Обзор комикса «И снова 3 сентября»
*Шутка про календарь*
Думали ли мы в далеком августе 2021-го, что шуточная новелла про заезженный интернет-мем станет целой франшизой с кучей книг, тематическим мерчем и автограф-сессиями шансонье в комиксшопах? Определенно нет: в тот год российские гики были взбудоражены скорой премьерой второго «Венома», да и ГлавВред написал обзор «3 сентября» лишь в середине октября. Однако же теперь, в 2023-ем, у нас появилась возможность сопоставить прекрасное «тогда» и унылое «сейчас», в котором до сих пор так и не вышел «Хан Замай» (но скоро выйдет, ага). В общем, поговорим о переиздании оригинальных похождений Михаила Шуфутинского и его (или, спойлер, не совсем его) новых злоключениях.
Подробнее про дебютный комикс можете вычитать из старого материала Сереги Афонинского — мастера спорту по Gen13. Нет, третий раз оставлять одну и ту же ссылку уже не буду.
Коротко о сюжете первой книги: Михаил Шуфутинский устал от третьего сентября. Некогда любимый и дорогой сердцу хит превратился в комок глубоких эмоциональных сожалений, а счастливый шансонье и заслуженный артист РФ — в заложника образа. Вынужденный таскаться по скучным и однотипным корпоративам, Михаил загадал, чтобы треклятая песня пропала «хотя бы на денек» — так всего лишь одно неправильно сформулированное желание превращается в триггер основной сюжетной линии. По итогу господин Шуфутинский оказывается в пародийном мультиверсе, находит новых друзей и врагов, натыкается на камео Моби Би, а к финалу приходит к морали «довольствуйся тем, что имеешь».
Моя главная и единственная претензия к первому (случайный каламбур) «3 сентября» — затянутость повествования, сжирающая на корню крепкий концепт коллег из Wizart. Сюжет оказался хоть и крайне простым, но в то же время веселым и динамичным приключением про «поиск счастья и своего места в мире» — этого у книги не отнять. Тем не менее перемещения по разношерстным вселенным навевают тоску уже спустя пару десятков страниц. Виной всему их предсказуемость и однообразность — ты уже знаешь, что случится с Шуфутинским на «новой Земле» после пары скачков. Отдельные парты, вроде истории Михаила из картин Копполы и «Мафии», вовсе показались мне бесполезной тратой времени и сил авторов — остается только глазеть на арт. По итогу репетативность происходящего не отпускает до тех пор, пока шансонье волей случая не окажется в птичьем суде.
И все же, резюмируя, оригинальный «3 сентября» от Wizart неплох — вышел далеко не идеальный, но достойный образчик современного пост-мета-ироничного ру-комикса, который приятно перелистывать в знаменательную дату под тематический саундтрек. А обновленная версия получилась еще лучше.
Коротко по изменениям переиздания:
- Обновился леттеринг — в первой версии сборника «баблы» с диалогами просвечивали рисунок, что выглядело весьма дешево и халтурно в сравнении с другими книгами издательства;
- Новые цвета — преимущественно касается фонов основной части сюжета авторства Лины Рорич;
- Расширены сцены авторства Александра Дьякова, Наташи Соло, Александра Андрианова и других приглашенных художников — появилось больше красивых одностраничных разворотов;
- Часть основного сюжета перерисовали с нуля: арт Лины Рорич заменил рисунок Евгения Пивнева;
- Обновились дополнительные материалы: добавили галерею обложек с конкурса к релизу сиквела.
Преимущественно изменения обновленного издания косметические, однако третий пункт значительно влияет на главную составляющую комикса — шутки. Дело в том, что в прошлом сборнике юморески сценаристов были сдавлены хронометражем, из-за чего вместо грамотных и выверенных панчлайнов появлялись огромные и не особо ритмичные «стены» монологов, перекрывающие рисунок. По итогу у читателя даже не было времени отрефлексировать яркую диалоговую буффонаду — приходилось затрачивать силы на перепрочтение и осмысление отдельных сцен. Теперь же баг пофиксили: с новой раскадровкой пришли и смысловые паузы, и яркие реакции героев на произнесенные слова. В общем, воспринимается комикс теперь куда проще.
Правда, местами леттеринг все еще чересчур «экспериментальный»: в этой сцене выглядит так, будто сначала рисовали диалоговое облачко, а только затем примеряли текст по принципу «да и так сойдет!».
Вывод: если пропустили первое (снова этот каламбур) «3 сентября», то обновленное издание обязано появиться на вашей полке. Если же вам повезло приобрести оригинал (который уже закончился в большинстве магазинов и на складе издательства), версия 2023-го года порадует вас качественно проделанной работой над ошибками. Правда, претензия выше так и осталась на месте: слишком уж «3 сентября» полагался на «разнообразие вселенных», забывая о разнообразии нарративном.
Интересный факт: причиной слабого покраса оригинального издания послужили жесткие дедлайны и форс-мажор, связанный с одним из художников комикса — большинство страниц были в ч/б прямо перед сдачей макета в типографию. Поэтому почти весь сборник покрасили всего, на удивление, за одни сутки. Это просто занятная инфа с «внутренней кухни», взятая с фестивальной курилки и личного общения с Владом Максименко (за которую он меня, надеюсь, не прибьет позже).
«И снова 3 сентября» — та же история от тех же сценаристов, но, как и говорится в анонсе, под новым углом. Если оригинальный комикс углублялся в суть известного мема и пародировал многочисленные сюжеты о мультивселенной с «другими реальностями» (привет всевозможным Spider-Verse), то сиквел сфокусировался на личности культового шансонье, его карьере и юности. Детство Михаила не просто появляется в истории для галочки, но играет важную роль для нарратива: еще маленький Миша будет активно взаимодействовать с новым протагонистом, направляя его в опасном приключении.
Во многом вторая часть превосходит оригинал за счет куда более объемного и, отчасти, нелинейного сюжета, а также отсутствия пресловутой монотонности и репетативности событий, о которой говорил выше. На сей раз протагонистом истории выступил не знакомый по первой книге «основной» Михаил Шуфутинский, но абсолютно новый герой, частично собранный из воспоминаний артиста. Встречаясь с шансонье из разных вселенных, персонаж совершает скачки в попытках убежать от нового злодея в лице Тени — мистической сущности, охотящейся за Михаилами и испускающей «химозину» (если что, я не утрирую — так называется разноцветная субстанция, влияющая на реальности). Это если кратко и без спойлеров. Да, в этот раз есть, что спойлерить!
Из минусов: «И снова 3 сентября» полностью оправдывает свое название — дальше оригинала идея особо и не двигается. Сборник остался красочной и разнообразной нарезкой мини-историй авторства приглашенных художников — без них местный сюжет и вполовину бы так не радовал. Говоря простым языком, яркий визуал и оригинальная задумка «а давайте сделаем разных Шуфутинских для каждой вселенной» превалируют над сценарием — сборник хочется смотреть, но не читать. Положение чуть выправляется в конце, делая из набора скетчей сюжетно ориентированное произведение, однако до финала нужно еще добраться.
Забавное наблюдение: видимо, авторы активно следят за фидбэком читателей (заодно копаясь в моих мыслях), так как количество событий в сиквеле, по субъективным ощущениям, раз в десять больше, чем в оригинале. Нашлось место и для перемещений по воспоминаниям шансонье, и для затяжных конфликтов с Тенью, и для проблем самоидентификации героя, и для таймскипов. Вроде и здорово, а вроде и снова не совсем то.
Отдельным абзацем хочется выделить художников. Во-первых, был очень рад увидеть Сэма Гудилина — художника недавнего «Сакрифацио» от Alpaca и Wizart. На сей раз Сэм порадовал мини-историей про (ожидаемо) гонки в сеттинге Cyberpunk 2077. Во-вторых, крайне непривычно видеть арт Аскольда Акишина в цвете (если это не «Маша и Медведь»), за который стоит поблагодарить Анастасию Майер. В-третьих, не мог не отметить смешные камео Олега Наутро Тарантула (покупайте «Вия») и Максима Степанова (покупайте «Дар Неземной»). В-четвертых, эпилог сборника рисует Влад Здор. В принципе, уже этого списка достаточно, чтобы приобрести сборник — не часто в пределах одной книги работают такие разноплановые, но при этом известные и по-настоящему талантливые художники.
Также среди художников и колористов комикса затесались Александр Андрианов, Александр Дьяков, Павел Михальцов, Кампостер, Роман Шевердин, Антон Капралов, Ден Ружников, Стас Савинов, Салема Гекомару, Андрей Петренко, Артемий Гребенев, Елена Доронина, Екатерина Бурлакова, Ксения Кулагина и Александр Смертин.
И в двух словах о допах: сборник порадовал галереей концепт-артов, пародийными кино-постерами от Кампостера, фан-обложками с уже упомянутого конкурса и парой локальных приколов с «внутренней кухни» проекта вроде «леттеринга из 90-х»:
Помимо этого, комикс получил сразу две альтернативные обложки: конкурсную, приуроченную к уже прошедшему 75-летнему юбилею Михаила Шуфутинского, и эксклюзивную для подписчиков CRUNCH! с оммажем на «Евангелион». Обе лимитированные — тиражи составили 75 и 100 штук соответственно.
Вывод 2: «И снова 3 сентября» — хороший комикс, выходящий за рамки пародии, и отличный артбук. Сюжетно приключения не-Шуфутинского по-прежнему уступают многим отечественным сборникам, но при этом новая часть ощущается в разы комплекснее и самостоятельнее оригинала, зиждившегося на заезженном и местами раздражающем меме. Без недостатков не обошлось, однако потрясающий арт и разнообразные мини-истории в нетипичных сеттингах покрывают все затраты. Пойду ждать фигурку Шуфутинского с предзаказа, которую в этот раз я даже купил за свои деньги.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!