процессе своих похождений команде удаётся несколько раз сделать что-то по-настоящему героическое, что заставило их всерьёз переосмыслить свои взгляды на жизнь.

Забавно, что в кроссовере с Паучком Питер начинает сомневаться в непогрешимости Громовержцев, и финальным аргументом «против» них для него становится тот факт, что Джеймсон их обожает.

Потому, когда Мстители и Фантастическая Четвёрка в конце концов вернулись, Громовержцы решают помочь им и расправиться с Земо. Они сдаются на милость героев, но загадочным образом исчезают прямиком перед отправкой в тюрьму. Весь маскарад продлился всего 12 выпусков.

И это интересный поворот и в целом интересная фабула – очевидно, Бьюсек, Багли и компания понимали, с чем будут сравнивать их новую серию, потому постарались сместить акценты и копнуть в сторону того, как человек чувствует себя, делая что-то хорошее. Опять же сам Бьюсек понимал, что слишком долго играть с идеей «герои понарошку» тоже не стоит – читатель от этого банально устанет; потому в течение года расклад снова поменялся.

Название, кстати, тоже имеет двойное дно – по мнению Земо (читай Бьюсека) оно одновременно и вполне приличное и криптофашистское, «напоминающее о Второй мировой: штурмовиках и блицкриге».

Само собой такой лихой твист тщательно скрывали. Интернеты сохранили для нас большое интервью Бьюсека для журнала Wizard, в котором автор, не моргнув глазом, вешает лапшу на уши интервьюеру, а в конце даже есть блок с «синопсисами» будущих выпусков. Сейчас трудно оценить степень удивления читателей в конце первого выпуска, но уверен, что аудитория такого не ожидала и была неслабо взбудоражена.

Зная будущее, в тексте много уморительных тезисов: Гражданин Ви, под маской которого скрывается Барон Земо, якобы внук оригинального Гражданина Ви, убитого Земо; никто из команды «прежде не был костюмированным героем» и так далее.

«Громовержцы» Бьюсека показывают, что в каждом из нас так или иначе есть какая-то тяга к добру и что люди могут меняться. Курт вообще, как мне кажется, во многих своих работах продвигает такую классическую супергеройскую идею о добре и зле, лишь слегка её осовременивая – у него герой всегда поступает так, потому что иначе не может и даже не хочет, и движет им альтруизм и собственные моральные устои. Вполне однозначная сволочь у него барон Земо, но на то он и фашист, в конце концов.

Забавно, что для Курта это вторая попытка в сюжет «плохие ребята стараются исправиться» – в далёком 1988 году у него выходил комикс Liberty Project, который, если говорить мягко, был очень сильно вдохновлён Отрядом Самоубийц – тут тоже группе злодеев предлагают работать на правительство в обмен на досрочное освобождение. В принципе ничего интересного мне про неё сказать больше нечего – просто любопытно, как некоторые идеи мы проносим сквозь годы.

Впереди у Громовержцев было много разных приключений – и в другом измерении они побывали, и изо всех сил старались доказать, что они исправились, в какой-то момент над ними даже взял шефство Хоукай (путь исправления которого, кстати, Курт называл основным вдохновением для команды), и в целом они превратились в группу раскаявшихся преступников и вполне однозначных антигероев. И так бы и остались они ещё одной ватагой супергероев (пусть и с оговоркой), если бы не одна маленькая заварушка.

Последствия Гражданской войны и смена парадигмы

В самый разгар Гражданской войны возвращается барон Земо – с новыми силами и идеями. Работая сразу на два фронта, он одной рукой помогает Старку и Ричардсу с отловом суперзлодеев, а второй обещает Кэпу и компании помощь в случае их поимки. Всю команду вновь одолевают сомнения, всем вновь приходится переосмыслить себя и решить, верят ли они новому Земо (пока на фоне супергерои отчаянно друг друга месят).

Подробнее читайте в изданном комиксе «Гражданская война. Герои по найму / Громовержцы»

А дальше всё становится ещё веселее – после окончания Гражданки Громовержцев снова пересобирают. Публично их выставляют героями, что здорово помогли Инициативе Старка в регистрации супергероев, а во главе встаёт… Норман, мать его, Озборн. Так начинается сюжет Уоррена Эллиса и Майка Деодато – младшего, поистине сногсшибательный комикс, который, пожалуй, все вспоминают первым, когда речь заходит о Громовержцах.

Тоже издано на русском.

Финт ушами тут просто невероятный – из команды раскаявшихся суперзлодеев Громовержцы превратились в правительственное орудие, которым руководит человек с, кхм, крайне зыбкими моральными устоями. Ничего не напоминает? Именно – команда максимально приблизилась к Отряду самоубийц, за что Эллиса можно было бы обвинить в ленивой копирке, если бы не два «но» – во-первых, Громовержцев очень активно и серьёзно пиарят (вполне прямой комментарий Эллиса о том, что в наше время любят воспевать порой совсем нехороших ребят), а второе – Норман Озборн космически далёк от Аманды Уоллер.

Если у той есть хоть какие-то моральные устои, чему посвящено 60 с хвостиком выпусков первого тома, то старина Норми тварь редкостная и страшно даже представить, что он будет творить, получив такую власть. В привычную формулу была добавлена политика и социальная сатира, на которой Уоррен собаку съел. Первый сюжет буквально называется «Вера в чудовищ»!

Справедливости ради и прежде команда рассматривалась через линзу общественного отношения – вспоминаем дебютный выпуск, в котором население реагировало на новых героев. Только у Эллиса вводные несколько другие.

Если оригинальные «Громовержцы» были вполне себе супергероикой, то «Громовержцы» Эллиса / Деодато это такой прям хороший супергеройский боевик с примесью сатиры. Не обошлось и без любимых Эллисом СМИ и нескольких уморительных телевизионных сюжетов и реклам, вроде промо новой коллекции фигурок:

А «Отряд Самоубийц» тем временем наоборот всё больше уходил в чисто супергеройскую степь, оставляя за кадром Белый дом и хитросплетения интриг. Если посмотреть, например, на серию в рамках New 52 то это такой стандартный (не значит плохой) супергеройско-суперзлодейский капустник, в который добавили один ингредиент – Харли Квинн, чья популярность тогда взлетала подобно ракете. Иными словами, если расположить обе команды на воображаемой линии, на одном краю которой будет «супергероика» а на другой «реализм и политика» мы поймём, что за свою вполне себе внушительную историю и Отряд, и Громовержцы попутешествовали туда-сюда по этой линии, успев в какой-то момент побывать и тем, и этим. Потому и какую-то чёткую границу между ними провести тяжело.

Но можно.

И что в итоге?

Если совсем упрощать, они одинаковы – и там и там это команды суперзлодеев / антигероев (да, само собой, в их комиксах была максимальная концентрация последних), которые вроде плохие, а вроде и нет, но уж их враги точно ещё хуже.

Если же копнуть чуть глубже, можно найти два ключевых различия: во-первых, Отряд самоубийц по большей части состоит из персонажей, что запихнули туда против их воли, тогда как Громовержцы чаще всего состоят из добровольцев, если можно так выразиться. Уж как минимум собрались они точно по своей воле, и по своей же воле они решили скинуть ярмо Земо и попытаться стать лучше. Дабы добавить немного поэтичности скажем, что Отряд Самоубийц по природе своей сопротивляется конкретному врагу (правительству в лице Аманды Уоллер), а публичные Громовержцы сопротивляются обезличенному общественному порицанию.

Ну и второе различие та самая публичность, из чего вытекает много сопутствующих вещей: взаимоотношения внутри команды, как супергеройское сообщество на них реагирует и так далее. Как минимум у Отряда есть Аманда Уоллер, и одно только это делает команду уникальной и отдаляет от Громовержцев (как и последних от Отряда). Если первые про «как бы сохранить башку и поднасрать Уоллер и Госдепу», то вторые чаще про «Как бы сделать так, чтобы все поверили в наши хорошие намерения».

Так что здесь история как с прочими «похожими» героями и командами – с виду вроде одно и то же, но стоит чуть призадуматься, как различия вылезают сами собой. За себя лично скажу, что идея Отряда мне ближе – просто потому, что серия Острандера и компании стала одним из моих любимых комиксов в принципе. Но и отдаю должное историям о кучке злодеев, что твёрдо решили исправиться, потому что быть хорошим человеком всегда приятнее.

На этом мы сегодня и закончим. Спасибо, что прочли эти буквы.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty! И читайте блог Дитриха.

Комментарии