Обзор комикса «Дело Принципа» Дмитрия Чинова и Аскольда Акишина

688

Листаем отечественные комиксы.

«Дело Принципа» – удивительно серьезный графический роман за авторством сценариста Дмитрия Чинова («Сестра») и культового художника Аскольда Акишина, рассказывающий о Гаврило Принципе. О человеке, чьи действия приблизили общество к Первой Мировой Войне и стали громогласным поводом развязать междоусобицу.

Говоря начистоту, далеко не каждый день увидишь комикс с таким занятным описанием и центральной «военной» темой на отечественной сцене – из ближайшего вспоминается только «Сурвило» Ольги Лаврентьевой

И еще более удивительно то, что Дмитрий – дебютант индустрии с одним немым комиксом за плечами – удержался на плаву, не скатившись в остросоциальный комментарий или очередной едкий политический манифест. Одна из главных причин, почему мне так понравилось «Дело Принципа» – отношение автора к трудам историков, сторонним ресурсами и документально подтвержденным фактам. Ниже небольшие выдержки из разговора с автором.

Насколько твой сюжет исторически достоверен? Как мне кажется, любые подобные произведения нужно воспринимать как «субъективный взгляд и личную оценку исторических событий», а не дословную «правду» в широком ее понимании.

Настолько, насколько это вообще возможно, исходя из имеющихся источников. Комикс очень сильно опирается на книгу Евгений Матонина о Принципе, а он, в свою очередь, изучал самые разные источники, в том числе архивные – вплоть до аттестата Гаврило, общался с наследниками Фердинанда и т.д. Характеры героев максимально приближены к реальным. Есть разные версии, кто был инициатором покушения, так что, да, тут пришлось выбрать одну из них. Абсолютной правды тут нет и быть не может. В остальном, это вполне себе исторический комикс с умеренным количеством художественных допущений, основанный на прочном источнике.

Я не могу назвать себя знатоком в конкретном историческом периоде, так что про уместность отдельных источников, дат и событий сказать, к сожалению, не могу. С другой стороны – могу рассказать, почему этот комикс ярко выделяется на фоне прочих отечественных произведений про войну. Важнейшая причина – число центральных персонажей. Когда как большинство сюжетов подобного толка заостряют внимание исключительно на «хорошем и наивном революционере», «Дело Принципа» уделяет равный хронометраж и Францу Фердинанду, и Гавриле Принципу. 

Из этого вытекает очередной «плюс» книги: герои противопоставляются друг другу на равных правах – в этой истории нет однозначного антагониста, чья мотивация будет сведена к клише-монологам. Разумеется, Принцип, несмотря на вышесказанное, остается главным действующим лицом, однако частенько история становления Гаврилы принципиальным борцом за справедливость будет прерываться весьма личными переживаниями Франца. И неудивительно: говоря начистоту, протагонисты одинаково недовольны своим нынешним положением и дальнейшими перспективами, а также стараются изменить мир к лучшему, что особенно заметно в сцене после первой попытки покушения на Фердинанда и его супругу. 

Как автор, склонялся ли ты в сторону одного из двух центральных героев или старался преподнести исключительно «сухие факты» в собственной интерпретации? Понимаю, что в связи с актуальными событиями некоторые читатели могут воспринять книгу как «призыв к действию».

Конечно, второе. Я понимаю мотивацию героев, и старался ее показать так, как она есть. Ничью сторону я точно не занимал. Уже получил отзывы от самых разных людей, едва ли большинство из них проникается симпатией к главному герою. Да и какого-либо призыва к действию там нет, как и связи с «актуальными событиями». Как сценарий, так и сам комикс написан задолго до «них», а дальше пусть произведение живет само. Кому хочется искать параллели там, где их нет, – пожалуйста. Внутри произведения есть куда больше интересного символизма и исторических пересечений, но это уже на откуп читателю, кто захочет – копнет глубже.

Говорить о визуальной составляющей книги, как по мне, вовсе бессмысленно – все мы читаем комиксы не первый день и понимаем вклад Аскольда Акишина в отечественную индустрию не таких цветных, но книжек с картинками. Видеть новые работы культового автора, последней крупной работой которого был «Желтый Ангел» аж 2020-го года («Ч/Б» в расчет не берем, так как переиздание) – всегда приятно. 

Издание новинки «Alpaca» также не может не радовать: твердый переплет, увеличенный формат 190×268 мм (идентичный «Крипи представляет» и «Сквозь Снег») и выборочное лакирование на обложках, а также богатый сборник альтернативных обложек и артов, созданных для эксклюзивных открыток с Boomstarter. 

Я забыл их сфотографировать…

«Дело Принципа» – пример хорошей военной истории, сделанной в современной России. Богатый на детали, нетипичный для индустрии, яркий на события и просто интересный комикс, который искренне хочется советовать молодым читателям.

Жаль, что в мои школьные годы такого романа не было, – думаю, в таком случае мне было бы гораздо проще с запоминанием исторических периодов, дат и событий.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии