Обзор комикса «Филип К. Дик. Биография в комиксах»

435

Мнение о новой биографии в комиксах.

Бытует мнение, что биографические произведения практически любого медиа формата заведомо обречены на провал: либо, в попытках добавить увлекательности, теряется достоверность образов и событий, либо же весь нарратив оказывается стерильным изложением фактов. Разумеется, это не так: работы по мотивам жизнеописания реальных людей вполне могут являться сильными произведениями — взять тот же «Список Шиндлера», например. 

К сожалению, «Филип К. Дик. Биография в комиксах» — не тот тип документальной прозы, который можно причислить к этому списку. 

Даже несмотря на то, что в комиксе видна любовь авторского состава к именитому писателю — особенно это заметно по тексту послесловия и списку цитируемой литературы — данную биографию этот конкретный факт не спасает. Лоран Куэйсси и Мауро Маркези нашли способ связать разрозненные сцены жизни Филипа Кинндреда Дика: произведение начинается с последних месяцев жизни писателя, отправляясь в вояж по воспоминаниям, перебивающийся на сцены в больничной палате. 

Вот только эти перебивки нерегулярны и не спасают комикс от обрывистости и лоскутности: повествование резко скачет от демонстрации одних событий к демонстрации других, создавая большой сумбур. Всю книгу не покидает стойкое ощущение того, что листаешь проиллюстрированную страничку из Википедии — текст примерно настолько же сухой и безжизненный, а повествовательные приёмы вроде обрамления всего комикса в “вся жизнь проносится перед смертью” погоды не делают.

Касаемо изобразительной части нет каких-то значительных претензий — контурный рисунок Маркези сильно отдаёт инди-сценой, но в остальном очень формален и прямолинеен. Кроме парочки разворотов, в комиксе почти нет интересных композиционных решений или любопытной игры с панелями: всё очень просто и без изысков, под стать почти линейному повествованию. И тем не менее — рисунок вполне успешно подхватывает элементы эстетики той или иной декады, делая эти эпохи хорошо узнаваемыми и отличными друг от друга. 

А вот то, с чем комиксу удалось справиться — это создать яркий не идеализированный образ Дика, как человека весьма причудливого, эклектичного, а местами — очень закрытого и своенравного. Тяжёлые отношения с многочисленными жёнами, открытость при общении с публикой, редакторами, коллегами, яркие и животрепещущие выступления на конвентах, наркотическая зависимость, увлечение эзотерикой и нездоровая параноидальность умудряются сосуществовать в одном человеке, рисуя весьма эксцентричный портрет.

Другое дело, что всё вышеперечисленное — за исключением комиксного рисунка — можно совершенно бесплатно подчерпнуть в интернете. «Филип К. Дик. Биография в комиксах» не предлагает читателю опыт, который бы разительно отличался от посещения соответствующей странички Википедии, а взамен просит не только потратить время на прочтение, но и читательских денег.

Если вы совершенно не в курсе личности автора, на основе творчества которого был снят тот же «Бегущий по лезвию», и в целом положительно относитесь к заполнению своих читательских полок — то этот комикс далеко не самое худшее вложение денег. В противном случае, лучше ещё раз пробежаться глазами по бесплатным сетевым информационным источникам или потратить деньги на более дотошное жизнеописание Филипа Киндреда Дика.

Fanzon —повелители комикс-биографий

Комментарии