Обзор комикса «Еретик. Некроманты Зотика»

378

Листаем графический роман, созданный на основе рассказов Кларка Эштона Смита из цикла «Зотик».

До сегодняшнего дня я лишь мельком сталкивался с работами Кларка Эштона Смита – одного из литературных гениев прошлого века, в произведениях которого и по сей день можно увидеть небывалый простор идей, мыслей, а также разнообразие форм, цветов и подтекстов. Помнится, были на полке в детстве «Затерянные Миры» в издании АСТ нулевых – и я, кажется, открывал их всего дважды. Наверное, одно из главных моих упущений в жизни.

Разглядеть талант великого писателя и поэта мне помогла отечественная адаптация нескольких отдельно взятых рассказов Смита, созданная двумя прекрасными авторами современной российской поп-культуры. За реставрацию и перенесение сюжетов фантаста в формат комикса взялся Харальд Бьёрсон, уже знакомый вам благодаря юбилейному выпуску «Конана-Варвара». Художником же графического романа выступил потрясающий Алексей Горбут, известный дилогиями «Победителей Невозможного» и «Вора Теней», а также «Майором Громом 1939». 

Собравшись вместе, дуэт не стал переносить хроники «Зотика», в общей сумме насчитывающие почти два десятка произведений разных форматов, целиком. Выбор авторов пал на более лаконичный вариант: за основу взяли  три конкретных рассказа из цикла – «Остров Мучителей» («The Isle of the Torturers») 33-го, «Некромантия в Наате» («Necromancy in Naat») 36-го и «Империя Некромантов» («The Empire of the Necromancers») 32-го годов соответственно.

ГлавВред ГикСити приглашает обсудить будущие гайды к себе в личку.

Вот только поданы они не в виде отдельных историй, как может показаться изначально, а в формате «пересказа» легенд и сказаний одним персонажем другому. Не вдаваясь в детали, Харальд и Алексей создали крайне занятную сквозную линию, которую, если бы не предисловие ребят, я наивно посчитал бы частью изначально задуманной Кларком Смитом идеи. 

Сравнивая оригинальные рассказы и отечественную адаптацию, ощущаешь искреннюю любовь парней к циклу историй 30-х и работам великого писателя в целом. Говоря откровенно, «Некроманты Зотика» от «Vicious Membrane» влюбляют в себя броским визуальным стилем, который ходит по грани с откровенной эротикой прямиком из второй половины прошлого века, праведной жестокостью, беспринципностью и даже безысходностью вследствие поднятых автором тем и тезисов. 

Кларк Эштон Смит вкупе с его коллегами по цеху Р. И. Говардом и Г. Ф. Лавкрафтом с давних пор являются одними из моих любимейших писателей-фантастов. Идея сделать комикс-адаптацию чего-то из классики фэнтези тех лет, когда «Властелином колец» и не пахло, зародилась у меня давно, еще до знакомства с Алексеем Горбутом, но, честно скажу, изначально я планировал взять какой-нибудь малоизвестный текст Говарда. Всё-таки из всех «трех мушкетёров» Weird Tales Говард писал наиболее «кинематографично», буквально мыслил кадрами. 

А затем мы с Алексеем сделали для первого (и единственного на данный момент) номера «Еретика» фэнтези-комикс «Эрекшигаль», вдохновленный стилистикой американских журналов «Eerie» и «Creepy», и многие знатоки отметили, что история вышла очень «смитовской». Это и натолкнуло меня на мысль заново присмотреться к наследию этого автора; тем более, что ныне Смит, так уж вышло, практически забыт, и мне хотелось исправить сию историческую несправедливость. Я заново перечитал все фэнтезийные циклы КЭСа, остановился на «Зотике» и, собственно, понеслось.

Харальд Бьёрсон, автор адаптации. 

Рассказы значительно не перерабатывали, а лишь немного видоизменяли при необходимости: все-таки стоит понимать, что книга и комикс – разные формы искусства, для которых свойственны разные художественные приемы. Казалось бы, идеальный образчик преемственности как отдельных произведений и авторских стилей, так и целых вселенных с богатой мифологией. Однако есть одно небольшое «но», которое может оказаться как однозначным достоинством, так и досадным недостатком. 

Интересный факт: На самом деле, не все истории «Зотика» были написаны в 30-ые годы прошлого века. Последними рассказами автора в цикле выступили «Повелитель Крабов» («The Master of the Crabs») 48-го и «Морфилла» («Morthylla») 53-го. Особняком стоят одноименное стихотворение «Зотик» («Zothique») 51-го, а также пьеса «Мертвец наставит вам рога» («The Dead Will Cuckold You»), также написанная Кларком в 50-ые, но опубликованная впервые лишь спустя два года после его смерти – в 1963-ем. 

Этим «но» оказался сам Кларк Смит, – вернее сказать, его слог. Несмотря на мою искреннюю любовь к подобному роду фантастическим и фэнтезийным произведениям, перед покупкой комикса следует четко понимать, что «Некроманты Зотика» – это не современная альтернатива, но настоящая классика XX века. Книга явно не подойдет всем и каждому: она – вневременной артефакт, жемчужина огромного жанра, которой необходимо уметь наслаждаться. Просто, думается мне, не каждый будет ожидать от «очередного русского комикса от андерграундного издательства» литературных описательных текстов и планомерного погружения в богатую мифологию цикла. 

С другой стороны, издание «Некромантов» сразу настраивает потенциального читателя на нужный лад. Книга увеличенного формата однотонна, не выбивается громкими слоганами и яркими логотипами – даже на задней стороне обложки отсутствует привычная аннотация с описанием.

Графический роман вышел в твердом переплете с обложкой из бумвинила, с золотым тиснением и в увеличенном формате – 210х297 мм (больше и шире «Золотой Коллекции Marvel»). Наверное, одно из самых лаконичных, но от того не менее премиальных изданий комиксов в РФ, что я видел. 

К слову, в своей группе VK издатель поделился референсом основной обложки. Как оказалось, вдохновение для «Некромантов» черпали с отечественной серии книг «Necronomicon» от «Гудьял-Пресс», в рамках которой вышли классические произведения Говарда Лавкрафта, а также неполное собрание сочинений Артура Мейчена.

Касательно дополнительных материалов: одностраничное предисловие от авторов, статья, посвященная Кларку Смиту и его следу в истории поп-культуры и палповой литературы, авторства Харальда, концепт-арты персонажей комикса с комментариями, а также этапы создания обложек для изданий «Некромантов», – в том числе, для сингла ко «Дню Бесплатных Комиксов». 

Резюмируя, хочется искренне посоветовать «Некромантов Зотика» каждому фанату нетипичных для нашего с вами рынка комиксов, яркой литературы середины прошлого века и классического фэнтези, граничащего с откровенной эротикой и жестокостью прямиком из бульварных романов. Просто, пожалуйста, пересильте себя и попробуйте оценить это творение самостоятельно, – уверяю, что каждый рубль, вложенный в эту книгу, окупится полученными эмоциями.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии