«Другое издательство» о лицензиях Marvel, авторских комиксах и ситуации с индустрией сейчас

2 314

Интервью с издательством.

Полмесяца назад на ежегодном фестивале литературы non/fictio№ мне посчастливилось лично познакомиться с двумя представителями «Другого издательства» – сценаристом и креативным продюсером Дмитрием Елецким, а также главным редактором Ярославом Абрамовым. Сегодня же к своим товарищам присоединился издатель, директор по развитию и идейный «двигатель» «Другого» – Максим Ластовенко. Как можно понять из названия, чтобы поговорить о комиксах и их издании: что будет с классическими комиксами про Венома и авторскими проектами, сколько стоит сценарий Дмитрия Елецкого и почему издательство вообще «Другое»? 

Привет, ребят! Ну, каково быть одним из последних независимых издательств комиксов в РФ? Какие ощущение от крайне нестабильного рынка последних лет; как справляетесь с пандемией, кризисом бумаги и нынешними, кхм-кхм, проблемами?

Максим: Удивительно! Жаль, что без вливаний сторонних средств практически невозможно функционировать, как издательство комиксов в России, но мы очень гордимся, что у нас получилось. Мы смогли выстоять в кризисное время и выстроить прибыльную модель самостоятельно. Конечно, приходилось жертвовать некоторыми проектами и принимать непопулярные решения, но это определенно опыт, который помог нам наладить работу издательства и выстроить правильную стратегию!

Ярослав: Да вроде прикольно! Нам нравится! Конечно, не без приключений, но зачем еще заниматься комиксами, если не ради приключений? 

Дмитрий: Все препятствия на нашем пути – это опыт. Мы становимся сильнее, преодолевая их. А независимость в эпоху корпораций и мегаструктур – это круто. 

Знакомьтесь: это Максим.

К слову, о независимости: сколько раз вы получали письма счастья с предложением «выкупить» издательство? Думаю, парочка таких писем все-таки приходила. Как обычно реагируете на это, как отвечаете, и почему до сих пор не «продались», сбежав из этой проклятой индустрии?

М: Когда была пандемия, мы сами хотели стать импринтом одного большого издательства (не того, о котором вы подумали) и даже вели переговоры об условиях, но в итоге не сошлись. Нам казалось, что это откроет двери к новым лицензиям и развитию. А в итоге очень рады, что так вышло. За последующий год мы заработали значительно больше, чем планировали получить «продавшись».

Я: Я постоянно пытаюсь продать издательство, пока ребята не видят, но ни у кого пока не нашлось достаточного количества плутония, чтобы закрыть сделку!

Д: Да, независимость в эпоху корпораций и мегаструктур – это круто. Точно вам говорю.

Это Ярослав.

Как дела в вашем магазине [речь идет о GRAFiKA – одном из старейших комиксшопов СПб и России в целом]? Интересно было бы узнать, что изменилось за годы (блин, ведь реально годы прошли) со времен открытия шопа, как поменялись взгляды на комиксы, их продажу и необходимость оных в РФ в целом.

М: У магазина все отлично. Да, онлайн-магазину уже почти 11 лет, а физической точке 9 лет. У него тоже своеобразная модель, которая помогла нам выжить; его сложно назвать хардкорным комиксшопом – там много всякой мелочевки и манги, и вообще уютная атмосфера книжной лавки. Мы ориентируемся на условного «прохожего», а не на коллекционеров и фанатов комиксов, именно поэтому все эти годы потрясения рынка мы не особо чувствовали, вот разве что в этот год прекратился рост, даже минимальный, а инфляция растет, поэтому мы немного переживаем, но надеюсь, что справимся и здесь.

Д: Всегда верил в некоторую миссию нашего магазина (да и вообще всех комиксшопов в РФ) – мы должны не только сохранять и подогревать интерес к новинкам у хардкорных фанатов, на чьи головы валятся различные потрясения, но и завлекать тех самых «прохожих». За время работы магазина мы смогли развеять множество стереотипов о любимом формате историй и переубедить большое количество негативно настроенных посетителей из категории 40+. Я заметил, что в России крайне важна экспертность – нужно всегда рассказывать, что различные деятели искусств уважали и любили комиксы. Что формат был в нашей стране еще в начале прошлого века, но потом почти пропал. И так далее. В итоге такие заблудшие души уходят из магазина с каким-нибудь ГРАФИЧЕСКИМ РОМАНОМ. 

Я: Я иногда покупаю там книжки по полной цене, чтобы поддержать Максима. Думаю, GRAFiKA до сих пор только на этом и держится. 

М: Всегда рад втюхать подороже!

Я: Всегда рад помочь другу!

М: А вообще, забавный факт, но мы все работали продавцами в этом магазине в разный период времени, да и познакомились благодаря ему. Получается, что GRAFiKA своего рода «тест на стрессоустойчивость»: после работы в российском магазине комиксов уже ничего не страшно.

А это Дмитрий. 

Касательно западных лицензий: почему именно комиксы, так или иначе связанные с 90-ми и ностальгией по эпохе Jetix/Fox Kids? Неужели эти серии правда активно скупают, учитывая качество сюжетов внутри? Я буду продолжать настаивать на том, что комиксы по «Назад в Будущее» не очень, сорри.

М: Это определенно ниша, с которой надо работать. Вы не поверите, но такие истории покупают значительно чаще комиксов с офигенным сюжетом, у которых множество премий. Как бы это ни было смешно, но такой уж у нас рынок. Люди рады иногда окунуться в прошлое. 

Мы сами очень любим франшизы 90-х, ведь росли на них. Все это – наше детство. А еще нам хотелось создать образ издательства, который полностью отражает нашу любовь к ностальгии. Взять даже ситуацию с «Непобедимым Человеком-Пауком»: я был дико счастлив от самого факта, что мы выпустили первый сборник в мире по этому тайтлу, до этого он издавался исключительно в синглах, и мы были первыми, кто собрал это все под одной обложкой. А еще мы смогли перевести его в соответствии с официальным переводом мультфильма тех лет, что вдвойне круто! Вот ради такого и живешь.

В общем, сюжет комикса может быть максимально простым, но радости читателям он подарит порой больше, чем что-либо серьезное. 

Я: Я бы не сказал, что мы выпускаем исключительно комиксы из 90-х. Просто так сложилось, что многие наши тайтлы именно из тех времен! Но и среди них можно найти бриллианты. Я искренне люблю все, что мы выпускаем, даже если это что-то откровенно дурацкое, но по-хорошему дурацкое! Не обязательно же искать в каждой истории сакральный смысл, а читать про то, как Карнаж просачивается через оптоволоконный кабель на заре эпохи интернета, чтобы ИРЛ надрать зад обидчику из сети – еще как весело! 

Кстати, комиксы по НвБ > «Дуальный пастор», сорри. [он его до сих пор не прочел – прим. Давида]

Интересный факт: уже скоро откроется предзаказ на мой дебютный комикс от издательства Alpaca – психологическую драму «Дуальный Пастор». Также специально для GeekCity мы подготовили крутейшую эксклюзивную обложку авторства Сергея Потапова! О старте предзаказов мы (наверное, даже я, потому что чеб и нет) объявим отдельно. 

Наша обложка

Самый ожидаемый вопрос от моих подписчиков: как много осталось западных лицензий и что планируете делать дальше, когда они закончатся (например, что там с Веномами 90-х, которых я до боли люблю)? В любом случае, думаю, можно съездить в ближайший Казахстан и открыть там еще одно издательство по выпуску Marvel. Думали над таким вариантом? 

М:  О, Веном! Да… У меня есть все выпуски в оригинальных синглах, где появлялся Веном до 2010-го года! Несколько коробок. Включая все серии 90-х, поэтому мне тоже очень обидно, обожаю их. Ситуация сложная. Все проекты на паузе. Конечно, все мы понимаем, как маловероятно, что мы вновь скоро сможем выпускать западные лицензии. И все же не теряем надежды, что это когда-нибудь произойдет. Поэтому сейчас временно смещаем фокус на отечественные проекты.

Касаемо Казахстана: политика западных издательств такая, что конкретно «ДИ», как издательству, уже не дадут выпускать комиксы, даже если мы релоцируемся. Из-за опасений, что эти комиксы попадут в РФ, ведь здесь мы в любом случае не прекращаем работу.

К сожалению, возможности для нашего издательства такой уже нет.

Я: Не хочется раскрывать все карты, поэтому не буду!

Д: Я предлагал ребятам открыть издательство «МЯД Комикс». Они почему-то отказались.

М: Я согласен только на оригинальное казахстанское издательство комиксов «ЛМД».

Вот с русским сегментом дела обстоят интереснее: на место моего любимого «МЯУ» пришли комиксы про блогеров и от блогеров. И ходить далеко не нужно за примерами: взять ту же «Дану» от Артура [Кутахова] и «Френдзону» (которая мне понравилась). Как вообще пришли к этому формату взаимодействия с креаторами, и насколько оно выгодно для обеих сторон? Как сильно «заказухи» ударят по количеству авторских произведений в издательстве? Ну и, конечно же, хотелось бы узнать, какие проекты (в том числе и «рекламные») ждать в ближайшее время?

М: Кстати, мы очень хотим переиздать «МЯУ», исправить все ошибки, обновить верстку. Ведь это очень классный комикс и концепт, и он заслуживает этого. 

Если говорить об остальных отечественных комиксах, то, будем честны, проекты с авторами, у которых уже есть своя аудитория, для нас в приоритете. И неважно, блогер это или просто популярный автор с большим количеством подписчиков. Раз отечественные комиксы плохо продаются, значит, нужно и здесь менять подход. И кажется, что у нас получается выстраивать прибыльную стратегию в этом сегменте. 

Последние наши отечественные проекты окупились, и это уже потрясно. Раньше, когда ты выпускал авторский российский комикс, о деньгах можно было забыть – продажи не покрывали даже печать. Поэтому возвращаться в эту нишу было рисковано, но мы вернулись с опытом, учли все ошибки, проанализировали продажи. Это не значит, что авторские проекты не будут издаваться вообще, но мы будем более серьезно подходить к выбору таких проектов – просто хорошего сюжета и рисунка теперь для нас недостаточно.

Я: Слушайте, странно называть эти замечательные комиксы «заказухой» и «рекламными проектами». Я уже говорил, что мы выпускаем то, что нравится нам самим. С Женей с канала Utopia Show мы познакомились сто лет назад на одном из фестов, часто пересекались и в какой-то момент просто решили выпустить совместный комикс. Я вообще смотрел его канал, когда там и 10к подписчиков не было. С «Френдзоной» примерно такая же история. 

В какой-то момент было тяжело выпускать исключительно авторские комиксы, поэтому мы сместили фокус на более «громкие» серии, но это не значит, что мы полностью отказались от авторского комикса, потому что изначально с момента основания издательства хотели этим заниматься. Поэтому сейчас снова постепенно возвращаемся в прежнее русло. 

Авторские комиксы – это круто! Читайте больше авторских комиксов, поддерживайте ребят!

Поговаривают, что ты, Дима, один из немногих авторов комиксов в РФ, который зарабатывает исключительно комиксами. Как к этому пришел, и, если не секрет, сколько стоит заказать у тебя сценарий, например, истории на 50 страниц? 

Д: Это был длинный путь, в ходе которого я несколько раз оказывался в яме, из которой боялся уже не выбраться. Думаю, суть в том, чтобы ПОСТАВИТЬ ВСЕ на выбранное дело. И создавать из раза в раз качественные произведения, даже если они заказные.

Зарабатывать исключительно сценариями комиксов, конечно, можно. Но лучше работать где-то еще. Кроме написания авторских и коммерческих сценариев для комиксов, видеоигр и рекламных роликов, я частенько редактирую отечественные и переводные комиксы. Занимаюсь продюсированием проектов. Помогаю Максу с магазином комиксов. В общем, это потрясающий опыт – контролировать продукцию от и до. От создания и рекламы до распространения. Но силы уже заканчиваются. Скоро Дмитрий Елецкий будет другим. 

Пятьдесят страниц – это сто тысяч рублей минимум. При этом что-то маленькое и быстрое я могу сделать и за меньший гонорар. А еще есть проекты, в которые я готов залететь за проценты или вовсе бесплатно. Но, конечно, таких мало. А еще я имею команду сценаристов, которые готовы написать комикс за гораздо меньшие деньги, я же могу просто законтролить процесс. Все решается в индивидуальном порядке.        

Я: Все, что Дмитрий Елецкий написал выше – абсолютная ложь! Вы что, не слышали? Обычно Дмитрий Елецкий все решает на «стрелках».

Это, к слову, тоже Дмитрий.

Вопрос от одного из подписчиков: как сильно отличаются подход к авторским проектам, вроде того же «Собеседования», и подход к тем самым «сюжетам на заказ»? Лучшие идеи откладываются под свои личные истории, а «мерч» делается по шаблону, или ты стараешься быть беспристрастным?

Д: Когда-то давно я действительно откладывал лучшие идеи для авторских проектов, но потом понял, что у меня их много и постоянно появляются новые. Можно не жадничать. А качество коммерческих заказов сразу же взлетает, как только добавляешь какие-то классные детали. Или личный опыт. Например, в одном из невыпущенных комиксов для Сбера я использовал несколько ситуаций из личной жизни – из-за этого история стала… странной. И этим она запомнится, ведь не ожидаешь встретить что-то личное в таких корпоративных проектах. И тем более редко удается пройти все инстанции, чтобы такие странные и неоднозначные эпизоды сохранились в финальной редакции произведения. Шаблоны и стереотипы я ненавижу всей душой. Мне кажется, нам нужно больше странных и личных историй.  

Есть ли корреляция между твоими произведениями, их коммерческой успешностью и окончанием «ецкий» в фамилии? Поговаривают, что именно это окончание гарантирует признание и известность на отечественной комикс-арене.

Д: Елец (польск. Jelec) – польский дворянский род. Знаю, что есть еще один представитель польского дворянского рода – популярный сценарист и издатель. Для подтверждения теории нужен третий!

По случаю давай блиц из локальных штук: как там обстоят дела со «Сберклаудом» [комикс от «Агентства Параллель» для «Сбера», который слил анонимный сотрудник сервиса еще несколько месяцев назад и который до сих пор не вышел]; что за «теория заговора» вокруг конфликта с Глебом Мельниковым [такое правда было на каком-то известном имиджборде], почему «le CAVALIER de POOPIS» [страница Дмитрия в ВК], и когда новая история из цикла «Из стекла и бетона»?

Здесь планировались сканы страниц «Сберклауда», но вместо этого будет еще одно фото Дмитрия, потому что мы не хотим общаться с юристами зеленого банка.  (Только по рекламе, если будет — прим. ГлавВреда)

Д: Тебя уже ищут корпоративные агенты «Сбера». Надеюсь, ты успел попрощаться с близкими. Да никак дела не обстоят: комикс кто-то слил, он уже пошел по рукам, но выкладывать его в свои соцсети я возможности не вижу – контракт. Так что, получается, легендарный сборник, передающийся из рук в руки. Никто толком не видел, но все про него уже знают.

Недавно знакомый мне скинул скриншот с ОДНОГО САЙТА, где АНОНИМНО обсуждалась наша вражда с Глебом Мельниковым. Конечно, это полная брехня. Мы с Глебом близкие кореша и состоим в нескольких тайных комикс-организациях.

«le CAVALIER de POOPIS» – потому что хотел проверить, так ли я хорош, что заказчикам (корпорациям, брендам, издательствам) придется тегать мой паблик, и они будут на это готовы.  

Новая история из цикла «Из стекла и бетона» уже написана совместно со Степаном Кармой и доработана мной и Ярославом Абрамовым. Называется история «Шальная карта». Уже в работе у потрясающего художника. Выйдет примерно в феврале. Может, в марте.

Я: Или в апреле. Возможно, в мае. Как шальная карта ляжет!

Как ты думаешь, кто такой Дмитрий Чинов? [это бонусно-шутливый вопрос, который появился исключительно ради будущих неловких шуток на очередном фестивале]

Д: Ничего толком не слышал про этого пациента. Видимо, еще один аниме-соперник на моем пути. Время покажет – гостевой он персонаж или постоянный. Еще и имя взял как у меня. В общем, лучше этот вопрос адресуйте не мне, а его друзьям. Пускай соответствующие люди разбираются.

По случаю напоминаю: Дмитрий (который Чинов) написал комикс «Дело Принципа».

Напоследок: и все-таки почему «Другое издательство», а не, ну, другой нейминг?

М: Название очень резонирует и сразу вызывает вопросы! А иногда и повод для шуток, но это же весело – сразу запоминается.  Да, и сокращается оно тоже круто.

А если серьезно – изначальная задумка была, что мы хотели одними из первых начать выпускать авторские проекты с высоким качеством сюжета и рисунка, другой подход, и мы это сделали! До смены модели мы выпустили десяток крутых отечественных комиксов, которые отличались от того, что было раньше на рынке.

Я: Если вы посмотрите на список наших комиксов, то все они так или иначе про ДРУГИЕ вселенные, путешествия во времени и альтернативные измерения. Они просто ДРУГИЕ. Вот и мы тоже! Особенно Дмитрий Елецкий.

Д: Замечательное и мемное название. Обожаю его. А сколько импринтов можно придумать…

Я: Очередное интервью еще одного издательства где-то там в Интернете…

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии