Сериалы Недели #175. «Киберпанк: Бегущие по краю» — самоповтор или вторая жизнь для Cyberpunk 2077?

1 261

Goooooooooooooooooood MORNING GEEKCITY!

Самое показательное, что хочется сказать про Cyberpunk 2077 после как минимум 150 часов игры – пройти творение CD Projekt Red до конца у меня пока так и не вышло. Однако и решимости добить игру тоже не убавилось. У польских энтузиастов получилась поистине гигантская (как в глубь, так и в ширь) экшен-RPG ручной работы, все механики которой хочется попробовать, каждый закоулок облазить, а каждую детальку лора пристально изучить. При этом – с каждым новым обновлением заветные титры кажутся всё дальше и дальше. Потому как нового контента каждый раз в игру добавляется целый вагон, а правки баланса каждый раз всё более значительные. На этом фоне свежее аниме, действие которого разворачивается внутри вселенной, свою главную задачу выполняет на все 100%. После его просмотра – хочешь не хочешь, а проходить «Киберпанк 2077» придётся до конца. Ведь иначе размозжить резиновым членом нужную железную голову просто не получится.

На тот случай, если вы не в курсе: Cyberpunk: Edgerunners — это аниме студии Trigger, созданное под строгим надзором CD Projekt Red и выпущенное на Netflix. В нём речь пойдёт о Дэвиде Мартинесе – подростке из Найт-Сити, жизнь которого в один прекрасный, солнечный день резко сошла с рельс. Мать Дэвида мертва, а контейнер с её прахом теперь стоит у парня на столе. Из школы его выпнули. Долги по квартплате означают, что совсем скоро он окажется на улице. Перспективы для карьерного и личностного роста стремятся к абсолютному нулю. А в спину теперь вживлён дорогостоящий имплант, который медленно его убивает.

Выход из этой ситуации у него остаётся только один – воспользоваться этим имплантом на полную катушку, чтобы заработать как можно больше денег и посмотреть, как долго он протянет. Разумеется, все, кто посещал в «Киберпанке 2077» бар Afterlife и видел его меню уже прекрасно знают – надолго Дэвида не хватит. Ведь мудрость Найт-Сити гласит – в честь живой легенды хороший напиток не назовут.

Вообще надо сказать, что «Бегущие по краю» – вещь насквозь деривативная. А вот хорошо это или плохо – вопрос совершенно отдельный. Что ещё более любопытно – совсем непонятно, кому именно эта деривативность придётся больше по вкусу.

С одной стороны – те, кто внутри мира видеоигры провёл значительное количество времени, будут во время просмотра «Edgerunners» ощущать себя довольно уютно. Если не сказать «как дома». Фан-сервиса тут просто море. Все локации, показанные в аниме, взяты напрямую из того самого города, на просторах которого разворачивается действие Cyberpunk 2077. Каждую минуту экранного времени вы будете говорить нечто вроде: «О, а вот здесь мой кореш живёт! О, а вот здесь я мексиканцам ноги железным дрыном ломал! О, а вот тут я себе руки-базуки поставил! О, а вот на этом месте у меня машины забаговались и через стены проезжали!». И всё в таком духе. Весь визуальный облик оригинала перенесён в анимационный спин-офф с завидной дотошностью.

В эту же кассу попадает весь звуковой облик сериала. Авторы решили особо с музыкой не запариваться и тупо взяли тот многочасовой массив оригинального саундтрека, который CD Projekt Red попросили различных музыкантов написать для игры. Реально новых треков в сериале, судя по всему, ровно два, и звучат они во время вступительных и заключительных титров. Всё остальное время вы будете слушать то же самое, что гоняли по радиостанциям Найт-Сити, пока вы ехали вразумлять очередного кибер-психа.

В этом и кроется главная проблема «Бегущих по краю» для всех, кто уже побывал на просторах этого мира – ничего нового вы в этом аниме для себя уже не увидите. С концептуальной и тематической точки зрения – Edgerunners практически целиком повторяет своего прародителя, и далеко не всегда делает это уместно.

Несмотря на внешнюю и маркетинговую пестроту – на самом деле Cyberpunk 2077 был довольно медленным, задумчивым и угнетающим опытом. Во время ознакомления с непосредственной содержательной частью, игроку в основном приходилось слушать, разговаривать, осматриваться, знакомиться с персонажами и окружением, и неторопливо разбираться в хитросплетениях местной паутины интриг. По своему темпу всё это напоминало что-то вроде фильмов Дэвида Финчера. С другой стороны, когда речь заходит о новом аниме, то внезапно оказывается, что больше всего оно напоминает… ну… аниме.

Что именно под этим словом понимать, наверно, даже и объяснять незачем. Карикатурно-гипертрофированные эмоции? На месте. Сумасшедшие вопли по поводу и без? Тут как тут. Абсолютно дикие ракурсы, которые выбирает оператор? Имеются. Телесные жидкости, брызжущие во все стороны? Целые фонтаны. Битвы гигантских роботов? Куда без них. Сексуализация несовершеннолетних? Обязательно. У студии анимации и CD Projekt Red даже был конфликт по этому поводу, в ходе которого последним был поставлен ультиматум: «Лоли обязана остаться». Да что там – даже главный герой, по большому счёту, тот самый, кого принято именовать «ОЯШ».

Хорошо ли всё это накладывается на мир, показанный нам в видеоигре? Честно говоря – нет, не очень. Атмосфера депрессивного техно-триллера у CD Projekt Red была накручена до такой степени, что в качестве возможной концовки разработчики предлагали вашему герою абсолютно валидный вариант – вышибить себе мозги. А Trigger, к сожалению, метили совершенно не в «Призрака в доспехах» или «Ковбоя Бибопа» – они метили в «Наруто». И всё это «Наруто» происходит на хорошо узнаваемых местах вашей боевой славы, под ту же самую музыку, которая в сериале повторяется по куче раз. И при всей крутости вещей вроде Major Crimes – в подобный контекст они вписываются не особенно хорошо.

А теперь неожиданный сюжетный поворот – всё вышесказанное особого значения в итоговом контексте Edgerunners практически не имеет.

Если вы из тех, кто в «Киберпанк 2077» играл – вы всё это, конечно, непременно заметите. И бездумное повторение внутриигровых пейзажей, и до боли в зубах знакомую музыку, и всё те же самые сюжетные темы, и тот когнитивный диссонанс, который формируют стилистические клише японской анимации в контексте знакомого мира Найт-Сити. И на всё это вы с готовностью закроете глаза. Потому, что у авторов аниме получилось сделать самое важное – обернуть всю эту мишуру вокруг захватывающей истории и привлекательных персонажей.

Да, истории вроде той, что довелось прожить Дэвиду Мартинесу, вы слышали уже не раз, а в нескольких таких даже принимали непосредственное участие. Однако каким-то замечательным образом – у аниматоров получилось рассказать эту, конкретную историю так, чтобы к её концу вам казалось, что другой такой прежде не было. Возможно, что именно стилистика японских мультиков делает опыт просмотра Edgerunners настолько свежим и незабываемым, каким он в итоге оказывается.

«Бегущие по краю» выглядят очень ярко, действие развивается быстро, персонажи появляются и исчезают один за другим – а тем временем вы, будучи даже не игроком, а зрителем, начинаете чувствовать себя не меньшим соучастником бесконечных преступлений, чем чувствовали, когда взваливали роль протагониста на собственные плечи. Все сюжетные линии целиком завладеют вашим вниманием. Каждая перестрелка будет заставлять вас вжиматься в кресло. Все ключевые повороты рассказа будут ощущаться как нечто необычное, яркое и шокирующее. Все персонажи так или иначе станут вам близки. И самое главное – гибель каждого из героев будет восприниматься как нечто очень личное. А учитывая, что в мире этой вселенной подсчёт трупов ежедневно заканчивается на крепкой тридцаточке…

Скажем так – переходить на личности сериал будет постоянно.

Переходя к самому важному – а стоит ли вам смотреть аниме, если до самого «Киберпанка 2077» ваши руки так и не добрались? Ответ твёрдый и однозначный – именно вам его стоит смотреть в первую очередь. Trigger и CD Projekt Red явно уделили внимание тому, чтобы у незнакомого с миром зрителя по мере просмотра оставалось как можно меньше вопросов о том, как этот мир устроен. С другой стороны, рискну предположить, что, если скинуть весь этот лишний багаж игрового опыта – «Бегущие по краю» расцветут особенно яркими красками.

Если раньше ваша нога не ступала на просторы Найт-Сити, то исследовать его мир вы будете прямо вместе с Дэвидом. И тогда – каждый новый имплант будет вызывать любопытство. Каждый новый обвешанный металлом маньяк будет вызывать страх. Каждый новый городской пейзаж будет вызывать восторг. А от I Really Want to Stay at Your House, которая последние два года не играла по радио в вашем автомобиле – под конец финального эпизода на глазах действительно появятся тяжёлые слёзы. 

Да и в целом, если вы соскучились по чему-то яркому, свежему, увлекательному и фантастическому на вашем домашнем экране – аналогов у «Бегущих по краю» на сегодняшний день просто нет. В похожем жанре за последнее время выходил разве что «Призрак в доспехах: SAC_2045». Однако в нём Синдзи Арамаки и Кэндзи Камияма предлагают вам взглянуть на некий конец и деконструкцию киберпанка, как жанра. У этих классиков – человечество достигло своего пика, и всё, что остаётся его представителям, это пытаться победить сам прогресс. У Trigger и CD Projekt Red же ровно наоборот – человечество всё ещё кайфует в хай-тек канаве, а жанр в самом расцвете сил. Настолько, что персонажи с экрана неиронично называют друг друга «киберпанками». Вы вообще слышали, чтобы этот термин в таком прямолинейном ключе использовал кто-то, кроме Билли Айдола во времена «Shock to the System»?

В общем, если вам хочется чего-то философского, глобалистского, апокалиптического, утопического и революционного – обратите внимание на SAC_2045. Но если вы хотите яркой анимации, отличной музыки, живых персонажей и вам нужна не заумная притча, а именно искренний, концентрированный киберпанк – Cyberpunk: Edgerunners идеально вам подойдёт.

Однако заранее будьте готовы к тому, что после финальных титров вас будет переполнять такая злоба, что варианта не запустить «Киберпанк 2077» у вас просто не останется. Собственно, на этом моменте мне и самому пора бы идти стряхивать пыль со своего экземпляра Встанислава Шишкина и стучаться им в дверь «Арасаки». До встречи, чумбы.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии