Продолжаем изучать Гоблинов, с которыми борется Человек-Паук.
Больше Гоблинов!
В первой части мы остановились на поздних 90-х, когда Норман Озборн остался единственным полноправным Гоблином. Тогда с персонажем что только не происходило:
- Озборн выставил Паука преступником – Питеру пришлось использовать четыре новых супергеройских личности, чтобы избежать внимания полиции;
- Ради перестраховки Норман наряжал в гоблинский костюм искусственный человеческий конструкт – вскоре творение погибло на руках Человека-Паука;
- Пожелав обрести мистическое могущество, злодей участвовал в ритуале Собрание пяти – вместо силы Озборн получил безумие;
- Наконец Пауку угрожал искусственный интеллект, основанный на мыслях Нормана и Гарри: ИИ создал роботов-Гоблинесс и попытался превратить маленького Норми в Гоблина.
Комиксный экспириенс в чистом виде. Но все это были сюжеты из безумного прошлого – в новом тысячелетии пришла пора Гоблину эволюционировать.
No more goblin faces (2001-2010)
В 2002 году вышел фильм «Человек-Паук» Сэма Рейми, где Зеленый Гоблин стал первым врагом Паука на большом экране. Как раз к премьере издательство Марвел выпустило историю, запустившую новую эпоху гоблинской истории.
Peter Parker: Spider-Man #44-47 (2002), издавался в старых журналах «ИДК»!
- Сценарий: Пол Дженкинкс
- Рисунок: Умберто Рамос
Норман Озборн клянется отомстить Питеру за смерть Гарри. Он публично раскрывает вину Паука в смерти Гвен, подстраивает аварию для Флэша Томпсона, даже угрожает убить своего внука Норми. Но чего на самом деле добивается Зеленый Гоблин?
Ран Пола Дженкинса очень часто называют незаслуженно забытым из-за любимого фанатами рана Стражински. В плане эволюции Человека-Паука Стражински действительно Peter Parker: Spider-Man вряд ли превзойдет, однако это очень хорошая серия про Питера Паркера, а не Паука. Поэтому противостояние героя и злодея оборачивается не очередной битвой Паука и Гоблина, а именно дуэлью Питера и Нормана.
Формально гоблинскую линию сценарист начал еще в #25: Зеленый Гоблин пытался заставить Питера принять сыворотку и перейти на темную сторону. По сравнению со «Смертью в семье» этот сюжет мне кажется не таким самобытным – уже через два десятка выпусков Дженкинс найдет более интересный подход к вражде злейших врагов.
Я бы назвал этот сюжет разделяющей линией между Гоблином XX века и современным Гоблином. Даже по названию арки «Смерть в семье» легко разгадать источники вдохновения: Дженкинс перенес из запутанных отношений Бэтмена и Джокера как минимум жгучую смесь ненависти и невозможности жить друг без друга. Куда важнее другое.
Не берусь утверждать, что следующие сценаристы читали этот комикс, однако все развитие Нормана Озборна в ближайшие лет двадцать строится на «Смерти в семье». Для начала болезненная одержимость выбором наследника: раз уж Гарри оказался неудачным отпрыском, то следующий точно должно унаследовать империю Гоблина. Тем более Норман еще достаточно молод, чтобы стать отцом.
Далее преследование Питера не ради уничтожения, а для подчинения: Паук обязан признать превосходство Гоблина, даже стать тем самым наследником. Дженкинс еще сильнее углубляет разделение личностей Нормана и Гоблина, где бизнесмен Озборн оказывается даже опаснее зеленого фрика. Норману нет нужды переодеваться в Гоблина, чтобы сломать жизнь Паучку.
Арт Умберто Рамоса достаточно специфичный, но здесь он подходит идеально. Если Норман выглядит как размашистый угловатый шкаф, то Гоблин – это шустрый ловкий трикстер. Одно из моих любимых изображений злодея.
К слову, в самом сюжете никто не умер, да и не должен был. В искаженном гоблинском восприятии Озборн уже видит себя и Питера одинаковыми: Паук потерял Гвен, Гоблин потерял Гарри. «Ты сын без отца, я отец без сына».
Поэтому для него так важно доказать, что они одинаково погружены во тьму. А Человек-Паук же понимает, что сильнее всего по самолюбию Нормана ударит то, что он откажется отвечать местью на месть. Если он убьет своего худшего врага, то навсегда потеряет память о Гвен – она не хотела бы, чтобы Питер оказался убийцей.
В общем, Пол Дженкинс взял лучшее из истории Гоблина 60-х и удачно доработал образ Озборна-мастермайнда из 90-х.
Однако далее линия Озборна слегка споткнулась о Брайана Майкла Бендиса. Ради проходного арка в Pulse (сиквел онгоинга «Джессика Джонс») БМБ выставил Озборна тупым маньяком: сначала он убил журналистку за неудобный вопрос, а потом преследовал Джессику. В итоге Бен Урих написал для «Дейли Бьюгл» разоблачительную статью о тайне безумного миллиардере, финальный удар вообще нанес Люк Кейдж…
Довольно бесполезный сюжетный изгиб ради не самого выдающегося комикса. Не будем долго задерживаться. Главное, что курс «Озборн > Зеленый Гоблин» затем успешно подхватил Марк Миллар.
Marvel Knights Spider-Man vol. 1 #1-12 (2004-2005), издан в «Рыцари Marvel. Человек-Паук» от «Комильфо» (как и другие комиксы про Паука на русском)
- Сценарий: Марк Миллар
- Рисунок: Терри Додсон
Миллар снова столкнул Гоблина с Пауком. Озборн отправился за решетку, однако некий злодей похитил тетю Мэй… Паркеру придется пройти через сражение со Стервятником и Электро, увидеть превращение Скорпиона в нового Венома и объединиться с Черной Кошкой, сразиться со Зловещей Дюжиной, чтобы встретиться с главным виновником всех бед – Зеленым Гоблином.
Гоблин снова пытается убить Человека-Паука не тыквами, а ценной информацией. Даже за решеткой серый зеленый кардинал Озборн способен превратить жизнь Питера в Ад – на глайдер он залезает только в кульминационной части своего плана.
Такая метаморфоза целиком соответствовала моде нулевых – вытрясти из охапки старых комиксов всю странность и превратить их в современный блокбастер на бумаге. Образцовый пример как раньше пытались «по-взрослому» объяснить супергероику – это взгляд Миллара на появление кучи мелких злодеев. Якобы это заговор магнатов и правительства: корпорации, в том числе Озкорп, специально расплодили плохих парней, чтобы герои останавливали ограбления банков, а не задумывались о важных вопросах вроде социального расслоения. Все еще лучшее объяснение по сравнению с лоботомией из «Кризиса Личности» DC.
Вау-эффект слегка смазывает максимализм Миллара. Когда Марк сделал Нормана мастером многоходовочек, он подзабил на психологизм – Зеленый Гоблин такой гений, что все детали его плана складываются сами собой. Да и в конце Миллар не смог сдержаться, поэтому снова получился поднадоевший оммаж на драку над мостом.
Итак, Дженкинс раскрыл тьму внутри Гоблина, Миллар развил роль Озборна как теневого кукловода – следующий сценарист окончательно закрепит новый образ злодея XXI века.
Thunderbolts vol. 1 #110-121 (2007-2008), издан в «Громовержцы. Полная коллекция» от Jellyfish Jam
- Сценарий: Уоррен Эллис
- Рисунок: Майк Деодато-младший
Ради охоты на непокорных супергероев после «Гражданской Войны» некоторых «законопослушных» злодеев выпускают из тюрьмы – новый отряд Громовержцев возглавляет не хихикающий Гоблин, а беспринципный Норман Озборн в деловом костюме.
Уоррен Эллис довел до пика идею злодеев в роли цепных псов режима: что произойдет, если мощь государства окажется не в тех руках? Что, если антитеррористическую операцию доверить гораздо более опасным террористам? А их эффективным «менеджером» поставить абсолютного маньяка? Спойлер: случится кровавая катастрофа и один из самых эффектных комиксов Марвел про плохих парней.
Под управлением Нормана оказался отряд из таких же неуравновешенных генераторов проблем: Веном, Меченый, Певчая Птица, Лунный Камень, Епитимья, Радиоактивный Человек, Мечник. Только Озборн все равно оставался самым опасным из них, потому что обладал самым опасным оружием – властью. И поначалу миллиардер казался хитрым Дьяволом, который находит подход ко всем своим марионеткам: забраться под кожу одному Громовержцу можно с помощью родственников, вторым будет управлять профессиональная гордость убийцы, третьему достаточно просто позволить убивать направо-налево.
Но эффективный управленец Озборн – только хлипкий фасад. Стоило слегка надавить на психику Нормана, и Гоблин снова вырвался наружу.
В нулевые тягу к личности Зеленого Гоблина часто подают как крайнюю степень безумия. Можно спокойно устроить охоту на суперлюдей, но стоит тебе засветиться в фиолетовом колпаке – и ты прослывешь законченным психом. В XXI веке настоящие злодеи управляют оборонным комплексом и идут штурмовать враждебные государства. Они носят броню с американским флагом и ворочают бюджетами. А гоблинские игры – это стыдное прошлое для зависимых фриков. Мыльная опера с угадайкой, на которую нет времени у важных мужчин в деловых костюмах.
Озборн не может не сорваться, быть Зеленым Гоблином – это его личный сорт героина. Точно так же комиксы не могут долго подражать Голливуду – рано или поздно цветастое безумие с клонами, киборгами и демонами все равно выскочит из сундука.
Давайте на время отвлечемся от Нормана. Нужно рассказать про две другие гоблинские линии, как раз чисто комиксные:
Sins Past (Amazing Spider-Man #509-514, 2004)
- Сценарий: Дж. Майкл Стражински
- Рисунок: Майк Деодато-мл.
На Человека-Паука нападает пара неких людей в серых костюмах… Перематываем драки и слезливые откровения… Это дети Гвен Стейси от Нормана Озборна! Гвен тайно родила близнецов Габриэля и Сару во Франции, а Норман забрал их себе – из-за гоблинских генов они росли аномально быстро. Повзрослевшие отпрыски посчитали Питера своим настоящим отцом, виновным в гибели матери, и захотели отомстить.
Но Сара пострадала, а Габриэль переоделся в Серого Гоблина. В итоге он потерял память после сражения (опять), а cестра увезла его в Париж.
Наверное, даже сейчас это один из самых ненавидимых сюжетов про Человека-Паука (хотя Зеб Уэллс забирает все больше мест в анти-топе). Внезапный секрет Гвен привел в ярость фанатов. Еще хуже «Грехи прошлого» делает вмешательство редактора Джо Кесады: изначально Стражински собирался сделать Габриэля и Сару тайными детьми Питера. Тоже спорная затея, но точно не такая скандальная, как секс Нормана со студенткой.
Если вам интересно мое мнение, я не считаю сюжет преступлением против человечества, максимум просто плохим. Люди совершают ошибки, почему же у Гвен не может быть права оступиться? Да, это стыдный безвкусный ход с неожиданным появлением детей, но он бьет Питера по самому больному – всю жизнь он считал Гвен святой, а оказалось, что это далеко не так.
Спустя много лет Ник Спенсер попытался исправить «Грехи прошлого», но получилось непростительно плохо (об этом позже). Пытаться постоянно переделать мутное прошлое – это очень инфантильно.
Вообще лучший способ исправить плохую историю – забыть о ней и двигаться дальше. Вот и все. Любый ужасный сюжетный поворот окажется лишь частью Википедией со временем, но портить свой комикс только ради успокоения пары людей, которые не могут отпустить прошлое, – худший путь в Ад (Meфисто референс).
Очень косвенно Серые Гоблины повлияли и на появление следующего Гоблина. Итак, редакторы Marvel не захотели развивать Человека-Паука как семьянина с женой и детьми, посчитав, что всем интересен только Паркер-неудачник. Поэтому в сюжете One More Day заключил с Мефисто сделку: брак с Мэри Джейн будет стерт из истории, взамен все забудут настоящее имя Питера, его тетя выживет после ранения.
Так началась эпоха Brand New Day: ASM начал выходить три раза в месяц, а авторская команда постоянно менялась.
Рекомендую посмотреть очень содержательное видео про этот паучий период. А прочитать комикс на русском вы можете в четырех книгах «Человек-Паук. Новый день» от «Комильфо».
Я не буду сильно вдаваться в подробности новой эпохи, только кратко опишу как попытку осовременить идеи из рана Ли и Дитко. На первый план выходят не тим-апы с Мстителями и мистические откровения, а простая жизнь Питера Паркера.
Он пытается успеть на работу, не опоздать на свидание и наладить отношения с друзьями. Кстати, о друзьях: после манипуляций Мефисто вернулся из мертвых Гарри Озборн! Теперь точно возвращение к корням.
Как и его отец, после мнимой смерти Гарри ожил благодаря сыворотке, затем он скрывался в Европе и вернулся только сейчас (ноль внимания ретконам Спенсера).
Во время Brand New Day авторская команда попыталась придумать для Паука галерею совершенно новых врагов. Частично введенные злодеи занимали уже знакомые ниши: например, самый удачный новичок Мистер Негатив выглядел как комбинация Нормана Озборна и Кингпина (миллиардер с раздвоением личности + криминальный босс). Дочка Крэйвена вообще была ходячим тизером сиквела «Последней охоты».
Большинство свежих врагов остались третьестепенными персонажами. Также получилось и с новым Гоблином для новой эпохи – Угрозой (так злодея незамысловато стали называть после публикации в газете).
ASM #549-551 (2008)
- Сценарий: Марк Гуггенхайм
- Рисунок: Сальвадор Ларокка
Как в случае с другими Гоблинами, линия Угрозы оказалась смесью детектива, мыльной оперы и драк над крышами Нью-Йорка. Сначала Питер и читатели понятия не имели, кто скрывается за маской. Но угадать вполне можно было: Угрозой оказалась Лили Холлистер (новая девушка Гарри и дочка окружного прокурора Билла Холлистера). Появилась она в #545, Угроза же – в #549.
Главная проблема Угрозы – злодейка интересна ровно до момента, пока не раскрывается тайна личности. После разгадки мотивов Лили становится обычной злой психопаткой без своей изюминки. А до разоблачения девушка играет в Brand New Day не особо интересную роль красивой подружки.
В визуальном плане Угроза тоже ничего любопытного не представляет. Разве что мелькают дротики с буквой М и целая секира (она как-то не прижилась).
Когда Угроза столкнулась с Норманом, симпатии тоже оказались не на ее стороне.
New Ways to Die (ASM #568-573, 2008)
- Сценарий: Дэн Слотт
- Рисунок: Джон Ромита-младший
Озборн отправляет Громовержцев на охоту за Человеком-Пауком. Как обычно, все пошло не по плану: новый Веном хочет убить старого, а Озборн снова берется за старое.
Обычно «Громовержцев» Эллиса называют одной из лучших работ про команду, но в плане передачи безумия Гоблина «Новые пути умереть» ничуть не уступает рану Уоррена. Все потому что это отличный арк про зависимости, которые превращают жизнь в катастрофу.
Мак Гарган не хочет отпускать Венома, Эдди Брок возвращается к симбиотам даже после того, как они его чуть не убили. А для Озборна маска Гоблина – аналог наркотика. Ради новой дозы он готов наплевать на отношения с сыном и свою должность – лишь бы только напялить колпак и проломить Пауком стены. Для Гарри же зависимость отца остается семейным проклятием, от которого невозможно убежать.
На фоне впечатляющего Нормана Угроза выглядит очень слабо. Даже если по сюжету она оказывается сильнее, в одной сцене с ним новая злодейка выглядит бледной подражательницей.
Лили попытались добавить мотивов только после раскрытия личности Угрозы в арке с говорящим названием Character Assassination (#584-588). Обнаружив тайную лабораторию Нормана, она случайно пролила на себя сыворотку – так она получила способность превращаться в рогатое чудовище (кстати, опять решили использовать фишку с настоящим гоблином). Затем новоявленная гоблинесса захотела получить признание холодного отца, устранив его конкурентов в гонке за должность мэра.
Daddy issues все еще остаются лучшими производителями Гоблинов. И снова жертвой оказался бедный Гарри: он сделал Лили предложение руки и сердца буквально в тот же день, когда узнал ее маленький секрет. Но от превращения в Гоблина-мужа он отказался – Угроза отправилась в тюрьму, а Биллу Холлистеру пришлось отказаться от политических амбиций.
Лили могла бы так и остаться злодейкой одного сюжета, если бы не вмешательство несостоявшегося свекра.
Чем же пока занимался Норман? Со времен «Новых путей умереть» он круто взлетел по карьерной лестнице.
В ходе Секретного Вторжения Озборн удачно убил королеву скруллов, заслужив кресло директора ЩИТа. В новом образе звездно-полосатого Железного Патриота маньяк превратил ЩИТ в МОЛОТ, а также возглавил Темных Мстителей (злодеев, антигероев и мутных типов, заменивших Величайших героев Земли) и Кабалу (злодейский аналог Иллюминатов). Это времена Темного Правления, когда супергерои окончательно оказались вне закона.
Даже став главным злодеем страны, Озборн остался таким же чокнутым подонком. А что он провернул, чтобы расквитаться с сыном…
American Son (ASM #595-599, 2009)
- Сценарий: Марк Гуггенхайм
- Рисунок: Пауло Сиквейра и Марко Кеккетто
Поначалу Озборн притворился, что хочет помириться с Гарри. Директор МОЛОТа предложил сыну заменить Капитана Америка и стать супергероем Американским Сыном. А чтобы Гарри не сомневался ни секунды, Озборн-старший подослал к нему беременную Лили.
На самом деле, бывший Гоблин хотел сделать из Гарри разменную монету: Американский Сын героически бы погиб на миссии, и «опечаленный» отец был бы вынужден еще сильнее закрутить гайки своего режима. А ребенок Лили вообще оказался от Нормана! Правда, спустя полсотни выпусков оказалось, что забеременела Лили все-таки от Гарри.
Пережив свои персональные Sins Past, Гарри сумел дать отпор и отцу, и бывшей невесте – для линии Озборна-младшего это важнейший арк, где он наконец твердо отрекся от семейного безумия. Конечно, при помощи Питера.
Но это комиксы, и успех Нормана не продлился долго. Во время ивента Siege (2010) армия Железного Патриота собралась штурмовать Асгард – герои же надавали злыдням тумаков, Темное Правление завершилось, а Озборна позорно разоблачили.
Весь мир увидел, что Норман невменяем – Мстителей восстановили, бывшего Патриота опять отправили в тюрьму.
Попрощаться с образом Озборна-«Лекса Лютора» из нулевых можно в лимитке Osborn от Келли Сью ДеКонник: злодей снова попал в тюрьму, откуда продолжил заражать мир безумием.
Мы вернулись к тому, с чего начали – только эпоха «серьезных лиц» закончилась (уже в следующем сюжете «Мстителей» Бендис наделил Озборна силами Супер-Адаптоида, но мы не будем это вспоминать).
Война Гоблинской и Паучьей Розы (2011-2018)
Приземленные нулевые сменились возвращением к ярким комиксным истокам, и образ Гоблина снова переосмыслили. Если раньше Норман скрывал свой маленький секрет, то теперь Вселенную Марвел захлестнуло подражание Гоблину (как и в реальном мире гик-культура стала массовой).
Из метафоры запрещенных веществ гоблинство стало своеобразным аналогом опасной субкультуры. Подростки накалывают тату Гоблина как символ анархии, потому что быть Гоблином – это бросать вызов системе. Гоблины – это круто. Гоблины – это тренд.
И раз уж мы перешли к нестабильным молодым людям… Как там поживает Фил Урих, первый героический Гоблин?
Напомню, что в середине 90-х парень успел побыть хорошим Зеленым Гоблином, но быстро остыл и при первых же трудностях забросил полеты в трико. Пойдя по стопам дяди Бена, он пошел учиться на журналиста. В комиксах нулевых Фил появлялся сравнительно редко. Самое заметное событие в его жизни тех лет – мини-серия The Loners (2007) про групповую психотерапию бывших супергероев-подростков.
Сценаристом оказался нынешний главред Марвел Ч. Б. Себульски (под своим именем, а не как Акира Йошида, если что).
Вместе собрались такие сбитые летчики, как Джули Пауэр из Супердетей, Турбо, Даркхоук, Рикошет, Женщина-Паук (Мэтти Франклин, можете помните ее по жуткой истории из «Джессики Джонс»). У всех супергеройская карьера не сложилась по разным причинам, но грузить проблемами долго нас не будут: уже вскоре один из группы приревновал девчонку к товарищу и начал вытворять штуки… Как вы догадались, это был Фил Урих.
В серии помешательство объясняется тем, что недолгое превращение в Гоблина все равно оставило отпечаток на личности. В глубине души Фила копилась зависть со злостью, пока он не захотел вернуть себе силу. Только силу без ответственности (если вы забыли, Фил – это Питер Паркер, ступивший на кривую дорожку).
Подано злодейство Уриха слишком скомкано и нелогично: серии нужен был злодей, чтобы не занимать весь комикс болтовней.
В конце концов, Урих похитил костюм Дархоука и напал на друзей, но ни к каким последствиям его выходки не привели. Скверный характер преступлением не считается. Лишь через пару лет Дэн Слотт распорядился с судьбой Уриха-младшему предельно категорично.
Переходим к новому период Big Time (издан как «Время славы»): если Brand New Day создавался силами кучи авторских команд, то эти выпуски стали «монологом» Дэна Слотта. И ему тоже понадобился новый Гоблин.
ASM #648-651 (2011)
- Сценарий: Дэн Слотт
- Рисунок: Умберто Рамос
Фил работает в газете и хочет запикапить девчонку Нору Уинтерс, улицы захлестнула гоблиномания. Ничего лучше в голову Уриха не пришло, кроме как полазить по старым гоблинским убежищам, чтобы найти экипировку Озборна и впечатлить подружку. Но там парень наткнулся на… внезапно вернувшегося Хобгоблина. Однако Фил оглушил злодея звуковой атакой («безумным смехом») и отрубил врагу голову – переломный момент в его жизни, когда Урих окончательно отказался от геройства. Куда больше ему понравилась быть беспощадным и непредсказуемым Хобгоблином!
Хобгоблин всегда ломал устои, и Фил не стал исключением. Благодаря найденным игрушкам Озборна злодей преобразился: теперь это живая мощь, которая разбивает окно небоскреба и поливает огнем своих жертв под безумный хохот. Вместо глайдера Фил парил на крыльях «летучей мыши», а еще он вооружился гигантским пылающим мечом.
Спустя десяток лет Умберто Рамос снова рисует Гоблинов, и делает это потрясающе.
Если Родерик Кингсли отличался хитростью и осторожностью, а Джейсон Макендейл бесил ничтожностью, то Фил сносит все на пути своей дерзостью. Он нагло навязывается Кингпину как его наемник, с ходу избивает Паука и шутя рушит целое здание. Новый Домовой с ехидной ухмылкой – это огненный ангел хаоса, призванный рушить город ради забавы и легких денег. И ради девчонок, само собой.
Как и Себульски, Дэн Слотт не сильно заботился о проработке причин падения Уриха, поэтому выглядит оно очень резким. Но тут скорее проблема в том, что традиция делать из хороших парней злодеев слабо развита. Обычно это временная смена «полярности», из постоянных примеров я смог вспомнить разве что Супербоя Прайм и Алтимэйт Рида Ричардса. Гораздо чаще плохиши переходят на сторону добра, а не наоборот, что, честно говоря, не очень реалистично: творить зло куда проще, чем добро.
Неужели Уриху все сошло с рук? И снимки Хобгоблина он успешно продает, и Нору закадрил, и на службе у Кингпина купается в деньгах. Но легкая жизнь быстро рушится, ведь возвращается настоящий Домовой.
ASM #695-697 (2012)
- Рисунок: Джузеппе Камунколи
Разумеется, Фил на самом деле отрубил голову не Родерику Кингсли, а его непутевому брату Дэниелу, которого Родерик отправил внедриться в группировку Фиска. Все это время Родерик неплохо поживал за границей, но после новостей о самозванце любопытство снова привело его в Нью-Йорк.
Тем временем, Урих оказался близок к победе над Человеком-Пауком. Как и во многих историях про Гоблинов, Питер был отравлен ядовитым газом. В этот раз токсин обострил паучье чутье в сотни раз. И Фил уже почти раздавил членистоногое, пока не объявился Кингсли.
Отличный арк по поддержке традиций: и противопаучий яд распылили, и двух Гоблинов столкнули, и опять мелочный эгоизм помешал злодеям объединиться ради общей цели.
Паучок сбежал, а Фил остался в незавидном положении: хоть он и сохранил работу на Фиска, Кингсли заставил его платить дань за использование образа Хобгоблина. Пришлось ограбить очень много банков!
А Родерику так понравилось зарабатывать на роялти от Уриха, что он поставил бизнес на поток. Почему бы не продавать преступникам права на всякие злодейские личности? Вот надоело обычному грабителю быть простым Джоном, и он может купить у Хобгоблина личность Прыгуна, Бородавочника, Моржа!
Может, Фил и выкарабкался бы (забросил бы костюм, или убил бы Кингсли, или нашел бы третью работу), но ему не повезло со следующим Пауком.
Superior Spider-Man vol.1 #14-16 (2013), вся серия издана в омнибусе
- Рисунок: Умберто Рамос
Совершенный Человек-Паук. Воплощенная гиковская мечта «а если бы супергерой не сдерживался и стал бы совершенно крутым». Отто Октавиус порешал многие вопросы, над которыми Питер зависал годами. Он даже докторскую степень почти получил, так что ему стоило расправиться с Домовым?
Уже в третьем арке Паук избил Уриха и сжег ниндзя-додзе Кингпина (в те времена Уилсон командовал Рукой). У Фиска хватило мудрости инсценировать смерть при помощи двойника, но Хобгоблина погубила безрассудность. Не желая отступать, Фил продолжил ограбления, пока Отто не рассекретил парня при помощи жучка.
Весь город узнал, что племянник легендарного журналиста – вандал и убийца, его сразу же бросила девочка, он попробовал захватить ее в заложницы, получил по лицу… Полный провал.
Филу оставалось только сбежать в подполье, где его уже ждала… Нация Гоблинов!
Так мы переходим к главному противостоянию «Превосходного Паука». Пока Октавиус очищал город радикальными методами, под землей Зеленый Гоблин тайно собирал армию единомышленников. Место Королевы заняла Лили Холлистер, Фила посвятили в Рыцаря-Гоблина, а роли рядовых достались мелким преступникам, сбежавшим ниндзя из Руки, бывшим приспешникам Стервятника и прочей мелочевке. В монстра удалось превратить даже подругу Паука Карли Купер. Ну а Зеленый Гоблин скромно присвоил себе звание Короля Гоблинов.
Норман сумел взломать протоколы паукоботов Отто, чтобы они игнорировали гоблинский символ, а Гоблин успел подготовиться к тайному удару. В последнем арке пламя вспыхнуло – Нация Гоблинов устроила эпичную битву за Нью-Йорк.
Superior Spider-Man vol.1 #26-31, Annual’2014
Финал «Превосходного Паука» принято ругать за скомканость. Разрушили гиковскую мечту о суровом эджи-герое ради возвращения Питера к премьере очередного фильма. Но перечитывая сейчас, я вполне проникся концовкой.
Все три десятка выпусков герой и злодей делали все возможное, чтобы оставить наследие. Отто пытался исправить былые преступления через благородные поступки Человека-Паука. Норман Озборн через махинации создал корпорацию «Алхемакс», которая должна обеспечить безбедную жизнь его внукам. Оба персонажа творили ужасные вещи, оба постарались оставить после себя нечто хорошее – только Октавиус в итоге обратно уступил тело Питеру, а личность Гоблина растворилась после дозы антитода. Паук снова стал Пауком, а Норман снова стал Норманом. Хэппи-энд?
Пускай в 2010-е Норман совершил громогласный камбэк, эти года и для Хобгоблина оказались золотым временем: потрясающий редизайн от Рамоса, переосмысление Кингсли и Уриха, куча напряженных сюжетов. Вишенка на торте – тай-ин к «Оси».
AXIS: Hobgoblin #1-3 (2014), обзор издания от «Рамоны»
- Сценарий: Кевин Шиник
- Рисунок: Хавьер Родригес
Честно, не читал сам ивент, но его идея попадает мне в самое сердце. После некой магической ерунды некоторые герои и злодеи меняются сторонами: Железный Человек становится хладнокровным бизнесменом и продает людям приложение с суперсилами, Карнаж неистово творит добро и так далее. Хобгоблин тоже стал героем, но по-своему.
После реверса Родерик Кингсли выступает бизнес-коучем! Продает книги об успешном успехе, проводит семинары и клепает футболки со своим лицом. Это очень смешной комикс про очень хитрого проныру: Кингсли всегда был таким скользким типом, только сейчас рубильник абсурда вывернут на максимум.
Также лимитка неожиданно очень важна для гоблинского лора. Фактически это эпилог к «Превосходному Пауку».
Во-первых, Лили надоело быть Гоблином, и Хобгоблин продал ей новую личность – Королевская Кошка! В целом, аналог Черной Кошки, только смещенный в сторону «нейтрально злой» героини.
Во-вторых, Фил Урих подхватил титул Озборна и стал новым Королем Гоблинов. Он попытался засудить Кингсли за плагиат образа Гоблина-героя, но… Кингсли легко одурачил подражателя! В обычной серии они бы просто подрались в воздухе, но тут их противостояние перерастает в парад абсурда. Даже гэг «у Кингсли всегда припасен запасной двойник» отлично обыгрывается.
От веселья к гримдарку. В «Совершенном Человек-Пауке» собрали всех возможных Гоблинов, но про одного субъекта забыли.
Джейсон Макендейл так и не воскрес, однако тыквенный шлем Джека Фонаря оказался очень популярен среди мелких преступников. Даже сложно сказать почему, ведь Джеков регулярно убивали.
А что еще они хотели, когда надевали тыкву на голову?
- Стив Левинс – застрелен Карателем во время Гражданской Войны, затем воскрешен осколком души Люцифера и снова отправлен в Ад Призрачным Гонщиком.
- Дэниел Беркхарт и Магвайр Бек (кузина первого Мистерио) – оба злодействовали под кличкой «Безумный Джек», хотя фактически это был тот же Джек-Фонарь. Магвайр отправлена в тюрьму Паучком, Дэниел вовремя отказался от превращения в тыквенный пирог и стал новым Мистерио.
- Некий неизвестный Джек Фонарь участвовал в нападении на супергероев во время Тайной Войны (мини-ивент Бендиса).
- Еще один Джек стал настоящим Фонарем после ритуала жертвоприношения.
- И наконец самый опасный Джек Фонарь, ради которого я их всех и вспомнил.
В 2011 Рик Ремендер перезапустил онгоинг про Венома. Новым носителем оказался Флэш Томпсон, ставший инвалидом после участия в войне – секретная программа сделала из бывшего задиры Агента Венома. Во время секретных миссий он снова получал возможность ходить, однако обязан был жестко контролировать симбиота.
Во многом у Ремендера получился более депрессивный вариант комикса про Питера Паркера. Для мрачного псевдо-«Паука» понадобился такой же мрачный псевдо-«Гоблин»: еще Джейсон Макендейл позиционировался как безжалостный изверг, однако Фонарь Ремендера легко его превзошел.
Еще в детстве он легко убил родителей. После столкновения с Агентом Веномом наемник выяснил его настоящее имя и угрожал близким Томпсона. Новый Джек утверждал, что он перебил всех остальных Джеков Фонарей, а еще злодей собрал Дикую Шестерку ради уничтожения Флэша. В общем, типичный маньяк – в конце концов, его прикончил Дэдпул, потом Джека воскресила Лилит, а потом его опять убил Призрачный Гонщик (дежавю).
Интересно, что Фонаря так часто пытались подвести к сделке со сверхъестественным. Видимо, фольклорные корни бессмертного скитальца Джека и прецедент с Демогоблином внесли свой вклад.
Получилось, за Пауком гоняется Зеленый Гоблин, за Веномом – Джек-Фонарь. Пауков становится все больше, Гоблинов тоже. Так почему бы не разделить Гоблинов между паутиноголовыми?
Так Хобгоблин отправился терроризировать Женщину-Паук и Майлза Моралеса.
Spider-Woman vol.6 #13-17 (2017)
- Сценарий: Деннис Халлум
- Рисунок: Вероника Фиш
Во времена Marvel NOW было модно совмещать slice of life c супергероикой, например, чтобы Сорвиголова не только гонялся за ниндзя, но и жарил барбекю с соседями на крыше. Онгоинг «Женщины-Паука» – как раз такой представитель жанра, призванный раскрыть героиню как обычного человека. А что может быть хуже всего для такого героя? Угроза его близким. Интересный парадокс: чем человечнее становится супергерой, тем больше угроза для дорогих людей.
В конце онгоинга Дикобраз, злодей-неудачник и друг Джессики, решил отказаться от преступности. Увы, за свой колючий костюм он платил роялти Хобгоблину – Кингсли легко согласился разорвать контракт, взорвав Дикобраза бомбой напоследок.
Все закончилось хорошо: Женщина-Паук одолела Хобгоблина в дуэли на свалке, Дикобраз выжил и остался с Джессикой.
Наверное, из-за хэппи-энда Домовой и не прижился как враг Женщины-Паук: трагедии не случилось – значит, и поводов для вражды не осталось.
Также Родерик сразился с Майлзом Моралесом (Spider-Man vol.2 #234-239, 2018), когда вошел в состав Зловещей Шестерки, собранной дядей Майлза ради угона Хэликэрриера ЩИТа.
Снова ничего значительного не произошло, Майлз разобрался со всеми врагами. Я редко говорю, что сценарист не попадает в персонажа, но Бендис отвратительно прописывает Хобгоблина: Кингсли жалуется, что не любит хитрые планы…
В современных комиксах Кингсли все еще пересекается с Майлзом – кажется, Домовой в восторге от нового врага.
Вернемся к Паркеру и Озборну. «Нация Гоблинов» стала для Дэна Слотта прыжком через акулу. Ушел бы он с паучьих комиксов тогда – и остался бы в памяти как крепкий автор, достойно писавший «Паука». Но Слотт продолжил заниматься онгоингом еще сотню номеров, загнав серию в глубокий застой.
Даже величайшие сценаристы не всегда способны вести ран так долго. Билл Уиллингхэм со «Сказками», Эд Брубэйкер с «Капитаном Америка», Брайан Майкл Бендис с «Мстителями» – им было бы неплохо вовремя остановиться. «Человек-Паук» Дэна Слотта уверенно деградировал с каждым годом. Это все еще был средний сносный комикс без прорывных идей – он тихо продолжался в своем уголке. Иногда Слотт устраивал перестановки, только чтобы быстро вернуть все на свои места (корпорация Паркера). Иногда разворачивал ивенты, которые потом скатывались в полную безвкусицу (Спайдер-верс с бесполезными сиквелами).
И когда пришла пора поставить точку на 800-м номере, Дэн Слотт снова вернулся к Норману Озборну.
ASM #797-800 (2018)
- Сценарий: Дэн Слотт
- Рисунок: Стюарт Иммонен
Озборн получает симбиота Карнажа, превращается в Кровавого Гоблина и атакует всевозможных паучьих персонажей. Это финал огромного рана, да еще и с юбилейным выпуском – такой почетный статус комикс не выдерживает.
Битва с Карнажным Гоблином – полный антипод культовому выпуску про смерть Гвен Стейси. С того выпуска отсчитывают новую мрачную эпоху в истории комиксов – покрасневший Норман Озборн выглядит как проходный монстр недели. Смерть Гвен до сих пор остается ключевым событием в жизни Питера – я не представлю, как можно серьезно воспринимать смерти в этом выпуске.
Норман методично раскидывает всех друзей Питера, пока Человек-Паук не доберется до финального боссфайта. 800 номер не подводит никаких итогов, это могла бы быть арка в любом паучьем онгоинге или вообще тай-ин.
Кровавый Гоблин-Норман стал символом сценарного хождения по кругу, когда от скудности идей между персонажами просто перекидывают симбиотов/гоблинские силы/броню и так далее.
Увы, идея выдать Гоблина каждому Пауку витала в воздухе, но в нечто конкретное она так и не оформилась. Не было некого ивента, где бы команда Пауков сражалась бы с командой Гоблинов. Либо все Пауки вместе дрались с общей угрозой, как было с Кровавым Гоблином, либо Гоблины собирались на сходку против одного стенолаза («Нация Гоблинов»).
А как дела у Гоблинов сейчас?
Я – гоблин, ты – гоблин, мы все гоблины! (2019-2023)
В новом десятилетии случился самый мощный всплеск гоблинства со времен 90-х. Только в эпоху экстрима мы получили поток креатива, а сейчас – максимум косметическую отработку знакомых тропов. За последние пять лет образ Гоблина стал удобным шаблоном на конвейере штампования персонажей. Нужен новый антигерой/злодей? Просто перекрасьте гоблинскую маску в новый цвет – готово, вы современный сценарист Марвел. С другой стороны, действительно сложно придумать нечто новое после 60 лет комиксов.
Для начала нам нужно преодолеть трехлетний ран Ника Спенсера в The Amazing Spider-Man vol.5 #1-74. Я не горю желанием его разбирать (напомню, вы можете прочитать большой обзор), нужно выделить лишь парочку моментов:
- После поражения Красного Гоблина Озборн стал считать себя Клетусом Кэссиди и угодил в психическую больницу «Рэйвенкрофт» (аналог «Аркхэма» от Марвел). Но нет худа без добра: во время «Абсолютной Резни» (тай-ин #30-31, 2019) к нему снова прицепили симбиота, а после поражения армии Карнажа рассудок Нормана восстановился… И он свалил свое безумие на Карнажа! Озборн опять вышел сухим из воды, да еще и устроился работать директором «Рэйвенкрофта» по приглашению мэра Уилсона Фиска.
- За что я благодарен Спенсеру, так за то, что он не стал опять переписывать сюжет про несчастный мост. Вместо этого Ник устроил тим-ап Паучка и Гоблина (#44-50, 2020).
На «Рэйвенкрофт» напал Пожиратель грехов, и Норман снова забрался на глайдер. Он даже поговорил с Питером по душам, признавшись, что всегда лишь хотел заполучить его внимание. Правда, потом Гоблин попытался предать Паркера, но другие Пауки его выручили.
Впрочем, неплохой сюжет закончился очень странно. В конце концов, Пожиратель Грехов вытягивает из Озборна все грехи! Так бывший Гоблин внезапно очистился от злобы.
Тема с пересадкой грехов мне кажется ненормальной даже по меркам комиксов. Даже ужасно стереотипная промывка мозгов, как сделали с Беном Рейли, выглядит более адекватной идеей, чем весь этот абсурд с греховной жижей.
- Финал рана Спенсера (#74, 2021). Главными злодеями Сородичами оказываются Габриэль и Стейси («дети» Нормана от Гвен), которые действовали по приказу Мефисто. Норман раскаивается в злодеяниях, Гарри Озборн погибает, как и его «брат» с «сестрой».
Видите, все можно пересказать вообще без упоминания клонов! Результат не поменялся бы совершенно. Ретконы превратили комикс в поздние сезоны «Сверхъестественного»:
- Давным-давно Норман продал душу сына Мефисто в обмен на богатство.
- Гарри все-таки умер в финале рана Дематтейса и попал в Ад.
- Перед смертью Гарри под влиянием Мефисто подстроил вживление фальшивых воспоминаний отцу, чтобы тот «помнил» о сексе с Гвен, а также организовал создание Габриэля и Сары.
- Все это нужно было Мефисто ради предотвращения появления дочери Питера, ведь она в будущем разрушит планы демона.
Не было никакого смысла ломать прошлое, превращать Гарри в извращенца и перегружать логичную историю Нормана. Ретконы плохих комиксов не должны задевать хорошие комиксы. Иначе зачем это все?
Теперь наконец можно со спокойной душой перейти к новым Гоблинам. По традиции за масками «новых» Гоблинов скрываются уже знакомые персонажи:
Демагоблин. Однажды Карнаж во имя бога своего Налла устроил охоту за всеми носителями симбиотов, бывшими и нынешними – Абсолютную Резню. Как в старые добрые времена Максимальной Резни, вокруг него собралась толпа всевозможных психов. И тогда в безумную голову Клетуса пришла безумная мысль.
Что сильнее всего бесило Карнажа в прошлом кровавом кроссовере? Его «женушка» Крик не хотела слушаться «мужа»-Карнажа, а «буйный подросток» Демогоблин норовил сбежать от «главы семейства». Так почему бы не засунуть «сынка» внутрь «супруги»? Если что, я тоже не вижу никакой логики.
Absolute Carnage: Lethal Protectors #1-3 (2019)
- Сценарий: Фрэнк Тиери
- Рисунок: Флавиано
При помощи сатанинской пентаграммы секта Карнажа призвала Демогоблина и запечатала тварь в теле Крик – так родилась Демагоблин. Лично для меня слияние убило самое интересное в персонажах: Крик больше не испытывает извращенного материнского инстинкта, дикое кредо Демогоблина по истреблению грешников тоже улетучилось. Теперь это банальный злой монстр, самая интересная часть которого – крутой арсенал в виде костяного глайдера и бомбочек с адским пламенем.
Хотя, пожалуй, насчет материнского инстинкта я погорячился. Не знаю, совпадение это или намеренный ход, но после поражения Карнажа Демагоблин стала одержима похищением детей. Именно этим она занимается и в ван-шоте King in Black: Scream, и в Daredevil & Echo (серию стоит хотя бы проглядеть ради рисунка Фила Ното).
Королева-Гоблин (Queen Goblin, не путайте с Мэдлин Прайор). Я все еще обожаю свою теорию, что филлерный период Beyond между ранами Спенсера и Уэллса – это стеб Марвел над потугами Сони в Киновселенную. Злая корпорация во главе с эффективной менеджеркой безуспешно пытается использовать своего Человека-Паука (Бена Рейли), пока настоящий Паук не может геройствовать. А раз у каждого Паука должен быть Гоблин, то и Бен Рейли получает своего – такого же странного, как все идеи Beyond/Sony.
ASM vol.5 #88-90 (2022)
- Сценарий: Зеб Уэллс, Патрик Глисон
- Рисунок: Майкл Доулинг, Марк Багли
По приказу главы Beyond грехи Нормана Озборна вкалывают в клона Эшли Кафки, и она становится сумасшедшей преступницей.
Опять же, мне очень зашел облик новой Гоблинессы: тыквенная булава с трансформацией в моргенштерн, яркое инфернальное обличье. Есть и более оригинальная фишка – карающий взгляд, когда Кафка темными психологическими техниками выворачивает душу «пациента» наизнанку. Если сравнивать Королеву с другими Гоблинессами, она опередит их на сто тыкв вперед. Daddy issues Угрозы слишком неоригинальные, Демагоблин слишком предсказуемо злая – Королева Гоблинов же выглядит мстительной бестией, играющей со своими жертвами, как хищная кошка.
Все хорошо, кроме комиксного абсурда с греховным бульоном Озборна, который можно перелить в случайного человека.
Я согласен с такой трактовкой: психиатр настолько погружается в тьму своего пациента, что превращается в заложницу его идей. Если посмотреть под таким углом, Эшли Кафка выглядит жертвой влияния Озборна, что сыграет свою роль в дальнейшем.
Кровавый Гоблин. Опять симбиоты! Да, Норман уже успел побывать Карнажным Гоблином, как и Норми из-за деда на время стал младшим Гоблином. Позже эту идею довели до ума.
С самого начала было понятно, что у Норми нет ни одного шанса вырасти нормальным. Например, насмотревшись на выходки Гарри, его сын с криповой ухмылкой отрывал голову игрушечному Человеку-Пауку. Так легче было раскрыть, как плохие родители влияют на своих детей. Однако мальчика вовремя вытащила из тьмы дружба.
В «Веноме» Донни Кейтса Норм подружился с другим непростым ребенком – Диланом, сыном Венома. Так как мальчик контактировал с Карнажем, он стал мишенью для секты Клетуса во время «Абсолютной Резни».
Познакомить двух наследников злодейских империй – одно из лучших решений в недавней истории Озборнов. Никто не может понять проблемы Норми с отцом-злодеем лучше, чем Дилан: наконец Озборну-младшему есть кому рассказать о гоблинских тайнах Гарри!
В то же время трудное детство в богатой семье сделало Норми скорее подавленным и неуверенным в себе. А Дилан же наоборот закалился боевитым характером, пока рос в бедности. Интересная динамика на всех уровнях.
Позже их дружба оказалась под угрозой. В ван-шоте Web of Venom: The Good Son Дилан открыл способность управлять симбиотами, а вместе с ней в его голову забрался голос Налла.
К счастью, Короля в черном вовремя убили, а Дилан стал принцем армии симбиотов.
Но это только начало. В кроссовере Dark Web Дилан попросил друга помочь в сражении cо злым симбиотом Бедламом. Ради этого Норми наделили новым симбиотом-ребенком по имени Негодник – так наследник Озборна снова стал Кровавым Гоблином!
И вскоре получил сольную серию.
Red Goblin #1-10 (2023)
- Сценарий: Алекс Пакнадел
- Рисунок: Джен Базалдуа
Итак, Гарри Озборн мертв, Лиз Аллен погружен в управление бизнесом «Алхемакс», Норман Озборн занят делами своей империи. Норми терпит нападки в школе, а еще ему приходится постоянно сдерживать порывы Негодника покромсать обидчиков. И это не так просто, когда твоей семье постоянно угрожают…
Только Норми начнет колебаться из-за кровожадного голоса в голове – и Негодник вырвется на волю, превращая маленького Озборна в чудовище. В то же время это и комикс про дружбу. Норми приходится учится жить со своим красным приятелем в гармонии, Негодник становится и самым близким другом, и ангелом-хранителем, и питомцем, которого нужно дрессировать. С человеческими друзьями тоже не все просто: у Дилана куча своих проблем с симбиотами, а из одноклассников буквально один адекватный (и то его похищают злодеи).
В качестве центрального злодея сценарист вернул Фила Уриха, который выбрался из могилы полуживым мертвецом (снова спасла гоблинская сыворотка). Первым делом изуродованный Король Гоблинов собрал свиту на поход против Озборнов.
Для Фила Норми служит еще одним отражением: когда-то и Урих пытался быть героем на глайдере, пока его не сожрали внутренние демоны. Теперь же бывший герой превратился для сценаристов в грушу для битья – особенно круто жизнь Уриха пошла под откос после «коронации». Сначала Хобгоблин унизил, далее его вообще убили, теперь Гоблин-ребёнок отпинал. А потом Негодник вообще убил Короля.
На какой-то момент Норми остался чуть ли не единственным юным героем Марвел со своей сольной серией. При все уважении к Майлзу Моралесу и Камале Хан неопытными новичками их уже назвать сложно – маленький Гоблин же до сих пор набивает шишки в супергеройском деле.
Если же вам нравится читать комиксы через политический монокль, то линия Норми даже вписывается в либеральную повестку – внук отказывается продолжать «бизнес» своего порочного деда-магната. Ну а если же вы воспринимаете комиксы как комиксы, приключения Кровавого Гоблина – хорошая подростковая серия про контроль гнева и сложности в семье.
О других симбиотических сериях читайте в обзоре «Лета Симбиотов».
Золотой Гоблин. Идея окрасить Гоблина в золотой далеко не новая. Во-первых, Золотой Гоблин встречался в игре Spider-Man Unlimited (ранер с невероятно обширной галереей скинов для кого угодно). Во-вторых, так уже перекрашивали Фила Уриха из Вселенной Девочки-Паука.
Кстати, онгоинг Spider-Girl продлился целых 100
летвыпусков, пока его не перезапустили как Amazing Spider-Girl (30 номеров), затем последовал Spectacular Spider-Girl (11 номеров), Spider-Girl vol.2 (4 номера) и эпилог Spider-Girl: The End! Все 146 выпусков написал Том Дефалько (Ultimate Spider-Man про Питера продлился 160, если что).
Кто же скрывается за сияющими доспехами Золотого Гоблина сейчас? Норман Озборн.
Здесь мы наконец завершаем круг почета над гоблинской историей и вновь возвращаемся к комиксам Зеба Уэллса.
ASM vol.6 #7-8, 11-13 (2022)
- Сценарий: Зеб Уэллс
- Рисунок: Джон Ромита-младший
После провального сражения с Рабином жизнь Питера пошла под откос: Мэри Джейн ушла к Полу, супергерои-друзья отвернулись. Неожиданно руку помощи протянул Норман Озборн, когда пригласил Питера работать в Озкорп и даже помог усовершенствовать костюм.
Хотя отношения между Норманом и Питером оставались шаткими, они стали своеобразными напарниками. Норман даже зарекся вставать на глайдер, однако вскоре был вынужден передумать.
Если помните, в первом столкновении Озборна и Кингсли в 90-х Зеленый Гоблин одержал верх и отобрал компанию конкурента. Теперь же ради искупления грехов он собрался вернуть акции Родерику, пока на бизнесменов не нападает Домовой. Для отражения атаки приходится Норману снова взяться за старые игрушки в новой упаковке.
А под масками Хобгоблина в этот раз скрывались сразу два человека: и сам Кингсли, и Нед Лидс с промытыми мозгами! Стоп, Нед Лидс тоже воскрес? Да, это еще одно наследие рана Спенсера: Нед успел принять гоблинскую сыворотку перед покушением, поэтому выжил и начал скрываться, и только сейчас он вернулся к Бетти…
На фоне Сородичей и Мефисто возвращение Неда как-то затерялось, и его почти не критиковали. Я вижу примерно ноль смысла в этом ретконе: Нед давно мертв, а Бетти Брант могли бы давно придумать новый романтический интерес. Она же даже с Флэшем встречалась – получается, Гоблины снова испортили жизнь Томпсону?
Этот сюжет Уэллса я считаю довольно слабым. Опять сделать Кингсли мастером манипуляций – слишком избитый ход. Прибавьте к этому выставление Питера слабаком, надуманное перевоплощение Озборна и унылый финальный твист с Королевой-Гоблином в виде тайной злодейки.
Раскрыть Золотого Гоблина довелось другому автору.
Gold Goblin #1-5 (2022-2023)
- Сценарий: Кристофер Кантвелл
- Рисунок: Лан Медина
Норман привыкает к новой роли супергероя. Однако шанс сорваться все еще велик, ведь обезумевшая Королева-Гоблин хочет отомстить за мучения из-за грехов Озборна. Мадам Каффка стояла за нападением Домовых, она же организовала смерть очередного Джека Фонаря, чтобы обвинить в ней ненавистного Озборна… Устоит ли Золотой Гоблин?
Мы не получим убедительный ответ на этот вопрос, что делает лимитку отличной. Уэллс пишет комикс грубыми мазками, чередуя кликбейт с унижением персонажей – Кантвелл же более ловко балансирует краски.
Да, Норман все еще остается психопатом в глубине души, он все еще одержим сломанной шеей Гвен. В то же время он старается измениться хотя бы ради внука Норми. Даже два тай-ина к кроссоверу «Темная Паутина» не отвлекли Кантвелла от копания в голове Озборна.
Планы Королевы все еще сложно назвать образцом злодеяний, но ее шея становится для Нормана финальным испытанием. Значит ли это, что Золотой Гоблин обречен остаться убийцей? Или у него свой путь?
Размышления повисают в воздухе.
ASM vol.6 #32-35 (2023)
- Сценарий: Зеб Уэллс
- Рисунок: Патрик Глисон
Королева-Гоблин довольно быстро очнулась после смерти и начала плести новый заговор против Паука и Золотого Гоблина. Завязав роман с Крэйвеном-младшим, она собралась вколоть копье гоблинских грехов в Нормана, чтобы вернуть тьму ее владельцу. Однако лезвие случайно угодило в Питера – да начнется Первая охота озверевшего Паука…
На этом сюжете я окончательно смирился, что все сюжетные линии Зеба Уэллса – это лоскутное одеяло из дурацких запросов редактуры, оммажей и трэшовых шуток-минуток. Нужно убить Мисс Марвел ради ее возрождения в Кракоа? Без вопросов, закинем в юбилейный выпуск. Нужен кроссовер с Иксменами и Веномом? Ок, Бена Рейли потом выкинем подальше. ЩУПАЛЬЦА ОСЬМИНОГА РЕВНУЮТ? Это же весело!
Линия с Озборном-наставником мне кажется рекламой будущего сюжета для мультсериала Spider-Man: Freshman Year. Паук-задира в черном костюме и схватка с Крэйвеном – баннер для видеоигры Marvel’s Spider-Man 2, а также художественного фильма «Крэйвен-охотник». Забавно, что два из трех проектов перенесли.
Поэтому я не могу серьезно относиться к арку, где злой Паук собирается скинуть Пола с моста, потому что он бессмысленный. Зеба Уэллса не хватит на долгую проработанную арку, он забьет на темного Питера уже в следующем сюжете.
В конце грехи Гоблина вытягивают, и Озборн многозначительно думает, что рано или поздно грехи вернутся к владельцу…
В ране Уэллса ради шутки появляется еще один новый Гоблин. Во время кроссовера Dark Web демоны Лимбо притворялись паучьими врагами из Злобной Шестеркой. Был там и Могильный Гоблин, а потом он стал врагом Рек-Рапа, который уже доппельгангер Паркера, но добрый.
Здесь пора поставить точку. Напоследок вот вам текущие статусы Гоблинов:
- Норман Озборн – старается искупить грехи прошлого в образе Золотого Гоблина, помогает Питеру (пока что).
- Гарри Озборн – покоится с миром.
- Родерик Кингсли – продолжает злодействовать как Хобгоблин, будет участвовать в новой Войне банд.
- Джейсон Макендейл – все еще мертв, шлем Джека-Фонаря кочует между третьесортными злодеями.
- Демогоблин – заперт в теле злодейки Крик.
- Фил Урих – воскрес как живой труп и провозгласил себя Королем Гоблинов, но погиб от когтей Норми.
- Лилли Холлистер – отказалась от личности Угрозы, теперь она антигероиня Королевская Кошка (пока находится в коме).
- Норми Озборн – геройствует как Кровавый Гоблин, ищет общий язык с симбиотом и семьей, иногда дерется с Диланом.
- Эшли Кафка – спит с Крэйвеном-младшим, хочет убить Озборна и Человека-Паука.
Что сказать напоследок? Сага о Гоблинах – это одновременно и «Форсаж», и «Анти-Форсаж». Даже смерть не поможет выбраться из Династии Гоблинов. Можно менять маски, превращаться из героя в злодея или наоборот, спихивать гоблинство на детей, но все тщетно. Гоблин однажды – Гоблин навсегда. И в то же время это история о том, что порой из семьи необходимо вырваться. Особенно если это семья, где детям принято вручать тыквенные бомбы.
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!