Обзор комикса «Чудо-Женщина: Гикетейя»

2 909

Пересаживаемся с иглы патриархального одобрения на лицо Бэтмена.

Русскоязычному читателю, к сожалению, данный факт малоизвестен, однако вообще-то – Грега Раку легко можно назвать одним из самых видных сценаристов супергеройских комиксов XXI-го века. Особенно когда речь заходит о супергеройских комиксах издательства DC. За плечами Грега куча мощнейших историй на онгоингах и про Бэтмена, и про Супермена, и про Чудо-Женщину. И как раз с рассказами про последнюю у нас всё-таки была возможность ознакомиться на великом и могучем. Один из самых видных феминистов комикс-индустрии и большой фанат Дианы Принс – Рака написал целых два протяжённых рана про приключения героини, самый свежий из которых и был издан у нас «Азбукой». Теперь же издательство предлагает нам зайти с другого конца и отправиться в прошлое, чтобы поглядеть на самую первую работу автора про персонажа. Ей, в далёком 2002-ом году, стал небольшой графический роман под названием «Wonder Woman: The Hiketeia».

Действие в «Гикетейе» вращается вокруг заглавного древнегреческого обряда, который в общих чертах можно описать как мольбу о защите и покровительстве, которую просящий адресует более могущественному и привилегированному индивидууму. Именно с такими мольбами на пороге посольства Фемискиры оказывается Даниэлла Уэллис, припадая к ногам принцессы Дианы в надежде получить её расположение и опеку. Сжалившись над отчаявшейся, Чудо-Женщина соглашается, укрывая её в стенах своего жилища и беря под своё крыло. На поверку – решение амазонки оказывается весьма поспешным. Целовать божественные ноги Даниэллу вынудили не какие-нибудь безработица или фут-фетишизм, а кое-что намного страшнее.

А вернее кое-кто – готэмский Тёмный Рыцарь собственной персоной, который по какой-то причине настойчиво стремится передать девушку в руки правоохранительных органов. Вдобавок, ситуацию осложняет ещё и то, что за соблюдением обязательств, что налагает совершённая гикетейя, следят Эринии – мифические создания, воплощающие собой  кару за нарушенное  обещание. Таким образом – Диана находит себя не только промеж двух огней, но и в морально-неоднозначном положении. Ведь совершенно очевидно, что Уэллис – совсем не так проста, как кажется.

Что примечательно – эта же самая гикетейя является поводом для большинства вопросов, что хочется задать комиксу после прочтения. Главным образом потому, что точный принцип функционирования обряда и его условности в графическом романе так и не будут ни разу внятно и исчерпывающе описаны. За пределами книги, упоминания гикетейи в основном  встречаются в «Илиаде». У Гомера – ритуал представлен в виде коленопреклонной мольбы о разовой услуге, которую адресат не должен отвергать без веской причины. У Раки – гикетейя фактически является попыткой обездоленного влезть в услужение к человеку с достатком, которую тот не может проигнорировать в силу странных религиозных условностей. Сценарист даже не утруждает себя очерчиванием точных рамок того, в какие именно отношения вступают два физических лица после заключения божественного договора. Что мешает обездоленному паразитировать на покровителе? Какую именно степень ответственности за «слугу» берёт на себя «господин»? На какой срок заключается эта гикетейя? На каких условиях договор можно разорвать досрочно?

Прямым результатом подобной расплывчатости становится то, что читатель до самого конца так и не сможет понять – а как вообще относиться к действиям главной героини? Как правило, когда центральному персонажу истории пытаются придать серый моральный оттенок, драматический эффект достигается за счёт ясности тех причин, что вынуждают его принимать такие  неоднозначные решения. Однако в случае с «Гикетейей» – самая главная мотивация всех действий Дианы так и не оказывается как следует раскрыта. Что такого в данном обете, что героиня ни при каких условиях не может его нарушить? Ведь, тем временем – амазонка чуть ли не насмерть сражается с Бэтменом, чтобы защитить преступницу. При этом, учитывая тот факт, что Чудо-Женщина укрывает у себя серийную убийцу – Уэйн пытается вести себя в духе готэмского джентльмена, вдаваясь в долгие объяснения своих намерений, раскрывая принцессе проблематику ситуации и называя её другом. Да и в целом – все действия Тёмного Рыцаря выглядят достаточно адекватно.

В противовес этому – вменяемых объяснений упёртости протагонистки на всю книгу находится ровно два. Первое – страх за собственную шкуру перед Эриниями, которые грозят ей скоропостижной кончиной, коли она вздумает нарушить своё слово. А героизма в подобном поводе для смертельной схватки со старым товарищем, как вы сами прекрасно понимаете – мало. Второе – идейная приверженность Дианы древнегреческому ритуализму. И это, в контексте романа, смотрится ещё страннее. Выходит – главная героиня у Раки либо та ещё трусиха, либо религиозная фанатичка. Что из этого хуже – решайте сами.

И при всём при этом – «Гикетейя» всё равно умудряется оставаться весьма классным комиксом. Что особенно иронично – происходит это благодаря двум мужчинам. Один из них – упомянутый Бэтмен. Не смотря на то, что ушастому угнетателю уже на обложке тактично объясняют, где в этой истории его место – Крестоносцу в Плаще всё равно удаётся продемонстрировать себя с лучшей стороны. Помимо той данности, что во всём сюжете он один пытается вести себя более-менее по-героически – наличие Тёмного Рыцаря в рассказе про божественную деву добавляет в него солидную ложку атмосферы того мира, в котором Бэтмену приходится геройствовать. Мотивы классической древнегреческой трагедии в «Гикетейе» перемешиваются с депрессивными реалиями тёмных подворотен города грехов, сплошь населённого наркоманами, проститутками, садистами и убийцами. Результат, который вы увидите на страницах, обладает ни с чем не сравнимым колоритом, и намертво приковывает внимание, вынуждая увлечённо следить за конфликтом двух диаметрально противоположных героев.

И спасибо за то, насколько красочным и наглядным вышел этот конфликт, нужно сказать художнику романа – Дж. Г. Джонсу. Стиль этого талантливейшего иллюстратора представляет из себя некое гармоничное сочетание эпического реализма Алекса Росса и грязной эксцентричности какого-нибудь Эдуардо Риссо. Словом – Джонс «Гикетейе» подходит идеально, и с поставленной перед ним задачей справляется на отлично. И роскошная супермодель Диана, и томный «leatherman» Брюс – оба выглядят просто сногсшибательно. Прибавьте к этому впечатляющую детализацию и прекрасно проработанные антуражи – и вы получите фактически идеальный супергеройский комикс. Визуальное повествование в рассказе оформлено настолько хорошо, насколько вообще возможно.

Кстати говоря – именно из-за того же Джонса мы с чистой совестью рекомендуем делюкс издание от «Азбуки» к приобретению.

В отличие от стандартного сингла – оно содержит около тридцати дополнительных иллюстраций художника, которые когда-то служили обложками для выпусков онгоинга про Чудо-Женщину.

Ко всему прочему – 128 страниц содержания (крайне толстых и практически не отражающих свет) упакованы в очень качественную твёрдую обложку, одетую в такой же качественный глянцевый чехольчик.

За те 600-700 рублей, что вы отдадите, вам достанется не только любопытный, профессионально переведённый комикс, но и крутой артбук в долговечной «броне».

Если «Гикетейя» изначально вас интересовала – её «элитный» вариант точно стоит того, чтобы  покрыть разницу в цене.

Но кого же эта «Гикетейя» может заинтересовать? Как обычно, перечисляем:

  • Забавно, но в первую очередь – фанатов Бэтмена. Кто бы мог подумать?
  • В теории – роман  может прийтись по душе поклонникам Чудо-Женщины, жаждущим чего-то более «нуарного» про свою любимицу.
  • Как уже было неоднократно сказано – это отличный арт-бук с супергероями, и приобрести его на этом основании более чем разумно. 
  • Если вас интересует современное, ангстовое прочтение древнегреческих мифов – тоже можете попробовать.

Итого, «Чудо-Женщина: Гикетейя» – очень противоречивый комикс, когда речь заходит о главном сюжетном посыле и сопереживании протагонисту.

Хорошие новости заключаются в том, что и без них здесь есть, чем пировать. Оппонент героини, необычное смешение стилей и чертовски привлекательный визуал с лихвой окупают все сценарные неровности, вынуждая горячо рекомендовать графический роман тому, кто интересуется чем-то из перечисленного.

Но если вы здесь строго ради виновницы торжества – вам, скорее, подойдут другие комиксы Грега Раки. Те, что с плашкой «Rebirth» на обложке.

Комментарии