Обзор комикса «На двух колесах. История велосипеда» (МИФ)

154

Комикс «На двух колесах. История велосипеда» Оливье Мелано был впервые издан на русском языке в этом году Издательством «МИФ» (Манн, Иванов и Фербер).

Книга представляет собой некий гибрид привычного комикса и небольшой энциклопедической статьи. В основной рисованной части Мелано использует классический прием, и помещает историю в уста старика. Который после небольшого инцидента с беговелом внука, решает поведать ему, а заодно и читателю, о непростой судьбе их семьи, которая была тесно связана с велосипедами.

Что интересно, впервые велосипед появился именно в формате беговела, и вот два века спустя это средство передвижения по-прежнему в ходу. Правда в далеком 1817 году изобретение Карла Дреза, получившее название «дрезина», было единственным двухколесным чудом инженерной мысли, и не имело других аналогов. Как раз на таком беспедальном деревянном коне предок рассказчика Оноре Пиньон разбился насмерть, налетев на стаю куриц.

Затем спустя много лет его внук Адриан вместе с другом Эрнестом Мишо, решил немного модифицировать беговел, добавив подставки для ног. Так у велосипеда появились первые педали: они крепились к переднему колесу и приводили велосипед в движение. Мастерская Мишо вскоре открыла целую фабрику по производству велосипедов, а Адриан Пиньон открыл свой магазин, где на протяжении многих лет продавал самые новые модели. Кроме того Адриан активно участвовал в гонках, так в 1871 году к нему из Англии приехал велосипед гран-би, отличавшийся огромным передним колесом, высотой порядка полутора метров, и высокой скоростью. Однако ездить на таком велосипеде было крайне непросто и очень опасно.

Но велосипед был не только средством передвижения и частью соревновательной культуры. В 90х годах 19 века в Европе активно набирало обороты движение за права женщин, и зачастую демонстрантки устраивали массовые велопробеги с лозунгами и транспарантами. Так велосипед стал еще и инструментом борьбы с гендерным неравенством. Кроме того, не каждый знает, что во время первой мировой войны были специальные батальоны велосипедных войск. Складные велосипеды оказались гораздо удобнее и практичнее лошадей. Однако вскоре им на смену пришли более усовершенствованные средства передвижения, оборудованные моторами. Хотя в ходе второй мировой войны и сразу после ее окончания из-за проблем с топливом, велосипеды вновь обрели популярность.

Сейчас, спустя два века после изобретения беговела, во всем мире наблюдается очередной виток интереса к велосипедам. В крупных городах повсюду расположены велопрокаты, и правительство всячески поддерживает велосипедистов, которые помогают разгрузить автомобильный трафик. Обо всем этом и многом другом вы сможете узнать из энциклопедической части книги, которая весьма и весьма информативна.

Если же говорить о русскоязычном издании, то здесь все стандартно для издательства «МИФ» — увеличенный формат, твердая обложка, приятная плотная бумага и очень качественная полиграфия.  Можно смело утверждать, что книга «На двух колесах. История велосипеда» будет интересна не только вело-энтузиастам, но и в принципе любому человеку, который интересуется историей возникновения предметов.

Комментарии