Обзор комикса «Сорвиголова. Дьявол-Хранитель»

1 039

Знаковый комикс Marvel теперь и в «Золотом» формате!

Первым, что вы прочтёте, открыв новое издание культового сюжета Кевина Смита и Джо Кесады «Guardian Devil» от «Комильфо», будет предисловие последнего. В нём – художник, бывший главный редактор и нынешний исполнительный вице-президент Marvel сразу сделает одно очень сильное заявление. Если его когда-нибудь спросят, какое событие было самым важным в комикс-индустрии поздних девяностых и нулевых годов, то он без всяких сомнений скажет: «Приход Кевина Смита».

Как видите – заявление действительно предельно мощное, и на первый взгляд максимально неоднозначное. Но фокус в том, что чем больше времени тратишь на его осмысление, тем сильнее начинаешь понимать – легитимных оснований для него предостаточно. Если вы чтите комиксную супергероику и готовы довериться словам не последнего человека в этом бизнесе – пускай это станет для вас ультимативной рекламой, после которой с чистой совестью можно закрывать рецензию и отправляться за книгой.

Однако, если вы всё-таки резонно не спешите проглатывать эту карикатурно соблазнительную наживку – давайте мы с вами попробуем выяснить, чем именно этот сюжет про Сорвиголову заслужил такие почести. Сам Джо объясняет свои слова так: именно благодаря тому, что такая (на момент 1998-го года) яркая восходящая звезда кинобизнеса, как Кевин Смит, вызвалась писать супергеройский сюжет – вокруг комиксов окончательно пропал ореол стигмы и извечное клеймо дешёвого развлечения для малолеток, что привлекло к ним внимание самых различных талантливых людей, в особенности из Голливуда.

Однако кое о чём Кесада в своём вступительном слове то ли умалчивает, то ли просто не задумывается. В 1996-ом году издательство Marvel во всеуслышание сделало заявление о банкротстве, за которым последовала покупка компанией Toy Biz и череда попыток вернуть комиксной линейке былой шарм, лоск, коммерческий и критический успех, в частности путём аутсорса лицензий другим предприимчивым людям, которые знали, куда вести бумажный Marvel-кораблик посреди бушующего шторма коллапсирующих продаж.

И единственным действительно успешным результатом этого процесса стал ровно один импринт, до сих пор горячо любимый всеми почитателями хороших комиксов. Этим импринтом был «Marvel Knights» Джо Кесады и Джимми Палмиотти. И как неоднократно признавали его создатели – главной причиной, по которой им удалось продать свою задумку корпоративным боссам, было присутствие в ней имени Кевина Смита.

Тогда – Кевин был далеко не тем забавным толстым фанбоем, любящим поболтать про гик-культуру и формально снимающим мало кому интересные фильмы, каким его знают сейчас. Во второй половине девяностых – Кевин Смит был на пике своей творческой формы, создавая великолепные авторские комедии и стремительно набирая вес в соответствующих кругах. В частности – главным препятствием в сотворении «Дьявола-хранителя» была активная вовлеченность режиссёра-сценариста в работу над своей, вероятно, лучшей картиной, «Догма». Что показательно, в итоге первая комиксная работа Смита опирается на те же самые темы, так хорошо подходящие католику-Сорвиголове – темы божественного вмешательства в жизни простых людей и грядущего конца света. Хотя, разумеется, в точности как в «Догме» – на самом  деле простые люди прекрасно справляются с созданием себе проблем и без всяких сверхъестественных существ.

В «Guardian Devil» на голову Мэтта Мёрдока обрушивается целый ворох проблем, каждой из которых было бы более чем достаточно, чтобы подкосить человека попроще. Слепой адвокат переживает острый кризис веры, любимая женщина принимает решение покинуть его, в родном городе новорожденные умирают прямо в больницах, а какая-то странная девушка оставляет на попечение Дьявола Адской Кухни собственного младенца, предварительно нарекая его новым божьим сыном. И это всего лишь первый выпуск. Удивительно, но даже такая насыщенная глава меркнет на фоне любой из следующих семи.

Словами нельзя описать, сколь много важных, поворотных, интересных, удивительных и увлекательных моментов Смит сумел засунуть в свой сюжет. Новый, неожиданный, но как правило знакомый герой будет появляться в книге практически через каждую страницу, вплоть до самой последней, и каждый раз он будет оказывать весомое влияние не только на сюжетную прогрессию, но и на личностный рост главного героя, который совершает тяжёлое путешествие, как всегда погружаясь в самую пучину отчаяния и безумия, из которой ему как всегда придётся в одиночестве  выбираться.

При этом, несмотря на обилие содержательного и вкусно написанного текста, «Дьявол-хранитель» может похвастаться феноменальной визуальной составляющей от художника-Кесады и контуровщика Джимми Палмиотти. Выкинув в форточку, вслед за корректной анатомией, всякие претензии на реалистичность – Кесада целиком сосредотачивается на живости, красочности, динамике, экспрессии и уникальном костюмированном нуаре, в котором кислотно-яркие одеяния действующих лиц тонут в глубине нефтяно-чёрных нью-йоркских теней.

Каждый прыжок протагониста с крыши превращается в шедевр комиксного искусства. Каждая кровавая потасовка затмевает своей интенсивностью 99% постановочного кино-блокбастерного экшена. Каждая панелька выполнена с такой любовью к деталям, что сама рассказывает маленькую историю. Если «Guardian Devil» действительно создавался по «методу Marvel», как заявляют его авторы – он может служить ярчайшим доказательством жизнеспособности такого подхода, даже в современных реалиях.

Издание в рамках «Золотой коллекции» от «Комильфо» вышло под стать самой работе – великолепным. «Дьявол-хранитель» получил твёрдый переплёт, почти безукоризненный перевод, увеличенный формат страниц, дающий как следует раскрыться работе Кесады/Палмиотти, очень стильное оформление и солидную подборку дополнительных материалов.

Среди них: предисловие Джо Кесады, предисловие Бена Аффлека, предисловие Тома Салливана (слепого деятеля культуры и большого фаната Сорвиголовы), послесловие Кевина Смита, обширная галерея обложек, большое количество карандашных набросков Кесады, и даже небольшая дополнительная глава в прозе, с галерей работ различных влиятельных художников.

А заодно – небольшая шпаргалка-путеводитель по другим комиксам про Мэтта Мёрдока от «Комильфо», которая придётся очень кстати, если вы примете верное решение продолжить следить за злоключениями Человека без Страха. Скажем по секрету – дико крутых комиксов про него, вероятно, больше, чем про любого другого героя Marvel.

Дабы поставить точку в нашем разговоре, давайте ещё разок проясним, кому следует приобрести  «Дьявола-хранителя»:

  • Поклонникам Сорвиголовы.
  • Поклонникам Кевина Смита.
  • Тем, кто интересуется примерами лучших работ, к которым причастен кто-то из вышеперечисленных.
  • Всем ценителям образцового, для супергеройского комикса, визуала.
  • Любому, кто посмотрел третий сезон сериала от Netflix (во многом «Дьявол-хранитель» «на минималках»), и теперь хочет пощупать «the real deal».
  • Попросту каждому, кто хочет иметь на своей домашней полке один из наиболее культовых комиксов позднего Marvel.

«Сорвиголова. Дьявол-хранитель» – невероятно важная вещь сразу по множеству причин. Это комикс, который открыл новую главу в истории издательства Marvel. Это комикс, который на рубеже веков подарил приключениям Мэтта Мёрдока второе дыхание. Это комикс, который является одной из лучших работ Кевина Смита, причём за пределами самих комиксов. Наконец  – это попросту увлекательно написанный и великолепно нарисованный комикс, который берёт читателя за грудки с самой первой страницы, и не отпускает до самой последней. Если вам важно хоть что-то из перечисленного – ради бога, не мешкайте, идите в комиксшоп. А если не ради бога, то ради дьявола. А ещё лучше – ради магии кино. Ведь именно она, как показывает практика, оказывается самой могущественной из сверхъестественных сил. 

Сравнение со старым изданием от ИДК. Размер имеет значение, и не верьте тому, кто говорит обратное
Комментарии