Обзор манги «Король шаманов. Том 1»

49 748

Взглянули вокруг, оглянулись назад и листаем мангу.

Моя любовь к «Shaman King» началась, как и у большинства подростков СНГ, с телеканала Jetix, на котором активно транслировали серии аниме 2001-го года выпуска – хотя, казалось бы, на тот момент «Короля Шаманов» уже нельзя было назвать «горячей новинкой» телевещания.

Уже лет в 13 я узнал о существовании манги, на основе которой создали любимое шоу детства, – и спустя годы услышал, что сюжет оригинального произведения Хироюки Такэи серьезно отличался от того, что было представлено в сериале. Не в лучшую или худшую сторону – просто отличался. 

Спустя еще несколько лет я держу в руках свежий томик «Короля Шаманов» от XL Media – сборник первых двух танкобонов в твердом переплете с глянцевой суперобложкой, полностью отпечатанный в Латвии. И говоря начистоту, до сих пор не могу нарадоваться – оригинальная манга добралась до России еще в 2011-ом году на закате существования издательства «Комикс» и в преддверии новой волны популяризации западной культуры в России. Тогда дела шли не так хорошо, казалось, японским книжкам с картинками путь в СНГ заказан. И все-таки мы дожили до момента, когда свежие онгоинги успешно закрываются в течение пары лет, а отечественные издательства активно наблюдают за тенденциями иностранных рынков. 

К чему это все: во-первых, я очень рад возвращению серии на рынок; во-вторых, оригинальный «Shaman King» не так прост, как казалось изначально, и некоторых ярых поклонников аниме это вполне серьезно может отпугнуть – только потому, что «раньше было по-другому» и, наверное, лучше? Мягко говоря, спорный тезис. Пару пример того, с чем именно вы будете иметь дело в процессе. 

Часть филлерных эпизодов шоу, как оказалось, создали специально под формат аниме, когда как первоначальные филлерные истории, будь то столкновение Ё со школьным задирой Тацуси, обиженным на погибшего наставника, или спасение детей из пожара ценой своей жизни, удалили или адаптировали под новую историю.

Говоря начистоту, глава про Тацуси, несмотря на формат «ни на что не повлияет, но комфортно чувствует себя в рамках одной мини-истории», зацепила внимание так, как этого не удавалось многим крупным сюжетам сериала – своей простотой и искренностью происходящего. Персонаж-хулиган не осознает себя как великого героя, оставаясь, по факту, самим собой, но уже с четкой целью в жизни. 

Ё не стремится протянуть руку каждой заблудшей душе, но всеми силами старается направлять людей – и, опять-таки, это не всегда удается. На протяжении долгого времени я искренне считал, что задор и позитив протагониста можно отнести к минусам – где та грань, что отличает вечного «спасателя» с комплексом неполноценности от человека, который хочет искренне помочь нуждающимся? Однако, добравшись до манги и перечитав ее спустя еще пару дней, я заметил, что Ё, отбрасывая некоторые спорные моменты в биографии, куда более искренен и добр относительно своей же адаптации 2001-го года.

Работают на характер как вышеописанные филлеры, где герой буквально бросается в пожар ради детей, которым никто не пытается помочь из-за банального инстинкта самосохранения, так и отдельные элементы основных сюжетных арок. К примеру, задорного монтажа с обилием тренировок протагониста в стиле первого «Рокии» здесь нет – все сведено к отдельным тезисам и паре шуток, вследствие чего уже при первом столкновении с Пайроном Асакура сразу показывает свое новообретенное мастерство. Значительно экономит время, а также страницы, которые можно потратить на раскрытие отдельных незаметных черт и деталей жизни персонажей. 

Из интересного: В рамках первого танкобона сразу же был раскрыт секрет успеваемости Ё, который терзал меня во время просмотра адаптации. Казалось бы, герой постоянно тренируется, общается с духами, сталкивается с другими шаманами, но при этом учится в элитной школе? Как оказалось, ответ проще, чем «на самом деле Асакура – юный гений, притворяющийся идиотом» – просто персонаж активно пользовался духами старшеклассников-отличников. Весьма забавное объяснение

Ах, точно, сюжет. Не вдаваясь в излишние подробности, кратко объясняю: шаманы – это проводники между двумя мирами: живых и мертвых. Несмотря на то, что многие считают шаманов «рудиментом современности и пережитком прошлого», они все также населяют Землю. Одним из таких и оказывается протагонист манги – потомственный шаман, душа компании и самый главный бездельник Токио Ё Асакура. Вместе с новообретенным школьным товарищем, Мантой Оямадой, Ё учится, ходит в кино, ест мороженое, сражается с такими же шаманами, как и он.

Все из-за мифического «Турнира Шаманов», проходящего раз в 500 лет, победитель которого сольется с Королем Духов и сможет переписать мир по собственному образу и подобию. В общем, цель вполне оправдывает средства, посему на пути персонажей раз за разом будут попадаться редкостные уроды и маньяки, желающие извратить Землю. 

Это если совсем кратко, избегая отдельных крупных элементов истории и рассказа о злодеях, и для тех людей, по каким-то причинам не заставших ни одно из аниме (к слову, всего несколько дней назад закончился первый и, похоже, единственный сезон нового сериала). 

Еще одно крайне занятное наблюдение, отличающее оригинал от адаптаций: В разговоре с Ё Манта выдвигает смелую теорию, согласно которой известные человечеству мессии, вроде Иисуса или Будды, могли так сильно повлиять на развитие цивилизации именно благодаря связи с Королем Духов. Проще говоря, пока в комиксах Marvel активно отшучиваются, что Христос был омега-мутантом, «Shaman King» недвусмысленно намекает, что спасителей Земли могла объединять одна яркая деталь – все они были сильнейшими шаманами своего времени. Не говоря уже о том, что сам Король Духов мог стать прообразом известного христианского Бога. 

Отдельным пунктом хочется выделить визуальную составляющую онгоинга, которая смотрится свежо и эффектно даже в 2022-ом году, при этом спокойно воспринимаясь читателями по соседству с томами «Человека-Бензопилы» и «Магической Битвы» на полках магазинов. Рисунок крайне пластичен, а отдельные сцены сражения показывают с нескольких ракурсов, фокусируя внимание на конкретных ударах и техниках вроде «100% одержимости» или приемах «Даодань Дао». И на фоне динамичных черно-белых баталий особенно ярко выделяются отдельные полноцветные развороты и дополнительные материалы с досье на персонажей. 

К слову, об издании и обилии вкусностей под обложкой. Как сказано ранее, под твердым переплетом сборника находятся первые два тома оригинальной серии манги, включающие в себя главы с первой по семнадцатую. По сравнению с недавним «Chainsaw Man» «Shaman King» вышел чуть ниже и компактнее, но примерно таким же по ширине.

Помимо включенных в японскую версию допов, вроде кратких досье героев, отдельных локаций и явлений, стоит отметить богатый перечень примечаний непосредственно от XL Media, поясняющий исторический, культурный  и религиозный контекст некоторых слов, фраз и диалогов. Безумно полезная и всеобъемлющая вещь, которая может затянуть так же сильно, как и сама манга – все-таки я очень люблю, когда произведение дополняют контекстуальными деталями.

«Shaman King» – крайне яркий и своеобразный образчик сёнэна нулевых, который не ощущается устаревшим даже спустя два десятка лет после оригинального релиза. Манга прошла проверку временем, и до сих пор считается культовым представителем жанра. Это случилось благодаря не столько динамике и обилию поставленных схваток, но героям, собственной мифологии, в основу которой легли: современная религия, язычество и отдельные традиционные течения, а также лаконичные и притягательные мысли о сложных вещах. Ё Асакура и по сей день для многих остается идеальной ролевой моделью (и речь не про его лень). Думаю, это здорово – далеко не каждый день встретишь настолько легкое, доброе, но от того не менее эпическое приключение с таким же протагонистом на борту.  

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии