Копаемся в уликах на месте предполагаемого преступления.
Давайте отмотаем стрелки наших часов назад и совершим небольшое путешествие в начало этой весны. Тогда, как вы возможно помните, мы горячо ожидали отложенную премьеру нового фильма про Бэтмена за авторством Мэтта Ривза и вспоминали разнообразные комиксы о Тёмном рыцаре, за которыми можно было скоротать время до релиза блокбастера на цифровых сервисах. И, как это частенько бывает, для многих непосредственное ожидание оказалось куда более запоминающимся опытом, чем само событие. Не то, чтобы «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном вышел неудачным, или же особенно разочаровывающим. Как бы парадоксально это не звучало, но главной проблемой нового «Бэтмена» оказалось то, что он попросту вышел.
Давайте говорить напрямую – современная поп-культурная и особенно комиксная среда откровенно перенасыщена бэт-контентом. На сегодняшний день это заметили, кажется, вообще все, даже самые гласные апологеты нынешнего состояния развлекательной индустрии. Бэтмена банально слишком много. Он буквально везде и всюду. Его мрачные рога торчат из каждого комикса, каждого мультика, каждой видеоигры, каждого тёмного уголка, который хоть как-то связан с вселенной DC. Чуть ли не 90% всей продукции издательства так или иначе завязаны на Величайшем детективе. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем владельцы лицензии это поймут, но в таких условиях – тебе либо следует говорить нечто радикально новое и креативное на тему Тёмного рыцаря, либо тактично промолчать, держа рот на замке до лучших времён. И Мэтту Ривзу – увы – стоило делать именно второе.
Только не поймите неправильно, «The Batman» – это вполне приличное кино. Нормально снятое, нормально сыгранное и нормально написанное. Однако во времена подобного изобилия – быть просто «нормальным» недостаточно. Нужно быть смелым, нужно экспериментировать и стремиться к чему-то большему. Вместо этого режиссёр предложил зрителю лишь ещё одну вариацию ранних похождений Брюса Уэйна, как будто собранную по учебному пособию начинающего бэт-сценариста. Единственными инновациями Ривза были потешный эмо-протагонист и унылый серийный убийца в качестве его антипода. Совсем не удивительно, что очень многие зрители досматривали кино с привкусом разочарования на верхнем нёбе. И со временем этот привкус лишь расцветает в красках.
Переходя ближе к теме – «Бэтмен: Самозванец» — это очень странный комикс. Странный как в хорошем, так и в плохом смысле. В хорошем – потому, что позволяет заглянуть закулисы вышедшего фильма. В плохом – потому, что подобную постановку необходимо смотреть на предназначенной для неё сцене. А помимо всего прочего – странность «Самозванца» выражается в гнетущем ощущении того, что за его созданием скрывается ещё одна неприятная история. Давайте поговорим о всём этом по порядку.
Собственно, самый важный нюанс, который делает «Batman: The Imposter» таким привлекательным для чтения, обсуждения и разбора – Мэттсон Томлин, ответственный за написание лимитки, причастен к написанию сценария вышеупомянутого фильма. Сам фильм, правда, об этом упомянуть в титрах забывает, а издательство DC во время рекламной кампании «Самозванца» всячески абстрагировались от факта участия Томлина в процессе его производства. Хотя казалось бы – это же какой фактор продаж! Сам сценарист долгожданного бэт-фильма поднялся на борт комиксного корабля, чтобы порадовать фанатов авторской «Black Label» лимиткой! Аж слюнки текут!
Что же случилось? Приготовьтесь, здесь мы с вами вступаем на тропу конспирологии. Но конспирологии аргументированной. Согласно официальной версии – Томлина привлекли лишь для того, чтобы поправить проблемы третьего акта вышедшего фильма, а внесённые им коррективы были столь незначительны, что не давали ему права быть включённым в титры вместе с Мэттом Ривзом и Питером Крейгом. Сам же Томлин в одном из интервью старается особенно не углубляться в эту тему, и говорит лишь, что «потратил кучу времени, профессионально размышляя о Бэтмене, но для всех этих идей не нашлось места», так что в итоге он позвонил определённым людям, которых «ну как бы умолял» позволить ему собрать комикс в том же стиле, что и готовящийся к выходу фильм.
Проблема с этой историей в том, что лимитка не выглядит как нечто, вдохновлённое «Бэтменом». «Самозванец» – именно что «Бэтмен». Только более вдумчивый, увлекательный, смелый и захватывающий. Это буквально сценарий того самого фильма про молодого и отчаянного Тёмного Рыцаря, который хотелось бы увидеть на большом экране в 2022-м году.
В отличие от своего «большого брата» – «The Imposter» не просто прикидывается, что переизобретает миф о Бэтмене, а действительно старается сказать на его заезженную тему что-то новое и содержательное. Если взглянуть на него поверхностно, то «Самозванец» покажется всего лишь очередным «мрачным и реалистичным» прочтением и без того сурового виджиланте. Но стоит только начать углубляться, как обнаружится, что стоявшие за комиксом люди из кожи вон лезли, пытаясь придать своему Бэтмену действительно новый облик, за которым при этом сохраняются хорошо узнаваемые сердце и суть всем знакомого героя. Верите или нет, но как гипер-реалистичный перезапуск кинофраншизы – «Самозванец» выглядит даже в чём-то лучше, чем «Бэтмен: Начало». Особенно если принять во внимание сделанную им ставку на меланхолию.
Если уж говорить совсем просто и в лоб – Мэттсон Томлин написал более компетентный фильм про Брюса Уэйна, чем Мэтт Ривз на пару с Питером Крейгом. Однако, по каким-то причинам, именно их версия попала на большие экраны. В марте-апреле 2022-го мы увидели просто ещё одно осторожное, неловкое, камерное и театрализованное бэт-представление, построенное строго по студийным и жанровым канонам. Мы увидели настоящего «самозванца». А реально обещанную, цепляющую, свежую историю про молодого радикала в костюме летучей мыши нам предлагается прочитать вот тут. И это очень большая проблема.
Проблема в том числе для этого комикса. Как показывает практика, если человеку со стороны дать полистать «Самозванца», то после прочтения вы от него услышите: «Это же просто сценарий для кино, который напугал продюсеров и был отправлен на свалку, верно?». «The Imposter» настолько пропитан «киношностью», что иначе как забракованный сценарий его воспринимать не получается. Не в последнюю очередь из-за его явной «бюджетности». По комиксным меркам – лимитка кажется чертовски серым и унылым зрелищем. Андреа Соррентино, будучи действительно креативным визуализатором, всячески старается разнообразить серость приземлённой уличной истории необычной планировкой панелей или неординарными ракурсами, однако получается это далеко не всегда. Иногда «Самозванец» выглядит как произведение комиксного искусства. А иногда как последовательность говорящих голов со скучными задниками. И каких страниц в комиксе больше – это очень большой вопрос.
Особенно сильно эту проблему подчёркивает наше издание от «Азбуки». Книга, как обычно, получились весьма качественной – твёрдый переплёт, лакированная обложка, крутое оформление и грамотный перевод без особых нареканий. Однако на этот раз всё упирается в цену и размер сборника – 1000 рублей за 170 страниц.
За эти деньги вы получите не особенно красочный комикс со сдавленным настроением, основные достоинства сюжета которого предназначены для того, чтобы раскрываться в совсем другом формате. И это совсем не та сделка, пойти на которую можно рекомендовать всем и каждому.
А кому тогда стоит на неё пойти? Попробуйте, если:
- Вы посмотрели «Бэтмена» Мэтта Ривза, и это было совсем не то кино, которое вам хотелось увидеть.
- Или наоборот – фильм Мэтта Ривза вам очень понравился, и вам любопытно, как это можно было сделать иначе.
- Вы в целом заинтересованы в альтернативном варианте похождений Тёмного рыцаря, судьба которого сложилась совсем не так радостно, как в основной вселенной.
- Да и в принципе, если вы ещё не совсем устали от Бэтмена – почитайте, хуже не будет.
Если подводить под всем этим какую-то черту, то «Бэтмен: Самозванец» – это отличное кино про Брюса Уэйна, которое нам никогда не доведётся увидеть. С другой стороны – это довольно приличный комикс про Величайшего детектива, приземлённость которого заставляет его слегка теряться на фоне более красочных и ярких конкурентов. В общем, с какой стороны ни глянь – это грустная история, в которой грустный виджиланте проживает свою грустную жизнь в грустном городе, где грустные люди попадают в грустные ситуации. И всё это очень грустно. Если ваше сентябрьское настроение располагает к тому, чтобы немного погрустить – вот он, ваш выбор. Если же нет, то у вас остаётся вариант порадоваться – Мэттсон Томлин официально пишет сценарий для продолжения вышедшего в этом году фильма. Так что, если всё сложится удачно, мы имеем все шансы получить куда более любопытный сиквел. Остаётся только скрестить пальцы и надеяться, что в отдалённом будущем мы действительно увидим его имя в заключительных титрах.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!