Странная жизнь не менее странного доктора.
Доктор Стрэндж – один из немногих персонажей Marvel Comics, не удостоившийся личной серии комиксов к премьере нового сольного фильма. Поясню, как работает эта маркетинговая тактика конкретно в рамках «Дома Идей»: к выходу, обычно, первых полноценных промо-материалов, будь то постер или дебютный тизер, издатель выпускает лимитированную серию, онгоинг или серию ваншотов. Так Marvel подогревают интерес к будущему проекту сторонней атрибутикой, позволяя при этом заранее познакомиться с новыми для MCU персонажами и мирами. Так было с Eternals Кирона Гиллена, Shang-Chi Джина Янга, Black Widow сестер Соска и Келли Томпсон (это помимо Taskmaster и выпусков про Зимнюю Стражу с Еленой Беловой – спасибо пандемии и переносам), Loki Дэниела Кибблсмита, Falcon and the Winter Soldier Дерека Лэнди, Darkhold Стива Орландо, Moon Knight Джеда Маккея.
Говоря простым языком, практика «сопутствующей атрибутики» стала регулярной, уже давно доказав свою эффективность – активнее комиксы берут тогда, когда новый релиз подкреплен выходом крупного медиа-продукта, будь то масштабный блокбастер, мини-сериал или игра. Вы могли отметить это и сами, изучая осенние анонсы: главной сентябрьской новинкой Marvel стала мини-серия Midnight Suns, посвященная героям «мистического» сегмента издательства и приуроченная к запуску одноименной видеоигры от Firaxis Games – создателей моего любимого (и любимого у ГлавВреда – примечание ГлавВреда) XCOM: Enemy Unknown.
Исключением стал ивент Infinity Wars Джерри Даггана, который, судя по всему, был приурочен к релизу триквела Мстителей в «цифре» и первым промо-материалам Endgame. В обоих случаях комикс был не к месту, хотя, как уже говорил мой коллега Глеб «Джейсон» Гаттерлосс в своем разборе серий, пролог ивента, Infinity Countdown, куда больше походил на «рекламный продукт» к «Войне Бесконечности» и «Финалу».
В общем, поговорить бы я хотел о последнем на данный момент полноценном сюжете про доктора Стивена Стрэнджа, автором которого выпустил уже упомянутый выше Джед Маккей – один из сценаристов «новой школы» комиксов, выросших на комиксах девяностых и нулевых. Из этих подростковых референсов растут корни и бунтарского мира вселенной Панк-Паука, и по-своему обаятельной и сексуальной линейки Черной Кошки, и сюжеты о Камнях Бесконечности, Таскмастере и Мстителях-мехах.
Помимо этого, еще в 2019-ом году Маккей отметился сразу двумя качественными «перезапусками» персонажей издательства. Сценарист поработал над мини-серией Man Without Fear, во многом ссылающейся на классические сюжеты Daredevil Фрэнка Миллера и Брайана Майкла Бендиса, а также сольником Фелиции Харди, который вернул героине оригинальный статус-кво. А ведь я даже не затронул обласканную как критиками, так и читателями актуальную линейку Марка Спектора, о которой, кажется, я писал уже около пяти или шести раз, – уверен, главВред меня поправит с точным числом. (Не поправлю, просто читайте статьи – примечание ГлавВреда)
Доктор Стивен Стрэндж пережил в комиксах множество испытаний за последнюю декаду. Герой столкнулся с ужасающим культом ученых-инквизиторов, «уничтоживших» магию на Земле, и сражался с собственным «отчаянием», схлестнулся с Локи и Часовым, Мефисто и Джонни Блейзом, отправился в космическое родео за новыми силами, был на грани жизни и смерти в серии Валькирии – с чем только не имел дело Стрэндж в прошлом десятилетии. С другой стороны, Верховный Чародей наконец получил желанное исцеление – уже в рамках последних номеров Doctor Strange 2018-го года от Марка Уэйда Стивен излечил свои сломанные руки, перед этим заплатив частичкой души за спасение вселенной.
Не справился Доктор Стрэндж лишь с одной преградой – пандемией Covid-19. Как вы могли догадаться, именно она стала причиной закрытия последней сольной серии Стивена – Dr. Strange 2019-го года авторства все того же Марка Уэйда. Линейка просуществовала ровно шесть выпусков, хотя при этом в сети есть обложка и синопсис седьмого номера.
Интересный факт: Сокращенная форма Doctor, Dr., указана потому, что Верховный Чародей Земли в самом деле вернулся к давно позабытой врачебной практике – пускай никто и не осмелился отзывать у известного нейрохирурга-супергероя его диплом об образовании. Хоть Стивен и ранее делал акцент на том, что его стоит называть «Доктором» (в том числе и в проектах MCU), в случае названия линейки Марка Уэйда коннотация обращения играет ключевую роль для героя – он «переродился», возвратив свой «титул», статус и достижения. Именно поэтому релаунч 19-го года так активно выделяет Dr. в названии – это важный нарративный элемент.
А еще Dr. было на альтернативной обложке 381-го выпуска, в котором Стивен стал ветеринаром.
Хотя, возможно, во вселенной Marvel просто существует уникальный алгоритм, активно подчищающий диссертации и докторские за неудачливыми представителями научного общества.
Параллельно с этим, в преддверии первой волны пандемии, стартовал онгоинг Strange Academy от Скотти Янга и Умберто Рамоса. Линейка была посвящена группе одаренных подростков, чувствительных к магии и волшебству, проживающих в закрытой школе для волшебников Доктора Стрэнджа. Вы все верно поняли: «Академия Стрэнджа» представляет собой несколько видоизмененный концепт вселенной «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, подогнанный под лекала современного мира Marvel Comics.
О серии, к слову, я рассказывал месяц назад в обзоре первого тома от издательства «Alpaca».
Релиз первого номера ивента Death of Doctor Strange состоялся в сентябре 2021-го года. В общей сумме событие насчитывает 12 выпусков, половина из которых – одиночные тай-ины про различные команды и героев «мистического» сегмента Marvel. Главной же особенностью линейки стало ее позиционирование: уже в превью дебютного выпуска читателям продемонстрировали смерть титульного персонажа истории, сконцентрировав внимание вокруг незамысловатого триллера-детектива и последствий гибели Верховного Чародея. Нетрудно догадаться, что к последнему не был готов никто, в том числе и сам Стивен. Пускай в сюжете и фигурирует подготовленный Стрэнджем заранее недельный бэкап, необходимый для решения чрезвычайных проблем, положение дел он не меняет.
Главное достоинство «Смерти» Джеда Маккея – отсутствие пресловутой наигранности и пафоса, присущей большинству аналогичных мини-серий с приставкой Death в названии. Вспоминая идентичные события про Логана, Людей Икс, Нелюдей, Джейн Фостер или Питера Паркера (любого из), хочется лишь похвалить сценариста за нетипичную для Большой Двойки интерпретацию «поворотного момента» смерти героя с отсутствием кокетливых намеков и заигрываний на протяжении четырех из пяти номеров. Стрэндж умер именно так, как и должен был – дома, отбиваясь от чар одного из заклятых врагов, по-своему случайно и внезапно. Именно так, как обычно бывает в реальной жизни – только без волшебства и заклятых врагов.
С анонсом мини-серии многие люди ожидали предсказуемого «этот персонаж мертв, но мы знаем, что однажды он вернется», и вы, похоже, отказываетесь от этого тропа с окончанием первого выпуска. Было ли это сознательным решением отойти от прошлых историй со «смертями» супергероев, или все перечисленное стало просто естественным развитием повествования?
К концу книги на полу лежит труп Доктора Стрэнджа, пока Доктор Стрэндж стоит над ним. Так что мы убрали всю эту историю с «он мертв, но он вернется» пораньше, чтобы у нас была возможность продолжить рассказ. На данный момент у зрителей есть определенные ожидания, когда дело доходит до историй о смерти супергероя, и это вполне понятно – это просто часть того, как работает медиа в современном мире. Но вот в чем дело: комикс не называется «Жизнь Доктора Стрэнджа».
Интервью Мэттью Джексона с Джедом Маккеем для издания SYFY, сентябрь 2021-го.
Другим ощутимым преимуществом Death of Doctor Strange (далее по тексту – DoDS) перед остальными кроссоверами стал относительно небольшой объем при общей насыщенности событий. Основная линейка состоит из пяти выпусков, когда как остальные семь – законченные ваншоты, повествующие о последствиях смерти Чародея и сторонних угрозах. И говоря откровенно, лишь одна из этих семи историй показалась мне как ненужной для ивента и мира Marvel в целом, так и сюжетно блеклой и скучной – DoDS: Bloodstone от сценаристки Excalibur Тини Ховард.
При этом хочется отметить, что сразу за два из семи выпусков взялись новички: отличный DoDS: Avengers писал Алекс Пакнадел, за плечами которого был одиночный выпуск Time of Monsters при The Immortal Hulk, а DoDS: Blade подготовила Дэнни Лор, ранее работавшая над четвертым томом Champions. Как ни странно, пересказывать события тай-инов я не собираюсь – каждый из них (в том числе и сольник Эльзы) заслуживает вашего внимания. Отдельным пунктом хотел бы выделить упомянутый выше спецвыпуск про Мстителей, который несколько расширяет события культового New Avengers: Illuminati 2006-го года. Да, в спин-офф ивента про Стрэнджа, приуроченного к выходу фильма, вставили Иллюминатов. Sub rosā, конечно.
В конечном счете, стоит сказать, что выбор сценариста в лице Маккея был оправдан не только его богатым опытом работы с «софт-ребутами» героев Marvel Comics, но и его начитанностью. Мне искренне нравится, что современные комиксы Marvel активно ссылаются друг на друга, не стесняясь заимствовать отдельные визуальные приемы или формулировки. Более того: все чаще авторы ссылаются на классические истории. К примеру, три из четырех основных противника DoDS, Аггамон, Умар и Тиборо, были придуманы еще в 60-ые годы прошлого века культовыми сценаристами и художниками. При этом два из них засветились в менее чем десяти выпусках за всю свою злодейскую карьеры. Сам факт того, что Маккей не стал плодить героев-однодневок, но воспользовался уже давно позабытыми персонажами, как по мне, заслуживает уважения к проделанной сценаристом работе.
Бесполезный факт: Тиборо – Верховный Чародей шестого измерения, а также Дух Разложения (Spirit of Decay в оригинале). И на какой-то момент я ошибочно посчитал, что он связан с другим Духом Разложения (Spirit of Corruption, которого можно перевести как Дух Гниения), дебютировавшим в Ghost Rider Эда Бриссона. Но нет – так уж получилось, что имена просто созвучны, а сам Некрозис (первоначальный аватар «Коррупции») родом из Лимба, в котором, к слову, Верховной Чародейкой является наша любимая Ульяна «Магика» Распутина.
По итогу DoDS – это крайне масштабная и важная, пускай и камерная в контексте затронутых онгоингов и придаточных тай-инов, история, которой искренне наслаждаешься на протяжении всего прочтения. Джед Маккей, как мне кажется, серьезно реабилитировал жанр «детектив» в современной действительности Marvel Comics, за пару лет выдав и прекрасного Taskmaster, и хорошую сквозную ветку Infinite Destinies, и отличную Death of Doctor Strange. Вспоминая крайне спорный Original Sin, который сводил финал четко выстроенного триллера к однообразному третьему акту многочисленных блокбастеров, стоит только похвалить сценариста актуальных Moon Knight и Strange за принципиальность и выдержку.
К слову, о последнем. В настоящий момент на смену DoDS пришел третий том Strange, посвященный новой Верховной Чародейке Земли, – Клеи Стрэндж. Автором комикса по-прежнему значится Маккей, что также не может не радовать. Основным конфликтом «перезапуска» «Стрэнджа» стал поиск Клеей и Вонгом способов вернуть Стивена из мира мертвых – герои активно пытаются спасти дорогого им человека, попутно отвлекаясь на конфликты и войны в других измерениях. Как оказалось, глобальный катаклизм, вызванный смертью мага и сражением Верховных Чародеев с Иноземным Малышом (Peregrine Child), серьезно повлиял на всю вселенную Marvel: вооруженные группировки убивают сверхъестественных существ и захватывают их территории, в то время как Смерть «вербует» своего «Верховного Мага» и хранителя покоя преисподней.
Проблема в том, что во владениях Смерти начался мятеж – неупокоенные души пытаются пробраться в мир живых, за чем вселенская сущность просто не успевает уследить, потому и создает собственного, если так можно выразиться, «защитника». Таким образом, Джед Маккей не просто связывает свой сюжет с Valkyrie: Jane Foster Эла Юинга и Джейсона Аарона, в рамках которой за Смертью пришла ее Смерть (просто забейте, хорошо?), но и создал условия, при которых можно вернуть уже умерших персонажей в качестве «злодеев недели». К примеру, второй номер серии похвастался появлением Эрика Мастерсона, фанатам «Тора» известный как Громобой, а уже в четвертом выпуске ожидается возвращение Рыцаря Тени – брата Марка Спектора, убитого в далеком Shadowland: Moon Knight 2010-го года.
В день, когда я сдавал материал на редакцию, вышел спецвыпуск X-Men: Hellfire Gala #1, в котором население Земли узнает о технологии перерождения мутантов Кракоа. Занятен данный номер тем, что Клея, будучи гордой и вспыльчивой чародейкой, лично встречается с Эммой Фрост, чтобы обсудить возможное возвращение/клонирование Стрэнджа.
Вообще, Маккей любит связывать свои линейки небольшими камео и тим-апами. Специально для DoDS Джед написал спецвыпуск про Человека-Паука Бена Рейли, над которым он работал с авторской командой Beyond, сделав второстепенной героиней номера Черную Кошку. И добавив двухстраничное появление Лунного Рыцаря, линейку которого также пишет он. При этом Рейли не упоминает событий Doctor Strange: Damnation в разговоре со Спектором, хотя в диалоге с Вонгом Бену все-таки пришлось напомнить коллеге об их прошлой встрече в составе Полуночных Сынов.
Хочу в очередной раз сказать: одобрите уже этот старинный питч господину Грэгу Смоллвуду.
Такими были последние несколько лет семейства Стрэнджа в комиксах. Герой излечил свои руки, дважды за неделю встретив смерть, по итогу передав свой титул законной жене. На данный момент закончился и «первый семестр» Strange Academy, релаунч которого состоится уже в конце этого октября. Информации же о закрытии Strange пока не было – точно известно, что линейка продлится, как минимум, до октября. Зато читатели получат отдельную авторскую мини-серию про Стивена от Трэдда Мура.
В общем, впереди еще много интересных комиксов, вдохновленных Верховным Чародеем Земли. Остается только надеяться, что качество их будет держаться на нынешнем, весьма высоком уровне. Честно говоря, Стивен оставил после себя достойное наследие, которое не сравнится с наследием то же Логана в десятых годах, не говоря уже о мутантах или нелюдях.
К тому же, как я только сейчас осознал, Дойл Дормамму ни разу не виделся с Клеей лично. А ведь девушка, исходя из крайне запутанного генеалогического древа «мистической» вселенной Marvel, должна быть его кузиной. А значит, что подросток целый год учился магии в школе своего зятя. Или «брата». Я плох в таких понятиях, извините.
Вау, как же я обожаю комиксы.
Участвуйте в конкурсе в честь 10 лет GeekCity. Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!