Пять лет адского Чибнелла
Ещё в апреле этого года я выразил довольно нескромное — и чего уж юродствовать, не слишком-то оригинальное — предположение, что чуда не произойдёт и последний эпизод Криса Чибнелла не окажется даже хорошей серией, не говоря уж о хорошем финале целого рана. К сожалению, «Сила Доктора» это эпизод ещё и невероятно показательный, можно даже сказать — ключевой для подведения итоговой оценки последним пяти годам работы шоураннера.
Прежде всего, «Сила Доктора» — история жутко невнятная и откровенно перегруженная. Полтора часа, а именно столько идёт эпизод, это более чем адекватный хронометраж для того, чтобы успешно развернуть практически любую идею. Сериал ранее справлялся с этой задачей и за гораздо меньшее время. Однако в случае с этим эпизодом идея не одна. И не две. И не три. Сценарист пытается в и без того до неприличия растянутую серию утрамбовать целых пять потенциально интересных завязок, каждая из которых достойна отдельного сюжета:
- Мастер косплеит Распутина и гипнозом отбирает власть у Николая II.
- Киберлюди крадут живой источник энергии и создают свою Звезду Смерти, т.е. планетоид киберконвертации.
- Далек-предатель путём логики и фактов приходит к необходимости окончательно решить далековский вопрос.
- Далеки “заминировали” все вулканы на Земле, чтобы… создать ещё одну угрозу планете (ну надо так для масштаба, не спрашивайте, exterminate).
- Мастер решает опорочить репутацию Доктора и носится по вселенной, причиняя окружающим зло от его/её имени (в данном случае — заставив Доктора регенерировать в Мастера, не спрашивайте).
И все они без исключения проигрывают от нахождения под одной крышей. Сценарист явно хочет придать истории масштаб и эпичность, планы злодеев на первый взгляд кажутся многоуровневыми и грандиозными, но конечный результат скорее напоминает лоскутное одеяло. Да к тому же ещё и сшитое из переработанного материала: опять Мастер и киберлюди в финале сезона/истории про регенерацию Доктора; опять Доктора ловят в ловушку (в этот раз, казалось бы, вообще без сопротивления) поймав на «интригу» как в Пандорике (только глупее).
Но что самое принципиальное — всё это отвлекает от самой мясной части эпизода, его центрального ядра. От Мастера. Совершенно искренний без грамма иронии тейк — Саша Дхаван в роли Мастера это лучшее, что случалось с сериалом при Чибнелле. Его Мастер — это хаос во плоти: в рамках одного только этого эпизода он примеряет на себя минимум 3 значительно разных образа и сложно сказать какой из них наиболее интересный или вообще “настоящий”. Его усреднённое воплощение легко описать фразой «что, если бы Одиннадцатый Доктор был Мастером», но главная особенность персонажа при Чибнелле заключается в возвращении к амплуа мастера перевоплощений. Кажется, что вокруг него в принципе (будто вопреки всему) скопился главный заряд остатка веселья в сериале, ведь даже безликий и невзрачный саундтрек внезапно приобретает лицо и наконец-то начинает интересно звучать, пробиваясь сквозь заунывный эмбиент — сразу же как только в дело вступает музыкальная тема Мастера.
Одна из проблем «Силы Доктора» связана с тем, что эпизод просто не хочет уделять время самому Мастеру, предпочитая разглядывать под микроскопом скорее его сюжетные ходы, нежели характер персонажа, из-за чего почти весь перформанс Дхавана вылетает в трубу. И да, кто-то должен это сказать, так что возьму на себя это бремя — танец Мастера-Распутина под одноимённую песню группы «Бонни М» это стыд. Кто-то ответит, что глупо было бы не использовать такую возможность и не добавить и без того постной эпохе Чибнелла немного “треша и угара” — и с этим спорить я не буду. Спорить я буду с тем, что его танец получился задорным и весёлым, потому что всё в нём — от постановки сцены и облёта камеры, до самого танца — получилось фантастически обесточенным, лишённым энергии, медленным и неуклюжим.
Но, наверное, самая главная проблема эпизода всё-таки кроется в невозможности сценариста сфокусироваться на чём-то одном и проработать вокруг этого «чего-то» историю. Я не знаю, что именно мешало Крису Чибнеллу: горящие сроки, пандемия, личные проблемы, писательский блок, резкая смена планов или что-либо ещё, но от ощущения того, что в производство уходит далеко не финальный драфт сценария, а чуть ли не черновой — избавиться было невозможно на протяжении всех пяти лет. Причём довольно очевидно, что шоураннеру пришлось на ходу корректировать курс своего рана, возможно даже не один раз: первый (неочевидный) — при работе над 12 сезоном, когда фанбаза жаловалась на отсутствие знакомых элементов сериала (старый монстрятник в виде далеков и киберлюдей, например) и второй (гораздо более очевидный) — при работе над «Потоком». И на качество сценария, и без того не восхитительного, это повлияло не лучшим образом. Тот же «Поток» был мешаниной из кучи разрозненных историй, которые агрессивно говорили зрителю, что они связаны и всё происходящее очень-очень важно, но не находили ни времени, ни усилий чтобы эту важность до зрителя хоть как-то внятно донести.
«Сила Доктора» слеплена из того же теста — эпизод “как бы между строк” отвечает на (вроде бы заданный, но не озвученный) в заголовке вопрос, что сила Доктора кроется в его/её спутниках. Но это же не может быть удовлетворительным ответом! Конкретно в такой постановке вопроса, помимо того, что оно скучное, просто-напросто нет тематического наполнения. Оно предполагается, но, чтобы оно тут появилось, нужно сделать ещё как минимум один логический шаг и спросить: «А чем именно Доктор завоевал(а) столь глубокое расположение спутников, что они друг для друга всё равно что семья? Какие такие черты определяют Доктора как великую, вдохновляющую людей личность?». По-хорошему говоря, эти вопрос и не должен стоять настолько открыто — он должен раскрываться органично по ходу приключений Доктора, в рамках сезонных историй, но у нас тут всё-таки юбилейный эпизод, поэтому подобные размышления вполне уместны. Беда только, что времени на размышления нет, всё подаётся исключительно декларативно, а структура истории по трафарету списана с прошлогоднего «Потока». Настолько, что в этом эпизоде Доктора тоже расщепляет на три отдельных связанных друг с другом сущности, которые помогают спутникам и направляют их для решения глобальных проблем.
Самое нелепое, что этот эпизод предельно легко исправить, придав ему соответствующую тематическую наполненность и насытив смыслом многочисленные камео старых Докторов (да, тут появляются актёры Первого, Пятого, Шестого, Седьмого и Восьмого Докторов), приятные, но очень малофункциональные. Давайте резко сойдём обзорного формата, переключимся в режим сценарного доктора и попробуем его переписать.
Для начала – выкидываем из эпизода далеков и киберлюдей: у Доктора и без того предостаточно мотивации искать встречи с Мастером — он перерисовал кучу знаменитых картин от Джоконды Да Винчи до Крика Мунка, и это привлекает внимание ЮНИТа. Допустим, Мастер в такой шкодливой манере меняет историю, дразнит Доктора и побуждает действовать (прямо как Ривер Сонг — оп, бесплатная отсылочка) и заставляет её по своей инициативе попасть в ловушку, гоняясь за своим лучшим другом/врагом. Тут даже можно отыграть тайми-вайми аспект и показать, что Мастер подготовил ловушку в каждом из потенциальных мест, которые пойдёт проверять Доктор.
Дальше — Мастер заставляет Доктора регенерировать в, собственно, Мастера с помощью какой-то галлифрейской приблуды, называя это «форсированной регенерацией». Это какая-то очень глупая и надуманная вещь, потому что заставить таймлорда регенерировать очень легко. Достаточно нанести ему/ей смертельное ранение, для этого не нужно строить непонятные соединяющиеся колбы и инженерные чудеса. К тому же после регенерации Джоди в Дхавана у нас весь эпизод в соседней колбе и так без дела валяется второй Дхаван. Переписываем предназначение приблуды так, чтобы она копировала личность одного таймлорда в другого и оставляем «оригинал» Мастера активным актором сюжета.
Таким образом можно не только оставить уже имеющуюся сцену в ментальном пространстве на «краю регенераций», в которой Джоди общается со своими прошлыми инкарнациями, но и расширить её. Пусть Тринадцатая (и прошлые инкарнации Доктора тоже, гулять так гулять) общаются с прошлыми инкарнациями Мастера. В конце концов у нас тут по сюжету эпизода внутри одного таймлордского тела находятся целых две сущности с кучей лиц. Если хочется амбициозных камео, то можно позвать Мишель Гомес, Джона Симма, Дерека Джейкоби, да даже Эрика Робертса — он вообще кажется готов куда угодно вписаться, лишь бы кормили. Разговоры между инкарнациями, происходящие в подсознании незаметно для Мастера в теле Доктора, могут влиять на ментальное состояние Мастера в настоящем, потихоньку обнажая в нём больше черт Доктора (альтруизм, эмпатия и т.д), что в свою очередь уже может вызвать конфликт со вторым Мастером.
И раз уж эта история и без того отдаёт Супериор Пауком Слотта — пусть в Мастере по итогу победит «Докторская» сторона, и он пойдёт отдавать тело обратно законному владельцу, из-за чего оригинал таймлорда-ренегата может начать ещё сильнее беситься, истерить, сходить с ума и т.д.
Таким образом получается хоть и не слишком оригинальная история (она и так не очень оригинальная), но зато тематически удовлетворительная и содержательно отвечающая на вопрос «в чём же сила Доктора». Не в банальном и декларативном «у неё есть семья в виде спутников», а на более персонажном и нюансированном уровне. Если Доктор — персона вдохновляющая, то пусть вдохновит Мастера (ещё раз) на внутреннюю трансформацию, через которую Мисси прошла не до конца.
В ответ на эту стену текста, конечно, можно возразить что я просто капризничаю. Что я хочу увидеть совершенно другую историю, и ругаю актуальный сюжет несоответствии сюжету из своей головы. Разобью это соломенное чучело, сказав что тематически оба варианта — актуальный и фантазёрский — это одна и та же история, в которой Мастер хочет разрушить всё то, что делает Доктора Доктором, но в одном случае его останавливает форсированная череда совпадений и “божеств из машины”, а в другом это результат прямого противодействия протагониста и антагониста. А это изменение эпизоду просто необходимо как воздух, потому что Доктор снова бо́льшую часть хронометража (и своей эпохи в том числе) ведёт себя как пассивный наблюдатель, и я от этого запредельно устал.
Чибнелл даже не потрудился прибрать за собой хвосты и разрядить ружья. Галлифрей всё ещё разрушен. Состояние вселенной после Потока всё такое же неопределённое — а там ведь почти что постапокалипсис межгалактический наступил. Часы с памятью Доктора о её потерянных до-Хартнелловских инкарнациях так и не достали из недр ТАРДИС. История Вечного Дитя не то, что не завершается, но даже не упоминается. Зато вновь появился Истон-Ви Виндер, но даже тех двух с половиной фанатов персонажа его появление удовлетворить не может: семья, которая была ядром его истории в «Потоке» тут даже не упоминается. И это даже не говоря о том, что Чибнелл вообще не дал ему вообще никакого содержательного влияния на историю. Виндер здесь нужен исключительно чтобы разок выстрелить в Мастера вместо Яс — в чём было бы гораздо больше смысла, т.к Доктор повесила это “ружьё” именно на свою спутницу.
Кстати о ней, если вы думали, что линия “отношений” (чем бы они ни были, на самом деле) Доктора и Ясмин хоть к чему-нибудь приведёт — то спешу вас разочаровать. Или обрадовать, тут уж кому как. Важно здесь то, что Ясмин так и не стала настоящим персонажем: Доктор в финале эпизода говорит, что ей НАДО регенерировать, а Яс просто хлопает глазами и отвечает «Ок». И уходит. В этом эпизоде вообще всё «просто происходит». И никакой рефлексии ни с одной из сторон не следует, просто на часах пробило время уходить — и все ушли. Просто так. Даром, что (почти) обошлось без драм про нежелание Доктора уходить и на том спасибо, наверное?
В ходе написания этого текста я уже один раз не согласился с фанатской радостью по поводу танца Мастера-Распутина, позволю себе ещё один хот-тейк: Тиган, Эйс и сопутствующие камео эпизода — паршивые. Во-первых, насколько это должно быть легко для сценариста — переложить всю работу по вызову эмоционального отклика со своих плеч на зрительские. Достаточно всего лишь одной фразы «Brave heart, Teagan», сказанной постаревшим Питером Дэвисоном — и всё, глаза уже на мокром месте, а по телу расползается тепло. Пол МакГанн забежал на секунду, сказать, что мантии — не его стиль. Работает радость узнавания, приятные ассоциации и прочие эмоциональные радости жизни, и всё за счёт минимальных сценарных усилий по копипасте знакомой фразы из сценария старых эпизодов в сценарий нового!
Если вам нужно больше мемов по Doctor Who, просим в замечательное сообщество Inside the TARDIS.
И даже если бы это не было всем вышеперечисленным дешёвым/читерским, Чибнелл просто не пошёл ва-банк со всем имеющимся арсеналом, а собрал он приличное количество камео, стоит признать. Тиган и Эйс впервые за 40 и 30 лет соответственно встретились с Доктором на малых экранах, но встреча прошла в невероятно неуклюжей, можно даже сказать, неприветливой обстановке — и на этом всё. Они даже не обнялись! Ни в качестве приветствия, ни на прощание. Кэти Мэннинг (Джо Грант), Бонни Лэнгфорд (Мелани Буш) и Уильяма Расселла (Йен Честертон) позвали просто посидеть на стульчиках в конце эпизода. Просто впитайте эту мысль: Уильям Расселл в последний раз появлялся в сериале в 1965 году — 57 лет назад. Он был фактически первым (наряду с Жаклин Хилл, которая сыграла Барбару Райт) спутником Доктора, а сейчас ему почти 98 лет. Чибнелл спохватился позвать его в юбилейный эпизод, даже умудрился побить этим один телевизионный рекорд, и всё что он придумал, зная что второго шанса может не быть — это посадить дедушку на стульчик, чтобы тот сказал «подождите, а Доктор теперь она»? Преступное расточительство — это самое мягкое описание для такой ситуации.
Как я говорил в самом начале, «Сила Доктора» — ключевой эпизод для оценки всего шоураннерства Чибнелла. Финал, может и не всегда чётко, но определяет произведение. С «Доктором Кто» ситуация обстоит несколько сложнее, шоу хоть и бесконечное, но оно состоит из множества промежуточных финалов — финалов эпизодов, если мы готовы рассматривать их как отдельные художественные произведения, или финалов целых сезонов/арок/эпох. И этот эпизод без остатка соответствует тому, чем были пять лет для «Доктора Кто» под руководством шоуранера «Торчвуда» и оригинального «Бродчёрча» — попыткой откусить больше, чем есть возможность проглотить и переварить. Сумбурное, недоваренное месиво из неплохих идей и бездумной, безрасчётливой, а то и просто чудовищной их реализации.
Скатертью дорожка, Крис Чибнелл, скучать не буду.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!