Рецензия на фильм «Исход: Цари и Боги»

108

Верить или не верить?

Ридли Скотт никогда не снимал плохого кино, начиная с прославившего его на весь мир «Чужого». Да, можно придраться к качеству «Прометея» или «Робина Гуда», но назвать их откровенным провалом никак нельзя. И тут я должен был вставить «Но вот с Исходом режиссер облажался», но нет – «Исход: Цари и Боги» хорошее кино, в котором правда, без минусов не обошлось.

Самый яркий пример, который приходит в голову перед просмотром «Исхода» — это анимационная лента Dreamworks «Принц Египта», сюжеты тут практически одинаковы, только вот подача разная. В мультфильме все ясно, там есть хороший Моисей, пытающийся спасти свой народ после 4 веков мучений от египтян и злой фараон Рамзес, у которого нет желания отпускать их. В «Исходе» же все как по законам классицизма — нет полностью хороших или плохих персонажей, даже деяния самого Бога, который появляется в кадре, как и в «Mass Effect 3», в виде мальчика, ставятся под сомнение.

Исход: Цари и Боги. Скриншот 1
Визуальные эффекты в фильме на высшем уровне, но смотреть все это в 3D не стоит — всего этого великолепия за 2,5 часа наберется максимум на час-полтора.

Фильм рассказывает нам не о 10 казнях египетских, а в основном о жизни Моисея, одного из самых важных пророков иудаизма. Именно поэтому первая треть хронометража отводится на жизнь героя в отшельничестве и на период после его женитьбы. Именно поэтому первая треть скучна настолько, что на ней можно заснуть. Со мной такого даже новые «Голодные игры» не смогли сделать. При этом сам старт картины выглядит очень здорово, смотреть на такой качественно поставленный экшен можно долго. Появление Господа моментально меняет ситуацию, не проходит и пяти минут, как напряжение начинает нарастать, но в определенные моменты фильм все же на пару минут, но провисает.

В «Исходе» очень хороший актерский состав, но нужны, по своей сути, только двое — сильно подкачавшийся после «Аферы по-американски» Кристиан Бэйл и менее известный Джоэл Эдгертон, справившийся с ролью запутавшегося фараона на все 100 процентов! При этом в фильме играют и Аарон Пол, и Бен Кингсли, и Сигурни Уивер, но у них экранного времени ничтожно мало. Да и сюжету они абсолютно точно не нужны. Их персонажи говорят от силы слов 50 (кроме Кингсли; он толкает целую речь про тайну рождения Моисея), и поэтому они никак не раскрываются и не развиваются. Прочитав соответствующую статью в Википедии, можно узнать, что эти герои появлялись в самой Книге Исхода, откуда собственно, и берется сюжет, но тогда и становится ясно, что из первоисточника сценаристы берут только необходимую для себя информацию (но все-таки персонажи ранее названных актеров никак не нужны), а остальное придумывают сами.

Исход: Цари и Боги. Скриншот 2
Боевые сцены поставлены шикарно, но трясущаяся в начале картины камера все портит.

Постановщик Ридли Скотт отменный (все же не один десяток лет кино делает), и боевые экшн-сцены сразу же напоминают «Гладиатора» с Расселом Кроу (он, кстати, тоже в этому году появился в библейском эпике; в роли Ноя в одноименном фильме). Все выглядит бодро и динамично. Но вот хронометраж 10 казней египетских (кровавая река, казнь лягушками и т.д.) очень-очень мал, пусть и сделан на высоком уровне.

Самое важное, что есть в фильме — это спор между принятием веры и ее отрицанием. Режиссер весь фильм пытается противостоять Богу, когда тот делает какую-то невообразимую вещь, как, к примеру, смерть всего скота — постановщик сразу же выкатывает целую научную теорию, почему так получилось. Часто через персонажей режиссер задает Богу спорные вопросы, на которые ответы так и не получает. С последней «казнью» Скотт справиться никак не может и в отместку за это преподносит развязку (проход Моисея через Красное море) как случайность, при этом жертвуя сходством с первоисточником.

При всем при этом «Исход» кино качественное, пусть и с огромными проблемами в темпе повествования и излишней перегруженностью сюжета. Визуальная состовляющая, музыка, постановка и игра двух центральных актеров в конце-концов делает свое дело, заставляя зрителя удивляться. Отключить свою голову здесь также не получится, после просмотра у большинства зрителей в голове начнутся размышления о вере, что безусловно и было главной задумкой Скотта.

Исход: Цари и Боги. Скриншот 3
Наверное, лучшее вложение своих денег в кино на новогодних каникулах.

«Исход: Цари и Боги» стартует в прокате 1 января 2015 года.

Комментарии