Обзор комикса «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Ад на земле»

1 049

Хоррор в психушке? Легко.

Лечебница Аркхем до поры до времени была лишь закадровым лимбом. Местом, куда побеждённые бэт-злодеи отправлялись исключительно, чтобы дождаться следующего раза, когда сценаристу будет интересно с ними поиграться. В 1989 году кое-что изменилось: на тот момент ещё молодой и набирающий популярность шотландский сценарист Грант Моррисон на пару с художником Дэйвом МакКином срывают джекпот — комикс “Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле” ждал оглушительный успех. В этом произведении, наполненным христианской символикой и смыслами, а также юнгианскими мотивами, Бэтмен блуждает по знаменитой лечебнице, сталкивается лицом к лицу не только со своими страхами, но и с многочисленными обитателями “дома скорби”. А также вместе с читателем узнаёт страшную правду, лежащую в фундаменте лечебницы и истории её основателя. Комикс этот весьма мрачен, серьёзен, а также частенько полагается на язык абстракций из-за чего не всегда проницаем для читательского взора при первом прочтении. 

И на первый взгляд, судя по названию, может показаться, будто “Лечебница Аркхем. Ад на земле” — это если не прямое, так хотя бы духовное продолжение того самого произведения Моррисона и МакКина. К счастью, Дэн Слотт и Райан Сук избежали самого худшего, что могло случиться — они не стали входить в заочную полемику с культовым произведением, а рассказали свою, не менее интересную историю. Может быть чуть менее мрачную и серьёзную, но всё столь же драматичную.

В комиксе практически нет Бэтмена и это — следствие творческого решения не фокусироваться на громких именах бэт-комиксов. Разумеется без камео Джокера, Двуликого, Пугала и других ярких персоналий “Ад на земле” не обойдётся, но авторский состав прекрасно понимает — про этих ребят написано предостаточно (даже на момент 2003 года, когда вышел комикс) самых разных историй, а вот про многих бедолаг, скучающих на втором и третьем плане — отчаянно мало. 

Впрочем, заметно что Дэну и Райану куда интереснее было не столько рассказать про уже существующих персонажей, сколько заселить лечебницу новыми лицами: многоликая Джейн Доу, комичный Шалтай-Болтай, жуткий Эразмус Рейн, вечно недовольный охранник Аарон Кэш и многие-многие другие. От лица одного из них и ведётся повествование: Уоррен Уайт, также известный как Большая Белая Акула, попал в Аркхем, наивно намереваясь уклониться от тюремного срока за махинации с финансами. Он не то, чтобы является главным героем всего комикса, но именно его перспектива связывает повествование в цельную картину, состоящую из нескольких хоррорных “короткометражек” (историй пациентов и сотрудников). Таким образом сценарист “продал” издательству идею комикса, который в принципе и питчился как “смесь Астро-Сити и Сумеречной Зоны”.

Также важно отметить, что с новыми персонажами “Ад на земле” поступает весьма интересным образом: несмотря на то, что определённые личности (например, Шалтай-Болтай) получают весьма обширную экспозицию об обстоятельствах их заселения в лечебницу — очень многие так и остаются без детального бэкграунда, словно те всегда были частью бэт-мифологии. Это любопытный и довольно изящный трюк, который выполняет две задачи: не только умело насыщает страницы комикса массой интересных лиц с, казалось бы, минимальными усилиями, но и расширяет персонажный ландшафт Готэма концептуально новыми для него персонажами на усмотрение будущих авторов.

Большой успех комикса состоит в том, как Дэн Слотт лавирует между действующими лицами: Уоррен Уайт — это персонаж-транспорт, глазами которого читатель не только узнаёт о (довольно условных) распорядках жизни в Аркхеме, но и движется от одной “короткометражки” к другой. Причём делает это на редкость органично.

Пример: Уоррену назначают встречу с штатным психологом, и комикс использует эту сцену для плавного перехода к раскрытию персонала лечебницы на примере одного конкретного доктора. Как только сегмент с историей доктора заканчивается, комикс возвращается к Уоррену, который, в первый же день ошалев от жизни в Аркхеме, надеется заключить сделку и сбежать. Помимо всего прочего, важно отметить что “Ад на Земле” не тратит ни одной такой сцены впустую — они не существуют в вакууме, а, так или иначе, к чему-нибудь приведут и выстрелят довольно эффектным образом. Что, в свою очередь, позволяет говорить о работе Дэна Слотта, как о довольно складном произведении с кучей рабочих частей, где каждая — находится на своём месте и поддерживает целостное настроение и повествование комикса.

Райан Сук же это самое настроение и создаёт. В “Лечебнице Аркхем. Ад на Земле” он не только балансирует между жуткими и комичными сценами, поддерживая вышеупомянутую целостность настроения, но и является автором дизайна всех новых персонажей: от однорукого охранника Аарона Кэша до неприметной-во-всём Джейн Доу. Дизайна очень удачного и местами гротескного, что разумеется лишь усиливает эффект: вкупе с опытом художника в рисовании комиксов Хеллбойвёрса — это создаёт отличный контраст между отталкивающим и карикатурно-забавным. И вот на стыке этих двух оттенков, Райан весьма успешно изображает лицо такого сумасбродного места, как Лечебница Аркхем. 

А учитывая, что этот комикс, по большей части — разговорный и, как следствие, старается активно не уходить в сцены с действием, с формальной задачей сделать разговоры визуально интересными художник справился без нареканий.

Deluxe-издание от “Азбуки” в твёрдом переплёте выполнено также без нареканий.

В нём содержится куча дополнительного материала о создании комикса — от изначального питча издательству до детальных скетчей персонажей.

***

В 2003 году Дэн Слотт и Райан Сук были ещё относительно свежими авторами, полными не менее свежих идей и жгучего желания их реализовать. Возможно именно поэтому “Лечебница Аркхем. Ад на Земле” всё ещё отлично держится, даже спустя почти два десятилетия после выхода. Как и Грант Моррисон с Дейвом МакКином в своё время — авторы комикса стремились показать себя в большом издательстве больших комиксов и не стеснялись мыслить за пределами шаблонов. Комикс гармоничен во всех своих элементах (даже в мистических) и актуален до сих пор, так что повод к нему приобщиться теперь есть у всех, а у фанатов серии игр Arkham — особенно.

Комментарии