Чародейки, мы едины! Полная история W.I.T.C.H.: Часть 1

Вспоминаем, за что мы обожаем W.I.T.C.H.! Чем комиксы отличаются от мультсериала и какое продолжение мы потеряли.

Давным-давно, в светлые времена по Первому каналу еще показывали мультсериалы и даже аниме. Для диснеевских мультиков выделяли отдельный слот: по-моему, как раз в самое удобное время, когда дети возвращались со школы. И вот однажды в газете с программой я увидел на месте привычных «Утиных историй» какую-то «Ведьму».

Тогда я поглощал абсолютно любую анимацию, до какой мог дотянуться, так что «Ведьму» все равно пошел смотреть, хотя ничего интересного и не ждал. Ну, скорее всего, это какой-то спин-офф «Русалочки»? Или сольный мульт про ведьму из «Меча в камне»? В общем, что-то детское и девчачье.

Как же я ошибался.

Ни следа мультяшных зверушек: на первых же минутах «Ведьмы» парень убегал от огромного человека-змеи через «ядовитое болото», а потом мы переносились к пяти девочкам, они становились волшебницами и брали под контроль стихии! Это не было похоже ни на один мультсериал Дисней – так началось мое знакомство с «Чародейками».

Уже и не помню, показали ли по Первому весь сезон, но досматривал мультсериал на Джетиксе, тщетно пытаясь собрать в правильной последовательности все серии. Конкуренция среди мультсериалов тогда была лютая – смотреть все подряд становилось физически невозможно. Но даже рядом с такими титанами, как «Человек-Паук» и «Покемоны», «Чародейки» все равно оставались драгоценным сокровищем.

И только много лет спустя я узнал, что это адаптация итальянского комикса, а два сезона – лишь начало необъятной истории, которую я и собираюсь рассказать.

Порталы открываются!

Как Чародейки завоевали мир?

Информацию об истории создания «Чародеек» я в основном брал из статьи итальянского сайта о комиксах Fumettologica и лекции в Библиотеке комиксов от  Ирины Черноок, давней фанатки W.I.T.C.H. и админа сообщества W.I.T.C.H. (WITCH/ВЕДЬМА/ЧАРОДЕЙКИ/СТРАЖНИЦЫ) #1 в ВК. Если вам больше нравится видеоформат, можете послушать этот увлекательный рассказ, а мой текст промотать до обзора первого арка.

Итак, комикс W.I.T.C.H. – дитя трех родословных: японской манги/аниме махо-сёдзё, американских сериалов про подростков и европейских BD cо своим неповторимым рисунком.

Начнем с первого. В конце девяностых в поп-культуре наблюдался бум произведений про крутых девчонок: от сериала «Баффи — истребительница вампиров» до аниме «Сейлор Мун». Именно благодаря «Сейлор Мун» набрал мировую популярность жанр махо-сёдзё – приключения девочек-подростков с волшебными способностями, с помощью которых они сражаются со злом.

И вот однажды в голову руководительницы отдела женских журналов итальянского подразделения Disney Элизабетты Ньоне пришла гениальная мысль: если девочки по всему миру фанатеют от Усаги Цукино, так почему бы и в Европе не издавать нечто подобное?

В оригинале ее имя пишется Elisabetta Gnone, поэтому встречается вариант адаптации Элизабетт Гноун.

Элизабетта размышляла над будущим хитом не одна – ее полноценными соавторами стали художник Алессандро Барбуччи и колористка Барбара Канепа. Алессандро тогда уже считался заслуженным иллюстратором: всего-то в 22 года он преподавал создание комиксов в миланской Академии Диснея, а в 2000 начал выходить его комикс Sky Doll, созданный совместно с Барбарой. Канепа же создавала иллюстрации для Mickey World Company.

У всей троицы был свой уникальный опыт, который позволил сделать «Чародеек» такими разносторонними. Это достаточно авторский комикс со своим узнаваемым артом и в то же время понятная фэнтезийная история для детей.

Но чтобы достичь такого результата, пришлось перебрать много концептов. Изначально Чародейки вообще были… помощницами Минни Маус!

Боссы Диснея требовали, чтобы в комиксах обязательно появлялись диснеевские персонажи вроде Дональда Дака. Поэтому первой версией «Чародеек» оказался детектив: Минни бы расследовала преступление, а помогали бы ей пятеро девочек – Magnificent Five. Позже подружку Микки заменили на Дэйзи Дак, но Чародейки все еще оставались антропоморфными животными с носами Гуфи!

От комикса осталась страница.

Хвала богам, Элизабетта вовремя поняла, что добавление Дэйзи сделает историю интересной только для совсем маленьких детей:

Проблема в том, что 12-летний мальчик несопоставим с девочкой того же возраста. Девочки старше. Из исследования рынка мы увидели, что их предпочтения склоняются в сторону любовных историй. Но девочек не волнует любовь между уткой и уткой. Им нужны были человеческие персонажи, с которыми они могли бы себя идентифицировать.

Однако руководство отказалось посвящать комикс исключительно людям, да еще и абсолютно новым героиням. Тогда трио продолжило работать над идеей неофициально, по вечерам или в свободное время, пытаясь подготовить достаточно материала, чтобы переубедить издательство.

Изначально Барбуччи предлагал сделать комикс похожим на хулиганскую серию «Танкистка»: Чародейки бы боролись против врагов в постапокалиптичной пустоши.

Элизабетта же отклонила странную идею – девочкам вряд ли было бы интересно читать про выживание в разрушенном мире. От идеи поместить героев в чистокровное фэнтези тоже отказались – нужно было предложить мир близкий обычным людям, но не скучный и в то же время уютный.

В итоге, Чародейки оказались защитницами двух миров: им нужно было тайно совмещать учебу в самой обычной школе с приключениями в волшебном мире. Так героини комикса поселились в маленьком городке Хитерфилд. Авторы старались сделать это место максимально живым, и для этого они черпали вдохновение из личных впечатлений. Например, ресторан семьи Хай Лин «Серебряный дракон» списан с реального существующего заведения китайской кухни.

Постепенно сошлись на классическом для махо-сёдзё синопсисе: пятеро очень разных девчонок узнают, что им предназначено стать Стражницами Завесы, отделяющей Землю от волшебного измерения Метамур (в мультсериале – Меридиан, а в комиксе Меридианом называется столица Метамура). Теперь они должны запечатывать порталы в другой мир, сражаться с монстрами и победить их злого правителя Фобоса. И что важнее всего – Чародейкам необходимо подружиться.

Ньоне придумала дать Чародейкам силы управлять стихиями – так она хотела передать связь с природой у женщин-целительниц из древних сказаний. Также по замыслу Элизабетты каждая героиня олицетворяла бы свой способ справиться с взрослением:

Когда я была маленькой девочкой, и мои подруги переживали перемены по-своему. То, как японские авторы относятся к подростковому возрасту. В западном мире мы склонны отрицать подростковый период нашей жизни, добровольно забывать его и создавать ложные воспоминания. На Востоке же говорят о подростковом возрасте с ранящей откровенностью.

В плане дизайна также пришлось перебрать кучу концептов. Приоритетным источником вдохновения, конечно же, служила манга. Как легко заметить, Вилл – это почти что копия Алиты из манги GUNNM («Сны оружия»)!

Недавно ее экранизировали как фильм «Алита. Боевой ангел».

И все же Барбаре с Алессандро удалось найти нужный баланс между восточным и западным стилем. Итоговый рисунок все еще казался довольно анимешным, но также в нем чувствовался дух европейской школы. Стиль Барбуччи даже получил название «евроманги», где смешивалась динамика восточного арта и детальная проработка эмоций из западного стиля.

В покраске же Барбара стремилась выделить «Чародеек» на фоне того же «Микки Мауса». Насыщенные цвета придавали рисунку объем и передавали ощущение погоды, холода, ветра и прочих важных маркеров. Живая цветовая палитра стала визитной карточкой комикса.

Изначально планировалось, что 5 символов Чародеек будут складываться в хищную птицу – даже в финальном варианте их рун можно разглядеть нечто подобное, если подключить фантазию. А ключевой артефакт, Сердце Кандракара, срисовали с подвески Барбары.

И во внешности, и в характере было важно сделать пятерку как можно более разносторонней. Получилось блестяще.

Стоит помнить, что силы и характеры Чародеек отличаются в комиксе и мультсериале. В описании способностей я буду ориентироваться на анимацию – в комиксе они куда менее четко разделены (об этом позже).

  • Вилл (имя служит данью уважения прозвищу мужа Элизабетты «Койот Вилл»). В школе она новенькая, так как недавно с мамой переехала в Хитерфилд. В команде Чародеек Вилл досталась лидерская роль – конечно, ей пришлось непросто, ведь с другими девочками она была едва знакома. К счастью, боевой характер помог Вилл влиться в компанию. Вилл не боится спорить и отстаивать свое мнение, из-за чего часто ссорится со своей мамой. В комиксе Вилл чаще переживает из-за неуверенности в своих силах – в мультике же мне она показалась более импульсивной и решительной. Занимается плаванием, а еще очень любит лягушек!

В первом сезоне у нее не было магических сил, только способность превращать девочек в Чародеек и запечатывать порталы, что хорошо передавало статус лидера: главный в команде должен быть не самым мощным участником, а таланливым руководителем. Со второго же сезона шоу Вилл, как и остальные Стражницы, все-таки получила новые таланты: способность стрелять молниями и общаться с техникой.

  • Ирма – самая веселая девочка в группе. Любит подкидывать в разговор ироничные шуточки и подколки. Не сильно переживает по пустякам, разве что ее часто бесит гиперактивный младший брат и надоедливый очкарик Мартин, достающий Ирму ухаживаниями.

Беззаботная Ирма овладела стихией воды, а со второго сезона научилась менять мысли окружающих (нечто вроде легкой формы телепатии).

  • Тарани очень ответственно подходит ко всем задачам, мозг команды. Старается найти логику во всем. В мультсериале ее сначала показывают примерной отличницей, которая очень переживает, что магические дела могут помешать учебе. Однако со временем демонстрирует крутой нрав: например, наперекор родителям идет в клуб. Также у Тарани есть старший брат-спортсмен Питер. В комиксе же Тарани изначально реже вспоминает про отметки, а еще там подробно раскрывается ее увлечение танцами.

Скрытую вспыльчивость Тарани передает власть над огнем и теплом. Позже получает дар телепатически передавать мысли между Чародейками.

  • Корнелия сильнее всего различается в комиксе и мультсериале. Анимационную Корнелию показали гламурной модницей, ее сильно волнует прическа, цвет ногтей, одежда и все такое. Часто она ведет себя высокомерно, и все-таки в глубине души Корнелия добрая. В комиксе более мечтательная и спокойная девочка. Как и Ирма, часто раздражается из-за своей младшей сестры Лилиан. Ее спортивное хобби – фигурное катание.

Изящная Чародейка управляет землей и растениями (власть над цветами ей особенно к лицу). Со второго сезона владеет телекинезом.

  • Хай Лин. Общительная, непосредственная и креативная, любит заниматься творчеством. В комиксе увлекается НЛО. Помогает семье с их рестораном «Серебряный Дракон». Именно ее бабушка Ян Лин собрала вместе новых Чародеек: некогда она сама была Стражницей, поэтому теперь помогает новому поколению советами.

Как и бабушке, Хай Лин досталась стихия воздуха. К слову, если в мультсериале все Чародейки умеют летать при помощи крылышек, в комиксе такая способность есть только у Хай Лин. А со второго сезона она умеет становиться невидимой.

Первые буквы имен на английском складываются в WITCH, то есть «ведьма»!

Первые выпуски Элизабетта написала вместе со сценаристом Франческо Артибани. Но боссов Disney «Чародейки» так и не впечатлили. Придирались ко всему, даже к слишком анимешными глазам героинь. Довольно странно, учитывая, что японцы рисовали большие глаза, вдохновляясь диснеевскими персонажами.

Ньоне даже провела эксперимент. Недовольным управленцам она показала эскизы разных героинь, где были видны только глаза. Предлагалось выбрать, кто больше похож на персонажа манги. Оказалось, Мулан, Ариэль, Жасмин намного чаще относили к манге, чем Чародеек!

Действительно похоже.

Спас положение американский руководитель издательства, которому Ньоне втайне показала комикс. Менеджер моментально влюбился в «Чародеек, и проекту дали зеленый свет.

Стартовый номер под названием «Хэллоуин» планировался к выходу в октябре 2000 года, как раз к празднику нечисти. Однако из-за задержек со стороны Disney дебют сдвинулся аж на апрель 2001-го. Так началась история успеха «Чародеек».

Комикс покорил миллионы читателей: его издали более чем в 60 странах, на полки попали сотни товаров под брендом «Чародеек» (от косметики до кукол), и, конечно же, уже в 2004 году начали транслировать мультсериал. К этому же году по всему миру продавалось более 20 миллионов экземпляров комикса в год – благодаря невероятному успеху итальянское подразделение стало мировым центром производства комиксов Disney, сместив французский офис.

Фигурки из «Хэппи Мил».

Изначально задумывалось всего 9 выпусков, затем комикс продлили до 12, а потом… С 2001 по 2012 вышло 139 выпусков основной серии, хотя правильнее сказать 139 томов – в отличие от тоненьких американских синглов на 23 страницы европейские комиксы издавались в увесистых томиках в целых 60 страниц! Просто представьте: средний арк «Чародеек» занимал примерно 12 томов, то есть около 36 выпусков онгоинга Большой Двойки. По темпу комикс оказался ближе к манге: несмотря на значительный объем, читается серия очень быстро.

Впрочем, продолжать историю оригинальной команде уже не довелось: из-за творческих разногласий авторы быстро покинули комикс – следующие арки создавали различные сценаристы и художники.

В странах СНГ «Чародейки» начали издаваться еще в нулевых, только назывался тогда журнал «Ведьма». В каждом выпуске содержалось по половине оригинальной главы, а также всевозможные тесты, модные советы и письма читателей. К сожалению, издать успели не всю серию.

Фотографии из сообщества Журнал «WITCH. Чародейки».

А с 2021 года серия активно переиздавалась «Комильфо» в престижном формате с твердой обложкой. Один арк (или «сезон») разбивался на три тома, все три книги вместе можно было приобрести в слипкейсе.

Увы, на пятом сезоне перевод был заморожен из-за проблем с лицензией Disney.

Арк 1: Двенадцать порталов (#1-12, 2001-2002)

Про первые два арка мне было сложнее всего писать, так как они адаптированы в двух сезонах мультсериала. Мощный ностальгический «утенок» постоянно хлопал меня по плечу, чтобы я снова вспомнил, каким же крутым был мульт. Поэтому я решил не разграничивать обзор оригинала и адаптации.

Различий очень много, так что предлагаю разделить их на три области: Хитерфилд, Меридиан/Метамур и Кандракар. Или же, другими словами, школьные будни на земле, чудовищные враги и правила магического мира.

Перевод на русский от RoXy-WITCH.narod.ru

Итак, в Хитерфилде Чародейки остаются самыми обычными девочками: они ходят в школу, выясняют отношения с родителями, танцуют на вечеринках, опаздывают на уроки и впервые влюбляются. Шеффилдская школа в комиксе выглядит ничуть не скучнее, чем вылазки в Кандракар. Очень часто в таких историях будни становятся только препятствием для героев, когда уроки или домашняя работа только отвлекают от настоящих приключений. Но «Чародейки» потому и стали хитом, что они интересны с разных стороны.

К созданию самых заурядных персонажей подошли с большой любовью. У нас есть и главные школьные сплетницы сестры Грампер, и банда хулигана Урии, и уже упомянутый неуклюжий очкарик Мартин, и хороший парень Мэтт, ставший первой любовью Вилл – в одноклассниках Чародеек легко угадываются стандартные школьные образы, но они отлично разукрашивают историю яркими красками.

Благодаря одному только рисунку Барбуччи ты отлично запоминаешь даже самых незначительных героев и со временем узнаешь в них своих знакомых – у авторов действительно получилось сделать Хитерфилд родным местом для читателей.

А если же сравнить комикс с мультсериалом, становится хорошо видно, что шоу франко-американское с акцентом на вторую часть. Мультсериал рисует такой же ламповый маленький городок, только многие моменты решаются намного проще, следуя знакомым тропам по стандартную американскую школу.

Например, очень важная линия с Мартином, которую почему-то вырезали в шоу. Мальчик видит, как Урия ворует часы у одноклассника, а обвиняют в краже Найджела – Мартин находит в себе силы все рассказать, хотя хулиганы ему угрожают. Отличное раскрытие персонажа как храброго героя, что позволяет Ирме изменить мнение о нем – в мультсериале же Мартина предпочли оставить смешным недотепой.

Шоураннеры намного чаще делают акцент на магии, чем на бытовых зарисовках про поход Вилл в бассейн или танцевальные тренировки Тарани. И их легко понять: все уместить в 20 минут серии просто невозможно. Да и мыльной оперы в мультсериале осталось совсем немного – не помню, чтобы я гадал с кем останется Ирма, например.

Дизайны Чародеек стали более одинаковыми – в комиксе они сильнее отличаются комплекцией и мимикой.

Но это все детали. Первое отличие сразу бросается в глаза – в комиксе нет Бланка! Мелкий грязный пройдоха то помогал Чародейкам, то путался у них под ногами, но что он делал всегда, так это был комик релифом для зрителей. В любом эпизоде необходимую дозу шуток юмора можно было сбросить на Бланка, чтобы не так скучно было смотреть на погони за монстрами или переживания насчет оценок.

Смешной попаданец из другого мира – универсальный комедийный троп, работающий безотказно (привет «Альфу»).

Без Бланка же «штатного» шута попросту нет, поэтому в Хитерфилде дурака валять приходиться как бы всем по очереди. Наверное, поэтому комиксная Ирма мне показалась большей шутницей – она гораздо чаще разбавляет шуточками напряженные диалоги (и бесит этим Корнелию).

А вот Метамур изменился в анимации намного сильнее. В детстве анимационный Меридиан был для меня одной из самых впечатляющих частей мультсериала. Целый мир, превращенный в готичный Dark Souls! Каждая его деталь пропитана мраком и безнадежностью: лозы с шипами, орды уродливых орков (или как называли этих тварей), темные леса и как вишенка на торте беспросветной тирании – одиозный дворец с фиолетовой вихрем вокруг шпиля (с него начиналась почти каждая серия первого сезона).

Как над башней Шреддера, над замком Фобоса всегда громыхали молнии.

Мультяшный Меридиан с первых же кадров погружал в атмосферу противостояния с крайне могущественным злом. Комикс пошел по другому пути: Метамур будто сошел со страниц сборника сказок. Приятные мягкие цвета, уютные средневековые домики, красочные сады. В комиксе людей на Метамуре не было вовсе, кроме королевской семьи: и мирные жители, и даже солдаты Фобоса выглядят как разноцветные чудаковатые обитатели волшебного леса.

Помните Разрушителей из второго сезона? Неуязвимых воинов в черных балахонах, которые всем своим видом показывали – пришла ваша смерть.

А в комиксе это пестрая гвардия Фобоса, словно собранная из родственников Седрика.

Если мультсериал темными красками изображал порчу Фобоса, то в комиксе все не так просто: даже абсолютное зло может ловко спрятаться за маской утонченной красоты.

Фактически Меридиан из комикса очень похож на иллюзию, которой Фобос обманывал Элион. Прекрасная безмятежная картинка – и насквозь прогнившая сердцевина.

Самая поразительная перемена настигла Седрика, хотя на первый взгляд перенесен он хирургически точно. В обеих версиях это прислужник Фобоса, умеющий превращаться в змееподобного монстра, но ключевая разница в деталях.  Даже в человеческой версии анимационный Седрик выглядит бесчувственным садистом. Он наслаждается мучениями повстанцев и не щадит никого, а во втором сезоне еще и оказывается, что ему наплевать на Фобоса – власть превыше всего.

Форма нага раскрывает настоящую суть Седрика: мерзкое чудовище в коже благородного аристократа.

Комикс же дает Седрику проявлять чувства. И чешуйчатая форма не такая страшная, и на самом деле не такое уж он чудовище. Скорее фанатичный мечтатель, чем интриган: в награду за службу Фобосу он хочет стать Шептуном в его саду цветов…

Живые цветы Шептуны мелькали в одном эпизоде, а в комиксе это один из ключевых элементов первого арка. В оригинале розы и шипастый плющ служили не только мрачным украшением: Фобоса превращал людей в цветы, чтобы заставить их родных подчиняться себе. Или же наоборот выращивал из цветов своих слуг Шептунов.

Сам Фобос тоже заметно отличается. Хотя это и не показано напрямую, комиксный принц явно помутился рассудком: он заперся от своих подданных в замке в окружении Шептунов и Седрика. Также этот Фобос очень капризный и гораздо менее хитрый – он больше похож на эгоистичного подростка, заигравшегося с властью. Впечатление могущественного чародея он не производит, а план у него тоже странный – заставить людей бежать через порталы, чтобы перегрузить Завесу и обрушить ее.

Кстати, только в комиксе намекается на причины озлобленности Фобоса. Дело в том, что магическая сила в династии монархов передавалась только по женской линии. Фобос с рождения был обделен матриархатом, от чего превратился в жестокого диктатора.

А вот комиксная принцесса Элион наоборот ведет себя более решительно. Так же долго, как в мультсериале, с раскрытием ее родословной тянуть не стали – в первых выпусках она уже переходит на сторону брата. Мне кажется, даже видна их схожесть: получив власть, Элион не задумываясь обрушивает силу на бывших подруг. Конечно, со временем она узнает правду, только в комиксе она разрушает обман Фобоса почти самостоятельно и действуют более активно.

Сначала Элион задумывалась как злая королева, убивающая живое одним прикосновением, но потом Ньоне выдумала отдельного злодея Фобоса.

Другое дело – восстание жителей Метамура. Оно начинается с призыва Вилл:

Если в мультсериале Ватек работал двойным агентом, то в комиксе он предает Фобоса сразу после мотивационной речи.

И все, пары фраз оказалось достаточно, чтобы метамурцы пошли свергать злого короля. На фоне 26 серий упорной борьбы повстанцев за свободу выглядит как насмешка.

Сильнее всего меня в комиксе расстроило отсутствие богатой галереи врагов. Жуткий Охотник с летучими мышами под плащом, живой песок, девочка-паучиха Миранда, кошмарный невидимый вепрь – все они были специально придуманы для мультсериала ради красочных боевых сцен.

Они будто сошли со страниц темного фэнтези.

И последняя область – Кандракар. В мульте его покажут только во втором сезоне, и сильно влиять на Чародеек не будет. Анимационный Кандракар – этакая волшебная библиотека, где можно попросить совета у мудрых старцев. В комиксе же Кандракар играет центральную роль: Оракул (в мультсериале – Старейшина) постоянно наблюдает за Чародейками и дает им указания. Фактически это их магический босс! А чтобы у девочек появилась дополнительная мотивация следовать указаниям облачной крепости, на Кандракар переселяется бабушка Хай Лин… после своей смерти.

Внешность и судьба Ян Лин поменялись, но в обоих медиумах она остается идеальной бабушкой и надежной опорой Стражниц.

Думаю, частично это разница менталитетов. В американском мультсериале подростки предоставлены сами себе – в европейских комиксах же нужно обязательно подчиняться некой авторитетной фигуре. И не будем забывать, как иронично Совет Кандракара зеркалит руководство Дисней. Начальство нисколько не помогает Чародейкам, только постоянно ставит под сомнение их поступки и постоянно угрожает отобрать силы. Ничего не напоминает?

Несмотря на строгость комиксного Кандракара, правила пользования магией в оригинале ужасно расплывчатые. Девочки сходу получают обширный магический арсенал – причем видно, что многие идеи вписывались наспех, а потом про них забывали навсегда.

Например, Ирма случайно превращает парня в лягушку. Что, откуда, почему?

Такая свобода дает волю фантазии, но сильно сбавляет ставки: все равно Чародеек спасет очередной чудо-дар из рукава. В сериале же четко прописали ветку «прокачки»: в первом сезоне – только стихийные приемы, во втором – дополнительные абилки и пиковая форма чистой стихии. С артефактами такая же история: в экранизации за Печатью Фобоса разворачивается охота – в комиксе же она мелькает мимоходом и так далее.

Наверное, европейцы просто не так заморачиваются с «континьюти», как дотошные американские гики.

Зато в комиксе лучше получается передавать моменты, когда нужно оставить героев наедине с собой: ничего удивительно, у мультсериалов и комиксов различаются способы рассказать историю.

Например, я с удивлением обнаружил, что одна из моих любимых серий (Чародейки попадают внутрь картины) в комиксе читается гораздо лучше. Анимационный эпизод был насыщен погонями, девочкам приходилось убегать от Седрика и Фроста, пусть и в необычных условиях. А комикс же больше раскрывает чувства несчастного художника, запертого в собственном творении.

И концовки кардинально разные. В мульте Чародейки вызволяют пленников картины, будто бы спасают их из тюрьмы. Стандартный хэппи-энд. В комиксе же художник отказывается покидать нарисованный мир – он больше не представляет жизнь вне картины, от чего финал выглядит все еще счастливым, но более драматичным.

Главное отличие я припас напоследок – это Калеб. В принципе, в нем суммируется все вышесказанное: мультсериал старался быть интересным и мальчикам, и девочкам, поэтому Чародейкам помогает храбрый парень.

В комиксе же Калеб появляется ближе к концу, и у него сразу же возникают чувства к Корнелии. Лидер повстанцев оказывается Шептуном – в конце побежденный Фобос снова превращает Калеба в цветок. То есть в комиксе это крайне поэтичный образ парня мечты – в мультсериале же Калеб забавный мальчишка в компании девочек.

Лично мне мультсериал больше пришелся по вкусу. Хотя не исключаю, что это мужской взгляд, и для меня драки со стихийными приемчиками намного интереснее метаний между мальчишками.

Я бы советовал воспринимать их как альтернативные версии друг друга. Хотите больше тинейджерской мыльной оперы с великолепным рисунком? Тогда вам подойдет комикс. А если же сердце просит магии и сражений со злом – мультсериал остается непревзойденным.

Арк 2: Месть Нериссы (#13-24, 2002-2003)

Второй сезон еще слабее похож на комикс, чем первый.

При прочтении легко словить дежавю: многие события узнаваемы, лишь перетасованы по-другому. В мультсериале большинство трудностей изначально раскрывались как ходы Нериссы – тут же это град различных неурядиц, испытывающих дружбу на прочность. Сыплется этот град беспорядочно, но жизнь Стражницам серьезно осложняет: возвращение охотника Фроста, расследование полицейскими исчезновения Элион, бунт астральной капли Вилл и угроза переезда…  Cвязи между этими эпизодами почти нет.

В принципе, даже жизненно: редко когда все беды в нашей жизни, можно спихнуть на злобную старуху со шрамом. Суть все равно осталась прежней – Чародейки должны оставаться едиными даже в самые сложные времена. К слову, в комиксе их силы напрямую зависят от дружбы, а во время ссор их магия слабеет.

Чародейки будто маленькие насосы для Сердца Кандракара: без их дружной работы оно не сможет перекачивать «кровь»…

Но злодейка в первых выпусках все-таки есть. Ей выступает Люба, кошко-девочка кошко-советница Кандракара. Она посчитала, что Чародейки не заслуживают сил, поэтому начала тайно влиять на Аурамеры – источник стихийной энергии.

Если помните, анимационная Люба, наоборот, крайне уравновешена, хотя оберегает Аурамеры так же ревностно. Манипуляции комиксной Любы закончились созданием Альтермера – перевертыша, совмещающего энергию Чародеек в себе.

Как по мне, Альтермер –  противник не самый интересный, так как никакой особой цели, кроме поглощения магии, у него нет. Такой магический комар, ворующий лица Чародеек. Зато Корнелия смогла вернуть Калебу человеческий облик именно при помощи силы Альтермера (и своей любви, конечно).

И только после победы над Альтермером и Любой на сцену наконец выходит Нерисса, пробужденная всей этой энергетической катавасией – Чародейка из прошлого поколения Стражниц, ослепленная жаждой власти и предавшая соратниц. После убийства Стражницы Кэссиди Нериссу пожизненно заточили – теперь старуха желает отомстить.

В комиксе ее заперли на горе Танос.

Вот тут и наступает время начать петь дифирамбы второму сезону мульта. Успеху второго сезона мы обязаны гениальному шоураннеру Грегу Вайсману, подарившему нам шедевральные мультсериалы «Гаргульи», «Грандиозный Человек-паук», «Юная Лига Справедливости»! И «Чародейки» – одна из лучших страниц в его портфолио.

Вместе с Вайсманом сериал ощутимо повзрослел: Чародейки стали испытывать более сложные эмоции, планы врагов стали изощреннее, а битва разворачивается уже за целую Вселенную. Проявился и его подход к персонажным линиям в команде. Так как героинь целых 5, сложно уделить вниманию сразу всем – во втором сезоне почти что в каждой серии у нас есть «центральная» Чародейка. История как бы рассказывается от ее лица и глубже углубляется именно в ее проблемы, пока остальные девочки отходят на второй план. Так мы лучше погружаемся в переживания Вилл насчет романа мамы с мистером Коллинзом, размолвку Корнелии с Калебом и так далее.

Для фанатов «Юной Справедливости» очень знакомая структура.

Не стоит забывать про оригинальную идею для названий эпизодов. Их 26, как и букв в английском алфавите – так почему бы не присвоить каждой серии свою букву? A is for Anonymous, B is for Betrayal, C is for Changes – звучит намного загадочнее и увлекательнее, чем клишированные Final Battle или Caleb’s Challenge.

Так называемый «гамбит Занатоса» из «Гаргулий» расцветает во всей красе: герои думают, что победили – однако поражение оказывается частью еще более зловещего плана. С таким сюжетным поворотом сценаристу очень легко облажаться, ведь невозможно убедительно усложнять план противника до бесконечности.

Сюжет же «Чародеек» идеально играет со зрителями. Каждая новая хитрость Нериссы делает сезон только интереснее. Проблема комикса в том, что он фонтанировал идеями, порой чересчур энергично, но не заботился, чтобы выстроить их в логичной последовательности. Многие великолепные эпизоды мультсериала как раз взяты напрямую из комикса: вторжение Нериссы в сны, осада Кандракара, визит Чародеек к Кадме (бывшей Стражнице стихии земли). Только в комиксе события происходят как бы сами собой, одни злодеяния Нериссы обособлены от других – она никак не тянет не гениальную манипуляторшу. А сериал же соединяет козни в одну грандиозную цепочку.

Изображена Нерисса в анимации тоже пострашнее – комиксная ведьма похожа на сушеный изюм.

Чтобы Нерисса вселяла еще больше страха, в мультсериале она стала кукловодом, а не активным игроком. В первой половине ее поручения выполняют Рыцари Отмщения, собранные из старых врагов Чародеек, а далее она создает еще более опасных Рыцарей Разрушения.

В состав Рыцарей Отмщения вошли бывший капитан стражи Рейтор, ловчий Фрост, великан Гаргулья, Охотник, Миранда и Песочник.

Если в первом сезоне им уделялась место «монстров недели», то сейчас эти злодеи получили какое-никакое развитие. Некоторым даже повезло искупить свои злодеяния.

Но лучше всего новый взгляд шоураннеров проявляется в новых подручных Нериссы. В обеих версиях она создает ледяного Тридарта и огненную Эмбер, которые подпитываются отчаянием и болью. В комиксе это упоминается вскользь посреди сражения, а затем Тридарт и Эмбер быстро пропадают. Мультсериал же предусмотрительно готовит нас к будущему испытанию. Сначала мы наблюдаем за личными проблемами девочек: Тарани злится на родителей, Ирма расстроена из-за ссоры с Мартином и так далее. А уже при столкновении с Рыцарями Нериссы их негативные чувства усиливают врагов. Поэтому победа достигается заслуженно: Чародейки научились справляться с эмоциями и поддерживать друг друга. В комиксе же похожую логику разглядеть сложнее.

Рыцари Возмездия: ангел ненависти Шэгон, Кхор, Эмбер и Тридарт.

Другой фирменный прием Грега Вайсмана тоже на месте – совмещение двух персонажей Например, в «Грандиозном Человеке-Пауке» гангстер Монтана стал Шокером, в «Юной Лиге Справедливости» Урса получила силы Изумрудной Императрицы. Чаще всего такая трансформация помогает показать эволюцию персонажа и удивить твистом.

В «Чародейках» получилось самое удачное «слияние»: Нериса превращает Мэтта в темного ангела Шэгона! А его ручную соню мистера Хагглса – в монстра Кхора, что еще большее преступление.

Нужно ли объяснять, насколько это гениальное решение подняло ставки во втором сезоне? Вилл пришлось сражаться с любимым как со злейшим врагом, а потом вытаскивать из тьмы. Причем долгое время Стражница и не подозревала, что за маской ангела скрывается Мэтт.

Даже можно заметить некоторые параллели между Шэгоном и Веномом из The Spectacular Spider-Man: оба играют «по-грязному» и угрожают близким Вилл/Питера, а также оба переживают столкновение с внутренним мраком (правда, с разным исходом).

В комиксе же Шэгоном становится случайный геолог, Кхором – некая собака. Никаких личных поводов для вражды с Чародейками у Шэгона нет – это буквально эпизодический персонаж, которого мы видим впервые.

Оригинальный Шэгон выглядит угловатым и тяжеловесным, а Кхор – вообще фиолетовый увалень (гора Танос дает о себе знать).

Конечно же, никаких трогательных сцен с расколдовыванием Шэгона при помощи музыки в комиксе тоже нет. После победы над Нериссой чары развеиваются, и про бывшего Шэгона больше не вспоминают никогда.

Кстати, песню «Власть любви» сочинил Грег, а «Демон во мне» — его брат Джон:

Собрать предыдущее поколение «Чародеек» и отдать их во власть Нериссы – тоже заслуга мультсериала. Галинор в комиксе не появляется вовсе, Кэссиди в одной сцене играет роль этакого ангела, который вдохновляет Вилл собраться с силами.

Спустя много лет Вайсман рассказал, что в его представлении Нериса встречалась с Кэссиди, и они были в отношениях на момент смерти Кэсси. В мультсериале это не показано никак, что неудивительно для телевидения тех лет.

Кадма достигла высокого статуса в обеих версиях: в оригинале она становилась влиятельной особой, занимающейся благотворительностью, но оставалась жить на Земле. Мультсериал же повысил Кадму до королевы мира живых деревьев, чтобы Нерисса могла захватить еще одно магическое сердце. Да, охота за сердцами разных миров – тоже нововведение, в комиксе Нерисса ограничивалось лишь местью Кандракару.

Особенно интересно сравнить анимационных Фобоса и Нериссу. На фоне ведьмы темный принц – жалкий и ленивый тиран. В первом сезоне ресурсы Фобоса были фактически бесконечными: по щелчку пальцев он мог направить против повстанцев гигантскую армию монстров. Нерисса же голыми руками почти завоевала несколько миров. В решающие моменты ей помогали не мощные чары, а хитрость и изворотливость. Она дергала за ниточки Рыцарей и нашла лазейку в сердце бывших Стражниц, не говоря уже о многолетнем спектакле в Меридиане, когда Нерисса играла сразу несколько ролей.

Вот что выглядит сомнительно, так твист с Калебом, оказавшимся сыном Нериссы. Наверное, колдунья начала казаться таким непревзойденным соперником, что понадобилось ей добавить уязвимости. А как же иначе показать человечность злодея, как не через СЕМЬЮ? В комиксе Нерисса тоже стремится захватить Калеба, но связь между ними более искусственная. Там замешаны некие манипуляции с магической энергией, что уступает семейной драме, конечно же.

Финал второго сезона как будто откатывает нас к истокам и дает Фобосу второй шанс… Или все-таки окончательно выставляет его ничтожеством: завладев мощью Нериссы, Фобос почти покорил Кандракар, только чтобы его предал Седрик. Вот это точно возвращение к корням – Чародейки сражаются с самым первым врагом на запредельном уровне сил.

Седрик вырос до размеров кайздю, а Чародейки вошли в состояние Зенита.

Комиксный финал не такой эпичный. Чародейки проваливаются в сон-ловушку, где им снова нужно поверить в себя – Нериссу буквально побеждают силой дружбы.

Может показаться, что потрясающий второй сезон полностью заслонил второй арк комикса, но это не так. Как и в первом томе, некоторые линии лучше решаются через разговоры, а не битвы и внезапные предательства.

Например, отец Вилл. В мультсериале Томас Вэндом появляется на пороге квартиры с распростертыми объятьями, и, хотя Вилл переживает из-за его возвращения, ничего серьезного не происходит. А в комиксе же он форменный мудак, который хочет насильно забрать к себе дочь, вымогая у бывшей жены деньги.

Помогает Кадма, которая отдает Томасу нужную сумму, лишь бы он оставил дочь в покое.

На своем форуме Грег отметил, что творческая команда не хотела делать отца Вилл таким жестоким, но в то же время они собирались показать конфликт бывших супругов: в итоге они бы поняли, что своими ссорами только делают хуже Вилл. Но в Дисней были против любых серьезных семейных конфликтов, поэтому в шоу возвращение мистера Вэндома получилось скорее юмористическим.

Также в комиксе грустно заканчивается любовь Калеба и Корнелии. В мульте все более приземленное: самая красивая девочка в школе встречается с самым крутым парнем на Меридиане, потом они ревнуют друг друга, расстаются, снова сходятся, но в целом их отношения развиваются по канонам подростковых сериалов. В комиксе же их чувства очень романтизированы, как в высоком фэнтези. Корнелии снится Калеб задолго до встречи, их тянет друг к другу, хотя им не суждено быть вместе. Только благодаря силе любви Чародейки Калеб из цветка снова становится человеком… но как только он видит Корнелию в виде обычной девочки, то красивая сказка рушится.

И урок для читательниц тут прост: возвышенная первая любовь легко разбивается о реальность, стоит вам провести вместе больше времени. Калеб оказался не прекрасным принцем на белом коне, а случайным гостем из далекого сказочного королевства. И Корнелии как-то придется жить дальше после финала этой сказки – звучит реалистичнее, чем «долго и счастливо» с попаданцем.

Я до сих пор считаю второй сезон «Чародеек» одним из лучших примеров фантастических мультсериалов. К сожалению, третий сезон мы так никогда и не увидели. Продолжение сериала не заинтересовало инвесторов, и никакие фанатские петиции не помогли.

А как история продолжилась в комиксе?

Арк 3: Кризис двух миров (#25-36, 2003-2004)

Название арка как будто из комиксов ДиСи, но на самом деле это одна из самых «иксменовских» историй Чародеек. Почему? Лысый манипулятор отправляет детей решать военный конфликт, а его подопечные начинают задумываться, что их статус смутно похож на живое оружие.

Оракул Кандракара приказывает Чародейкам навести порядок в мире Арханта. Все началось с того, что у обычного человека Ари смертельно заболел сын. Тогда безутешный отец пленил банши Юа – могущественного духа, обязанного исполнить три желания взамен на освобождение. Ари пожелал себе огромную крепость и богатство, но излечение сына Юа не смогла исполнить – в отместку Ари приказал банши вечно служить ему.

Ситуация с Архантой посложнее, чем с тираном Фобосом или обезумевшей Нериссой. Ари не порабощает свой мир, наоборот он обеспечил своему народу спокойную безбедную жизнь. К тому же, мотивы у Ари благородные. Но стоит ли благополучие вечного порабощения даже одной души?

А еще щекотливее проблему сделал Оракул, когда ранее отказался лечить сына Ари… Только потому что это не его забота!

Проблемному поведению Оракула уделят внимание в следующем арке, но уже сейчас своеволие «босса» взбесило Тарани. Правда, разозлило ее то, что Оракул без разрешения улучшил ей зрение, но неважно. Рассердилась Тарани настолько, что отказалась от роли Стражницы – ее заменила ученица Любы по имени Орубе.

И в Хитерфилде тоже неспокойно: новый учитель информатики Рафаэль Силла оказывается агентом Интерпола, собирающим информацию о Чародейках.

Конечно, сильнее всего арк запоминается за счет новой Чародейки. Как Орубе вписывается в команду? Новых участников всегда сложно добавлять в сложившуюся компанию (Черепашки-Ниндзя IDW с бесконечно растущим числом Черепах тому яркое подтверждение). Наверное, сценаристка правильно поступила, когда не стала долго делать вид, что Орубе заменила Тарани навсегда. Огненная Стражница не пропадает со страниц комикса и все еще активно помогает подружкам, только теперь уже без полосатых колготок.

Орубе приносит в команду интересную динамику: если для остальных Чародеек борьба со злом оказывается приключением, то Орубе очень серьезно относится к своим обязанностям. Девочку с детства тренировали быть воительницей, поэтому сейчас она собрана и хладнокровна. А если учесть, что магией она не владеет (управление огнем осталось за Тарани), то в миссиях ей остается полагаться только на боевые навыки.

Но и слишком серьезной Орубе тоже делать не стали – в Хитерфилде она постоянно попадает во всякие смешные ситуации (например, жует деньги). В принципе, таких шуток и в мультсериале хватало с Калебом, только здесь неподготовленность новой Чародейки помогает девочкам сплотиться: поначалу Орубе раздражает своим характером, но парочка неловких ситуаций – и вот они уже смеются все вместе.

Повторяющийся гэг – Орубе думает, что мощный удар в челюсть служит приветствием на Земле.

С историей Арханты все не так гладко. Неоднозначное поведение Ари сразу настраивает Чародеек на предстоящий сложный выбор, но… Арханта – это не Меридиан с монстрами и приспешниками Фобоса. В новом мире попросту нет никаких интересных мест, кроме Пурпурной крепости Ари и болота банши.

Чародейки изредка заглядывают в Арханту, немного продвигаются по сюжету, а потом возвращаются в Хитерфилд, бросая дело на середине. Очень похоже на рейд в видеоигре, когда в любой момент сражения можно вернуться в хаб, а потом телепортироваться назад на чек-поинт.

Стражницам нужно лишь добраться до Юа, и Ари придумывает не очень-то интересные способы их остановить. В плане арта Арханта тоже уступает Метамуру: светлые фэнтезийные пейзажи быстро выветриваются из памяти. И населяют мир не чешуйчатые чудики, а самые обычные люди. Примечательна только Юа, которая выглядит как Корнелия после купания в трясине.

Логичнее было бы назвать Юа нимфой или сиреной, а не банши, но нимфу уже использовали для легенды с драконами.

Линия с Интерполом окончательно запутывает сюжет. Начинается она неплохо, когда Чародейкам надо думать, как справиться не со злыми магами, а с вполне реалистичной угрозой в виде упорного спецагента. Но потом шпионские игры превращаются в полную чехарду с подковерными интригами спецслужб. Одни агенты используют других в своих интересах, а еще вы видите их всех в первый и последний раз. Чтобы вы понимали уровень хаоса: в какой-то момент Стражниц атакует лысый телепат!

А вы думали, я шутки шутил про сходство с Иксменами?

И разгребает беспорядок буквально бог из машины: Оракул просто щелчком пальцев решает все проблемы с агентами, чтобы его Стражницы не отвлекались от Арханты.

История Ари же заканчивается хорошо. Хоть банши и собралась ему отомстить, но она вовремя одумалась, когда чуть не убила мальчика – в итоге, Чародейки его вылечили, Ари потерял власть, зато остался счастлив, а Юа вернулась в родное болото. Отличный хэппи-энд, напоминающий конец поучительной сказки.

Но под конец вырисовывается еще проблема: девочкам так сложно было разорваться между Архантой и школой, что пришлось заменять себя астральными каплями. Однако под конец дубликаты захотели жить своей жизнью.

Через третий арк проходит сквозная тема порабощения. Ари подчинил себе банши, а агенты Интерпола пытались использовать магию Чародеек ради своих гнусных целей. Тарани отказалась исполнять приказы Оракула, а Орубе увидела в дружбе нечто более ценное, чем строгое исполнение правил. Но Чародейки и сами не заметили, что стали такими же поработительниц своих копий. Они дали им жизнь, но ни на секунду не задумывались, каково это служить лишь подменой оригинала.

В мультсериале этичности использования капли уделили только одну серию, и там конец предлагался печальный, когда Вилл нужно было поглотить копию. В комиксе же у дубликатов намного больше времени, через них мы лучше понимаем желания самих девочек. К примеру, благодаря поведению дубля Корнелия убедилась, что это не выход встречаться с первым попавшимся мальчиком, только чтобы забыть Калеба. У капель появляется все больше индивидуальности – они становятся своеобразными клонами со своей свободой воли.

А вы думали, я шутки шутил про сходство с Иксменами? (х2)

Поэтому мне нравится, что в комиксе развязка получилась кардинально другой. Оракул дарует дубликатам свободу: они могут жить своей жизни под другим именем и не бояться исчезновения. Свобода воли торжествует!

Кажется, мы забыли про Тарани. Как она провела свой отпуск от чародейства? Уже упоминал, что из комикса она не исчезла, и все же мне не очень понравилась ее роль. Несколько выпусков она страдает из-за Найджела, который бросил ее из-за влияния брата… А потом они просто мирятся, да и Тарани легко соглашается снова стать Чародейкой. Было весело наблюдать за Орубе в команде, но в удалении Тарани я не увидел много смысла.

По слухам, третий сезон должен был основываться на «Кризисе», что в общем-то логично (Силла даже тизерился в последней серии). Думаю, Вайсман сделал бы конфликт между Кандракаром и Архантой запутанным политическим триллером – число твистов бы точно прибавилось. Да и Орубе явно бы изменилась.

Кстати, есть теория, что паучиха Миранда – это адаптация Орубе, так как они похоже внешне и были влюблены в Седрика. Хотели бы увидеть Миранду-чародейку в третьем сезоне?

Арк 4: Суд над Оракулом (#37-48, 2004-2005)

Я был на 100 процентов уверен, что про скверный характер Оракула в третьем арке легко забудут уже в следующей истории – а вот и нет, сюрприз! С мутных поступков разворачивается долгое переосмысление прошлых ошибок.

Оракулу брошен вызов!

Он чувствует нависающую над Кандракаром тьму. Один из членов Собрания, мудрец Эндарно, оспаривает его недавние решения, после чего Оракул оказывается на скамье подсудимых! Наших героинь приглашают в качестве свидетельниц, но на чью сторону Чародейки встанут после разногласий с Оракулом?.. И в чём истинный замысел Эндарно?

Насколько вообще справедливо отнимать у пяти девочек их детство? Почему они должны рисковать жизнью по воле Кандракара? К самой смышленой Тарани сомнения закрались еще в прошлом сюжете, а теперь уже всех Чародеек заставляют задуматься над правильностью такого положения дел.

И Эндарно мог бы стать самым серьезным противником во всей истории Чародеек, потому что он разрушает их сказку несгибаемой логикой взрослого. Он вмешивает политические уловки в детское фэнтези о борьбе добра со злом – у Эндарно были все шансы вселить червячка сомнения и в сердца читателей.

Получив всю власть, он ставит под сомнение легитимность правления Элион. А почему вообще государственный переворот должен быть основанием для смены монарха? На предложение Эндарно устроить выборы новая королева отвечает отказом – вот и до вторжения Кандракара в Метамур уже недалеко.

Небольшой офф-топ насчет Элион. В третьем арке нам мимоходом показали ее правление. Я считаю этот разговор гениальным:

Элион: «Мне нужно сказать подданным, что их выселяют из жилья из-за трещины в земле… Но я так не хочу сообщать плохие вести!»

Калеб: «Принцесса, вы же можете построить им новые дома».

Элион: «О, Калеб, какой же ты мудрый!»

Все закончилось весьма предсказуемо – вернулся сам Фобос.

Уже в третьем выпуске читателям раскрывают, что разум Эндарно находится под властью Фобоса. Вся хитрость Эндарно оказалась уловкой падшего принца, укравшего у мага личность. И даже с таким упрощением можно было бы смириться, если бы не одно «но»: как же долго тянется сюжет.

Если попытаться представить четвертый арк в виде анимации, получится никакой не мультсериал в 10-13 серий – фактически это очень длинный фильм на три с половиной часа.

Зато после крайне насыщенного «Кризиса двух миров» одна длинная линия воспринимается как долгожданная передышка. Чародейки очень неспешно распутывают истинные мотивы Эндарно, поэтому в обычной жизни можно уделить больше времени всяким мелким бытовым вещам. И, конечно же, новым отношениям!

Корнелия наконец перестает скучать по Калебу и потихоньку начинает роман с Питером, братом Тарани. Забавно, что в мультсериале из-за него Стражница чуть не рассталась с Калебом, а здесь же все наоборот. Затянувшаяся грусть после расставания наконец улетучивается – Корнелия снова готова двигаться дальше.

И это отличное напоминание читателям, что не стоит затягивать с витанием в облаках. Также ее возвращает к реальности тайная атака Фобоса: темные чары заставляют всех вокруг забыть о Корнелии. А для девочки, привыкшей всегда оставаться в центре внимания, это серьезное испытание.

Мораль такова: лучше баскетболист под боком, чем чудо-повстанец в другом виде.

У Ирмы все попроще. Она сходила на одно смешное, но неудачное свидание, а потом познакомилась с Джоэлем, очень напоминающим Мартина после тренажерного зала. В мультике мне всегда казалось, что Ирма все-таки останется с Мартином, однако в комиксе все запуталось в сложную комбинацию из френдзон. Распутывать будем уже в следующих арках.

А на контрасте с бурной подростковой любовью особенно мило смотрятся отношения мамы Вилл с учителем мистером Коллинзом. Отношения на любой вкус, цвет и возраст – у фандома просто гигантский простор для фанфиков.

Но не может быть у всех все хорошо. И жертвой необходимой драмы стали Вилл с Мэттом, а вернее их надуманные проблемы. Мэтт как пятое колесо, он только мешает истории: стоит появиться Мэтту, Вилл начинает ныть буквально на ровном месте. Все развитие Орубе свелось к тому, что она стала непрошенной гостьей в любовном треугольнике, когда Вилл приревновала ее к Мэтту. Даже когда Вилл решается рассказать парню тайну Чародеек, раскрытие приносит только больше проблем: другие Чародейки недовольны откровенностью Вилл, а Мэтт вообще не приносит им никакой пользы. Он никак не сочетается со Стражницами – только тусит вдалеке от них, а потом приходит ради слезливых разговоров с Вилл.

Еще и цвет волос у него как у швабры.

И если Мэтт не идет ни в какое сравнение со своим мультяшным вариантом, то другой герой раскрывается почти с нуля – изгнанный Оракул. Честно говоря, раньше я его даже как персонажа не воспринимал. Дефолтный мудрый волшебник, раздающий указания. А в комиксе же он проходит длинный путь к переменам. Мы узнаем о его прошлом в Базилиаде и наблюдаем за духовным перерождением. Потеряв все, он пересобирает себя с нуля, чтобы стать настоящим лидером. В конце концов, Оракул наконец получает имя – Химериш.

Линия Оракула чем-то напомнила мне развитие Аанга в «Книге огня», только если бы аватар запоздало прошел уроки жизни в среднем возрасте.

Еще очень забавная деталь, что злобный план Фобоса и Седрика провалился из-за бюрократии. Если бы совет Кандракара не копошился бы так долго с передачей Эндарно титула Оракула, Фобос бы уже давно успел заменить Чародеек на марионеток.

Захват Кандракара оказался прощальным злодеянием Фобоса. Потерпев поражение, он спрыгнул в пустоту – больше мы его не видели. Правда, Фобос вернулся как ожившее воспоминание при помощи Песков времени, но котик вовремя перевернул песочные часы – и злодей растворился окончательно.

Итак, урок четвертого арка – настоящий лидер должен не манипулировать подчиненными, а помогать им становиться лучше. Вилл не была уверена в своих силах, но вовремя взяла себя в руки (потому что забыла о Мэтте на время). Оракул отказался от своих строгих правил. Элион… В принципе, Элион не сделала ничего как лидер, но она тоже молодец. А Фобос мог бы прятаться под личиной Эндарно годами – только жадность его погубила.

Сомневаюсь, что событий арка хватило бы на целый сезон шоу. К тому же, возвращение Фобоса и маскировка под Оракула в мульте уже использовались, еще и удачнее. Я бы оставил только перевоспитание Химериша. Вот ему бы точно не помешало бы больше экранного времени.

Интересно то, как сюжет «Чародеек» начал переплетаться c реальностью. Пока лидер Кандракара подвергался испытаниям, у авторов также разгорались конфликты с руководством Disney. В 2004 году Алессандро Барбуччи и Барбара Канепа подали в суд, чтобы добиться признания авторских прав на комикс. Артибани их поддержал, однако дело художники проиграли и покинули компанию.

Далее Барбара основала свою компанию Soleil для производства комиксов, а Барбуччи продолжил рисовать уже авторские комиксы, в том числе Sky Doll.

Элизабетта Ньоне же смогла добиться, чтобы ее признали создательницей «Чародеек»: в каждой публикации комикса она должна была упоминаться как автор образов взамен на отказ от юридических претензий к компании. Правда, денег за это сценаристка не получала. Элизабетта не стала возвращаться к крупным франшизам и сосредоточилась на маленьких сказочных проектах вне Диснея.

Но сильнейший удар по Disney нанес Артибани: он ушел делать мультсериал «Клуб Винкс», который стал прямым конкурентом «Чародеек».

«Винкс» оказались поверхностная копией, но общество сделало свой выбор.

Чаще всего именно популярность «Винкс» винят в том, что мультсериал не стали продлевать (подробнее о противостоянии с Winx расскажу во второй части статьи – текст и так вышел гигантским).

Арк 5: Книга стихий (#49-62, 2005-2006)

Перевоспитавшийся Оракул старается по-новому руководить Кандракаром, и его новое решение откровенно странное – Седрику дают второй шанс. Логика железная: он же предал Фобоса при попытке захватить власть? Значит, он не безнадежен! Лишенного сил лорда отправляют в Хитерфилд – что же могло пойти не так…

Управление книжным магазином в Хитерфилде — не такой жизни себе желал Седрик. Однако так он получил идеальную возможность отомстить! Завладев Книгой Стихий и ее секретами, злодей обрел силу, чтобы покончить со Стражницами раз и навсегда… но этого ли он хочет на самом деле?

Пятый арк позволяет углубиться в лор, но не Кандракара или Метамура, а неожиданно Хитерфилда. Нам наконец ответят на вопрос, как маленький городок оказался в эпицентре магических битв. Виноват снова Фобос: давным-давно он отправил на Землю своего алхимика Джонатана Лудмора, как раз в Хитерфилд. Там ученый экспериментировал с открытием порталов, а также с силами элементов. Лудмор пытался подчинить их, однако стихии вырвались на волю, а маг оказался запечатан внутри собственной книги.

Уже в наши дни Книга попала в руки Седрику, который вступил в сговор с духом Лудмора: ради мести павший лорд обманом заставит Чародеек победить четырех элементальных стражей, чтобы освободить алхимика.

Пожалуй, из всех неэкранизированных арков «Книга стихий» лучше всего подошла бы для превращения в мультсериал. Во-первых, у Чародеек появляется четкая цепочка квестов – справиться со всем стражами и победить создателя гримуара. А значит, можно не только болтать о родителях, но и сражаться.

Во-вторых, драматичная линия Седрика и Орубе. В-третьих, пятый сюжет очень яркий в визуальном плане. Хотя действие в основном ограничено Хитерфилдом, город раскрывается с необычной стороны. Подземные пещеры с лавой, туманный остров, заброшенная магическая библиотека – тот случай, когда можно сказать: ребенка бы эта история подтолкнула исследовать родные места, в какой бы глубинке он ни жил.

И в-четвертых, романтика снова оказывается испытанием посложнее ожившей лавы.

Поначалу арк так самозабвенно погружается в повседневность, что Чародейки почти не перевоплощаются. Первые выпуски – это легкий слайс-оф-лайф, слегка разбавленный магией. Снова вспомним Людей Икс: пробудившиеся новые силы вместе с гормонами наносят по подростковой жизни двойной удар.

Самая грустная история любви в этом томе у Хай Лин. Ей больше всех повезло с добрым и отзывчивым Эриком. У них даже и проблем особенных не было, только мальчику пришлось переехать в другой город. Какая печальная ирония: только Хитерфилд начал раскрываться как интересное место, как все начинают из него съезжать.

И хотя Хай Лин тяжело дается разлука, помочь ей не может даже магия.

Ирма тем временем колеблется между Мартином и Джоэлем. Вроде бы и Мартин ее бесил, зато он стал таким родным, зато Джоэл выглядит так круто, но что делать с Мартином… Все сложно.

Лично для меня интрига этого треугольника получилась самой интригующей. И все решилось как-то само собой, когда Мартин начал встречаться с некой француженкой: у Ирмы остался и друг Мартин, и парень Джоэл.

А вот у Тарани все окончательно поломалось. Видимо, сценаристка так хотела вывести из игры Найджела, что сделала его карикатурным плохим парнем: Найджел яростно выступил против занятий Тарани танцами, так как она стала мало уделять ему времени. В итоге, они расстаются.

Вообще это отличный ход показать, что отличницу Тарани могут волновать не только оценки, но и творчество, например.

И самая необычная пара «сезона» – Седрик с Орубе. Да, с одной стороны, Орубе опять не знают, куда пристроить, поэтому она больше занята «клубом романтики», чем чародейскими сражениями. Но с другой стороны, у нее действительно много общего с Седриком.

Оба чувствуют себя чужаками на Земле. Оба посвятили свою жизнь тренировкам/козням, а сейчас вынуждены переосмыслять себя. Роман оказался обреченным и для Седрика, и для Орубе: в последней битве с Лудмором Седрик жертвует собой ради спасения Орубе.

И все же такая концовка помогает поставить достойную точку в их арках. Строгая Орубе освободилась от оков правил, а Седрик… Возможно, его финальное благородство выглядит слегка натянутым, когда он в последний момент переходит на сторону добра. Лично мне было очень сложно совместить образ хладнокровного злодея из мульта с комиксной версией.

А вот что получилось однозначно так себе, так это Мэтт. Бедный Мэтт, как будто авторы комикса посмотрели мультсериал и так расстроились, что не смогут придумать ничего лучше, полностью забили на парня Вилл. Снова Мэтт превратился в рычаг для переживаний Вилл: его затягивает внутрь книги, а Чародейкам весь арк приходится его спасать.

В общем, если каждый из Седриков интересен по-своему, то Мэтт-ангел из сериала > Мэтт-горе луковое из комикса.

Кстати, насчет битв. Комикс всегда больше сосредотачивался на диалогах, чем на драках, а в «Книге стихий» разговорное и боевое направление удалось удачно совместить. Все благодаря элементальным стражам: сражения с ними похожи на психологические головоломки. Каждой Стражнице приходится решить внутренние проблемы, чтобы победить свою стихию. Например, битва с водой оборачивается погружением в иллюзии-ловушки, где нужно выбраться из своей мечты.

Непосредственно Лудмор редко участвует в сюжете, да зачем это нужно бесплотному манипулятору? Хтонический пылающий глаз внушает куда больше, чем алхимик из плоти и крови.

Ах да, а еще в «Книге стихий» появляется лучший персонаж комикса – зверек Ви. Оракул прихватил его из Базилиады, а потом девочки забрали его себе. Забегая вперед, маленькие комедийные вставки с кавайным Ви станут едва ли не лучшей частью будущих арков.

Последний выпуск приносит множество перемен:

  • Мама Вилл и мистер Коллинз женятся;
  • Мэтт решает уехать в тур с рок-группой;
  • В подвале книжного магазина образуется постоянный портал для связи с Кандракаром – так у Чародеек появляется собственный штаб.

«Книга стихий» содержит и неплохой вариант для финального эпизода сериала. Хотя приходится история на начало арка, так как приурочена к юбилейному 50 выпуску: Оракул показывает Чародейкам альтернативное прошлое и будущее. Что, если бы Вилл отказалась бы принимать сердце Кандракара? И что будет с Чародейками, когда они вырастут?

В первом случае – классический what if, не сильно меняющий историю: дружба все равно победила, просто объединились бы Чародейки попозже. Второй сюжет поинтереснее. Бывшие Чародейки собираются вместе, чтобы отпраздновать годовщину отказа от волшебных сил.

Хай Лин станет стюардессой, сохранив тягу к воздуху. Корнелия отказалась становиться сотрудницей банка, как хотят родители, поэтому она неожиданно работает смотрительницей парка. Ирма будет изучать дельфинов, Тарани продолжит заниматься танцами уже профессионально. А Вилл окажется писательницей – конечно, первой ее книгой стало фэнтези «Магия навсегда» про приключения Чародеек (редактор Мартин помог ее издать).

Светлый хэппи-энд!

Вот таким могло получиться вероятное продолжение сериала на основе третьего, чевертого и пятого арков. Даже если бы мульт и продолжился, я уверен, что очень многие линии поменяли бы: вряд ли бы уже в третий раз захотели возвращать Фобоса, да и исправление анимационного Седрика кажется фантастической идеей. И все же интересных тем еще хватало: раскрытие темной стороны Оракула, изучение других миров, вступление Орубе в команду, углубление в историю Хитерфилда – жаль, что мы уже не увидим их адаптацию.

Заранее скажу, что первые пять арков образуют одну самодостаточную мега-историю – я бы назвал ее «Сага о Метамуре». Седрика и Фобоса мы больше не увидим, а Калеб и Элион не будут играть значительную роль вплоть до финальных выпусков. Далее комикс свернет совершенно на другой путь, где эпичному фэнтези о борьбе со злом найдется не так много места. Проще говоря, будет меньше Чародеек, зато больше школьных будней, семейных проблем и, конечно, отношений с мальчиками – мое название для оставшихся сезонов «Хроники Хитерфилда».

Но об этом во второй части обзора!

До встречи!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment