Обзор комикса «Сурвило»

19

Мнение о комиксе «Сурвило».

Личность не так часто рассматривается в контексте российской истории. Чаще всего преобладает коллективизм и общее над частным. Особенно это ярко выражено в истории прошлого столетия, когда самая большая страна в мире жила под красными знаменами.

Но какова была жизнь у людей? Многие знают то, что творилось с обычными жителями страны, но редко когда мы получали возможность узнать истории конкретных людей, ведь зачастую они закрывались за занавесом общих достижений государства.

«Сурвило» — биографическая история Валентины Викентьевны Сурвило, реальной женщины, которой 94 года, чью жизнь воплотила в книге ее внучка, Ольга Лаврентьева.

Если говорить кратко, то биография Сурвило — демасштабированная история каждого второго человека, жившего в XX веке в СССР. Рожденная в самые неспокойные года отечественной истории, Валя испытала на себе все трудности и невзгоды советского человека. И на каждый из этих периодов жизни героини приходится конкретная глава комикса.

В 12 лет детство Вали закончилось, когда случилось НЕСЧАСТЬЕ. Несчастье, которое хотя бы на слух знакомо каждому, кто хоть чуть-чуть интересовался историей. Ее отца, убежденного коммуниста, рабочего мужчину, члена партии, обвинили в шпионаже и репрессировали. Саму же Валю, ее сестру Лялю и мать сослали из Ленинграда, ибо негоже семье предателя Родины жить в таком городе. В этого момента начинается череда лишений и несправедливости, которыми была наполнена жизнь советского человека.

Отличница Валя не смогла стать комсомолкой, не могла толком учиться, работать и жить так, как подобает человеку с такими качествами. Ее ждет разлука сначала с сестрой, потом с матерью, а затем и Война.

Скажем честно, эпизод Великой Отечественной Войны и Блокады Ленинграда — самая тяжелая и по-настоящая страшная часть книги. Может показаться, что судьба Валентины была гораздо мягче, чем у других блокадников, но это чушь. Каждая страница главы про блокаду — боль, ужас, страх, от которых мурашки по коже и слезы становятся постоянным спутником читателя. И без того ужасное время омрачается и дополнительными лишениями, которые пропускает через себя героиня из-за статуса родственницы «предателя».

При этом, стоит оговориться, что несмотря на все попытки Отечества погубить Валентину, всегда находились добрые сочувствующие люди, протягивавшие героине руку помощи в безвыходной ситуации. В эти бесчеловечные моменты крупица гуманизма становится похожей на каплю холодной воды в пустыне. Но даже так некоторые эпизоды из этой главы настолько ужасны в плане человеческой судьбы, что становится по-настоящему страшно от прочитанных страниц.

Арт Лаврентьевой усиливает эти эпизоды. Черные краски буквально вырывают из страницы даже намеки на нечто светлое, наполняя сцены безысходностью, отчаянием и ужасом. А эксперименты с панелями вносят некую черту сюрреализма, буквально растворяя в чернилах погибших людей, либо иллюстрируя отчаянный ужас героини, у которой похитили продуктовые карточки.

Наблюдая за жизненным путем Валентины, ты наполняешься осознанием того, что пережила львиная доля людей не так давно. Что страх и чувство вины вкупе с невероятной несправедливостью Отечества были главными спутниками этих людей.

Тем не менее, эта книга — не про страдание и тлен. Она про то, как человек раз за разом получает удары судьбы и старается жить своей жизнью вопреки всему. Вопреки лишениям, вопреки голоду, войне, одиночеству и несправедливости. Лейтмотив всей истории задан на первых страницах — «Я живу за других». Эти слова проходят красной чертой через всю книгу, не давая героине сдаваться даже в самых страшных, ломающих сценах.

Живя вопреки всему миру, Валентина в итоге обретает свое счастье, она действительно живет за других. За мать, за сестру, за репресированного отца и еще плеяду людей, которыми она обязана жизнью. За каждого из них она борется, за каждого из них она проживает свою жизнь и по итогу приходит к настоящему, человеческому, искреннему счастью. Оглянувшись после прочтения еще раз и поняв, что на самом деле значат эти слова, тяжело сдержать слезы.

Комикс выпущен издательством Бумкнига в твердом переплете. Первое, что замечаешь, беря в руки книжку — насколько приятный материал у обложки. Второе — насколько у книги толстые и надежные страницы. Типография высочайшего качества как бы намекает на то, что книга предназначена для многоразового чтения.

Самый простой и популярный ориентир, чтобы понять, что такое «Сурвило» — легендарный «Маус» Арта Шпигельмана. И пускай книги имеют общие элементы, но они — совершенно разные вещи. И сравнение это пускай и дает понять, что ожидать от «Сурвило», его нельзя назвать корректным. Первое, что хочется сделать, прочитав «Сурвило» — пойти в ближайшую школу, чтобы подарить эту книгу библиотеке. Такие вещи должны читать в школах, чтобы каждый понимал, что за красными знаменами достижений и побед скрываются миллионы разбитых судеб и невероятное количество горя. Но даже в такие моменты только лучшие человеческие качества, такие как любовь, чувство долга, а также эмоциональный нравственный стержень, помогут разрушить оковы несправедливости. Если вам нравится «Маус» — читайте «Сурвило». Если вам понравился недавний фильм про Колыму — читайте «Сурвило». Если вы интересуетесь историей людей своей страны —  читайте «Сурвило». Но если честно, вам не нужно искать причины, чтобы читать эту книгу. Такие бриллианты появляются редко, но всегда говорят сами за себя. И они уж точно достойны вашего самого пристального внимания.

«Сурвило» — искренняя, душераздирающая интимная история, полная контраста нежности и боли целого поколения. История, которая просто не может оставить равнодушным.

Комментарии