Сорвиголова, Джессика Джонс, Мстители и глобальные сюжеты 2000-х: как Брайан Майкл Бендис изменил Marvel

Начитались простыней и выдали свою.

Брайан Майкл Бендис – главный, если так можно выразиться, сценарист Marvel Comics первого десятилетия XXI века, зарекомендовавший себя как один из самых продуктивных деятелей индустрии. За неполных два десятка лет Брайан написал более тысячи выпусков, создав не только множество персонажей, но и миров – вспомнить хотя бы импринт Marvel Ultimate Comics. И мы не говорим о уже закрепившихся в лоре вселенной и поп-культуре героях, среди которых Мария Хилл, Дейзи Джонсон (и Секретные Воины, раз уж на то пошло), Рири Уильямс, Майлз Моралес и других. Проще говоря, Брайан неспроста любим в фанатском сообществе – большинство отечественных читателей комиксов познакомились с Marvel благодаря его Ultimate Spider-Man 2000-го года, который издавали ИДК. 

Обязательно посмотрите документалку про ИДК от Игоря Кныша, если еще не. — прим. ГлавВреда.

Но на каждое действие есть свое противодействие. И так же сильно, как многие боготворят ранние работы Брайана, некоторые – искренне ненавидят. Касается это и классических произведений сценариста, вроде тех же Daredevil и USM, и относительно молодых серий для Marvel и DC. 

«Мы [с Дэвидом Маком, художником Daredevil — прим. редактора] пришли из особого места в нишевых инди-комиксах, и нам очень хотелось сохранить свой голос, направляясь работать в мейнстримное издательство. Многим людям порой просто не дают возможности сохранить свой голос.»

Интервью для портала ManWithoutFear.com от января 2021-го. 

Сообщество фанатов частенько критикует сценариста за словоблудие и графоманию. Возможно, при прочтении вам даже покажется, что так и должно быть – просто слог и стиль автора предполагают обилие повторяющейся информации в целях «закрепления материала» (к сожалению, сей прием не всегда работает). Впоследствии одна значительная проблема выливается в другую: Брайан регулярно ссылается на свои же труды, повторяет сюжетные ходы, отдельные шутки и целые полотна монологов с рассуждениями, чтобы, видимо, закрепить свои творения в обширной мифологии издательства. Знаменитые «стены текста» Брайана уже стали локальным мемом – вспомнить только Spider-Men II #1, изданный в России в рамках Дня Бесплатных Комиксов. 

Дабы не быть голословным и наконец-то отмучиться, пробежимся по основным сюжетам писателя в Marvel Comics и приведем аргументы «за» и «против» работ Брайана. Комиксы первой половины карьеры автора преимущественно хороши, как бы порой читатели не ругали их отдельные элементы. Только Земля-616, только 00-ые. Иначе статья побьет рекорд недавнего материала про работы Джонатана Хикмана в «Доме Идей» – а мы этого, если честно, очень не хотим [уверен, главВред тоже]. 

Для вашего удобства вновь вшиваем содержание – если уж и читать про Брайна Майкла Бендиса, то строго порционно. 

1. Сорвиголова
2. Джессика Джонс
3. Мстители
4. Секретная Воина
5. Женщина-Паук
6. Итог

Сорвиголова

Daredevil нулевых – основополагающий ран сценариста, на который Брайан ссылается чаще всего. Он «стандартный» для героя, захватывающий и драматичный, но вместе с тем – несколько рваный и скоротечный. Хотя в общей сумме серия про Человека без Страха Бендиса насчитывает более семи десятков номеров – учитывая дебютную работу Daredevil: Ninja 2001-го, второй том основной линейки Daredevil, выходящий с 2001-го по 2006-ой год, а также первые шесть выпусков онгоинга Elektra с рисунком Чака Остина. А ведь есть еще негласные продолжения в виде End of Days 12-го и Defenders 17-го – говорить о них сегодня мы, к сожалению или к счастью, не будем. 

Daredevil Бендиса выпущен в РФ издательством «Комильфо», а End of Days – «Рамоной». Когда-нибудь ГлавВред напишет обзор второго, уверен.

Фундаментальный конфликт онгоинга делится на две части: первая происходит вплоть до 50-го номера и рассказывает про Мэтта Мердока, который потерял границы между «бытовой» и «геройской» личностями., Вторая – с 56-го по 81-ый – посвящена «узурпации» власти в Адской Кухне вышедшим из себя Мэттом. Произрастает новый ран из классического Guardian Devil авторства Кевина Смита, где Меченый убивает возлюбленную Сорвиголовы – Карен Пейдж. Трагедия серьезно сказалась на психологическом состоянии героя, из-за чего на протяжении семидесяти выпусков Бендис то и дело намекает, что Мэтт переживает помутнение рассудка и, предположительно, невротическое расстройство неизвестного характера. Отсюда и непривычная для Дьявола жестокость, необдуманные ходы с попытками очистить Нью-Йорк грубой силой в стиле Кингпина. Прибавьте тот факт, что тайна личности Сорвиголовы становится достоянием общественности по случайности – один из копов NYPD сливает информацию о Мэтте в газету, желая немного подзаработать. Сам же коп узнает о Мердоке лишь благодаря другу детства Ричарда «Розы» Фиска, вознамерившегося спасти собственную жизнь через сделку с полицией и «продажу» инсайда о Дьяволе Адской Кухни. За раскрытием тайны Мэтта стоит не Кингпин или очередной «величайший злодей в истории комиксов», а череда обстоятельств, которым герой физически не способен противостоять – это и подкупает.

Моя основная претензия к Daredevil Брайана – резкие перепады качества после 50-го номера. Все сюжеты, расположившиеся до юбилейного выпуска включительно, врезались в память. Стоит отметить хотя бы вступительную арку Брайана и Дэвида, которая сфокусирована не столько на Сорвиголове, сколько на травмированном подростке, нуждающемся в помощи. Как по мне, Wake Up (#16-19) представляет собой одну из лучших историй о Дьяволе Адской Кухни без самого Дьявола. Также внимания заслуживает и The Trial of the Century (#38-40), где Бендис в первый и, судя по всему, последний раз написал интересные полотна текста, напрямую не связанные с монотонными страданиями протагониста (коих за два десятка лет у сценариста наберется на полноценную серию книг без картинок). Увесистые монологи в зале суда, обилие звездных гостей в лице всевозможных супергероев, а также недавнее разоблачение Мердока сделали из одноразового судебного филлера самый напряженный номер за весь пятилетний ран сценариста.

Сразу после 50-го выпуска, если не брать во внимание сюжет Дэвида Мака, происходит таймскип. Мэтт успевает жениться за кадром, чтобы впоследствии развестись; бывшие товарищи почти разрывают отношения с Дьяволом, оставляя попытки вразумить нового «Кингпина Адской Кухни», в то время как Бен Урих активно кряхтит и седеет. Потенциально интересная и крайне необычная для героя смена статуса-кво опущена как досадное недоразумение – сам Брайан, кажется, перестает понимать, о чем говорить дальше. По итогу Сорвиголова оказывается в той же тюрьме, где обитают его некогда злейшие враги. Занавес. 

В конечном счете линейка выдохлась за два десятка выпусков до логического финала. Место нетипичных взаимоотношений Дьявола с полицией и гражданскими, рассуждений о допустимости нарушения законов общества ради общего блага и целесообразности убийства заняло очередное покаяние Мердока в совершенных им «преступлениях». Мы регулярно видим подобный конфликт в сюжетах о Сорвиголове и по сей день – вспомнить хотя бы прошлый том Daredevil авторства Чипа Здарски и Марко Кеккетто. Или, к примеру, ивент Devil’s Reign от все той же команды «Сорвиголовы». Или финал отвратительного Shadowland Энди Диггла. Нет, я абсолютно точно не перечисляю свои прошлые лонгриды, не подумайте. 

С другой стороны, несмотря на вышеперечисленные трудности, ран Бендиса – один из лучших комиксов о Дьяволе Адской Кухни. Хотя бы потому, что заложенные там концепты всплывают до сих пор (как, к слову, было и с Born Again Фрэнка Миллера), а история, несмотря на наличие унылых филлеров про Черную Вдову, представляет собой цельное произведение. Даже вторая половина, которую некоторые читатели откровенно недолюбливают, преподнесла пару занятных сюжетных арок вроде Golden Age (#66-70), посвященной возвращению «Кингпина до Кингпина» и встрече «икон улиц» разных поколений, и около-мистического Decalogue (#71-75).

При этом Daredevil безумно красив – большинство номеров нарисовал культовый художник Алекс Малеев, в дальнейшем работавший с Бендисом, к примеру, над Moon Knight и Infamous Iron Man. Помимо него, как уже было сказано ранее, над онгоингом также работал Дэвид Мак – один из самых узнаваемых художников западной индустрии комиксов и близкий друг самого Брайана. Еще парень известен тем, что рисовал кавер к относительно недавнему «Майору Грому» #100

Это абсолютно точно не намек.

Этот ран представляет собой одну из лучших интерпретаций истории Сорвиголовы в индустрии. И как бы я не ворчал относительно вездесущих разворотов с монологами в духе «я не заслуживаю жизни» и откровенно несфокусированного финала линейки, Daredevil 2001-2006 гг. должен прочесть каждый фанат слепого героя, в том числе – зрители одноименного сериала для Netflix. Только не вздумайте лезть в ранее упомянутые Daredevil: Ninja и Elektra – для глобальной истории Мердока они не важны, да и удовольствие получить от них вам вряд ли удастся. Если, конечно, вам не нравится арт Чака Остина.  

За альтернативным мнением – на YouTube-канал моего коллеги Артема ARTBODYA.

Джессика Джонс

Дебютный сольный онгоинг госпожи Джонс, Alias, стартовал в 2001-ом году – параллельно с Ultimate Spider-Man и первой аркой Daredevil Брайана, над которой Бендис работал с Маком. Помимо того, что Alias ввела в мифологию вселенной Джессику Джонс, серия отличилась методом выхода. Дело в том, что «Шпионка» – первый тайтл импринта Marvel MAX, который впоследствии вписали в канон Земли-616. Далее героиня принимала активное участие во многих линейках Бендиса, будь то негласный сиквел Alias, The Pulse, а также упомянутый выше Daredevil, будущие Secret War и The New Avengers. В общем, с Джесс мы надолго. 

А еще и Alias, и The Pulse вышли в РФ благодаря издательству «Комильфо». 

Важно понимать, что «Шпионка» серьезно повлияла и на восприятие супергероинь в комиксах Marvel, будь то образ Женщины-Паук Дрю (о которой еще поговорим ниже) или Кейт Бишоп, чья сольная линейка конца 16-го во многом опиралась на концепцию Alias с уклоном в сторону Нэнси Дрю. Сюжетные арки также не уступали в прогрессивности истории: вместо стерильных супергеройских конфликтов – жестокий и бескомпромиссный триллер, где каждый герой успеет отметиться как мудак. Особняком, конечно, стоят Люк Кейдж, Скотт Лэнг и Киллгрейв – три важных второстепенных персонажа серии, каждый из которых успел повлиять на жизнь травмированной алкоголички. И с каждым из которых у Джессики было подобие «романтических» отношений с общим бэкграундом. 

Также Alias – пример грамотного, фундаментального реткона, который не только не рушит классическую историю Стэна Ли и Стива Дитко, но «расширяет» ее. Речь, конечно же, о том, как Бендис сделал Джессику одноклассницей Питера Паркера, встроив химию между персонажами задним числом. Брайан делает на этом акцент в арке The Secret Origin of Jessica Jones (#22-23), впоследствии раскрывая взаимоотношения героев в рамках второй половины The New Avengers и мини-истории для The Amazing Spider-Man #601

При этом «Шпионка», как и сюжет Wake Up в рамках «Сорвиголовы» Брайана, может похвастаться пробитой «четвертой стеной». Данный прием в контексте работ Брайана нужен не столько ради шуток, характерных, например, для Женщины-Халк и Дэдпула, сколько для изображения психической нестабильности героев. Оба героя, введенных Бендисом в «стрит-левельные» линейки, Тимми и Зебедайя, больны – их болезнь активно раскрывают через диалог с читателем и анализ происходящего вокруг. Вплоть до финала Alias Киллгрейв то и дело анализирует составляющие комикса, отмечая «мейнстримный рисунок с привкусом инди», клише и тропы авторства Брайана, насмехаясь над участью героини и ее окружения. Впоследствии Пурпур лишился данного навыка – в дальнейших линейках Брайана «четвертую стену» ломали только многочисленные психи в полицейских участках, выступающие в качестве камео авторов и персонажей. Ужасное упущение, которое было необходимо для комфортного появления Киллгрейва в будущих линейках, будь то, например, современные Daredevil Чарльза Соула, Jessica Jones Келли Томпсон или The New Avengers

Что можно сказать о главной героине? Она представляет собой один из самых нестандартных архетипов супергероев Большой Двойки – нормальную женщину. Говоря простым языком, Джессика Джонс не вписывается в классический «типаж» сексуализированных героинь с невероятными суперсилами, которые вечно попадают в беду. Частный детектив ведет себя холодно, но зачастую поддается эмоцияи из-за пережитого травмирующего опыта; она в достаточной степени рассудительна, но все равно может сорваться на случайный пьяный секс и драку. В общем, весьма контрастный и «человечный» персонаж, на которую уж точно не хочется равняться. Как минимум, до определенного момента.

Стартовавшая же в 2004-ом году The Pulse была сосредоточена не столько на Джессике, сколько на «стрит-левельных» персонажах в целом, уделяя время новой супергеройской колонке в Daily Bugle. Помимо этого, серия отметилась важнейшим событием для истории Человека-Паука нулевых – спустя десятилетия для нас и несколько лет для Земли-616 мир узнал истинную личность Зеленого Гоблина. Прибавьте к этому тай-ины к мини-ивенту Secret War 2004-го года, House of M 2005-го, рождение дочки Джонс и Кейджа, а также бесконечно харизматичного Паучка, кричащего на Бена Уриха из-за разгадки «тщательно скрываемой» тайны личности Паркера. Наблюдать за тандемом двух ключевых для ранов сценариста персонажей – одно удовольствие. Параноидальный, но по-прежнему смелый и целеустремленный Бен и робкий, но оттого не менее злой Питер, отметились потрясающе напряженной сценой, куда искренне хочется вчитываться, несмотря на перегруженный, прямо как у меня в лонгридах, слог.

Alias и последующий The Pulse – одни из лучших серий Бендиса. И пускай я по-прежнему считаю, что вторая половина «газетного» сиквела вышла затянутой и местами скучной (хотя бы из-за передоза локальных, но ненужных тай-инов к двум ивентам Брайана), наблюдать за похождениями Джессики Джонс всегда интересно: это касается и двух вышеназванных серий, и онгоинга Джесс 16-го года (с некоторыми оговорками), и мини-серий MDO  от Келли Томпсон. 

Мстители

Говорить о Avengers Disassembled – как отрывать застаревший пластырь с поцарапанного носа. Делать это не особо хочется, но и ходить с этим грузом попросту не получается. В двух словах: Брайан Майкл Бендис, получив в свое распоряжение главную командную серию издательства, «обнулил» прошлый состав Мстителей для того, чтобы выстроить собственный эпос. Сделал он это, мягко говоря, паршиво: как мне кажется, Avengers Disassembled стоит на одном уровне с «излюбленным» в фанатском сообществе One More Day. Не только потому, что половина состава команды была жестоко убита самым невообразимым способом, но и потому, что мини-ивент ощущается как первая реальная и весомая халтура Бендиса. Уверен, многие из вас уже наслышаны о «самой смешной смерти в комиксах» – речь, само собой, про Соколиного Глаза, который летит на корабль Кри в стиле камикадзе (вставьте свою шутку про Эминема). Туда же можно добавить кончину Скотта Лэнга, Вижна (которого Брайан, видимо, просто любит мучить – вспомните Age of Ultron), а также полное забвение Келси Ли – новой Капитан Британии, представленной сценаристом Чаком Остином. 

Зачем были нужны Avengers Disassembled 2004-го года? Очевидно, чтобы «перезагрузить» давно застаревшую команду героев, сделав новый состав модным, стильным и молодежным. Уже в рамках The New Avengers к Стиву Роджерсу и Тони Старку присоединяются Люк Кейдж, Женщина-Паук, Росомаха, Часовой, а также Человек-Паук. Это не говоря об уйме «гостевых» участников команды, среди которых успеют затесаться и Доктор Стрэндж, и Эхо (напишите, если вам интересен текст про данную особу и ее серии), и Сорвиголова, и вернувшийся из мертвых Клинт Бартон в обличии Ронина. 

Еще для перезагрузки нужна была «Секретная Война» Ника Фьюри, но по итогу мини-серия 2004-го года представляет собой один из самых скомканных и попросту скучных ивентов позапрошлого десятилетия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Secret War вспоминают лишь в играх про Человека-Паука – дизайн костюма от Габриэля Дель’Отто, как по мне, и правда прекрасен. 

Стартует сюжет новой серии громко: почти пятьдесят заключенных «Рафта», состоящего преимущественно из злодеев с суперспособностями, сбегают, тем самым  становясь причиной появления очередной команды Могучих Героев Земли. Впоследствии герои воспринимают событие как «знак свыше» и собирают «коллег по цеху», обещая стать независимыми защитниками угнетенных. Никаких больше ООН, поддержки со стороны государства Штатов, Щ.И.Т.а или Тони Старка – последний открестился от «финансирования» и материального обеспечения Мстителей, сославшись на собственное бедствующее положение. 

И сразу после завязки – уйма глобальных событий, настигающих читателей через каждый десяток номеров. Для начала – пресловутый «День М», истребивший мутантов как вид, следом – «Гражданская война», далее – «Секретное вторжение», после которого – период «Темного правления» и «Осада». Параллельно с этим Бендис рассказывает о Капюшоне, пытающимся стать «новым Кингпином», конфликтах в иерархии Щ.И.Т.а после ухода Ника Фьюри в «самоволку», Инициативе Мстителей США и Секретных Воинах, вылечившемся Осборне и Громовержцах. По итогу читатель попросту не успевает расслабиться, то и дело сталкиваясь с «ключевыми для вселенной событиями». С одной стороны, здорово – ты банально не успеваешь заскучать, автор постоянно подкидывает новые условия для работы героев. С другой же – обилие сюжетных линий, некоторые из которых стартуют в первых номерах The New Avengers, а заканчиваются только в Secret Invasion, вынуждают перечитывать отдельные выпуски снова и снова – по такому же принципу, к примеру, строилась Justice League Джеффа Джонса. Проще говоря, фанату, который пытается разобраться в последовательности действий героев, необходимо раз за разом лезть в прошлые выпуски только за тем, чтобы вспомнить «кто, что и когда делал». 

Мне, к примеру, пришлось натурально выписывать некоторые события, чтобы не запутаться. 

Особняком стоят глобальные ивенты, их много – особенно если учитывать локальные кроссоверы вроде Dark Avengers/Uncanny X-Men: Utopia. Из фундаментальных, само собой, необходимо выделить House of M 2005-го, Civil War 2006-го от Марка Миллара (единственное событие, автором которого выступил не Бендис), Secret Invasion 2008-го и Siege 2010-го. Коротко о каждом. 

House of M – история, в которой Ванда конкретно «отnomorнила» мутантов, серьезно сократив популяцию одного из ключевых видов планеты. Крайне занятная трактовка «Что, если желания людей исполнятся», в которой ярко выделился Паркер – счастливый семьянин и культовая для общества Нью-Йорка личность. На мой взгляд, один из сильнейших ивентов нулевых, способный порадовать фанатов горой фансервиса, очень приятным взаимодействием героев в новой для них реальности, а также насыщенным экшеном и обилием рефлексии на тему «имеет ли кто-то право изменить мир во благо остальным так, как сделала это Ванда?».

Civil War – культовая классика авторства Марка Миллара и Стивена Макнивена, которую до сих пор считают «лучшим ивентом в комиксах Marvel» и которую я откровенно недолюбливаю. Хотя бы потому, что и Старк, и Роджерс ведут себя чересчур эмоционально и необдуманно, несмотря на позиционирование героев в их сольных линейках и спин-оффах. По моему мнению, событие переоценено из-за «важности» происходящих в сюжете действий вроде подписания Акта о регистрации героев. 

Secret Invasion – как Civil War, но лучше. Прекрасный триллер, в рамках которого вселенная Marvel реально «изменилась» до неузнаваемости на последующие два года. В разы лучше номинального Original Sin, если говорить о серии как о глобальном детективе с антагонистами-оборотнями. Также «Вторжение» может похвастаться пачкой отличных тай-инов, о которых чуть ниже.

Не так давно «Секретное Вторжение» вернулось на отечественный рынок благодаря «Рамоне». Можете заодно почитать обзор ГлавВреда на свежее издание. 

Siege – кульминация New Avengers и Dark Avengers, подводящая черту под пятилетним развитием команды Могучих Героев Земли. Как и Джефф Джонс, который отобразил «смену эры» New52 через смерть Пандоры в DC Rebirth #1, Брайан Майкл Бендис «убивает» главный талисман «Новых Мстителей» – Часового. Помимо этого, ивент примечателен важной (как и прошлые истории) сменой статуса-кво вселенной, окончательным падением злодейское империи Нормана Осборна, а также глобальным перезапуском серий в рамках новой инициативы The Heroic Age. Которая, к слову, отметилась спорными и откровенно бесполезными сюжетами, а также «второй концовкой» рана Брайана на Avengers – ивентом Age of Ultron. О нем мы говорить не будем – и в этот раз точно «к счастью».

Но если The New Avengers можно назвать крепкой серией-хэдлайнером Marvel, приковывающей внимание к разноплановым сюжетам и событиям, то The Mighty Avengers вышел откровенно плохим. Хотя бы потому, что Бендис решил «озвучивать» мысли своих персонажей, то и дело вставляя в диалог «забавные» намеки и неловкие замечания, колкие фразы и математические формулы. Ведь, очевидно, Тони Старк думает только формулами и шовинистическими шутками. 

Честно говоря, до последнего думал, что это придумка отечественных сканлейтеров. 

Вдобавок – затянутый сюжет про новую модель Альтрона-Старка и крайне неловкое побоище с симбиотами на службе у Доктора Дума, которому, кажется, достается в каждой крупной линейке Брайана. Разумеется, первое время читателя подкупают идеей обновленного состава правительственных Мстителей, но, как и в случае с Secret War (о которой далее), дальше занятной концепции автор не уходит – не те масштабы, не тот момент. Лучшая часть серии авторства Бендиса: тай-инные выпуски к старту «Секретного Вторжения», где сценарист раскрывает карты перед читателями. Одна из немногих причин оценить The Mighty Avengers 2007-го года самостоятельно – хотя бы отдельными выпусками.

С другой стороны, The Dark Avengers стоит выделить как хороший сюжет про плохих ребят, в котором есть десяток отменных шуток. Подробнее о нем, кстати, уже высказывался ГлавВред в тематическом обзоре на издание от «Комильфо». Дабы сильно не повторяться, выскажусь в двух словах: «Темные Мстители» – те же «Новые», продолжающие основную канву онгоинга Брайана, выделяющиеся на общем фоне участниками-преступниками и их взаимоотношениями в коллективе. Думаю, The Dark Avengers превосходит большинство линеек «Громовержцев» и «Отрядов Самоубийц».

Кратко подытоживая впечатления, «Раскол» оказался типичной для Большой Двойкой «перезагрузкой», от которой получаешь неописуемый негатив. «Новые» и «Темные» могут похвастаться обилием интересных и «ключевых» для вселенной событий с неплохим слогом, а также забавными юморесками. «Могучие» в свою очередь не нужны вплоть до тай-инов к «Секретному Вторжению», где раскрывается заговор скруллов. Говоря же о событиях, выделить однозначного фаворита сложно – каждый из ранее упомянутых ивентов отличился «глобальностью» происходящего, отличной режиссурой экшен-сцен, а также обилием сюжетных поворотов разной степени проработанности. Хотя, если начистоту, мое сердечко все еще предано «Вторжению» из-за того, как автор подал напряженные диалоги между Тони Старком и королевой Веранке. 

Рассматривая все «мстительные» серии единым блоком, начинаешь думать, что в работе над The Mighty Avengers и так называемыми «пост-актовыми» (т.е. после «Гражданской Войны») сюжетами  Бендис начал писать по инерции. Ключевые мысли чаще проговариваются напрямую, а от диалога Бартона с подпольным составом команды меня, честно говоря, уже тошнит – настолько часто Клинт заводит мысль о «пользе убийства» Старка и Осборна. Именно финал первой «мстительной» эпохи (потому что есть и вторая, продлившаяся до «Эры Альтрона»), считаю, стал точкой невозврата – и это разочаровывает. 

Секретная Воина

Во-первых, читайте текст, посвященный работам Джонатана Хикмана в «Доме Идей», – там я уже рассказал о сольной серии Secret Warriors подробно. Во-вторых, раз уж мы здесь, давайте пробежимся по Secret War, который и стал прологом к новым приключениям Ника Фьюри.

Коротко: однажды полковник Щ.И.Т.а и «главный полицейский планеты» узнает, что в Латверии активно готовят технологически продвинутых террористов-суперзлодеев. Разумеется, Нику не нравится, что в стране, известной строгим тоталитарным режимом и Доктором Думом, решили напасть на Соединенные Штаты. Но по неведомой для Фьюри причине президент США отказывает в военной операции, из-за чего директор Щ.И.Т.а собирает уличных линчевателей Нью-Йорка и развязывает международный конфликт. Итогом этих действий становится уход Ника с поста «главного полицейского планеты» и последующий побег от властей. Собственно, на этом все.

В чем проблема Secret War 2004-го года? Сюжет, изначально позиционирующийся как нерассказанная история про «стрит-левельных» героев Marvel и настоящую войну между государствами, оказалась ленивой байкой про то, как у нескольких сверхлюдей отняли память. Концептуально, конечно, интересно, но дальше самой идеи Брайан не заходит – банально не хватает хронометража на раскрытие ответных реакций героев. Ник Фьюри показан импульсивным и, на удивление, крайне эмоциональным человеком, которому чужды холодный расчет и тактика ведения боя. Вместо этого – пара разворотов, где Сорвиголова и ко. щеголяют в новых костюмах, да избивают злодеев из Латверии. Выходит, что комикс не работает ни как социальный комментарий (потому что такого тут нет), ни как веселый боевик, ни как шпионский триллер. 

Раз так, то зачем вообще читать это?

Из-за арта Габриэля Дель’Отто, который, к огромнейшему сожалению, редко балует фанатов полноценными сюжетами – за два десятка лет великий художник нарисовал для Marvel лишь пару лимиток и одну арку в Avenging Spider-Man Каллена Банна. 

Женщина-Паук

Очевидно, Брайан Майкл обожает Джессику Дрю. Героиня была среди основных участников Мстителей, «выступила» антагонисткой в Secret Invasion, впоследствии удостоившись сольного тайтла про агентов М.Е.Ч.а. До этого Бендис успел поработать над лимиткой-ориджином девушки с нетривиальным названием Spider-Woman: Origin в соавторстве с Брайаном Ридом – сценаристом Spider-Man: Web of Shadows.  

Из хорошего: комикс пытается внятно объяснить мотивы Джесс через пересказ трагичной истории девушки, чьи родители оказались агентами Гидры и злыми злодеями. Из плохого: визуал Джонатана и Джошуа Луна, которые, исходя из стилистики мини-серии, вдохновлялись малобюджетными аниме девяностых и нулевых (видимо, поэтому Origin стала их первой и последней  работой в Marvel Comics). Стоит ли читать первый сольник Женщины-Паук авторства Бендиса? Скорее да, чем нет – без базовых знаний о прошлом героини разобраться в дальнейших хитросплетениях сюжетов Spider-Woman не представляется возможным. Хотя до сих пор ее предыстория и последующая супергеройская деятельность активно дополняется занудными и вводящими в ступор ретконами – вспомнить только недавнее «возвращение» королевы Веранке в рамках тай-ина к Devil’s Reign от Карлы Пачеко. 

Однако онгоинг Spider-Woman 2009 года, закрытый на седьмом выпуске, не так прост. Изначально проект разрабатывался с расчетом на переделку серии агента М.Е.Ч.а Джессики Дрю в полноценное анимационное шоу – на IMDb даже сохранилась страница сериала из пяти эпизодов. Интересного в продакшне сериала, к сожалению, почти ничего не нашлось – разве что участие Джессики Бун, которая может быть знакома некоторым отаку по озвучке Юри в Eternal Quon. Шоу выглядит как классический «анимированный комикс» с YouTube, в котором один слой картинки пытается взаимодействовать с другим, пролетая над третьим. Удовольствие, честно говоря, на любителя. 

Если же абстрагироваться от экранизации, стоит отметить, что Spider-Woman – тот же Daredevil, Moon Knight, Infamous Iron Man и многие-многие другие мини-серии Брайана. Во-первых, из-за специфического визуала Алекса Малеева. Во-вторых, каждая история представляет собой сюжет про «героя-изгоя, которому дают шанс исправить ошибки прошлого и начать все с чистого листа». Зачастую Бендис даже не использует персонажей из ростера действующего лица, отдавая предпочтение своим любимчикам.

Серия 2009-2010 гг., на мой взгляд, остается одним из лучших современных комиксов о Дрю. На самом деле, добиться данного титула не так уж и сложно, учитывая конкурентов. Но, говоря начистоту, я искренне проникся письмом Брайана из финального номера – было видно, что авторский состав искренне хотел продолжить работу над онгоингом и довести Джессику до статуса героя первого эшелона. К сожалению, выгорание и усталость никто не отменял – на такой грустной ноте Spider-Woman Бендиса и Малеева и закончился с выходом седьмого номера.

Итог

Разумеется, все вышеперечисленные сюжеты – лишь верхушка айсберга под названием «комиксы Брайана Майкла Бендиса». Параллельно с работой над текстом я даже сел за изучение Ultimate-вселенной Marvel – уж очень хотелось сравнить подход сценариста к разным жанрам, сеттингам и мирам в целом. Оказалось, что пресловутых различий не слишком много. Номинальный Ultimate Spider-Man, как и выходящий с ним параллельно Daredevil, грешат одними и теми же приемами и отдельными элементами нарратива. Говоря более предметно, стоит выделить растянутые на целые развороты монологи о «тщетности бытия», около-эротическое содержание отдельных историй (вспомните о Черной Вдове в «Сорвиголове» и Черной Кошке в «Пауке»), а также обилием динамичных экшен-сцен  с полотнами текста. Отдельно стоит выделить и любимые Брайаном рассуждения о последствиях раскрытия тайны личности героя для самого линчевателя, его близких и общества в целом. 

Мои любимые камео в 17-летнем гэге: Кристофер Хастингс в парике и костюме Гвенпул из Jessica Jones vol. 2 #4, Джонатан «Капитан Вселенная» Хикман, уничтожающий вселенную Marvel, из Miles Morales: Ultimate Spider-Man #12 и, собственно, сам Брайан в девятом выпуске Defenders 2017-го

Чем запомнились сюжеты Бендиса? Обилием метакомментариев и пробитий четвертой стены, которые ярко выражались благодаря многочисленным камео «заключенных» (обязательно прочитайте седьмой выпуск Nailbiter Джошуа Уильямсона), местами неуместным юмором, тонной рефлексии, а также одним из лучших периодов комиксной «жизни» персонажей Marvel. Как бы сообщество фанатов не высказывалось о «качестве» историй Брайана, игнорировать титанические усилия и их влияние на современный вид комиксов «Дома Идей» попросту деструктивно. Пускай большинство работ сценариста не блещет оригинальностью (тот же Moon Knight выглядит как урезанная до 12 выпусков калька с остальных «стрит-левельных» серий авторства Брайана), культовые Daredevil, Alias, House of M, The New Avengers и The Dark Avengers, Secret Invasion и Siege заслуживают вашего внимания. Как минимум из-за вложенных в лор Земли-616 идей, концепций, событий и героев. За дебют прекрасной Джессики Джонс, которая стала иконой женских персонажей комиксов, можно простить ошибки первой половины карьеры сценариста. Например, Spider-Man 3: The Black.

Интересный факт: карьера Бендиса отметилась двумя «важными» комикс-приквелами к проектам про Дружелюбного Соседа – уже упомянутым Spider-Man 3: The Black, раскрывающий Брока в исполнении Тофера Грейса, и Spider-Man Activision, приуроченный к выходу одноименной игры 2000-го года. Оба существуют в формате незатейливых ваншотов с минимальным количеством страниц, поэтому советую как-нибудь ознакомиться для общего развития.

Подводя итоги, хочется похвалить Брайана за его вклад в индустрию и поп-культуру в целом. За так и не упомянутые в тексте мультсериал Spider-Man 2003-го года (неканоничное продолжение первого фильма Сэма Рейми), относительно сносную видеоигровую адаптацию Ultimate Spider-Man 2005-го, ныне культовый Shattered Dimensions 2010-го, а также фильмы первой и второй фазы MCU, в которых сценарист выступал креативным консультантом. Резюмируя, считаю, что многочисленные повторения как отдельных элементов сюжета, так и нарратива историй в целом, остается главным бичом Бендиса – страдает он им, к сожалению, до сих пор. Подробнее об этом высказывались мои многочисленные друзья и коллеги (наиболее показателен обзор Guardians of the Galaxy vol. 4 от Степана), поэтому не вижу смысла повторяться. Хотя, возможно, однажды все-таки доберусь до Uncanny и All-New X-Men, Invincible Iron Man и, прости Господи, Civil War II. Однажды. 

И я не мог не поделиться потрясающей превьюшкой к тексту. Правда, пришлось немного заЦЕНЗОРить. 

Спасибо за финансовую поддержку материала Дмитрию Началову, Шамилю Зябирову, Глебу Савельеву, Матвею Зорину, Максиму Кабанову, Максиму Кущенко и Никите Надточей (он у нас теперь пишет про игры!). Отдельное спасибо моему товарищу и коллеге Никите Батурину за прекрасный леттеринг на превью статьи.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment