Рецензия на фильм «Бэтмен»

7 231

Дождались? Обсуждаем долгожданный фильм Мэтта Ривза про Бэтмена с Робертом Паттинсоном.

И вот наконец, полтора месяца спустя, мы всё-таки получили шанс как следует посмотреть один из главных, если не попросту главный комикс-фильм этого года – нового «Бэтмена» от режиссёра Мэтта Ривза. Технически, разумеется, такое кино следует смотреть на большом экране, а официального релиза в нашей с вами сверхдержаве дожидаться ещё не пойми сколько… Однако большинству из нас, будем честны – увидеть первый за десять лет сольный фильм про Тёмного Рыцаря так не терпелось, что мы уже вдоволь успели наесться паршивых экранок и низкокачественных рипов с рекламой казино на сосках Роберта Паттинсона. Чего уж там говорить о том, чтобы ждать кинотеатральных показов? Давайте довольствоваться тем, что имеем.

Однако вот в чём с новым «Бэтменом» главная загвоздка – единого мнения по поводу того, что же мы в конце-то концов имеем, достичь вряд ли удастся. Скорее всего творению Мэтта Ривза суждено стать очередным звеном в длинной цепочке фильмов DC, которые разрывают зрителей на две примерно равные, но диаметрально противоположные группы. Всё дело в том, что к новому приключению Готэмского мстителя можно относиться очень по-разному. Трёхчасовое кинополотно даёт столько поводов себя любить или ненавидеть, что потенциально спорные моменты устаёшь считать ещё на первой трети.

Если вот так вот сходу подвести черту для тех, кто всё ещё по каким-то причинам раздумывает над целесообразностью просмотра, то ответ выходит довольно простой – смотрите на здоровье. Своих денег, которые по идее должны были быть заплачены за билет, «Бэтмен» определённо стоит. Однако соль шутки в том, что в нашей с вами реальности – для очень многих россиян речь шла не о гипотетических билетах в кинозал, а о вполне буквальных билетах в Казахстан. Как быть с «Бэтменом» в этой ситуации? Стоил ли «Бэтмен» денег тех людей, которые для его просмотра выезжали за границу? И какое впечатление ему суждено произвести на тех зрителей, кто возлагает на него огромные надежды? Давайте вместе разбираться.

Сперва хочется ещё раз отметить, что новая бэт-экранизация – это ни в коем случае не провал, и определённо качественное кино. Очевидно, что об этом самом качестве режиссёр и студия стремились позаботиться в первую очередь. Говоря простым языком – «Бэтмен» очень хорошо выглядит и звучит. Если вас утомило экспериментаторство Ханса Циммера и Тома Холкенборга, или вы попросту дорожите своими барабанными перепонками – новый фильм возвращает нас во времена Тима Бёртона и классического мультсериала, вновь предлагая довольно солидный, классический оркестровый аккомпанемент. Новая экранная тема Тёмного Рыцаря звучит весьма прилично и хорошо врезается в память, а всё остальное музыкальное сопровождение соответствует тональности рассказа, пускай кое-где зубы и начинают скрипеть от того, насколько сильно композитор следует нормам голливудского саундтрека. То же самое справедливо для операторской работы и общего визуального облика нового Готэма. Это определённо то зрелище, которым хочется любоваться, однако если начать задумываться о том, откуда растут его ноги… В общем, разговор стоит перевести в более предметную область.

Как обычно, давайте вспомним – ради чего супергеройские фильмы в первую очередь смотрят их поклонники? Ради супергероев, разумеется, и тех персонажей, которые входят в их комиксную команду поддержки. Реально узнаваемых образов в новом фильме пять – Гордон, Пингвин, Женщина-Кошка, Загадочник и заглавный виновник торжества. Давайте разберёмся, что в кино происходит с ними.

С Гордоном и Пингвином ситуация обстоит лучше всего. Джеффри Райт оказался достойнейшим продолжателем дела Гари Олдмана и сыграл вторую по важности роль, бремя которой он, с присущей ему грацией, несёт на своих плечах вплоть до финальных титров. Колин Фаррелл так вообще – воплотил на экране буквально идеальную версию так называемого «Оза», которая отличается умом, харизмой, должной жестокостью и впечатляющей порцией холодной расчётливости. Когда на экране появляется один из них – можно быть уверенным, что ты наблюдаешь за одним из самых интересных моментов фильма. К огромному сожалению – ни тот, ни другой своим участием сюжет практически не двигают.

Главными двигателями «Бэтмена» становятся три оставшихся приключенца. Среди них Зои Кравиц выступает в качестве нейтральной середины. Селина Кайл образца 2022-го – довольно серый персонаж, основную суть которого можно описать как «сильная женщина, которую обижают мужчины». В какой-то мере – это довольно точное попадание в каноничный образ героини, и экранное путешествие Кравиц легко может впечатлить массу зрительниц, которые увидят в Селине своеобразную ролевую модель, которой хочется подражать. Делает ли это её особенно интересным персонажем? Необязательно. Однако, как и практически всё связанное с «Бэтменом», её арка крайне сильно зависит от субъективной зрительской оценки.

А вот всё, что касается главных героя и злодея, ровно наоборот – ударяется в радикальную крайность. В своё время «Бэтмена навсегда» в пух и прах громили в первую очередь за гипертрофированные образы антагонистов, как никогда далёкие от книжек с картинками. Если подобный тренд сохранился вплоть до наших времён – Полу Дано предстоит услышать огромное количество претензий от комиксных пуристов. Каким-то образом местный Риддлер вышел ещё более далёким от своего прототипа, чем его предшественник. По факту – совпадения между оригинальным Загадочником и Эдвардом Нэштаном сводятся строго к их страсти к этим самым загадкам. Во всём остальном Эдвард оказался сугубо Ривзовским персонажем, и с Нигмой его не роднит ни интеллект, ни самоуверенность, ни артистичность, ни злодейская харизма. На кого же тогда равнялся режиссёр? Об этом чуть позже.

Сейчас о самом важном – о, собственно, Бэтмене. Слава богу, Бэтмен в заголовке не просто так, и он действительно становится самой важной фигурой в фильме. Герой Паттинсона присутствует практически в каждой сцене трёхчасового кинокомикса. Именно с ним зритель проводит львиную долю времени. Именно за его расследованием, поведением, боями и личными отношениями нам предлагается следить в первую очередь. Однако вот какой неожиданный вопрос формируется после того, как на экране появятся титры – а такой ли вообще интересный персонаж этот Бэтмен, чтобы посвящать ему три часа? И внезапно – даже этот ключевой ответ легко может оказаться для вас отрицательным.

Главное, что пугает после просмотра – за весь свой гигантский хронометраж кино так и не оказывается способно как следует заинтересовать зрителя судьбой главного героя или его личностью, как таковой. Местный Тёмный Рыцарь предстаёт перед нами до крайности аутичным (причём в клиническом смысле) истуканом, который медленно двигается, медленно говорит и медленно соображает. Новый Крестоносец в Плаще настолько смурной, мрачный и суровый, что большую часть времени напоминает даже не столько квинтэссенцию своего образа, сколько его гипертрофированную карикатуру. И это когда он находится в плаще, за пределами которого практически не существует. Когда же Брюс Уэйн таки снимает маскарадный костюм – перед нами предстаёт достаточно комичный, капризный великовозрастный подросток, как будто навечно застрявший в фазе гормонального всплеска. Он демонстративно подкрашивает глаза чёрной тушью, отращивает длинные патлы, прячется от солнечного цвета за чёрными очками и по-бунтарски хамит старшим, которые смеют указывать ему, что делать.

При желании – из подобных черт характера можно было слепить действительно интересного протагониста. Однако у Мэтта Ривза этого желания не было. Всё вышеперечисленное режиссёр использует сугубо как стилистические фишки и ожидает от зрителя, что тот с серьёзной миной будет воспринимать эмо-Уэйна как нечто совершенно органичное. А этого, увы, не происходит. Даже если попытаться не видеть нового Бэтмена как пародийного «мрачного и реалистичного» виджиланте – мы всё равно остаёмся с довольно пустым персонажем, которого не вытягивает даже талант Роберта Паттинсона. Учитывая фактическое отсутствие нормального материала для работы, актёр откатывается куда-то далеко в прошлое, обратно к другому архетипичному, прекрасноликому и загадочному юноше, которого он когда-то играл в «Сумерках». И это совсем не случайно. Воспринимайте это как хотите, однако новый «Бэтмен» в первую очередь скорее всего придётся по вкусу примерно той же, преимущественно женской аудитории. Нездоровой амурной линии здесь отведено чертовски много времени.

Кстати, упомянутая «мрачность и реалистичность» у Мэтта Ривза тоже работает достаточно странно. То есть – с мрачностью всё довольно однозначно. Она повсеместная, напускная и возведённая в (местами) комичный абсолют. Те слёзы, что некоторые фанаты лили по поводу отсутствия «взрослого» рейтинга оказались совершенно напрасными – и мата, и насилия, и жести здесь хватает. Проблемы в основном с реалистичностью. С одной стороны – вся фантастичность и комиксоидность из «Бэтмена» была целенаправленно изъята. Мол – у нас кино серьёзное, не для детей. С другой – фильм категорически отказывается следовать практическим законам реального мира.

Наиболее ярко это проявляется, когда дело доходит до живучести главного героя. Помните, как Кристиан Бэйл тяжело сопел, валяясь на спине, и пускал слюни от особо тяжёлых пропущенных? Помните, как звероподобный Бен Аффлек замешкался от ножевого ранения или выстрела в тяжело бронированный капюшон? Тогда у многих это вызывало усмешку, а в голове мелькала мысль: «Он уже был бы мёртв». Так вот – даже не смейте приближаться к новому «Бэтмену» с таким подходом. Местного Тёмного Рыцаря можно ранить только двумя вещами – ядерной бомбой и выстрелом из двухстволки (наверно, всему виной судьба Курта Кобейна, которым вдохновлён персонаж). Всё остальное – взрывы, автоматические винтовки, столкновения с транспортом, падения с огромной высоты и так далее – ему по боку.

При этом, помимо абсолютно непробиваемого костюма, в фильме присутствуют такие фантастичные вещи, как линзы со встроенной видеокамерой и системой распознавания лиц, которые хранят гигабайты данных. Вопрос, который напрашивается сам собой, довольно очевиден – зачем было изымать из этого мира яркие костюмы, колоритные образы и безумные устройства, если вы не хотите идти по тропе Кристофера Нолана до победного конца? Ведь в этом случае – вы просто делаете ваше кино скучнее.

Да и в целом у нового «Бэтмена» ощущаются очень большие проблемы с идентичностью. Если взглянуть на вещи чуть более цинично, то окажется, что перед нами не более чем компетентный ремейк классического триллера «Семь» Дэвида Финчера, который натянули поверх бэт-вселенной. Именно «Семью» продиктован и образ Загадочника, и структура детективного расследования, и сюжетные роли многих персонажей, и даже львиная доля визуального облика этого Готэма. И если копнуть чуть глубже, начав детально рассматривать, что в свою работу Мэтт Ривз засунул действительно своего… скажем так – можно довольно сильно расстроиться.

Делать это или нет – это ваш выбор. И от этого выбора зависит вообще всё, что вы в итоге захотите про нового «Бэтмена» сказать. Архетипичен ли местный супергерой, или просто карикатурен? Сильный ли вышел персонаж из Селины Кайл, или же просто пустой? Загадочник Пола Дано – свежий новый взгляд на злодея, или же всего лишь случайный сумасшедший с такой же кличкой? Режиссёр вдохновлялся трудом классиков, или же попросту не смог придумать чего-то действительно нового? Как вы помните – за гипертрофированную мрачность и похожие тонкости Зака Снайдера съели практически живьём. Ждёт ли подобная участь Мэтта Ривза? Его представление, конечно, ближе к классическому театру, чем к опере, но ведь в его фильме даже собственный «МАРТА»-момент есть!

Однако это вопрос на будущее. Самое главное в случае с «Бэтменом» то, что это будущее, вопреки всему, увидеть действительно хочется. Основные плюсы фильма, к сожалению, нельзя как следует объяснить без спойлеров, однако суть их очень проста – у нового Бэтмена есть очень хороший задел на действительно светлое будущее. Персонаж Паттинсона действительно может расти и развиваться не только в уникальном сеттинге, который для него создаёт финал первого фильма, но ещё и в уникальном направлении, которое прежде не намечал для себя ни один из его предшественников.

При всей своей субъективной амбивалентности, «Бэтмен» Мэтта Ривза не совершает ни одного критического промаха и умудряется застрять где-то глубоко в подсознании. Где-то там, на своём мотоцикле, на встречу рассвету ещё долго будет ехать одинокий кожаный мужчина. Под задумчивую музыку Курта Кобейна, который раз за разом сообщает, что что-то ждёт нас впереди.

А пока он ещё не доехал до своей цели – предлагаем вам полистать отличные комиксы про его приключения! Наша рубрика «Пока вы ждёте» целый месяц помогала вам коротать время в ожидании фильма. А вы сами знаете, как тяжела гиковская доля – одного релиза дождался, пора ждать следующего. Так что, если захотите приобщиться к действительно хорошим комиксам про Величайшего детектива – не стесняйтесь. А заодно пишите в комментариях, хотите ли вы увидеть ещё один, заключительный выпуск этой рубрики. Как обычно – всё в ваших руках!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии