Комиксы Недели #157. Рам Ви: Ви значит восторг или вода?

2 053

Разбираем комиксы Рама Ви: «The Swamp Thing», «Carnage», «Aquaman: Andromeda» и другие новые серии!

В честь завершения макси-серии про Болотную Тварь я решил посвятить «Комиксы Недели» сценаристу Раму Ви. Сам он родом из Индии, полное его имя – Рамнараян Венкатесан. В портфолио Ви – «Catwoman», «Justice League Dark», а также комиксы про симбиотов, смерть и искусство. В общем, есть где разгуляться!

Наш главный герой

В выпуск вошли все актуальные серии, к которым Рам приложил руку. За бортом остался только «Веном», так как над ним Ви работает поочередно с Элом Юингом, поэтому к семейству Броков вернемся немного попозже. Кстати, магия чисел продолжается: комиксов набралось пять, как раз под псевдоним сценариста.

THE SWAMP THING #1-16

  • Рисунок: Майк Перкинс, Джон МакКри
  • Обложки: Майк Перкинс

Единственный завершенный комикс в этом выпуске, если издательство не решит его снова продлить.

Новым аватаром Зелени стал Леви Камей, американский биолог с индийскими корнями. Ему предстоит разобраться с врагами природы, исправить ошибки прошлого и понять, почему же Парламент Деревьев выбрал его защитником растений.

Над любым современным комиксом про Болотную Тварь возвышается эпохальный ран Алана Мура. Каждому следующему автору как будто приходится писать сиквел произведения уровня «Хранителей» или «Сэндмена». И поэтому, как мне кажется, на примере Рама Ви хорошо видно, почему сейчас само понятие супергеройской классики погибает.

Классика – это фундамент на котором выстроен персонаж. К образу из классического рана возвращаются, когда хотят сбросить всякие странные последствия ивентов. На основе классических злодеев и героев выстраивают оммажи. Классические сюжеты дают толчок переживаниям персонажей и цементируют их травмы в каноне. И сегодня у всех героев высшего класса этой базы слишком много, чтобы закладывать новые основы. Нужно либо слегка ретушировать классику для новых реалий, либо дожидаться, пока основа окончательно сгниет, и ее будет неудобно показывать современному читателю (как было с Железным Человеком). Но для новой классики места нет, поэтому к топовым комиксам сейчас относят совсем другое. В одном случае это может быть эксперимент, как «Хоукай» Фрэкшена и Ахи, «Бессмертный Халк» Юинга и Беннета – штучный продукт, который сложно повторить. В другом в топы пробивается эталонное исполнение классической формулы, как «Найтвинг» Тейлора и Редондо, «Сорвиголова» Здарски и Кеккетто (спорно, но допустим) – в основном, это хорошо знакомые сюжеты  с долей креатива.

Так вот, ран Рама Ви и Майка Перкинса очень легко принять за эксперимент, но на самом деле это удачное повторение пройденного. Ви выстраивает комикс на очень простых и даже примитивных идеях, концепты всегда лежат на поверхности – и все равно они увлекают, потому что выполнены на очень высоком уровне.

Придумать для героя зеркального противника – воплощение пустыни? Столкнуть Тварь с близким по природной теме персонажем (Айви), а потом с предшественником (Алеком Холландом), олдскульным злодеем (Флороник Меном) и первым аватаром Зелени? Критика корпораций? Брат против брата? Самое избитое, что можно придумать, но благодаря притягательному арту на грани хоррора и глубокомысленного фэнтези эти ходы отлично знакомят нас с Леви. Пожалуй, только битва братьев со схожим набором сил выглядит морбически затертым клише. Да и от индийского происхождения можно было ждать большего, учитывая национальность самого Ви.

Самый любимый прием Ви – пустить через весь выпуск длинный отвлеченный монолог. Без рисунка это было бы очень посредственной прозой, но в зеленом мире, созданном Перкинсом, он приживается практически идеально. Писал бы Ви посложнее, комикс бы развалился под собственной тяжестью и превратился бы в груду размытых концептов. А так нас ничего не отвлекает от погружения в Зелень: есть герой, есть злодеи, есть игры с формой, длинные разговоры о вечном и неглубокий посыл про экологию и самопознание. Так рисунок становится диким лесом, а сценарий – знакомой тропинкой через заросли.

Встреча с Отрядом Самоубийц превращается в кроссовер рефлексии, атмосферных боев, напалма и непроходимого леса.

Из знакомых тропов выбивается пятый выпуск о невзорвавшейся бомбе, цепляющейся за страхи людей, – жуткое высказывание о том, что война оставляет незаживающий след на годы вперед. Но и это скорее дань уважения мистическим историям Вертиго, где Тварь чувствует себя как дома.

Изначально серия закончилась на 10 выпуске, но затем появился анонс второго сезона. Если в первой десятке номеров арки длились примерно по два выпуска, то во втором через шесть выпусков проходит один сквозной сюжет – противостояние природы и индустриализации.

И вот тут уже наметилась проблема продолжений, когда простые тезисы Ви превращаются в шаблоны. Перерождение возможно только через самопожертвование. Мечты и стремления меняют мир. Сила воли рулит. Зелень зеленая, а в Готэме преступность.

Из интересных находок есть появление нового аватара Тринити, рожденной из энергии ядерного взрыва, а еще Парламент Шестеренок и психоделичная «прогулка» с Зеленым Фонарем. Но все это опять же заслуга скорее Перкинса, чем Ви, которому приходится высасывать из пальца проблемы Зелени и внезапные амбиции фундаментальных сил. Даже не уверен, что было бы сделать правильнее: увеличить второй сезон до 10 выпусков или не выпускать вообще.

Комиксы о Болотной Твари – это очень обширная тема для обсуждения. Прочитать про их взлеты и падения можно в серии статей Comicsource «Get Swamped».

CARNAGE #1-5…

  • Рисунок: Роже Антонио
  • Обложки: Кендрик Лим

2014 год. Я начинаю знакомиться с комиксами, и мой выбор падает на «Venom vs. Carnage» Питера Миллигана – очень быстро с текстовых бабблов я переключаюсь на разглядывание драк симбиотов, нарисованных Клэйтоном Крэйном. 2016 год. Наткнувшись на обилие комиксов про Карнажа, меня цепляют обложки «Carnage U.S.A.» – и снова кроме сочных битв нечего ловить. 2019 год. Я вспоминаю, что после «Секретных Войн» Джонатана Хикмана запустили новый онгоинг  про Карнажа – купившись на обложку с пастью-шахтой, еле дотягиваю до конца первой арки и бросаю навсегда. 2022 год. О, на обложке рогатый Карнаж расправился с Малекитом – что может пойти не так?

Карнаж через всякое разное прошел и избавился от Клетуса Кэссиди. Теперь симбиот играет по-крупному: оставляя за собой кровавый след, он стремится к званию убийцы богов.

Когда нужно показать «суператаку» Карнажа, Роже Антонио выдает очень зрелищные развороты

Поначалу комикс притворяется суперзлодейским слэшером, где маньяк будет охотиться за жертвами со сверхсилами. Но идея дать Карнажу поглотить водные способности Гидромена быстро сходит на нет, как и проникновение симбиотических отростков через порталы Пятна – сражения быстро отходят на второй план. Так про что же серия?

А про то, о чем пишут любой комикс про Карнажа, когда не хотят оставлять только месиво отростков, – о заразительном влиянии психопатов. Обычно Кэссиди либо насильно подчинял себе жертв симбиотческим контролем, либо собирал вокруг себя таких же безумных поклонников. И Рам Ви два этих случая совместил: пока некий серийный убийца преклоняется перед Карнажем и увязывается за ним, в несчастного детектива вселяется частичка симбиота и сводит копа с ума. Кроваво, проверено временем, видели кучу раз.

Безумие – это снова и снова читать комиксы про Карнажа и на что-то надеяться. Или регулярно заполнять страницы про симбиотов на marvel.fandom.com.

Вообще онгоинг выглядит отличным объяснением, почему до сих пор нет паблика «Мысли Карнажа». Он просто не умеет быть непредсказуемым. Он как свихнувшийся бульдог, у которого всегда одна только цель – убийства ради убийств и ничего больше. Но настоящий хаос многогранен, а Карнажу вечно не хватает изменчивости. Для артов и обложек еще пойдет, стоит ему дать слово – и кроме бесконечных потоков воды ничего не услышишь.

И Ви ничего нового не придумывает. Разве что Карнаж тут очень много говорит, тем более двумя голосами, а в остальном лишь убивает и подчиняет. Для хорошего путешествия в безумие этого мало – сложно назвать путь интересным, когда идешь только по прямой.

AQUAMAN: ANDROMEDA #1-2 (из 3)

  • Рисунок и обложки: Кристиан Ворд

Андромеда – эфиопская принцесса, отправленная на съедение морскому чудовищу Кету и спасенная Персеем. Андромеда – созвездие, которое скрывает в себе галактику Туманность Андромеды. А еще «Андромедой» называют экспериментальную подлодку, созданную для исследования Точки Немо – самого удаленного от суши места в океане, а по совместительству еще и кладбище космических кораблей. Там обитает нечто из глубин, но космоса или океана? Миссия экипажа «Андромеды» становится еще сложнее, когда они сталкиваются с Акваменом и Черной Мантой.

Что касается Ви, то с ним тут все просто. «Андромеда» – это точно комикс художника, а не сценариста. Коронный монолог Ви, соединяющий всю историю, остался, но сейчас он даже более шаблонный, чем обычно. Люди по большей части состоят из воды. Океана больше, чем суши. При погружении на ныряльщиков воды давят так же сильно, как груз воспоминаний. Глубоко.

Если звездной ночью летчик будет исполнять фигуру высшего пилотажа над прозрачным морем, у него может возникнуть опасное чувство растерянности – водная гладь отражает сверкающее небо, во время пируэтов все вокруг превращается в сплошной мельтешащий мрак и невозможно понять, где верх, а где низ. И «Андромеда» великолепно передает это чувство. Взгляните на неестестественно голубые страницы: сразу не поймешь, по океаническому дну расхаживают герои или по другой планете.

Космос и вода для людей смертельно опасны, и чувство постоянной угрозы будет нарастать с каждой панелью. Чем глубже, тем больше риска: раскол внутри команды субмарины, таинственные щупальца, «игры разума», нехватка кислорода, интриги Манты и немая бездна.

Аквамен появляется в комиксе мимоходом: будто бы Посейдон, он свысока смотрит на глупых людишек, блуждающих в его стихии.

Завершающий третий номер выйдет в октябре, и я обязательно включу его в «Комиксы Недели». Но, как мне кажется, это тот случай, когда концовка не так важна:  «Андромеду» стоит читать ради впечатлений от момента, а не для разгадки тайны.

DETECTIVE COMICS #1062-1063…

  • Рисунок: Рафаэль Альбукерке
  • Обложки: Эван Кэгл

Готэму угрожает потусторонне зло, Бэтмена окутывают кошмары, а виной всему загадочная древняя мелодия. Правда ли она вызыввает демонов или это внутренние страхи Брюса обретают форму? Кто стоит за преступлениями? Тайное общество, знакомый враг или нечто более зловещее?

Старт рана Ви на «Детективных Комиксах» и самое сильное разочарование в пятерке. Пустота за ширмой туманного синопсиса и атмосферных варианток.

Обложки вдохновляют на сюрреалистичную странную историю, а получаем мы стандартные прыжки Бэтмена по крышам (подборку обложек ищите в нашей группе ВК).

Обычный комикс про Бэтмена с привычной атмосферой мрачного Готэма и малыми вкраплениями сверхъестественного. По крайней мере, внутренних демонов тут не больше, чем в любой другой истории Темного Рыцаря. Возможно, Рам не успел за два выпуска передать напряжение от непостижимого зла. Или заурядные разговоры с Найтвингом и Двуликим должны сбить с толку с читателя и замаскировать неожиданную развязку.

Барбатос от Рафаэля Альбукерке. Или просто кошмарный сон?

А если предположить, что мистика окажется иллюзией, то это будет невзрачное и скучное наваждение, особенно после красочных кошмаров Пугала и Шляпника. Увы, пока ноты не складываются в ноктюрн.

RADIO APOCALYPSE #1-2…

  • Рисунок и обложки: Ананд РК

Единственный текущий комикс Рама Ви не про супергероев, к сожалению, стал долгостроем: за год Vault Comics выпустили всего лишь два номера.

На Земле случилась глобальная катастрофа, привычный порядок вещей рухнул, но в Бейкерстауне все еще работает последняя на планете радиостанция. Радио Апокалипсиса вещает в неизвестность и служит маяком для людей, потерявших путь. Здесь будет сложен микстейп любви, горя и нескончаемой надежды – саундтрек к концу света.

Художник Ананд РК, как и Ви, родом из Индии, а РК сокращено от фамилии Радхакришнан.

Ранее Рам и Ананд работали вместе над комиксом «Grafity’s Wall», посвященный желанию изобразить жизнь через рисунок на стене. Затем дуэт создал «Blue in green», более экспериментальный комикс, затрагивающий возможность искусства приносить хаос и затягивать внутрь себя. «Радио» больше похоже на первую работу: реальность сурова и безжалостна, но что раскрашивает ее сотней ярчайших красок? Стойкость людей, несгибаемость воли и желание делиться своей надеждой.

Но пока о комиксе сложно сказать что-то конкретное. За два выпуска мы только начинаем знакомиться с героями, готовясь к тому, что их линии скоро пересекутся. Это завязка сюжета, и она действительно похожа на рандомно собранный плейлист из кусочков разных историй. А пестрый кислотный рисунок ощутимо усиливает беспорядок.

Остается ждать, что случится раньше: финал серии или настоящий апокалипсис.

Пускай не все работы Ви в подборке оказались идеальными, на многие его комиксы стоит  обратить внимание: например, общепризанно отличным считается «Множество смертей Лейлы Старр». На русском языке издан «Альпакой», и он уже поступил в продажу! Будет обзор от ГлавВреда.

А что думаете о комиксах Рама Ви вы?

В следующем выпуске: Мир, который никогда не меняется.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии