Обзор комикса «Множество смертей Лейлы Старр»
Созерцаем бесконечно-вечное с Рамом Ви и Филипе Андраде.
Как было сказано в одной культовой видеоигре: «Знаешь, в чём сейчас главная проблема Скайрима? Все только и думают, что о смерти». Не то, чтобы мы с вами, дорогие читатели, были в Скайриме… И не то, чтобы именно это было нашей главной проблемой… И не то, чтобы у нас не было причин о ней думать… Однако слова эти на ум всё равно почему-то приходят.
Сама тема смерти вообще будоражила умы философов и художников испокон веков. Вероятно, в силу её главного характеризующего качества – неотвратимости. Отдельно взятого человека вполне могут обойти стороной такие, казалось бы, фундаментальные вещи как дружба, любовь, насилие, ненависть, счастье или горечь утраты. Однако избежать смерти не удастся никому из живущих, просто по определению.
Что ещё интереснее – никому, кто встретил эту самую смерть, не удастся достоверно рассказать всем остальным, что же она такое из себя представляет. Соответственно – задача по осмыслению того, что осмыслению практически не поддаётся, целиком ложится на плечи талантливых писателей, художников, поэтов, музыкантов и прочих деятелей искусства. И естественно – сколько людей, столько и мнений. Главное здесь – это мнение иметь, и желательно быть способным его внятно сформулировать. Но о какой вообще структурированности может идти речь, когда ведёшь разговор о чём-то настолько абстрактном?
Все эти вопросы, разумеется, открытые. И открываем мы их сегодня по вине двух людей – сценариста Рама Ви и художника Филипе Андраде – которые вместе породили на свет один из немногих действительно стоящих комиксов последних лет. Имя ему – «Множество смертей Лейлы Старр».
И начинается он с того, что переворачивает проблему во главе угла с ног на голову. Смерти больше нет. То есть – пока что она как бы есть. Но вообще-то уже всё. В ближайшем будущем – человек по имени Дарий Шах изобретёт бессмертие. А потому – содержать заносчивую старуху с косой знойную шестирукую брюнетку на зарплате у высших сил надобности больше нет. Следовательно – её сокращают, что выражается в принудительном изгнании в мир уже почти бывших смертных.
Влачить своё земное существование смерти придётся на просторах солнечного Мумбаи, будучи запертой в теле некой Лейлы Старр – молодой девушки, окончившей свою жизнь самоубийством. В хороших для неё новостях – теперь у смерти есть вполне конкретный шанс вернуть своё рабочее место. Для этого ей нужно всего лишь выполнить задачу по профессии и суметь свести Дария Шаха в могилу до того, как он свершит предначертанное. В плохих новостях – пока что это предначертанное он ещё не свершил. А значит – безалаберной смертной смерти предстоит умирать. И умирать часто.
Это по сути. По форме же – перед нами достаточно классическая альтернативная лимитка из пяти глав, каждая из которых расскажет об одном из промежутков между бесконечными смертями Лейлы, в каждом из которых она столкнётся с тем самым человеком, которому предстоит её победить. Иногда это столкновение будет случайным, а иногда не очень. Однако каждое из них будет носить трагический характер. Ведь иначе встречи со смертью едва ли проходят.
Вообще, если говорить прямо, то «Множество смертей Лейлы Старр» – вещь для творчества Рама Ви достаточно типичная. Это такой комикс, содержательная ценность которого становится чем-то вроде шоколадной крошки на сочном, горячем пончике из умопомрачительного рисунка. Или, быть может – история в «Лейле Старр» является неким сосудом, до краёв наполненным невероятно талантливой работой Филипе Андраде. Однако, если продолжить эту аналогию, то и сосуды тоже бывают очень разные. Например – графический роман «Grafity’s Wall», одна из ранних работ Рама, представлял из себя роскошную глиняную вазу ручной лепки, которую хотелось не только осушить до дна, но и поставить к себе на полку. А что же «Лейла Старр»?
Зависит от того, чего вы вообще от подобной истории хотите. И тут надо сразу сказать – если вы жаждете чего-то вроде «Входа в пустоту» Гаспара Ноэ или работ Дэвида Линча, то вам с Лейлой максимально не по пути. Если говорить конкретно, то в своём комиксе Рам Ви уходит в диаметрально противоположную сторону от какой бы то ни было мистики, загадочности, образности и попыток показать экзистенциальное переживание как нечто требующее от читателя интернализации и личностного осмысления. «Множество смертей» – это не какой-то глубокий философский труд, или попытка автора передать субъективный эмпирический опыт через страницы комикса. Надёжнее всего работу Ви и Андраде будет сравнить с мультфильмами студии DreamWorks или Pixar. Все смыслы, что в ней заложены – действительно содержательные, однако довольно поверхностные и нарочито жизнеутверждающие.
Вообще вся тема смерти и жизни у Рама Ви подаётся как некая детская игра, с яркими образами, широкими улыбками, лёгким повествованием и простым языком, который будет понятен абсолютно каждому прочитавшему книгу. Та же смерть здесь – не абстрактное явление или какая-то манифестация естественных жизненных процессов, а довольно буквальная многорукая синяя баба, которую довольно буквально выгнали из «божественного» офиса. Впрочем – особенно хорошо работать с абстракциями создатели комиксов в большинстве своём никогда и не умели. Так что возможно, что для детских книжек с картинками Рам Ви выбрал самый правильный, демонстративный подход.
Единственное, что этот подход действительно подводит – то, как сценарист подводит под ним черту. Транслируя довольно приземлённую идею о том, что именно осознание её конечности заставляет человеческую жизнь расцвести – Ви так и не решается озвучить эту мысль напрямую. «Множество смертей» заканчивается также, как и начинался – скучно и монотонно, без каких-то сюрпризов, изысков, откровений или ярко выраженной морали. Последние страницы оставляют такое впечатление, будто рассказчику попросту стало скучно от собственной истории, так что он встал и ушёл прямо посредине, сославшись на переутомление.
Однако, возвращаясь к главному – Филипе Андраде работает на благо «Лейлы Старр» не покладая рук, до самой последней страницы. В отличие от своего коллеги, Андраде действительно старается добавить истории мистический оттенок, постоянно размывая контуры действующих лиц, гипертрофируя формы их тел и подбирая экзотические ракурсы, добавляющие истории загадочности. Идеальной эту картину делают яркие акварельные цвета Инеса Амаро, окончательно превращающие лимитку в зрелище поистине божественной красоты. «Лейла Старр» нарисована настолько хорошо, что любые серьёзные претензии к сюжету застревают комом в горле, как только видишь любую её страницу.
При этом – страницы конкретно нашего издания от «Alpaca» очень качественные, обладают крутой текстурой и рисунок Андраде на них смотрится идеально. На русском языке «Лейлу Старр» запихнули в довольно компактную книжечку с мягким переплётом и крутым глянцевым эффектом на обложке.
Цена сборничка тоже радует – 500 рублей за 130 страниц содержания. Единственный минус – в определённых (редких) местах страницы склеены таким образом, что проглатывают диалоговые бабблы. В остальном, для своей цены и содержания – книга практически образцовая.
А еще лимитированное издание в харде, 200 копий. — прим. ГлавВреда.
Так вот, ещё раз про её содержание:
- Простая, легковесная, доступная и довольно любопытная история, тёплое впечатление от которой смазывает лишь неряшливо оборванный финал.
- Изумительное визуальное повествование с яркими цветами, изящными чёрными контурами, живыми действующими лицами и отличной «режиссурой» сцен.
Какая чаша весов здесь перевешивает – довольно очевидно. «Множество смертей Лейлы Старр», даже при учёте простоватой и слегка обескураживающей сценарной составляющей – это просто отменный комикс. В нашем отечественном варианте – ещё и довольно бюджетный. Если у вас завалялись лишние пять сотен и вы хотите провести время наедине с прекрасным – вот он, ваш выбор. Те полтора-два часа, что у вас уйдут на ознакомление, целиком отобьют потраченные на книгу средства. А то время, что вы после прочтения потратите на разглядывание картинок, вы возьмёте у Филипе Андраде в долг. Рискнём предположить, что ему будет совсем не жалко.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!