Как перестать волноваться и начать играть в Настольные Ролевые Игры

1 001

Учимся играть в ролевки!

Орк-чародей поднимается со своего импровизированного костяного трона и медленно спускается к вам, опираясь на свой посох. Его глаза пылают угрожающим красным огнем, а между пальцев начинают пробегать молнии. Он резко взмахивает рукой ー и тяжелые двери позади вас захлопываются с тяжелым звуком, напоминающим последний удар по крышке гроба. 

— Что ж, вам удалось добраться до меня, ー вы слышите его скрипучий голос из-под капюшона. Краем глаза вы замечаете, как из теней по краям зала выходят вооруженные до зубов фигуры. ー Жаль, что вы вот-вот умрете. Убить их!

Бросайте на инициативу!

Если после прочтения последней фразы вы не начали судорожно искать свои кубики и высчитывать бонус к инициативе своего персонажа значит это статья для вас. Добро пожаловать в удивительный мир настольных ролевых игр, или сокращенно НРИ. В этом тексте мы кратко разберем, что это за хобби такое, почему тысячи гиков ежемесячно тратят на него сотни часов и долларов, где можно поиграть в НРИ в вашем городе (иногда даже не выходя из дома), а также рассмотрим 5 НРИ систем для новичков, официально доступных на русском языке.

Если же у вас всегда под рукой мешочек с кастомными дайсами и пачка пустых чарников на все случаи жизни, не спешите закрывать вкладку! Специально для вас я отобрал еще 5 НРИ, для более опытных игроков. Возможно среди них вы найдете свою новую любимую игру.

Так кто такой этот ваш НРИ?

Постараюсь объяснить без сложных терминов и погружения в историю. Настольная Ролевая Игра  это интерактивная история, в которой участвует от двух до сколько-поместится-в-комнате человек (но желательно не более пяти, поверьте мне на слово, пожалуйста). Один из них   Ведущий, он же Мастер Игры, он же ГМ. Он рассказывает историю, погружает игроков в свой мир, ставит перед ними задачи и сложные выборы. Игроки управляют главными героями этой истории, и от их решений зависит, что будет дальше. У каждого персонажа есть набор параметров, таких как Сила, Ловкость, Интеллект и так далее, которые он использует для преодоления сложностей. Для симуляции случайностей игроки и ГМ бросают кубики с разным количеством граней (в некоторых играх используется колода карт).

Именно от этих засранцев зачастую будет зависеть жизнь вашего персонажа.

Типичная сцена в НРИ выглядит примерно так:

  • Убийца в капюшоне ускоряется и петляет между дымовых труб, а затем ловко перепрыгивает на соседнюю крышу и исчезает в утреннем тумане! Что будете делать?
  • Я бегу за ним и пытаюсь перепрыгнуть на ту же крышу!
  • Хорошо, это проверка Атлетики.
  • (бросает кубик) Двенадцать!
  • К сожалению, этого недостаточно. Ты неправильно рассчитываешь свои силы и тебе не хватает буквально пары сантиметров. Однако, ты успеваешь схватиться кончиками пальцев за край крыши и теперь висишь на волоске от смерти. Остальные, что делаете вы?

Подобные сцены вы могли видеть в «Теории Большого Взрыва», «Очень Странных Делах», «Футураме», «Гравити Фоллз» и Borderlands. От себя же могу искренне посоветовать серии «Сообщества» (2х14 и 5х10) и мультсериал HarmonQuest, они достаточно легко и забавно объясняют суть НРИ для новичков, и именно после них я потратил свои кровные деньги на стартовый набор Pathfinder (а это была моя первая зарплата, между прочим).

Игры могут быть как ваншотами (короткие истории на одну встречу), так и объединяться в кампании ー длинные истории на десяток, а то и сотню игровых встреч, по ходу которых персонажи получают опыт, прокачиваются и становятся сильнее.

Самой длинной задокументированной кампании по D&D в этом году исполнилось 40 лет. За это время через неё прошло более 50 игроков и 500 персонажей, в случае смерти героя игроки продолжали играть за его потомка.

Самая длинная кампания, в которой лично я принимал участие, длилась два с половиной года. За это время наша группа поднялась с первого до максимального уровня и из группы бомжей превратилась в пантеон легендарных богов.

Окей, получается все НРИ — это типичное фэнтези с эльфами и драконами?

Необязательно. Да, первые и самые популярные НРИ были в жанре фэнтези, но за 50 лет развития индустрия породила множество других систем и сеттингов: космооперы, стимпанк, Дикий Запад, городское фэнтези — вы можете найти игру в любом жанре и сеттинге, который вам интересен.

Ладно, заинтересовал. Так где я могу покидать кубы?

Есть два способа поиграть в НРИ оффлайн и онлайн.

Оффлайн игры проводят на конвентах, в игровых клубах и магазинах настольных игр. Например в магазинах Hobby Games (это не реклама, если что) обычно каждые выходные проводятся игротеки, на которых вы можете познакомиться с правилами НРИ, взять готового персонажа и попробовать пройти своё первое приключение. Также в большинстве крупных городов России и СНГ есть свои небольшие игровые сообщества, которые можно найти в социальных сетях, чаще всего в VK. Попробуйте поискать, лично я именно так нашел свою группу и заодно своих лучших друзей.

Если же в вашем городе нет ни магазина настольных игр, ни сообщества гиков-ролевиков, а поиграть вам всё-таки хочется ー вам прямая дорога в интернет. “Благодаря” пандемии коронавируса и самоизоляции, спрос на “виртуальные столы” значительно вырос и сейчас способов поиграть в D&D, не вставая из-за стола достаточно много. Всё, что вам нужно ー это стабильный интернет, Discord и игровая группа. Игровую группу можно найти в том же VK, например в этом сообществе (всё ещё не реклама, к сожалению). Если же у вас хороший английский и вы готовы потерпеть разницу во времени — можете поискать группу за границей, например на сервисе Roll20 (он же по совместительству самый популярный виртуальный стол для НРИ).

Так выглядит типичная онлайн сессия в Roll20.

Рассказывать обо всех “виртуальных столах” не буду, чтобы не растягивать и без того длинный материал. Если тема интересна ー дайте знать в комментариях, могу составить гайд из доступных на сегодня вариантов.

Так а какие НРИ есть на русском-то?

Вот тут мы подошли к самому интересному. Изначально я хотел рассказать вообще обо всех НРИ, доступных на русском языке, но, составив список одних только официальных локализаций, понял, что такую статью никто даже до середины не дочитает. Проще говоря ー НРИ на русском много, очень много.

Так что я решил воспользоваться методом Руслана Хубиева ー сделать два списка по пять игр, один для новичков, второй для более опытных ребят. Все игры в этих списках официально доступны на русском языке и их можно купить в магазинах настольных игр. Я против пиратства, но если что ー интернет большой, энтузиастов в нем много, Гуглом вы пользоваться умеете, я надеюсь.

НРИ для новичков

Тут будут указаны игры, в которые можно будет сыграть прямо “из коробки” ー то есть у них есть стартовые наборы с кубами, упрощенными правилами, готовыми персонажами и приключением на пару вечеров.

Dungeons & Dragons 5th Edition — бать и мать ролевых игр

Разумеется мы начинаем с Dungeons & Dragons. Говорим D&D ー подразумеваем НРИ, говорим НРИ ー подразумеваем D&D. Воистину, Дында ー первое, что приходит на ум при упоминании ролевых игр. Так что даже не знаю, что о ней рассказать такого, чего не знает большинство из вас.

Наверное расскажу о стартовом наборе. В него входит набор костей, 32-страничное руководство с упрощенными правилами, 5 готовых игровых персонажей и 64-страничное приключение «Затерянные Рудники Фанделвера» (удачи вам пережить первую сцену). Набор на самом деле довольно скудноват и через пару минут вы поймете почему. Если же после быстрого старта вам захочется поиграть по полным правилам ー подготовьте кошелек для трех базовых книг (Руководство Игрока, Руководство Мастера и Бестиарий). Также на русском официально доступны две большие кампании ー «Нисхождение в Авернус» и «Драконий Куш», а также книга «Приключения в Средиземье», которая позволит проводить вам игры во вселенной Толкиена.

Pathfinder — младший брат D&D

Если мы начали говорить о D&D, нельзя упомянуть и о Pathfinder. Тут нужен небольшой экскурс в историю. Текущая редакция D&D ー пятая, она многое упростила по сравнению с предыдущими версиями и облегчила порог входа для новичков. Но многие лучшей редакцией считают D&D 3.5 ー с большим количеством классов, рас, способностей и прочих опций (если вы играли в Neverwinter Nights 2 ー вы понимаете, о чем я).

Так вот, первую редакцию Pathfinder называют D&D 3.75, потому что она во многом продолжает эти идеи. У Путеискателя доступны буквально сотни книг с десятками дополнительных рас, классов, заклинаний и способностей. Если вам нравится разнообразие и вы готовы копаться в куче книг, чтобы собрать себе идеального персонажа ー эта система может вам понравиться.

Что без сомнения круто ー у Pathfinder отличный стартовый набор. В него входят набор кубов, буклеты для игрока и ведущего с упрощенными правилами, четыре готовых персонажа, небольшое приключение на вечер, двустороннее поле с клетками и картой подземелья, а также 80 цветных фишек персонажей с подставками.

Фишки с персонажами выручают меня до сих пор.

Если захотите ознакомиться с полными правилами ー к вашим услугам огромная 600-страничная Книга Правил. Также на русском языке официально доступны Бестиарий, Путеводитель по Внутреннему Морю с новыми классами и способностями, а также 2 кампании и 3 отдельных приключения.

Моя книга правил, куплена в далеком 2017 году.

В 2019 вышла вторая редакция Pathfinder. В ней немного изменили процесс создания персонажа, переработали боевую механику и в целом упростили жизнь новичкам. На русском также доступен аналогичный Стартовый набор, Основная книга правил и одно приключение.

Starfinder — гоблины с бластерами!

Ну и раз уж мы заговорили о Pathfinder ー не грех будет вспомнить и о его космическом ответвлении (если что ー мы всё ещё на первом пункте списка игр для новичков). По сути перед нами слегка доработанный Pathfinder, но в космосе. Здесь есть эльфы, гномы и гоблины, а также десятки новых инопланетных рас и чудовищ, вооруженных бластерами, плазменными мечами и магией. Если хочется более нестандартного фэнтези ー вам должно понравиться.

Стартовый набор здесь такой же богатый ー набор кубиков, буклеты для игрока и ведущего с упрощенными правилами, четыре готовых персонажа, небольшое приключение на вечер, двустороннее поле с клетками, а также 80 цветных фишек персонажей с подставками. Вы также можете прикупить себе Основную книгу правил, Инопланетный архив с описанием рас и противников, а также 2 больших кампании приключений.

В этом моменте у вас наверняка возник вопрос: Так, Сань, а почему ты запихнул аж три игры на одну позицию?

У меня есть два ответа. Во-первых, я всё-таки хочу охватить побольше систем. А во-вторых, D&D 5e, Pathfinder и Starfinder очень похожи в корне. Все три построены на классической системе D20 — то есть бросаешь двадцатигранный кубик и молишься, чтобы не выпала единица. 

Well, shit.

А так как D&D в своё время выросла из варгеймов — в ней и подобных ей играх очень большой упор на боевую систему. Конечно, вы можете попытаться поводить Дынду, ПФ и СФ без боев (у многих даже успешно получается), но раскрываться по-настоящему эти игры будут именно в боевых сценах.

Зов Ктулху — кто проживает на дне океана?

От эпичного героического фэнтези с кучей экшн-сцен резко переходим к нуарному детективу об обычных людях, исследующих грани собственного безумия. Зов Ктулху, основанный, как ни странно, на мифах Ктулху Говарда Лавкрафта, окунает вас в Америку 1920х, время гангстеров, джаза и “сухого закона”. Играть вам предстоит за обычных людей ー сыщиков, ученых, журналистов ー оказавшихся в необычных условиях. Вы будете обследовать проклятые дома, изучать оккультные тексты и очень редко вступать в неравный бой с безумными культистами. И никто не может гарантировать вам, что вы доживете до конца приключения.

Игровая механика поначалу может вызвать приступ безумия, особенно после ДнД. Для прохождения проверок вам нужно бросать кубик-процентник, на котором должно выпасть число меньше, чем сложность проверки. А иногда вам вообще нужно попасть в определенное “окно” значений, чтобы преуспеть. Ну и как же без механики безумия в мифах Ктулху ー у каждого персонажа есть показатель рассудка, который уменьшается при каждым столкновением со сверхъестественным, всё больше сводя вашего героя с ума.

Стартовый набор включает в себя кубики, базовые правила, книгу-приключение на одного игрока, 5 готовых персонажей и 3 стартовых приключения. Также на русском языке доступна Книга Хранителя с полными правилами, Набор Хранителя с дополнительными приключениями и материалами для игры и большое приключение «Тень над Провиденсом».

Cyberpunk Red — вставай, самурай, на работу пора

2045 год, Джонни Сильверхэнд уже мертв, а Ви еще не родился (-ась). Найт-Сити правят беспринципные корпорации, технологические импланты стали обыденностью, а уровень преступности зашкаливает. И посреди всего этого — ваши персонажи. Удастся ли вам выжить и добиться успеха?

Для игровых проверок используются всего два кубика ー десятигранный d10 для проверок навыков и шестигранный d6 для подсчета урона. Персонажа можно улучшать с помощью имплантов, но каждый новый имплант уменьшает уровень Человечности, что грозит вам Киберпсихозом. Ну и куда же в киберпанке без нетраннинга ー механики подключения к киберпространству, внутри которого вам предстоит взламывать базы данных и сражаться с охранными системами.

В стартовый набор Киберпанка входит набор брендированных костей, путеводитель по миру игры, краткие правила, 6 готовых персонажей, двусторонние игровые маты и фишки персонажей и транспорта.

Лично моя главная претензия к Cyberpunk Red ー обилие красного цвета на страницах книг. Да, я понимаю, что игра называет Cyberpunk RED, но иногда на это просто физически больно смотреть.

Основные правила на русский язык не переведены, пока.

Shadowrun: Шестой мир — киберпанк с магией

2082 год. Миром правят кибертехнологии и жадные корпорации, имеющими свои частные армии, а практически каждый житель подключен к Матрице ー всемирной сети с нейронным интерфейсом. Но вместе с этим в мире пробуждается магия и появляются мифические существа, например драконы, а люди мутируют в эльфов, гоблинов и орков. Большинство конфликтов в этом мире решаются с помощью наемников, которых называют раннеры. С помощью технологий, магии и продвинутого вооружения он регулярно занимаются shadowrun’ом ー анонимными вторжениями на чужую территорию.

В шестой редакции авторы знаменитого Тенебега постарались упростить правила, но тем не менее вас всё равно ждет непростая механика со сбором пула костей и просчетом отскока брошенной в стену гранаты. А также десятки ー ДЕСЯТКИ! ー страниц с описанием снаряжения. Советую запастись большим запасом шестигранных костей.

Типичная проверка в Shadowrun ー вы пытаетесь выстрелить из пистолета. За это отвечает навык Стрельбы ー он у вас равен 3, который связан с характеристикой Проворство ー его у вас 2. Значит вам нужно бросить 5 шестигранных кубиков. Выпавшие 5 и 6 будут означать успех. Чем больше успехов ー тем больше шанс преуспеть.

В стартовый набор входит набор из 12 кубиков, Введение в мир, Быстрые правила, 4 готовых персонажа, 1 готовое приключение, 55 карт снаряжения и постер-карта Сиэтла будущего. На русском языке также доступна Основная книга правил и дополнение «Свободный Сиэтл» с подробным описанием города.

Легенда Пяти Колец, пятая редакция — традиции ー наше всё

И напоследок ー самый необычный стартовый набор из представленных. Легенда Пяти Колец погружает вас в Изумрудную Империю ー мир самураев, катан, хокку и древних традиций, нарушение которых зачастую карается смертью. Вам предстоит примерить роль представителя одного из семи древних кланов ー Дракона, Журавля, Краба и других ー чтобы распутать дворцовые интриги, наказать демонов или победить на турнире. При этом каждое ваше действие и слово будет оцениваться с точки зрения традиций и этикета, которым в правилах посвящена не одна страница. Например, держать меч под правой рукой, находясь в гостях, считается оскорблением ー ты что, ждешь от хозяев дома нападения?

На одной из сессий по Л5К наши персонажи всю сессию просто ходили по дворцу сёгуна, собирали сплетни и слухи, играли в го и пили чай. А закончилось всё поединком моего самурая с самураем-предателем, оскорбившим честь моего клана. Сначала мы пару минут смотрели друг на друга под сенью сакуры, а затем я срубил его одним точным ударом.

Звучит не очень динамично, но благодаря атмосфере и правилам, сосредоточенным не только на боях, но и на социальном взаимодействии, играется это всё предельно увлекательно.

Необычной игре — необычный геймплей. Вам предстоит собирать и бросать пул кубиков, но не с цифрами, а с символами. Всего символов 4: Успех (чем больше Успехов ー тем лучше бросок), Взрывной Успех (критическое значение, позволяет сделать что-то впечатляющее и бросить кость еще раз), Возможность (дает дополнительное преимущество, например можете заметить что-то важное) и Смятение (внутренний разлад и дисгармония, делающие персонажа уязвимым).

Поначалу даже сложно запомнить, что каждый символ обозначает.

И вот представьте, что на кубиках выпало два Успеха, Возможность, но три Смятения. Как это интерпретировать ー решать только вам и Ведущему. Поначалу такая система сбивает с толку, но при этом открывает больший простор для интерпретаций, чем банальные попал/не попал.

В стартовый набор входят набор из 5 белых и 5 черных кубиков, книга с краткими правилами, 4 готовых персонажа из разных кланов, 59 жетонов персонажей и двусторонняя карта Изумрудной Империи.

НРИ для опытных игроков

Если вы можете за долю секунды отличить d8 от d10, вас не пугают килограммовые книги правил и вам не терпится написать и провести своё собственное приключение ー эта часть статьи для вас. У приведенных ниже игр нет стартовых наборов и зачастую нет готовых приключений, у некоторых нет даже сеттинга и они представляют собой просто набор инструментов. Но с помощью них и вашей фантазии вы можете провести незабываемое приключение в интересном вам сеттинге. Я не буду настолько подробно рассказывать об этих играх, потому что вы наверняка слышали о большинстве из них.

Мир Тьмы: Vampire. The Masquerade с дополнениями

Уверен, что вы слышали или даже играли в компьютерные версии VtM, но возможно вы не знали, что они основаны на настольной ролевой игре. Основная механика ー бросок пула d10, фокус в играх смещен с экшна на личные истории и переживания персонажей. Вам предстоит влезть в шкуру вампира ー идеального ночного хищника и убийцы ー и погрузиться в мир ночных интриг вампирских кланов в сердце огромного мегаполиса.

Либо вы можете примерить на себя роль охотника на нечисть и заняться истреблением вампиров, оборотней, призраков и прочих бабаек. Вы заведомо слабее них, так что вам предстоит заручиться поддержкой других охотников, подготовить снаряжение и тактику. И да поможет вам Бог.

Клинки во Тьме

Мир погрузился во тьму. Улицы викторианского города Даскволла круглосуточно освещают лишь уличные фонари. За каждым переулком ждут преступники и продажные стражники. Тебе и твоей команде отчаянных головорезов предстоит выполнять опасные задания ー побеги, ограбления, похищения и контрабанду. В этом вам поможет механика флэшбеков: как в фильме про друзей Оушена ты можешь заявить при встрече со стражником, что заранее подкупил его, или при прыжке из окна ты можешь заявить, что предвидел это и подготовил путь отхода.

Игра основана на броске нескольких d6, итог зависит от наибольшего выпавшего значения на одном из кубов: 6 ー полный успех, 4-5 ー частичный успех, 1-3 ー провал.

Сможешь ли ты выжить среди конкурентов или вас всех поглотит неизбежная Тьма?

Year Zero Engine

В основе системы Year Zero (на русский язык официально переведена как Точка Отсчета) лежит исследование территорий, будь то радиоактивная пустошь, бескрайний космос или маленький шведский городок. Для проверок вам нужно будет собирать и бросать пул d6, для успеха вам нужна хотя бы одна шестерка. 

В настоящий момент на русском языке доступны 4 игры, основанные на этой системе: Мутанты (выживание и обустройство базы в радиоактивных пустошах, сеттинг может быть вам знаком по видеоигре Mutant: Road to Edem), Кориолис (космоопера в арабской стилистике), Тайны Эхосферы (игра про детей в 80х, в сеттинге работ Саймона Сталенхага, он может быть вам знаком по сериалу Tales from the Loop) и Чужой (исследование страшного космоса в сеттинге фильмов Ридли Скотта). В следующем году обещают локализацию еще одной игры на Year Zero ー Запретные Земли, о выживании в суровом средневековом фэнтези.

Запретные Земли очень суровы, наша группа приключенцев чуть не полегла на первой же игре.

Savage Worlds

У нас эта система также известна как Дневник Авантюриста. По сути это набор правил, который позволит вам провести игру в любом сеттинге. В основе лежит бросок кубиков от d4 до d12, чем лучше прокачан ваш навык ー тем большую кость вы бросаете. Также в бою активно используется колода покерных карт. Книга содержит уйму правил на все случаи жизни, а в интернете вы можете найти множество официальных и фанатских сеттингов.

На русском языке доступны 6 сеттингов, но вам всё равно потребуется Основная книга правил, чтобы поиграть в них: Deadlands (мистический Дикий Запад), Город Парового Солнца (стимпанк), Hellfrost (фэнтези в ледяном постапокалипсисе), Восточно-Техасский Университет (приключения студентов магического колледжа), Красная Земля (мистическая гражданская война 1917 года) и Ultima Forsan (зомби-апокалипсис в эпоху Ренессанса).

Genesys

Странные кубы из Легенды Пяти Колец вернулись! И немудрено ー у данных игр один разработчик. Genesys представляет из себя еще один конструктор с кучей разных правил, с помощью которых можно провести игру в любом сеттинге ー от фэнтези и постапокалипсиса до космооперы и супергероики. Механика почти такая же, как в Л5К ー собираете пул кубов, бросаете, рассматриваете странные символы и интерпретируете их. Главное отличие ー типов кубов и символов намного больше.

Год назад я смотрел на описание этой игры и думал «Че за фигня?». Сегодня это моя самая любимая система, я провел по ней пару десятков игр, летом водил с её помощью игру по Аватару (который про сгибателей стихий, а не про синих кошколюдей) и открывал эту книгу практически каждый день. Мне нравится, что здесь практически невозможно выбросить «ничего» на кубах, любое твоё действие к чему-то приведет. А с помощью богатых правил любой диалог можно сделать не менее напряженным, чем схватку с чудовищным монстром.

Главный минус ー на русском доступна только базовая книга правил, также на сайте издателя можно скачать два бесплатных стартовых приключения, одно по фэнтези, второе по киберпанку. И всё. Хотите поводить что-то другое ー учите английский и либо покупайте официальные сеттинги (коих не так много), либо пробуйте бесплатное творчество фанатов, среди которого попадаются действительно хорошие книги, например тот же Аватар или руководство по супергероике.

А еще кубы продаются отдельно от книги. И да, они недешевые. И нет, одного набора вам не хватит.

А еще мы писали про ролевку «Ведьмак. Настольная ролевая игра», тоже крутая штука для фанатов Геральта из Ривии и творчества Анджея Сапковского — прим. ГлавВреда.

Что, на этом всё?

Да, пока что всё. Разумеется, это не все настольные ролевые игры, доступные на русском языке. Я не упомянул Warhammer, Fate, Dungeon World, Feng Shui и многих других, также есть огромное количество систем, переведенных фанатами ー 13th Age, Through the Breach, GURPS и другие. Если вы играли во что-то из этого ー не стесняйтесь и делитесь своим мнением в комментариях.

И конечно пишите, если хотите, чтобы я провел онлайн-игру для GeekCity. Я уже пытался предложить это Сереге, но может парочка донатов убедят его лучше.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии