Обзор комикса «Бэтмен и сын» Гранта Моррисона

1 422

Добро пожаловать на вершину пищевой цепочки бэт-комиксов.

Подождите!

Не стоит спешить. Остановитесь. Сделайте глубокий вдох. А затем очень хорошо подумайте. Готовы ли вы к тому, что ждёт вас впереди?

Вы наверняка неплохо знакомы с Бэтменом. Читали комиксы, смотрели фильмы, играли в игры. Может даже носили бельё с его атрибутикой. Но всё это было, так – баловство. Прямо сейчас же, если раньше вы не читали предмет сегодняшнего обсуждения, вам предстоит принять достаточно судьбоносное решение. Готовы ли вы к тому, чтобы поставить для себя точку в ваших протяжённых взаимоотношениях с Тёмным рыцарем? Открыть для себя такую сагу, которая задействует абсолютно весь возможный творческий потенциал, заложенный в многолетней истории персонажа? Такой рассказ, который как будто выпивает всю бэтмениану досуха, исчерпывает все её существующие ресурсы, и оставляет для других авторов лишь выжженную землю, где они ещё долгие годы будут пытаться вылепить собственные замки из чужого пепла?

Вопрос риторический. К «Бэтмену» Гранта Моррисона нельзя быть готовым. На протяжении тех семи лет, пока гениальный шотландец вёл свой рассказ о самом популярном персонаже современности, он совершил сразу несколько последовательных революций в сфере классической американской супергероики. Результатом его работы стала фактическая кульминация Бэтмена, как мифа, и пиковый период его существования. Проще говоря, прежде чем взяться за ознакомление с открывающей частью культового бэт-эпика, вы должны заранее смириться с одной простой мыслью – лучше уже не будет.

Если вы найдёте в себе силы проглотить тот факт, что вы, по сути, садитесь за сдачу некого выпускного экзамена, то спешим вас поздравить – впереди вас ждёт настолько же шокирующее, насколько незабываемое путешествие. Ран Гранта Моррисона на все 100% состоит из концентрированного культурного шока, в котором практически нет примесей. На этих страницах не будет «просто Бэтмена», «просто супергероики», «просто блокбастера», «просто экшена», «просто детектива», или чего-либо ещё в таком духе. Здесь практически не будет филлеров. Моррисону нечего вам предложить, кроме сплошного, радикального метамодернизма, который трансформирует всю около-вековую историю феномена Бэтмена в единый, полубезумный нарратив. Вам предстоит стать свидетелем эволюции апокалиптических пропорций, которую даже главному герою не суждено пережить.

Книга «Бэтмен и сын», выпущенная у нас издательством «Азбука», охватывает первые полтора года этой саги. Именно здесь начинается главное путешествие Тёмного рыцаря. И хотя нам уже доподлинно известно, что это путешествие на русском языке продолжится и в будущем – сегодня мы с вами отложим то, что ожидает нас в туманном «завтра», и сосредоточимся на конкретном сборнике. Благо – поводов для обсуждения в нём более чем достаточно. При объёме в 464 страницы, в том вошло около 20 отдельных выпусков, которые не только рассказывают собственные истории, но и переплетаются в одну глобальную. Давайте пройдёмся по ним по порядку.

Прологом саги становятся вырезки из культовой еженедельной серии «52», под названием «Тёмный рыцарь пал» и «Откровения». Эта коротенькая увертюра занимает чуть более десяти страниц, однако именно эти страницы закладывают основу для всего, что грядёт. Здесь Моррисон ставит перед читателем сразу несколько важных тезисов. Во-первых – главный герой прожил долгую и насыщенную жизнь. Во-вторых – за те годы, что предшествовали приходу автора, Брюс Уэйн прошёл через ад и пережил такие потрясения, от которых обычный человек никогда не смог бы оправиться. В-третьих – Бэтмен чувствует, что дальше его ждёт нечто ещё более ужасное. А в-четвёртых – к этому ужасу он пока ещё не готов. 

Следом идёт та самая арка, что подарила книге название – «Бэтмен и сын». Именно эта история породила на свет одного из самых важных, если не самого важного члена современной бэт-семьи – Дэмиена Уэйна, родного сына Бэтмена.

Как выясняет главный герой, давным-давно, когда Величайший детектив провёл ночь в компании дочери одного из своих злейших врагов – Ра’с аль Гула – средства контрацепции были забыты в пылу страсти, а геройская рука дрогнула в самый ответственный момент. Результатом той постыдной промашки (или скорее попадания) становится то, что Талия, захватившая контроль над Лигой убийц, внезапно настигает Брюса посреди благотворительного мероприятия в Лондоне, и насильно знакомит его с отпрыском.

И отпрыск оказывается на редкость вредным ребёнком. Дэмиен – форменный малолетний преступник, с раздутым чувством собственного величия и садистскими наклонностями. Сможет ли Бэтмен приструнить сына, пока он не вырезал всю остальную семью? Ответ узнаете из комикса.

Что забавно, если вынести Уэйна-младшего за скобки – «Бэтмен и сын» является наименее значимой историей в сборнике, которому она подарила название. В первую очередь арка представляет из себя зрелищное приключение в духе Джеймса Бонда, а главная её ценность заключается в потрясающем рисунке Энди Кьюберта. Если же говорить о смысловом наполнении, то здесь Моррисон предлагает читателю лишь две довольно простых мысли. Во-первых – в мире слишком много бессодержательного искусства. А во-вторых – учитесь на ошибках Бэтмена и всегда предохраняйтесь.

Сразу за ней идёт наиболее странный комикс не только в книге, но и в карьере Гранта. «Клоун в полночь» – одна из ключевых глав саги, в которой Моррисон возвращается к своей концепции Джокера, как не вполне «человеческого» человека, у которого нет устойчивой личности. Вместо этого Джокер периодически как бы переизобретает сам себя, перерождаясь в форме очередной сверхперсоны, характер и поведение которой зависит от сложившихся вокруг обстоятельств.

И на этот раз обстоятельства на редкость поганые. Совсем недавно главный готэмский маньяк получил пулю в лоб от человека, одетого в костюм Бэтмена. Однако каким-то чудом – он вернулся с того света. Теперь его лицо изуродовано, а сам он дьявольски зол. А значит – в глубинах лечебницы Аркхем вот-вот родится самая страшная инкарнация главного врага Тёмного рыцаря.

Короче говоря, «Клоун в полночь» имел все шансы стать лучшим комиксом про бесконечное противостояние этих двух антиподов. Но есть в этой истории небольшой нюанс. Он заключается в том, что #663-й выпуск «Бэтмена» комиксом не является. Вместо этого, по до конца непонятным причинам – Грант предлагает нам прочесть небольшой рассказ, который сопровождают возмутительно уродливые компьютерные 3D-иллюстрации. Развлечение получается на очень редкого любителя. В целом – текст Моррисона весьма живописен, и читать его достаточно интересно. Однако «графика» Джона Ван Флита настолько… экзотична… что хочется буквально выцарапать себе глаза.

Чтобы не быть голословным, вот как трансформировавшийся Джокер выглядит у Ван Флита:

А вот как он должен был выглядеть на самом деле (Тони Дэниел, кстати):

Разница, что называется, на лицо. В общем, при всей важности и любопытности, эксперимент из «Клоуна в полночь» вышел крайне неудачный.

Однако главные эксперименты Моррисона ещё впереди. Один из самых масштабных стартует в рассказах под названием «Три призрака Бэтмена» и «Чёрная тетрадь», нарисованных Энди Кьюбертом. Именно здесь начинается отсчёт последних дней жизни Тёмного рыцаря.

Ситуация, которая сложилась в Готэме, проста настолько, как никогда прежде. Бэтмен уничтожил практически все формы организованной преступности. Кажется, что ещё немного – и родной город наконец сможет спать спокойно. Однако Величайший детектив всё равно не может найти покоя, всем своим нутром ощущая, что что-то грядёт. В поисках ответов на свои вопросы он отправляется в самую грязную клоаку города, где обнаруживает… ещё одного Бэтмена. На этот раз самозванец не вооружён пистолетами, однако по уши накачан наркотиками и стероидами, и абсолютно безумен.

Одновременно с этим, во сне Брюса посещают чудовищные кошмары, которые предвещают мрачное будущее и напоминают ему о записной книге, в которую он когда-то заносил свои самые безумные, необъяснимые расследования и приключения. Среди этих приключений было одно, где Брюсу как будто во сне явились три «призрака Бэтмена». Однако если это был не сон, то откуда появились эти притворщики? И кто такой «третий»?

Это выяснять предстоит сыну героя, в рассказе под названием «Бэтмен в Вифлееме». Вышедший в выпуске под характерным номером #666, этот сюжет отправляет читателя в 2022-й год в недалёкое будущее, где двум инфернальным Бэтменам, которые продали душу дьяволу, предстоит сразиться за право определять облик завтрашнего дня.

Если верх одержит Дэмиен, то судьба мира так и останется висеть на волоске, а Готэм останется под контролем самого жестокого и бескомпромиссного наследника плаща из всех, что были когда-либо. Если же верх одержит «третий»… последствия непредсказуемы. Так или иначе – апокалипсис поджидает их обоих за углом. В будущем, Моррисон неоднократно будет возвращаться в эту временную линию, которая Дамокловым мечом повиснет над Бэтменом и его союзниками. Рисует, кстати, Энди Кьюберт, который после этого номера покинет серию, вернувшись лишь в #700-м выпуске.

Но оно и не страшно, ведь на смену ему приходит не менее замечательный Дж. Г. Уильямс III, который нарисует небольшую, но насыщенную детективную историю в трёх частях, в которой Бэтмену и Робину предстоит посетить загадочный остров миллионера Джонатана Мейхью, чтобы поучаствовать во встрече международного клуба героев.

Однако по прибытии костюмированные приключенцы обнаруживают, что хозяин был жестоко умерщвлён, а его убийца громогласно объявляет себя представителем некого общества, члены которого считают себя носителями чистого зла. Имя этого общества – «Чёрная перчатка». И они хотят сыграть с героями в классическую «игру». Их ставка на то, что Бэтмен и его товарищи не доживут до рассвета.

Помимо того, что арка полноценно вводит в повествование главную злодейскую организацию рана, она является дистиллированным примером того, как Моррисон любит писать свои комиксы. Весь сюжет завязан на пачке давным-давно позабытых супергероев из серебряного века, которые как будто до сих пор живут по законам того, давным-давно ушедшего времени, в чём прекрасно отдают себе отчёт. Этот повествовательный диссонанс приводит к большому количеству очевидной иронии, театральности, заигрыванию с ретро-стилистикой и массе красочных, зверских убийств. Что немаловажно – Грант не позволяет себе превратить возвращение персонажей в мизантропичную деконструкцию, в духе Алана Мура. Ровно наоборот – для него клуб супергероев как никогда актуален в XXI-ом столетии, и в дальнейшем ещё сыграет свою важную роль.

Следом за этим идёт кроссовер «Воскрешение Ра’с аль Гула». Точнее – не весь кроссовер, а лишь два его куска, написанные непосредственно Грантом. Само событие занимало около восьми выпусков серий «Бэтмен», «Детективные комиксы», «Робин» и «Найтвинг», и в его написании были задействованы сценаристы Пол Дини, Питер Миллиган и Фабиан Нициеза. Само собой – засовывать всё это в книгу, при учёте того, что события ивента не имеют для общего рана конкретного автора особой релевантности, «Азбука» не стала. Однако и совсем без контекста вас не оставят – недостающие фрагменты сюжета вам кратенько перескажет Крис Бернхэм. Хороший художник, между прочим!

Ну а те выпуски, что в книгу попали, рисовать будет другой хороший художник – Тони Дэниел. Его приход на серию, наверно, самое главное, что в этих двух комиксах происходит. Именно Дэниел будет тем иллюстратором, который впоследствии мастерски изобразит самую знаменитую арку рана, которая навсегда впишет его имя в анналы комиксной истории. Помимо этого – в этих номерах просто будет много веселья, а также одна очень крутая дуэль Бэтмена с величайшим мастером боевых искусств во вселенной DC. Уже неплохо, правда?

А вот следующая часть книги в своё время потрясла читателей настолько, что определённые энтузиасты по сей день пишут её многостраничные анализы, а на форумах закипают жаркие обсуждения. Главы «Космическая медицина», «Джо Чилл в Аду» и «Бэтмен умирает на рассвете» рассказывают о том, как правая рука дьявола – третий призрак – пробуждается от своего долгого сна, чтобы открыть Готэму страшную тайну и дать его защитнику попробовать то, что ждёт впереди.

И Тёмный рыцарь оказывается не готов ответить на брошенный ему вызов, погибая в схватке с этим кошмарным врагом.

Однако настолько скоропостижная кончина героя не входит в планы того, кто направляет бэт-демона. Поэтому Брюсу Уэйну предстоит заново пережить одну из самых чёрных страниц в его тетради, пытаясь в галлюциногенном, предсмертном бреду сложить разрозненные кусочки адской мозаики в единую картину. И естественно – картина эта окажется ещё более зловещей, чем Бэтмен мог решиться предположить. Рисовать всё это продолжает Тони Дэниел.

Ну и наконец – «Девятиглазый злодей», нарисованный Райаном Бенджамином, становится своеобразной интерлюдией, которая даёт читателям отдышаться перед оглушительным крещендо следующих шести номеров. А заодно, едва заметно, позволяет главному антагонисту нанести последний, завершающий штрих на холст того шедевра, который должен положить конец Крестоносцу в плаще.

Все эти истории были собраны нашим издательством «Азбука» в формате увесистого, твёрдого кирпича, с шикарным оформлением и качественным переводом. Бонусов в нём, к сожалению, не густо – лишь предисловие редактора Майка Мартса, с которым Грант сотрудничал во время создания содержания, галерея вариантных обложек и стандартные примечания (к которым мы вам настоятельно рекомендуем обращаться, если что-то вдруг не поймёте). Суперобложки, кстати, в этот раз тоже нет. Но давайте честно – она нам вообще была когда-то нужна?

А ещё нельзя не заметить, что цена у сборника тоже внушительная – около 1800 рублей. Тут, однако, важно понимать следующее – если вы вообще заинтересованы в чтении супергероики, то варианта НЕ взять «Бэтмена» от Гранта Моррисона у вас нет. Ещё раз, для задних рядов – сборник необходимо брать:

  • Буквально всем.

«Бэтмен и сын» – это первая часть самого масштабного, головокружительного, психоделического и сюрреалистического эпика в истории не только Тёмного рыцаря, но возможно, что и всей комикс-индустрии. На этих страницах, руку к которым приложили самые невероятные художники, вы, вместе с Брюсом Уэйном, переживёте:

  • Встречу с наследником.
  • Столкновение с самой масштабной террористической организацией.
  • Ужасающую трансформацию самого кошмарного человека на Земле.
  • Путешествие в неотвратимое, пред-апокалиптическое будущее.
  • Знакомство с собственными ожившими кошмарами.
  • Игру на выживание в цветастой компании давно забытых искателей приключений.
  • Дуэль с самым опасным воином всех времён.
  • Встречу лицом к лицу с посланником ада.
  • Расплату по счетам с человеком, который стал первопричиной всех бед.
  • Открытие чёрного ящика, запечатанного глубоко в подсознании.
  • Появление новой любви.

Когда за первые семнадцать выпусков автор успевает провести персонажа через столь многое, спросите себя – что ещё остаётся его герою впереди? Только одно.

Смерть.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии