Могучий и Достойный: каким был Тор Джейсона Аарона в комиксах Marvel

Каким был Тор Джейсона Аарона?

Многочисленные серии о Боге Грома авторства Джейсона Аарона – один из лучших периодов жизни Большой Двойки прошлого десятилетия. На фоне откровенно проходных лимитированных серий десятых годов, кучи разношерстных экспериментов и сомнительных трендов, попыток в релаунчи и ребуты, «Thor», будь он хоть «The Mighty», хоть «God of Thunder», был стабильно превосходен. В общей сумме асгардская эпопея Аарона насчитывает больше ста выпусков и почти десять разнообразных серий – от лимитированных сюжетов на пять номеров и ваншотных историй до полновесных онгоингов. 

И это не говоря о выходящем уже в следующем месяце фильме «Thor: Love and Thunder» c Крисом Хемсвортом и Натали Портмен, в работе над которым Тайка Вайтити, Кевин Файги и прочие активно вдохновлялись сюжетами Джейсона о Могучих Богах Грома и Горре, Убийце Богов. А так как релиз фильма состоится уже в ближайшее время, предлагаю кратко пройтись по всем значимым сериям Аарона о Джейн Фостер и Одинсоне в хронологическом порядке. Для самых активных: в конце текста по традиции вас ждет краткий гайд с порядком чтения различных серий авторства культового сценариста, который поможет вам в полной мере насладиться многолетней эпопеей про Тора асгардского. 

Бог Грома

Стартует сага о Боге Грома с одноименной серии «Thor: God of Thunder» 2013-го года, а также мини-серии «Original Sin» – выпусков с 5.1 по 5.5. С самого начала Аарон вводит в лор Тора его альтернативные версии из различных временных периодов: еще юного Тора, Бога Викингов, и Все-Отца Тора – последнего правителя Асгарда. Втроем (хотя впоследствии уже вшестером) герои объединяются против Горра, Убийцы Богов, вооруженного Все-Черным Некроклинком – орудием судного дня, про который развернутый материал на сайте. 

К слову, Убийца Богов, как и первая треть серии Джейсона Аарона, во многом была вдохновлены вторым томом серии «Thor» Дэна Юргенса – об этом говорил и сам сценарист в многочисленных интервью. Вспомнить хотя бы Десака, Уничтожителя (Убийцу) Богов. 

Один из лучших сюжетов за весь ран сценариста на персонаже, который может похвастаться размахом, нетипичной для серии про Бога и пантеоны божеств моралью, эпичностью и насыщенностью событий. Введенные в повествование персонажи первой арки будут участвовать во всех дальнейших сюжетах Аарона, поэтому настоятельно не рекомендую пропускать историю про Божественную Бомбу и Мясника-дикаря. Как и в «Doctor Strange» от того же Джейсона, поднимается тема влияния религии на людей, вопросы о грани искренней веры со слепым фанатизмом и упорным идолопоклонничеством. 

Следующие выпуски первого онгоинга Аарона посвящены возвращению Малекита Проклятого, впоследствии запустившего Войну Царств и одноименное глобальное событие, а также столкновению Бога Грома с Дарио Эггером – нынешним руководителем мультимиллиардной корпорации «Roxxon», ранее упоминаемой нами в тексте про «The Immortal Hulk» Эла Юинга. Последний – крайне нетипичный антагонист для линеек о Торе хотя бы потому, что использует против Одинсона не только грубую силу, но мощь многочисленных законов о частной собственности и личной жизни, а также позиционирование в СМИ и социальных сетях. Более того: на протяжении всего рана персонаж ярко выделяется своей мотивацией как злодей, который действует лишь исходя из собственных жадности и эгоизма. 

Эггер – прекрасный во всех смыслах антагонист, на первый взгляд представляющий собой грубую сатиру на современное общество потребления и руководителей компаний-монополистов. На деле Дарио имеет четкую цель, трагическую предысторию и уйму жестоких подколов в сторону своих собственных сотрудников. Говоря откровенно, не каждый день вы столкнетесь со злодеем из Большой Двойки, который вместе с тем имеет медийный образ и проговаривает вслух «если выживете после столкновения с монстром, я подумаю над вашим повышением». 

Финал первой части эпопеи – встреча и знакомство Тора и Локи с их «давно погибшей» сестрой, которой оказалась Анджела – почетный участник «Guardians of the Galaxy» от Брайана Майкла Бендиса. Не стоит забывать и об основном сюжете крайне спорного глобального события «Original Sin» от того же Аарона, первоначально позиционирующегося как триллер-детектив с уймой ретконов разной степени качества и «откровений, изменивших мир Marvel Comics навсегда». Тем не менее сюжет стал важнейшим испытанием в жизни Одинсона – именно в финале «Греха» Тор окончательно стал «недостойным», лишился Мьельнира, а также своего божественного имени и части сил. 

Интересный факт: Впервые Анджела появилась в девятом номере «Spawn» от 93-го года за авторством Нила Геймана. Изначально персонаж должен был стать полноправным участником вселенной Спауна, однако, по заверениям коллеги, Нил при этом сохранял права на героиню. Впоследствии это привело к открытому конфликту Геймана с Тоддом МакФарлейном, который утверждал, что не было никаких юридических контрактов, связанных с разделом персонажей авторства Нила. Спустя продолжительные судебные тяжбы, Гейман вернул себе права на героиню – в настоящий момент оба сценариста имеют по 50% прав на Анджелу. Впервые же в рамках вселенной Marvel воительница появилась в финальном номере глобального события «Age of Ultron». 

Крепкий и, как бы комично это ни звучало, достойный старт саги, который не подпортил даже сомнительный ивент и введение Анджелы в повествование задним числом. В особенности рекомендую прочитать 12-ый номер «God of Thunder» – ваншотную историю, в рамках которой раскрывается современный образ Тора – сломленного и сомневающегося героя, который намерен доказать свою человечность и «достойность».  

А подробнее о дебюте сценариста на сериях Тора можете почитать в обзорах «Тора: Бога Грома» и «Первородного Греха»

Могучий Тор

Последующий период жизни Бога Грома включает в себя сразу несколько линеек: четвертый том «Thor», мини-серия в рамках «Secret Wars» Джонатана Хикмана «Thors», «The Unworthy Thor», а также онгоинг «The Mighty Thor» и сразу несколько ваншотов: «Generations» и «At the Gates of Valhalla».

А вот здесь Аарон вдохновлялся десятым номером первой линейки «What If?», который рассказывал о том, как Джейн Фостер стала достойна Мьелнира и сил Могучего Тора. Обязательно оцените выпуск на досуге: писал его Дон Глут – автор новеллизации пятого эпизода «Звездных Войн». Номер входит в состав сборника «Тор. Кто держит молот?» от ФКК. 

На протяжении всей второй трети саги Джейсона протагонистом линейки становится бывшая возлюбленная Одинсона Джейн Фостер – героиня, появляющаяся у Аарона еще в «God of Thunder». Начиная с четвертого тома сольной серии Тора именно она перенимает титул Бога Грома – девушка, пережившая за свою жизнь уйму страданий, смерть близких, в том числе и мужа с сыном, а также умирающая от развивающейся раковой опухоли. Исходя из причины, по которой Одинсон лишился своей «достойности» (о которой я вам не скажу, потому что читайте «Недостойного»), кандидатура героини кажется самой очевидной на пост Тора. Кому, как не потомственной атеистке, разочарованной в высших силах ввиду личных причин, суждено стать членом скандинавского пантеона и Богиней Грома? 

К слову, оцените наши обзоры на русскоязычные издания линейки от «Книжного Клуба Фантастика»: «Тор. Кто держит Молот?», «Недостойный Тор» и еще 4 тома приключений Джейн Фостер в роли Тора.

А также обзор глобального события «Секретные Войны». Все издано на русском языке.

В течение всех дальнейших историй Джейсон экспериментирует с жанровой принадлежностью серий: сеттинг сюжетов о Богине Грома и Асгардии то и дело скачет от классической супергеройской линейки до комедии-детективе о полицейских-напарниках в разрозненном мире Дума. Как и в рамках первой сюжетной арки, регулярно всплывает вопрос «необходимости» богов в современном мире: Джейн медленно убивает себя, используя Мьельнир, так как считает – «Тор должен быть всегда». 

Само собой, приводит это к неминуемым последствиям: раковая опухоль разрастается в облике «Богини», из-за чего каждая вылазка девушки в роли Тора грозит стать последней для ее человеческого тела. Простой, но понятный конфликт, который повышает напряжение по ходу всего рана. Девушка находится «на таймере», одновременно сталкиваясь и с молотом Ultimate-версии Тора, и с подступающей к Мидгарду Войной Царств, и с межличностными столкновениями земных злодеев, и с божествами иных цивилизаций галактики.

Если хотите посмотреть на кооперацию Одинсона и Фостер (а также нового Военного Тора), то последние два сюжета «The Mighty Thor» – ваш однозначный выбор. Актуально к премьере фильма. 

Отдельно стоит отметить, что с «перезапуска» серии «The Mighty Thor» увеличилось не только насыщенность событий и количество сквозных сюжетных линий, но и число «приглашенных гостей»: Аарон не чурается вспоминать и о прочих своих сериях, вроде «Doctor Strange» или «Wolverine and the X-Men». Появится и сам Стрэндж, и Омега Кид, и Сокол, с которым у героини была непродолжительная интрижка.

Заканчивается второй период эпохи Аарона «Смертью Могучего Тора» – эпическим сюжетом, подводящим итог под всем современные развитием Джейн Фостер авторства Джейсона. Безумно трогательная история, в рамках которой Джейн Фостер натурально умирает, перед этим сталкиваясь с Мангогом – злодеем-стихией, движимым ненавистью к богам. Проще говоря, ран в очередной раз зацикливается на первоначальном, центральном конфликте. Антагонистом финала, как и в первой арке «God of Thunder», становится полуживая-полумифическая сущность, так же, как и Фостер, откровенно сомневающаяся в необходимости пантеонов и испытывающая праведный гнев вследствие «безразличия» божеств по отношению к обычным людям. 

Уже во время работы над текстом нашел весьма забавное камео Джейсона Аарона, Рассела Доттермана (художник), Мэттью Уилсона (колорист) и Уила Мосса (редактор) в «The Mighty Thor» #702.  

Лучшая, на мой взгляд, часть истории Джейсона, выигрывающая за счет разнообразия сюжетов, множества спин-оффов и обилия проходящих сквозь рана линий – достаточно времени уделят и Роз Соломон, и сенатору Вольстаггу, и сольным приключениям Одинсона, и даже Таносу с Хелой. 

Война Царств 

Пятый том «Thor», а также последующий глобальный ивент «War of the Realms», подытоживает огромный пласт историй, завершая линии центральных персонажей саги – Тора, Джейн, Локи и многих других. Говорить о нем, однако, я буду не так много, как о прошлых: совсем скоро вы самостоятельно сможете оценить работу талантливого коллектива благодаря сборнику «Война Миров» от издательства «Рамона»

Если же попытаться рассказать о линейках кратко, то можно выделить два самых частых эпитета: красиво и масштабно. Они же применимы и к другим историям Джейсона, однако именно в рамках развязки Войны Царств (или Миров) оказывают максимальное влияние. В самостоятельной серии события вспоминают и о первой Лиге Царств, и о многочисленных кроссоверах и пересечениях героев богатой вселенной Marvel, и о судьбе Локи. 

Последний на протяжении всего рана Аарона будет играть наиважнейшую роль в качестве друга Малекита и его коллеги по суперзлодейскому объединению, пускай и появляться Лафейсон будет не так уж и часто. Его личный «сквозняк», посвященный разрастающемуся чувству вины в отношении предательства матери, прост, понятен и весьма трогателен, а отдельные стычки семьи, как и некоторые диалоговые перепалки, могут заставить расплакаться даже привередливых фанатов комиксов. 

В конечном счете два брата проходят через уйму испытаний, становясь полноправными Королями Царств. Не позабыл Аарон и о Джейн, наделив уже оправившуюся после сражения девушку силами Валькирии. В этот раз сольная линейка героини нам, говоря откровенно, не нужна, но, поверьте, в будущем мы вернемся к ней, когда речь пойдет об актуальных выпусках «Avengers» и мини-серии про Могучих Торов к премьере картины Marvel Studios. 

Дай Нулл мне сил, само собой.

Как я и говорил ранее, крайне масштабная, визуально притягательная и потрясающая до глубины души концовка многолетней истории, которая стала фундаментальной для современной вселенной Marvel Comics. О чем тут говорить, если вся мифология «Venom» Донни Кейтса, любимого как критиками, так и читателями, надстраивается вокруг концепций, героев и артефактов авторства Джейсона.

Король Тор

И все же «War of the Realms» не был полноценным завершением эпохи работ культового сценариста. О «King Thor» я уже говорил ранее в рамках текстов про серию «Thor» Кейтса и Все-Черный Некроклинок Нулла. Не вдаваясь в излишнее словоблудие, просто хочу настоятельно порекомендовать серию к прочтению: уверяю, даже если вы не являетесь поклонником творчества Аарона, «Король» может стать отличной входной точкой в мифологию Тора от Marvel. 

Отдельно хотелось бы упомянуть завершение сюжета, а именно – рассказ о том, как Тор, величайший бог из когда-либо существовавших, стал повелителем грома. Ранее она также вскользь упоминалась в «The Mighty Thor», однако только после целостного прочтения всего рана целиком воодушевляешься и вдохновляешься историей заносчивого Бога Викингов, недостойного Мьелнира. 

Когда Тор был мальчишкой, говорили, что он боялся грома. Что, сидя в своей колыбели, он плакал каждый раз, как за окном звучала гроза. И его отца Одина это так злило, что однажды, во время сильной бури, он выставил мальчишку за стены королевского дворца и запретил хоть кому-нибудь давать ему укрытие. В ту ночь гром прозвучал в каждом доме царства вечного. То была сильнейшая буря из тех, что помнили боги. На следующее утро малыша Тора нашли промокшего до костей, но без единой слезинки на глазах. Никогда больше не плакал он под звуки грома. Вот только никак не могло прийти в голову его отца, что Тор на самом деле и не плакал из-за боязни грозы. Гроза была его плачем. Первые слова Тора были произнесены громом, как и его последние. 

Меч создан для того, чтобы резать. Молот же для того, чтобы крушить. Но для чего нам нужен гром? Суть грома в том, чтобы его слышали. Аминь.»

Одно из лучших творений Большой Двойки этого века, кардинально переосмысляющая сюжеты о уже таком привычном и родном Торе Одинсоне. Второй такой эпопеи уже точно не будет: либо значительно хуже, либо только лучше. И я продолжу искренне надеяться, что второй исход я все же застану в здравом уме и твердой памяти – пока что период «Thor» от Донни Кейтса и Ника Кляйна идет с переменным успехом. 

А тем, кому моего спича оказалось мало, настоятельно советую ознакомиться с рассказом про многолетний ран Джейсона Аарона от Артема ArtBodya и разбором всего глобального события «War of the Realms» от Глеба «Джейсона» ГаттерЛосса. 

Примерная хронология событий, серий и выпусков для чтения:

Бог Грома:

  • «Thor: God of Thunder» #1-24
  • «Original Sin» #1-3
  • «Original Sin» #5.1-5.5
  • «Original Sin» #4-8
  • «Thor: God of Thunder» #25

Могучий Тор: 

  • «Thor» vol. 4 #1-8 + Annual
  • «Secret Wars» #1
  • «Thors» #1-4
  • «Secret Wars» #2-9
  • «The Mighty Thor» vol. 3 #1-5
  • «The Unworthy Thor» #1-5
  • «The Mighty Thor» vol. 3 #6-23
  • «Generations: The Unworthy Thor & The Mighty Thor» #1
  • «The Mighty Thor» #700-706
  • «Mighty Thor: At the Gates of Valhalla» #1

Война Царств:

  • «Thor» vol. 5 #1-12
  • «War of the Realms» #1-6
  • «Thor» vol. 5 #13-14
  • «War of the Realms: Omega» #1
  • «Thor» vol. 5 #15-16

Король Тор:

  • «King Thor» #1-4

На этом все, до следующего раза!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment