Огромный путеводитель по величайшим мышиным комиксам: Мышиная Гвардия и другие.
Итак, еще одна статья начинается с воспоминаний о моем любимом мультсериале.
На этот раз меня вдохновил замечательный «Рэдволл» – адаптация серии книг про аббатство, населенное антропоморфными животными. Мир «Рэдволла» — это суровое Средневековье, поэтому мышам аббатства приходится постоянно защищаться от врагов. А их немало: крыс-разбойник и лис-работорговец, ужасный змей и банда воронов и многие другие. Но обитатели аббатства не сдаются и искренне верят, что заветы Мартина Воителя (основателя Рэдволла) помогут им победить зло.
Благодаря «Рэдволлу» я и полюбил истории про животных-воинов. А в комиксах, конечно же, их самые яркие примеры – это серии Mouse Guard и Mice Templar.
Кратко о переводе. На русском языке выпущен всего лишь один том Mouse Guard от уже закрывшегося издательства Jellyfish Jam. Название адаптировано как «Мышиная гвардия», однако и перевод «Мышиная стража» я считаю вполне уместным. Поэтому далее буду упоминать оба варианта.
Mice Templar на русский никогда не переводился. Буквальный перевод названия – «Мышиные Тамплиеры», но мне большие нравится вариант «Мышиный Орден» (для симметрии с «Гвардией/Стражей»). Погнали.
Навиация:
- I. Два мышиных королевства: история создания комиксов
- II. Mouse Guard: сноровка и отвага
- III. Mice Templar: тернистый путь Избранного
- Эпилог
Два мышиных королевства: история создания комиксов
Для рассказа о «Мышиной гвардии» я использовал интервью Дэвида Питерсена Сomicscube 2018 года, материалы из его личного блога и из фан-сообщества «Гвардии» (подписывайтесь!).
Дэвид Питерсен с детства любил заниматься творчеством.
Хороший пример ему подавали родители: мама шила платья для кукл, а также одежду для своих детей, отец же научил сына работать с деревом и металлом. Будущий сценарист постоянно обсуждал с друзьями разные выдуманные истории – одна из них спустя много лет и стала «Мышиной гвардией». Забавно, что сначала Дэвид вообще не собирался использовать мышей:
Mouse Guard выросла из моей школьной идеи о говорящих животных в средневековой обстановке. Первоначально комикс назывался просто 1149 (в этом году разворачивались события моей любимой игры Defender of the Crown).
Там было много разных животных: лис-разбойник, притворявшийся дворянином, чтобы обчищать замки; тигр-монах, отрекшийся от хищной натуры; грозная утка-мясник; изгнанный хорек-лучник; опоссум-маг — чего не было, так это мышей. Я хотел сделать «Ветер в ивах», диснеевского «Робин Гуда» и что-то в этом роде, действие которого происходит в Средневековье, как в «Подземелья и драконы». Только в колледже я доработал задумку, внес некоторые изменения, и тогда появились мышки.
Я отказался от антропоморфных фигур и решил сделать своих героев похожими на героев басен Эзопа: животные остаются животными, жертвы боятся хищников. Именно тогда я понял, что мыши будут настолько уязвимы в таком мире, что им нужно уделить особое внимание.
Однако ограничиваться одними только мышами Дэвид тоже не собирался. Каждый вид должен был стать своеобразной «расой»: одним животные способны строить крепости и изучать науки, а другие же бродят по чащам, как и подобает дикому зверью. Если культура мышей напоминает средневековую Европу, то хорьки – это своеобразная восточная «орда» с ханом во главе, а волки и медведи – монструозные великаны. Люди в мире Питерсена так никогда и не появились.
Небольшое замечание: weasel можно перевести как «хорек», «ласка» или «горностай». Я остановлюсь на «хорьке» (хотя тогда мы упускаем возможность называть Weasel War Ласковой Войной).
Сам Питерсен сравнивал работу над комиксом со строительством Хоббитона для экранизации «Властелина колец»: команда раскопала склон холма, а потом бросила – спустя год они вернулись сюда, и это место идеально подходило для съемок. Так получилось и с «Мышиной Стражей»: Питерсен периодически возвращался в любимый мир, дополнял штрихами, а затем оставлял надолго.
В голове автора «Мышиная гвардия» успела побывать много чем, от кукольного шоу до иллюстраций к рассказам. Пробуя разные форматы, Дэвид постепенно набивал руку. Например, научился работать со скульптурами, что пригодилось для моделирования мышиного мира.
Впервые Дэвид нарисовал наброски мышей-рейнджеров в 1996 году, вдохновившись иллюстрациями к книге Coyote Goes Walking Тома Порта (там мыши изображались в образах коренных американцев). Молодому художнику не хватало опыта, поэтому он придумал маскировать фигуры мышей плащами. Так Стражи получили свое фирменное облачение.
А окончательно свой идеал художник нашел в 2002 году, когда на семейной встрече он зарисовал симпатичную мышку в очках.
Но до создания комикса все еще было далеко. Хотя Дэвид любил рисовать, работал он продавцом в антикварном магазине. Однажды друг Джесси предложил попробовать выступить на Motor City Comic Con с набросками Mouse Guard. Посетители очень заинтересовались мышами-воинами: в ответ на многочисленные вопросы об издании комикса, Питерсен пообещал выпустить его на фестивале через год. Свое слово он сдержал – следующий раз гостей ждали 250 экземпляров Mouse Guard: Fall 1152.
Еще тогда серия получила необычный формат страниц – квадрат 8 на 8 дюймов. Секрет прост: стандартные листы обошлись бы дороже. К тому же квадратный инди-комикс выделялся бы на полках магазинов. Но в итоге такой подход сработал только в плюс. Каждая страница «Гвардии» стала похожа на мини-картину с пейзажами природы или батальными сценами. А вот узнаваемую «теплую» рыжевато-палевую расцветку добавили позже. Как и многие независимые комиксы, «Мышиная Гвардия» изначально была черно-белой.
В 2005 Питерсен со своим творением приехал на San Diego Comic Con, где комикс попался на глаза художнику Марку Смайли, основателю инди-издательства Archaia Studios Press. А уже через год комикс Archaia наконец попал на прилавки.
У серии-конкурента The Mice Templar путь был не менее сложный. Тут нам нужно побольше узнать о сценаристе Брайане Глассе (информация основана на интервью Christ, Coffee, And Comics 2015 года).
Брайан с детства мечтал снимать кино и после школы пошел учиться на режиссера, но максимум чего он добился – фильмы «straight to video», большинство из которых так никогда не добралось даже до видеопроката. И вот, когда возраст Гласса плавно приближался к 30, он опустил руки. Вряд ли бы у него получится добиться успеха в фильмах, но ведь есть еще много областей, где нужны хорошие истории! Например, комиксы.
Начал он с пародийной супергеройской серии Spandex Tights, продержавшейся 25 выпусков. Но то были 90-е, когда даже Марвел приходилось несладко. Дистрибьюторы один за одним объявляли о банкротстве, и издавать свою маленькую инди-серию Глассу становилось все сложнее. К 1998 году он зарекся иметь дело с комиксами и переключился уже на книги.
Однако Брайану наконец повезло. Его роман Quixote (современное переосмысление Дона Кихота в виде сверхъестественного триллера) был написан в соавторстве и проиллюстрирован Майклом Эйвоном Оёмингом – знаменитый художник комиксов, известный по серии Брайна Майкла Бендиса Powers. Майкл как раз и помог Глассу вернуться в индустрию книжек с картинками.
Как вспоминает Гласс, идея принадлежала именно художнику:
В детстве Майкл случайно услышал название исторической передачи Knights Templar как Mice Templar! Позже он пытался нарисовать крыс из мультфильма «Секрет Н.И.М.Х.» и назвал их мышами-тамплиерами.
Мультфильм Дона Блута так запал Майклу в душу, что он пронес с собой любовь к подобному стилю через всю жизнь. Он просто знал, что однажды создаст свой фэнтезийный мир животных, чего бы это ни стоило. А затем началась работа над Powers в 1999-м, и серию о мышиных воинах пришлось отложить.
Однажды Майк пригласил меня на семинар об искусстве создания сценария. После одной лекции мы пошли ужинать, и он упомянул, что собирается откопать Mice Templar. Я был очень взволнован… Но Майк поделился, что его история была слишком похожа на «Путь героя» Джозефа Кэмпбелла. Настолько похожа, что весь дальнейший сюжет можно было разгадать по первым сценам.
Также он понял, что у него вышла лишь череда приключений без своей собственного мира. Набор фэнтезийных клише: ведьма в пещере, магический меч и так далее. Тогда Майк и предложил мне доработать его наброски. Построить Вселенную.
Так появился дуэт, создавший сагу о мышах-рыцарях, а домом для комикса стало издательство Image. Первый выпуск вышел в 2007 году.
Интересно, что Оёминг задержался лишь на первом томе, а затем Гласс отправился в плавание уже с художником Виктором Сантосом. И можно догадаться почему.
Майкл задумывал лишь небольшую историю о том, как храбрый мышонок помогает возродить древний Орден защитников. Но Гласс так долго размышлял над концептом, что уместить все его мысли в шесть выпусков было невозможно. Сначала он попросил расширить комикс до 8 номеров, затем до макси-серии из 12, потом – из 16, позже последовало и 18. В итоге, первоначальный план остановился на 25 выпусках из трех арков: «Пророчество», «Судьба» и «Легенда». А на деле же вышло целых 45 номеров!
Я спрашивал Майка: если Орден пал, мы планируем его восстановить? Но если он пал однажды, не развалится ли он снова? Мой напарник отвечал, что никогда не задумывался об этом: наш герой просто должен восстановить сломанное, вот и все. Но мне нужны были ответы.
Увы, обстоятельства вынудили Майка оставить комикс, так как ему нужно было переехать из-за новой работы. Оёминг сам порекомендовал Виктора на замену – в итоге, новая команда продержалась до самого конца.
Фактически Mice Templar так и остался единственной крупной работой Брайана. Хотя серия получила премию Харви, Гласс так и не стал профессиональным сценаристом комиксов. Вместе с Сантосом он запускал серию Furious – как и Spandex Tights из 90-х, это была деконструкция супергероики. В Большой Двойке Гласс тоже не задержался: несколько коротких историй, среди которых выделяется разве что пересказ ориджина Тора – Thor: First Thunder #1-5.
В общем, две мышиных серии стартовали почти что параллельно. Но вы уже поняли, что самое забавное? Никто из сценаристов не упоминал «Рэдволл»!
Возможно, обоим авторам такое сравнение показалось слишком очевидным. Или же они подсознательно не хотели, чтобы их сравнивали с культовой серией. К тому же, с «Рэдволлом» оба комикса роднит разве что уровень завязки.
После смерти автора «Рэдволла» Брайана Джейкса Питерсен написал краткую заметку, выражая почтение перед ним. Но в то же время Дэвид назвал «Рэдволл» «анти-источником вдохновения»:
Я сразу понял, что мне никогда не удастся превзойти мистера Джейкса. Поэтому мне пришлось пойти другим путем, отличным от проложенной дороги.
Заглянем поглубже в сами комиксы.
Легко догадаться, что «Мышиная гвардия» посвящена храбрым гвардейцам – защитникам мышиного рода. Стражи не только обороняют границы территорий, но и помогают мирным жителям: сопровождают караваны, спасают попавших в беду, доставляют посылки по опасным маршрутам или же служат посредниками в спорах.
Главная обитель Гвардии – крепость Локхейвен, вытесанная в камне, а возглавляет ее матриарх. Мышиные города обладают самоуправлением, так что Стража не обладает политической властью – каждое поселение само определяет, сколько полномочий есть у гвардейцев в их области. На начало комикса в мышиных землях воцарился мир после кровопролитной Войны с хорьками, но недруги в рядах самой Гвардии замышляют недоброе …
В Mice Templar мыши-воины сильно напоминают Рыцарей Круглого стола – их первоочередной обязанностью было военное дело, а именно сражение с крысами и хорьками. Если для Гвардии ключевой трагедией прошлого стала война, то в Mice Templar это падение Ордена и приход к власти беспощадного короля Икаруса. До самых последних выпусков раскол тамплиеров будет окутан тайной. Взгляд на него как будто эволюционирует вместе с самой серией. Сначала крах Ордена напоминает сказку: якобы на добрых мышей повлияла темная магия древнего злого бога. Но затем все оказывается сложнее, и тамплиеры уже не кажутся безупречными воинами света.
Позже откроется, что у гражданской войны были и политические мотивы, а к воцарению тирана привел именно разлад внутри ордена. Одни тамплиеры ревностно чтили заветы основателя Ордена, жестоко преследуя крыс, хорьков, летучих мышей и прочих «созданий темноты». Другие же видели возможность для изменения и сотрудничества с другими видами. Иронично, что в итоги злодеями стали не консерваторы на страже традиций. Тамплиер Икарус был поначалу именно на стороне реформаторов – однако как только он завоевал трон, то сразу привел к власти союзников-крыс, чем положил начало своей тирании. Но и это полуправда, за которой скрывается много твистов.
Как и в «Рэдволле», в обоих мышиных комиксах важное место занимает фигура Избранного. В «Гвардии» такой герой – Черная Секира с великим оружием, передающимся через поколения. А через Templar же красной нитью проходит легенда о Кул-Эне, основавшем Орден ради борьбы с врагами мышей.
Но различий у серий больше, чем сходств.
Ключевое достоинство «Мышиной гвардии» – это всегда в первую очередь история про мышей, ставших воинами, а не про воинов, ставших мышами. У читателей никогда не получится забыть, что героями выступают маленькие животные, сражающиеся за выживание. Да, как и в «Рэдволле», у мышей есть мечи и замки, летописи и праздники, легенды и сказки – все привычные атрибуты человеческого Средневековья. Но даже несмотря на плащи, мышки и хорьки все равно проявляют свою звериную натуру.
Когда Мышиная Стража сражается со змеей, на месте мышек никак не представишь людей. На звериных повадках основана и культура, и мелкие привычки. В то же время поступки у мышек вполне человеческие, как и характеры.
В Mice Templar художники довольно быстро отходят от реализма. Местные мыши даже не рыцари – это настоящие ниндзя, которые крутят пируэты и бегают по стенам/деревьям (что забавно, мельком мышки-ниндзя в комиксе даже появляются). Физикой и повадками настоящих мышей тут пожертвовали ради зрелищности.
«Орден» ощутимо мрачнее: чем сильнее разгорается революция против тирана, тем больше проливается крови. В плане дизайнов комиксы практически противоположны. Дэвид Питерсен нашел идеальный баланс звериного и человеческого: по одному только наряду легко догадаться, чем занимается мышка, воин это или знахарь. Но даже грозные воеводы – милые упитанные комочки шерсти, похожие на плюшевую игрушку.
Рисунок тамплиеров пропитан резкостью и угловатостью. Мыши не отличаются сильно друг от друга, да и красивыми их не назовешь: мордочки непропорционально больше щуплых тел. Их красота в другом. В пируэтах, резких выпадах, мощных ударах и пафосных героических позах – жестокость комикса не звериная, а сугубо человеческая.
Отличается и язык повествования. К примеру, можно сравнить две сцены с изображением летучих мышей. В «Гвардии» всего одного разворота хватает, чтобы все рассказать о летающих бестиях. Их сторонятся и птицы, и звери, потому летучие мыши – изгои, готовые шпионить за любую сторону. Через повторение одних и тех же фраз достигается жутковатый эффект враждебной толпы, а по рисунку сразу ясно: под землей летучие мыши в своей стихии, у них огромный перевес.
«Орден» же нагнетает напряжение крайне медленно. Сначала нам рассказывают легенду об их происхождении. Потом узнаем, что мыши собираются спуститься в пещеру за советом, долго бродим с героями по темным коридорам. А когда достигаем совета летучих мышей, то оказывается, что они принимают чужаков только верх головой. Чувство постоянной опасности тоже присутствует, летучие мыши точно так же выглядят загадочной сектой с жестокими обычаями, но раскрывается это через долгую предысторию с экспозицией.
Там, где «Мышиная гвардия» обходится парой реплик для миропостроения, «Ордену» требуются целые выпуски. В «Гвардии» нас постоянно подталкивают, чтобы мы включали воображение и размышляли о мире.
К примеру, из одного только краткого разговора с зайцами в «Гвардии» можно было бы вытянуть целую сюжетную арку: ушастые служат «транспортом» гвардейцев, хотя и относятся к мелким мышкам снисходительно. Зайцы даже не желают запоминать имена грызунов, называя их «пищалками».
Но как так вышло? Почему сильные зайцы помогают мышам? Остается только фантазировать. Да, можно поискать ответы в вики или в справочнике для ролевой игры (о нем позже), но ничто не помешает вам самим строить догадки.
«Орден» же более линеен. Вас проведут по четко очерченной истории с началом и концом, а если в ней и будут белые пятна, то это намеренное авторское решение. Любая мелочь подробно поясняется – и автор явно ожидает, что вы будете держать в голове десятки мелких деталей.
Скорее всего, вы увлеченно прочтете четыре десятка номеров, но уже не будете сюда возвращаться мысленно. Сценарист сказал все, что хотел, и закрыл за собой дверь.
«Гвардия» же распахивает широкий простор для самостоятельного творчества. Потому ничего удивительного, что вышло столько фан-артов, полуканоничная серия «Легенд» и целая РПГ-настолка. Питерсен прекрасно понимает, как затянулось создание комикса, поэтому дает шанс любому читателю отчасти стать «соавтором».
Но это не означает, что мир «Стражи» выполнен поверхностно. Наоборот, настолько скрупулёзное внимание к лору еще нужно поискать. Достаточно упомянуть, что Питерсен выстроил миниатюрную копию локаций из комикса! Только чтобы ничего не упустить из внимания.
Мир «Гвардии» дышит деталями, от значения плащей Стражей до описания горшков на рынке. Да, и кстати, в отличие от «Ордена» в мире Питерсена нет магии: мышкам остается надеяться только на себя, а не на богов и пророчества. Благодаря реалистичности историями про Мышиных Стражей проще проникнуться, будто это исторический роман.
В то же время Mice Templar погружает в круговорот мистики: и магические реликвии есть, и проклятия, и целый пантеон богов. Если не вдаваться в подробности, то свет и добро воплощает сова/филин Вотан, а противостоит ему змей Донас. Первый покровительствует мышам, а во власти второго находятся летучие мыши, рептилии и так далее.
Зло в виде змея легко объяснить, но почему главный бог стал белоснежной совой? Все-таки, первопричиной мне кажется впечатление Оёминга от величественного филина из «Секрета Н.И.М.Х.». Но вот как решение комментирует сценарист:
Персонажи смотрят вверх и видят солнце в небе и луну ночью, оба они являются «Великими Глазами Вотана». Если вы мышь, то сова приведет вас на встречу со своим создателем. Это ваше последнее путешествие.
В мифологии комикса смешано много элементов. Многие битвы вдохновлены сражениями из кельтских легенды о племенах богини Дану. В самопожертвовании героев прослеживаются скандинавские мотивы, а падение Авалона из Артурианы стало основой для падения Мышиных Тамплиеров.
Я встречал мнение, что Mice Templar считается плохим комиксом, так как мышей в нем можно легко заменить на людей или любые фэнтезийные расы… С чем я в корне не согласен.
Нельзя критиковать произведение за то, что делает его лучше. Пускай звериные шкуры служат лишь маской – почему бы и нет? Скорее нужно спрашивать, а почему во ВСЕХ комиксах нельзя сделать героев мышами?
Благодаря мышиным героям бои можно сделать стремительными и легкими, словно воины сражаются в невесомости. Громоздкий лор смотрелся бы очень сомнительно с обычными божествами – в звериной форме все понятно на уровне инстинктов: змеи служат тьме, рыбы воплощают очищение, птицы – стремление к мудрости и так далее. Осада города выглядит намного интереснее, когда его стены рушит кот, а не дракон. Если же мышам добавили бы больше звериного, многие вещи бы потерялись.
Поэтому ругать комикс за его недостаточную мышистость – это недальновидно. Все равно что критиковать «Звездные Воины» за то, что световые мечи можно заменить катанами.
Говоря языком современной поп-культуры, Mice Templar поначалу притворяется «Властелином колец» и «Игрой престолов», хотя имеет с ними мало общего. Для первого мышкам не так эпичны и масштабны, для второго – почти во всем комиксе нет разностороннего взгляда, когда зло и добро растворятся в серых оттенках (к этому еще вернемся). Можно также вспомнить и «Хроники Нарнии» с их религиозной моралью: образ «Бога над богами» в виде мудрого зверя воплощен и в нарнийском Аслане, и в филине Вотане. Но и это будет не самым точным сравнением.
А все потому что Mice Templar – это мышиная «Дюна». История об Избранном, чьи решения мир могут и спасти, и уничтожить. Главный герой Карик поневоле становится символом надежды: в одних лапах она оборачивается флагом сопротивления, в других – оружием.
Но главное сходство с «Дюной» даже не в крошечном Мессии верхом на гиганте. Сильнее всего их сближает разрастающийся лор, который постепенно вырастает в непреодолимую стену. Выдуманных терминов становится так много, что с четвертого арка каждый выпуск предваряет страница с глоссарием мелким шрифтом:
А также пять десятков действующих лиц:
И ведь все они еще как-то связаны друг с другом: охотятся друг на друга, обижаются, предают…
Этот запутанный клубок нужно распутывать не спеша. Сценарист не скупится на подробные описания, а многие номера нужны больше для укрепления атмосферы, чем для продвижения сюжета. При попытке проглотить «Орден» залпом мозг рискует взорваться от груза событий. Но и забрасывать комикс надолго не получится, иначе перипетии переплетённых подсюжетов быстро выветрятся из памяти.
Возможно, тяжеловесность «Ордена» можно объяснить стремлением Брайана создать свой магнум опус: раз уж после стольких лет неудач эта серия наконец выстрелила, нужно загрузить ее сразу ВСЕМИ своими идеями. Ведь второй попытки может просто не быть.
Я бы советовал продвигаться по несколько выпусков в день. Лично мне приходилось прямо прилагать усилия, чтобы концентрироваться на истории.
С «Гвардией» же все проще. Это уютное чтиво на вечер, его приятно время от времени пролистывать дождливыми вечерами. Комикс нисколько не переутомляет сложными именами – напротив, создается крайне атмосферный сказочный антураж с загадочными лесами и тесными тавернами.
Названия городов в комиксах красноречиво говорят об отношении авторов к лору: в «Ордене» столица пафосно называется Деалрах Ард-Вале, а главная цитадель Гвардии – Локхейвен (буквально «замок-убежище», просто и понятно).
Но у «Ордена» есть крохотное преимущество – это полностью завершенная история. Увы, финал «Гвардии» выглядит такой же несбыточной мечтой как выход Silksong.
Проще говоря, Mouse Guard – это мелодичная поэзия, а Mice Templar – увесистая проза.
Mouse Guard: сноровка и отвага
Все комиксы про Мышиную гвардию можно разделить на три направления:
- Основная история
- Легенды
- Дополнительные истории
Как я уже упоминал, «Мышиная Гвардия» мне кажется очень близкой к поэзии, когда эпитеты, образы и ритм оказываются важнее сюжетных изгибов. Мы же не слушаем песни ради сюжета? Вот и в «Гвардии» история занимает далеко не главное место.
Итак, наша первая история про Стражу начинается осенью – Mouse Guard: Fall 1152 #1-6 (2005-2007).
Трое мышей-стражей отправляются на задание по поиску пропавшего торговца. Их миссия открывает неожиданную правду: готовится заговор против матриарха, и в нем замешана древняя реликвия мышей – Черная Секира…
Что касается персонажей, перед Питерсеном остается только снять шляпу. В изображении своих героев ему хватает буквально одной страницы, чтобы мы все поняли:
- Саксон (красный плащ) – вспыльчивый мыш, идет напролом и ни с кем не советуется;
- Кензи (синий плащ) – рассудительный стратег, своими взвешенными решениями уравновешивает импульсивность Саксона;
- Лиам (зеленый плащ) – юный храбрый новичок.
Архетипичная команда в составе «кулаки – мозг – сердце» идеально срабатывает. Питерсен и не скрывал, что вдохновлялся классикой: «Черепашками-Ниндзя» Истмена и Лэрда, «Люди Икс» Клэрмонта и Бирна, а также прочими любимыми с детства комиксами.
В то же время Дэвид перекладывал в персонажей и черты своих знакомых. Например, Джесси (друг, помогавший Питерсену издать комикс) – прообраз мудрого Кензи. Задира Саксон основан на самом Дэвиде (вернее, на его отыгрыше персонажей в РПГ), а деловитый гвардеец Рэнд, вооруженный щитом, списан с приятеля Майке. Изначально именно Рэнд вместо Лиама входил в троицу, но затем стал второстепенным персонажем.
Юный Лиам же был вдохновлен другом Дэвида по имени Эмерсон, который был на несколько классов младше. От него Лиам унаследовал образ легкомысленного юноши с огромным потенциалом: «слишком молодой, чтобы тусоваться со старшими детьми, но достаточно крутой, чтобы его уважали».
Именно введение Лиама определило направление первого тома, а затем и всей серии. Пока в черновиках фигурировал капитан Рэнд, комикс получался слишком масштабным, тяжеловесным и пафосным. Читатель сразу бы становился свидетелем ужасающей Войны с хорьками.
Лиам же не застал тяжелых сражений, для него все в новинку. Благодаря неопытности новичка сценаристу было легко раскрывать свой мир через объяснения старших персонажей. Прием древнее потопа, но он работает! Вместе с Лиамом комикс из громоздкой саги стал приключением о противостоянии храбрых воинов против заговорщиков Полночи, стража-предателя.
Нам не расписывают подробно мотивы врагов Гвардии, а сразу окунают в круговорот событий. Мы знаем только, что эти мыши недовольным матриархом и стремятся подчинить все земли себе. Лидер бунта притворяется легендарным героем Черной Секирой – наша троица стражей же встречает настоящего хозяина оружия, старика Челанве.
Хотя темы затрагиваются серьезные (миролюбие против возмездия, право исторического наследия и так далее), они служат лишь фоном для странствий троицы. Будто это партия DnD, где трое друзей приключаются по миру мастера. Не так важен лор мира, как действия мышей здесь и сейчас: струсить или дать отпор, обмануть соперника или пойти врукопашную, успеть предупредить друзей или опустить лапки.
Если честно, бунты и драки можно найти во многих книгах, потому они не сильно запоминаются. Да и характеры троицы броские, но схематичные. А вот битвы мышей против зверей-великанов остаются в памяти навсегда – это величайшие моменты комикса:
Серия быстро обрела фан-базу и признание: в 2008 году первому и второму тому присудили премию Айснера в номинации «Лучшая публикация для детей». Эх, эти прекрасные времена, когда серии «Гвардии» выходили почти подряд…
Mouse Guard: Winter 1152 #1-6 (2008-2009). Гвардейцы (Лиам, Саксон, Кензи, Челанве и Сейди) отправляются посреди снегопада на вылазку за лекарством для товарища. Их путь петляет между темными пещерами и руинами королевства хорьков, а в небе кружит огромная сова…
Не такой богатый на события том по сравнению с первым – гораздо важнее цели Гвардии их долгий путь по сугробам. Ненавязчиво нам расскажут и про ужасные сражения с хорьками, и о странностях летучих мышей, и о прошлом Саксона. Но прежде всего «Зима 1152» запоминается постоянным напряжением. Каждая лишняя секунда на морозе смертельна. Но и слишком торопиться нельзя, ведь уставшие мышки станут легкой добычей для грозного летающего хищника.
В конце концов, сражение с совой стало обрядом посвящения для Лиама и последним боем для Челанве. Один доказал свою храбрость, второй смог достойно закончить свой путь. А Черная Секира перешла к Лиаму.
Mouse Guard: The Black Axe #1-6 (2010-2013). Приквел о том, как Челанве обрел Черную Секиру и почему стал отшельником.
Черная Секира в какой-то мере становится антиподом Избранного из Mice Templar. Здесь нет размышлений о влиянии роли Избранного на общество и уж тем более о религиозной одержимости. Черная Секира безусловно выступает гером эпоса, только вдохновляет он легенды, а не молитвы. Да, плохие мыши потом захотят использовать Секиру как символ восстания, но это скорее оружие, чем факел для разжигания фанатизма.
Дэвид Питерсен подходит к героическому образу как бы со стороны самого героя. В «Мышиной гвардии» ноша давит прежде всего на самого владельца Секиры. Что мышка чувствует после превращения в живую легенду? Как Черная Секира должен определять справедливость? Можно ли звание отобрать в бою или оно передается добровольно?
Мне этот том сильно напомнил третий сезон «Рэдволла» о становлении Мартина Воителя: хотя в финале мыш добивается легендарного статуса, он лишается близкого и остается один – конец получается горько-сладким.
Для Челанве Секира оказалась такой тяжелой, что он увидел свою роль лишь в сохранении наследия. Но как ей распорядится Лиам? К сожалению, ответа мы так и не получили.
В планах у Питерсена еще один приквел – четвертый том Weasel War of 1149, а затем и пятая книга про Лиама, привыкающего к титулу Черной Секиры. К сожалению, причины задержки у него были серьезные:
Я ненавижу вопросы о продолжении. Я начал работать над ним в 2017 году. Дело шло медленно, но прогрессировало. Нарисованы страницы, написан сценарий. У меня есть сценарий, отдельные страницы, обложка для первого выпуска – достигнут реальный прогресс. Но у моей мамы болезнь Паркинсона, и она переехала из жилья в часе езды от нас в дом престарелых, куда можно добраться за 5-10 минут. И сначала я подумал: «О, здорово, мне не нужно ехать час, если что-то случится». А на самом деле это означало, что я всегда на расстоянии десяти минут, поэтому мне следует приходить и все исправлять.
Работать было тяжело, потому что я никогда не мог полностью посвятить день работе. Мне приходилось продолжать, меня прерывали, и это эмоционально истощало.
Но из-за недостатка ухода в учреждении и финансовых проблем теперь она живет в нашем доме, и мы с женой постоянно ухаживаем за ней. Активно работать над комиксом просто невозможно. Я пытаюсь заниматься несколько неполных дней в неделю, что углубиться в историю и не потерять ход мыслей».
В январе 2020 года мать Дэвида умерла.
Сейчас будущее «Мышиной Гвардии» все еще туманно. Питерсен продолжает активно работать над артом с мышками и не только, но о четвертом томе пока речь не идет:
Все же мир «Мышиной Стражи» так увлекателен, что он расширился за пределы фантазии Дэвида – встречайте антологию Legends of the Guard vol. 1-3 (2010-2015).
Однажды хозяйка таверны Июнь предлагает гостям соревнование. Кто расскажет самую интересную историю, тому будут прощены все долги. Правил лишь три:
1) Не рассказывать только правду.
2) Не рассказывать только ложь.
3) Трактирщица не должна была слышать эту историю раньше.
От Дэвида Питерсена в комиксе только краткие вставки о самой таверне и обложки – все выдуманные истории создали разнообразные приглашенные авторы с очень разным стилем. Правила Июнь прямо намекают, что россказни гостей очень вольно относятся к канону, поэтому руки приглашенных звезд полностью развязаны. Пока одни решают поведать красочную детскую сказку, вторые ограничиваются бессловесной легендой, а третьи же предлагают печальную историю любви. Интересно наблюдать, как творчество Питерсена вдохновило насколько разные комиксы.
Я не буду перечислять все истории (их около дюжины в каждой антологии), только наиболее запомнившиеся:
«Корона серебряная, корона золотая» Марка Смайли. Легенда про короля, чья глупость и жестокость обернулась становлением матриархата в мышином обществе. Эта история красиво закольцовывается с сюжетом о войне двух королевств с первой обложки.
«Потенциал» Шона Рубина (иллюстратора «Рэдволла») и Алекса Кейна. Миниатюрный эпизод из будней Гвардии, когда крохе приходится давать отпор великану-медведю. Благодаря стилизации под гравюру комикс читается как глава из запылившегося фолианта.
И, конечно, я не могу пройти мимо «Вещего Олега» Алекса Шейкмана и Скотта Китинга. Хорошо известное сказание про неумолимость судьбы, только князь оказывается крохотной мышкой, а верный конь – хорьком.
Первые «Легенды» стали отличным экспериментом, а вот второй сборник уже можно считать настоящим шедевром. Структура осталась такой же, но сейчас букет стилей вобрал в себя намного больше подходов. Одинаковых историй почти нет, перед нами как будто абсолютно разные миры. Также мне показалось, что намного больше внимания уделяется личностям рассказчиков: например, у мышки-старушки найдется история про мужа, у исследователя скелетов крупных созданий – про глупого кота и так далее.
Глаза разбегаются от креатива авторов. Хочется рассказать и про моряка, влюбившегося в русалку («Любовь моря» Кристиана Слэйда)…
…и про путешествие маленьких картографов («Туда и сюда» Джексон Же)…
…и сказку про четырех братьев («Вор, Звездочет, Охотник и Моряк» Кори Годби)…
…и еще уйму маленьких уютных историй.
Все эти рассказы пронизывает восхищение крохотными героями. Всякий раз они сопротивляются чему-то очень громадному и неостановимому (коту, лисе, гигантским расстояниям или же течению времени), и всякий раз они доказывают свое право на счастье.
Единственный минус – мне так не нравится, что Июнь приходится выбирать победителей. Как будто ждешь, что в конце случится некий поворот, но мышка твердо определяет тройку лучших. Хотя как можно их сравнивать, если они настолько разные?
Но если бы меня попросили определить фаворита, я бы, пожалуй, остановился на… Дэвиде Питерсене! Он сам себе поставил сложнейшую задачу – создать историю всего лишь из одной обложки. Каждый из иллюстраций Питерсена способна посоперничать по атмосферности с десятками страниц любой истории.
Хвостатые музыканты так задорно играют, что отправляют призраков в пляс. Всевозможные звери собираются вокруг маленького оратора. Мышка путешествует по шахтам с друзьями-саламандрами.
Настоящее искусство миниатюры.
И осталась третья антология, самая звездная на мой взгляд.
«Гусенок и призрак» Марка Бэкингхэма. Гвардейца зовут на мельницу, чтобы он помог разобраться с прожорливым гусем. Но не станет ли аппетит мыша-стража еще большим бедствием?
Очень похожего гуся можно будет увидеть и в продолжении «Сказок». Кстати, вы знали, что gosling переводится как «гусенок»?
Очаровательная сказка «Мышонок и Луна» от Скотти Янга про ребенка, мечтающего узнать, из чего сделано ночное светило.
«Танцоры» Кайлы Вандерклагт – еще одна поучительная сказка, про умную мышь, избавившую город от ласки при помощи танцев.
И самый детализированный рассказ «Глубоко и темно» Аарона Конли и Фабиана Рэнджела-младшего. Пьяница попадает в пасть угря, а там его ждут призраки, мерзкие паразиты и внезапное наследство…
Увы, у третьего тома есть существенный недостаток. Он последний.
И далее у нас остались короткие истории. В основном, выпускались они на День Бесплатных комиксов.
Первая вышла в 2010 году – 10-страничная «Весна 1153». Вместе с теплом пробуждаются и хищники, а Лиам пропал…
На сегодняшний день это последняя по хронологии история, к сожалению.
Первым сборником стал Baldwin the Brave & Other Tales: 5 выпусков на Free Comic Book Day (2011-2015) и одна дополнительная история.
Некоторые истории есть на канале самого Питерсена! В видео-формате с музыкальным сопровождением:
«Балдуин Храбрый»: зло торжествует, если хорошая мышь сидит сложа лапки.
«Сказка о Мудром Ткаче»: хитрость может быть опаснее меча.
«Тейн и Ильза»: что важнее всего ценить в женихах?
Также стоит упомянут, что в 2013 году издательство Boom! Studios приобрело Archaia, и издательство «Мышиной гвардии» стало импринтом.
Затем в 2015-2017 годах вышло еще три крохотных истории – они попали в сборник Mouse Guard: The Owlhen Caregiver and Other Tales:
- The Tale of the Owlhen Caregiver. Грустная история про странную дружбу между мышью и заботливой совой.
- The Tale of Piper the Listener. Из всех FCBD-комиксов этот сильнее всего хочется увидеть в виде полноценной книги. Дудочница странствует по миру, чтобы научиться понимать язык всех зверей. Каждому из животных внимательная путешественница уделяет буквально по краткой заметке, но насколько же это красиво. Например, в кряканье уток мышка слышит ворчание о соседях, в кваканьях жаб – задумчивые размышления о смысле жизни. А хищные змеи «шипят эхом рифффм сссладкой поэззии заходящего Солнца, всссстретившего восходящую Луну».
- The Tale of the Wild Wolf. И классика: мышь против волка, только в это раз на сторону малыша становятся насекомые и дух легендарного охотника. А еще это оммаж на «Петя и Волк» Сергея Прокофьева.
Вот и все, больше комиксов пока что нет. Но на комиксах мир «Мышиной Стражи» не заканчивается!
Так как «Гвардия» открывает широчайшие просторы для творчества, сама собой напрашивалась идея придумать игру. А точнее настольную игру Mouse Guard Role Playing Game (2008).
Выпускалась РПГ также Archaia: арт нарисовал Дэвид Питерсен, а правила разработал Люк Крейн (автор фэнтезийной ролевки The Burning Wheel).
Играть нужно за группу Стражей. Можно взять на себя роль командира (готовьтесь взвалить на себя большую ответственность), или же стать дозорным в патруле, или участником спасательной экспедиции, или исследователем зверей. А угрожать вам будет все вокруг: от злых медведей и воинства ласк до проливного дождя. Придется не только воевать, но и налаживать отношения с другими мышками.
Особенно любопытная в игре механика «природы» – необходимости баланса между звериными инстинктами и цивилизованностью. Если слишком склониться в сторону своей мышиной натуры, утратишь важные навыки стража, а без мышиных повадок окажешься беспомощен для выживания в лесу.
И неоспоримое достоинство рулбука – это подробная энциклопедия по миру «Гвардии». Можно освежить знания об особенностях мышиных городов или же больше узнать о различных животных. Например, только из этой книги я узнал про отношения Стражей и лосей. С сохатыми они отлично уживаются, однако на мышиной территории им лучше не появляться: лосиный топот подобен землетрясению, а еще они могут привести за собой волков.
Для более подробного обзора игры советую послушать подкаст «Чайный паладин», посвященный настольным играм (выпуск «Мышиная стража. Отправляемся в патруль»).
Вторую настолку выпустили при поддержке крауд-фандинга на Kickstarter – Mouse Guard: Swords & Strongholds. Это уже стратегия для двух игроков, одна игра занимает всего 10-20 минут. Именно в нее играли постояльцы таверны из «Легенд»!
Как красиво описали «Стражу» в «Чайном паладине», для ваших детей Mouse Guard – это «последняя сказка и первая история». И мышиный мир действительно чудесно накладывается на восприятие ребенка, когда ты маленькое существо во враждебном мире гигантов.
Дэвид Питерсен специально подготовил для самых маленьких читателей способ познакомиться с «Гвардией» помягче – букварь по мотивам «Гвардии» Mouse Guard Alphabet Book! И не просто перечисление букв с красивыми картинками, а небольшой поэтический сборник:
Конечно же, есть и артбуки. В Mouse Guard Digital Sketchbook Collection 2004-2015 Питерсен собрал 11 своих скетчбуков с рисунками, нарисованными на конвентах. Целых 288 страниц коммишенов, эскизов, оммажей и промо-артов!
А в 2016 и 2017 в цифровом формате вышли его дополнения.
Но если вам обычных артбуков мало, то как насчет лего-артбука?
Десятилетний юбилей «Гвардии» в 2015 году эпично отпраздновали на Emerald City Comic Con – была создана гигантская композиция из LEGO! Более 150 тысяч деталей – фото этой роскоши и подробный процесс как раз собрали в отдельную книгу Mouse Guard: Art of Bricks.
Больше фото можно найти в блоге.
В конце концов, на канале Питерсена можно послушать песни из комикса: «Баллада о Деве из слоновой кости» и «Деревяные мыши».
The Ballad of the Ivory Lass:
The Timber Mice:
Осталось только поговорить об отмененном мультфильме. В 2018 году Питерсен рассказывал:
«Права у компании 20th Century Fox. Они с нетерпением ждут возможности работать. Они настроены позитивно, и кажется, что дела идут хорошо. Гэри Уитта [«Книга Илая», «После нашей эры»] написал первый вариант сценария, а режиссером приглашен Уэс Болл [«Бегущий в лабиринте»]. Я встречался с ним несколько раз, он большой поклонник «Мышиной стражи», и ему не терпится добиться успеха. И в качестве исполнительного продюсера у нас есть Мэтт Ривз, который снял фильмы «Планета обезьян». Планируется, что мультфильм будет снят при помощи захвата движения, поэтому очень важно иметь в команде кого-то с опытом».
Что же произошло с экранизацией? Дисней.
Как иронично, что мультфильм отменил именно Мышиный дом. После покупки 20th Century Fox многие проекты попади под сокращение. Согласно некоторым источникам, «Гвардию» отменили из-за… сходства с ремейками «Короля Льва» и «Книги джунглей»! Якобы другой мульт с CGI-животными стал бы конкурентом для диснеевского IP.
Другой вероятной причиной был фантастический бюджет в 170 миллионов долларов. Возможно, проект и подхватил бы какой-нибудь Нетфликс, однако стоимость поставила крест на экранизации.
После официальной отмены концепты и драфт сценария слили в сеть.
В целом, фильм достаточно точно адаптировал бы первый том, но некоторые моменты раскрыли подробнее:
- Начинается сценарий с мрачного флэшбэка о войне с хорьками. Мышиный город Ферндэйл осажден. Родители маленького Лиама погибли, а его самого хотят вывезти с караваном, но он отказывается уезжать. Во время нападения хорьков его спасает некто, похожий на Черную Секиру. Уже тогда появляется гвардеец Полночь.
- Через некоторое время Лиам встречает Саксона, Кензи, Сейди и просит стать учеником Гвардии. Полночь погибает в битве. Спустя несколько месяцев мышиный матриарх Гвендолин заключает мир с хорьками.
- Спустя несколько лет начинаются события из «Осени 1152»: трио гвардейцев отправляются на поиски пропавшего торговца, а Сейди – на пляжный пост Конрада.
- Мне показалось, что характеры Саксона и Кензи не так ярко выражены, как в комиксе. И это логично. В сценарии реплик намного больше, и было бы странно, если бы Саксон огрызался в каждом диалоге. Также пораньше перенесли любовную линию между Кензи и Сейди из второго тома.
- Добавилось и больше взаимодействия с Лиамом. И в комиксе, и в мультфильме мышонок достаточно много проводит времени без своих наставников, но в адаптации Кензи и Саксон проявляли бы больше внимания. Например, отыскав брошенную повозку торговца, старшие мыши собираются уйти, но Лиам предлагает продолжить поиски пропавшего – это тайная проверка Лиама на соответствие качествам стража.
- На месте остались сцены битв с гигантами (сражения со змеей и с крабами), но добавились и другие: бегство от волков, Челанве на гигантской черепахе, легенда о сражении с барсуком, марш Братства Секиры верхом на зверях. Сложно сказать точно, но мне показалось, что таких взаимодействий стало даже чересчур много для вау-эффекта.
- В Баркстоуне более логично прописана встреча Саксона и Кензи с Челанве: старик спасает гвардейцев от повстанцев. В комиксе же городская стража вышвыривает парочку из города, а Челанве подбирает их и берет в плен (почему-то он решил, что именно они укали Секиру).
- Главный плюс сценария – у Лиама появляется моральный выбор между Стражей и Братством. Когда он внедряется в ряды заговорщиков, то узнает об их планах отомстить хорькам. Якобы матриарх трусливо заключила позорное перемирие, но хорьки все равно должны быть наказаны. И эти призывы откликаются в сердце Лиама, так как из-за хорьков он потерял семью. В комиксе же он никогда не думает встать на сторону врага.
- Как твист подается личность лидера Братства: фальшивым Черной Секирой оказывается Полночь, считавшийся погибшим. Хотя догадаться крайне просто, это все равно читается лучше оригинала (там Полночь мы встречали впервые уже в начале бунта – имя главного злодея попросту ничего не говорило).
- Однако в мульте Полночь превратился в полубезумного маньяка-расиста. Выясняется, что это он позволил хорькам разграбить Ферндэйл, лишь бы дать мышам повод для масштабной войны против ненавистных зверей. Сделать противника абсолютным злодеем – самый простой способ закончить колебания Лиама между светом и тьмой, но и самый скучный. Цель комиксного Полночь сравнительно прозаичная – отобрать право на самоуправление у мышиных городов и подчинить их себе.
- Более продолжительным мне показалось финальное сражение за Локхейвен. В конце на помощь стражам приходят союзники-хорьки – все-таки путь миролюбия и прощения оказывается верным.
- Как и в комиксе, Полночь изгоняют в земли волков, а Мышиная Гвардия празднует победу. Но уже вскоре наступит зима…
Интересный момент: позже Уэс Болл стал постановщиком «Планеты обезьян: Новое царство». Хотя бы в теории сможем прикинуть, как бы он обошелся с шерстяными актерами.
В основном, сценарий оставляет позитивное впечатление. Скупые диалоги из комикса увеличились до полноценных разговоров, добавилась неоднозначность. Возможно, местами мультфильм даже больше напоминал бы Mice Templar. Хороший момент, чтобы перейти к нему!
Mice Templar: тернистый путь Избранного
У Mice Templar порядок чтения попроще. Всего 45 выпусков, разделенных на пять лимиток:
- The Prophecy #1-7
- Destiny #0-9
- A Midwinter Night’s Dream #0-8
- Legend #1-14
- Night’s End #1-5
Чтобы кратко рассказать о каждом, придется раскрыть много СПОЙЛЕРОВ. Лучше не читайте этот раздел, если собираетесь ознакомиться с серией. Можете сразу переходить к эпилогу статьи.
«Пророчество» (2007-2008). Со времен падения Ордена мыши живут в страхе перед тираном Икарусом. В деревне Сверчковая Долина запрещены любые истории о Мышиных Тамплиерах, но это никогда не мешало мышатам Карику и Лейто играть в могучих воинов.
Однажды Карик падает в реку и переживает видение Рыб-Богов, духов-защитников воды. Но не успевает он прийти в себя, как на Долину нападает отряд крыс…
Как я уже упоминал, для авторов главным противостоянием первого тома оказалось сражение с «Путем героя» Кэмпбелла. И действительно, архетипы легко угадываются: враги спалили родную деревню – юный герой отправляется в путь с наставником – тренировки и преодоление трудностей – прощание с учителем и так далее. Что же придумал Брайан Гласс?
Прежде всего, Карик не стал единственным главным героем, вокруг которого крутится весь мир (по крайней мере, какое-то время). Если Карик отправляется в путь с бывшим тамплиером Хвостоводом (Pilot of the Tail), то его другу Лейто отрубили лапу и отправили в тюрьму в столице Деалрах Ард-Вале – через него мы узнаем, каково приходится мышам под гнетом крыс. Также в плен отправили и семью Карика.
Поначалу мне казалось, что Лейто будет бороться со злом другим путем. Не мечом, как Карик, а при помощи своих историй. Хотя мышонок и потерял лапу, он все еще остался талантливым рассказчиком. Лейто мог бы разрушать авторитет тиранов своими сказками и легендами про Орден. К сожалению, я ошибся: со временем Лейто просто обучится сверхкрутому фехтованию одной рукой.
Но пока что в первом томе тюремная линия Лейто отлично помогает сделать классические фэнтезийные приключения более жизненными и приземленными.
Вернемся к Карику. В Бесплодных Землях наш Избранный уже через несколько выпусков начинает творить чудеса: сбегает от призраков ведьмы Черной Анаюс и вызывает поток воды из кувшина (христианских мотивов в серии вообще очень много). Хвостовод всячески убеждает Карика, что, согласно пророчеству, мышонок должен стать Освободителем своего народа. И в то же время он уверяет воспитанника, что легендарный герой Кул-Эн – лишь выдумка.
Справедливости ради, и со своими чудо-навыками Карик остается приятным героем. Он достаточно скромный, но смышленый и бесконечно храбрый – одним словом, типичный протагонист со своей долей обаяния.
Но затем припасен твист. Когда Карик и Хвостовод достигли Золотых Полей, их остановил другой бывший тамплиер Кассиус и раскрыл мышонку правду: наставник Хвостовод оказывается предателем. Некогда он действительно был тамплиером, однако во время раскола встал на сторону крыс Икаруса. Хвостовод выдумал избранность Карика, чтобы использовать в своих целях.
Казалось бы, что теперь о клише про Избранного можно забыть… Но затем Чтецы дают Карику отвар, чтобы его душа покинула тело – и Вотан все-таки объявляет его Избранным!
Почти сойдя с пути особенного героя, Гласс и Оёминг все-таки не смогли удержаться от превращения Карика в Мессию.
«Судьба» (2009-2010). Если первый том кажется скорее прологом, то здесь начинается все лучшее, за что можно полюбить серию.
Вокруг Карика начинают виться заговоры: монахи оказались такими же корыстными, как хитрый Хвостовод, поэтому мышонок сбегает вместе с новым наставником Кассиусом. А узников Деалрах Ард-Вале готовят для жертвоприношения в пасть змеи…
Пожалуй, я бы назвал Кассиуса своим любимым персонажем. У него достаточно темных пятен в прошлом, которые он не спешит раскрывать. По Кассиусу хорошо видно, как сильно покалечило всех тамплиеров падение Ордена и возвышение Икаруса. На какой бы стороне воины тамплиеры ни стояли во время гражданской войны, они все равно проиграли.
Кассиус мне чем-то напомнил Усаги – такой же немногословный воин со своим кодексом чести и богатым опытом.
Отношения Карика с наставником еще более запутанные, чем с Хвостоводом. Обманщик манипулировал Кариком при помощи лести, но каким-то образом его вранье помогло подтолкнуть мышонка на путь тамплиера. Потому что Карик искренне верил в свет Вотана и смог извлечь урок даже из тьмы Хвостовода. Кассиус же не доверяет своему воспитаннику, чем заставляет Карика превзойти самого себя.
Появляется и соперник Кассиуса – еще один тамплиер Ронан, ставший лидером уцелевших воителей. И в противовес Кассиусу это один из самых раздражающих персонажей. Он воплощает в себе все недоверие к Карику: будет постоянно вставлять ему палки в колеса и раздувать драму на пустом месте.
Развивая мир, Брайан Гласс продолжает вдохновляться классическим фэнтези. Кроты смутно напоминают гоблинов из «Властелина колец» (впрочем, в комиксе их напрямую гоблинами и называют). Рой жуков как символ бессознательного из мира снов отсылает к саранче из «Боунов», а раки становятся кем-то вроде морских змеев. Только уже упомянутые летучие мыши довольны уникальны в своем мрачном обаянии.
Также мы понемногу узнаем и о темной стороне, чтобы проникнуться к ней ненавистью – о короле Икарусе, о соперничестве его наложниц, о жрецах Донаса. Фактически зло подтачивает само себя изнутри: безумие толкает Икаруса на все более безрассудные ходы. Пока король мечтает о превращении в бога, его жрецы собираются принести его в жертву для возвышения Донаса.
Может, комикс и слабо показывает мышиную натуру, но запоминающиеся образы он создает. К сожалению, такого же впечатляющего эффекта от противостояния с гигантами, как в «Гвардии», у Сантоса достичь не получается. В этом комиксе получается наблюдать за битвами и погонями как будто с отстраненной высоты, а не глазами мышей, что смазывает эффект.
Но теряя интересные ракурсы, рисунок приобретает нечто иное – динамику и скорость. Разрезая развороты на десяток мелких панелей, Виктор Сантос добивается сверхбыстрого «монтажа». Техник боев тоже намного больше, чем в «Гвардии». Одни мыши полагаются на оружие, другие больше проявляют проворство, третьи отпрыгивают от деревьев, четвертые подкрадываются из темноты и поражают кинжалом, пятые насылают жуткие иллюзии. А мыши-воительницы вообще пользуются только луком, и это абсолютно другой способ вести бой – тяжелые кровавые удары заменяются короткими пробежками и резкими кадрами с поражением целей.
Почти в каждом выпуске второго тома удается узнать о мире нечто новое и немного продвинуться по сюжету. Хотя порой связка между событиями довольно странная. Например, Карик отправляется спасть семью из плена только после того, как ему «предсказали» это летучие мыши. А сам он не мог бы догадаться, что это его первоочередная цель? Или тайный отряд Кассиуса. Слишком хорошо видно, что они отсутствовали ранее в сюжете, только чтобы Кассиусу и Карику было сложнее странствовать – и возвращаются они на подмогу только в самый напряженный момент.
Но заканчивается путешествие Карика крайне впечатляюще. Приняв свою судьбу, он штурмует Деалрах Ард-Вале верхом на покоренном коте-нежити, чтобы уничтожить символ власти Икаруса – огромную змею.
Но за тяжелую победу приходится дорого заплатить. Кот-зомби – все еще исчадие тьмы: разорвав змея на куски, он предательски ударил Карика когтями.
После дерзкого срыва ритуала власть Икаруса пошатнулась. Мыши начали верить в Освободителя, некоторые узники сбежали, однако сам Карик провалился в кому…
«Сон в зимнюю ночь» (2010-2012). Так как Карик остался без сознания на всю арку, сценарий переключается на других героев.
На лагерь Ронана нападают крысы: нужно либо бежать, либо давать отпор. Ронан все еще не верит в избранность Карика, поэтому хочет его бросить как лишний груз. Но подвиг мышонка уже начинает превращать его в святого в глазах других мышей… И мышиная, и крысиная кровь льется рекой.
Одновременно в столице зреет сопротивление, также разгоревшееся благодаря Карику. Его родные бежали из тюрьмы, но они все еще скрываются в Деалрах Ард-Вале: бывшие узники прячутся в подполье, нанося мелкие удары крысам.
Если ранее мыши казались безвольными жертвами концлагеря, то теперь они развернули настоящую партизанскую борьбу. И это все еще самые мрачные моменты комикса. Даже сочувствующие повстанцам мыши постоянно раздумывают о том, чтобы сдаться. Крысы рыщут по всем углам, и мышам приходится выдумывать невероятные трюки для спасения.
Третья локация – дворец Икаруса. Как и его оппонент Карик, безумный король на время покинул сюжет, но он все равно незримо присутствует в нем. Имя Карика распространяет надежду – Икарус же окончательно свихнулся, закрывшись в башне. Дойдя до края, он сам вынудил своих сторонников выбирать: одни поняли, что Икарус приведет всех к погибели (фрейлина Лорелей), другие же тронулись умом вслед за своим правителем (наложница Алексис и озверевшая стража).
И четвертый подсюжет – неожиданный союз Лейто и вернувшегося Хвостовода. Предатель снова вышел сухим из воды и теперь уже морочит голову другу Карика. Тут я снова попытался предугадать будущее Лейто и снова ошибочно: возможно, Хвостовод сделает из однорукого мышонка второго Мессию, а в финале Карик и Лейто сойдутся в битве за это звание? К счастью, для мышонка-рассказчика все сложилось куда более удачно.
Также на примере Хвостовода хочу отметить один недостаток. Брайан Гласс очень неохотно убивает своих персонажей. Доходит до такого, что все ключевые герои успевают «умереть» минимум один раз! Из-за авторского упрямства число персонажей только растет, но не уменьшается.
Бесповоротно умирают только крысы-злодеи, которых как раз хотелось бы увидеть побольше. В третьем томе таких антагонистов появляется особенно много, художник придумывает им уникальные дизайны… Но что толку, если им всем раскалывают череп буквально через несколько выпусков!
Смертельная драка Кассиуса против десятка крыс, чтобы выиграть время на спасение Карика, была бы идеальным моментом для смерти наставника. И я был уверен, что Кассиус героически погиб в конце. Но нет, позже он приходит в себя как ни в чем не бывало.
Кроме кровавой резни, третий том сильнее всего запоминается экспериментами с артом.
Так выглядит обрушившийся град стрел: смертельные попадания подсвечены черно-белым, резко выделяя потери мышей.
А так Виктор Сантос демонстрирует побег от крысиной стражи: город превращается в лабиринт с врагами в каждом углу.
Тут бой показан глазами крысы: воин видит, как к нему стремительно приближается мышиный тамплиер, пока боковое зрение застилают всплески крови.
Да и «рядовые» драки с чудовищными великанами захватывают дух. Только на третьем томе окончательно признаешь: нам очень повезло, что художник не стал копировать «Гвардию», а нашел свой стиль, более жесткий, сухой и резкий.
Кульминация в плане сценария и рисунка – пятая линия арки, конечно же, посвященная Карику. В подсознании мышонок сражается с тьмой Донаса, вынуждающей его сдаться.
Но поддержка друзей и союзников вытягивает Карика из бездны – Избранный просыпается и готов продолжать борьбу.
«Легенда» (2013-2014). Все факелы расставлены – остается дождаться, когда пламя вспыхнет.
Обычно в таких эпических произведениях «ночь темнее всего перед рассветом»: ближе к развязке зло представляется непобедимым, чтобы победа героев казалась ценнее. Однако в Ордене все несколько иначе. С каждым выпуском становится очевидно, что Икарус падет. Вопрос только в том, кто нанесет ему последний удар и какой ценой. Предатели-друиды? Одна из наложниц? Повстанцы Карика? Летучие мыши?
Это более занимательный подход, чем оставлять все ставки на последнюю битву. Зло падет в любом случае, но что мышам делать дальше?
Тем временем, подпольная борьба обостряется. Сражаться повстанцам приходится не только ножами, но и песнями с тайными лозунгами.
Интересно, придумывать баллады Гласса вдохновила «Мышиная гвардия»? В любом случае, тут героические песни даже более уместны: мягкий способ сражаться с тиранией вдохновляет мышей на реальную борьбу.
Все это время Карик воспринимался как святой Спаситель, но что, по мнению сценариста, должно читателей заставить сомневаться в непогрешимости Мессии?
ПАНТЕОН БОГОВ.
Наверное, если идею комикса приходится объяснять божественным голосом с неба, что-то пошло не так. Но «Орден» уже настолько разросся в своих сюжетных линиях, что такой вариант кажется самым простым – взять всю философию и выложить ее золотым шрифтом.
А заключается она в том, что миру не нужен Освободитель. В природе не существует понятия света и тьмы – есть только жизнь и смерть, которые идут своим чередом. Но когда у Вотана появился свой чемпион Кул-Эн, основавший Орден, баланс нарушился. Кул-Эн проклял насекомых, сделав их стражами барьера между Светлым и Темным Царством – мыши стали сильнее своих врагов и сами загнали их глубоко в мрак.
И теперь Карик окончательно разрушит равновесие, когда в ответ начнет геноцид сторонников Донаса. Или же наоборот падет на темную сторону и станет новым Икарусом.
По пересказу звучит захватывающе, но повторюсь: нужно очень пристально следить за комиксом, чтобы вместе с ним проникнуться кульминацией.
Вроде бы и силам Икаруса, и повстанцам Карика уделяется достаточно, но крыс все равно не получается раскрыть. Например, капитана Тоска явно пытались сделать архиврагом Карика. Изначально в сценарии он был безликим Капитаном Крыс, но вот спустя несколько десятков номеров ему попытались добавить мрачную предысторию с отцом-жрецом и искалеченной лапой. Получилось ли Тоска сделать глубже? Не очень. О его прошлом вспоминают только в одном выпуске, а в остальном крыс остается злобным «мини-боссом» без харизмы.
Также хотел бы упомянуть леттеринг. Для каждого вида животных он свой, и хорьки с крысами специально получили более нечитаемый вариант, словно их речь сложно разобрать. В общем, на всех уровнях они выставляются монстрами, к которым сложно проявлять сочувствие. И такой прием намеренно запутывает нас, чтобы сделать концовку комикса неожиданнее.
Перед развязкой тьма сгущается – и мы получаем самые жестокие сражения в комиксе:
Битва за Великое Древо Пепла кипит и в небе, и среди полей пшеницы.
Конфронтация с летучими мышами.
Двенадцатый выпуск явно задумывался как пример «того самого выпуска, который будут все обсуждать» – это один гигантский разворот с бесконечным побоищем.
Но при возрастании масштаба акцент все равно остается на мелочах. Карика искренне ужасает, что одна его жизнь Избранного перевешивает сотни потерь. Его отвергают боги, а сторонники хотят использовать только как политический символ. Что может сделать маленький мышонок?
Карик выбирает единственный верный путь – стать символом надежды, единения и перемен.
С четвертого тома выпуски начали дополняться эссе. Читать их или нет – дело абсолютно добровольное. Чаще всего, они слишком короткие для подробного раскрытия темы, поэтому содержат хорошо известную информацию: например, в рассказе про антропоморфных животных автор приводит в пример Maus Арта Шпигельмана и Animal Farm Джорджа Оруэлла. Или в тексте про Избранного идет речь про Нео из «Мартицы». Это не плохо, просто в такой информации из Википедии ты не узнаешь ничего нового и начинаешь скучать.
Но и есть обратные случаи, когда такие дополнения помогают добавить нужный контекст. В седьмом номере происходит дуэль Тоска и Лейто: один заковал изувеченную конечность в железо, второй же обучился драться одной лапой. Эссе же раскрывает, откуда взялся образ однорукого воина в современной поп-культуре.
После Второй мировой появилось много инвалидов с ампутациями – Голливуд быстро адаптировался, развив героический образ однорукого калеки. А затем такие персонажи стали популярны по всему миру, особенно в самурайском кино.
Формула в самом деле отлично работает на историю: воин вынужден превозмогать свою травму, чтобы превзойти здоровых соперников. Также потеря лапы становится испытанием духа – Лейто сумел не ожесточиться, а наоборот стал более чутким к чужим страданиям. Даже несмотря на плен и обучение у лживого Хвостовода. В итоге, именно доброта мышонка станет ключом к победе над Икарусом.
Пора переходить к финалу.
«Конец ночи» (2015). Вот теперь уже точно СПОЙЛЕРЫ-СПОЙЛЕРЫ-СПОЙЛЕРЫ.
Войско Карика вторгается в Деалрах Ард-Вале. Пока наездники на котах и совы сражаются со змеями и летучими мышами, начинается и незримая битва – ведьма Анаюс насылает темные чары против Карика.
Бой между Лейто и Кариком все-таки состоялся, но они быстро поняли, что им нет нужды враждовать. Хвостовод же сцепился с Кассиусом и бесславно погиб.
Но самым шокирующим твист с Икарусом. Казалось бы, уже он точно заслуживает наказания за свои преступления. Но и с ним оказалось все не так просто: Икарус вообще не мышь, а летучая мышь! Вместе с братом он был отправлен в Мышиный Орден как шпион, вынужденный стереть крылья и скрывать свою натуру, от чего он свихнулся.
Однако по заслугам Икарус все-таки получил.
И чем все закончилось?
После свержения короля трепещущие мыши уже готовы назначить Карика своим новым правителем. Его боготворят и называют Спасителем. Но он оказывается смертельно ранен – в Иномирье Донас пытается поглотить его душу и склонить к мести крысам.
И тогда Карик выбирает погибнуть, чтобы не дать сложиться культу вокруг себя. Он ломает Метку Кул-Эна и отказывается от возмездия. Барьера между Царствами больше нет, все расы могут жить в мире… Но долго ли они продержаться на новом пути?
На белых крыльях Вотана его уносят в другой мир (или в будущее?), где уже мыши притесняют крыс. Там у угнетенных появляется новый спаситель – перерожденный Карик.
Мне очень нравится такая концовка, даже больше финала «Дюны». Было бы сложно поверить однозначный хэппи-энд, где зло окончательно исчезло. Но такая цикличность дает надежду: если вернется тьма, то вернется и Освободитель.
Эпилог
И «Мышиная Гвардия», и «Мышиные Тамплиеры» – замечательные комиксы. Но первый все еще на бессрочной паузе, а второй уже завершен. Поэтому напоследок хочу порекомендовать другие истории всем поклонникам маленьких героев:
- Видеоигра Ghost of a Tale. «Третий брат» наших мышиных эпосов и одна из моих любимых игр в принципе. Бард Тило оказывается в крысиной тюрьме – он должен выбраться из темницы и разыскать пропавшую жену. Тило не воин, поэтому выкручиваться ему придется при помощи хитрости и проворства, осторожно собирая по кусочкам план побега. Мир игры намного больше одной только крысиной крепости. Персонажи удивительно харизматичны (от заносчивой лягушки-пирата до обаятельных мошенников), а история захватывает и легендами о далеких землях, и забавными детективными квестами.
- Видеоигра Tails of Iron. Снова крысы и снова средневековье, но теперь наш герой возьмет в лапки меч. Соулслайк, где юный принц мстит жабам за смерть отца и восстанавливает разрушенное королевство.
- Видеоигра The Night of the Rabbit. А в этом квесте наконец появляются люди: в подборку я добавил игру за ее волшебную атмосферу. На исходе летних каникул мальчик устремляется за белым кроликом-джентльменом – и попадает в мир необычных животных, где выпадает шанс научиться магии…
- Настольная игры «О мышах и тайнах» (Mice and Mystics). Детская кооперативная настолка со сказочным сюжетом. Чтобы победить злую ведьму, принцу и его друзьям приходится превратиться в мышей. Игрокам же предлагается выполнять различные испытания: победить пауков, найти важный предмет и так далее.
- Настольная игры Mausritter. Мышки изучают мир и разыскивают артефакты высшей цивилизации. Ролевая система более дружелюбна к игрокам по сравнению с «Гвардией» (подробнее – в выпуске «Чайного паладина» «Рыцарь мышиного образа»).
- VR-игра Moss. Если РПГ вам мало для погружения в мышиную шкурку, то вот кардинальный вариант – платформер в виртуальной реальности, где мышонку нужно спасти дядю от змея.
- Серия книг «Легенды ночных стражей». Очень похоже по атмосфере на мышиные комиксы, только в центре внимания – совы-стражи. Также есть неплохая анимационная экранизация от нашего любимого Зака Снайдера (к сожалению, одна часть без продолжения).
- Серия книг «Коты-Воители». Отличная «Игра престолов» для детей. Все начинается с домашнего котенка Рыжика, попавшего в племя диких кошек и прошедшего путь до вождя. Книги продолжают до сих пор выходить (их уже целых 48!).
- Веб-комикс Scurry. И закольцуем комиксом про мышек. Мышиная колония в заброшенном доме пытается пережить зиму. Им угрожают кошки и хищные птицы, голод и болезни, но за забором скрывается нечто еще более страшное…
И мы справились! Осталось только вам рассказать в комментариях, что вы думаете о мышках!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!