Мультсериалы про Людей Икс! Обзор Икс-анимации после X-Men: The Animated Series

Пересматриваем «Люди Икс: Эволюция», «Росомаха и Люди Икс», а также Икс-аниме!

Как и все фанаты Иксменов, я очень жду возвращение культового мультсериала 90-х в виде «Люди Икс ’97». Хотя, говоря образным языком, мне этот камбэк кажется больше похожим не на золотые шары Кракоа, а на Некрошу – продолжение законченной истории только ради ностальгии. Но буду рад ошибаться.

Поэтому в честь нового Икс-мультсериала я решил пересмотреть все мультсериалы про мутантов, выходивших уже в XXI веке. Получились ли достойные наследники X-Men: The Animated Series?

Про X-Men: TAS у нас статья тоже есть! А сколько у нас текстов про комиксы об Иксменах

«Люди Икс: Эволюция» – 1 сезон (13 серий, 2000-2001)

Итак, уже через три года после завершения X-Men: The Animated Series от Fox Kids началась трансляция нового проекта. Канал также поменялся – мультсериал X-Men: Evolution выходил в Kids’ WB.

Не секрет, что мир супергеройской анимации – такое же компактное место, как и мир комиксов. Поэтому за работу над новым проектом взялись создатели и предыдущего Икс-шоу, и многих других гиковских мультсериалах. Например, один из создателей «Эволюции» Роберт Н. Скир числился как среди сценаристов X-Men: TAS, так и в авторах «Гаргулий» или «Супермена». Продюсер Дэвид Вайс отметился как главный сценарист поздних сезонов «Черепашек-Ниндзя» 80-х, а в портфолио главного сценариста Грега Джонсона можно найти «Трансформеры: Битвы зверей».

Новое шоу решили сделать более легким по сравнению с X-Men TAS, поэтому большинство персонажей превратились в подростков. От адаптации комиксных сюжетов решили также отойти. Сами шоураннеры описывали свое новое детище так: «Это шоу о группе детей, которые очень стараются не быть супергероями, но мир не оставляет им выбора».

Изначальный дизайн костюмов отсылал к классике от Джека Кирби. Позже художникам удалось найти баланс между практичной униформой и данью уважению к яркому трико.

Голые подмышки Логана – это, конечно, очень смешно.

Первая же серия здорово сбивает с толку. Оказывается, что мутанты ходят и в обычную школу города Бэйвиль, и живут в Институте Ксавье! То есть в самом обычном классе они учатся среди обычных детей, а потом по вечерам ещё пытаются не умереть в Комнате страха. Что это за двойная смена?

И всем абсолютно все равно, что куча подростков переехала в особняк лысого инвалида? Зачем им тогда школа для простых смертных, если они буквально живут в Институте? Хотя все правильно, Росомаха же математике не научит.

Если честно, мне было очень непривычно увидеть такое странное решение – только к третьему сезону оно раскроется в полной мере. А пока оно объясняется довольно просто: если бы подростков-мутантов оставили только в огромном особняке Ксавье вдали от настоящей школы, детям было бы очень сложно ассоциировать себя с ними.

Российский дубляж также отличился. Никогда не встречал такие своеобразные переводы мутантских кодовых имен. Я буду указывать имена в таком формате: общепринятый вариант/чудеса дубляжа «Эволюции».

Как и в первом мультсериале, нас сразу же забрасывают в гущу событий. Основная команда уже сформирована, и ее состав вам покажется знакомым: взрослые наставники Росомаха и Шторм, а также подростки Циклоп и Джин Грей. Все правильно, это точная копия Людей Икс из фильма, только характеры и сюжетные арки отличаются.

Скотт Саммерс ещё только учится быть лидером и толком не признался в чувствах Джин. Забавно, что самым смешным Иксменом из стартовой четверки оказался именно Росомаха. Он все еще брутален, но как-то комично суров, словно ворчливый трудовик, который курит с учениками после уроков.

Шторм/Буря – крутая учительница, Джин – хорошая девочка.

В общем, все по заветам Сингера.

Но это только начальный набор. Далее самое интересное: в обитель Чарльза прибывают мутанты-новички. Я все ещё не понимаю, куда смотрят социальные службы, но да ладно.

А чтобы силы добра не расслаблялись, параллельно рекрутов в Братство вербует Мистик в образе сердитой директрисы.

Выглядит она так, будто скоро определит среди Иксменов самое слабое звено.

Среди Икс-молодежи нам предлагают:

Курт Вагнер (Ночной Змей/Попрыгун). Синий шустрый весельчак, с которым всегда можно весело провести время. Посещает школу со всеми благодаря голографической маскировке. Религиозные взгляды Курта переносить не стали.

Китти Прайд (Призрачная Кошка/ Химера). Добрая девочка, иногда ей становится сложно жить в безумном доме Ксавье.

Шельма/Руж. Фактически центральная героиня сезона (помним про фильм). Девочка-гот, которая поначалу не хочет ни к кому присоединяться – только чтобы её все оставили в покое. Конечно, на самом деле он всего-то хочет найти друзей – и ближе к концу сезона Руж все-таки выберет команду Ксавье. Её способности вытягивать прикосновением чужие силы немного понерфили: в кому она не отправит, максимум в обморок.

Эван Дэниелс (Спайк/Шип). Своенравный племянник Шторм, любит играть в баскетбол и поступать по-своему. Не слышали про него? Дело в том, что шоураннеры хотели включить в состав Иксов афроамериканца, но единственным темнокожим кандидатом оказался Бишоп. Лукаса так и не решились адаптировать в виде школьника, поэтому придумали совершенно нового персонажа.

Правда, способности взяли уже готовые: как морлок Мэрроу, Спайк отращивает из тела костяные шипы и стреляет ими. Мультсериал не сильно помог Спайку обрести популярность, хотя позже его все-таки ввели и в комиксах.

Справа – Мэрроу, слева – комиксный Спайк.

К слову, даже сейчас темнокожих Иксменов-афроамериканцев не очень-то много. За исключением Шторм и Бишопа, из более-менее популярных можно вспомнить разве что Синкха, Моне и Санспота. Интересно, как этот момент будут решать в новых экранизациях.

Проработка злых мутантов вышла послабее, хотя каждому также отводят отдельный эпизод для раскрытия. Грязный Жаба/Тодд не хочет мыться и ворует кошельки, Ланс Альварес (Оползень/Вулкан) подделывает оценки за контрольную, Пьетро (Ртуть) завидует спортивным успехам Шипа, а Пузыря/Слона буллят за то, что он жирный

Я считаю, нужно было идти до конца и назвать Пузыря Кабаном.

Получается, в первом сезоне ставки минимальные: кучка воспитанных детей против шайки школьных хулиганов. Все конфликты понизили до уровня школы, поэтому пока не приходится вспоминать о типичных иксовских проблемах, вроде геноцида и сражений с космическими паразитами. Деремся только за такие жизненные цели, как победа в матче, внимание девчонки, хорошие отметки. А плохие поступки мутантов Братства служат предостережением для детей: не будете принимать душ – станете такими же отщепенцами, как вонючий Жаба.

И все же кое-что интересное в противостоянии Людей Икс и Братства есть. Пока воспитанников Ксавье опекают в шикарном поместье, до хулиганов Мистик никому нет дела. На них всем плевать, а как только они присоединяются к Братству, Иксмены сразу же принимают их за врагов. Борьба хороших мутантов и плохих превращается в битву богатых и бедных, благополучных детей и изгоев с социального дна.

И не то чтобы Иксмены сильно рефлексировали по этому поводу, что судьба не со всеми хорошо обошлась. Ведёшь себя хорошо? Будешь жить в шикарных апартаментах. Хулиганишь? Тебя закинут на грязную свалку, где не будет девчонок. Вот такой прямолинейный назидательный посыл у первого сезона.

И тут самое время обвинить в бездействии главных игроков этой шахматной партии – Профессора Икс и Магнето. Начнём с Чарльза: он невыносимо инертный. Почти весь сезон он вообще ничего не делает сам. Стоит к нему обратиться за помощью, и он даст совет, но первым Ксавье не предпринимает ни-че-го. Только катается на кресле по коридорам. Он прекрасно знал, что Мистик собирает Братство, и что он сделал? Ничего. Ксавье ничего не рассказывает своим ученикам.

Магнето же тоже ведет себя странно. Кому-то пришла в голову гениальная идея сделать Эрика Спауном: он все время скрывается в тени, укутавшись в размашистый плащ, в темноте лишь блестят глаза, или же Магнето вообще прячется за кадром. Эффектно, но… Зачем?

Как и Ксавье, большую часть времени Магнето остается наблюдателем, но ему хотя бы великий план придумали. В финале мастер магнетизма планирует усилить мутантов магическими кристаллами Циторака и превратить их в злых белобрысых качков (звучит как секретный план злых нацистов).

При чем тут Магнето? Эти кристаллы сваливаются в конце сезона из ниоткуда, как гора снега. От запредельного пафоса Магнето становится смешно: весь сезон смотрели на драки школьников, а теперь оказалось, что их собирали ради захвата мира.

В первом сезоне вообще много моментов, сделанных просто так. Например, в конце эпизода Ртуть попадает за решетку, а Магнето его освобождает. А в следующих сериях Пьетро спокойно приходит в школу! И никого не волнует, что он сбежал из заключения.

Кстати, Джаггернаут/Терминатор в мульте тоже появляется, только тут он мутант, и с Цитораком никак не связан.

Нейтральные мутанты в первом сезоне тоже есть: Фордж стал подростком-технарем, Хавок – серфингистом, а Саблезуб/Клыкастый прямиком сбежал из кино.

Cоздатели фильма почти не консультировали команду мультсериала: общее направление персонажей совпадает, но детали различаются.

Может, первый сезон и неидеален, но мне все равно понравилось его смотреть. В нем ощущается мощный уютный дух нулевых, иногда даже сложно объяснить в чем конкретно. От угловатых дизайнов персонажей до странноватого перевода, от демонстрации школы до всякий мелочей, вроде скейта Шипа или чокера Роуг.

Мой любимая отсебятина в переводе – боевой клич. Как там было, «Ко мне, мои Люди Икс»? А может лучше… ПО КОНЯМ???

У нас тут Стражи, возможно, криминал.

Или самый чудаковато-ламповый момент сезона – Спайк снимает на видеокамеру танцующих Китти и Руж (8 эпизод SpykeCam). А вдохновлен их танец был «Баффи –  истребительницей вампиров»! Становится понятнее, откуда взялось имя Спайка.

Это так забавно, будто просматриваешь свой школьный альбом.

К первому сезон я отнесся добродушно, хоть и снисходительно, зато второй сезон начался со взрыва.

«Люди Икс: Эволюция» – 2 сезон (17 серий, 2001-2002)

После поражения Магнето Братство осталось само по себе. Прямо посреди бейсбольного матча они публично раскрывают свои силы и разоблачают Иксменов. Катастрофу удаётся предотвратить, так как Ксавье успевает стереть всем память. Только у нового директора школы Келли остались подозрения…

После простенького первого сезона я уже смирился, что придется смотреть еще 39 серий про драки с Братством после уроков, но оказался удивлен. Начиная со второго сезона, «Эволюция» начала стремительно развиваться!

Теперь Институт Ксавье действительно выглядит как школа, ведь появилось много новых учеников: Человек-Лед, Волчица, Множитель, Бум-Бум, Джубили, Берзеркер, Пушечное Ядро, Санспот и Магма. А все ради того, чтобы сделать кучу серий, как «молодые мутантики пытаются самоубиться». Серьёзно, подростковая глупость – едва ли не движущая сила всего сезона. Они запирают друг друга в Комнате страха, угоняют Икс-джет, по вине Кузнеца вылезают демонические динозавры из другого измерения! Звучит как завязка для хоррора, но разгребать все приходится взрослым Иксменам.

Из-за толпы неопытных мутантов в мультсериале рекордное количество тренировок в Комнате страха. Чуть ли не в каждом эпизоде.

Но подростки приносят в мульт не только тягу к самоуничтожению – во втором сезоне расцветает то, на чем Икс-франчайз держится уже 60 лет.

Правильно, мыльная опера! Во-первых, Джин встречается с одноклассником-футболистом, а Скотт в отместку крутит роман с подругой Джин, пока Руж стесняется признаться в чувствах к Циклопу. Во-вторых, между Китти и Альваресом пролетают искры. В-третьих, Курт находит подружку, но боится рассказать о своём секрете.

И все эти линии делают персонажей намного интереснее. Например, тяга Руж к Циклопу легко объяснима: для них обоих силы служат и мощным оружием, и проклятием. Мажор Пьетро такой же легкомысленный в своих романах, как и во всех других делах. Вулкан уже не кажется таким скучным громилой: он даже присоединяется к Иксменам в одном эпизоде и проявляет себя с героической стороны.

Каждый раз при упоминании клички Вулкан, проскакивает надежда, что Ланс Альварес мог бы быть третьим братом Саммерсов…

Благодаря таким простым заботам получается выбраться из порядком поднадоевшего сюжета «Джин + Феникс = Джин, нееееет!». Теперь Джин наконец можно воспринимать просто как классную девчонку-спортсменку. Но и идеальной ее не оставляют: за имбовые способности к телепатии и телекинезу приходится расплачиваться постоянным риском сорваться.

То же самое можно сказать про любого юного героя. У них достаточно слабостей, чтобы сделать историю интересной, но достаточно сил, чтобы дать проблемам отпор.

Вообще мне показалось, что во втором сезоне у новых героинь арки более интересные, чем у мутантов-мужчин. Ангел спасает людей, а его боятся и боготворят, Зверь теряет человеческий облик и сражается с инстинктами – звучит приемлемо, но довольно знакомо.

А вот у Бум-Бум, например, все намного драматичнее: отец с детства заставлял её грабить магазины, поэтому сейчас она ведет себя неуправляемо, лишь бы никто больше не смог её контролировать. Даже временно переходит на сторону Братства (к сожалению, без ощутимых последствий).

Или Ванда Маскимофф в образе готичной вамп: Магнето сдал её в психбольницу из-за неконтролируемых сил, за что Алая Ведьма ненавидит и отца, и весь мир – еще хуже делает Мистик, когда хитростью переманивает Ванду в Братство. Дизайн Ведьмы даже более радикальный, чем в Алтимэйт, а психика кажется еще более хрупкой, чем во «Дне М». Битвы с всесильной неуравновешенной Вандой – одни из лучших в сериале.

Надеюсь, никто не собирается спорить, что Руж и Ванде очень идет быть готками?

Ладно, выглядит так, будто сценаристы могут писать девушек только через болезненные отношения с отцами, но для нулевых приемлемо.

Ощутимо выделяется 24 серия Walk on the Wild Side про girl power: Джин надоело, что Скотт хочет её спасать, и она собирает Сирен – команду Икс-девочек в черном латексе, лихо наказывающих преступников. Тут даже музыкальный клип в середине есть!

«Ангелы Чарли» передают привет!

В следующих эпизодах про отряд Джин никогда не вспоминают, а зря – получилось весело и задорно.

По настроению очень похоже на такой же хулиганский комикс X-Terminators Леи Уильямс.

С чем же связаны перемены в настроении мультсериала? Ответ типичный для анимационной супергероики – цензура.

Канал не хотел, чтобы шоу было слишком взрослым, поэтому в первом сезоне однозначно хорошие и плохие мутанты дубасили друг друга на школьной площадке. Но успех фильма убедил руководство дать сценаристам больше свободы. Вдохновившись Сингером, шоураннеры заселили школу учениками, приступили к развитию тем детских травм и нетерпимости. Взросление шоу принесло и романтику, хотя боссы канала все равно запрещали открыто показывать на экране отношения между подростками. Пришлось ограничиться лишь многозначительными взглядами. Наверное, цензоры отвернулись на эпизоде с Сиренами…

Но это цветочки по сравнению с финалом. Весь сезон перед нами нагнетали напряжение: мутанты не смогут прятаться от людей вечно, их становится слишком много. Давали намеки, что директор Келли нечто помнит. А в финальной арке из ниоткуда появляется Боливар Траск с охотниками на мутантов! И, конечно же, огромный Страж.

Ничто не предвещало внезапное явление гигантского робота – для такого неспешного шоу резкий финал выглядит очень странным.

Ладно бы только Страж прилетел истребить мутантских террористов, так ещё и у Магнето откуда-то взялась личная команда Аколитов.

Клыкастый и впервые появившиеся Гамбит, Пиро, Колосс.

Ноль объяснений, что они тут делают. По составу можно предположить, что Эрик собирал их по всему миру. В мульте, конечно, об этом не скажут ни слова.

Страж всего один, зато тут срабатывает закон ниндзя. Если Стражей много, Дети атома быстро разнесут их на винтик – если же убийственная машина одна, то она точно размажет мутантов по асфальту. Так и происходит: Страж стильного вишнёвого цвета крайне зрелищно раскидывает Братство и Иксменов вместе взятых.

Позже шоураннеры рассказывали, что каждый из сезонов мог оказаться последним, а узнавали о продлении они только во время производства. Этим можно объяснить странную структуру: финальные серии всегда выглядели как будто добавленными в последний, только чтобы забросить тизер продолжения.

Итак, человечество наконец узнает про мутантов, особняк Ксавье взрывается, Магнето вроде бы погибает. Что же дальше?

Ненадолго отвлечемся от шоу. Пока транслировались серии второго сезона, по Вселенной мультсериала начали выходить комиксы. Выпустили всего 9 номеров, так как серию отменили из-за низких продаж.

Комиксы служат приквелом: Чарльз и Магнето работают вместе, вербуют первых мутантов-союзников в свои ряды, но вскоре разногласия разведут их по разные стороны баррикад. По сути, очень дешевый «Первый класс», только с изрядной долей абсурда. А затем онгоинг переключается на филлерные истории между эпизодами.

Тот случай, когда комикс нужно листать на стриме и комментировать каждую страницу. Вот некоторые из них:

Магнето построил камин в честь своего шлема;
Ксавье не хочет платить за электричество, поэтому просит Шторм заряжать Церебро;
Росомаха угрожает убить доктора, чтобы тот поставил визор Циклопу;
Росомаха учит студентов йоге.

Хотя серия выходила параллельно мультсериалу, кажется, что ее сценарист мало разговаривал с создателями «Эволюции». Еще до событий первого сезона люди в курсе о мутантах, Морлоки отличаются от анимационной версии, которая появится в третьем сезоне. В целом, читать необязательно, но, если же все захотите пролистать, обратите внимание на 6 выпуск.

В отличие от остальных выпусков-филлеров здесь появляется новый персонаж – Кэл Ранкин (Мимик). Он инстинктивно копирует чужие способности, поэтому было бы сложно поселить его с другими учениками. Впрочем, и не пришлось – концовка выпуска поднимает довольно интересный вопрос, действительно ли Институт Ксавье распахивает двери перед всеми.

В 10 номере должен был появиться Мистер Злыдень – увы, как в фильмах, Эссекс так и остался в тени. К слову, дизайн очень интересный.

«Люди Икс: Эволюция» – 3 сезон (13 серий, 2002-2003)

Человечество только вчера узнало о мутантах и уже искренне их ненавидит. Иксмены с Братством пустились в бега. Команды Скотта и Мистик вынуждены работать сообща…

Как вы думаете, долго ли этот драматичный статус «падения мутантов» продлился?

2 эпизода. Всего за две серии Люди Икс нашли Чарльза, снова убедились в живучести Магнето (он «погибает» практически в каждом сезоне), победили Траска и избавились от Мистик. Такой клиффхэнгер был, а уже в третьем эпизоде все откатывается назад к школе.

И ничего страшного в этом нет, ведь наступает самое интересное – последствия публичного каминг-аута.

С третьего сезона шоу доползает до привычной иксовской территории дискриминации и противостояния ксенофобам. Да, мы видели это уже десятки раз. Казалось бы, что еще нового можно сказать после X-Men: TAS? Но у «Эволюции» есть прекрасный козырь в виде мизерного масштаба. Сценаристы не торопятся заполонять небеса Стражами или устраивать глобальную пандемию антимутантского вируса – все это и так хорошо изучено/запланировано на будущее мульта (которое никогда не случится, спойлер).

«Эволюция» концентрируется на мелких бытовых мелочах, которые очень легко перенести на себя. Например, Джин лишают спортивных наград, так как директор Келли устраивает травлю против одаренных учеников. Маму с ребенком-мутантом отказываются обслуживать в магазине. Мутантов хотят исключить из школы.

Может, X-Men: TAS и выглядели эффектнее с концлагерями Геноши, но они были достаточно изолированы от проблем обычного человека. Грубо говоря, в TAS Шельме не нужно было вставать к девяти на работу кассиршей, мутанты комфортно чувствовали себя в своем особняке. В «Эволюции» же Иксмены вынуждены каждую серию соприкасаться со школьным обществом, как с хорошими людьми, так и с ксенофобами.

Особенно мне понравилась линия Курта. Он замечает, что в новостях везде показан синий Попрыгун, но не его человеческая маскировка. Значит, он все еще может притворяться обычным подростком! Такое противоречивое решение только отдаляет его от друзей, но все равно никак не приближает к одноклассникам Homo sapiens. И все же очень хорошо передано мелочное желание отсидеться, если тебя не раскрыли.

Но даже после волны массовой ненависти жизнь продолжается. В шоу остается полным-полно юмора и легких линий, за что я очень благодарен. Мой любимый гэг – Китти учится водить, что становится для команды серьезным испытанием.

Новые мутанты все еще блестяще подкидывают случаи для премии Дарвина, только сейчас их характеры чуть-чуть глубже. Им все равно приходится играть роль массовки, но уже хотя бы можно отличать, что Бобби – беззаботный шутник, а Джимми Мэдрокс – безалаберный мечтатель и так далее.

Безалаберность с большой буквы: Человек-Лед создает айсберг перед лайнером только ради отсылки на Титаник!

Мистик c каждым сезоном становится все более раздражающей проблемой. Еще в первом сезоне сценаристы пытались слегка ее переосмыслить: белая туника с черепами казалась им слишком вычурной, но оставлять Мистик без одежды, как у Сингера, не позволила бы цензура. Тогда выбрали компромиссный вариант. После перерождения в машине Магнето Рейвен избавилась от классического одеяния и заменила его на черный топ – если правильно понимаю, «шпионский» редизайн случился даже раньше, чем в комиксах.

Черты лица стали более хищные и маскулинные, как по мне.

В плане сюжета она от прислужницы Магнето быстро раскрывается как самостоятельный коварный игрок. К примеру, в 35 серии Blind Alley ради мести Циклопу Мистик зашвыривает Скотта в Мексику, отобрав визор – Саммерс вынужден вслепую сражаться с самой переменчивой злодейкой. Зато он становится уверенней в своих силах и понимает: он может отыскать Джин даже с закрытыми глазами. Для вас будет одним из самых напряженных эпизодов, если вы когда-нибудь теряли очки.

Конечно, ощутимее всего Мистик влияет на своих детей. В Руж интриги матери порождают обиду, которую она никогда не сможет переступить. А Курт же наоборот очень хочет верить, что в Рэйвен осталось нечто хорошее. По сути, Курт показывает именно христианское прощение. Я даже удивлен, что это никак не обыграли.

Мистик притворялась лучшей подругой Руж ради шпионажа – еще один нож в спину дочери.

Курт и Руж как бы показывают две стороны переходного возраста. Ночной Змей постепенно принимает себя, а его сводная сестра же наоборот конфликтует со всеми и замыкается в себе. Могли ли многие зрители-подростки увидеть в Курте и Руж себя? Думаю, что да.

Даже травматичнее родительские грехи отразились на Ванде. Захватывающий 37 эпизод The Toad, the Witch and the Wardrobe стал пиком сложной истории Алой Ведьмы. Ванда опять разыскивает отца, и Магнето, желая отделаться от преследования, приказывает телепату Вдохновителю/Повелителю мозга переписать девушке память. Якобы у нее было хорошее детство. Но стоит ли обманывать человека, чтобы сделать его счастливым?

На первый взгляд, это семейная драма, но в серии хватает и подростковой комедии. Влюбленный Жаба пытается понравиться Ванде, ради чего ворует маскирующее устройство Курта. Иксменовская драматургия на высшем уровне: Курт и Тодд находят в друг друге нечто общее, Пьетро трусливо соглашается с планом отца, Магнето принимает ужасное решение, чтобы предотвратить еще худший исход. А еще тут есть очень крутая акробатическая драка Попрыгуна и Жабы!

Я крайне наделся, что манипуляции с мозгом Ванды не пройдут бесследно – к сожалению, закрытие шоу обрубило и эту линию.

Все арки мутантов связаны, кроме, к сожалению, Шторм и ее племянника Шипа. Пока остальные мутанты ссорятся, влюбляются и выясняют отношения, Ороро и Спайк будто остаются в стороне.

Не знаю повлиял на это цвет кожи или нечто другое, но фактически Буре достается только один персональный эпизод, да и тот скучный филлер (Ороро похищают некие африканские дикари). А Спайк постоянно хочет покинуть ряды Ксавье. В конце концов, его арка к уходу из команды и сводится: после некоторых событий Шип решает остаться с изгоями Морлоками, а потом вообще становится радикальным мстителем. То есть единственная участь для темнокожего Иксмена – это переселиться в гетто. Ну очень спорно.

Стоит признать, что только после присоединения к Морлокам у Спайка появляется мотивация, харизма и свой сюжет.

Также мало времени уделяют Зверю, но у него хотя бы ориджин был с превращением в икону фурри.

И вот мы подошли к главному событию сезона и главному наследию «Эволюции» – появление Икс-23 (41 серия, X23)! Лора Кини, клон Росомахи в виде маленькой девочки, впервые появилась именно в мультсериале. Придумал маленькую убийцу продюсер и комиксный сценарист Крейг Кайл. По его задумке, Лора должна была стать детской версией Росомахи – «Пиноккио, самурайским мечом в теле маленькой девочки».

И только в 2004 году уже другие авторы в лимитке NYX представят Лору с Земли-616.

История Лоры отлично вплетена в глобальную арку Логана: весь сериал он остается строг к студентам, но после появления «дочери» понимает, что дети должны оставаться детьми, а не живым оружием. Я бы даже сказал, что это сквозной мотив всей «Эволюции»: ученики со временем становятся продолжателями дела своих учителей, и в то же время старшие мутанты меняются под влиянием младших.

Заканчивается сезон как всегда громко. Апокалипсис пробуждается после многовекового сна.

«Люди Икс: Эволюция» – 4 сезон (9 серий, 2003)

Во всех сезонах создатели выбрали одинаковой шаблон глобального сюжета. Стартовые серии переворачивает статусы-кво – далее на протяжении сезона герои сталкиваются с последствиями, но в основном занимаются обычными делами – линия из начала сезона возвращается, происходит большая битва, которая все меняет. Увы, в это раз получилось не так хорошо, ведь финальный сезон не дотянул даже 10 серий.

Кратко я бы описал завершение сериала так: отличные серии сами по себе и ужасно резкое обрывание сюжетов.

Начнем с позитивного. Самодостаточные эпизоды на одну историю все еще очень хороши. Две серии так вообще предлагают твисты запредельного уровня – смотрел бы я мульт в детстве, они бы точно мне запомнились на всю жизнь.

Особенно Ghost of a Chance, вот такой поворот не помешал бы фильму про Новых мутантов.

Проблема в том, что сценаристы продолжают оставлять зацепки и предлагают ну очень промежуточные финалы. Или же тизерят интригующие истории, которых мы уже никогда не увидим.

Запоздало расширяется связь и с немутансткой частью Вселенной Марвел. За весь сериал нам показали только Капитана Америка, Ника Фьюри/Бешеного, Мадам Гидру да и все. Хотя по эпизодам разбросаны мелкие отсылки на Старк Индастриз или Дейли Бьюгл – потенциал для раскрытия остального мира явно был.

Обращение с каноном очень интересное: Магнето не стареет благодаря сыворотке суперсолдата, а за Икс-23 охотится Гидра с Красным Омегой.

Обиднее всего за Профессора. О его прошлом так ничего и не рассказывают – едва ли не перед самым финалом закидывают один примечательный эпизод, но его клиффхэнгер улетает в пустоту.

Многие другие ниточки никуда не привели. Соперничество Альвареса и Пьетро за лидерство в Братстве, упоминание семьи Колосса, заряженное ружье в виде переписанной памяти Ванды… Ничего мы не узнали и о предыстории Аколитов.

И самая нераскрытая часть сезона – Апокалипсис. Три сезона нас плавно подводили к вражде мутантов и людей, только чтобы закончить все битвой с древним египетским злодеем! Тут Апокалипсис слишком магический злодей, он слишком выделяется на фоне приземленных угроз. Еще эта навязчивая египетская эстетика порой кажется очень поверхностной – спасибо, хоть мумий не завезли.

Зато, по-моему, это единственная экранизация, где в происхождении Эн Сабах Нура участвует Рама-Тут (Канг в образе фараона), как в каноне.

Весь четвертый сезон Апокалипсис отвлеченно парит над землей, устанавливая какие-то энергетические сферы – все ради превращения всех жителей Земли в мутантов. Всадников представляют только к последней серией: четверкой избранных оказывается Мистик, Магнето, Шторм и Профессор Икс. В финале против сил Апока объединяются вообще все мутанты в эпичном сражение на четыре фронта. Только Эн Сабах Нур в нем никак не участвует, и его списывают со счетов всего-то за минуту.

Может, сражение с Апокалипсисом и разочаровывает, но драка с Всадниками подводит четкую черту под всем развитием персонажей. Ученики вынуждены сражаться против своих наставников, да еще и плечом к плечу с бывшим врагами – получился настоящий выпускной экзамен на способности к… эволюции.

В общем, для финала сезона это отличный конец, но как точка всего шоу он чувствуется скомканным.

В последних минутах сериала Ксавье рассказывает о видениях будущего:

  • К Людям Икс присоединятся Магнето, Колосс, Гамбит, Хавок, Ангел, Икс-23;

Обновленные дизайны отсылают к Алтимэйт/рану Моррисона/фильмам Сингера.

  • Братство будет работать на ЩИТ;
  • Антимутантская истерия продолжит нарастать;
  • Джин станет Темным Фениксом.

В следующих сезонах планировалось двигаться в направлении Саги о Фениксе. Должны были появиться Корсар (отец Циклопа и Хавока), Эмма Фрост, Псайлок, а также космическая империя Ши’ар. Корабль Рама-Тута тизерил путешествия во времени, то есть было недалеко до «Дней минувшего будущего» с введением Нимрода и Бишопа.

У Скотта и Джин родились бы близнецы Нейтан и Рэйчел, а где ребенок Саммерсов, там и Мистер Злыдень с Мэдлин Прайор. В конце концов, вернулся бы Апокалипсис.

Видел на Реддите фанатскую теорию насчет новой способности летать у Роуг. Якобы она должна была поглотить силы Джин-Феникс и остаться со Скоттом.

Но ничего этого не случилось – остается довольствоваться прощальным слайд-шоу.

Четкие причины закрытия сериала не стали озвучивать, что породило много версий среди фанатов. Одни посчитали, что виной всему плохие продажи игрушек. Другие посчитали, что сериал решили завершить на высокой ноте. Однако один из создателей «Эволюции» рассказал, что сериал закрыли из-за высокой конкуренции с Nickelodeon. Канал Kids’ WB поменял сетку вещания, чтобы адаптироваться к другим видам шоу и оригинальному контенту.

Это не было отсутствием веры в мультсериал. Я думаю, что это было скорее бизнес-решение.

Впрочем, Kids’ WB недолго продержался. Уже в 2006 году блок переехал на The CW, а в 2008 году и вовсе закрылся. Забавно, что на СиДабе успели запустить другой мультсериал с похожей концепцией про супергероев-подростков – «Легион Супергероев».

Фактически «Эволюция» стала «Годом первым» для Людей Икс. Мульт почти не трогал классические сюжеты, но вплотную подвел к ним и предложил много своих неплохих идей. По-моему, отличная анимационная адаптация любимых персонажей.

«Росомаха и Люди Икс» (26 серий, 2008-2009)

Может, «Эволюция» и закрылась на один сезон раньше, чем нужно, но творческие наработки не пропали зря. Уже через несколько лет производственная команда частично воссоединилась ради нового проекта.

А также к ним присоединился один парень в кепке.

С первых же минут легко заметить преемственность между мультсериалами, потому что Люди Икс снова упражняются в проклятой Комнате Страха! Вот только Росомаха собирается покинуть школу, чем очень расстраивает Роуг. Однако внезапно происходит взрыв – Профессор Икс и Джин пропадают. Затем Люди Икс распадаются.

Спустя несколько лет команде снова приходится собраться вместе: сенатор Келли продвигает регистрацию мутантов и программу Стражей, Братство активно совершает преступления, а на пороге школы появляется Эмма Фрост…

Многие нереализованные идеи из «Эволюции» удалось воплотить здесь. Даже по списку персонажей видно, что сценаристы не забыли про свои старые черновики. Введение Белой Королевы и Псайлок, Бишопа и Мистера Злыдня, манипуляции со временем и разработка новых роботов-убийц – если бы не некоторые несостыковки, РиЛИ с натяжкой можно было бы посчитать пятым сезоном «Эволюции» после таймскипа.

Визуал вдохновлен Astonishing X-Men Уидона и Кассадея.

В плане дизайнов мультсериал стал слегка более… мультяшным и комиксным, как мне кажется. Для «Эволюции» художники скорее придерживались кинематографичных референсов: почти всех персонажей можно было легко перенести на экран или же повторить их образ самому.

Воспользуюсь случаем и вставлю косплей Алой Ведьмы.

РиЛИ же сильнее стилизует мутантов. Жаба выглядит как позеленевший ямайский растаман (как и в Алтимэйт), волосы Шторм существует вопреки гравитации, Фордж получил кибернетическую ногу. «Эволюция» старалась показать, как бы выглядели мутанты, если бы им пришлось жить в нашем мире – РиЛИ же от приземленного реализма быстро дистанцируется.

Мульт входил в состав так называемого Йост-верса – это объединенная анимационная Вселенная, которая по большей части разрабатывалась сценаристом Кристофером Йостом. Также к Йост-версу относятся полнометражки «Халк против», «Тор: Сказания Асгарда» и мультсериал «Мстители: Величайшие герои Земли».

У нас есть древняя статья про полнометражную анимацию Marvel.

На русском языке сериал дублировал канал СТС. В этот раз ушли в другую крайность: если переводчики «Эволюции» позволяли себе отсебятину вроде Химеры или Клыкастого, то сейчас практически все оставили как есть. Так мы получили шедевральный «перевод» в виде Скарлет Витч, Спайрал, Блоб и так далее.

Адаптация комиксных имен всегда оказывается спорной штукой, так как приходится ориентироваться на традиции, сохранять удобство прозвища, балансировать между привычном оригиналом и русификацией. Вариант СТС мне кажется очень неудачным – ну вот зачем, например, называть Пьетро Квиксильвером, когда Ртуть звучит намного компактнее?

Весь сериал занимает ровно 26 серий без разбивки на сезоны, поэтому для удобства я разделил его на небольшие кусочки.

1-3 серии. Пролог, где Росомаха восстанавливает команду, а мы узнаем, что же творится в этой Вселенной.

По названию сразу понятно, что Росомахе в мульте будет уделяться много времени. В предыдущем шоу его часто отодвигали на задний план за подростками, но популярность Хью Джекмана сделала свое дело – сейчас Логана снова сделали брутальной звездой. После пропажи Ксавье ему приходится стать новым сердцем команды. Для кого-то он наставник, для других – противник, который не дает расслабиться.

Причины вражды с Циклопом раскроют позже, но напряжение между ними ощущается сразу же. Иногда Логан даже выступает голосом разума для Циклопа, помрачневшего без Джин – пока Скотт отдаляется от команды, Росомахе приходится взвалить эту задачу на себя.

С Белой Королевой у Росомахи тоже не все гладко, что вообще-то очень разумно: а с какой стати Эмма Фрост так загорелась поисками Ксавье? Даже с ученицей Роуг отношения развалились.

Это завязка для всего сезона – судьба мира буквально зависит от того, сможет ли Росомаха пойти по пути перемирия, а не войны. Сможет ли он протянуть руку врагу и переступить через прошлое?

За три серии мы приходим к главной миссии на сезон: Профессора обнаруживают в коме – Ксавье телепатически связывается с Логаном из будущего, захваченного Стражами. Людям Икс нужно остановить войну между Стражами сенатора Келли и мутантским государством Магнето на острове Геноша.

4-8 серии. Это разрозненные эпизоды-визитки, призванные подробнее рассказать про Шторм, Ночного Змея, Гамбита, Росомаху и Братство. Восстановление команды продолжается, как и разжигание антимутантской истерии.

Хорошая идея представить героев заранее, так как персонажей в шоу действительно много. Но как по мне, они не очень помогают заинтересовать зрителей. Если вы погружены в комиксы, то для вас эти истории станут напоминанием знакомых правил: да, у нас, как и в каноне, Шторм – доброжелательная спасительница, и у нее старые счеты с Королем Теней. В Братстве кипят распри, Росомаху дергают агенты Ника Фьюри и так далее. Однако сама постановка эпизодов ничего нового и любопытного не приносит.

Например, в «Эволюции» Гамбит тоже раскрывался как изворотливый вор: обманом он вынуждает Роуг помочь в вылазке, но все же цель у него благородная – спасти отца. Хотя сериал и закрыли через пару серий, Гамбит остается в памяти: у него намечается химия с Роуг, раскрываются причины его изворотливости, воровские навыки демонстрируются на практике.

А в РиЛИ же Гамбит сначала ворует ошейник для подавления мутантских сил, потом Росомаха заставляет его вернуть, потом они вместе сражаются против Стражей (5 серия Thieves Gambit). Вроде бы Гамбит и показан хитрым пройдохой, и все же ему не хватает каких-то интересных деталей.

Скорее всего, эти серии будут интересны только зрителям-новичкам.

9-12 серии. Первая часть долгого миттельшпиля в нашей шахматной партии. Маленькие истории переплетаются между собой – в итоге формируется 4 основных линий:

  • Циклоп ищет Джин Грей и пытается узнать причины взрыва;
  • Росомаха сталкивается со своим прошлым времен «Оружия Икс»;
  • Магнето проворачивает темные дела на Геноше;
  • В будущем Ксавье с выжившими мутантами пытается остановить Мастера Молда.

Итак, давайте по порядку.

Я безмерно уважаю решение сделать Циклопа одним из самых крутых мутантов в команде. Честно, при чтении комиксов у меня порой закрадывается мысль: ну, Скотта приходится защищать сюжетной броней, он ничего особо полезного/смертоносного делать не умеет.

«Эволюция» и особенно РиЛИ эти сомнения развеивают на атомы. Своими лучами Саммерс разносит все вокруг в щепки похлеще Терминатора. Ему даже перезаряжаться не надо: одним взглядом он выносит целую толпу. А образ сурового страдающего героя в плаще только усиливает крутизну Циклопа. Этот Скотт настолько крут, что в одиночку идет сражаться с Мародерами и Злыднем.

Хотя без плаща он даже внушительнее: бицепсы Скотта ничем не уступают мышцам Логана.

Сложные отношения Циклопа и Эммы развиваются не так, как в комиксах – роман они так и не заводят, а Белая Королева скорее становится причиной для нового конфликта между Саммерсом и Логаном. Пока чутье подсказывает Росомахе не доверять телепатке, Циклоп же как будто хочет найти замену Джин в Эмме.

Борьба Росомахи с прошлым – в целом… пойдет? Наверное, я уже слишком часто видел все эти погони за Саблезубым и ошибками прошлого. Хотя бы добавление Мистик в секретную программу «Оружия Икс» чем-то освежает приевшийся сюжет.

Вообще в предыдущем абзаце можно суммировать все мои впечатления от первой половины РиЛИ. «Наверное, я уже слишком часто это видел – может, если бы посмотрел раньше, мне было бы интереснее наблюдать за борьбой против Стражей/уловками Гамбита/разрушением школы Ксавье». Почему-то с «Эволюцией» такого чувства не возникало, хотя она казалась намного более простой и детской во многих местах. Но такое упрощение помогло создать более свежий взгляд.

Из всех четырех линий Геноша – моя любимая. Не то чтобы у нас во времена Кракоа в комиксах не было недостатка в преступлениях мутантского режима, но все равно: тут появляется куча персонажей с интересными способностями, да и посмотреть на целое государство сверхлюдей всегда интересно.

От политических махинаций Магнето веет вайбами «Юной Справедливости».

Магнето творит сомнительные вещи как с государством, так и со своей семьей. Пьетро из кожи вон лезет ради признания отца, Полярис страдает в золотой клетке. Удивительно видеть Алую Ведьму самой адекватной из семьи Максимофф, а еще страннее – у нее намечается роман с Куртом!

И история Ксавье – зеркальное отражение арки Магнето. Оба оппонента сталкиваются с последствиями свих решений. В настоящем Эрик пожинает плоды ненависти к Homo Sapiens – в будущем у мутантов остается надежда только благодаря мощным основам гуманизма, заложенного Ксавье. Если бы Чарльз годами не подавал пример мутантам, никакого сопротивления не было бы.

Если уж опять вспоминать «Эволюцию», то теперь сценаристы отыгрываются сполна в развитии Ксавье. В прошлом мультсериале он постоянно отсиживался в особняке и вообще слабовато развивался как персонаж. Тут же Ксавье все еще идеализирован, но его наконец можно увидеть в действии.

13-21 серии. Золотой фонд мультсериала. С каждым эпизодом история становится мрачнее, а мутантсткая драма разрастается быстрее, чем семейное древо Саммерсов.

Так как сюжет все сильнее переплетается в большую битву за будущее, я бы не хотел спойлерить детали. Ограничусь краткими заметками:

  • Одним из слабых мест Эволюции была телепатия. Чарльз редко ей пользовался, а для Джин чтение мыслей скорее служило метафорой болезненных проблем переходного возраста. В РиЛИ ситуацию спасает появление Эммы. Она уж точно себя ни в чем не ограничивает: может невзначай прочитать мысли других Иксменов, копается в чертогах разума, устраивает дуэли с другими телепатами.
  • Моя любимая серия – 21 эпизод Rover. В темном будущем мутантка Мэрроу подружилась с перепрограммированным Стражем Ровером. Она ладит с ним даже лучше, чем товарищами, однако вскоре Ровер становится нужен команде для самоубийственной миссии…
  • Звездный час Росомахи – сражение с Серебряным Самураем, похитившим Иксменов и забравшим себе возлюбленную Логана (17 серия Code of Conduct). По кодексу чести обоим мутантам запрещено применять способности в поединке. И хотя победитель очевиден, этот эпизод отлично раскрывает, на что способен разъяренный Логан в одиночку.
  • 20 серия (Breakdown) о путешествии по воспоминаниям Циклопа намекает, что РиЛИ не помешал бы нулевой сезон-приквел. А какая тут химия Скотта с Эммой…
  • К сожалению, ради построения большой саги пришлось пожертвовать раскрытием многих второстепенных мутантов. Им очень не хватает ярких моментов: Фордж запоминается только как комичный механик, Жаба нужен только для шуток в Братстве, у Домино нет ни одной запоминающейся сцены с применением удачи и так далее. Тут главные и вспомогательные герои слишком четко разделены – маленьким романам и размолвкам не хватает места.
Думаю, шоураннеры решили не повторяться, поэтому в РиЛИ истории звезд «Эволюции»  вроде Китти или Мистик обозначили схематично.

22-26 серии. Эндшпиль.Четыре линии сходятся в одной точке (прямо как X).

Финал вольно адаптирует сразу две культовых Икс-истории, «Дни минувшего будущего» и «Сагу о Темном Фениксе». Очень смелая идея, и реализована она на все 100%.

В конце концов, оба великих сюжета сводятся к тому, что люди/мутанты попробовали подчинить великую силу и оказались ей раздавлены. Поначалу кажется, что конец света получится остановить очень просто, даже скучно – надо всего лишь поговорить с Келли и Магнето. Но в последний момент сериал резко разворачивается перед зрителем: нет, разговоры не помогут. Даже угроза мировой войны не остановит одержимость властью.

Особенно мне нравится момент, когда война чуть не начинается из-за похищения шлема Магнето! Это так глупо и жизненно одновременно.

И все же Иксмены спасают мир – будущее изменилось, но в лучшую ли сторону? Вместо тирании Стражей мир получает Эру Апокалипсиса…

Но продолжение мы так и не увидели.

Почему же мультсериал внезапно закрылся? Опять же, проблема скрывалась не в низких рейтингах. Помните далекие времена, когда Disney купили Marvel Entertainment, а права на мутантов остались за Fox? Сделка века состоялась как раз в 2009 году, но производство второго сезона стало затруднительным из-за необходимости разбираться с авторскими правами.

Во втором сезоне планировалось уделить много времени Апокалипсису, а также Кейблу и Холокост из темного будущего. Программа Стражей никуда не пропала – ее развитие привело бы к созданию Бастиона. В команду вернулся бы Колосс, а вместе с ним ввели бы и Магику (к сожалению, Петра мало показывали в обоих шоу). Из прошлого Логана с Оружием Икс вытащили бы Дэдпула. В комиксной Эре Апокалипсиса важную роль играли братья Саммерсы, ставшие солдатами Злыдня – второй сезон мог бы представить Хавока в подобном сюжете. Еще среди потенциальных новичков упоминались Санфайр, Джубили и Унус Неприкасаемый.

Фанатское творчество.

Справедливо было бы сказать так: «Эволюция» лучше смотрится в одиночных сериях, легких подростковых романах и демонстрации бытовой ксенофобии – РиЛИ отлично адаптирует многие комиксные арки и строит захватывающую комплексную историю на весь сезон. Как по мне, они ничем не уступают X-Men: The Animated Series, поэтому не проходите мимо!

Аниме «Люди Икс» и «Росомаха» (2011, по 12 серий)

В финальной части статьи речь пойдет про аниме. В 2011 вышло сразу четыре аниме-сериала «Железный Человек», «Блэйд», а также «Росомаха» и «Люди Икс» – совместный проект Marvel Entertainment и японской студии Madhouse. Первый же абзац в Википедии сбивает с толку: японским аниматорам и сценаристам дали полную свободу в своем прочтении персонажей, но почему-то руководителем проекта поставили американского сценариста Уоррена Эллиса.

И Марвел, и ДиСи очень часто заглядывали на территорию аниме: от вдохновения гигантскими роботами и кайдзю до буквальной попытки создать своих собственных восточных героев. У Марвел даже существовал отдельный импринт Tsunami, посвященный привлечению аудитории читателей манги. Мутантские серии занимали аж половину импринта: Sentinel про дружбу мальчика и робота Стража, шпионская Mystique, New Mutants, Wolverine: Snikt! и Emma Frost.

Спойлер-спойлер, оба Икс-аниме наполнили так же: юные наивные герои, жестокие поединки и BOOBS.

Комиксы Tsunami лишь вдохновлялись мангой в арте и оставляли за собой обычный комиксные сюжеты. А вот перенести героев в Японию пробовали гораздо чаще. Есть и 5 Ronin про супергероев в феодальной Японии, и целая манга-вселенная c характерным артом. Когда-то даже выпускали манга-адаптацию X-Men: The Animated Series!

Самый заметный пример из недавних комиксов – сага Demon Days/ Demon Wars Пич Момоко, где мутанты и другие герои Марвел примеряют образы японских духов, демонов и монстров. Людям Икс в Момоковерсе отводится особенно много времени, причем угадывать трансформации – отдельное развлечение. Например, Джаггернаут превратился в монаха пустоты, Шторм – богиней бурь, а Логан стал псом.

После успеха серии Пич доверили заниматься онгоингом Ultimate X-Men в новой Алтимэйт Вселенной. Главной героиней заявлена юная японская мутантка Хисако Ичики по прозвищу Броня – так мы плавно подходим к Икс-аниме.

В тяжелой битве с Фениксом Скотту пришлось убить Джин, после чего команда распалась. Спустя год Ксавье снова собирает Циклопа, Росомаху, Зверя и Шторм ради спасения девочки Ичики в Японии. Но на пути Иксменов встают Люди Ю (U-Men), пересаживающие себе органы мутантов. И как в этом замешана Эмма Фрост?

При описании предыдущих мультсериалов проскальзывал лейтмотив, что авторам постоянно вставляла палки в колеса цензура. Вот если бы не боссы телеканалов, тогда бы сценаристы с легкой душой превратил незатейливый детский мультсериал во взрослое шоу с кровью, любовью и НЕОДНАЗНАЧНОСТЬЮ. Что ж, анимешных Людей Икс детский рейтинг никак не ограничивал – и получился худший сериал из троицы.

Даже через полунамеки у авторов «Эволюции» получалось рассказывать историю более глубокую и драматичную, чем получилось в Madhouse. Проблема в том, что это не совсем аниме – это мультсериал, который упорно притворяется аниме.

К слову, аниматоры Madhouse работали на аутсорсе и над «Эволюцией».

И это не спор о том, какую анимацию можно относить к аниме (все что угодно) – японские «Люди Икс» же вызывают чувство зловещей анимешной долины, что тебя хотят обмануть. Будто японцы посмеялись над Уорреном Эллисом: «Этот гайдзин хочет от нас аниме? Он получит аниме!» Все потому что шоу использует типичные анимешные тропы, но делает это так нарочито, чтобы даже парень из мема про бабочку понял: перед нами – аниме.

Броня становится наивной ученицей, которая поможет победить команде силой дружбы и нарутотерапии. Скотт постоянно проваливается в два чередующихся флэшбэка. Профессор трипует на красном фоне, вроде того, с помощью которого экономят на прорисовке окружения в драках.

Но если вам этого не хватает, в каждой серии мутанты будут кромсать враждебные тентакли. Тентакли тут есть у всего: ангел с тентаклями, жидкие белые тентакли, техно-тентакли, даже разумный осьминог-профессор с тентаклями. Понятно, что когда бюджет состоит из ящика риса, волнообразную лапшу нарисовать проще всего.

Ладно, если вам даже тентаклей мало, главный козырь:

СИ
СЬ
КИ

Но все это не важно, репутацию аниме все равно бы убила ужасно дешевая анимация.

В статике кадры выглядят сносно, из некоторых получились бы даже эффектные комиксные страницы. Но стоит начать персонажам двигаться, и аниме превращается в слайд-шоу с рваным монтажом.

Только на эндинге глаз наконец перестает дергаться, так как нам показывают нарезку статичных флэшбэков о прошлых приключений Людей Икс. Саундтрек тоже очень хорош – в общем, титры оказались лучшей частью шоу.

Будь это аниме по новому IP, оно бы не прошло и минимальный контроль качества у зрителей. Постоянные крупные планы, чтобы можно анимировать только зацикленные движения губ. Постоянные застывания на моментах ударов, и длятся они два раз дольше, чем нужно. Сам дизайн очень скучный, цвета тусклые – аниме пытается быть серьезным, поэтому даже дуэли телепатов только тасуют сцены с флэшбэками. От сюрреализма отказались в пользу копирования кинематографа, но зачем это нужно, когда от анимации мы ждем совсем другого?

Аниме беспощадно растягивают на 12 серий. Ради декомпресса приходится тянуть время до последней битвы, хотя до от нее команду отделяет всего лишь коридор. За 12 серий не то чтобы даже Хисако успевают раскрыть – номинальным главным героем остается только Циклоп, который страдает по Джин. Вспоминает и злится. Вспоминает и страдает. Вспоминает и грустит. Вспоминает и страдает.

Более-менее значимую роль играет Эмма, перешедшая из Внутреннего круга в ряды Иксменов (почему-то название Клуб Адского Пламени не упоминают, слишком комиксно?). Но и с ней весь интерес заключается в том, предательница она или нет. Твист раскрывается так, что не было никакого твиста.

Для большего драматизма главной проблемой мутантов становится вторичная мутация – вышедшие из-под контроля патологии, вроде превращения в монстра, называют синдромом Дэвида Халлера. Но этот Resident Evil c мутантским боди-хоррором не работает вообще никак, потому что у Зверя с самого начала есть вакцина! Всех мутантов с синдромом Дэвида Халлера можно было бы вылечить, если бы японская «Мойра Мактаггерт» просто бы обратилась за помощью к Ксавье.

Меня больше всего раздражало, что из серии в серию этот ужасно длинный термин «синдром Дэвида Халлера» повторяют раз по десять. В лучших традициях аниме, когда юный неопытный персонаж переспрашивает любое слово кучу раз. А с середины сериала еще и по новой начинают пересказывать, кто такой этот ваш СИНДРОМ ДЭВИДА ХАЛЛЕРА.

Что мне понравилось в аниме, так это его современность. Из всех иксовских мультов он лучше всего подходит под определение «Люди Икс XXI века». Анимешные мутанты уже пережили многие свои культовые истории и движутся дальше, оставив Джаггернаута, Страйфа и Феникс позади. Где еще можно увидеть Людей Ю и Саблайма из рана Гранта Моррисона?

Главный секретный противник тоже вдохновлен скорее Алтимэйт, чем классикой. С ним получился бы грандиозный бой, если бы деньги не закончились на середине пилота – вот и масштабное последнее сражение по всему миру показывают как в визуальной новелле. Выглядит как то, с чего нужно было начинать: вся медленная возня с лабораториями и синдромом Дэвида Халлера только разбавляет самое интересное.

Совсем коротко о «Росомахе». Сюжет у него попроще, чем у «Иксменов», и это очередная адаптация мини-серии Wolverine Криса Клэрмонта и Фрэнка Миллера.

Возлюбленную Росомахи, Марико Яшида, силой выдают замуж за жестокого якудзу. Ради счастья любимой Логан сражается с ее отцом, влиятельным преступником Сингеном. Так Росомаха оказывается втянут в безжалостную войну за власть – даже бессмертный мутант оказывается на волосок от смерти…

Хронологически мультсериал про Логана расположен перед «Людьми Икс». Сам Росомаха выглядит более молодым и безбашенным, а камео Циклопа намекает, что Джин еще жива.

Для видеоигры про Логана сюжет получился бы идеальный: Росомаха вихрем проносится по локации – сражается с боссом – получает новую подсказку и отправляется на новую миссию. В ходе «забега» наш герой обзаводится опасной союзницей Юкио, а сложность боев только повышается.

Как мне кажется, получилось не так уж плохо. Если «Люди Икс» развалились под грузом нудной серьезности, «Росомаха» остается старомодным боевиком от начала и до конца.

Кстати, именно Логан стал связующим звеном между четверкой аниме, так как он появляется во всех сериалах.

Пусть разнообразие декораций для боя подкачало (крыши Токио и каменные блоки Мадрипура), галерея промежуточных врагов довольно обширная. Из классических злодеев заглянул только Красный Омега (помним обязательный пункт про тентакли), а остальных же придумали специально для аниме: оживший каменный страж Мадрипура, такой же бессмертный воин с кодексом чести, мерзкий жених Марико. «Финального босса» Сингена, как и в комиксе, нужно победить не мутантской силой, а боевым мастерством.

Был бы интересный поворот, если убийца-противник с исцеляющим фактором оказался сыном Логана.

Хорошее ли это аниме? Да нет, так себе. Хорошая ли это история про Росомаху? Бывали комиксы и получше. Стоит ли его смотреть? Почему бы и нет – где еще мне посмотреть на анимационного Росомаху, который режет врагов С КРОВЬЮ? Вот именно, выбирать не приходится.

И теперь главный вопрос. Если бы мне дали выбирать между возрождением X-Men: The Animated Series, «Эволюцией» и РиЛИ, что я бы выбрал?

Что-нибудь новое. Этот марафон напомнил, как много крутого потенциала скрывают в себе истории о мутантах. Даже если учесть обидные клиффхэнгеры и оборвавшиеся сюжеты, я намного сильнее хочу увидеть абсолютный перезапуск – каждое поколение заслуживает своих «Иксменов», потому что «Иксмены» многогранны и бесконечны.

А что думаете о Икс-мультсериалах вы? Делитесь в комментариях!

Другие мои большие статьи о мультсериалах:

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment