Сериалы Недели #169: «Звездные Войны: Оби-Ван Кеноби»

2 512

КЕНОБИ!!!!

Добрый вечер, дорогие гики. Или утро. Или день. Или что там у вас? В общем – здравствуйте, очень приятно вас снова видеть, пускай и образно.

Абзац сверху нужен строго для того, чтобы начать этот текст с чего-то хорошего. С чего-то светлого, радостного и приятного. Потому как дальше последует сплошная тёмная сторона силы. Вместе с ней придёт много страха, ненависти, субъективной токсичности и спойлеров. И, прежде чем некоторые из вас закричат «ЧТО ЗНАЧИТ СПОЙЛЕРЫ, Я ЕЩЁ НЕ ПОСМОТРЕЛ??!!7?», давайте разберёмся на берегу – если вам действительно нужен был этот сериал, то вы всё уже увидели. А если ещё нет – то оно вам и не надо. Да, всё вот настолько просто. И нет – у этого нет никаких нюансов или «особых» случаев.

Если лично вам действительно имело смысл включать «Оби-Вана Кеноби», то вы это сделали в первые же дни, а то и часы выхода первых серий. Вы буквально вытянулись как струнка, поправили усики, скинули плащ и, с криком «hello there!», сорвались с места, как только узнали о состоявшемся релизе.

Всё это только ради того, чтобы к шестой серии остаться лежать в луже догорающего дерьма, полумёртвыми от кринжа, во всю глотку вопя людям на другом конце света:

По правде сказать – я не могу назвать лично себя большим фанатом «Звёздных войн». Но я глубоко уважаю эту франшизу. На самом деле – уже этого было бы достаточно для того, чтобы оценить сериал по достоинству. Однако это не всё. Моё детство, как и детство большинства тех, кто будет читать этот текст, пришлось на ту пору, когда на больших экранах во всю гремела трилогия приквелов. Не будет ложью сказать, что взросление целого поколения плотно связано именно с этими тремя фильмами и их персонажами. Мы, можно сказать, дружно взявшись за ручки проходили тот путь, что проходил Энакин Скайуокер. И основным проводником на этом пути был очень конкретный персонаж.

Собственно – тот самый персонаж, про которого нам сегодня придётся поговорить (в жизни бы не подумал, что в этих словах будет столько горечи). Оби-Ван Кеноби. Причём – не какой-то там Оби-Ван Кеноби, а Оби-Ван Кеноби в исполнении Юэна Макгрегора. Именно он, на протяжении всех трёх фильмов, оставался той путеводной звездой, за которой хотелось в этом путешествии следовать. Кеноби/Макгрегор всегда был мудр, весел, харизматичен, расчётлив, осторожен, сосредоточен и банально крут. То, что все его фразы были растасканы на мемы, но при этом его игра практически не подвергается критике – это очень наглядный показатель того, насколько важен был Оби-Ван для той трилогии. Кто пошутил самые смешные шутки? Оби-Ван Кеноби. Кому было отведено максимальное количество экранного времени? Оби-Вану Кеноби. Кто сражался в самых запоминающихся дуэлях? Оби-Ван Кеноби. Кто сделал все самые важные фраги? Оби-Ван Кеноби. Где лучшие подруги? Нет, стойте, не то…

Короче говоря, для огромного количества людей по всему миру Оби-Ван стал тем самым киногероем детства, которому хотелось подражать. Думаю, что я выражу мнение многих, когда скажу – я, может, и не фанат «Звёздных войн», но я фанат Оби-Вана.

Здесь важно вот что – всё это я вам рассказываю не для того, чтобы заломить кисти и громко плакаться о том, как Disney убил моё детство. Мы с вами не настолько инфантильны. В первую очередь я пытаюсь подчеркнуть следующее – проекта с настолько колоссальным потенциалом во вселенной «Звёздных войн» не было, наверно, со времён «Мести ситхов». И речь не обязательно о каком-то там могучем повествовательном потенциале. Мы же всё с вами, после сиквелов, понимаем. Нет, всё куда проще. «Оби-Ван» – это буквально фан-сервисный монстр. Колоссальная озверевшая Годзилла фан-сервиса, которую фанаты, после (как минимум!) десятилетия причитаний, сожрали бы с таким счастьем, что за ушами бы трещало. Надо было просто снять так, чтобы было съедобно. Что может быть проще для богатейшей корпорации индустрии развлечений, правильно? Правильно, я спрашиваю? НУ ПРАВИЛЬНО ВЕДЬ, ДА, БЛ#%$???

Оказывается – нет, неправильно. Даже держа в памяти оказию, приключившуюся с девятым эпизодом, я вынужден заявить следующее – «Оби-Ван Кеноби», это буквально худшее, что случалось под брендом «Звёздных войн». Я не шучу. Не преувеличиваю. Говорю это на холодную, усталую голову. Откладываю такие вещи как «ожидания» и «фанбойство» как можно дальше. Пишу сдержанно и настолько непредвзято, насколько это возможно. И пишу я следующие строки:

«Оби-Ван Кеноби» не заслуживает права на существование.

Ну, то есть как – у него есть вещь, которой его существование обосновано. Юэн Макгрегор. С ним в сериале всё в порядке. Он роскошно выглядит, отлично играет, великолепно интонирует и… ну… в общем – он делает ровно то, чего мы все от него и хотим. Делает это прямо-таки безукоризненно. Он как будто даже не постарел. Собственно – всё! Всю основную работу Юэн уже для Disney выполнил! Фанаты хотели конкретного актёра в конкретном амплуа – пожалуйста! Всё, что остаётся – это просто не мешать ему делать свою работу! Не сложно, правда?

Смотря кого спрашивать. Дебора Чоу вот, вероятно, назовёт вам тысячу причин, почему эта задача оказалась для её команды неподъёмной. Уродовать труд Макгрегора начинают буквально с нулевой. То есть – со сценария. По этому сценарию – Оби-Ван, после десяти лет жизни на Татуине, стал опустившимся, дряхлым, немытым, беспомощным бомжом, который едва держится на ногах, и в котором от того впечатляющего воина не осталось почти ничего. На экране всё это время бегает поджарый и бодренький актёр с горящими глазами, который выглядит лучше, чем большинство из нас в наши двадцать лет. Проблемы с тем, чтобы поверить в происходящее, начинаются уже с этого.

За этим следует очевидный вопрос – а почему Оби-Ван так распустил себя? Если вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с людьми, серьёзно практикующими какой-то вид физической культуры (не говоря уже про боевые искусства), то вы наверняка очень быстро замечали, что для них тренировки и поддержание себя в тонусе становились неотъемлемой частью быта. Буквально продолжением души. А в случае с главным героем – мы имеем не просто практикующего. Кеноби – около-легендарный джедай, который всю (ту, что мы видели) жизнь занимался исключительно джедайством, в основы которого искренне верил. Оби-Вана не существует за рамками его воинской подготовки и философии. Более того – в будущем он собирается выращивать ещё одного, особенно важного для него джедая. Каким образом такой человек оказался там, где мы его встречаем? Ведь здесь есть увлекательнейшая история! Сериал же это объяснит, так?

Я, наверно, прекращу давать ответы на риторические вопросы. Но хорошо. Допустим – один из самых видных представителей сословия профессиональных воинов, наделённых сверхъестественными способностями, решил забить на тренировки и всю свою систему ценностей. Ладно. Но тогда куда этого персонажа двигать? Ведь его нужно привести в начало «Новой надежды»! И… ну… снять о нём сериал. Что в этой ситуации делать с Оби-Ваном? За хлипким, унылым бомжом смотреть скучно. Какие-то второстепенные герои, которые будут тянуть на себя одеяло, фанатам совсем не понравятся. А на роль героического протагониста, который превозмогает и побеждает великое зло, Кеноби не подходит. То есть – это буквально три глупейшие вещи, которые можно с этим сериалом сделать. Следовательно – их делать не будут, так?

Пойдём по порядку. Роль Кеноби в своём сольном проекте – самое унылая и безынтересная страница в его экранной истории. От начала и практически до самого конца, герой Макгрегора будет ныть, стонать, отхватывать комичные оплеухи и всячески изображать на экране то, что свой световой меч он видит впервые в жизни. Зачем это сделано – решительно непонятно. Помимо очевидной проблемы контраста между было/стало, зрители получают весьма жалкое зрелище в самом буквальном смысле.

В отличие от какого-нибудь бредового девятого эпизода – «Оби-Вана» нет смысла смотреть ради красивой картинки, пейзажей или сцен поединков. Большая часть сериала выглядит как утомительная серая или песочная каша, с отвратительной постановкой хореографии и блевотной тряской камеры. Эпитет, если что, здесь не для эмоциональной окраски – его следует воспринимать буквально. Если посмотреть больше одной серии за присест – вас может начать самым обыкновенным образом подташнивать. Что, опять же – идёт в полное противоречие с тем, как персонажа снимал его создатель в своём последнем фильме. Никаких панорамных ракурсов или иконографической эстетики вы в «Оби-Ване» не увидите. Зато увидите то, как световой меч не пробьёт броню штурмовика. Или как в той же серии такого же штурмовика положат на спину одним доблестным чапалахом. Положит женщина. Штурмовика в здоровом шлеме. Которого не пробивает удар световым мечом. Одним шлепком.

Е#%&ый рот, почему наснимали они, а на бумаге всё это расписывать приходится мне?

Вообще – о бездарности местной постановки, режиссуры и операторской работы можно рассуждать бесконечно. По факту, на свежей памяти – «Оби-Ван Кеноби» является самым ярким примером того, как нельзя снимать что-либо. Не просто «Звёздные войны» или сериалы, а вообще хоть что-то. Как человек, который вынужден регулярно работать с камерой, я могу вам со всей уверенностью заявить – Дебора Чоу и ко. знали, что получается у них очень плохо. Настолько вопиющие вещи нельзя пропустить. Ты сотрёшь руки и колени в кровь, но сделаешь лучше. Потому, что показывать такое людям – это позор. И ты понимаешь это интуитивно. Однако люди, которые работают за деньги крупнейшей корпорации в индустрии развлечений, либо не поняли, либо решили оставить так. Что из этого хуже – думайте сами.

Идём далее: второстепенные персонажи. Вы, наверно, уже достаточно про них наслышаны, так что что-то здесь долго пережёвывать особого смысла не имеет. Хотя, если так прикинуть – это очень хорошо характеризует сущность этой проблемы. Второстепенные персонажи в «Оби-Ване Кеноби» не имеют ни малейшего смысла в контексте этого сериала. Совсем. Минимальная персонажная арка прослеживается разве что у маленькой Леи. Все остальные… а кто вообще были эти люди? Разбудите сценаристов «Кеноби» посреди ночи и задайте им этот вопрос. Я гарантирую вам – они даже имена своих творений не вспомнят.

К чему пришёл конфликт инквизиторов? Почему тот жулик, который прикидывался джедаем, вдруг резко изменил свои взгляды на жизнь, став добрым самаритянином? Кто такой этот здоровый мужик, которого протагонист науськивал на то, чтобы пойти самоубиться об империю? Была ли в итоге эта шахидка с робо-фетишем имперским шпионом? А почему она им быть перестала? Что это был за чел, который взорвался в четвёртой серии? А с гранд-инквизитором в итоге что?

И это мы ещё к главной героине сериала не подошли. И вот здесь я хочу вас кое о чём попросить – давайте отложим в сторонку различные оскорбления на расовой почве, потоком которых актрису залили в сети. Во-первых – это просто некрасиво. А во-вторых – это заранее дискредитирует ту фуру вопросов, которые сценаристам и актрисе хочется адресовать. Лично у меня главный вопрос следующий:

НУ ЗАЧЕМ БЛ#%$? ОНА ПОЛЕТЕЛА НА ТАТУИН В КОНЦЕ?

Чтобы что?

Если я всё правильно помню и ничего не путаю – никто не знает о том, что Люк является сыном Дарта Вейдера. Никто, по идее, и личность самого Вейдера знать не должен. Но даже если третья сестра знала – каким образом она поняла, что Люк сын своего отца? А если это ей не было известно, то какой тогда резон лететь за случайным пацаном, которого мимоходом упомянул сенатор Органа? Я не шучу – с этим вопросом в голове я проснулся посреди ночи в холодном поту. Задайте его актрисе или сценаристам, если у вас будет желание. И посмотрите на то, что они будут вам отвечать.

Ну и раз уж мы заговорили о Дарте Вейдере… Какие у вас были эмоции во время финального поединка? Помимо испанского стыда от того, что сценаристы решили не писать для него новых диалогов? Согласно идее тех, кто его делал – мы видимо должны быть рады тому, что главный герой прошёл свою арку развития, вновь став великим джедаем, который играючи режет ситхов и готов наводить страх на злодеев далёкой-далёкой галактики. Круто, правда? Что значит «нет»?

Пожалуй, именно здесь лучше всего обнажается катастрофическое непонимание сценаристами того персонажа и той вселенной, про которую они снимают сериал. Арка великого превозмогающего героя – это не арка Оби-Вана. Он её уже прошёл несколько десятков лет тому назад, отправив Дарта Мола в санаторий для инвалидов. Зачем старому, закалённому ветерану заново попадать в эту тупиковую петлю? Ему нет смысла самоутверждаться за счёт победы над бывшим учеником. Он его и так уже отметелил, причём даже в самом сериале! Эта победа не даёт Оби-Вану ничего, как персонажу. Зато у его оппонента отбирает чертовски многое.

Получается, согласно канону вселенной, страшный владыка ситхов умеет резать только детей и массовку? Получается, даже на формальном пике своего могущества, Вейдер смог победить своего пожилого (и немощного!) учителя только в тот момент, когда он ему поддался? Страшно даже спрашивать, но тогда, простите – а в чём вообще особенность Энакина/Вейдера? И если Оби-Ван настолько крут, то почему он не довёл вопрос с Дартом до окончательного решения? Ведь ещё десять лет назад, когда ситуация была куда менее однозначной, он на нём практически шашлыки жарил! А сам Вейдер почему не сподобился убедиться в том, что его злейший враг мёртв? Он ведь по всей галактике за ним бегал!

И ты опять ему слил?

Наконец, самый важный риторический вопрос – зачем сценаристы стали снимать сериал основываясь на той арке, в которой Оби-Вана быть вообще не должно?

Что касается не риторических вопросов, то он, как всегда, один – почему так? И я попробую дать вам на него ответ. Он лежит на поверхности. На самом деле мы с вами хотели увидеть не сериал про Оби-Вана. Пожалуй, даже не сериал с Юэном Макгрегором в этой роли. Мы хотели увидеть сериал про Оби-Вана с Юэном Макгрегором от Джорджа Лукаса. Это желание совсем не значит, что никто кроме создателя героя не способен сделать с Кеноби что-то интересное. Вовсе нет. Суть здесь в том, что отвечать за подобный проект должен был, если и не Лукас, то другой человек, который искренне заинтересован в исследовании тех тем, которые такой проект может поднять. Человек, который искренне увлечён тематикой и спецификой такого проекта.

Однако у «Кеноби» не было своего Джона Фавро и Дэйва Филони. Или даже своего Райана Джонсона. У «Кеноби» был только Disney. Представители этого самого Disney не имеют прямой заинтересованности в том, чтобы их проект был интересным. Им важно ровно одно – чтобы из этого проекта вышел продукт, который кто-то купит. Для достижения данного результата, как явно показывает действительность, было достаточно двух имён – одно есть в названии, второе вспоминается сразу, как только видишь знакомое лицо на постере.

Всё. Рыбка уже на крючке. Дальше достаточно просто выложить какой-то сериал на цифровые прилавки. А для подобного результата не нужно давать простор для эксперимента, или задавать неудобные вопросы, или выдумывать колоритную визуальную изюминку, или провоцировать зрителя на размышления неловкими монологами о песке. Можно просто найти неконфликтных ребят, которые снимут задёшево и как скажут. Именно ими сейчас наполнены кабинеты голливудских студий. Именно эти ремесленники пытаются, изо всех сил напрягая свою скудную фантазию, породить продолжения тех франшиз, которые когда-то для них, за счёт радикального новаторства, создавали «отцы-основатели». Получается, в общем-то, как и должно было получиться.

И мне не следовало бы сводить разговор к гендерным стереотипам, но все эти вопросы возникают как бы сами собой: почему за откровенно «мальчишескую» франшизу посадили отвечать женщин средних лет? Я совершенно не сомневаюсь, что для продюсерского и режиссёрского таланта этих дам существует определённая ниша (та же Дебора Чоу снимала эпизоды «Мандалорца» и «Мистера Робота», а это вообще одно из лучших шоу современности). Но почему в Disney вдруг решили, что эта ниша – руководство самым популярным фантастическим кино-франчайзом, вся суть которого состоит в безжалостных разборках фанатичных супер-самураев на рубежах военизированной космо-цивилизации?

Тот урок, который я в очередной раз призываю вас из всего этого извлечь – не привязывайтесь к компаниям или франшизам. Название на вывеске снаружи совсем не значит, что внутри всегда сделают хорошо. Внимательно следите, что за люди производят тот продукт, который вам нравится потреблять. Запоминайте их и всегда, в любой ситуации, старайтесь их поддерживать. Те «Звёздные войны», что мы видим сегодня – это уже не франшиза Джорджа Лукаса. Он потерял к ней интерес. И раз уж вы его не потеряли, то заранее понимайте, что это уже не что-то в духе той эпической оперы, которой была «Месть ситхов». Создатели «Кеноби» эту «Месть ситхов» и не смотрели даже, пока им начальство не велело. Теперь «Звёздные войны» – это Рей, «Палпатин как-то вернулся» и «Восход Скайуокера». Запомните это, и никогда не забывайте. Иначе держатели лицензии так и будут порождать на свет подобные продукты, уверенно заявляя: «И так схавают!».

И знаете, что самое страшное? Мы схаваем. Потому, что к именам Юэна Макгрегора и Хейдена Кристенсена добавилось ещё и имя Лиама Нисона. Ещё одного актёра, которого мы знаем, любим и ценим. А авторы уже объявили, что второму сезону (с огромной вероятностью) быть. Вы вот сможете пройти мимо возможности глянуть, как воссоединяется дуэт Квай-Гон Джина и его падавана? Подозреваю, что не сможете. Значит, если нам вновь не повезёт – мы вернёмся к этому разговору где-то через год. Увы.

Или, всё-таки, если нам наоборот повезёт? Кто знает, кто знает… Как говорится – да пребудет с нами Сила.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии