Сериалы Недели. #164: «Доктор Кто: Канун Далеков»

2 375

Обсуждаем новогодний эпизод сериала.

1 января 2022 года вышел в эфир первый из последних трех спешлов «Доктора Кто». Они закрывают арку Тринадцатой личности Доктора и шоураннерство Криса Чибнелла. Обсуждаем.

Антон Бордуков

Концепция временной петли — приём изрядно затасканный. За три десятка лет его успели обкатать в довольно большом количестве фильмов: от культового «Дня Сурка» (и опередившего его «Зеркала для героя») до относительно свежих «Зависнуть в Палм-Спрингс» и «Дня Курка» и с каждым разом удивить зрителя становится всё сложнее. Тем любопытнее узнавать, что в «Докторе Кто» до сих пор не обыгрывалась такая концепция. Казалось бы, очевидная идея, почему же её реализовали только сейчас?

Впрочем, испытывать хоть какой-либо интерес по этому поводу — бесполезно. «Канун Далеков» это во всех смыслах традиционный эпизод. Для сериала — потому что традиционно первого января кормит очередной историей противостояния с далеками. Для Чибнелла — традиционное упражнение в тщетных попытках прыгнуть выше головы и как результат — традиционное приземление в лужу, потому что спешл этот проваливается в самых базовых аспектах. Перед Чибнеллом стояла одна задача: сделать простой разгрузочный эпизод про персонажей и диалоги. Про аспекты, которые шоураннеру даются чудовищно плохо. Результат немного предсказуем.

Эпизод просто по швам трещит от сцен, после которой приходится себя одёргивать и проверять не произошёл ли дисконнект с реальностью — настолько глупо и по-идиотски всё это выглядит. То Доктор с невероятной наивностью спросит у далеков “А чего это вы людей убивать надумали?” (а потом сама напомнит спутникам, что далеки по умолчанию гасят “всё, что не далек”), то эти же далеки неожиданно уместно и здравомысленно начнут попрекать Доктора, которая “всего лишь стояла рядом, пока происходило три геноцида”. Абсолютно нелепо выглядит далек (с пулемётным апгрейдом для лазергана), который терпеливо стоит по пять-десять минут перед складскими воротами и ждёт пока персонажи не наговорятся. Но хуже всего выглядит сцена, цементирующая влюблённость Язмин в Доктора: к спутнице просто подходит Дэн и говорит “слушай, ну я же вижу, что ты к ней неровно дышишь”. И Яз, хлопая глазами, отвечает “блин, точно!”. На этот диалог также больно смотреть, как и на диалог Доктора со своей приёмной матерью из предыдущего сезона. Это настолько беззубая и слабая сценаристика, что даже The CW на этом фоне выглядит самой зубастой акулой в океане.

https://twitter.com/khaoticreveries/status/1478967666350116867


И романтическая линия, конечно же, не возникла из ниоткуда. Как минимум её начало можно отследить до 12 сезона, а конкретно — серии «Призраки Виллы Диодати», где к Язмин также подошёл сюжетный NPC и просто заявил, что она должна чувствовать в конкретной сцене. И это, в общем-то, характерный паттерн, потому что весь “романс” Яз и Доктора практически полностью из сцен подобного плана и состоит. В любовную линию Доктора и Роуз Тайлер верилось гораздо больше, они влияли друг на друга во время их совместных приключений, Доктор знакомился с семьёй Роуз, а для неё самой таймлорд раскрывался с разных сторон, в том числе и сентиментальных. Отклик был у обоих персонажей. У нынешней инкарнации Доктора со своей спутницей не было ни одной такой сцены или хотя бы сцены схожей по характеру. Лишь многозначные “ты мне недоговариваешь, а ну договаривай” из предыдущего сезона, да сам факт совместных приключений. Это не любовная линия, это её симулякр, бессодержательная имитация.

Как, впрочем, и сам этот эпизод.  

  • Он использует концепцию петли времени, но сюжет с самой петлёй здесь сугубо номинальный и работает “постольку поскольку”. Все детали на него накрученные — предельно неинтересные: от её происхождения (ТАРДИС ушла на ребут, а далеки просто влезли в петлю) до её условий (Чибнелл опять включил свой любимый “таймер”).
  • “Работа с персонажами” хоть и была заявлена, но работать не с чем, все — скучные пустышки. Кроме хозяйки склада, за ней минимально интересно наблюдать, но и то лишь поскольку она со всеми спорит — и это интереснее, чем побегушки от далеков. 
  • Никакого интересного плана Доктор не выдумывает, все силы уходят на пресную сидабомотивацию и предельно дурацкий подбадривающий коучинг в духе “у нас всё получится!”, а в конце разумеется всё эпично/красиво взрывается.

«Канун Далеков» так и просит сравнения с другим предельно минималистичным эпизодом, события которого тоже происходили преимущественно в одной локации и были практически полностью построены на диалогах и персонажах — с серией «Полночь» Рассела Т. Дэвиса. Однако это будет совсем нечестное столкновение, ведь даже худшие эпизоды Дэвиса («Полночь» в их число не входит) умеют делать то, на что Чибнелл, кажется, не будет способен даже под угрозой закрытия шоу — развлекать. 

Сергей Афонин

Я начинаю думать, что Чибнелл поставил себе цель — окончательно отвратить меня от сериала за оставшиеся 3 эпизода.

Сказать, что мне не понравился эпизод — не сказать ничего. Окей, у нас локация представляет собой буквально склад и 2 коридора. Окей, у нас два странных персонажа. Окей, Яз вне…так, стоп, стоп! Вот это уже не Окей.

Учитывая, как вяло шоураннер строил взаимоотношения новой банды Спутников с Доктором, то я не верю даже в их дружбу. Что уж говорить про любовь? За все сезоны у персонажей практически не было эпизодов или даже сцен, где они приятно проводили время вместе или укрепляли свою связь. Это постоянно декларировалось, но по факту происходило ничего. Еще хуже обстоят дела конкретно с Яз, которая почти весь ран исполняла роль мебели, а тут внезапно осознала себя не только как действующее лицо, но и как романтический персонаж. Которую Доктор откровенно френдзонит.

А ведь когда-то давно любовные линии были такими.

Вообще, изначально я думал, что все претензии к Доктору идут от того, что та молчит о своих тайнах и переживаниях перед «друзьями». А оказывается, она рафаэлку с розочкой Яз не купила…

А ведь совсем недавно любовные линии были такими.

Но в целом смешно, что события просто происходят, а Доктор никакого плана и не придумала практически. Она спокойно отпускает «друзей» на очередную смерть и даже не рассматривает варианты, что вот эта петля может вдруг стать последней. И сама спокойно помирает, будто действительно осознавая, что на ней сюжетная Чиб-броня.

Ну и вишенка на торте. Чибнелл сделал невозможное. Он заставил меня окончательно разлюбить эту итерацию Доктора. Выше уже говорил, что она обращается с друзьями как с питомцами (Не той личности Мисси на это сетовала), стабильно дает всем умирать (рандомно вспомним эпизод «Сирота-55»), допускает геноциды (1 серия назад).

И в этот раз далеки конкретно ткнули Доктора лицом в то, что она допустила гибель 3 флотов, не моргнув глазом. На что та говорит «А че? Я не я и жо… ТАРДИС не моя!». То есть она даже на минимальном уровне не рефлексирует о произошедшем. После этого и сцены, в которой она уходит от разговора с Дэном о сидаборожденных чувствах Яз, я окончательно разочаровался в этой итерации Доктора. Она — не мой Доктор. Вау, со мной такое впервые, а ведь у нас был откровенный манипулятор Седьмой.

Когда сюжет о временной петле пишет Стивен Моффат, то выходит вот это:

Пускай это и нельзя полноценно назвать сюжетом о временной петле, но параллели очевидны. Как и факт того, что многие эпизод считают чуть ли не лучшим в ньюскуле вообще.

А когда Чибнелл получает эпизод, он выдает нудный, скучный, вялый, местами бесящий спешл, который умудряется убить последние надежды на достойное завершение линии Тринадцатой. Потому что теперь я ее не хочу видеть в ТАРДИС. Это действительно достижение, которого не смог добиться ни один сценарист за все мое время с сериалом.

Радует одно: мучаться осталось буквально 2 серии, между которыми еще и дают месяцы передышки.

Комментарии