Могучий Тор и Невероятный Халк. К чему ведут современные комиксы о титанах Marvel?

Смотрим, к чему ведут истории Тора и Халка.

Стартовал 2022-ый год в индустрии книжек с картинками громко: сразу у нескольких культовых персонажей-хэдлайнеров издательства Marvel Comics неожиданно наступил юбилей. Начиная с Призрачного Гонщика, которому исполнилось ровно полвека, и заканчивая Человеком-Пауком, добравшегося до отметки в шестьдесят лет. Разумеется, столь важные для поп-культуры события не могли пройти мимо пиар-менеджеров и многочисленных офисных сотрудников «компании чудес», что привело к появлению целой россыпи свежих линеек с перезапущенной нумерацией. 

Карнаж тоже разменял третий десяток.

Тонны первых номеров, сотни вариантных обложек и именитые авторы – что может быть лучше? Разве что кроссоверы с героями-долгожителями, число которых в последние пару лет заметно поубавилось: из значимых хочется отметить разве что последствия «King in Black», «Extreme Carnage», да «X of Swords» в рамках икс-тайтлов Джонатана Хикмана. 

Исправить досадное недоразумения решили сюжетом «Hulk vs. Thor: Banner of War» от Донни Кейтса – историей на пять выпусков, полностью посвященной противостоянию Все-Отца Тора и Халка, который за последние месяцы успел превратиться из бессмертного антигероя в космический корабль. Обоим героям, к слову, тоже стукнуло 60 в этом году. 

Как так вышло, и причем здесь Танос с «Marvel Zombies»? Об этом – в сегодняшнем материале, в котором я постарался как можно подробнее рассказать про актуальные события двух линеек Донни Кейтса. Зачем вам это нужно? Во-первых, чтобы козырять перед друзьями не самыми нужными для понимания сюжетов, но крайне занятными фактами о Боге Молотков (да, теперь есть и такой) и остальных малопримечательных персонажей издательства. 

Специально ради этого текста был сделан мем про то, как Кейтс придумывал свои новые сюжеты. Никак.

Во-вторых, чтобы подготовиться и собрать некоторую «базу данных» перед непосредственный релизом «Banner of War» и 750-ым выпуском «Thor», релиз которых состоится уже в апреле этого года. В-третьих, мне, как главному фанату спасителя Венома на сайте, необходимо закрыть очередной гештальт: ранее я уже писал подробные гайды про остальные серии Кейтса в Marvel. В общем, поводов хоть отбавляй.

Как и всегда, предупреждаю: далее будут критичные для восприятия сюжетов спойлеры. Относиться к этому можно абсолютно по-разному: с одной стороны, вряд ли краткое описание основных событий сможет испортить вам впечатление от хороших историй; с другой, – узнав, что именно скрывается под красивыми обложками линеек, вы, возможно, убережете свои собственные силы и время. В общем, win-win ситуация, как по мне. Так или иначе я вас предупредил. 

В предыдущих сериях…

Закончился «War of the Realms» – один из двух финалов рана Джейсона Аарона на «Торе» (о втором поговорим чуть позже, обещаю). В финале ивента бывший любимец читателей, заведующий Тором на протяжении почти десяти лет, оставил сразу несколько клиффхэнгеров, с которыми в той или иной мере пришлось разбираться Кейтсу далее. Во-первых, Один передал бразды правления Асгардом Тору, вследствие чего некогда золотой город был капитально перестроен под актуального Царя и его прихоти. Во-вторых, Джейн Фостер вернулась к супергеройской деятельности, заменив погибшую в бою с темным эльфом Малекитом Валькирию. В-третьих, Локи окончательно «очистил» свою судьбу, став полноправным героем и новым Царем Йотунхейма. 

Тем временем Брюс Баннер столкнулся с концепцией Зеленой Двери, узнал больше о гамме и ее происхождении, обрел физическое бессмертие и пережил настоящее путешествие в ад, встретившись с Богом. Об этом вы можете узнать из нашего с Никитой тематического материала, посвященного серии «The Immortal Hulk» Эла Юинга. Подводя итоги рана и кратко резюмируя события финального сюжета, Брюс Баннер наконец справился с давно мучившим его расстройством личности, «подружился» с Халками и достиг внутренней гармонии – идиллия, одним словом.

Что до Таноса: злодей был убит еще в рамках глобальных космо-ивентов Джерри Даггана, после чего был ненадолго воскрешен в пятом вольюме «Guardians of the Galaxy». И там же вновь был убит – на сей раз уже, вроде как, окончательно.

С прелюдиями разобрались – перейдем непосредственно к актуальным «Thor» и «Hulk». 

Для удобства все дальнейшие события представлены в хронологическом порядке и разбиты на периоды, поэтому, думаю, потеряться у вас не получится при всем желании. Правда, и в этот раз редакторы Marvel не справились с количеством бумажной работы, поэтому ждите нестыковок, о которых ниже. 

Начало правления

  • «Thor» #1-6: сюжет «The Devourer King»
  • Рисунок: Ник Кляйн 

Тор заступает на пост Все-Отца и Царя Асгарда, оповещая об этом жителей всех Десяти Царств. В процессе коронации и личностного кризиса Одинсона, связанного с неожиданным «выходом на пенсию», вселенная Marvel сталкивается с новой угрозой божественного масштаба. На Землю-616 приходит так называемая «Черная Зима» – сущность, пожирающая мультиверс, словно Галактус планеты. Последний, к слову, играет одну из ключевых ролей в первом сюжете Кейтса на «Thor»: заручившись поддержкой правителя Асгарда, Галан делает Тора своим новым вестником, дабы вдвоем уничтожить надвигающуюся чуму. 

С ходу Донни «обновляет» как самого Все-Отца, так и его окружение: Одинсон восстанавливает потерянные в «War of the Realms» глаз и руку, Бета Рей Билл возвращается в жизнь Тора, вновь завязывая романтические отношения с Леди Сиф, а население обновленного Асгарда пополняется множеством пришельцев с пяти планет, съеденных Галактусом. 

Основным лейтмотивом начала рана Кейтса стала смерть всего сущего, посему весь сюжет пронизан огромным числом потерь и страданий – как физических, так и ментальных. К примеру, верное оружие Тора, Мьелнир, вновь становится тяжелее для Бога Грома, когда как Локи, в руки которого молот попал абсолютно случайно, внезапно оказывается «достойным». Кажется, будто это лишь мелочный клиффеэнгер, но, уверяю, данное событие сыграет ключевую роль в дальнейшем сюжете серии.

Не стоит забывать и о гибели Галактуса с Черной Зимой: обе космические сущности, несмотря на свою силу, были сражены Все-Отцом в финале сюжета. Однако перед своей кончиной Зима успела показать Богу Грома его судьбу – событие, на котором закончится жизнь как Тора, так и его вселенной. И раз уж сценаристом комикса выступает Донни, не трудно догадаться, что «неотвратимой погибелью всего сущего» стал Танос. В нынешней ветке таймлайна безумный титан уничтожает Землю с армией персонажей-зомби из комикса Роберта Киркмана, вооружившись Мьельниром с Камнями Бесконечностями. 

Стоит сказать, что изначально судьба Тора выглядела несколько иначе: каноничными для Бога Грома считались события второго финала рана Джейсона Аарона – лимитированной серии «King Thor», в которой постаревшие Тор и Локи сражаются с воскресшим Горром, обуздавшим симбиот Нулла. 

Об этом и говорит Черная Зима в сражении с Одинсоном: 

«Что-то уничтожило твою судьбу, освободив ее.»

Если не углубляться в детали, ран стартовал с крепкой и крайне интригующей арки, которую хочется похвалить как за приятный слуху слог Кейтса, так и за богоподобный рисунок Ника Кляйна – одного из ветеранов «асгардских» серий Marvel. Даже если вы по какой-то причине избегаете комиксов авторства Донни, настоятельно советую ознакомиться с данной историей, – уверен, она придется по душе многим фанатам персонажа. 

Что до забавных фактов: во втором выпуске комикса дебютировала «League of Gods» – команда героев из альтернативной реальности, очевидно вдохновленная титанами из DC Comics. Градус безумия добавил и тот факт, за пару месяцев до этого, казалось бы, классического «камео для людей в теме» вышел двенадцатый номер «Doomsday Clock», в котором упоминался так называемый «Секретный Кризис» – глобальное событие из 2030-го года, посвященное встрече героев DC с Тором и другими персонажами вселенной Marvel. 

  • «Thor» #7-8: сюжет «Hammerfall»
  • Рисунок: Аарон Кудер 

Данное крайне смешное и нелепое совпадение привело к тому, что многие ярые фанаты всерьез стали спекулировать на теме нового кроссовера Marvel и DC, вследствие чего отыскать свежий «Thor» #2 на прилавках магазинов уже через пару дней после релиза было, мягко говоря, затруднительно. И даже сейчас, спустя два с небольшим года, выпуск первой печати уходит на ebay в среднем за 100 долларов. 

Одинсон делится с Бета Рей Биллом своими переживаниями касательно возвращения Таноса, а также решает провести собственный независимый эксперимент с Мьельниром на Земле. Пускай и небольшой, но крайне занятный сюжет, пестрящий отсылками к рану Стражински и событию «Siege» авторства Брайана Майкла Бендиса. 

До сих пор спорю с коллегами на счет того, оммаж это или просто схожая сцена. 

Два выпуска, в первую очередь необходимые в качестве небольшого эпилога к «The Devourer King» и пролога к грядущему «Prey», который окончательно пошатнет веру Тора в будущее своего царствования. Помимо этого, Кейтс закладывает фундамент для построения актуальных отношений Бога Грома с Мстителями и Бета Рей Биллом, из чего уже совсем скоро выльется сольная серия последнего. 

  • «Thor» #9-14: сюжет «Prey»
  • Рисунок: Ник Кляйн

Стартовал сюжет «Жертва» с триумфального возвращения в комиксы Дональда Блейка – земного аватара Тора, созданного Одином с целью «обучить человечности» будущего Царя Асгарда. Специально для новых читателей Кейтс в подробностях рассказывает о концепции «замены» Тора и Дона, попутно раскошеливаясь на важные для классических сюжетов Ли и Кирби детали жизни Блейка в карманном измерении Одина. 

Вдохновленный идеей автомеханика из прошлого сюжета, Все-Отец Асгарда решает починить Мьельнир при помощи классического принципа «включить-выключить», заодно сбежав от ответственности за свое царство на импровизированный отдых. По итогу желание решить проблему «просто и быстро» оборачивается против Бога Грома: оказывается, что после передачи Одином трона и титула сыну силы Борсона иссякли, а магия, контролирующая Блейка (и, как оказалось далее, Мьельнир) начала давать сбой. В мгновение ока созданный для Блейка рай превратился в нескончаемый ад, а сам Дон сошел с ума на почве ненависти к асгардским богам и правящему семейству. Движимый местью, Дональд устраивает охоту на многочисленных Торов, отбирая у персонажей их силы. 

С этого же сюжета начинаются проблемы с хронологическим порядком событий в комиксах Кейтса, так как в ходе двенадцатого выпуска «Thor» Блейк отбирает у Стивена Стрэнджа его «божественные» силы, приобретенные доктором в рамках истории «God of Magic» (номера с 381-го по 385-ый). Уже спустя время Стрэндж должен будет вновь применить новообретенную способность в глобальном событии «King in Black» от все того же Донни, которое, исходя из сценария линейки «Beta Ray Bill», происходит после «Prey».

Говоря простым языком, начиная с «Жертвы» ключевые события серий и многочисленные перемены в статусах-кво героев начали путаться между собой. Однако пока нестыковки еще можно объяснить классическим «просто герой вернул силы за кадром, а нам забыли показать».

Чем по итогу заканчивается комикс? Тор окончательно разбит многочисленными переменами в жизни, особо яростными противниками и возложенной на него ответственностью за будущее вселенной, Блейк повержен и отбывает свое наказание в царстве Локи, переняв у бывшего плута титул «Бога Обмана», а впереди Бога Грома ждет еще множество испытаний – в том числе, связанных с генеалогическим древом Асгарда и первородными космическими сущностями, вознамерившимися уничтожить людской род.

Параллельно с этим Кейтс продолжает активно развивать каст второстепенных героев, вводя в свой сюжет Валькирию, Трогга и Одина, каждый из которых так или иначе повлияет на актуальное состояние Тора. Последний играет особую роль в актуальной серии: нам приоткрывают завесу тайны над происходящим после «War of the Realms» событиями и рассказывают о семейной драме главного рода Асгарда, тем самым нагнетая перед вполне ожидаемым конфликтом Одина, Фреи, Тора и Анджелы. 

Все еще неплохой комикс, который кардинально расширяет лор мифической части мира Marvel и прекрасно воспринимается в отрыве от прочих сюжетов Донни. Ник Кляйн все еще прекрасен, а отдельные сцены, вроде «No more words» и «No more Thors», так и вовсе заслуживают почетное место среди современных комиксных мемов. 

  • «Fortnite x Marvel: Nexus War – Thor»
  • Рисунок: Грэг Лэнд

Небольшой пролог к кроссоверу Marvel и игры «Fortnite», который с целью дополнительного продвижения сезона дали писать Кейтсу, заодно обязав привязать сюжет к актуальному рану на «Thor». События комикса происходят в середине четвертого выпуска серии и рассказывают о том, как Тор попал в новую для себя вселенную, которой внезапно захотел полакомиться еще живой и полный сил Галактус. 

Резюмируя: ненужный сюжет, вплетенный непонятно куда, который вы можете прочитать, дабы понимать, чем помимо спасения родной вселенной занимался Тор. Оказывается, что избивал котов и бананов. 

Кроссоверы, ивенты, спин-оффы

Ненадолго остановимся на том, что происходило в жизни Бога Грома в перерывах между его собственной линейкой. Поговорить там, поверьте, есть о чем. 

  • «King in Black» #3-4
  • Рисунок: Райан Стегман

Глобальное событие, посвященное противостоянию Могучих Героев Земли и Бога Симбиотов, я уже разбирал ранее в двух тематических материалах. В этот раз подробнее о Торе и Халке.

Первый дебютировал в серии лишь в третьем номере: до этого Одинсон был по какой-то причине недоступен для связи. Возможно, именно в этот момент в Асгарде разворачивались события «Prey», но это уже на уровне моих личных догадок. Важнее всего то, что Бог Симбиотов, Нулл, имеет личную вендетту с Тором. Как выяснилось в четвертом номере «Venom» от все того же Кейтса, ранее злодей уже сталкивался с Землей и ее обитателями в период раннего Средневековья, но был остановлен (и впоследствии побежден своими же детьми) еще молодым и неопытным Одинсоном. 

По итогу Донни подкинул читателям дополнительного фансервиса, столкнув между собой двух известных нам Богов. В дальнейшем данное столкновение и война с Нуллом еще не раз будет упоминаться на страницах комиксов, так что примите к сведению и запомните на будущее. 

  • «King in Black: Immortal Hulk» #1
  • Сценарий: Эл Юинг
  • Рисунок: Аарон Кудер

Полностью «немая» история, повествующая о том, как Бессмертный Халк «переживал» войну с Нуллом. Просто чтобы вы понимали, где именно находился герой во время глобального события Кейтса.

  • «Beta Ray Bill» #1-5
  • Сценарий и рисунок: Дэниэл Уоррен Джонсон

Последствие «King in Black», посвященное личностному кризису Бета Рей Билла и его космическим приключениям с командой, если можно так выразиться, «изгоев Асгарда».

Бесконечно красивая и трогательная история, которую я настоятельно рекомендую прочитать всем и каждому: Дэниэл Уоррен Джонсон – один из лучших художников современной Большой Двойки, на мой субъективный взгляд. Чем серия важна? В рамках лимитки поднимается вопрос актуальных отношений Билла и Сиф, которые получают крайне неожиданную, но вполне логичную развязку. 

А еще именно благодаря диалогу из первого номера мы можем узнать точную хронологии событий в комиксах Кейтса: сначала, исходя из банальной логики повествования, происходил сюжет «Prey», после чего (а, может, и во время) начался «King in Black» – об этом можно догадаться по тому, что последствия вторжения Нулла все еще не решены героями. Хотя, казалось бы, на тот момент Брок уже должен обладать силами Бога Симбиотов и контролировать своих созданий. Запомните это.

  • «Avengers» #40-44: сюжет «Enter the Phoenix»
  • Сценарий: Джейсон Аарон
  • Рисунок: Хавьер Гаррон 

Как вы видите, мини-ивент с Фениксом по хронологии находится после «Prey» и «King in Black», хотя выходил он почти одновременно с обоими сюжетами. Уверяю вас, через пару абзацев это приведет к серьезным проблемам как с таймлайном, так и с логикой. 

Феникс прилетает на Землю в поисках нового носителя, решая устроить между достойнейшими существами планеты (Говардом Уткой, например) соревнование на стойкость и выносливость. В общем, Аарон берет перерыв как «сценарист», устраивая из комикса прямолинейный файтинг в духе первых номеров «Avengers vs. X-Men». Само собой, при таком раскладе страдает как драматургия произведения с характерами героев, так и ощущение значимости арки: давненько лично мне не было так наплевать на Феникса. 

Ух ты, Джейсон Аарон смотрел трилогию «Капитана Америка»!

Почему этот сюжет находится в списке? Потому что Аарон решил, что отпустить Тора «невредимым» после того, что он сделал с Таносом в тех же «Мстителях», будет чересчур снисходительно и слабохарактерно. Приводит это к, разумеется, очередному избитому плот-твисту: оказывается, что камерный флирт Борсона и Феникс из сквозной истории Доисторических Мстителей не ограничился взаимными комплиментами. По итогу в ходе истории узнаете, Жар-Птица – биологическая мать Бога Грома. Говоря совсем уж откровенно, данное событие сказалось на Одинсоне по меньшей мере незначительно, хотя и привело к увлекательному и крайне трогательному диалогу между Тором и Фреей в сольной линейке Одинсона.

Единственное значимое для мифологии мира Marvel событие за арку вы узнали, да простит меня Брайан Бендис, поэтому искренне советую пропустить самостоятельное чтение сюжета и серии Джейсона в целом. 

  • «The Immortal Hulk» #46-50
  • Сценарий: Эл Юинг
  • Рисунок: Джо Беннетт

Финал «Бессмертного Халка», в котором Баннер вновь сталкивается с Мстителями – ранее зеленый монстр уже сражался с командой Могучих Героев Земли в шестом и седьмом номерах одноименной серии аж в 2018-ом году. 

Хочу обратить ваше внимание на то, что хронологически события номеров происходят после «King in Black» и «Enter the Phoenix», судя по, опять же, наличию тай-ина к первому. Это тоже очень важно для дальнейшего майндфака. 

Сломанный Мьельнир 

  • «Thor» Annual #1: часть кроссовера «Infinity Destinies»
  • Сценарий и рисунок: Аарон Кудер 

Многочисленные пересечения Тора с героями Мидгарда подошли к концу, Бог Грома вернулся на свой престол с новыми победами и свершениями, а в Десяти Царствах празднуют годовщину с завершения кровопролитной кампании правителя темных эльфов Малекита. 

Ежегодник важен не столько для «Тора», сколько для «Бесконечного» кроссовера Джеда МакКея, однако игнорировать его я крайне не советую: не каждый день удается посмотреть на то, как уже ставший культовым художник берется за написание сценария к собственному камерному сюжету. А еще благодаря комиксу мы знаем, что события аж нескольких ивентов и многочисленных линеек уложились в один календарный год

  • «Thor» #15-17: сюжет «Revelations»
  • Рисунок: Мишеш Бандини

Глобальный гвоздь в крышку гроба актуальной хронологии, заодно представляющий собой идеальный филлер-пролог к грядущему «God of Hammers» – на момент написания текста последнему крупному сюжету серии Кейтса.

После событий «Prey», «King in Black» и «Enter the Phoenix» Тор не может прийти в себя: Бог Грома пребывает в постоянной тревоге и страхе за будущее, связанной с предсказанным Черной Зимой возвращением Таноса из мира мертвых. Вместе с тем проблемы с Мьельниром каждый день усугубляются: если в первые месяцы своего правления Одинсон лишь слегка напрягался, поднимая свое верное оружие, то сейчас молот почти неподвластен Царю Асгарда. В конечном счете непутевый правитель встречается с собранной Фреей за кулисами семьей, обсуждая с некогда близкими людьми будущее собственного престола. 

И как не трудно догадаться по началу пункта, «Revelations» окончательно разрушил иллюзию «целостности» мира Marvel, сломав даже то, что, казалось бы, не сломано. Вы помните, что исходя из диалога героев в «Beta Ray Bill», сначала был «Prey», а уже следом «King in Black»? Так вот: данная последовательность была сразу же нарушена эмоциональным состоянием Тора, реагирующим на уже, вроде как, давнюю схватку истерикой с проявлением симптомов ПТСР, словно противостояние воинов Асгарда и озверевшего Блейка закончилось буквально на днях.

Благодаря диалогу Одинсона с Роджерсом становится известно, что возвращение Феникса было уже после войны с Нуллом, однако Капитан почему-то забывает, что, исходя из хронологии «The Immortal Hulk» и наличию у серии тай-ина к «King in Black», схватка Мстителей и Баннера должна была случиться также между «Enter the Phoenix» и «Revelations». Стоит ли говорить, что 45-ый номер «Avengers», который идет после сюжета с Жар-Птицей, также был тай-ином-последствием «King in Black» и должен был происходить в то же время, что и «Beta Ray Bill»? И ведь Тор даже участвовал в нем! 

Но, разумеется, сценаристам проще сказать «они забыли».

Добавьте к этому ворох прошлых нестыковок – и поймете, что редакторы Marvel, ответственные за серии участников Мстителей, банально наплевали на свою работу, на ровном месте запутав последовательность сразу нескольких крайне важных и крупных событий в жизни асгардского Царя. Почему никто не вспоминает схватку Халка и Мстителей? Как так вышло, что диалоги героев и их реакции каждый раз меняют местами «King in Black», «Enter the Phoenix» и промежуточные серии? Ответ на этот вопрос я не смогу дать при всем желании.

Тем не менее, несмотря на мой гундеж, «Revelations» все еще кажется мне лучшим филлером авторства Кейтса: в отличии от бесполезных и откровенно затянутых «Venom Island» и «Venom Beyond», предпоследняя на данный момент арка «Тора» ощущается целостной историей про распавшуюся в ходе многочисленных конфликтов семью, которая тем не менее до сих пор любит друг друга. За упомянутый мной ранее диалог Бога Грома с матерью отдельное спасибо – почаще бы видеть такие в «необязательных» сюжетах Донни.

Тор. Я меняла тебе подгузники. Я учила тебя читать. Я обнимала тебя, когда ты смеялся и плакал. Я вскармливала тебя своим молоком. Твоим первым словом было «мама». И ты сказал его мне. Да, я не вынашивала тебя. Я не Гея. И не Феникс. Но это не имеет значения. Я твоя мама. И точка.

А еще Кейтс воспроизводит любимую реплику Таноса из своего же «Thanos Wins».

  • «Thor» #18: сюжет «Masters of Whispers»
  • Рисунок: Паскал Ферри, Роберт Куинн

Второй пролог к «Богу Молотов», по большей части посвященный сбору и представлению новой команды Мстителей-Животных по личному поручению Тора. Простой и весьма забавный номер, сюжет которого по итогу, предполагаю, выльется в сольное порождение героев-зверей. Искренне рад, что Кейтс не забывает о Бэтсе.

Интересно, а Кейт, Эмма и члены Тихого Совета вообще в курсе, что Локхид работает на Бога Грома?

  • «Thor» #19-21: сюжет «God of Hammers» (все еще идет)
  • Рисунок: Ник Кляйн

Финишная прямая перед непосредственным релизом юбилейного 750-го выпуска «Тора» и кроссовера с «Халком»: история про появление в мире Marvel мифического Бога Молотов, которому предначертано сжечь все Десять Царств, уничтожить «последнего Царя Асгарда» и перековать вселенную в божественной кузне. 

Как вы уже могли узнать благодаря моим коллегам, повелителем молотков и царем столярного дела оказался сам Мьельнир, который словно токоприемник притягивал и собирал внутри себя души мертвых существ, так или иначе «убитых» им (например, гномов, которые ковали проклятый металл). Первоначально Один пленил в Мьельнир душу Матери-Бури, однако впоследствии событий «Death of Thor», происходящих в финале серии «The Mighty Thor» (выпуски с 700-го по 706-ой), оказалось, что божественное орудие из уру «сплавилось» с душой одного из величайших противников Бога Грома, отправленного Джейн Фостер на солнце вместе с молотом несколько лет назад, – Мангога

И так спустя два десятка номеров Кейтс наконец «раскрывает карты» сквозной линии рана, обозначая конкретные причины новой волны «недостойности» Тора:

Мои чары… Вы думали, что вам нужен достойный воин. «Благородный», «чистый сердцем и помыслами». Но подумай, Тор, разве ты такой? Нет. Я ведь молот. Меня «достоин» тот, кто ломает. Крушит! Уничтожает!

Помимо этого Донни «вбрасывает» в начале 21-го выпуска простую, но от того не менее занятную мысль о том, что солнце, как и Мьельнир, «накапливает» в себе тьму, полученную извне благодаря многочисленным героям, злодеям, Богам и их конфликтам:

Когда в солнце бросают тьму, звезда может почернеть. Больше четырех миллиардов лет земное светило сжигало сердца представителей зла, испепеляло их. Но звезда при этом… заряжалась. Колодец был отравлен. И сейчас новое зло растет в мидгардском горниле. Постепенно разрастается. С каждым днем становясь сильнее.

Из последнего можно вспомнить:

  • Нулла, сожженного Броком в пятом номере «King in Black»
  • убитого Джейн Фостер Мангога в «The Mighty Thor» #705
  • Брошенного Тором Часового/Мрак в «Siege» #4 2010-го года
  • Материнскую Модель («Матерь Молд»), уничтоженную Людьми-Икс, в «House of X» #4 (хотя я искренне не уверен, брал ли во внимание данный сюжет Кейтс в своем «Торе»).

И это только то, что я вспомнил навскидку за пару минут: уверен, что, если покопаться и перечитать десяток-другой комиксов, даже в «Avengers» Аарона получится что-то найти. Просто я не хочу.

Очевидно, в планах автора написать новый космо-ивент для издательства – слишком уж часто Кейтс стал фокусироваться на солнце, звездах, «древней тьме» и «мраке». Если быть совсем уж дотошным, разбирая каждую мимо брошенную фразу и неточную формулировку из текстов Донни, можно вспомнить, как Нулл уже говорил Часовому, что Мрак «всегда был частью» Бога Симбиотов. 

В общем, ждем развязки «Бога Молотов», которая должна случится в 750-ом номере, и дебют очередной вариации на тему Черной Зимы/Нулла/Мрака/Таноса в «Халке» по имени «Титан». К слову, об этом. 

Кто такой Титан?

  • «Hulk» #1-6: сюжет «Mad Scientist» (все еще идет)
  • Рисунок: Райан Оттли

В ноябре 2021-го года, параллельно сюжету «God of Hammers», стартовал пятый вольюм серии «Hulk», – по моим личным ощущениям, одной из самых ненавистных еще на момент анонса линеек Marvel последних лет. Добиться пассивно-агрессивной реакции аудитории помогли и пиар-кампания с нещадно грубым слоганом «Immortal no more», и резкая смена курса развития персонажа после мастерписа Эла Юинга и Джо Беннетта, и справедливые опасения фанатского сообщества относительно авторских амбиций Донни Кейтса в Marvel, который, кажется, нуждался в продолжительном отпуске после финала «Venom».

Дабы не тянуть интригу, скажу прямо: опасения подтвердились. От красивой и даже трогательной концовки «The Immortal Hulk», внушающей читателям иллюзию «умиротворения», не осталось и следа: с первых же страниц Кейтс резко переписывает характер Баннера, который больше не хочет иметь общих дел с зеленым монстром. Истерика Брюса приводит к тому, что герой имплантирует себе технологии, украденные у А.И.М., предварительно «расколов свой разум на части». Отныне мозг ученого представляет собой кальку с звездолета Энтерпрайз: на капитанском мостике сидит вдумчивый Баннер, косплеющий своими речами еще молодого и глупого Рида Ричардса, пока в машинном отделении заперт Халк, предоставляющий физическому телу «энергию ярости». В общем, случилось страшное: теперь Брюс управляет монстром самостоятельно.

На самом деле, концепция работы «машинного отделения», несмотря на уйму логических противоречий, звучит и выглядит безумно круто: смотреть, как Халк разрывает на части гигантского Росомаху времен их первой с Брюсом встречи, дорогого стоит. 

По итогу первый номер серии заканчивается предсказуемо: звездолет «Халк» находит спрятанную Старком технологию мультивселеннских порталов, построенную на основе сброшенных на Землю Нуллом в «King in Black» Целестиалов, и решает покинуть родной мир, дабы «раздвинуть грани возможного» в качестве ученого.

По ходу выпуска многочисленные герои Земли также упоминают некий «инцидент в Эль-Пасо», в котором Халк/Баннер сорвались и убили, как говорит Роджерс, «очень много» людей. Далее, уже в третьем номере линейки, Донни наконец расщедрился на небольшой флэшбек к злосчастному эпизоду, в котором мы видим нового злодея, манипулирующего Брюсом. Им и оказывается Титан.

Кто такой Титан? Так как сюжет все еще идет (в настоящий момент вышло лишь три выпуска), информации пока немного: как заявляет сам Кейтс в интервью, злодей будет «Нуллом для вселенной Халка». Исходя же из характера появлений Титана в третьем выпуске, можно предположить, что новый персонаж, как Мрак или Дьявольский Халк, будет лишь частью сознания героя – его очередной «скрытой личностью». Однако, опять же, данные рассуждения – лишь фанатские предположения и ничем не подкрепленные рассуждения на тему. В конечном счете Титан может оказаться еще одним катализатором для рождения «Тьмы», заразившей солнце в «God of Hammers». Кем по итогу станет новый антагонист – узнаем уже в шестом номере линейки, релиз которого также состоится в апреле. 

Стоит ли читать данный комикс? Говоря начистоту, единственная причина, по которой я продолжаю следить за серией – рисунок несравненного Райана Оттли, который наконец получил свободу действий в рамках серий Marvel. Смотреть на разлетающиеся кишки мультивселенских полицейских, оторванные глаза, сломанные конечности и порванные сухожилия в стилистике художника «Неуязвимого» – одно удовольствие. 

Что касается сюжета: пока что я, как и большинство моих коллег, не до конца понял, зачем нужен актуальный вольюм «Hulk». Пытается ли Кейтс написать очередной глобальный сюжет со сквозной линией на десятки номеров, или же Донни выписывает ни на что не претендующий процедурал про «безумного ученого» в космосе – непонятно. И учитывая последние тенденции в актуальных линейках автора, ждать чего-то уровня «Венома» или «Таноса» в ближайший год, думаю, явно не стоит.

Вывод

Хронология событий – очень крутая штука. И речь идет даже не о комиксах, в которых каждый новый сюжет «меняет вселенную до неузнаваемости». Говорю я об авторах и издательствах. Возможно, дело в том, что я банально «перегорел» к произведениям автора, пару раз споткнувшись об откровенно слабые работы Кейтса, а, может, нынешние тома «Халка» и «Тора» действительно утратили присущий прошлым сюжетам Донни масштаб, за которым стояло что-то помимо бесконечных баталий и напускных «личностных кризисов», высосанных из пальца. 

Нынешний вольюм «Thor» – образчик того, как подающая надежду серия от автора, который славился своими сквозными сюжетами, может резко утратить какой-либо смысл и логику без четкого фундамента и структуры. Если «Venom», несмотря на свою затянутость, с первого сюжета задавал тон всем дальнейшим событиям, представляя антагониста и анонсируя будущее столкновение, в «Thor» мы просто наблюдаем, как каждый новый сюжет Одинсона избивает новый «злодей вселенского масштаба, о котором вы просто не знали».

Стихия смерти, буквально пожирающая мультивселенную, тень Бога Грома с силами Йормунганда и Одина, великий Бог Молотов, душа которого состоит из чистой ярости, и которому, напоминаю, суждено разрушить саму ткань мироздания. Боже, до чего же это наигранно и прямолинейно. Аналогичная ситуация происходит и с первой аркой «Hulk», в которой Кейтс намеренно игнорирует смысловую нагрузку «Бессмертного» Юинга – персонаж начал свой «путь» заново, аргументируя это какими-то истерическими выкриками в отношении убитых им людей. Грустно, конечно, но ведь ты, Брюс, и до этого убивал людей – в том числе и невинных обывателей, которые оказывались не в то время и не в том месте. Вспомнить хотя бы «The Immortal Hulk» #35-36.

Не добавляют глубины происходящему и, если честно, резко начавшая раздражать многих читателей привычка автора анонсировать грядущие ивенты и сюжеты через пространные рассуждения в духе «Тор еще не столкнулся с Золотой Тенью, Вторым Богом Лжи, Ходячей Молнией и Королем в Камне» из «Thor» #8. Я-то, перечитав онгоинг три раза за последнюю неделю, могу найти параллели с сюжетами про возвращение Дона Блейка и разбушевавшийся Мьельнир, который сам называет себя «живой молнией», но это я – человек, который уже наизусть выучил многие реплики титульных персонажей. И подобное местами пренебрежительное отношение к читателям в духе «я сейчас скажу, а они смогут додумать только спустя год» нисколько не настраивает на дальнейшее изучение лора.

Конечно, я и дальше продолжу следить за историями Донни (хотя бы потому, что это моя работа), однако, как вы могли заметить, удовольствия с каждым годом это приносит все меньше и меньше. Не помогают и глупые нестыковки, и откровенная лень редакторов, и побочные истории от Аарона, «меняющие мир Marvel раз и навсегда». Буду надеяться, что ситуация с сериями и их качество выправится после кроссовера, однако, если так подумать, даже я перестал верить в это.

Лучше перечитайте «The Immortal Hulk», прошлый том «Venom» и оригинальный «Thor: God of Thunder». За плохими комиксами я и дальше буду следить сам, рассказывая обо всем самом интересном, обещаю.

За превью к материалу спасибо нашему товарищу сканлейтеру, подпишитесь на его паблик.

выборредакции
Comments (0)
Add Comment