Чародейки, мы едины! Полная история W.I.T.C.H.: Часть 2

7 118

Продолжаем изучать комикс про Чародеек – от противостояния с Winx до перезапуска!

На чем мы остановились в первой части?

Мультсериал про Чародеек остался позади, как и история Метамура/Меридиана: Фобос, Седрик и новая Стражница Орубе больше не появятся, а Элион и Калеб не будут играть никакой роли вплоть до камео в последнем сезоне. Я назвал первые пять арков комикса «Сага о Метамуре» (все авторские права защищены). Именно в первых сюжетах превосходно выдержан баланс между магическими приключениями и жизнью девочек-подростков из Хитерфилда – дальше же волшебство все сильнее будет превращаться в искорки на заднем фоне только для украшения.

Поэтому для арок с шестого по одиннадцатый подходит название «Хроники Хитерфилда». И зрелище это куда более своеобразное.

Если же вам не терпится почитать про конкретный сюжет или сразу про перезагрузку комикса, прыгайте в порталы:

Арка 6: Рагорланги (#64-74, 2006-2007)

В каждом из предыдущих сезонов можно было выделить одного-двух героев, которым уделялось больше всего времени. В первом мы фокусировались на Вилл и Элион, во втором ключевым казался выбор Корнелии и Калеба, третий запоминался уходом Тарани из команды, четвертый достался Оракулу Химеришу, а пятый – Седрику и Орубе. Сейчас же пришла очередь Хай Лин и Ирмы. Если Стражнице воздуха досталась боевая линия, то у Ирмы сюжеты в основном лампово тинейджерские.

Итак, Хай Лин и Эрик все еще скучают друг по другу. Однажды девочка навещает парня, но случайно привлекает внимание коварной старушки Теклы Ибсен. Давным-давно ее муж Карл обнаружил в джунглях загадочных духов под названием Рагорланги – это дымчатые безликие пожиратели энергии, в том числе мыслей, чувств и даже звуков. Женщина годами использовала Рагорлангов, чтобы продлевать себе жизнь, но только энергия Хай Лин оказалась настолько ценной, что способна вернуть Текле молодость…

Рагорланги – такие фиолетовые дементоры с лицом орущего несчастного из картины «Крик» Мунка. Пожиратели эмоций уже не в первый раз появляются в «Чародейках», однако Эмбер и Тридарт были совсем другими. Они наоборот подначивали Чародеек злиться для подпитки – Рагорланги же молча вытягивают силы, как лиловая пиявка. С ними невозможно договориться или оскорбить, это бескомпромиссная стихийная сила.

Удар Рагорлангов пришелся по Хай Лин, сильнее всего переживающей из-за разлуки. И все бы ничего, но… Эта битва могла бы закончиться за один выпуск. Чародейки уже в конце первого выпуска расправляются с Рагорлангами, а Текла вместо молодости получает дряхлую старость. И здесь вполне уже можно завершать сюжет, однако историю про Рагорлангов искусственно растягивается еще на 10 номеров. Карл и Текла то пропадают, то снова возвращаются, потом их побеждают, а они снова возвращаются, и еще раз, и еще раз. Всякий раз находится новая лазейка, чтобы Текла наплодила новые присоски. Их число растет, а по сути ничего-то не меняется.

Интересный твист связан только с Хай Лин: оказывается, она и не подозревала, что сама стала Рагорлангом. Увы, поворот все равно ничего не дает, с ним быстро разбираются, а потом снова все откатывается к замесу фиолетового теста.

Теклу немного получается раскрыть как не совсем законченную злодейку: к мужу она относится очень тепло, а сам Карл страдает от их преступлений. Но проблему с целыми 11 выпусками сюжета мелкие плюсы никак не решают – не хватает повышения ставок, Рагорланги уже вскоре напоминают не дементоров, а назойливых жирных мух.

Попозже к охоте на Рагорлангов присоединяется школьный психолог Фолкнер, тайный ловец Рагорлангов.

В Шеффилдской школе есть хоть один нормальный учитель, кроме мистера Коллинза? У авторов как будто давняя обида на всех учителей, поэтому они их делают монстрами или сталкерами.

А в конце Фолкнер ВНЕЗАПНО оказывается плохим, ведь он собирал Рагорлангов ради власти. Ну а потом его в виде раздувшегося фиолетового шарика лопают, и о пожирателях больше никогда не вспоминают. Такая «лорная амнезия» вообще накроет всю вторую половину комикса: одни сценаристы зачастую игнорируют наработки предшественников.

О поглощении мыслей Рагорлангами тоже быстро забывают – духов побеждают при помощи вспышек света. Как если бы Гарри Поттер учился бы кастовать Люмос помощнее для отпугивания дементоров – к концу шестой арки я совсем потерял нить, зачем вообще Рагорланги были нужны.

Как по мне, идеальной точкой было бы дать Хай Лин победить грусть и тем самым освободить ее от превращения в Рагорланга. А то все эти деды и злые педагоги – это лишние остановки по пути к настоящей цели.

Со всех сторон «сага» о Рагорглангах оказалась филлером без четкой темы и глубокого смысла. Эпизоды между основной историей тоже разрозненные, но хотя бы их интересно читать.

К Корнелии в гости приезжает строгая бабушка. Ирма узнает историю знакомства родителей, когда отец-полицейский по ошибке вломился с обыском в дом ее мамы. Ян Лин похищает племя в белых масках, чтобы она помогла вернуть в их мир эмоции. Все это неплохие сценки, но они мало на что влияют.

Напоминаю про новую звезду серии – зверька Ви. Стоит ему появиться, и все внимание переключается на его милые глупости.

Более-менее значительной оказывается история Ирмы. В школе начинаются выборы президента школьного совета, и за место борются сестры-сплетницы Грампер и Мартин. Ирма с подругами пытается помочь Мартину, хотя ее парень Джоэл не воспринимает Мартина всерьез. Но заканчивается все хорошо: Мартин побеждает, а Джоэл мирится с Ирмой.

Тут, конечно, масса вопросов: подходит ли неуклюжий Мартин на должность президента? Почему Джоэл обязан голосовать так, как хочет его подружка?

Жаль, что самый перспективный подсюжет промелькнул мимоходом: Оракул поручил передать Чародейкам верительные грамоты представителям других миров. Так Стражницы отправились в турне по разным измерениям. Оказалось, найти общий язык в дипломатии еще сложнее, чем победить Фобоса.

На переговорах с великанами пришлось выражать мысли танцами.

А закончилась арка концертом, где Вилл снова встретила Мэтта:

Верните мой 2007… (комикс действительно выходил в 2007).

Арка 7: Новая сила (#75-86, 2007-2008)

Кандракар осажден. Небесную крепость опутали корни обезумевший Матушки Природы – чтобы спасти Аурамеры (источники стихийных сил), Оракул вынужден отправить сферы на Землю. Так Чародейки получают новые силы, но хватит ли их для битвы с самой Природой?

Как я считаю, с этого арка началось падение комикса. И тут стоит обратить внимание на авторский состав.

После увольнения создателей «Чародеек» комиксом занимались разные сценаристы и художники, но я специально не акцентировал на этом внимания. Даже с учетом перетасовки команд серия все равно смотрелась цельной историей. Да, может, и не было развешенных ружей для долгоиграющих твистов, а романтические предпочтения девочек менялись за мгновение – и все же мы отлично понимали, что это те же самые Чародейки.

Сюжет первых четырех арок курировал Франческо Артибани, а сценарии для отдельных номеров ему помогали писать Брунно Энна, Паола Мулацци, Джулия Конти, Тереза Радиче. С четвертого по шестой сезон они обходились без Франческо (как вы помните по первой части статьи, Артибани покинул издательство из-за конфликта Disney и создателей «Чародеек»). Уже во второй половине арки про Рагорлангов к творческой команде присоединился Алессандро Феррари, он же в основном и писал седьмой сезон вместе с Августо Маччетто. А после седьмого сюжета сценарий чередовался между Алессандро, Августо, Терезой и Брунно, стоявшим у истоков серии.

Вместе с переходом комикса в мужские руки появилось узнаваемое чувство от прочтения американской супергероики: когда один автор заканчивает ран, другой приходит на серию и «выкидывает вещи» предшественника. Как бы филигранно ни маскировался переход, все равно у каждого автора свой Тор/Человек-Паук/Зеленый Фонарь и так далее. И это нормально, что каждый видит лор по-своему. Но в случае «Чародеек» произошла не перемена творческого направления, а сильный даунгрейд.

Прежде всего, Матушка Природа – худшая глобальная злодейка за все 7 арков. Она была хорошей… Потом сошла с ума… Стала злой… Конец.

Мало того, что даже у Злой Королевы из «Белоснежки» глубины найдется побольше, так у Темной Матери еще и оригинального почти ничего нет. Она атакует Стражниц через сны, как Нерисса. По дизайну она похожа на банши Юа из третьего сюжета. Стремление похитить силы взято у Любы, обращение с приспешниками и растительная тема – область Фобоса. И осаду Кандракара мы тоже видели.

Очень крут облик Королев Стихий, отражавших первую атаку Природы в древности.

Благодаря контакту с Аурамерами Чародейки получили новую форму, но… По сути они научились летать, Тарани стала Девочкой-Факелом. Наряды поменялись, а никаких новых сверхъестественных талантов не добавилось.

Но что случилось с Мэттом… Оказалось, он все это время был агентом Кандракара! И теперь парень будет указывать девочкам, как им управлять новой силой. И самое тупое – после этого арка об этом НИКОГДА не вспоминают. Больше ни разу не упоминаются его магические знания – сценаристу просто нужен был осведомленный помощник в сюжете, и он склепал себе его из первого попавшегося персонажа.

Фактически Мэтта грубо превратили в мультяшного Калеба (даже прическа такая же), только белые нитки точат отовсюду. Мэтт и раньше восторга не вызывал, а тут стал еще унылым занудой, выдающим Чародейкам миссии.

Такой салат из уныния и шизы продолжается до конца сюжета. Чародейки получили личный штаб в пятой арке, и уже в начале седьмой его отобрали. Ирма забыла о существовании Мартина с Джоэлом, и нашла себе нового блондина уже без очков – Стефана.

А потом оказалось, что парень входит в команду подземных подростков U18. Вместе с друзьями он живет на заброшенной станции, и вместе они совершают добрые дела.

Я до сих пор не понимаю, была ли это шутка, что в Черепашек из канализации поверить проще, чем в людей, или это просто европейская атмосфера свободы.

Корнелия начала бесконечно ныть, у Хай Лин завязалась дружба с учительницей танцев, которая поучает ее ванильными цитатами о мотивации…

Только у Тарани и Вилл интересные линии. Огненная Стражница узнает, что ее удочерили, так как родные родители погибли при пожаре. Но потом Тарани выясняет, что огонь наоборот ее спас от корней Матушки Природы.

А мама Вилл вот-вот родит ей брата. В целом, это просто сносный слайс-оф-лайф, но на фоне канализационной горизонтальной коммуны хотя бы выглядит адекватно.

С дизайном тоже беда. Лакеи Матушки срисованы с метамурцев, а ее монстры похожи то ли на пришельцев, то ли на тварей из серии «Пицца-убийца».

Также один выпуск теперь занимает 55 страниц, а не 60, но из-за упадка сценария это я бы даже отнес к плюсам.

Связано ли падение качества со сменой женского взгляда на мужской? Или мультсериал вынудил добавить больше экшена? Я встретил версию, которая устроила меня больше всего – во всем виноваты Винкс.

Пока мультсериальные и комиксные Чародейки балансировали между детской и подростковой аудиторией (да и взрослой, если честно), создатели «Винкс» не стали заморачиваться. Их мультсериал намеренно детский и откровенно глупый. Зато яркий и блестящий, а что еще нужно маленьким девочкам?

Забавно, что создатели «Винкс» проигнорировали все достоинства «Чародеек» и все равно остались победителями. Сделать своих героинь максимально разными? А зачем? Пусть у нас все феечки станут одинаковыми куклами: так и игрушки легче клепать, и персонажей новых можно штамповать на конвейере. Главной все равно останется фея Стелла Блум, а остальные будут у нее на подтанцовке. Неоднозначные мрачные злодеи? Да ну, три злых ведьмы Трикс злые, потому что они злые – идеальный вариант. Раскрывать подростковые проблемы? Вы вообще видели нашу целевую аудиторию, давайте добавим лучше побольше чиби и милых зверушек…

Чародеек в куклы превратить намного сложнее – возможно, это и сыграло ключевую роль в превосходстве «Винкс».

Маленькие дети – самая ценная аудитория, потому что они будут смотреть все что угодно и у них бесконечно много времени. Подросткам угодить уже труднее. Чародейки так и не смогли повзрослеть со своей аудиторией – комикс наоборот становился все более глупым из-за желания диснеевских боссов угнаться за популярностью «Винкс». И седьмой арк хорошо подтверждает: раньше Чародейки летали так высоко, что их снижение до среднего уровня чувствуется как полный провал.

Вдвойне забавно, что Дисней подавали в суд на авторов «Винкс» за плагиат, но проиграли. Не смогли смириться с поражением – попытались сделать из Чародеек «Винкс у себя дома» – подавились радужной пудрой и загнали комикс в тупик.

От «Винкс» Стражницы Завесы начали перенимать формулу «стиль красочные крылышки > содержание». Вместо развития лора сосредоточились на новых трансформациях и аксессуарах. Мужские персонажи постепенно превратились в одинаковых «Кенов», сменяемых чаще юбок Флоры. Развитие Вселенной попросту остановилось.  

Вернемся к комиксу. Последний выпуск закидывает любопытные крючки на будущее. У новорожденного брата Вилл по имени Вильям появляются чародейские крылышки!

Оракул корит себя за неудачное отражение атаки Матери и добровольно снимает с себя лидерство – новым главой Кандракара становится Ян Лин! Даже подкидывается интересная метафора: каждый Оракул достраивает новые этажи Кандракара, а старые уходят все глубже и глубже, пока о них не забудут.

Бабушка в награду вручила Чародейкам новое модное оружие:

Вилл достались шарики на веревочке.

Очень символично, что в этом арке Вилл расстается с Сердцем Кандракара. Сначала его ворует Мэтт, а потом кулон переходит к Ян Лин – в обмен на символ франшизы девочки получили инвентарь Барби-гимнастки. Как будто вместе с Сердцем Кандракара комикс покинула душа.

Арка 8: Научись быть Ведьмой (Teach 2b Witch, #87-99, 2008-2009)

Ужасный предыдущий арк выдал девочкам новую одежду и игрушки, но по факту ничего нового не принес. А вот сейчас Чародейки наконец получают долгожданное второе дыхание – становятся наставницами!

По всему Хитерфилду появляются люди с магическими способностями. Оракул Ян Лин поручает Стражницам обучать новичков, и уже вскоре у Чародеек появляется своя школа чародейства на колесах – волшебный автобус. Также Кандракар отправил Чародейкам в помощники добродушного рыжего силача Кандора.

К сожалению, автобус не разговаривает.

За семь арок формула «чародейки против угрозы из другого измерения» порядочно приелась, поэтому появление школы наконец чувствуется как переход на следующий уровень. Учить кучу детей оказывается ой как не просто.

Каждый ребенок обладает своим даром, но, честно говоря, запоминаются они плохо. На фоне шумных вредных Лилиан и Кристофера эти вундеркинды выглядят скучными тихонями.

А как же битва со злодеем? Она тоже есть, и это… угроза из другого измерения. Зато с нюансами.

Японский бизнесмен Такеда открыл Быстрый Мир, в который можно попасть при температуре абсолютного нуля (-273,15°C). Его дочь Марико перенеслась туда и влюбилась в местного парня Лиама. Однако пока ее дух путешествовал в другом мире, тело девочки застряло в криосне… Поэтому Такеда хочет уничтожить всю магию и Чародеек…

Очень много вопросов. Откуда миллионер знает о существовании Стражниц? Почему он так хорошо разбирается в волшебстве? Почему не может просто попросить о помощи?

Если в «автобусной» ветке Чародейки проявляют себя с новой стороны, то здесь сплошное топтание на месте. История вроде бы и драматичная, но сюжетные приемы опять одни и те же. Атака через сны – есть: Такеда подсылает паразита Наядэ для вселения в Вилл.

У Чародеек две вечные проблемы: плохие сны и красавчики из волшебных миров.

Парень-попаданец – есть: бизнесмен заставляет Лиама втереться в доверие к Стражницам, чтобы похитить брата Вилл.

Для этого голый Лиам забирается в шкаф Хай Лин…

Раздражающий Мэтт – есть: в этот раз он ревнует Вилл к Лиаму и не доверяет ему. В общем-то справедливо, но Мэтт опять себя ведет как душный зануда.

Наверное, именно Такеду можно назвать самым «суперзлодейским» противником в духе Большой Двойки (а именно в стиле Мистера Фриза или Лекса Лютора). У него даже роботы-помощники есть. Но в мире Чародеек гениальный бизнесмен выглядит несколько чужеродно. Чародейкам не нужно становиться супергероинями, они хорошо чувствуют себя в своих историях.

Странный сюжет окупается путешествием в то самое измерение, которое оказывается миром стимпанка. Дочь Такеды в Быстром мире стала Черной Королевой – главой сопротивления против тирании Белой Королевы. Выглядит королевство очень свежо после бесчисленных сказочных садов, пещер и водопадов. Увы, на стимпанк удается посмотреть лишь мельком:

Рынок.
Белая Королева.
Битва в воздухе.

Как связаны линии школы и борьбы против зла? Да почти никак, хотя логично предположить, что бизнесмен нападет на учеников ради истребления магии. Но этого не происходит: только под конец Чародейки немного задействуют мелких магов в сражении с Белой Королевой.

Совмещение направлений лишь мешает друг другу. Сценаристы попытались усидеть на двух стульях: и классическую фэнтезийную битву со злом оставили, и нововведения попытались внести. В результате обучение детей маячит на заднем плане. Нам так подробно рассказывают про магические классы внутри автобуса (там помещается очень много пространства), а используются они всего-то в паре сцен.

Как будто мне рекламировали набор игрушек, но купить его нигде нельзя.

А все потому что внезапное появление магической школы – еще одна попытка угнаться за Винкс. Только там школа находится в центре сюжета с самого начала. Уже другой вопрос, как она используется, но школа феечек – важный элемент. А Чародейкам же волшебный школьный автобус неубедительно навязали.

Например, помните про тайну личности? Забудьте. Чародейкам же нужно как-то искать учеников, поэтому они рассказывают о волшебстве первым попавшимся людям. И все воспринимают это как должное, хотя их дети вдруг научились летать!

В мире блесток Винкс такая примитивная логика нормально работает – у Чародеек же баланс обычной жизни и магической разрушился моментально.

Самый большой плюс восьмого арка – короткие истории. Благодаря появлению миссии по сбору магов можно наконец отвлечься от семейных/любовных переживаний. Например, Корнелия помогает девочке-перевертышу обрести уверенность в себе: она меняет обличья, так как стесняется своей внешности. Тарани хочет завести собаку, но втягивается в загадку о волшебных близнецах и угольных монстрах.

И моя любимая короткая история про Вилл. Во время плавания Стражница начинает видеть странные вещи: в бассейне откуда-то появляются существа-амфибии и тропические рыбки… Очередной заговор? Нет, из-за перенапряжения магические силы Вилл насытили воду магией и превратили фантазии в реальность. Потому что не нужно зацикливаться на одном занятии.

Легкая атмосфера «Новых Мутантов».

Посвящается эпизод и новому персонажу Кандору: Чародейки шпионят за ним, пока Кандор путешествует по всему миру. Но они так и не узнают секрет чародея – он увлекается вязанием и собирает шерсть из разных стран! Глуповато, но забавно.

Есть и полностью реалистичная история. Родители Хай Лин собираются разводиться, и мама рассказывает дочери историю своей любви. Там смешивается и азиатский менталитет, и экономическое неравенство, и проблемы эмигрантов…

Вилл показывает блестящую W как символ команды.

Подытожу так: арк должен был сделать комикс более разносторонним, но множество хаотичных решений разбавили его до приторной сладкой смеси. Зато мини-истории стали намного интереснее – далее комикс и будет двигаться в этом направлении.

Арка 9: 100% ведьма (#100-117, 2009-2010)

Вот мы и достигли 100 выпуска! Тогда серию и настиг легкий перезапуск, хотя по самому комиксу сразу не скажешь. Вселенная и Чародейки остались все те же, однако поменялся подход к историям.

По прошлым трем аркам было хорошо видно, что сценаристам все тяжелее даются глобальные линии на весь сезон. Поэтому от противостояний с центральным злодеем отказались – комикс превратился в антологию про жизнь в Хитерфилде с небольшими перерывами на магию. Сюжеты занимают максимум два выпуска и почти никак друг с другом не связаны.

Возможно, жертва была необходимой, чтобы избавиться от филлеров – ведь если все выпуски филлерные, то никто не филлерный…

Сами сюжеты тоже стали попроще, как в субботних мультиках или ситкомах. Без горизонтальной структуры многие идеи как будто пропали в никуда. Например, про волшебный автобус иногда вспоминают, но саму учебу почти не показывают. Или сцена, как Вилл импульсивно проходит собеседование – в моменте забавно, но никаких последствий попросту нет.

Ставки ожидаемо упали до нуля, ведь в конце номера все откатится к привычному статусу. Какой смысл волноваться за Корнелию, которую перевели в элитную школу, если она ожидаемо вернется домой в конце выпуска?

Романтика также незаметно растворилась: Вилл осталась с Мэттом, Корнелия – с Питером, а остальные Чародейки так и не нашли себе пару. Но как же Эрик и Стефан? О них просто забыли, будто их не существует.

Я не буду расписывать про каждую историю отдельно (все-таки это самый продолжительный арк), выделю только самые запомнившиеся эпизоды. Все они связаны с магией. Благодаря разбивке на обособленные мини-сюжеты приключения получилось показать более компактными. Даже появилась легкая самоирония:

В #104 с Чародейки встречают мужской аналог Стражниц – Руны Нон-Бориала. В отличие от девочек парни специально тренировались управлять стихиями, как будто это профессиональный спорт.

Две команды столкнулись в соревновании за обладание артефактом – вот вам и спортивная серия. Идея-то хорошая, но сыроватая: Руны при помощи приза зачем-то хотят уничтожить Кандракар, хотя в их мире от Чародеек наоборот фанатеют.

Стражницы и их косплеерши.

К сожалению, дальше сюжет Рун развился слабо. Потом их лидер Нэш переселился на Землю и стал играть за футбольную команду Шеффилдской школы. В общем, стал очередным смазливым мальчиком-попаданцем на заднем плане.

Потом в #106-107 на мир нападает египетская ведьма Нигила, желающая поработить все знаки Зодиака. То есть новый враг Чародеек – злая составительница гороскопов! По-моему отличный укол в сторону бесполезной астрологии: Чародейки разрушают предсказания Нигилы и меняют свою судьбу.

#109 – классный выпуск про экологию, как будто написанный для «Черепашек-Ниндзя» Арчи. Природа разгневалась на людей, и Стражницы пытаются все исправить своими силами: останавливают волны, выращивают леса, но вся зря. И тогда уже в обычном виде они понимают – нужно помогать не магией, а совершать обычные добрые дела, как и всем людям. Выкидывать мусор или выключать вовремя свет. Поучительно.

Видно, это вторая Мать Природа или про злодейку из 7 арка… Что сделали? Правильно, забыли.

Я уже сбился со счета, сколько в комиксе было пляжных эпизодов. Но #113 отличается от них – это как бы «Русалочка» и «Аквамен» наоборот. Принцесса подводного царства Мариив сбежала от врагов на землю и влюбилась в смертного Артура. Но местный аналог Орма находит беглянку – хорошо, что Чародейки как раз отдыхали у моря. В итоге, Мариив возвращается домой, а Артур соглашается пойти с ней.

Если бы я выбирал какую идею расширить до целого арка, то выбрал бы именно эту. Подводный мир ничуть не скучнее других измерений, и просторы для творчества он открывает бесконечные.

Красивый дизайн.

И лично мои любимые моменты – вставки про Ви, к которому приезжают гости:

Мама Ви.
Подружка Ви.
Кузен Ви.

Осторожно, после них наблюдается передоз кавая.

Но и совсем проходных историй тоже хватает. Появились пустоватые сюжеты про молодость директрисы Никерброкер или про одинокую ученую, которая не верит в любовь… Выглядело как попытка забить комикс хоть чем-то перед дедлайном. Нам же всем очень интересно прочитать про старушечьи школьные воспоминания.

Я никогда не понимал фразу «Жизнь как коробка шоколадных конфет: не знаешь, какая начинка тебе попадётся». На коробке же написано, какие конфеты внутри… Но девятый арк – именно такой набор с сюрпризом. Ты можешь вытянуть мораль про глобальное потепление или получить спортивную мелодраму, или тебе попадется филлер про школьный лагерь.

А вот если продолжить метафору, следующий сезон – коробка с запрещенными порошками в школьном классе: пока бред застилает сознание, тебя продолжают поучать!

Арка 10: Леди против W. I. T. C. H. (#118-129, 2011-2012)

Можно смело говорить, что здесь «Чародейки» достигли дна.

Смысл пропал из комикса вообще. Теперь нас пичкают вымученными историями, либо написанными совсем криво, либо сляпанными из клише.

В выпусках, кстати, стало меньше 40 страниц.

В одном выпуске Шеффилдскую школу хочет выкупить пожилой миллионер. Нет, не чтобы ее взорвать – там он познакомился с будущей женой, поэтому, видимо, он хочет превратить школу в их личный парк аттракционов? А девочкам нужно спасти родное заведение, поэтому они устраивают фотосессию… Признайтесь, что одна ваша подростковая фантазия начиналась точно так же.

Или выпуск про будущее. Полсотни выпусков назад Оракул уже показывал Стражницам их взрослую жизнь, и сейчас этим зачем-то занимается Ян Лин. В первый раз развитие событий казалось более проработанным и не таким предсказуемым – сейчас же все на поверхности. Корнелия стал актрисой, потому что красивая, Вилл стала бизнесвумен, как ее мама, Ирма стала учительницей, потому что добрая, Тарани бегает марафоны, потому что целеустремленная. И все они отказываются от потенциального будущего, кроме Хай Лин, потому что она увидела себя мамой с детьми.

У Хай Лин все истории в этом сезоне получились очень слащавыми: и знакомство с новым идеальным парнем, и приготовление торта по семейному рецепту – комикс превратился в фанфик, где автор делает всем персонажам хорошо. Лишь бы читатели не расстроились.

С оригинальностью совсем плохо, как и с магией. Очень просто забыть, что это комикс про Чародеек. Например, Стражницы находят детеныша дракона и по очереди заботятся о нем. Да, конечно, потом оказывается, что у ящерки есть разъяренная мамаша.

И вот где здесь атмосфера «Чародеек»? Такой шаблон можно подставить вообще в любые аниме/комиксы/мультсериалы.

Хотя бы нарисовано мило (дракончик любит есть кактусы).

Формально вернулась битва со злом на целый сезон, но это только по названию арка можно понять. Фактически же осталось всего 3 слабо связанных выпуска: на Чародеек нападают три злых сестры, которые… какие-то энергетические сущности… Нам никогда не расскажут, откуда они взялись и почему хотят похитить силы Стражниц. Это настолько дефолтная злая сила, что они состоят из энергии зла.

Хм, а давайте вспомним, кто там противницы у Винкс? Все те же три злые ведьмы Трикс – еще одно ленивое списывание.

Но что хуже всего, каждая Леди несет за собой очень сомнительное нравоучение:

  • Леди Гига. Питается электричеством. Смогла схватить Чародеек, типа потому что люди слишком увлечены гаджетами. Как ее победили? Ирма утопила Леди в воде. Без комментариев.
  • Леди Крэш. Управляет автомобилями. Вот тут градус трэша посильнее: Корнелия ревнует Питера к его машине, потом Леди превращается в авто с женским лицом, а машина Питера спасает девочек… Потому что машина-то добрая внутри, а злиться на нее нельзя.
  • Леди Кимикал. В ее власти химия, поэтому она лишает Чародеек косметики… Зато наконец пригодились дети из волшебного автобуса (на них все забили до этого момента). Девочка, создающая силовые поля, передает дар злодейке, но Кимикал не умеет им пользоваться – и силовой шар ее расплющивает.

Было бы классно, если бы девочку показали как ученицу чародейской школы еще в восьмом арке. Но мы видим ее впервые! Угадаете, сколько раз она появляется потом? Ноль.

Не верю, что пишу это, но единственное светлое пятно десятого арка – это Мэтт. Вернее, пришлось сделать Мэтта адекватным на фоне Вилл, превращенной в истеричку.

Итак, Мэтт устраивается работать в бургерную, из-за загрузки он не успевает проводить Вилл на теплоход – перед вами ДРАМА на целых два выпуска. Вилл чуть ли не бросается за борт, чтобы вплавь добраться до Мэтта. ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ ЛЮБИТ ЕЕ, ВРЕМЕНИ НЕ УДЕЛЯЕТ, НЕ ЛЮБИИИТ… А еще на борту официантом работает Нэш из Рун, и как раз он весело проводит время с Вилл. Поэтому, когда Вилл и Мэтт все-таки встречаются после круиза, рыжая Чародейка бросает своего парня.

«Не мог уделить мне жалких 10 минут? Нэш проводил со мной каждую секунду своего свободного времени!» Так может потому что Нэш РАБОТАЛ на этом корабле? Куда он мог деться посреди моря? Утопиться?

Такой искрометный бред, что я даже оживился после бесконечных историй про случайных пенсионеров. И следующий выпуск про расставание я считаю одним из лучших филлеров в «Хрониках Хитерфилда».

Нам показывают, как по-разному расставание переживают Вилл и Мэтт.

  • Что делают девочки: собираются с подругами, рисуют карту появлений Мэтта, чтобы составить Вилл маршрут, где она не сможет встретиться с бывшим…
  • Что делают парни: сплавляются по реке (возможно, чтобы сломать себе шею).

И было бы замечательно, если бы они действительно разошлись. Но в последний момент все испортили: Мэтт просто сказал Вилл, что любит ее, и они снова сошлись.

Мне кажется, есть в десятом арке какой-то налет отечественной хтони: мелодрамы в духе «Мужское/женское», безумные олигархи, монстры из дешевых спецэффектов «сосмыслом» и ощущение полной бессмысленности происходящего.

Значит, пора закругляться.

Арка 11: Повелительницы стихий (#130-139, 2012-2013)

В последнем арке Кандракар предлагает Чародейкам выбор: либо они навсегда потеряют силы, либо пройдут испытания на звание Повелительниц стихий.

Опять логики примерно ноль. Спустя почти полторы сотни выпусков Чародейкам нужно что-то доказывать? Испытания проходят в других мирах, если Стражницы провалятся, то останутся там навсегда. Серьезно? Мы шли так долго, чтобы финальным боссом стали экзамены на доброту?

Наконец возвращаются Элион и Калеб, а также мельком упоминают прошлых врагов.

Вперемешку с пятью испытаниями идут уже надоевшие бытовые эпизоды. Даже не буду заострять внимание: опять пляж, опять дружба, опять общение с семьей.

Но сами испытания разочаровывают еще больше. По сути, «Чародейки» стали тем, что хотели из них сделать боссы Disney изначально – беззубым детским комиксом с яркими картинками.

Итак, первое испытание проходит в мире, где парней и девушек разделяет стеклянная стена. Задание Чародеек – сломать ее. Весь выпуск они гуляют по миру, а потом случайная девочка плачет – стена рушится. Лол.

Если арк чем-то и развлекает, то нарядами: после каждого тура Чародеек наряжают в новые причудливые балахоны.

Второе испытание – Чародейки попадают в альтернативный мир, где они все еще маленькие. Им нужно найти способы вырасти.

Помните, как Элизабетта Ньоне рассказывала, что каждая Чародейка воплощает свой путь справиться со взрослением? Здесь обыгрывают эту идею максимально в лоб. Вилл взрослеет, когда влюбляется в Мэтта. Тарани и Ирме помогает ответственность за братьев, Хай Лин нужно научиться читать, а Корни – примерить туфли…

Третий тур – устроить чаепитие Совету Кандракара. Четвертый – приручить гигантских зверушек. Вот эта история мне больше всего пришлась по вкусу, но это потому что я очень люблю «Покемонов».

Еще забавный момент – Чародейки сами начинают превращаться в зверей. Уж не знаю, специально или нет, но похоже на реверанс в сторону оригинального концепта комикса: антропоморфные феи-животные должны были помогать Минни Маус расследовать преступления.

И пятое испытание – в унылый мир нужно принести солнечный свет, музыку, цветы и поцелуи. Для этого они подначивают местных жителей дружно подуть в небо и развеять тучи; кидаются тортами; разбрасывают семена одуванчиков, застрявшие в волосах Корнелии; предлагают людям поцеловаться. Финальная битва, если что.

Последний выпуск. В награду за прохождение испытаний Чародейки получили ультимативную способность – сливаться в одну гигантскую Стражницу. Каждая из девочек отвечает за одно из чувств. Вилл стала зрением, Ирма – вкусом, Тарани – обонянием, Корнелия – осязанием, Хай Лин – слухом.

Интересный был бы поворот, если бы они застряли в теле великанши навсегда… Ваша дружба станет вашей тюрьмой! Но они разделяются и идут праздновать.

Еще Вилл с небес (?) замечает Мэтта, гуляющего с некой девушкой, и кидает в нее тортом. Их отношения не могли закончиться иначе.

Ну а в самом конце Ян Лин показывает девочкам фильм с краткой нарезкой воспоминаний.

Потом Чародейки возвращаются домой и идут спать.

Конец.

Если по тексту непонятно: я чувствую мощнейшее разочарование от финала. Но пускай комикс закроется хоть так, прежде чем окончательно погрузиться в пучины бреда.

А может, я ошибаюсь? И под конец комикс наоборот сбросил оковы, чтобы вернуться к первозданному анимешному безумию? «Чародейки» достигли зенита – стали одновременно и поводом презирать «Винкс», и абсурдной мангой с фурри, девочками-мегазордами, пляжными эпизодами раз через раз и фансервисными нарядами в каждом выпуске?

В последнем арке можно смеяться над нелепыми сюжетами, можно скучать по мультсериалу, можно получать ностальгическое наслаждение от незатейливых фанфиков про свидания Ирмы, но факт всего один. Комикс закончился на 139 выпуске.

Но не моя статья, потому что мы пойдем до конца!

Альтернативные версии и спецвыпуски

Комиксы и мультсериал – сердце WITCH, но не стоит забывать и о других частях этой необъятной франшизы.

Для начала, текстовые книги. Выпускали как книжки с пересказом комикса, так и самостоятельные истории. Во втором направлении в основном творили скандинавские авторы, а также польская писательница Ева Карвани.

Наиболее известны книги детской писательницы Лене Каабербюль из Дании. Первая пятерка томиков известна как Adventure books: разумеется, каждая книга посвящалась конкретной Стражнице.

  1. When Lightning Strikes (альтернативное название — The Heart of the Salamander): Вилл влюбляется в одноклассника-новичка Дэнни Нову, который отлично танцует. Но по городу прокатывается загадочная волна отключений электричества…
  2. Enchanted Music (The Music of the Silencer): Ирма влюбляется в таинственного гитариста из новой группы. Но ночью каждый подросток Хитерфилда превращается в зомби, напевающего некую мелодию…
  3. Heartbreak Island (The Fire of the Ocean): Тарани злится на своего брата, и он пропадает. Поиски приводят Стражниц на таинственный остров…
  4. Stolen Spring (Green Magic): Корнелию пригласили сняться для обложки журнала, но растения начинают бесконтрольно цвести…
  5. The Cruel Empress: Хай Лин дарят загадочный фонарь, и она начинает слышать голос, молящий о помощи…

А остальные 4 книжки Каабербюль образуют серию «Кристальные птицы»: The Stone Falcon, The Talons of the Eagle, The Shadow of the Owl, The Golden Phoenix. В них рассказана одна связанная история. Горгон, Призрак Времени, сбегает из темницы Кандракара. Злодей собирается изменить прошлое, а помочь Чародейкам может маленький мальчик Муравей…

Кстати, после завершения комикса Лене в 2016 запустила свою серию книг Wildwitch про датскую девочку Клару, развивающую магические способности.

По моему опыту с супергероями, детей намного больше привлекают не текстовые книжки, а своеобразные «энциклопедии» – издания с интересными фактами про персонажей и наш мир, а также с кучей картинок. У «Чародеек» подобная серия в русскоязычном варианте называлась «100 чародейских способов. Настольная книга Ведьмы». К некоторым книгам даже приложила руку сценаристка комикса Паола Мулацци.

«100 чародейских способов хранить секреты», «100 чародейских способов отыскать свой стиль», «100 чародейских способов завести друзей»… Всего вышло 14 книг. Прочитали бы вы их все в детстве, возможно, сейчас купались бы в успехе.

Выходила по мотивам мультсериала и видеоигра (нет, не Witch Hunter – не гуглите, если вам дорого детство). W.I.T.C.H. 2005 года – это простенький платформер на Game Boy Advance. Распространялся только в Европе.

Вам нужно сражаться против солдат Фобоса, переключаюсь по ходу прохождения уровней между Чародейками. У каждой Стражницы свои стихийные способности для преодоления различных препятствий, так что силы Чародеек нужно комбинировать с умом. Еще можно играть за Калеба и Элион, а также торговать предметами с NPC Бланком.

Но это все западные способы развлечь фанатов. А как дела обстояли на Востоке? В Японии историями про девочек-волшебниц никого не удивишь, поэтому комикс издавать не стали. Вместо этого нарисовали специальную манга-версию для японского рынка (так поступали с многими диснеевскими комиксами, например, с «Лило и Ститч»).  Создала мангу Харуко Иида, ранее рисовавшая мангу «Полумесяц» про девушку с волшебным прикосновением.

Пример трех страниц.

Манга выглядит более серьезной и мрачной, от чего любимая легкая атмосфера «Чародеек» частично теряется. Возможно, поэтому серия не достигла популярности и быстро закрылась. Успели выпустить лишь два танкобона, в которых частично адаптировали первый сюжет.

И остались специальные выпуски, выходившие параллельно с комиксом. Специально оставил их напоследок, чтобы сделать прощальный круг почета над комиксом:

  • «Как все начиналось». Небольшой приквел к приключениям Чародеек. Вилл только готовится к переезду, Ирма знакомится с Мартином, а Корнелия и Элион пока неразлучные подружки…

Сборник маленьких милых зарисовок в духе слайс-оф-лайфа со щепоткой магии.

  • «Элион, возвращение королевы». В Метамуре Элион тяжело даются королевские обязанности. Однажды на нее нападают мятежники, но благодаря своей доброте она спасается и прощает их.

Все, что вам нужно знать – у Элион все получится, потому что она хорошая девочка.

  • «Планета мальчиков». А это подростковая мелодрама без волшебства. Хай Лин обижается на Эрика из-за недопонимания, пока кузен Мэтта пытается склеить всех Чародеек сразу.

Наверное, выпуск задумывался как история про мужских персонажей, но он слишком много времени уделяет и девочкам. Разве что еще раз можно убедиться, что Найджел был лучшим парнем из всех.

  • «Калеб и Элион – Две судьбы». На Метамур нападает темное облако – Деревня теней. Калеб отправляется в сердце тьмы.

Рисунок больше напоминает комикс Джо Мадурейры, чем домашний стиль «Чародеек». Истории это пошло на пользу: так как спешл сосредоточен на Калебе, наконец можно увидеть боевое фэнтези со сражениями на мечах.

В следующих выпусках начинаются истории в духе what if: Оракул размышляет, как события могли бы сложиться по-другому.

  • «Калеб и Корнелия». Что, если бы Калеб не расстался бы с Корнелией? У выпуска интересная структура: сначала смотрим на вариант, если бы Калеб переселился в Хитерфилд, а потом – как Корнелия могла бы остаться на Меридиане. На Земле Калеб бы всегда чувствовал себя чужаком, зависимым от Корнелии. У него бы даже имени своего не было. А закончилось бы все крайне печально: арестом Калеба и его очень неудачным побегом.

А на Меридиане Корнелия бы так скучала по дому, что ей пришлось бы выпить эликсир забвения. Или она все равно бы не смогла забыть подруг?

По накалу драмы один из лучших выпусков комикса в принципе. Даже по-другому начинаешь смотреть на роман из мультсериала, где все эти вопросы обошли стороной.

  • «Сердце Кандракара» («5 Стражниц»). Стражницы интересуются у Оракула, можно ли им поменяться силами. Тогда Химериш отправляет их к духу нимфы-основательницы Кандракара…

В этом выпуске история происхождения Сердца Кандракара отличается от первоначальной версии из комикса и мультсериала. Вместо легенды о дарах драконов рассказывается о 5 нимфах, стоявших у истоков Вселенной и создавших Кандракар для борьбы со злом.

Идея со сменой стихий классная, но реализована так себе. Вторую половину комикса Чародейкам с новыми стихиями приходится проходить скучное испытание, чтобы в конце им сказали «цените, что у вас есть сейчас».

  • «Орубе». Что, если бы Орубе осталась на Земле и поступила бы в университет? Там ей поручают расследовать кражу компьютеров.

Немного ситуативной комедии, немного детектива. Орубе понимает, что только воином быть недостаточно и нужно социализироваться.  Думаю, такой вариант кажется даже лучше канона – уж точно лучше, чем забить на героиню навсегда.

Также издавали бонусные выпуски в честь праздников и памятных событий:

  • «Два сердца за мяч» («Кубок мира»). Чтобы больше узнать о футболе, Ирма с новой подружкой маскируются под парней и внедряются в команду!
Шутки Ирмы как всегда на высоте.

Я ожидал обычный спортивный выпуск, а получил гендер-бендер комедию, высмеивающую стереотипы. Вроде тех, что «девочки смотрят матчи ради симпатичных игроков». Хотя странно, конечно, что Чародеек выставляют ничего не понимающими в футболе. Весь комикс они активно занимались спортом, в том числе гоняли мяч, а тут вдруг оказывается, что футбол не женское занятие.

  • Рождественские спецвыпуски (2004-2006). Праздничные добрые истории про подарки и вечеринки. Выделяется выпуск за 2006 год: там приплели парад планет, древних ацтеков и духа зимы.
Чародейки против Санты.
  • Хэллоуинский спецвыпуск’08. Хэллоуинские истории – лучший способ при помощи костюмов вспомнить, что это все-таки комиксы от Disney:
  • Олимпийский спецвыпуск’08. В Хитерфилде проводят юношеские олимпийские игры. Даже не история, а набор разных фактов про виды спорта.

И закончить я бы хотел забавным «Чародейки на сцене»: для конкурса девочки ставят мюзикл, что дается им очень непросто. Разыграть они собираются, конечно, же свою историю. Нужно искать актеров, писать сценарий, делать реквизит с костюмами, развешивать рекламу, а еще важно не разругаться в процессе…

Их старания оправдались – спектакль встречают аплодисментами. Нам не показывают, выиграли они или проиграли в соревновании – главное, что их полюбили зрители.

По-моему, как финал смотрится даже лучше последнего номера основного комикса.

Но и сейчас все еще далеко до конца, ведь в 2023 году комикс перезапустили!

Перезапуск W.I.T.C.H.

Изначально этот текст вышел в «Комиксах Полумесяца» №13, посвященным продолжениям старых комиксов.

Новости о ребуте появились в августе 2023-го, а вышел он в октябре. Нарисовала комикс Джулия Адранья, а писать сценарий позвали Алессандро Феррари, уже работавшего над «Чародейками» в не лучшие для них времена. В то же время новая серия заявлялась как свежий взгляд для современных читателей.

Начинается все так же, как и в оригинале. Нас постепенно знакомят с шестью девочками – пятеро станут Стражницами Завесы, а шестая оказывается гостьей из другого мира. Но различий хватает, и уже скоро история уходит в совсем другое направление.

Вилл попадает в Хитерфилд, так как вместе с мамой путешествует в доме на колесах – в оригинале же мама перевозила Вилл в другой город, чтобы отделаться от бывшего мужа, вымогающего деньги. Характер мисс Вэндом также стал менее серьезным: из бизнес-леди она превратилась скорее в ветренную творческую личность.

Еще она значительно помолодела – комикс с первой страниц закидывает в глянцевый мир блесток.

Ирме же добавили драмы. Ее родная мама утонула – сейчас девочку с братом воспитывает мачеха. Выглядит она доброй и любящей, но Ирма все равно переживает. Вообще Ирму воспитывал мачеха и в оригинале, однако там это упоминалось скорее вскользь.

Также девочка участвует в куче разных клубов, ее переполняет энергия и желание заниматься всем подряд.

Характер младшего брата Кристофера мне показался более спокойным, чем в оригинале.

Как мне кажется, сильнее всего изменилась Тарани. Она стала более замкнутой и недоверчивой из-за предательства подруги в прошлом. Совмещает занятие спортом с игрой на виолончели и идеальными оценками. Возможно, ей даже больше подходит роль лидера команды?

Ранее у Корнелии была надоедливая сестра Лилиан – сейчас же все наоборот: это Корнелия стала младшей сестрой звезды. Даже яркая Корнелия чувствует себя лишь тенью знаменитой родни, поэтому пытается сменить имидж и найти себе новый уникальный образ.

Думаю, что изменение Корнелии мне больше всего пришлось по вкусу: хорошо намечена будущая арка, а еще сравнение со старшей сестрой – новая для франшизы линия. Кстати, Калеба в новой серии пока нет.

В случае Хай Лин сделан больший акцент на ее китайских корнях. В США девочка скучает по исторической родине, а бабушка Ян Лин вообще осталась в Поднебесной. Да, с наставниками у Чародеек беда – похоже, у них будет больше самостоятельности.

Увлечение Хай Лин космосом и пришельцами все еще на месте.

Если раньше у Стражницы были разные спортивные хобби (Вилл занималась плаванием, Корнелия – фигурным катанием и так далее), то сейчас их с первых же страниц объединяют в футбольную команду. Им приходится учиться работать вместе еще до превращения в Чародеек – неплохой ход.

Кое-что осталось неизменным: магические приключения сложно совмещать с жизнью подростка, что приводит к ссорам с родителями. Но главный твист кроется в магии.

Элион получила «магнетические» силы управлять черным песком.

Сначала завязка кажется знакомой. Элион узнает, что она родом из другого мира Метамура, открываются порталы… Оракулы выдают Вилл Сердце Кандракара, чтобы запечатать бреши в Завесе и остановить Элион. Фобоса, Седрика или Ватека в комиксе нет – Элион сама решает вернуться в родной мир, поэтому она сама и становится первой противницей Чародеек.

Совет Кандракара похож на коробку бананового печенья.

Интересная особенность в том, что от Оракулов Вилл получает сразу все стихийные силы вместе и поначалу не торопится делиться с подругами.

Но потом оказывается, что все не так просто. Элион рассказывает, что Завеса не защищает Метамур, а блокирует его от остальных миров. Мир пришел в упадок и жителям оставалось только бежать через порталы, однако Оракулы запретили это делать ради удержания своей власти.

И это самый крутой момент комикса, когда вообще непонятно кому можно верить в новом каноне. Правда все-таки на стороне Элион – Вилл дает отпор Оракулам, разбивает Сердце Кандракара, которое сдерживало магию… И пятерка наконец получает силы.

Наряды, к сожалению, более скромные и скучные. Да и волшебные измерения почти не показали – все действие сосредоточено на Хитерфилде.  Рисунок вообще самое слабое место комикса: после шикарной «евроманги» нынешний арт выглядит бедно. По уровню проработки больше похоже на вебтун, чем на европейский комикс.

После победы над Оракулами Элион возвращается на Метамур, а Чародейки готовятся к новым приключениям.

Вместо Сердца Кандракара у каждой Стражницы будет свое украшение с лепестком лилии.

Что ж, как по мне, перезапуск удался на славу. Нет кликбейтных изменений ради громких заголовков, зато есть перспективные наброски на будущее. Но будут ли интересен комикс новому поколению? Сомневаюсь.

Тут ситуация как с мультами про «Черепашек-Ниндзя»: хотя франшиза все еще направлена на детей, на самом деле это скорее ностальгический артефакт для взрослых фанатов.

Чтобы Чародейки смогли стать чьими-то вайфу сегодня, им придется выдерживать невероятную конкуренцию со всевозможными аниме или играми, которые выглядят в сотни раз привлекательнее для зумеров. Когда-то создатели W.I.T.C.H.вдохновлялись махо-сёдзе, но сейчас аниме уже повсюду, и красивыми девочками-волшебницами уже никого удивишь.

Сильнее всего ребут мне напомнил новую Алтимэйт Вселенную Марвел. Оба перезапуска больше строятся на фансервисе, чем на желании привлечь новую фан-базу. Новым читателям нужно будет долго объяснять, почему комьюнити уже почти 20 лет ждет женатого Питера Паркера или в чем скрывается твист с Советом Кандракара. Для понимания ценности этих моментов нужно быть в теме, иначе они не сработают в полную силу.

Но я верю, что история получилась достаточно качественной, чтобы доказать Disney жизнеспособность франшизы. Пока четких новостей насчет продолжения «Чародеек» нет, хотя уже есть анонс, что художники работают над вторым томом. Ждем хороших новостей!

Вот теперь точно финал. Последний портал запечатан, а Сердце Кандракара можно прятать в коробку.

Будьте едины с друзьями и с самими собой! И храните любовь к «Чародейкам» в своем сердце, конечно же.

P.S. Еще одна статья про Стражей подошла к концу. Я уже писал про антимутантских роботов Стражей, про Стражей Галактики, про ночных сторожей Гаргулий и про Стражниц Завесы. На очереди следующие Стражи…

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии