Сериалы Недели #167: «Доктор Кто: Легенда о Морских Дьяволах»
Обсуждаем новый спешл про Доктора и пиратов в Китае.
Со дна стучать могли бы и поинтереснее.
Давайте без длительных прелюдий: вы вряд ли пришли сюда узнать “а стоит ли смотреть новый эпизод «Доктора Кто»?”. Скорее всего, вы либо до сих пор, как я, всё ещё жуёте кактус, а потому перед вами этот вопрос даже не стоит, либо устали ждать у моря погоды и решили, что оно того не сто́ит. Последних могу лишь поздравить с грамотным целеполаганием и уверить в том, что «Легенда о Морских Дьяволах» не стала внезапным чудом.
Для всех остальных я не вижу смысла пересказывать историю эпизода: она настолько не комплексная, что может запросто уместиться на салфетке — «Доктор Кто против ящериц-пиратов». Простая концепция, сама собой сообщающая зрителю, что он сюда не над судьбой мира раздумывать идёт, и не за драмой о социальных проблемах китайских корсаров, а за прямым как палка нарративом “хорошие против плохих”. Достаточно всего лишь поставить приятный экшен, в котором всё настолько чётко и на поверхности, что зрителю останется только пускать слюни на то, насколько энергичное и весёлое действо разворачивается перед ним. Ну или просто сделать проходной эпизод, аналогичный “проходных” и “незапоминающихся” эпизодов РТД и Моффата. Это тоже было бы неплохо.
Видимо, на исходе пятого года шоураннерства Криса Чибнелла даже о такой мелочи как “проходной эпизод” приходится лишь мечтать. Шоураннер и его команда даже из лишённого амбиций проходного эпизода не смогли вытянуть абсолютно ничего запоминающегося. Эти 45 минут экранного времени можно было с гораздо бо́льшим интересом потратить на споры в интернете о том, что мокрая ли на самом деле вода.
Кстати о воде: оставим стороне всевозможные шутки о том, что сценарий пиратского эпизода оказался чуть более, чем полностью состоящим из воды. У «Легенд о Морских Дьяволах» есть куда более наглядные проблемы — например, качество продакшена. «Доктор Кто» это шоу, в известной степени, никогда не имевшее доступа к монструозным бюджетам. Местами оно выглядело хорошо за счёт грамотной работы в условиях ограничений (на что, видимо, Чибнелл оказался неспособен, раз чуть не покинул шоу в разгар пандемии), но таких проблем с постановкой и визуалом у него не было уже очень давно.
И ладно бы просто спецэффекты были посредственными — за что эпоху Чибнелла всё-таки можно хоть и сдержанно,но похвалить, так это за VFX, который выглядит чуть менее позорно, чем обычно. Освещение ставить как будто разучились, но и это тоже скорее досадные мелочи.
С чем жить решительно невозможно, так это с чудовищным монтажом. В какие-то моменты монтаж экшен-сцен заставляет корчиться и вспоминать третью «Заложницу», а где-то порой целые сцены сменяют друг друга просто потому что VFX-отдел нарисовал анимацию телепорта с зелёной дымкой и грех ей не воспользоваться пару раз. А заодно показать, что в BBC’шных павильонах можно уместить больше двух декораций.
Несмотря на заявленную “филлерность” и “легковесность” эпизода — «Легенда о Морских Дьяволах» всё-таки подхватывает отношения Доктора и Яз, о которых так неловко заикнулись в новогоднем спец-выпуске. И, в общем-то, продолжили наваливать неловкостей и нелепостей: обезвреживая опасное устройство, угрожающее поменять полярность южного и северого полюсов Земли, Доктор и Яз решают параллельно разобраться в чувствах друг к другу. И это могла бы быть забавная сцена, в которой происходит хоть что-то интересное, хоть какая-то персональная история, хоть какие-нибудь личные ставки, трагедия, драма! Вместо этого Доктор довольно нелепо декларирует «ты — одна из самых замечательных людей, что я встречала за всю свою жизнь, включая мою жену», очевидно намекая на Ривер Сонг, и тут хочется спросить — “а это правда одного уровня персонажи?”.
- Ривер Сонг: на протяжении как минимум трёх сезонов сворачивала горы, обладала ярким характером и была личностью с достаточно нетривиальной историей.
- Язмин Кхан: три сезона хвостиком ходила за Доктором, запрашивала экспозицию для зрителей и не проявляла ярких личностных черт, всю дорогу была серым и блеклым “спутником Доктора №998”.
Ну и так, в копилочку к сквозным претензиям:
- Доктор в очередной раз отчитывает окружающих о том, что убивать нельзя даже монстров, в то время как её спутники одним махом рубят шестерых — и это в истории никак не рефлексируется;
- Очередная ситуация категории «Доктор готова принести себя в жертву, чтобы спасти мир» разрешается выходящим из-за кадра мужчиной, который берёт эту ношу на себя;
- Абсолютно провальные злодейские образы: местный антагонист ведёт себя как пародийная версия злодеев Бонда — ловит Доктора, никак её не ограничивает в передвижении, показывает свою базу, рассказывает злодейский план со всеми деталями, а потом заявляет: «можешь не блефовать, я заранее знал и о твоих планах тоже, а теперь умри».
- В копилку к тому, что выбивает любую приостановку неверия — антагонист буквально умеет телепортироваться, но используется это лишь для того, чтобы Доктор говорила с ним в разных декорациях, не более.
Недавно на портале The Escapist вышла колонка Даррена Муни, в которой он пытается сформулировать, какая же тема обьединяет всю эпоху Криса Чибнелла. Муни приходит к выводу, что эта тема — пассивное наблюдение, радикальная форма беспомощности (у героического персонажа вроде Доктора, ага), и неизбежность сохранения статуса-кво. Замечание на редкость корректное, но оно фатально ошибается в причинности. Это не “фича”, а “баг”. «Доктор Кто» Чибнелла такой невыразительный и апатичный не потому что шоу отражает настроения общественности в Англии последних лет пяти, не потому что “у персонажа период такой” и это обосновано предыдущими сюжетами — это всё вчитывание, приписывающее эпохе больше заслуг, чем у неё фактически есть. Исходя сугубо из того, что мы как зрители видим на экране, самый простой, рациональный и скорее всего правильный ответ на вопрос “а почему так?” будет безумно фрустрирующим: Чибнелл просто не умеет писать «Доктора Кто» по-другому. И вряд ли его последняя история внезапно станет одним большим откровением, как это когда-то случилось с историей регенерации Пятого Доктора: “арки искупления” не будет.
Даже лучший эпизод Чибнелла («Легенды о Морских Дьяволах» не в их числе) зачастую оказывается хуже любого проходного эпизода РТД и Моффата — и это, увы, весьма печальный повод писать такой депрессивный post mortem, пока пациент всё ещё жив.