Обзор комикса «Бэтмен: Черное зеркало»

1 218

Год первый Скотта Снайдера – год последний старого Бэтмена.

Как всем хорошо известно – в 2011-ом году вселенная DC была перезапущена в рамках глобальной инициативы New 52. И,  как всем хорошо известно – у этой инициативы была масса проблем разной степени серьёзности. Однако, если и есть хоть одна вещь, которую почти все фанаты поголовно склонны считать удачным продуктом этого перезапуска – это ран Скотта Снайдера на серии «Бэтмен», который с тех пор завоевал массу читательских сердец по всему миру, и обзавёлся культовым статусом. А вот о чём знают или помнят далеко не все – вообще-то работа Снайдера с образом Крестоносца в Плаще началась ещё за год до New 52. Началась она, однако, с рядом нюансов.

Во-первых – первая история Скотта про Тёмного Рыцаря была опубликована не в именном онгоинге героя, а в его домашнем «Detective Comics». А во-вторых, и что намного интереснее – этим Тёмным Рыцарем был совсем не тот человек, которого мы привыкли видеть в грозном костюме летучей мыши. Дело в том, что во время грандиозного события «Final Crisis», за авторством Гранта Моррисона, Брюс Уэйн героически пожертвовал собой, дабы помочь своим товарищам одержать победу над вселенским злом. И, на какое-то время, исчез из читательского поля зрения. Однако, само собой – издательство DC никогда в жизни не позволило бы перестать выпускать комиксы под бэт-маркой. Следовательно – кому-то было необходимо немедленно заполнить пустующую бэт-пещеру.

Единственным достойным кандидатом на эту роль оказался приёмный сын Брюса, акробат, борец с преступностью, сердцеед, красавец, любимец фанатов, объект обожания множества женщин и мужчин – Дик Грейсон. Так же известный как первый Робин. Так же известный как Найтвинг. Так же известный как «мама, я повесила с ним плакат на всю стену, не смей его трогать». Словом – достойнейший, и весьма самостоятельный человек, которого обстоятельства вынудили заступить на готэмскую службу. Именно про похождения этого «Бэтмена» Скотт Снайдер был вынужден писать свои самые первые супергеройские DC-комиксы. Компанию в этом нелёгком деле ему составили крайне талантливые художники Джок и Франческо Франкавилла. Что  же у них получилось?

А получилось у них вот это вот самое «Чёрное Зеркало», выпущенное у нас издательством «Азбука». Чтобы сразу понять, насколько удачным вышел рассказ, вам нужно знать лишь то, что эти десять номеров подарили Скотту Снайдеру следующие десять лет стабильного бэт-творчества. Это очень глубокое, весьма компактное, крайне захватывающее и ужасно красивое погружение в пучину типично-готэмского безумия, которое мы совершаем не с закалённым ветераном-ныряльщиком, а с точно таким же относительным новичком, который, при всём своём опыте и таланте, совершенно не готов к собственному, одинокому крестовому походу против всей готэмской нечисти. И, тем не менее – именно такой поход ему предстоит. А посильную помощь в нём окажут Джеймс Гордон, его дочь Барбара, Тим Дрейк, и парочка других знакомых лиц из окружения старого Бэтмена.

На самом деле, достоинств у «Зеркала» такое великое множество, что даже и не знаешь, откуда лучше начать их разбирать. Так что давайте просто озвучим два самых главных и основных. Для начала – это комикс Скотта Снайдера про Бэтмена. Но не простой комикс Скотта Снайдера про Бэтмена, а как будто «на оптималках». Если вы вдруг ждёте от «Black  Mirror» истории про очередной конец света и ещё одну «последнюю битву за душу Готэма», к которым вы привыкли, читая New 52 – вы совсем не по адресу.

То есть – битва за душевное здоровье города здесь действительно присутствует, вот только набивших оскомину масштабов военных действий она не приобретает. «Зеркало», в первую очередь – мрачный детектив. Во вторую – жуткий триллер. В третью – семейная драма. И ни в какую из очередей – крикливая супрегеройщина, свойственная более поздним работам сценариста. При этом – здесь всё равно присутствуют все сильные стороны Скотта, вроде красивого символизма, погружения в таинственное прошлое города, хорошо написанных взаимодействий между персонажами и множества интереснейших оригинальных злодеев. Строго говоря – почти все злодеи здесь оригинальные. А если говорить ещё строже – многих из этих крутейших злодеев вы вообще больше нигде не увидите.

Виной этому второе главное достоинство «Зеркала» – тот временной промежуток, когда оно увидело свет. «Black Mirror» довольно буквально стал последней историей про Бэтмена до перезапуска, являясь финальной аркой первого тома «Detective Comics». А это значит, что русскоязычным читателям даётся крайне ценный шанс поглядеть, как выглядела вселенная DC в те времена, когда всё ещё стояла на плечах многолетней хронологии и стремилась двигаться вперёд. Прямо накануне того момента, когда всё это оказалось в одночасье перечёркнуто редакторским решением.

Рассуждать о таких индивидуальных вещах, как атмосфера – довольно тяжело. Однако именно эта самая вязкая атмосфера вселенной DC периода до-Флэшпойнта делает из «Чёрного Зеркала» настолько притягательное чтиво. В наши беспокойные времена, когда ни что не вечно и всё дозволено, видеть парализованную Барбару Гордон, или Джокера с простреленной головой, или Тима Дрейка в костюме Красного Робина, или Дика Грейсона в костюме Бэтмена, рассуждающего о тяжести плаща – становится настоящим, неподдельным ностальгическим удовольствием. А если вы из тех, кто слишком молод, чтобы предаваться подобной ностальгии – для вас книга станет путешествием в последние мгновения бэт-комиксов прекрасного прошлого, в котором каждый сюжет и каждое действие имели последствия, у выдуманного мира была своя история, а шрамы оставались с персонажами на долгие годы.

На нашем рынке эти замечательные номера были изданы «Азбукой» в формате стандартного хардкавера, без каких-либо излишеств. Здесь, помимо трёх сотен страниц высококлассного содержания, вы найдёте отличный перевод Анны Коротковой и стильное оформление, а также солидное количество дополнительных материалов, среди которых наброски, эскизы, куски сценария и показательная демонстрация процесса работы невероятно крутых художников, что трудились над серией. Вдобавок – примечания Игоря Кислицина, проливающие свет на некоторые моменты внутренней истории вселенной DC того времени.

Условный минус ровно один – невыразительная основная обложка. Как подмечают некоторые разбирающиеся в теме люди – в качестве неё стоило использовать «витрину» #880-го выпуска, размещённую на обороте нашего издания, которую сам Джок считает венцом своей карьеры иллюстратора. Однако, даже помимо иконической морды Джокера – у рана Снайдера на «Детективных» было достаточно куда более впечатляющих обложек, чем та, что в итоге попала на анфас русскоязычного сборника.

Ну а сейчас – итоги. Кому и зачем брать?

  • Поклонникам творчества Скотта Снайдера.
  • И наоборот – тем, кто не любит комиксы за его авторством, книгу тоже рекомендуется попробовать.
  • Ценителям неформатных, колоритных иллюстраций, выполненных в мрачной, но современной стилистике.
  • Каждому фанату Дика Грейсона.
  • Всем, кто хочет окунуться в атмосферу олдскульной вселенной DC на её излёте.
  • В особом порядке стоит приобретать тем, кто соскучился по детективным триллерам  с лёгким и изящным налётом супергеройской  эстетики.

Да и вообще, в целом – «Бэтмен: Чёрное Зеркало» станет идеальным приобретением для любого почитателя образа Бэтмена и пугающего, но крайне привлекательного мира его готической вотчины. Для тех, кто слабо знаком  с героем – книга станет отличным местом для начала знакомства, воплощая в себе все те жанровые и визуальные качества, за которые любят бэт-комиксы. А те читатели, что уже бороздили воды готэмской гавани, будут приятно удивлены глотком свежего воздуха, которым станет смена протагониста, что напяливает на себя мышиный костюм, раздаёт тумаки и разгадывает кошмарные тайны, таящиеся за ширмой американского мегаполиса. Словом – смело покупайте этот томик на грядущие праздники, в качестве подарка вашему знакомому бэт-фану. Мы вам гарантируем – большего количества удовольствия за такую цену ему не доставит ничто другое.

Комментарии