Синий Жук, Шазам, Миротворец в одной серии комиксов на русском языке? Рассказываем об инициативе «Древние Комиксы»

48 112

Что такое «Древние Комиксы»?

Как американские произведения появляются на отечественном рынке? Если не вдаваться в сложные юридические тонкости, то вопрос можно упростить до обсуждения термина «лицензия» — временного предоставления правообладателями разрешения на использование интеллектуальной собственности. Выпускать продукты интеллектуальной собственности, вроде книг или комиксов, без лицензии нельзя — в таком случае они нарушают закон об авторском праве и считается «пиратскими». Но существует и легальная возможность воспользоваться чужим произведением в коммерческих целях — отыскать историю, попавшую в список «общественного достояния». В двух словах: по прошествии лет с первой публикации (или смерти автора) сюжет становится культурным достоянием, общедоступным и свободным для использования в правовом поле. Многочисленные переиздания, работы по мотивам, авторские прочтения (к слову, наш с Alpaca «Вий»), а также разношерстные продолжения — за все это нужно благодарить переход произведений в список общественного достояния.

Из свежих примеров: трэшовый хоррор про Винни-Пуха и Пятачка с подзаголовком «Кровь и Мед», вышедший аккурат к переходу прав на персонажей от Disney в перечень культурного достояния. 

Собственно, именно так в России появилась серия «Древние Комиксы» от Alpaca и Vicious Membrane — периодическое издание классических историй XX века от культовых авторов вроде Уилла Айснера, Стива Дитко, Тома Саттона и других. Основной крючок линейки, привлекающий читателей, — редкая и крайне дорогая возможность оценить оригинальные приключения героев, позднее переехавших в уже знакомые мейнстримные издательства. Например, благодаря «Древним Комиксам» русские читатели могут открыть для себя наивные, но оттого не менее яркие и притягательные сюжеты про Синего Жука и Шазама — ныне персонажей DC Comics, покоряющих кинотеатры мира в этом году. 

Правда, не всегда успешно, но да ладно.

Все истории, выходящие в рамках «ДК», находятся в обозначенном выше списке — для их издания не нужно тратиться на покупку лицензий и переговоры с правообладателями. Этот же факт развязывает руки издательствам, позволяя не только переиздавать культовые сюжеты прошлого, но и вставлять в синглы свои уникальные разработки. На протяжении номеров с читателями то и дело будет общаться Фантомный Голландец — оригинальный персонаж авторства Григория Старостина, Алексея Горбута и Игоря Коротицкого, призванный посвятить молодых фанатов комиксов в мир классики прошлого века. Призрачный гид поведает читателям о наиболее известных работах комиксистов и их заслугах перед индустрией, особенностях конкретных историй и их жанровой специфике, заодно поделившись своим локальным приключением. Да, у Фантомного Голландца есть целая сквозная линия, которая зачастую привлекает не меньше, чем основное содержимое выпусков. 

На данный момент доступно пять номеров «Древних Комиксов»:

  • «Синий Жук» и «Вопрос» авторства художника Стива Дитко (создатель Паука и Стрэнджа);
  • «Спирит» авторства Уилла Айснера (недавно выходили «Фейгин-Еврей» и «Жизненная Сила»);
  • «Капитан Чудо» (Капитан Марвел/Шазам) от художника Ч. К. Бека и сценариста Билла Паркера;
  • Хоррор-антология «Кошмар» от Тома Саттона (по сути, одного из создателей Вампиреллы); 
  • «Зло Франкенштейна» от все того же Саттона (который также работал над Not Brand Echh). 

Помимо этого, к изданию готовятся еще пять номеров: 

  • Хоррор «Черная Магия» от Джека «Короля» Кирби и Джо Саймона (создателя Капитана Америка); 
  • Еще один хоррор, «Берегись», авторства писателя-фантаста Гарри Гаррисона («Стальная Крыса»);
  • Фэнтези «Кром» от Гарднера Фокса (создатель ряда героев DC Золотого Века вроде Джея Гаррика);
  • Сразу два выпуска про Миротворца из DC: «Мир Будущего» и «Мир Огня и Золотой Фараон».

Пока что истории «ДК» делятся на два типа: супергеройские комиксы 40-60-х, особенно значимые для поп-культуры в связи с дебютом известных персонажей, и классические ужастики 70-х, выходившие уже после снятие некоторых ограничений со стороны Comics Code Authority. Каждый выпуск по-своему прекрасен, однако отдельным пунктом хочется выделить потрясающие сюжеты про Спирита от Уилла Айснера. Статный герой Золотого Века в элегантном плаще, шляпе и маске; погони и расследования, яркий и несколько шаржевый рисунок, а также превосходный юмор — и это только верхушка айсберга. Спирит — эталонный супергерой и один из величайших представителей жанра наравне с Суперменом и Человеком-Пауком, истории про которого обязан прочитать буквально каждый фанат комиксов. 

К слову, однажды за Эбони Вайта (да, Айснер назвал его именно ТАК) и страницу ниже Уиллу будет искренне стыдно. Почитайте об этом в предисловии и статьях «Фейгина» — позднее культовый писатель раскаивался в том, как жестоко и неэтично использовал и популяризировал стереотипы о чернокожем населении. 

Выпуск про Синего Жука и Вопроса — наивные, но в то же время веселые и сумасбродные истории из 60-х, которые мы в той или иной форме уже застали в рамках переизданий классики Marvel от коллег из «Комильфо». Слабее всего же, на мой взгляд, показал себя «Капитан Чудо» — его сюжет не может похвастаться динамичным артом Дитко или головокружительным сценарием Айснера. Номер все-таки стоит покупки и ознакомления, но на фоне товарищей по серии Шазам откровенно сдает в качестве. 

Хорроры Тома Саттона великолепны — как отдельные мини-истории в рамках «Кошмара», так и объемные приключения монстра Франкенштейна, к которому впоследствии подключились новые чудовища и легендарный Призрак Оперы.

Интересный факт: «Зло Франкенштейна», а также некоторые сюжеты «Кошмара» Том писал под псевдонимом «Шон Тодд», так как их изданием занималась компания Skywald Publications — прямые конкуренты Warren Publishing, на которых Том работал в основное время. К слову, авторы Marvel и DC также регулярно брали псевдонимы для работы в соседних издательствах, чтобы не уволили. 

Сильнее всего в сердце отозвались две истории из антологии: «Карга кровавой корзины» про старуху, попавшую в личный ад после несправедливой казни, и «Внутренний Человек», посвященный жуткому эксперименту по уменьшению людей безумным ученым. Оба комикса в моем понимании — эталонные хорроры 70-х, пронизывающие холодом безумия до самых костей. Если давно хотели ознакомиться с хорошими комиксными ужастиками, «Кошмар» и «Зло Франкенштейна» от Саттона должны оказаться на вашей полке наряду с уже знакомыми «Крипи» и «Некромантами Зотика».

Другой интересный факт: в «Зло Франкенштейна» появляется известный по экранизациям горбун Игорь/Игор (которого вообще-то не было в оригинальном романе, а в фильме 1931-го его имя было «Фритц», но об этом лучше почитать здесь). Короче, классический Igor, который иногда Ygor, а до этого был Fritz, в комиксе Саттона внезапно стал Egor. Изначально я грешил на перевод, однако в оригинале приспешник также оказался Егором. Гадать о том, с чем это связано, я даже не буду.

Подробнее про издание: «Древние Комиксы» от Alpaca и Vicious Membrane выходят в формате 36- и 44-страничных синглов. Внутри: несколько мини-сюжетов, объединенные героем или автором, а также пара страниц с приключениями Фантомного Голландца. Ожидаемо, никаких допов. 

В целом, как сказали мои коллеги, «мы уже должны быть благодарны за выход линейки», однако я не мог не поделиться парочкой «но», возникших при прочтении: 

  • Во-первых, леттеринг в «Древних Комиксах» такой же, как и в «Великом Замысле» Эда Пискора в связи с техническими особенностями работ, находящихся в общественном достоянии. Просто потому, что не существует оригинальных страниц из комиксов середины XX века без диалоговых «баблов». Поэтому не стоит удивляться, что некоторые страницы отдают сканлейтом: порой текст не выровнен по уровню облачков, чуть заходит на границу баблов, кажется слишком маленьким или большим. Заметнее всего данные проблемы в «Синем Жуке» — далее ситуация выправляется в лучшую сторону. 
  • Порой проглядывается немного кривой перекрас облачков (хотя, возможно, это приколы печати).
  • Остались мелкие опечатки вроде двойных пробелов. Уже привычно, но смотреть все еще тяжело.
  • В «Капитане Чудо» неожиданно «поплыла» обложка и вставки с Голландцем (сначала подумал, что у меня резко ухудшилось зрение на фоне ночного чтения). Скорее всего, так повезло только мне и это единичный брак издания, но не отметить не мог — вдруг кому-то повезло также. Фокус на лицо нашего призрачного гида.
  • Местами перевод выпусков вызывал вопросы. Сильнее всего я подвис на адаптации реплики «This beetle isn’t only blue… he’s through!», которая в локализации звучит как «Этот жук не только голубой… он еще и тупой!». Дело в том, что blue действительно можно перевести как «голубой», однако герой от этого не перестанет быть «Синим Жуком» (например, имя Spider-Man технически можно перевести как «Мужчина-Паук», но даже ради рифмы так никто не делает). Помимо этого, слово «голубой» имеет ярко выраженный окрас в РФ, особенно нелепо звуча в связке с «Иди ко мне, детка!» в адрес пушки. В общем, хоть рифму из оригинала номинально и сохранили, без нее текст только бы выиграл. Более того, обе половины реплики все равно изменены: Жук стал «голубым» и «тупым», но ему не «конец».

Еще один интересный факт: бумага «Синего Жука» пожелтевшая и оформлена под старину, когда как остальные синглы имеют обычные белые страницы. Сказать, с чем конкретно это связано, не смогу, но расхождение весьма занятное. 

Напоследок: каждый номер может похвастаться набором обложек на любой вкус и цвет. Все основные каверы рисуют уже упомянутые отечественные художники: Алексей Горбут и Игорь Коротицкий. Кроме этого, у выпусков есть «классические» обложки от оригинальных авторов (эксклюзивы комиксшопов), бланковые каверы для скетчей (эксклюзивы московского и ростовского «КсК»), а также пачка лимиток для пермского Edge. Для самых любопытных: можете оценить обложки отдельно на сайте Alpaca.

«Древние Комиксы» — отличная инициатива, разбавляющая не самый простой период жизни книжек с картинками в РФ. Каждый выпуск — культовый образчик жанра, с которым жизненно необходимо ознакомиться всем отечественным фанатам комиксов без исключения. От себя же еще раз посоветую «Спирита», «Кошмар» и «Зло Франкенштейна» — пока самые яркие и сильные истории линейки, ради которых наиболее предвзятым читателям придется переступить принцип «сингл не бери, да харду не противься». В общем, огромное спасибо Alpaca и Vicious Membrane за такой подарок в этом году. 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии