Обзор комикса «Бэтмен R.I.P.» Гранта Моррисона

2 124

Добро пожаловать. Вам уготовано место в грядущей пляске смерти.

Страшно, да? Когда не знаешь, что тебя ждёт.

Если вы сделали правильный выбор и решились открыть первую книгу бэт-эпика Гранта Моррисона – «Бэтмен и сын» – то вы наверняка хорошо помните, на чём остановился шотландский классик супергеройского комикса.

Дьявол существует. Персонифицированное воплощение зла не просто реально – оно выбрало себе имя. Это имя – доктор Саймон Хёрт. Самый жестокий и беспринципный человек из всех когда-либо живших. Вокруг него сформировалась не то организация, не то культ, называющий себя «Чёрная перчатка». Богатейшие люди планеты без совести, жалости и всякого чувства раскаяния. И в ближайшие несколько ночей они собираются устроить своё самое грандиозное пиршество. Провернуть свою самую невероятную злодейскую махинацию, равных которой этот мир прежде не видывал.

То, что мы сотворим, будет настоящим произведением искусства. Мы полностью, до самого основания изничтожим благородный человеческий дух. Ни больше, ни меньше.

Чей же дух доктор Хёрт выбрал для своего главного шедевра? Вы и сами прекрасно знаете ответ. Дух того самого единственного человека, который когда-либо отваживался бросить ему вызов. А это значит, что пришла пора нам взяться за один из самых впечатляющих рассказов о Тёмном рыцаре, который ознаменовал финал целой эпохи похождений приключенцев в плащах и масках, и стал последней битвой Брюса Уэйна, в которой ему предстояло сражаться за жизнь, честь, достоинство, судьбы своих близких и собственный рассудок против воплощения зла, семена которого были посеяны внутри его собственной души.

Поставьте погромче какую-нибудь макабрическую музыку, которая понравилась бы меломану-Моррисону, и, при помощи издательства «Азбука», давайте вместе погрузимся в пучины безумия, в одном из главных шедевров современной супергероики – «Бэтмен R.I.P».

Итак, как вы помните – супергеройская карьера Брюса Уэйна достигла своей вершины. Его навыки отточены до идеала. Его ум остёр, как никогда прежде. В Готэме не осталось преступника, способного бросить ему вызов. Любой, кто достаточно глуп, чтобы поднять руку на подданых этого князя тьмы – во мгновение ока оказывается стёрт в порошок его стальным молотом правосудия. Каким образом Хёрт и его приспешники рассчитывают добраться до человека, который стоит на неприступном пике человеческих возможностей?

… а что, если они уже давным-давно до него добрались?

Очень плохие люди хотят причинить тебе боль. Такую боль, что ты никогда не оправишься. Потому, что могут. Потому, что считают – ты этого заслуживаешь.

В пылу бесконечного крестового похода, который Брюс Уэйн вёл всю свою жизнь, он совсем забыл об одной простой истине, о которой так страшно вспоминать. Ведь если отбросить в сторону весь пафос, супергеройский гламур, безупречную дисциплину и благие намерения, то величайшему детективу придётся взглянуть в глаза очень простому факту – судя по всему, он сумасшедший.

Что если так называемый «Бэт-мен» – не более чем очередной готэмский безумец, который заперся в одинокой подземной пещере, замкнулся в себе, и вот уже многие годы транжирит деньги на чокнутые гаджеты, коллекционирует орудия убийства и развращает неокрепшие умы молодых людей, в которых он видит собственное отражение?

Всё это – реакция травмированного маленького мальчика на гибель родителей. А тебе ведь уже за тридцать. По-моему, хватит.

И вот что наиболее примечательно – та модель поведения, которую когда-то давно выбрал Брюс, совсем не идёт на пользу его и без того шаткому душевному здоровью. По мере своих бесконечных подвигов, Бэтмен вынужден сражаться с инопланетянами, демонами и богами. Переносить испытания, которые не должны быть под силу человеческой психике и организму. Оказываться в таких экстремальных условиях и подвергать себя воздействию таких субстанций, которые обязаны не просто дурно сказываться на его самочувствии, но попросту сломать его хлипенький рассудок, как тростинку.

И разве не было бы разумным со стороны его величайшего врага воспользоваться этим зияющим изъяном в самой сути существования Бэтмена, найдя способ не только задействовать весь этот накопленный травматический потенциал, но и преумножить силу его воздействия, с помощью тонкой психологической манипуляции и осторожного медикаментозного вмешательства?

Что если главное оружие против Бэтмена – бомба замедленного действия в его собственной голове?

Нам всего-то и нужно его подтолкнуть. И Бэтмен самоуничтожится.

Удар, который наносит Хёрт, оказывается молниеносным, безжалостным и дьявольски эффективным. Заманив Бэтмена в ловушку его собственной пещеры, доктор, лёгким взмахом своей перчатки, роняет весь этот карточный домик на голову своего оппонента. Во мгновение ока – Тёмный Рыцарь оказывается повержен.

Его тело – сломлено. Его кровь – отравлена. Его рассудок – потерян. Его разум – померк. Его соратники – раздавлены. Его душа – стёрта в порошок. «Чёрная перчатка» одерживает разгромную победу над соперником, который не успевает даже открыть счёт. Всё, что остаётся злодеям – пировать на костях своего величайшего врага и делать с его мрачным королевством всё, что им только вздумается. В Готэме не осталось никого, кто осмелился бы им помешать.

Или?..

Давным-давно… кое-что произошло. Назовём это «Чудом в Преступном переулке». Из той печальной могилы, из пепла самого страшного кошмара мальчишки – на свет родилось нечто такое, чего никто не мог предвидеть.

Что если чудовищное, фантасмагорическое безумие, имя которому «Бэтмен», пустило свои корни ещё глубже, чем даже сам дьявол смог нащупать? В наркотическом бреду блуждая по переулкам Готэма, выжженная оболочка Брюса Уэйна внезапно переживает чудесную метаморфозу. Пустоту, которую оставила после себя атака Хёрта, начинает заполнять нечто необъяснимое, но очень простое и понятное. Тот самый Бэтмен… Зур-ов-Аррха???

Однако даже то, до чего Хёрт не смог дотянуться, он сделал частью своего грандиозного представления. Тучи собираются над лечебницей Аркхем. Охрана обезврежена, столы накрыты, программа распланирована, реквизит подготовлен, а в запертой клетке своего часа дожидается старый знакомый Тёмного рыцаря, совсем недавно вернувшийся после собственного свидания со смертью – Джокер. И он, по настоянию Хёрта, готов обрушить весь свой инфернальный гнев на то, что осталось от его вечного врага.

Всё готово к знаменательному историческому событию. Дом кошмаров. Дама в беде. Сломленный, но не побеждённый герой. И его ужасная немезида. Его заклятый враг. Кто желает поставить на победу добра над злом?

Ну так что – рискнёте поставить на Бэтмена, когда он отправится в свой последний путь?

В независимости от вашего ответа, спешим вас заверить – та ставка, которую вы сделаете на Гранта Моррисона, непременно окупится. «Бэтмен R.I.P.» – одна из лучших работ в длинной карьере сценариста и того персонажа, о крахе которого рассказывают её события. Оставьте все те ожидания, которые вы привыкли возлагать на сюжеты о смерти культовых героев комиксов – Гранту на них плевать с самой высокой колокольни в Шотландии. «R.I.P.» – не ставит своей целью краткосрочное изменение статуса-кво, не старается подарить Тёмному рыцарю «хорошую смерть» и не стремится превратить «поминки» в разукрашенный супергеройский капустник. Более того, сама гибель центральной фигуры сюжета – не более чем сопутствующий ущерб.

Вместо всего этого автор выбирает две очень конкретные мишени – две головы, вашу и Брюса Уэйна. После чего, с громким криком «кия!», Грант с разворота бьёт вам в ухо концентрированной дозой макабрического сюрреализма, подвязанного на теме так называемой «пляски смерти», аллегорического средневекового сюжета, больше известного как «Danse Macabre». Суть его – вселять в сердца мирян ужас и восхищение перед воплощением смерти, и напомнить всем живущим о том, как скоротечно человеческое существование. На страницах своей работы Моррисон не просто убивает Бэтмена на потеху публике – он низвергает саму суть Тёмного рыцаря, мрачно добавляя: «Скоро ты умрёшь, не оставив после себя ничего».

Этот радикальный подход зловещим образом превращает «R.I.P.» в нечто очень непохожее на супергеройскую историю. Строчки диалогов звучат как поэзия, а живописные рисунки Тони Дэниела переливаются от одного к другому, словно ноты визуального этюда в красно-чёрных тонах. Всё это – в неповторимой декадентской эстетике и с грандиозным пафосом, которого ожидаешь от истории, что поставила жирную точку в похождениях Брюса Уэйна по ту сторону «Финального Кризиса».

«R.I.P.» – это не просто история о гибели Бэтмена. «R.I.P.» – это мрачный психоделический карнавал и тёмная полночь души главного героя, который вынужден сражаться против абсолютного зла, которое, казалось бы, уже победило.

Однако вот что любопытно – на этом наше издание, и сама история падения Крестоносца в плаще, не заканчивается.

И я шагнул через ту дверь в мир, который был намного больше и проще. В мир абсолютных ставок, где каждое мгновение прогибалось под тяжестью мифа, разворачивающегося прямо у меня на глазах. Где у каждой вещи были тысячи значений и смыслов.

Как и ожидаешь от события такого масштаба – «R.I.P.» имеет солидное количество тай-инов и ответвлений. К счастью, все они, во-первых, не являются обязательными для ознакомления – сама история арки довольно самодостаточна, за исключением очевидной подводки в предыдущих номерах рана. А во-вторых – все они обладают завидной степенью качества. Некоторые из них, вроде тематического компаньона «Что случилось с Крестоносцем в маске?», уже были выпущены на русском. Некоторые, вроде Heart of Hush, непременно стоило бы выпустить в будущем. А некоторые вошли вот в эту самую книгу.

Чтобы не вдаваться в спойлеры, скажем так – бэт-эпик Гранта Моррисона на «R.I.P.» не заканчивается. Более того – сам «R.I.P.» был сопряжён с вышеупомянутым глобальным событием под названием «Финальный Кризис», которое Грант писал в то же самое время. Отсюда в нашем сборнике появляются дополнительные четыре главы, которые исчерпывающе описывают участие Тёмного рыцаря в одном из самых иконических ивентов вселенной DC. Коротко говоря – добавлены они сюда совсем не просто так.

Что же они вам поведают? Очень и очень многое. С одной стороны – вам быстро и со вкусом перескажут всю биографию Бэтмена, какой её видит автор. С другой – вам покажут то, как главный герой взаимодействует с остальными героями DC, и какие отношения у них сложились на момент конца его путешествия. С третьей – здесь Величайший детектив разгадает тайну, которая может спасти всю вселенную. А с четвёртой – вам жирно намекнут, что с уходом Брюса Уэйна образуется вакуум, который кто-то должен будет заполнить.

Если у вас есть какие-то сомнения, то написано всё это тоже отлично. А нарисовано, стараниями Ли Гарбетта и Тони Дэниела – просто превосходно.

Помню запах антисептика, страха и человеческих испражнений. Я очнулся как будто в тюрьме, в аду из битого стекла и химикатов. И у всех мертвецов в стеклянных сосудах было моё лицо.

Поговорим об издании. Как нам всем прекрасно известно – реальность вокруг нас значительно поменялась и заметно отличается от той, в которой «Азбуке» приходилось работать раньше. Скорее всего, вы уже слышали о том, что DC приостановили сотрудничество с российскими издателями на неопределённый срок. И «R.I.P.» был чуть ли не последним анонсом перед официальным объявлением этой новости. А потому – одного взгляда на содержимое книги достаточно, чтобы понять, что собиралась она в… «компромиссных» условиях.

Ни качество страниц, ни качество их склейки в подмётки не годится прежнему уровню твёрдых сборников от «Азбуки». Суперобложки вы снаружи тоже не увидите. При этом – качество оформления и перевода вполне соответствует стандартам издательства. Разумеется, когда переводишь практически поэзию – кому-то из просвещённых читателей твой вариант перевода может прийтись не по вкусу. Однако в том, что перевод умелый – сомнений никаких.

В общем и целом – отечественные типографии очень сильно подводят «Азбуку», когда дело доходит до непосредственных технических характеристик книги. Раньше – издательство могло бы, если захотело, любой мусор запаковать в твёрдую обложку, заставляя его выглядеть жутко престижным. Сейчас такой фокус провернуть уже не получится, и стандартные книжки комиксов придётся вытягивать за счёт качественного содержания. Благо – на этот раз с ним всё просто отлично.

В своей попытке прозреть глубочайшую тьму и проникнуть в самое око бури безумия, открылся ли я чистому, беспримесному злу? Достиг ли наконец пределов разумного, где меня поджидал сам дьявол? И был ли это страх, что промелькнул в его глазах?

Подведём итоги. Классический список возможных поводов для покупки, как вы можете догадаться, собирать не имеет смысла. Но можем попробовать собрать поводы, по которым вы можете задуматься над тем, чтобы книжку не покупать:

  • Он, в общем-то, один-единственный – предыдущую книгу «Бэтмен и сын» вы пока приобрести не успели.
  • Теоретически, насладиться «R.I.P.» можно и в отрыве от предыдущего тома (проверено на практике).
  • Но лучше, всё-таки, бегите в магазин сразу за двумя сборниками.
  • Ведь допечатывать книги, судя по всему, не будут.

В остальном – у вас есть возможность ознакомиться с одним из главных супергеройских шедевров XXI-го века, который некоторые читатели любят искренне называть лучшим комиксом про Бэтмена. «Бэтмен R.I.P.» – жуткое, жестокое, фантасмагорическое и абсолютно неповторимое погружение самого популярного супергероя на мутное дно своего собственного безумия, которое ему приходится совершать с камнем на шее, и в компании самых беспринципных садистов в истории человечества.

Ждёт ли его, и нас самих, что-то на другом конце этого путешествия? Возможно, что когда-нибудь мы это выясним. А может и нет.

Впрочем, как сказал Величайший детектив перед своим уходом:

Я должен был догадаться, выбирая этот путь. Он не заканчивается никогда.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии