Интервью с Донасьеном Де Рошамбо

315

О комиксах, кино, кулинарии и много о чем еще.

Граф Донасьен де Рошамбо – настоящий французский граф, живущий в России. Одним из его предков был Жан-Батист Донасьен де Вимёр де Рошамбо, французский маршал и участник войны за Независимость США. Граф живет в России уже более 9 лет, в число его хобби входит кулинария и кураторство выставок. Но нам он прежде всего интересен как коллекционер и эксперт в мире комиксов.

Мы встречаемся с Графом на его территории. Никаких замков или шато, лишь простая квартира в центре Москвы. Ну, относительно простая – стены гостиной увешены оригинальными рисунками «Сорвиголовы» и «Людей Икс», а в отдельном углу висит оригинальный целлулоид Дональда Дака, так что для гика любого возраста эта квартира как музей. У входа нависает трехметровый белый шкаф, полностью забитый комиксами всех мастей – альбомов и графических новелл, русских и зарубежных, переведенных и на оригинальном языке. Полки в шкафу – металлические, чтобы выдерживать вес всех книг. Граф любезно усаживает нас за стол и наливает чай в стаканы, похожие на те, что обычно раздают в поездах дальнего следования. И это очень по-русски.

Расскажите о своем проекте «Влияние 2015: Современная живопись». Насколько я знаю, он проходит в рамках фестиваля «КомМиссия», и в нем принимают участие известные российские художники.

Александр Кунин, новый директор фестиваля, попросил меня помочь. Я являюсь частью команды, а он – наш большой босс. Так вот, Кунин попросил меня стать куратором и организатором выставки, так как я знаю множество зарубежных и отечественных художников и разбираюсь в современном искусстве и комиксах.  А за последние пять лет я принял участие в порядка пятнадцати проектах. На этой выставке российские художники представляют свои работы, на которые оказали влияние комиксы. А в будущем, я надеюсь, эта выставка станет ежегодной.

Когда у вас возникла эта страсть к комиксам?

Когда я родился, у моего отца на книжной полке уже стояли комиксы. Гюго и Тинтин, Астерикс и Мольер – это книги, это такая же литература, они есть в каждом доме и у каждого на полке. Так что процесс был естественным и лишь став постарше, я начал покупать свои собственные комиксы, которые мне нравились, а увлечение превратилось в собирательство.
Я коллекционирую далеко не все. В Америке коллекционируют много и в основном первые издания альбомов. Например, первый номер Action Comics, в котором впервые появился Супермен, продали приблизительно за три миллиона долларов. Во Франции у нас есть люди, имеющие на руках первые выпуски Тинтина, но обычно в Европе коллекционируют оригинальные рисунки.
В России же с этим были трудности. Шесть лет назад, я сидел в ресторане с друзьями, и мы говорили о комиксах в России. И шесть лет назад здесь почти что ничего не было. Сейчас есть около шести магазинов, где можно что-то приобрести, и два действительно хороших издательства – Zangavar и Boomkniga. Это, можно сказать, новшество.

Если бы вы могли кардинально изменить отношение людей в России к комиксам, что бы вы сделали сперва?

Я задаюсь этим вопросом уже на протяжении нескольких лет. Лишь несколько людей здесь готовы сражаться за этот жанр – редакторы издательств и тех же самых Zangavar и Boomkniga, организатор выставок и фестиваля «КомМиссии» Александр Кунин, организаторы фестиваля «Бумфест» в Санкт-Петербурге и некоторые художники…Мы пытаемся. Это трудно. Но даже сейчас мы достигли большого прогресса – раньше, когда я заходил в крупнейшие книжные магазины, максимум, что можно было найти – одна маленькая полка с какими-то дешевыми комиксами. Нам говорили – идите на улицы! Покупайте их там в киосках за десять рублей! Но они были дерьмом,  и это так. Теперь у нас можно найти достойные экземпляры «Гарфилда», «Города Грехов», «Персеполиса» и многих европейских комиксов. Именно поэтому я и организовываю подобные выставки. Когда появляются талантливые художники, оформители, авторы, раскрасчики, и рисуют хорошие работы, становится проще доказать, что комиксы – это тоже искусство. Так что это мой путь – через выставки и фестивали, оригинальные работы и современное искусство.

Что вы скажете о современных комиксах и крупных издательствах вроде Marvel и DC? В каком состоянии находится сейчас их рынок в России?

Знаете, на протяжении вот уже нескольких лет, как мне кажется, единственное, что можно спокойно читать – это комиксы Marvel. Не мои любимые, но читабельные. Так было, наверное, лет пять назад. Года два назад появилось большое количество европейских комиксов, которые рассказывают не об американских супергероях. Они, наверное, потеснили супергероику. Тот же «Маус» Шпигельмана или «Black Hole». Большой издатель, маленький издатель, или парочка ребят, которые вложили все свои деньги в свой комикс и хотят одним тиражом выпустить его на рынок, это не столь важно. Комиксы стали качественнее и по наполнению, по содержанию и просто в плане типографии. И оттого, кстати, сильно подорожали. Раньше, на КомМиссии за 500 рублей я мог купить все интересующие комиксы, сейчас за 500 рублей можно приобрести один альбом, но очень хорошего качества.

Когда вы решили, что хотите жить в России и вести эту борьбу за комиксы?

Ну, я не решил жить в России ради комиксов, комиксы были позже. Один мой хороший друг, Жак Фон Полье, живет в России уже больше двадцати лет. Он директор российского часового завода «Ракета». Сперва он был просто студентом из Франции. И потом, по его советам, я приехал сюда впервые как турист, десять лет назад. И просто влюбился в Москву. И каждую минуту с моей первой поездки я думал – безумие! О! Еще безумие! Такой сумасшедший город, такие прекрасные люди, такие открытые души. Я на самом деле считаю, что в России свободы больше, чем в Европе и Франции. Вы можете этого не осознавать, но это так. Когда я впервые приехал сюда летом, я подумал – окей, надо посмотреть, как тут живется зимой. Остался на зиму, пережил ее, и после этого решил перебраться сюда, не зная язык и лишь имея с собой какой-то багаж.

Коллекция Донасьена де Рошамбо. Тор

А чем вы тут занимаетесь?

У меня нет какой-то конкретной работы. Я организовываю множество выставок современного искусства и комиксов, общаюсь с художниками и издателями. Если надо, то напишу какую-то статью или заметку о комиксах – я, знаете ли, специалист по комиксам, просто потому, что их читаю. Это одна часть моей работы тут.
Другая часть – это часы «Ракета», выпускаемые старейшим Российским часовым заводом, который находится под Петергофом. Около пяти лет назад мой друг Жак фон Полье приобрел этот завод и нас несколько друзей, как русских, так и французов, помогающих ему в развитии бизнеса. Еще я интересуюсь кулинарией, это что-то вроде хобби. Я провожу мастер-классы по готовке, обучаю желающих самым простым французским рецептам. По-настоящему французским – это отнюдь не те рецепты, которые вы найдете во французском ресторане где-нибудь в Москве. У меня есть кулинарный блог, где вы можете посмотреть рецепты и попробовать приготовить что-то сами [Автор статьи особенно рекомендует попробовать приготовить Бананы Фламбе, потому что это просто какое-то объедение – прим. GeekCity].

Пару лет назад проводился опрос среди населения страны. Исследователи пытались выяснить, кого у нас принято считать российским супергероем. Самыми популярными вариантами ответа были Илья Муромец и Александр Невский. Как вы думаете, каким должен быть наш, современный, российский супергерой?

Во Франции, к примеру, у нас не так много героев с суперспособностями, это все-таки ближе к американской культуре. Опять же, у нас есть Тинтин, есть Астерикс и Обеликс, есть герои отовсюду, из кино и литературы, Д’Артаньян и три мушкетера. Что касается российских авторов и художников, то им придется заново воссоздать российский комикс. Когда я вижу российские комиксы, то они больше похожи на все остальное – на американские, европейские, на мангу – нежели имеют свои собственные черты. Это как Болливуд и Голливуд, или французский кинематограф. У всех разные стили.  Поэтому у нас и есть этот фестиваль рисованных историй «КомМиссия», он о русских, с их обширной культурой и историей.
Возвращаясь к отечественным авторам. Их основная задача сейчас – это придать русским комиксам свое лицо, индивидуальность. И герои там могут быть кто угодно: Чебурашка, Снегурочка, Александр Невский и даже Екатерина Вторая.

Вы это пытаетесь сделать с помощью своих выставок. Но есть какие-то издательства, вроде Баббл, которые придумали своих героев и издают свои комиксы, с явным уклоном в зарубежные комиксы. Что скажете о них?

Я знаю многих людей из российской комикс-индустрии, но Баббл исключение, с их представителями я еще не встречался. Но я знаю об их комиксах и их сериях. И знаете – если кто-то что-то делает для комиксов в России, то это прекрасно. Это то, что не делают многие русские авторы. Можно говорить по-английски, одеваться по-американски, посещать Америку, но быть американцем вы не сможете. Также как и я, при всей своей любви к России, никогда не буду русским. Так что если бы в Баббл нашли свой подход к созданию комиксов, русский подход, без копирования кого-то, то от этого их комиксы стали бы только лучше.

Что думаете о комикс-адаптациях в кино?

Перенести любой комикс, новеллу или даже книгу на экран очень проблематично. К примеру, мистера Джексона я бы «убил». Надо сжечь этого парня за то, что он сделал с Бильбо и «Властелином Колец». Я обычно миролюбивый парень, но это немного личное…
С комиксами это та же история, как и с любыми адаптациями книги или мультфильма. Иногда хуже, иногда получается немного иначе, а порой и лучше. У Марвел в большинстве своем получается отличная адаптация. Мои любимые истории из комиксов 70-х, 80-х, 90-х, начало Мстителей и так далее, все это переносится на экран и это отлично.
Есть множество фильмов по комиксам, о которых некоторые люди даже не догадываются, что они сняты уже по мотивам. Пиарщики умалчивают это, чтобы не отпугнуть зрителей. А ведь такие фильмы как «Ларго Винч», «В значит Вендетта», «Приключения Адель», «Синий – самый теплый цвет», «Смурфики» — это и отличные комиксы, и отличные фильмы. Вот видеоиграм, кстати, не так повезло, я едва ли могу назвать хотя бы пару приличных экранизаций.
Так что есть и хорошие, и плохие адаптации. Знаете, еще забавно, что некоторые, и не только в России, говорят –да, я люблю комиксы! Я люблю Человека-Паука, я его большой фанат! Окей, парень, кто твой любимый автор, кто твой любимый художник? Дитко? Кирби? О, нет, мне просто нравятся фильмы про Паука. Окей, какой? Из восьмидесятых? Нет, последний? Угу, ясно. Ты действительно большой фанат Человека-Паука.
Или Бэтмен. Некоторые не смотрели фильмы до последней трилогии, и называют себя фанатами персонажа.

Коллекция Донасьена де Рошамбо. Обратный Флэш

Кстати, говоря о Бэтмене. Вы слышали о скандале, связанном с обложкой комикса Batgirl? Людям просто заняться нечем, как считаете?

Скажем так – не хотите читать комикс – не читайте. Не хотите смотреть фильм – не смотрите. Это очень похоже на полемику о Чарли Эбдо. Никто же не говорит вам читать эту газету каждую неделю. Не хотите – не покупайте. Есть множество других вещей, которые вам понравятся, а может и не понравятся. Но я думаю, что публиковать мы должны все. Есть лишь одна грань, и это – дети. Некоторые вещи не для них, дети всегда все воспринимают слишком близко.

Если я не могу что-то принять  и понять – то я слаб. Если могу – я силен.

Какой у вас любимый американский и европейский комикс?

Пожалуй, у меня таких нет. У меня есть любимые художники – Карл Баркс и Дон Роса, создатели Диснеевской Утиной Семьи, и они рисовали очень и очень хорошие комиксы. Из сценаристов, мне нравится Рене Госинни, создатель Астерикса. У него потрясающие сюжеты! В России, кстати, очень много талантливых рисовальщиков, но меньше хороших авторов и сценаристов. Это потому, что в Америке и Европе это две разных работы для двух людей.

И наконец, ваш любимый персонаж. С кем вы себя ассоциируете?

Ох, это трудный вопрос. Наверное, это Астерикс.

Астерикс?

Да, Астерикс. Знаете, Цезарь захватил всю Галлию, за исключением одной деревни, которая продолжала сопротивляться.  И я вижу людей в России, которые продолжают сражаться за комиксы, совсем как эта маленькая деревня, доказывая всем остальным, что нет, это все-таки искусство!

И однажды, вы победите?

Да, однажды, мы точно победим. Революция грядет, и она уже близко. Совсем как зима.

Комментарии