Сериалы Недели #178. Юбилей сериала «Доктор Кто» — спецэпизоды на 60-летие шоу

Каким случился юбилей «Доктора Кто»? НИЖЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ.

Ожидания от возвращения Рассела Т. Дэвиса были заоблачные и удивительного в этом мало. У РТД уже получилось один раз удачно перезапустить сериал «Доктор Кто», который до этого руководство BBC считало неподъёмным и откровенно мусорным. По иронии судьбы, эта необходимость вновь возникла уже на рубеже 60-летнего юбилея франчайза, который тогда никто и не знал как будет праздновать. 

Зато знал Расселл Т. Дэвис.

Я сейчас захожу на откровенно спекулятивную территорию, но есть стойкое ощущение, что гранд-планом на юбилей было разделить его на три эпизода, чтобы детальнее охватить каждую из эпох ньюскула (Расселл-Моффат-Чибнелл) и отдать им дань уважения.

«Звёздный зверь»

Очевидно, оммаж эпохе самого Расселла. 

Ключевые элементы на своих местах:

  • Лицо всеми любимого Десятого Доктора и всеми любимая спутница.
  • Возвращение к сюжетной линии 2009 года — метакризис, амнезия Донны.
  • Как и полагается у РТД — большой акцент на роль семьи в жизни этой самой спутницы.
  • Любимое место действия — пригород Лондона, любимое происшествие — неожиданное инопланетное вторжение.

Являясь экранизацией одноимённого комикса за авторством Пэта Миллса, Джона Вагнера и Дейва Гиббонса, эпизод достаточно близко следует к букве первоисточника, который кажется давно уже напрашивался на экранизацию в сериале.

В комиксе протагонистом был Четвертый Доктор.

Милая зверушка, которая не то, чем кажется, и хаос который она вокруг себя сеет, сильно навевают «Инопланетянином» Спилберга и хорошо подходят для сериала, в котором уже было что-то похожее, например Адипоуз (открывающий эпизод 4 сезона). 

Задачей эпизода, в том числе, являлось показать, что Расселл всё ещё может писать “как раньше” и с воссозданием своих же тропов он справился: главное, что вызывает «Звёздный зверь» — ощущение, будто на экране происходит условно “средний эпизод эпохи РТД”, со всем хорошим и всем плохим, что это может означать. Опыт получился достаточно аутентичный.

«Голубая даль»

Моффат во всей красе:

  • Закрученная научно-фантастическая концепция.
  • Стрёмный (в хорошем ключе) подход к достаточно легковесному хоррору.
  • Сюжет без лишних деталей и легитимные ретконы, связанные с путешествиями во времени.
  • Практически ситкомовский уровень юмора.

В фандоме этот эпизод уже успели сравнить и с «Полуночью» и с «Ниспосланным с небес» — оба эпизода предельно минималистичны и работают, потому что в них мастерски сложились два важных элемента: убедительный актёрский перфоманс и лихо закрученная история. 

Во время промо-кампании спецэпизодов Расселл намеренно избегал разговоров об этом эпизоде, что в какой-то степени сыграло с ним злую шутку. Фандом ожидал каких-то неожиданных камео (их не было) или сотрясающих мироздание открытий (зависит от перспективы, отчасти было), но в первую очередь секретность нужна была, чтобы скрыть боди-хоррорную природу серии. Антагонист эпизода немного напоминает о «Солярисе» Станислава Лема, и это наверное один из лучших комплиментов, который может получить эпизод «Доктора Кто».

«Голубая даль» — это РТД на пике своей “Моффатовости” и дальнейшие комментарии излишни.

«Смешок» 

«Сила Доктора 2.0»:

  • Укоренение в реальную историю — одна из отличительных черт рана Чибнелла.
  • Возвращение персонажей, которых не было видно ещё со времён старого сериала, например Мелани Буш — спутница Седьмого Доктора (также была в «Силе Доктора» на фоне).
  • “Смелые выкрутасы” с мифологией Доктора Кто и концептом регенерации.
  • Танцующий антагонист, а также антагонист, уходящий корнями в старый лор «Доктора Кто» и обладающий хтоническими чертами.

Как и «Сила Доктора» — это эпизод во многом про то, что Доктор вполне заслуженно может уходить на покой, окружённый семьёй, состоящей из людей, с которыми он когда-то путешествовал. Как и «Сила Доктора» — это эпизод, в каком-то смысле ломающий привычный порядок регенераций. Как и «Сила Доктора» — это эпизод, в котором давний враг возвращается, чтобы сыграть в казалось бы “последнюю игру” с протагонистом. 

Однако то, что кардинальным образом качественно дистанцирует похожие друг на друга эпизоды — это персонажная работа и толковый антагонист. Возвращающимся спутникам есть чем себя занять, они уместно смотрятся в новом контексте и активно участвуют в сюжете. 

А Нил Патрик Харрис в роли Игрушечника — это мегазвезда, перетягивающая на себя всё внимание эпизода. Настолько харизматичных и могущественных антагонистов в экранном «Докторе Кто», пожалуй, ещё не было. Игрушечник заявлен и ощущается не просто как “богоподобный злодей”, а как природная сила, стихийное явление, как нечто хтоническое и по-настоящему потустороннее. И при этом достаточно мультяшное, чтобы создавать впечатление, будто законы этой вселенной для него лишь игрушки. Упомянутый выше танец (и не только эта сцена) работает по совершенно мультяшной логике, персонаж между монтажными склейками может оказаться в совершенно другом месте или даже кардинально сменить образ, что выглядит невероятно свежо и оригинально даже для такого настолько долгоиграющего сериала. 

Конечно же, есть очевидный слон в комнате — би-генерация. Четырнадцатый Доктор регенерировал и не просто сменил лицо. От Четырнадцатого Доктора буквально отсоединился Пятнадцатый, а Теннант вновь остался со своим же лицом. Эта концепция, которую уже давно успели слить в сеть, как когда-то слили Вечное Дитя, так же вызовет большой разлом в фандоме (уже вызывает): кто-то ненавидит настолько фундаментальное изменение — ведь теперь решительно непонятно, как быть со вторым Доктором и второй ТАРДИС, и как к этому относиться. Как к клонам? К чему-то, что перечёркивает драматургическую составляющую последних 60 лет сериала? Особенно сложно будет воспринимать Шути Гатву как актуального Доктора, когда Теннант никуда не делся, всё ещё находится на расстоянии вытянутой руки и всегда доступен для камео в сериале.

К тому же, судьба Четырнадцатого Доктора подозрительно сильно напоминает развязку 4 сезона, в которой Доктор также раздвоился и “копия” осталась жить на Земле с семьёй. Это практически ремейк того финала, только в этот раз не вошедшая сцена с передачей ещё одной ТАРДИС всё-таки вошла.

По правде говоря, я с удивлением прихожу к выводу, что не ненавижу эту концепцию. Она бесконечно наглая, совершенно дикая и очень нелепо звучащая. Легко найти, за что зацепиться, чтобы загореться праведным гневом от её реализации. Примерно так я и готовился реагировать все эти месяцы (а сливы были очень давно), пока ожидал юбилейные эпизоды. Как и в случае со «Звёздным зверем», в котором нормальные 75% эпизода легко может перебить то невыносимое изящество со знаком минус, с которым Расселл влетает как в прогрессивистский дискурс, так и в разрешение сюжетных линий — впечатление от эпизода будет зависеть скорее от той самой малой, но очень спорной части юбилея. 

К спорным элементом также можно отнести — помимо чудесных “нововведений” в мифологии сериала — обилие фансервиса. Сами по себе, как отдельные истории в «Докторе Кто» юбилейные эпизоды работают неплохо, но груз прошлого, отсылки, пасхалки и “прощание с прошлым” занимают в нём достаточно большой процент повествования, и результат вполне справедливо может показаться нагруженным и неуклюжим. Остаётся понадеяться на то, что вложив весь возможный фансервис в эти три эпизода, РТД тем самым провёл своеобразный “обряд очищения”, отпраздновав многолетнюю историю сериала, и дал знак — “пора вперёд, творить новое будущее”. В противном же случае, старый пёс новые трюки уже не разучит и это уже будет куда хуже любых “спорных” нововведений.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment