Обзор комиксов «Картон» и «Духополис» от Дугласа Тен-Нэйпела

413

Дуглас Тен-Нэйпел и его книжки.

Дуглас Тен-Нэйпел – бесконечно талантливый безумец, проекты которого получались далеко не всегда. Для человека, полностью погруженного в творческую деятельность, это нормально – ничего критичного в том, что на десяток атмосферных книг выходит одна слабая поделка, копирующая ранее использованные приемы. Другое дело, что большинство комиксов Дуга одинаковы по своей подаче – одни и те же архетипы путешествуют по одним и тем же локациям, проходя одно и то же приключение, и приходят к одним и тем же выводам. Именно поэтому, забегая вперед, я искренне не рекомендую вам читать изданные в России сюжеты от Тен-Нэйпела подряд, – уверяю, вы многое потеряете, если решите пренебречь банальной дозировкой произведений. 

В настоящий момент издательство «Alpaca» выпустило целых три серии Дугласа: «Остров Невезения» 2011-го (Bad Island), о котором я уже писал ранее в обзоре новинок издательства конца 2021-го, а также «Картон» 12-го (Cardboard) и «Духополис» 10-го (Ghostopolis). Все они, как было сказано выше, строятся на основе одних и тех же приемов с использованием похожих концепций.

При этом я не могу сказать, что это делает произведения Тен-Нэйпела однозначно плохими или скучными: не отметайте тот факт, что, несмотря на многочисленные самоповторы, целевая аудитория Дугласа – подростки 10-13 лет (исходя из статистики продаж Amazon, по крайней мере). Грубо говоря, автор (вероятно, намеренно) рассказывает одну и ту же историю в разных жанрах и сеттингах, пытаясь донести свои мысли как можно большему числу детей и их родителей через различные по своему наполнению фантастические миры. Таким подходом грешат многие авторы – это факт. Именно к этому и финальный тезис прошлого абзаца.

Если говорить о творчестве Тен-Нэйпела комплексно, каждая из трех историй — анализ современных семейных отношений и размышления на извечную тему конфликта «отцов и детей», зачастую – буквально. Отдельно стоит выделить «Картон», – как мне кажется, в последней из трех (исходя из даты релиза оригинала) историй Дуг освоил баланс между «фантастичностью» задумки и основой сюжета в виде непонимания уставшим от жизни отцом-одиночкой инициативного сына.

В конечном счете получилась масштабная, безумно красивая и изобретательная книга, в которой ни один из элементов не выбивается на общем фоне, – «Картон» ощущается лаконичной приключенческой притчей, в которой нет ничего лишнего. Кажется, так бы выглядел классический «Джуманджи» 95-го, доберись оригинальный фильм франшизы до графических романов.

Помимо этого, стоит отметить, что «Картон» – единственный комикс за, наверное, полтора года, который рассмешил меня одной единственной сценой. Давно я в голос не смеялся от шуток в книжках.

В свою очередь «Духополис» – куда более сюрреалистичный продукт, развязка которого, как по мне, вышла несколько вымученной и чересчур положительной. С другой стороны, комикс подкупает уймой интересных находок, впоследствии, кажется, перекочевавших в номинальную «Тайну Коко». Мне искренне нравится то, как Тен-Нэйпел продумал взаимодействие людей с призраками, влияние миров друг на друга, иерархию загробных королевств. Однако обилие героев и местные сюжетные перипетии могут несколько отпугнуть в самом начале: кажется, будто бы Дуг специально перенес всю экспозицию на второй акт, чтобы освободить место под безмолвные погони в духе «Шоу Бенни Хилла». В любом случае, роман удался – пускай и вышел хуже упомянутого ранее «Картона».

Что мне однозначно понравилось – издания книг от «Alpaca». «Остров Невезения», «Картон» и «Духополис» вышли в лаконичных форматах 226×157 (уменьшенные, по сравнению с классическими ТПБ, сборники) в твердом переплете. Немного расстраивает отсутствие дополнительных материалов, но, думаю, это не так страшно – каждая книга получилась крайне увесистой и объемной (самая маленькая книга из трилогии Дуга, «Остров Невезения», состоит из 224 страниц). 

Резюмируя, в основе трех серий лежит одна мораль со схожими рассуждениями. И пускай непрерывное чтение сюжетов Дуга наталкивает на вопросы относительно «честности» сценариста, с каждым из комиксов вам стоит ознакомиться самостоятельно – и я искренне рекомендую их фанатам нетипичных и «авторских» историй. Графические романы Дугласа Тен-Нэйпела – одни из самых лаконичных, честных и добрых серий на отечественном рынке, которые понравятся как нашим юным подписчикам, так и их начитанным родителям. В особенности – «Картон» 12-го, который может похвастаться отличным юмором и бесконечно жизненным образом отца-одиночки.

Комментарии