Человек-Паук и Династия Гоблинов Marvel. Часть 1

Сколько нужно Гоблинов, чтобы раздавить Человека-Паука?

Вот уже полвека Гоблины терроризируют Человека-Паука и стремительно множатся. Как это часто бывает с комиксными персонажами, злодейская история обросла дикими поворотами, творческим хаосом, гениальными находками по применению тыкв, экстремальными визгами моды и кучей проблем для супергероя. Особенно в актуальных комиксах.

Нет, ну вы видели, что происходит у Зеба Уэллса? Питера Паркера проткнули копьем с гоблинскими грехами, и он захотел скинуть с моста Мэри Джейн и Пола.

Вообще сначала я планировал выпустить первым один чародейский лонгрид, а Гоблинскую статью потом. Но паучьи комиксы меня так захватили, что Гоблины пришли к старту раньше! К Хэллоуину!

Зеленая пора (1964-1973)

Итак, Зеленый Гоблин был одним из первых врагов Паучка. Но никто сегодня не вспоминает, что при первом столкновении он хотел убить супергероя киносъемками.

Amazing Spider-Man #14 (1964)

  • Сценарий: Стэн Ли
  • Рисунок: Стив Дитко

Таинственный человек в костюме Зеленого Гоблина желает захватить преступный мир Нью-Йорка, поэтому он решает устранить главное препятствие на пути – Человека-Паука. Гоблин подговорил знаменитого режиссера снять кино с Пауком в главной роли. Тогда еще неопытный юный Питер ухватился за чудесный шанс разбогатеть и отправился в Калифорнию. Там его уже подстерегали наемники Громилы, затем Паучка ждала схватка с Гоблином в пещере… Но никто не подозревал, что закончится битва появлением Халка!

Поначалу Гоблин летал на реактивной «метелке».

Это были золотые времена рана Ли и Дитко, когда почти в каждом выпуске Человека-Паука сталкивали с новым смертельным злодеем, а Вселенная Марвел напоминала дом с новосельем – так часто супергерои заглядывали в гости друг к другу.

Что выгодно выделяло Гоблина по сравнению с Крэйвеном или Стервятником, так это тайна личности: после поражения Гоблин сбежал, читатели так и не узнали, кто скрывался за маской. На самом деле даже авторы не знали его настоящее имя. Стэн и Стив не определились с личностью злодея и его происхождением, поэтому придержали интригу.

Кстати, вы никогда не задумывались почему фэнтезийные гоблины так часто изображаются именно зелеными и остроухими? Четкого ответа нет, но я нашел две версии. Первая – современные гоблины родились из иллюстраций Артура Рэкема 1930-х годов, а художник в свою очередь вдохновлялся образом злых трикстеров из сказок. Если не цвет, то уши и хитрая улыбка злодея Марвел точно угадываются.

Другая теория безумнее – это Дитко вдохновил всех последующих авторов! Якобы после Гоблина Дитко идею зеленых орков и гоблинов подхватили художники DnD, Warhammer, «Властелина колец» (у Толкина они описывались как твари с желтоватой кожей, но рисовать их все равно начали зелеными) и так далее.

При создании персонажа Стив Дитко же следовал «моде» рисовать злодеев в зелено-фиолетовых цветах. Первопроходцем оказался Джокер, а вслед за ним и Мистерио, Жук, Аннигилус, Фин Фан Фум, Месмеро и много других.

Возможно, потому что зеленый символизировал жадность и зависть, а фиолетовый – власть. Также есть теория, что сочетание вызывает ассоциации с опасной радиацией.

ASM #17 (1964)

Гоблин все еще горит идеей подчинить всех преступников и наносит Пауку ответный удар.

Выпуск важен тем, что Дитко доработал дизайн Зеленого Гоблина до знакомого нам варианта. Ракетная «метла» превратилась в глайдер с «перепончатыми» крыльями. Гоблин впервые придумал вооружиться тыквенными бомбами и механическими летучими мышами, а потом загрузить их в барсетку – каноничный облик готов.

Величие дизайна Дитко чувствуется хотя бы в том, что спустя полвека его до пор используют. Иногда трико меняют на технологичную броню, а тыквы – на утилитарные круглые бомбы, иногда экспериментируют с формой глайдера, но костяком до сих пор остается образ Дитко.

Разве что идея дымовой завесы не прижилась: в ранних выпусках Гоблин часто использовал дым от глайдера для замешательства соперников. В современных комиксах он скорее распылит яд напрямую или взрывом бомбы. А еще в #17 он запускает газовое привидение – увы, о нем также забыли.

В плане сюжета заметно развитие с каждым выпуском – это паучья классика во всей красе, на которой строится весь паучий лор и сегодня. Питер разрывается между супергеройской жизнью и близкими: пока он мутузит Гоблина, у тети Мэй случается сердечный приступ. Приходится перебросить драку на Человека-Факела и срочно нестись в другой конец города.

На русском первые два десятка выпусков «Удивительного Человека-Паука» изданы в 2 томах «Классика Marvel. Человек-Паук» от «Комильфо»

ASM #23, 26-27 (1965)

Гоблин не сдается. Он объединяет силы с Мастером Преступлений, но смогут ли два злодея победить Паука и не предать друг друга? Спойлер: нет.

Вот уже третий раз заставлять Гоблина кружить вокруг мафиозного «трона» кажется самоповтором. Поэтому на этом сюжете криминальные амбиции Гоблина заканчиваются, и у него окончательно едет крыша. Теперь единственная цель Гоблина – отомстить Человеку-Пауку.

ASM #39-40 (1966)

  • Рисунок: Джон Ромита-старший

Зеленый злодей становится одержим Пауком. В ходе слежки он выясняет настоящее имя врага, разрабатывает газ по притуплению паучьего чутья и атакует Питера прямо на пороге дома. Паук просыпается связанным, а Гоблин снимает маску и оказывается Норманом Озборном – влиятельным главой корпорации Озкорп и отцом Гарри Озборна, друга Питера.

Впервые без маски Норман мимоходом появился в #23 среди друзей Дж. Дж. Джеймисона, как Озборна его представили только в #37.

Самое интересное, что Ли и Дитко так и не пришли к единому мнению насчет тайны Гоблина. Изначально Стэн задумывал Гоблина как древнего египетского демона, пробужденного съемочной группой. Стив же настоял на злодее-человеке. Благоприятный отклик аудитории доказал, что идея Стива оказалась намного удачнее, но теперь уже возникли разногласия насчет личности Гоблина.

Поначалу Стэн утверждал, что Дитко собирался спрятать под маской неизвестного персонажа, так как «в реальности плохие парни не всегда оказываются нашими знакомыми». Стэн же возражал, что это будет слишком похоже на Мастера Преступлений, который как раз и оказался таким случайным человеком с улицы.

Впрочем, Дитко давал комментарий, что это он придумал сделать Гоблина знакомым Дж. Дж. Джеймисона и отцом друга Питера ради закрученной драмы. Стэн же позже сослался на плохую память, поэтому он вообще не помнил, кому принадлежала идея с Озборном.

Имя Гоблина Стэн Ли раскрыл уже без участия Дитко, как и злодейский ориджин. По слухам, разногласия вокруг Гоблина были для Стива одной из причин покинуть серию.

Жадный бизнесмен Норман Озборн избавился от своего бизнес-партнера Менделя Стромма и присвоил себе его разработку – сыворотку, дающую суперсилу, ловкость и выносливость (неуловимые параллели). Однако в ходе эксперимента произошел взрыв, и вещество попало Норману на лицо – Озборн действительно стал сильнее, однако его мания величия усилилась в сотни раз. Выдумав себе личность Гоблина, он захотел получить абсолютную власть.

Питер был шокирован, но сумел выбраться – после мощного удара по голове Норман потерял память и снова стал обычным человеком. Но надолго ли?

Как и костюм, формула гоблинского ориджина стал фундаментом для всех следующих его воплощений. Спустя годы психологические травмы будут всячески расширять. Например, самому Норману придумают отца-тирана, который вымещал свой гнев на мальчике. Страшного Гоблина создало воображение маленького Нормана, когда отец запирал его в темной комнате, чтобы отучить от страха темноты. А сыворотка лишь выпустила монстра наружу, а вместе с ним гордыню, ненависть и прочие негативные качества Озборна.

Похоже на гибрид происхождения Халка и Пугала, правда?

В ране Ника Спенсера появится дополнительное дно в отношениях Паука и Гоблина: мол, Гоблину было так одиноко после превращения в маньяка, что его тянуло к Паучку, такому же цветастому фрику. Но герой отверг внимание Гоблина в отличие от Гвен Стейси, и тогда с котелка Нормана слетела крышка.

Таких мелочей добавили много. Даже без дополнительного психологизма ориджин Нормана от Стэна Ли и Стива Дитко – эталонное происхождение злодея.

Spectacular Spider-Man Magazine #2 (1968, перепечатан в Amazing Spider-Man Annual #9)

Вывести Гоблина из игры при помощи амнезии – относительное удачное решение. Оно позволяло сохранить напряжение, усложнить отношения между Питером и легко вернуть злодея в подходящий момент.  Уже вскоре Озборн опомнился, увидев кадры сражения Паука и Гоблина, и сразу же приступил к мести.

Но для начала Гоблин решил помучать Питера намеками.

Напряженный ужин с Озборном – еще одна культовая сцена, вы можете помнить ее по мультсериалу 90-х.

Хотя там намеки Озборна уж слишком двусмысленные…

ASM #96-98 (1971)

  • Рисунок: Джил Кейн

Внутри Нормана снова просыпается Гоблин, но мысли Питера заняты другим Озборном: Гарри подсел на наркотики…

В 2023 году сюжет уже не так поражает, как в 60-х: комикс больше похоже на социальную рекламу, а не на душераздирающую историю о зависимости. Фактически так и было, к Марвел обратилось Министерство здравоохранения с предложением провести агитацию против наркотиков – Стэн выбрал «Человека-Паука» как самый популярный комикс среди молодежи.

Каким бы прямолинейным ни был сюжет, Стэн Ли очень удачно определил жертву наркотиков. Если бы наркоманом оказался Норман, комикс читался бы как стигматизация наркоманов, призыв избить их и сдать в полицию. Стэн же подчеркивал, что зависимым людям нужна помощь: и бедные, и богатые родители не застрахованы от того, что их дети могут попробовать запрещенные вещества. А главным грехом Озборна оставалось равнодушие к сыну – именно осознание своих ошибок и вывело Нормана из состояния Гоблина.

Выпуск имеет огромное историческое значение. Из-за прямого упоминания наркотиков выпуску не присвоили Комикс Код, без которого на прилавки не попадал ни один комикс. Тогда Стэн Ли решил проигнорировать организацию и выпустить комикс без маркировки, что было неслыханной дерзостью для шестидесятых. Смелость Стэна Ли создала прецедент – рассказывать о злободневных проблемах несмотря на цензуру.

Стэн Ли написал более сотни выпусков, но создать самую известную историю про Гоблина было суждено уже следующему автору.

ASM #121-122 (1973), издан в «Золотая коллекция Marvel. Человек-Паук. Утраты» от «Комильфо»

  • Сценарий: Джерри Конвей
  • Рисунок: Джил Кейн

Зеленый Гоблин похищает Гвен Стейси и сбрасывает девушку с Бруклинского моста. Питер успевает словить Гвен паутиной, но резкая остановка в воздухе ломает ей позвоночник. Опустошенный Питер сражается с Норманом насмерть, и Зеленый Гоблин сам становится своей погибелью – собственный глайдер пробил Озборна насквозь.

Сюжет Джерри Конвея так сильно отпечатался на комиксах, что его считают завершением наивного Серебряного века и началом мрачного Бронзового.

Две шокирующих смерти всего за два выпуска: Питер лишился и любви всей его жизни, и смертельного врага. Зло повержено, но добру от этого ничуть не легче. Это идеальная точка в саге о Зеленом Гоблине – неудивительно, что при экранизации гоблинских сюжетов чаще всего вдохновляются именно этими выпусками.

На много лет Гвен станет одним из исключений в правиле «в комиксах никто не умирает навсегда» и превратится в застывший образ ностальгии по старым добрым светлым дням (насколько ее смерть превратили в аттракцион сейчас – уже другой вопрос). Но гораздо реже вспоминают, что и Норман оставался мертв долгие годы. Вы отлично знаете, кто занял его место.

Гарри Озборн и тайная комната Домового (1974-1987)

Смерть Гвен Стейси так и осталась самым упоминаемым моментом рана Конвея. Хотя кроме этого сделал Джерри немало: придумал Карателя и создал первую «Сагу о клонах», при этом начал писать комикс сценарист всего в 19 лет! В его наследие входит и другая важная часть гоблинского лора – проклятие передается по наследству.

ASM #136-137 (1974)

  • Рисунок: Росс Эндрю

Гарри понимает, что его отец был Гоблином. Желая отомстить Человеку-Пауку, он надевает гоблинский костюм. Как и Норман, Гарри узнал настоящее имя Паука, что сделало битву друзей еще более горькой.

Если Норман сразу же представлял опасность для Питера, Гарри скорее вызывал жалость. Отношения с властным отцом у Гарри были прохладными, особенно после появления Гоблина. Бизнесмена чаще волновали дела Озкорпа, а не сына. Поэтому в трансформации Озборна-младшего были замешаны не только ненависть к Пауку, но и желание доказать покойному отцу, что он заслужил быть его сыном.

Гарри не успел натворить злодеяний – его быстро скрутили и отправили в психушку. Никто даже не поверил в его крики, что Паук – это Паркер.

Хотя стоит признать, что викторина с захватом заложников выглядела очень странно.

После Джерри Конвея онгоинг передали Лену Вейну. В первую очередь Лен известен как создатель Росомахи и Болотной Твари, а не как сценарист. За время его работы над Amazing Spider-Man не произошло ничего значительного: когда сюжет наконец затронул Гоблинов, Вейн просто прошелся по уже готовым тропам.

ASM #174-180 (1977)

  • Сценарий: Лен Вейн
  • Рисунок: Росс Эндрю

Гарри Озборн вернулся к нормальной жизни после сеансов с психиатром Бартом Гамильтоном, он даже забыл о превращении в Гоблина и паучьем секрете Питера. Однако доктор воспользовался гипнотической терапией в своих целях: разузнал правду о Зеленом Гоблине и сам переоделся в костюм, чтобы захватить власть над преступниками. Разъяренный Гарри опять перевоплотился в зеленого злодея – в драке на заводе Гамильтон случайно погиб.

В гоблинскую летопись сюжет значительных нововведений не принес. Снова читателям пришлось гадать о личности нового Гоблина, снова злодей попытался подчинить криминальный мир, снова Гарри все забыл после провалов в памяти. Однако в сюжете Вена обнаружилась очень перспективная идея: что будет, если мощью Гоблина воспользуется расчетливый человек, а не псих?

После неудачной психотерапии Гарри забросил зелено-фиолетовое трико надолго: Озборн женился школьной подруге Питера Лиз Аллен, спустя несколько лет у них родился сын Норми (назвали в честь деда).

Гамильтон недолго продержался на глайдере, но уже следующий автор придумает Гоблина нового поколения – переходим к выдающемуся рану Роджера Стерна.

ASM #238-239 (1983)

  • Сценарий: Роджер Стерн
  • Рисунок: Джон Ромита-младший

Однажды Человек-Паук преследовал мелкого преступника, однако негодяй скрылся и случайно обнаружил заброшенное убежище Зеленого Гоблина, забитое глайдерами, тыквобомбами и ценными дневниками Озборна. Это был последний раз в жизни, когда удача улыбнулась бандиту: подельник сразу же избавился от него и присвоил экипировку себе, чтобы стать «единственным» и «неповторимым» Хобгоблином (или Домовым).

С Пауком Гоблин столкнулся, пока обчищал другие склады Озкорп.

В 80-х по законам первой встречи злодея и супергероя Хобгоблин был обречен проиграть. Но даже тогда Стерн и Ромита сделали все возможное, чтобы показать его опасным соперником. Пока у Хобби нет суперсилы, он очень старается просчитывать действия, пытаясь не повторять ошибки предшественника. Если первый Гоблин был опасен из-за безбашенности, главным оружием Домового стала осторожность. Он перестраховывается похлеще самого жадного банка – отомстить Паучку ценой жизни уж точно не входит в его планы.

Именно поэтому Хобгоблин смог улизнуть, не раскрыв свою тайну личности. Кто бы мог подумать, что она останется секретом еще 14 лет!

ASM #244-245 (1983)

Хобгоблину важно было воссоздать сыворотку Гоблина для обретения суперсилы. Конечно, подставлять свою шкуру злодей не стал и испытал новую формулу на подручном Доноване. А затем при помощи гипноза он внушил «коллеге», что ему нужно стать Хобгоблином! Псевдо-Домовой столкнулся с Паучком, и Питер почти выбил из Донована имя нанимателя, но… автопилот глайдера по приказу настоящего хозяина направил преступника прямиком в стену. Донован погиб, а Хобгоблин сумел вывести новую сыворотку без побочного эффекта сумасшествия.

По современным меркам сюжет кажется слегка устаревшим. В чем интерес заранее знать, что за маской Хобгоблина скрывается лишь его подручный? Однако комикс сильно вытягивает мастерство его создателей. Даже зная заранее концовку, я чувствовал напряжение от поворотов сюжета – уже второе столкновение с Хобгоблином вызывает у Паука только чувство беспомощности.

Пожалуй, из всех комиксных злодеев именно для Хобгоблина использование двойников стало визитной карточкой. Не думаю, что Стерн подозревал, что своим креативным решением он выпустит джина из бутылки. Со временем мания с фальшивыми Гоблинами охватит всех Гоблинов. Иногда это будет действительно удачный твист (мультсериал Spectacular Spider-Man), иногда… Скажем так, робо-двойники ощутимо утомляют (щурюсь на Superior Spider-Man).

ASM #249-251 (1984)

Хобгоблин собирает в закрытом клубе Дж. Дж. Джеймисона, Уилсона Фиска, Гарри Озборна и других влиятельных толстосумов. Благодаря дневникам Озборна Домовой шантажирует гостей… Пока Человек-Паук не вмешивается!

Еще одна гоблинская традиция: Хобби заглушил паучье чутье ядовитым газом, что добавило схватке адреналина.

«Финальная» схватка начинается со взрыва злосчастного убежища Озборна и заканчивается под водой. Всплывая на поверхность, Питер находит лишь выброшенную маску Гоблина – победа?

При помощи Хобгоблина Стерн отлично деконструировал Зеленого Гоблина. Семейка Озборнов вставала на глайдер в состоянии помешательства – Хобгоблин же хладнокровно просчитывает свои шаги ради захвата преступного мира. Он отлично запутывает следы, мастерски пользуется двойниками и умеет давить на соперников.

И все же он коварный хитрец, а не гениальный безумец. Хобгоблин может разработать новый глайдер или прокачать сыворотку, но даже со всеми козырями в рукаве он не способен превзойти воспаленное воображение Озборна. Любой Хобгоблин уступит настоящему Зеленому Гоблину – безумие всегда сильнее логики.

Даже ребенку ясно: если тела не нашли, значит, с Хобгоблином еще не покончено. К сожалению, нельзя то же самое сказать о ране Стерна. Роджер покинул комикс на 252 номере, как раз после возвращения Паука с Секретных Войн. Сценарист так и не успел раскрыть лицо Домового – эта задача перешла к следующему автору, Тому Дефалько.

Описание редакторской кухни я нашел в отличной статье из блога Amazing Spider-Talk.

Получив должность сценариста, Дефалько поинтересовался у Стерна, кто же должен оказаться Хобгоблином. Однако ответ Тому не понравился, он предложил раскрыть интригу по-другому. Роджер согласился, и Дефалько с художником Роном Френцем подхватили историю.

ASM #259-261 (1985)

  • Сценарий: Том Дефалько
  • Рисунок: Рон Френц

В городе объявляется новый мафиози Роза. Он намерен сместить Кингпина с трона и ради этого заключает союз с Хобгоблином. Конечно, никакого доверия между Розой и его вышибалой не было в помине – оба используют партнерство в своих интересах.

Ран Дефалько принято хвалить за удачное развитие преступного мира. Именно при Дефалько распри между гангстерами вышли на уровень настоящей войны, а Хобгоблин сыграл в уличных разборках весомую роль.

Ключом к успеху рана Дефалько стала приземленность угрозы. В комиксе все еще действовали люди в костюмах, но методы их выглядели ужасно реалистичными. Если бы Хобгоблин гонялся за фантастическими чертежами, например, его преступления были бы слишком оторваны от настоящего мира. У Дефалько же Домовой занимался рэкетом, вымогал деньги у бизнеса и захватывал заложников ради выкупа – от подобных бед не застрахован никто.

Свежей точкой зрения кажется и роль Гоблина на побегушках. Ранее Зеленый Гоблин был одержим властью над криминалом, но, если честно, его планы выглядели очень наивно. Никто бы не отдал ему власть только за одно убийство Паука. А Хобгоблин же намеренно становится вышибалой Розы, чтобы осторожными шагами перевернуть игру в свою пользу.

ASM #275-278 (1986)

Подбираемся к самому интригующему. Том Дефалько начинает подкидывать читателям кандидатов на роль Хобгоблина. Комикс намеренно старается запутать намеками. Почему этот персонаж нервничает здесь? Могла ли ревность свести его с ума? Или во всем замешаны деньги? Среди подозреваемых оказались фотограф Ланс Бэннон, муж Бетти Брант и репортер «Дэйли Бьюгл» Нед Лидс, бизнесмен из индустрии моды Родерик Кингсли и даже Флэш Томпсон.

В итоге, Хобгоблин снова всех переиграл. Он накачал Флэша наркотиками, переодел в костюм и подставил перед полицией. Далее Томпсона ждет заключение в тюрьме, насильный побег и беготня от полиции – Домовой же получил шанс затаиться невредимым.

Тут начал развиваться новый конфликт, уже в настоящем мире. Джим Оусли, более известный как Прист (автор легендарных ранов на «Черной Пантере» и «Дэфстроуке»), тогда как раз работал редактором паучьих комиксов. Как он сам признавался позже, сценарист из него получился более удачный, чем редактор: между Дефалько и Оусли постоянно вспыхивали конфликты из-за пропущенных дедлайнов и направления серии. Однажды редактор потребовал у Дефалько рассказать, кто Домовой на самом деле. Лишь бы избавиться от Оусли, Дефалько соврал, что это Нед Лидс.

А на самом деле автор планировал сделать Хобгоблином Ричарда Фиска, сына Кингпина. Розой же должен был стать Кингсли. Такой поворот объяснил бы изысканные манеры Розы, а также неприязнь Хобгоблина к Фиску-старшему.

Пока Хобгоблин залег на дно, в городе объявился новый парень на глайдере – Джек Фонарь!

ASM #279-281 (1986)

Джейсон Макендейл работал в ЦРУ, пока его не уволили за недопустимую жестокость. Тогда он стал наемником в суперкостюме: хотя формально Гоблином он не считался, его тыквенный шлем, круглые бомбы и глайдер в виде круглой тарелки явно были вдохновлены идеями Озборна.

Сначала Джек вообще появился как враг Человека-Машины (подходящий уровень для парня с тыквой на голове), причем даже на несколько лет раньше Хобгоблина! И придумал его сам Дефалько, а позже перетащил своего злодея поближе к Паучку.

Свою репутацию «дешевого» Гоблина Макендейл полностью оправдал. Он был хуже Хобгоблина во всем: туповатый, упрямый, без фантазии и впечатляющего арсенала. Поначалу наш оранжевый злодей нанял Фонаря ради задания по поиску экипировки, но Макендейл быстро превратился в раздражающую занозу. Джек пытался стать то конкурентом Хобби, то его напарником, из-за чего Домовой еще сильнее хотел расколоть круглую башку.

Желая доказать свою значимость, Фонарь вытащил Флэша из тюрьмы, чем разрушил планы Хобгоблина залечь на дно.

Наверное, именно с этой арки появился негласный обычай – Гоблины всегда хотят перегрызть друг другу горло. Каждый Гоблин считает себя лучшим, а всех остальных – самозванцами. Вплоть до 2010-х ни о какой «Гоблинской Шестерке» или похожей команде не могло быть и речи – только драки до последнего дыхания!

Кульминацией рана Дефалько должна была стать разрушительная «Война банд»: весь Нью-Йорк превратился бы в поле битвы между мафиозными кланами. Однако Джим Оусли спутал все планы Дефалько, когда вмешался в его последний сюжет.

Из-за очередных разногласий редактор снял Дефалько с серии, не дав завершить финальный акт. Готовую историю Тома взялся переписать сам Оусли, от чего все окончательно запуталось.

ASM #284-288 (1987)

  • Сценарий: Том Дефалько
  • Рисунок: Рон Френц, Бретт Бридинг, Алан Купперберг, Эрик Ларсен

Начиналась история с кровавых перестрелок, как и задумывал Дефалько. После событий «Рожденного заново» в «Сорвиголове» Фиск покинул город. За пустующее место лидера криминального мира начали сражаться банды Твердого Лба, Седовласого и Розы.

Однако итог бойни получился совсем иным. Именно из-за Оусли Розой оказался Ричард Фиск. Также в другом онгоинге застрелили Родерика Кингсли, а единственным подозреваемым на роль Хобгоблина остался Нед Лидс. Но и тут редактор напортачил: параллельно «Войне» вышел ван-шот Spider-Man vs. Wolverine от того же Оусли, где репортера убили в Германии.

Если закрыть глаза на разрушение оригинальной идеи, получилась ли «Война банд» хорошим сюжетом? Скорее спорным. С каждым выпуском мы все больше увязали в долгих разговорах, а смертельные бои за власть уходили на второй план. Не пошел на пользу и раздутый список участников, когда герои появлялись на несколько страниц и потом пропадали без вести.

Самый эпичный момент – Сорвиголова переодевается в Амбала, чтобы проучить Человека-Паука!

Да и концовка вышла до ужаса банальной. Кингпин вернулся в город, Роза сдался, а Хобгоблин улетел в закат.

Вскоре от работы отстранили и Оусли, после чего разгребать бардак пришлось другим людям. Новый редактор Джим Саликрaп решил поставить точку в крайне затянувшемся детективе.

Расставить точки над i поручили Питеру Дэвиду. По его словам, Оусли планировал сделать Хобгоблином подручного Кингпина по кличке Аранжировщик. Если перечитать «Войну» с этой информацией, то можно даже заметить зацепки. Проблема в том, что Аранжировщик выглядит подходящим кандидатом только в истории Оусли, но никак не в комиксах Стерна и Дефалько.

Питер Дэвид выкрутился довольно странно. В #289 выяснялось, что Хобгоблином все-таки был Нед Лидс, а его убийство заказал Макендейл из зависти. Как Питер узнал об этом? Кингпин дал ему почитать секретное досье, просто потому что… ему надоели интриги!

Эпичная линия завершилась пшиком: загадочным Гоблином оказался мертвый персонаж, его мотивы никак не объяснили, а плащ Домового присваивал себе Джейсон Макендейл, просто потому что ему это показалось забавным. Впрочем, даже без тыквенного шлема он остался лузером.

Однако настоящая развязка запутанной истории Хобгоблина нас ждет только спустя десяток лет – в 90-х!

Гори, чтобы отомстить! (1988-2000)

Я абсолютно уверен, что приз за самую яркую эпоху гоблинской истории должен достаться девяностым. Именно тогда с устоявшейся формулой начались творческие эксперименты, и Гоблины перестали быть только ряжеными злыднями. Но открыть новый период нам стоит чуть раньше – с Иксменовского ивента «Инферно».

ASM #312 (1989), издан в «Дэвид Микелайни: Удивительный Человек-Паук. Омнибус» от «Комильфо»

  • Сценарий: Дэвид Микелайни
  • Рисунок: Тодд Макфарлейн

По вине обезумевшей от потери ребенка Королевы Гоблинов (Мэдлин Прайор) Нью-Йорк наводнили демоны Лимба. Хаос захлестнул множество серий: в ходе неразберихи Джейсон Макендейл решил, что пришло самое время получить суперсилы. Хобгоблин напал на семью Гарри с требованием выдать ему гоблинскую сыворотку – угроза близким пробудила в Озборне личность Зеленого Гоблина.

Грандиозный рваный плащ Хобгоблина ясно дает понять имя художника. Благодаря Тодду Макфарлейну очередная потасовка Гоблинов выглядит как огромная сияющая вывеска «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДЕВЯНОСТЫЕ!».

Знаковый художник эпохи делает Мэри Джейн настоящей супермоделью, а воздушную драку – ярким блокбастером.

Небольшое отступление о Королеве Гоблинов (Goblin Queen). С Гоблинами на глайдерах Мэдлин никак не связана, она командует бесами, чертями, а также гоблинами измерения Лимб. По моим предположениям, образ Королевы Гоблинов был вдохновлен персонажем Дэвида Боуи, Королем гоблинов из фильма «Лабиринт» (1986). Линии двух «монархов» несколько похожи: в фильме повелитель гоблинов Джарет забирает младенца в свой причудливый мир, а сестра мальчика проходит через испытания, чтобы его вернуть.

Однако никакого четкого подтверждения моих догадок я не нашел.

Вернемся к Пауку. Хобгоблина отогнали от семьи Гарри, однако сражение Озборна и Макендейла запустило для обоих Гоблинов две трагичные сюжетные линии. Начнем с падения Гарри: после атаки Макендейла он так и не смог забыть о гоблинских делах.

Spectacular Spider-Man #178-200 (1991-1993): выпуски конкретно про Гоблина — #178-184, 189-190, 199-200

  • Сценарий: Джон Марк Дематтейс
  • Рисунок: Сэл Бушема

Я не встречал рана про Человека-Паука лучше, чем эти номера Дематтейса.

Представьте, что «Последняя охота Крэйвена» – это фильм, тогда эта история окажется сериалом-продолжением, призванным окончательно раскрыть мрачные темы безумия, душевных ран и гнетущего семейного наследия. Если же сформулировать направление рана Дематтейса более емко – это одержимость смертью.

Умирающий от рака Стервятник казнит одних недругов и добивается прощения от других. Пума ступает на тропу кровной мести после мистического индейского ритуала в мире духов. Психиатр Эшли Кафка хочет помочь Паразиту побороть внутреннего зверя – и в его прошлом мы увидим прямые намеки на семейное насилие.

Дематтейс умеет писать и уморительные комиксы, если захочет: посреди хаоса и боли Паркера ждет приключение с удивительным Человеком-Лягушкой в #185!

И центральная линия Дематтейса – прогрессирующее помешательство Гарри Озборна, перемешанное с зависимостью, хотя фактические наркотики и заменил гоблинская сыворотка. Голоса Нормана и Питера в голове Гарри подталкивают его снова встать на глайдер – думаю, это самый страшный Гоблин из всех, так как он сильнее всех похож несчастного больного человека.

Психическое расстройство не превращает Гарри в «Джокера» или криминального гения. Никакой романтизации, только бессвязная речь и пустой взгляд. Он безнадежно болен, и страдают от его болезни именно жена Лиз и сын Норми.

Вспышки гнева отца навсегда отпечатались на сыне.

Только Гарри готовится нанести решающий удар – и болезнь отступает, он уже не понимает, где находится. Но уже через секунду Гарри снова нет – власть снова перехватывает мстительный Гоблин.

Хотя Гарри появляется не во всех выпусках, я крайне рекомендую прочитать весь ран целиком. На протяжении всех своих сюжетов Дематтейс раскачивает самочувствие Питера, чтобы выплеснуть напряжение в финальном 200 номере.

Нет никаких сложных планов. Гарри просто мечется по городу, все больше сходя с ума, а Питер никак не может помочь другу. В конце концов, личность Гарри берет верх над Гоблином, он спасает друга от взрыва, но уже поздно.

Гарри умирает на руках Питера из-за неудачной реакции на гоблинскую сыворотку.

Если история Стэна Ли заложила основы линии истории про зависимость, Дематтейс ее завершил – в конце пути Гарри ждал только полный мрак.

Вернемся ко второй линии из «Инферно» – злоключения Джейсона Макендейла.

Spectacular Spider-Man #147 + Web of Spider-Man #48 (1989)

  • Сценарий: Джерри Конвей
  • Рисунок: Сэл Бушема, Алекс Савюк

После поражения в битве с Зеленым Гоблином Джейсон приуныл. И тут его осенило: если он одет в гоблинский костюм, почему бы демонам из Лимба не принять его за своего? Тогда Хобгоблин набрался смелости и попросил главу вторжения Н’астирха дать ему темные силы взамен на душу. Демона просьба так развеселила, что он исполнил желание неудачника… превратив его в остроухую тварь!

Бойтесь желаний, они могут сбываться.

Зато его карьера взмыла ввысь: со времен «Войны банд» Макендейл никому не был нужен, но стоило ему стать уродом, и он начал активно влезать в супергеройские дела.

Например, он участвовал в Зловещей Шестерке. Раздвоенный язык стал пропуском в сверхъестественный уголок Марвел: новый Домовой дрался с Призрачным Гонщиком и Лунным Рыцарем.

В одной из драк его желание вернуть лицо частично исполнилось. После тройной атаки из паутины, адского пламени и очереди дробовика Хобгоблин начал непроизвольно трансформироваться из полудемона в беспомощного человека и обратно.

Демонический стиль с порванным плащами, цепями и адским пламенем идеально укладывался в эстетику девяностых. Так почему бы не выкрутить стиль на максимум?

Web of Spider-Man #84-89 (1992)

  • Сценарий: Говард Мэки
  • Рисунок: Алекс Савюк

Фактически сюжет «Имя Розы» служит этаким продолжением «Войны банд» direct-to-video. Ричард Фиск колеблется между продолжением дела отца и отказом от грязных дел. Снова объявляется Роза, уже некто другой. И опять жизнь Пауку портит Хобгоблин, страдающий от метаморфоз.

Оказалось, что Н’астирх не просто превратил Джейсона в монстра – внутрь него подселили демона из Лимба. И бандит так достал своего внутреннего гостя, что тварь вырвалась из тела… и обрела форму Демогоблина!

Демогоблин – один из самых странных демонов. Он не хочет захватить мир или закупиться душами смертных. Его священная миссия – очистить мир от грешников путем массовой бойни. Он как Каратель, только верхом на огненном глайдере и повернутый на религиозной чистоте.

Даже по меркам мира, переполненного линчевателями, Демогоблин очень выделялся. Ему не помешала бы предыстория. Почему он так одержим чужими грехами? Поэтому его вышвырнули из Лимба? Может, он просто достал фанатизмом своих демонических соседей?

Сильнее всего демон хотел выжечь Макендейла, собравшего в себе все худшие грехи.

В Spider-Man #24 (1992) Демогоблин нашел такого же странного союзника, как он сам. В ходе кроссовера Infinity War против героев выставили их злых двойников. Так Человек-Паук столкнулся с чудовищным Доппельгангером, шестируким зубастым монстром с интеллектом собаки. К сожалению, Доппи погиб от рук Хобгоблина-Макендейла… Но Демогоблин воскресил своего «напарника» – его бездумная покорность и огромная сила отлично бы помогли в войне против грешников.

Демогоблин не мог родиться ни в какое другое время, кроме 90-х. Дух экстремального возмездия эпохи довел идею Гоблина до абсолюта – ничего круче демонического линчевателя, швыряющегося огнем, придумать уже невозможно. И в то же время хаос девяностых обрек Демогоблина остаться твердолобым монстром.

На демоне-мстителе мог бы держаться целый онгоинг с неоднозначной моралью, но лень сценаристов не дала Демогоблину раскрыться. Гоблин упрямо талдычил одну и ту же фразу «УБИТЬ ВСЕХ ГРЕШНИКОВ», иногда отвлекаясь на хихиканье. Симптоматично, что самые заметные истории про языкастого инквизитора – кроссоверы симбиотов.

Кроссовер Maximum Carnage (1993), издан в «Карнаж: Максимум резни» от «Комильфо»

Демогоблин присоединился к крестовому походу Карнажа, только потому что это поможет убить больше грешников.

Великая и ужасная «Максимальная Резня». Многогранный ивент можно рассмотреть с трех сторон. Первая точка зрения – это раздутое супергеройское порно с экстремально гигантским числом участников. Только наши звезды собираются в одном месте и приступают к делу, звучит команда «стоп», и вся пестрая толпа топает в новую локацию.  И так весь ивент: балаган переносят из места в место, а начать настоящую битву никак не могут.

Второй аспект – это артбук пикового арта 90-х. Если вам нужны ваши любимые персонажи в эффектных позах, то в «Резне» вы точно найдете аппетитные кадры.

Демогоблин владел бомбочками с обволакивающей тьмой.

И третья черта подводит нас к роли Демогоблина. «Максимальная Резня» – черная комедия про безумную семейку Карнажа. Ради масштабной бойни Клетус собирает вокруг себя извращённую версию семейства. Крик отыгрывает роль заботливой мамочки, Доппельгангер – «верный питомец», Падаль – эмм, неразговорчивый дядя из Невады? Серьезно, в какой-то момент он просто выползает из люка и присоединяется к Карнажу, я не знаю с кем его сравнивать.

И Демогоблин – буйный подросток-максималист, который ненавидит окружающий мир, пока Клетус-«батя» хочет надавать «сыну» оплеух за непослушание.

Venom: Enemy Within #1-3 (1994)

  • Сценарий: Брюс Джонс
  • Рисунок: Боб Маклеод

В другой сборной солянке Демогоблин наоборот выступил героем. На Сан-Франциско напали гоблины. Пока Веном и Морбиус сражались с монстрами, бесы признали в Демогоблине лидера… И он вырос до размеров кайдзю!

Обожаю девяностые.

Однако Демогоблин не искусился властью и заманил злых сородичей в воду.

И только в последнем сюжете Демогоблину придали драматический вес.

Spider-Man #46-49 (1994)

  • Сценарий: Брюс Джонс
  • Рисунок: Боб Маклеод

Макендейлу снова надоело злодействовать без сил, и он обратился за помощью к семье Кравиновых, однако на него напал Демогоблин. Оказалось, что… он хочет попросить у Джейсона прощения. Пока Хобгоблин странствовал по Уралу, демон при содействии Паука переосмыслял свое кредо: теперь он будет очищать мир через искупление, а не убийства.  В конце концов, два Гоблина столкнулись в церкви последний раз – Демогоблин выбрал пожертвовать собой ради спасения ребенка.

Интересно, как бы сложилась история Демогоблина, если бы он продолжал бы нести очищающее пламя вплоть до сегодняшнего дня? Превратили бы его в антигероя-фанатика, как сделали ДиСи с Азраилом? Или он стал бы постоянным врагом Призрачного Гонщика? Сняли бы про него фильм в СПУМК?

Жизнь Демогоблина была краткой, но свой пылающий след он оставил. Его существование подняло два любопытных вопроса. Может ли Гоблин быть героем? И стоит ли превращать Гоблина в настоящего монстра?

Ответ на первый вопрос – да, но ничего хорошего выйдет. Просто вообразите, насколько удивительным временем были 90-е: у героического Зеленого Гоблина даже появился свой онгоинг!

Green Goblin #1-13 (1995)

  • Сценарий: Том Дефалько

Однажды племянник легендарного журналиста Бена Уриха, юный балбес по имени Фил, помогал дяде в расследовании деятельности Озкорп. В ходе потасовки Фил случайно обнаружил лабораторию Озборна, где его облило зеленой жижей. Чтобы расправиться с преступниками, Урих переоделся в костюм и стал новым Гоблином!

Фил Урих научился использовать «безумный смех», звуковую атаку в виде хохота: изначально она объяснялась как секретное оружие внутри маски, позже ее отретконили как способность Фила.

Поначалу Уриху нравилось обладать суперсилой. Летать на глайдере – круто, избивать плохих парней – круто, подкатить к девчонке, заинтересованной появлением Гоблина – мегакруто. Сам онгоинг так себе состарился, поэтому выглядит как типичный онгоинг про крутого молодого супергероя с модной стрижкой: страницы перегружены текстом, а весь сюжет состоит из драк со случайными противниками, от Носорога до Алого Паука.

Куда сильнее сражения со злом Фила занимал шанс покрасоваться перед подружкой. Кстати, вы заметили, что у него тоже есть дядя Бен? В будущем сценаристы будут часто подмечать параллели между Питером Паркером и Филом Урихом: Гоблину не хватило ценного урока о большой ответственности, поэтому он так и остался легкомысленным раздолбаем. Позже Урих полетит по совсем кривой дорожке, но об этом позже.

И все же в 90-х Фил искренне хотел стать настоящим героем, защищать дядю и совершать хорошие дела. Его геройский путь завершился внезапно: после битвы со Стражами гоблинский костюм повредился… и Урих расхотел спасать мир! Вот так просто, без трагичных смертей и жертв. Фил рассудил, что легко пришло – легко ушло, а с девчонками можно знакомиться и в клубах. К тому же это намного безопаснее.

Также можно вспомнить Гоблина из 2099 года, которого ввел Питер Дэвид в Spider-Man 2099 #8 (1993). В далеком будущем Гоблином стала проповедница Дженнифер Д’Анжело, сестра невесты Мигеля О’Хары. В образе Гоблина она хотела сместить Паука с роли защитника города. Интересно, что ее дизайн больше напоминал гаргулью.

Как я понял, это первая женщина-Гоблин… вернее Дженнифер должна была ею стать. Скучали по редакторскому хаосу? Возможно, карма отыгралась на Питере: когда-то он задним числом поменял личность Хобгоблину – теперь же редакторы за него изменили Гоблина 2099. В последнем номере рана Дэвида (#44) без его ведома текст номера заменили так, чтобы представить брата Паука, Габриэля О’Хару, как настоящего Гоблина.

Только в 2015 году, когда Питеру Дэвиду снова доверили писать Spider-Man 2099, справедливость восстановили путем игр с Мультивселенной – Гоблином 2099 снова оказалась преподобная Дженнифер.

Гоблинесса возглавила Зловещую Шестерку 2099, на самом деле помогая Мигелю подорвать злодейскую команду изнутри (#10-12). Узнав ее личность и намерения, другие злодеи расправились с ней.

Теперь второе наследие Демогоблина – гоблины-монстры. Похожую идею с настоящим Гоблином развили в Прото-Гоблине, которого ретконом сделали самым первым Гоблином еще до Озборна. Ничего удивительного, что вы не слышали о нем – персонаж появился лишь в одном выпуске, Spider-Man #-1 (1997).

Еще до превращения Озборна в Гоблина Нельс ван Аддер работал в лаборатории Озкорпа. Когда на нем испытали прототип сыворотки, Нельс превратился в неуравновешенного красного монстра и напал на Нормана – однако в ходе драки Прото-Гоблин выпал из окна, больше никто его никогда не видел.

Всего одно появление не помешало Sony попытаться ввести Прото-Гоблина как дополнительного злодея в «Новом Человеке-Пауке». Тогда компания вовремя одумалась, персонаж остался обычным человеком (помощником Коннорса).

Конечно, самый знаменитый «настоящий» Гоблин находится в другой Вселенной. Уже в 2000 году в Ultimate Spider-Man при создании Гоблина от трико и глайдера отказались – после эксперимента Озборн с Земли-1610 превратился в зеленого мускулистого черта, буквально Гоблина. Также, как и Демогоблин, Алтимэйт Норман умел бросаться пламенем, а не использовал тыквы. Позже Алтимэйт Хобгоблином стал Гарри, а Демогоблином… Мэри Джейн! Клон Питера вкачал ей гоблинскую сыворотку, чтобы она никогда не подвергалась опасности, а Мэри стала волосатым чудовищем!

Хочу отметить, я не говорю, что Алтимэйт Гоблинов срисовали с Демогоблина. Просто демон был первым настоящим Гоблином, хоть и не из Египта.

Удачно я вспомнил Нормана. Ведь в середине девяностых он вернулся и в основном континьюти. Как? Всего три слова: «Сага о клонах».

Здесь мне стоит отправить вас читать отличную статью Дитриха про клонический хаос с Паукам-двойниками. Если вкратце, и сценаристы, и редакторы понятия не имели, как должна была закончиться «Сага». Сделать Мэри Джейн клоном и отправить ее жить с Питером-клоном? Представить Бена Рейли как Паркера из будущего и замкнуть историю во временную петлю? Соединить Питера и Бена в одного персонажа при помощи заклинания? Нужно было назначить таинственного злого манипулятора, организовавшего все проблемы с клонами. Как вы понимаете, на роль кукловода выбрали Нормана Озборна.

Оказалось, что Норман не умер в ASM #122, ведь сыворотка даровала ему мощный исцеляющий фактор. Психопат сбежал в Европу, возглавил мистическое братство Скрайеров, тайно манипулировал Шакалом, нанял актрису ради инсценировки смерти тети Мэй, а в финале «Саги о клонах» Озборн наконец вышел из тени. Произошло это в 1996 году – Норман считался мертвым целых 24 года!

Посмотреть на все планы Озборна, которые ретконами впихнули в континьюти, можно в ван-шоте Spider-Man: The Osborn Journal #1.

Хотя Человек-Паук так и не был уничтожен, возвращение Нормана прошло блестяще: он восстановил свою бизнес-империю и очистил имя от обвинений в злодействах.

Какими бы сюжетными пируэтами ни поражали 90-е, нужно было разгребать хаос. Раз уж вернули на сцену Зеленого Гоблина, почему бы не сделать то же самое с его последователем? Желая восстановить образ Хобгоблина, редакторы предложили Стерну снова поработать над персонажем – так сценарист воплотил свой первоначальный план сделать Домовым Родерика Кингсли!

Spider-Man: Hobgoblin Lives #1-3 (1997)

  • Сценарий: Роджер Стерн
  • Рисунок: Рон Френц

Макендейл-киборг (неважно) оказывается за решеткой и раскрывает всему миру, что репортер «Дейли Бьюгл» был первым Хобгоблином. Однако уже вскоре Джейсона находят мертвым – шумиха очень не понравилась настоящему Домовому!

Итак, мини-серия закрывает все вопросы. Родерик Кингсли был тем сам беспринципным интриганом. После уничтожения его первого убежища он бежал, преступника выследил репортер Лидс. Однако Хобгоблин заметил хвост и превратил несчастного Неда в марионетку. После промывки мозгов журналист становился Хобгоблином, когда это было удобно Кингсли. Отсюда и странное поведение Неда, и перепады настроения – все это побочный эффект гипноза и наркотиков.

А когда Родерик и Хобгоблин появлялись в одной комнате, роль Родерика отыгрывал его слабовольный брат-близнец Дэниел.

Именно дешевый ход с близнецами так не понравился Дефалько, что тот решил переписать личность Хобгоблина.

Трудно сказать, насколько выиграли читатели от осуществления авторского замысла. Если воспринимать лимитку «Хобгоблин жив» как обособленный детектив, то он читается потрясающее. Домовой снова пудрит всем мозги и всегда остается на шаг впереди Паркера. Детективная интрига не отпускает до самого последнего момента, торжество справедливости вызывает довольную улыбку: разоблаченный Кингсли наконец арестован, а имя Неда Лидса очищено.

Но если попытаться встроить серию в континьюти, она окажется странным приветом из прошлого. С чего бы Кингсли так переживать из-за Макендейла за решеткой? Улик о причастности Родерика все равно нет. С момента смерти о Неде Лидсе старались не вспоминать лишний раз, а тут о нем скорбят буквально все. И неужели Хобби настолько потерял хватку, что добровольно согласился рассказать на диктофон свой зловещий план? 

С другой стороны, в плане редакторского хаоса Домовому далеко до настоящих рекордсменов – Людей Икс.

Саблезубый должен был оказаться отцом Росомахи – в итоге, они оказались даже не родственниками, а потом и это отретконили, сделав их потомками волколюдей. Кейбл считался киборгом-боевиком из будущего – ценой кучи странных твистов его превратили в сына Циклопа и Джин Грей. И таких примеров полно: Кошмар как отец Ночного Змея, третий брат Саммерсов, викторианский ориджин Мистера Злыдня – по сравнению с Иксами суета вокруг Хобгоблина выглядит невинной забавой.

Хаос вокруг Хобгоблина затронул и мультсериал Spider-Man TAS. Для начала Хобгоблин появлялся раньше Зеленого Гоблина – виной всему игрушки. Некто необдуманно запитчил Домового как злодея, а когда сценарий собрались переделать, оказалось, что фигурки Домового уже готовы для продажи. Отступать было поздно.

Пришлось прогибать канон, только Хобби в комиксах все еще считался Нед Лидс. Но репортёру в мульте отвели крохотную эпизодическую роль, и имя Хобгоблина снова оказалось долгоиграющей тайной. Все-таки выбрали Макендейла (Hobgoblin Lives вышел слишком поздно), что довольно забавно: по сути анимационный Хобгоблин –  именно хитрый аферист Кингсли, от дуболома Джейсона осталось только имя и профессия наемника.

Озвучивал Домового сам Марк Хэмилл, лучший Джокер в истории.

90-е красиво закольцовываются новой схваткой Зеленого Гоблина и Домового, только теперь сражаются оригиналы!

Spectacular Spider-Man #259-261 (1998)

  • Сценарий: Роджер Стерн, Глен Гринберг
  • Рисунок: Люк Росс

В тюрьме Родерик Кингсли узнает о триумфальном возвращении Нормана Озборна. Тогда Кингсли намекает адвокату, что у него остались архивы Озборна, и уже на следующую ночь стену камеры взрывает тыквенная бомба…

Сюжет все еще писал Стерн, и мне остается только снять перед ним шляпу. Даже спустя два десятка лет после дебюта Хобгоблина Роджер все еще великолепно понимает своего персонажа. И у Нормана, и у Кингсли хватает хитрости не идти на таран – для начала они заключают сделку. Кингсли передаст материал для шантажа, а взамен Озборн оставит его в живых.

Озборн перенял уловки конкурента в своем извращенном стиле: в Зеленого Гоблина переодевался не Норман, а некий человеческий конструкт… Лучше бы Гарри клонировал, честное слово.

Гоблины вели себя как скорпионы в банке, но эта игра осталась за Озборном. Он быстро понял, что Родерик блефует, поэтому тянул время, чтобы убедиться в своей правоте и поглотить бизнес Кингсли. Осторожность снова спасла Хобгоблину жизнь – потерпев поражение в схватке, он предпочел сбежать на далекий пляж с кругленькой суммой подальше от гоблинской суеты.

Вот так к началу нулевых мы вернулись к тому, с чего начинали. Все конкуренты Озборна повержены – теперь он снова единственный Гоблин, зеленый и безумно опасный.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment