Сериалы Недели #177. «Доктор Кто: Сила Доктора». Прощайте, Крис Чибнелл и Джоди Уиттакер!

Пять лет адского Чибнелла

Ещё в апреле этого года я выразил довольно нескромное — и чего уж юродствовать, не слишком-то оригинальное — предположение, что чуда не произойдёт и последний эпизод Криса Чибнелла не окажется даже хорошей серией, не говоря уж о хорошем финале целого рана. К сожалению, «Сила Доктора» это эпизод ещё и невероятно показательный, можно даже сказать — ключевой для подведения итоговой оценки последним пяти годам работы шоураннера. 

Прежде всего, «Сила Доктора» — история жутко невнятная и откровенно перегруженная. Полтора часа, а именно столько идёт эпизод, это более чем адекватный хронометраж для того, чтобы успешно развернуть практически любую идею. Сериал ранее справлялся с этой задачей и за гораздо меньшее время. Однако в случае с этим эпизодом идея не одна. И не две. И не три. Сценарист пытается в и без того до неприличия растянутую серию утрамбовать целых пять потенциально интересных завязок, каждая из которых достойна отдельного сюжета:

  1. Мастер косплеит Распутина и гипнозом отбирает власть у Николая II.
  2. Киберлюди крадут живой источник энергии и создают свою Звезду Смерти, т.е. планетоид киберконвертации.
  3. Далек-предатель путём логики и фактов приходит к необходимости окончательно решить далековский вопрос.
  4. Далеки “заминировали” все вулканы на Земле, чтобы… создать ещё одну угрозу планете (ну надо так для масштаба, не спрашивайте, exterminate).
  5. Мастер решает опорочить репутацию Доктора и носится по вселенной, причиняя окружающим зло от его/её имени (в данном случае — заставив Доктора регенерировать в Мастера, не спрашивайте).

И все они без исключения проигрывают от нахождения под одной крышей. Сценарист явно хочет придать истории масштаб и эпичность, планы злодеев на первый взгляд кажутся многоуровневыми и грандиозными, но конечный результат скорее напоминает лоскутное одеяло. Да к тому же ещё и сшитое из переработанного материала: опять Мастер и киберлюди в финале сезона/истории про регенерацию Доктора; опять Доктора ловят в ловушку (в этот раз, казалось бы, вообще без сопротивления) поймав на «интригу» как в Пандорике (только глупее).

У нас есть Пандорика дома! Пандорика дома be like

Но что самое принципиальное — всё это отвлекает от самой мясной части эпизода, его центрального ядра. От Мастера. Совершенно искренний без грамма иронии тейк — Саша Дхаван в роли Мастера это лучшее, что случалось с сериалом при Чибнелле. Его Мастер — это хаос во плоти: в рамках одного только этого эпизода он примеряет на себя минимум 3 значительно разных образа и сложно сказать какой из них наиболее интересный или вообще “настоящий”. Его усреднённое воплощение легко описать фразой «что, если бы Одиннадцатый Доктор был Мастером», но главная особенность персонажа при Чибнелле заключается в возвращении к амплуа мастера перевоплощений. Кажется, что вокруг него в принципе (будто вопреки всему) скопился главный заряд остатка веселья в сериале, ведь даже безликий и невзрачный саундтрек внезапно приобретает лицо и наконец-то начинает интересно звучать, пробиваясь сквозь заунывный эмбиент — сразу же как только в дело вступает музыкальная тема Мастера.

Мы не воровали эти мемы, честно.

Одна из проблем «Силы Доктора» связана с тем, что эпизод просто не хочет уделять время самому Мастеру, предпочитая разглядывать под микроскопом скорее его сюжетные ходы, нежели характер персонажа, из-за чего почти весь перформанс Дхавана вылетает в трубу. И да, кто-то должен это сказать, так что возьму на себя это бремя — танец Мастера-Распутина под одноимённую песню группы «Бонни М» это стыд. Кто-то ответит, что глупо было бы не использовать такую возможность и не добавить и без того постной эпохе Чибнелла немного “треша и угара” — и с этим спорить я не буду. Спорить я буду с тем, что его танец получился задорным и весёлым, потому что всё в нём — от постановки сцены и облёта камеры, до самого танца — получилось фантастически обесточенным, лишённым энергии, медленным и неуклюжим.

Но, наверное, самая главная проблема эпизода всё-таки кроется в невозможности сценариста сфокусироваться на чём-то одном и проработать вокруг этого «чего-то» историю. Я не знаю, что именно мешало Крису Чибнеллу: горящие сроки, пандемия, личные проблемы, писательский блок, резкая смена планов или что-либо ещё, но от ощущения того, что в производство уходит далеко не финальный драфт сценария, а чуть ли не черновой — избавиться было невозможно на протяжении всех пяти лет. Причём довольно очевидно, что шоураннеру пришлось на ходу корректировать курс своего рана, возможно даже не один раз: первый (неочевидный) — при работе над 12 сезоном, когда фанбаза жаловалась на отсутствие знакомых элементов сериала (старый монстрятник в виде далеков и киберлюдей, например) и второй (гораздо более очевидный) — при работе над «Потоком». И на качество сценария, и без того не восхитительного, это повлияло не лучшим образом. Тот же «Поток» был мешаниной из кучи разрозненных историй, которые агрессивно говорили зрителю, что они связаны и всё происходящее очень-очень важно, но не находили ни времени, ни усилий чтобы эту важность до зрителя хоть как-то внятно донести.

«Сила Доктора» слеплена из того же теста — эпизод “как бы между строк” отвечает на (вроде бы заданный, но не озвученный) в заголовке вопрос, что сила Доктора кроется в его/её спутниках. Но это же не может быть удовлетворительным ответом! Конкретно в такой постановке вопроса, помимо того, что оно скучное, просто-напросто нет тематического наполнения. Оно предполагается, но, чтобы оно тут появилось, нужно сделать ещё как минимум один логический шаг и спросить: «А чем именно Доктор завоевал(а) столь глубокое расположение спутников, что они друг для друга всё равно что семья? Какие такие черты определяют Доктора как великую, вдохновляющую людей личность?». По-хорошему говоря, эти вопрос и не должен стоять настолько открыто — он должен раскрываться органично по ходу приключений Доктора, в рамках сезонных историй, но у нас тут всё-таки юбилейный эпизод, поэтому подобные размышления вполне уместны. Беда только, что времени на размышления нет, всё подаётся исключительно декларативно, а структура истории по трафарету списана с прошлогоднего «Потока». Настолько, что в этом эпизоде Доктора тоже расщепляет на три отдельных связанных друг с другом сущности, которые помогают спутникам и направляют их для решения глобальных проблем. 

Самое нелепое, что этот эпизод предельно легко исправить, придав ему соответствующую тематическую наполненность и насытив смыслом многочисленные камео старых Докторов (да, тут появляются актёры Первого, Пятого, Шестого, Седьмого и Восьмого Докторов), приятные, но очень малофункциональные. Давайте резко сойдём обзорного формата, переключимся в режим сценарного доктора и попробуем его переписать.

This is art

Для начала – выкидываем из эпизода далеков и киберлюдей: у Доктора и без того предостаточно мотивации искать встречи с Мастером — он перерисовал кучу знаменитых картин от Джоконды Да Винчи до Крика Мунка, и это привлекает внимание ЮНИТа. Допустим, Мастер в такой шкодливой манере меняет историю, дразнит Доктора и побуждает действовать (прямо как Ривер Сонг — оп, бесплатная отсылочка) и заставляет её по своей инициативе попасть в ловушку, гоняясь за своим лучшим другом/врагом. Тут даже можно отыграть тайми-вайми аспект и показать, что Мастер подготовил ловушку в каждом из потенциальных мест, которые пойдёт проверять Доктор.

Дальше — Мастер заставляет Доктора регенерировать в, собственно, Мастера с помощью какой-то галлифрейской приблуды, называя это «форсированной регенерацией». Это какая-то очень глупая и надуманная вещь, потому что заставить таймлорда регенерировать очень легко. Достаточно нанести ему/ей смертельное ранение, для этого не нужно строить непонятные соединяющиеся колбы и инженерные чудеса. К тому же после регенерации Джоди в Дхавана у нас весь эпизод в соседней колбе и так без дела валяется второй Дхаван. Переписываем предназначение приблуды так, чтобы она копировала личность одного таймлорда в другого и оставляем «оригинал» Мастера активным актором сюжета. 

Таким образом можно не только оставить уже имеющуюся сцену в ментальном пространстве на «краю регенераций», в которой Джоди общается со своими прошлыми инкарнациями, но и расширить её. Пусть Тринадцатая (и прошлые инкарнации Доктора тоже, гулять так гулять) общаются с прошлыми инкарнациями Мастера. В конце концов у нас тут по сюжету эпизода внутри одного таймлордского тела находятся целых две сущности с кучей лиц. Если хочется амбициозных камео, то можно позвать Мишель Гомес, Джона Симма, Дерека Джейкоби, да даже Эрика Робертса — он вообще кажется готов куда угодно вписаться, лишь бы кормили. Разговоры между инкарнациями, происходящие в подсознании незаметно для Мастера в теле Доктора, могут влиять на ментальное состояние Мастера в настоящем, потихоньку обнажая в нём больше черт Доктора (альтруизм, эмпатия и т.д), что в свою очередь уже может вызвать конфликт со вторым Мастером. 

И раз уж эта история и без того отдаёт Супериор Пауком Слотта — пусть в Мастере по итогу победит «Докторская» сторона, и он пойдёт отдавать тело обратно законному владельцу, из-за чего оригинал таймлорда-ренегата может начать ещё сильнее беситься, истерить, сходить с ума и т.д.

Таким образом получается хоть и не слишком оригинальная история (она и так не очень оригинальная), но зато тематически удовлетворительная и содержательно отвечающая на вопрос «в чём же сила Доктора». Не в банальном и декларативном «у неё есть семья в виде спутников», а на более персонажном и нюансированном уровне. Если Доктор — персона вдохновляющая, то пусть вдохновит Мастера (ещё раз) на внутреннюю трансформацию, через которую Мисси прошла не до конца. 

В ответ на эту стену текста, конечно, можно возразить что я просто капризничаю. Что я хочу увидеть совершенно другую историю, и ругаю актуальный сюжет несоответствии сюжету из своей головы. Разобью это соломенное чучело, сказав что тематически оба варианта — актуальный и фантазёрский — это одна и та же история, в которой Мастер хочет разрушить всё то, что делает Доктора Доктором, но в одном случае его останавливает форсированная череда совпадений и “божеств из машины”, а в другом это результат прямого противодействия протагониста и антагониста. А это изменение эпизоду просто необходимо как воздух, потому что Доктор снова бо́льшую часть хронометража (и своей эпохи в том числе) ведёт себя как пассивный наблюдатель, и я от этого запредельно устал. 

А зачем я тут?

Чибнелл даже не потрудился прибрать за собой хвосты и разрядить ружья. Галлифрей всё ещё разрушен. Состояние вселенной после Потока всё такое же неопределённое — а там ведь почти что постапокалипсис межгалактический наступил. Часы с памятью Доктора о её потерянных до-Хартнелловских инкарнациях так и не достали из недр ТАРДИС. История Вечного Дитя не то, что не завершается, но даже не упоминается. Зато вновь появился Истон-Ви Виндер, но даже тех двух с половиной фанатов персонажа его появление удовлетворить не может: семья, которая была ядром его истории в «Потоке» тут даже не упоминается. И это даже не говоря о том, что Чибнелл вообще не дал ему вообще никакого содержательного влияния на историю. Виндер здесь нужен исключительно чтобы разок выстрелить в Мастера вместо Яс — в чём было бы гораздо больше смысла, т.к Доктор повесила это “ружьё” именно на свою спутницу. 

Кстати о ней, если вы думали, что линия “отношений” (чем бы они ни были, на самом деле) Доктора и Ясмин хоть к чему-нибудь приведёт — то спешу вас разочаровать. Или обрадовать, тут уж кому как. Важно здесь то, что Ясмин так и не стала настоящим персонажем: Доктор в финале эпизода говорит, что ей НАДО регенерировать, а Яс просто хлопает глазами и отвечает «Ок». И уходит. В этом эпизоде вообще всё «просто происходит». И никакой рефлексии ни с одной из сторон не следует, просто на часах пробило время уходить — и все ушли. Просто так. Даром, что (почти) обошлось без драм про нежелание Доктора уходить и на том спасибо, наверное?

В ходе написания этого текста я уже один раз не согласился с фанатской радостью по поводу танца Мастера-Распутина, позволю себе ещё один хот-тейк: Тиган, Эйс и сопутствующие камео эпизода — паршивые. Во-первых, насколько это должно быть легко для сценариста — переложить всю работу по вызову эмоционального отклика со своих плеч на зрительские. Достаточно всего лишь одной фразы «Brave heart, Teagan», сказанной постаревшим Питером Дэвисоном — и всё, глаза уже на мокром месте, а по телу расползается тепло. Пол МакГанн забежал на секунду, сказать, что мантии — не его стиль. Работает радость узнавания, приятные ассоциации и прочие эмоциональные радости жизни, и всё за счёт минимальных сценарных усилий по копипасте знакомой фразы из сценария старых эпизодов в сценарий нового! 

Если вам нужно больше мемов по Doctor Who, просим в замечательное сообщество Inside the TARDIS.

И даже если бы это не было всем вышеперечисленным дешёвым/читерским, Чибнелл просто не пошёл ва-банк со всем имеющимся арсеналом, а собрал он приличное количество камео, стоит признать. Тиган и Эйс впервые за 40 и 30 лет соответственно встретились с Доктором на малых экранах, но встреча прошла в невероятно неуклюжей, можно даже сказать, неприветливой обстановке — и на этом всё. Они даже не обнялись! Ни в качестве приветствия, ни на прощание. Кэти Мэннинг (Джо Грант), Бонни Лэнгфорд (Мелани Буш) и Уильяма Расселла (Йен Честертон) позвали просто посидеть на стульчиках в конце эпизода. Просто впитайте эту мысль: Уильям Расселл в последний раз появлялся в сериале в 1965 году — 57 лет назад. Он был фактически первым (наряду с Жаклин Хилл, которая сыграла Барбару Райт) спутником Доктора, а сейчас ему почти 98 лет. Чибнелл спохватился позвать его в юбилейный эпизод, даже умудрился побить этим один телевизионный рекорд, и всё что он придумал, зная что второго шанса может не быть — это посадить дедушку на стульчик, чтобы тот сказал «подождите, а Доктор теперь она»? Преступное расточительство — это самое мягкое описание для такой ситуации.

Как я говорил в самом начале, «Сила Доктора» — ключевой эпизод для оценки всего шоураннерства Чибнелла. Финал, может и не всегда чётко, но определяет произведение. С «Доктором Кто» ситуация обстоит несколько сложнее, шоу хоть и бесконечное, но оно состоит из множества промежуточных финалов — финалов эпизодов, если мы готовы рассматривать их как отдельные художественные произведения, или финалов целых сезонов/арок/эпох. И этот эпизод без остатка соответствует тому, чем были пять лет для «Доктора Кто» под руководством шоуранера «Торчвуда» и оригинального «Бродчёрча» — попыткой откусить больше, чем есть возможность проглотить и переварить. Сумбурное, недоваренное месиво из неплохих идей и бездумной, безрасчётливой, а то и просто чудовищной их реализации. 

Скатертью дорожка, Крис Чибнелл, скучать не буду.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

выборредакции
Comments (0)
Add Comment