Похожие, но разные: чем отличаются американские и азиатские комиксы
Краткий экскурс для начинающих.
Комиксы объединяют литературное и графическое творчество. При чтении легко визуализировать происходящее и полностью погрузиться в сюжет. Благодаря этому у жанра огромное количество поклонников в разных частях мира, особенно большой популярностью пользуются комиксы американских и азиатских авторов. В этой статье вместе с экспертами книжной сети «Буквоед» разбираемся в схожести и отличиях этих направлений.
Первое, что приходит на ум, — большие глаза у персонажей азиатских комиксов манга, которые уже стали их визитной карточкой. Но, кроме этого, у западных и восточных комиксов отличаются подход к сюжету и печати, тематики и уровень глубины персонажей.
Один писатель против команды авторов
Азиатский комикс, как правило, создан одним человеком. Сценарист превращает в реальность собственную задумку. В его власти закончить серию в любой момент или сочинять годами, если есть коммерческий потенциал.
Западная аудитория привыкла к другому принципу. Однажды придуманный сеттинг и некий супергерой играют красками в руках сразу нескольких людей. Каждый привносит изменения и в идею, и в рисовку.
Восточная модель сосредотачивает сюжет в руках автора, а ещё позволяет сценаристу выступать в качестве художника. Единый разработчик — единая концепция, где всякая деталь соответствует видению мастера. Японка Хирому Аракава, продумывая «Стального алхимика», изучала древние трактаты, брала интервью у беженцев и ветеранов. Текст, иллюстрации, магическая механика слились в живое, гармоничное творение.
«Стальной алхимик»
Братья Эдвард и Альфонс ставят алхимические опыты, игнорируя всякие риски. Эксперимент заканчивается трагедией: Эдвард теряет руку и ногу. Альфонс же превращается в бесплотную душу, облачённую в доспехи.
Эдвард поступает на госслужбу. Вместе с наполовину существующим Альфонсом он ищет философский камень — единственное средство, способное вернуть им прежние тела.
Чёрно-белый рисунок против полноцветного
Неподготовленному читателю будет странно открыть мангу и увидеть столь мало полноцветных изображений. В Японии экономят, ведь комикс выходит не готовым циклом, а в еженедельных журналах. Печатать цветные иллюстрации в таком режиме дорого и долго.
Не в пример лучше дела обстоят с американскими комиксами. Их рисуют продолжительное время, шлифуя страницы. Рождаются арт-шедевры, подобно графическому роману «Песочный человек».
The Sandman / «Песочный человек»
Маги замахнулись на небывалое: они хотят пленить Смерть. Но в коварную западню попадает младший брат Смерти — Сон, он же Морфей.
Спустя годы заточения, бесконечного молчания и одиночества, Морфей вырывается на свободу. Теперь он Песочный человек. Его врагов ждут тёмные времена, похожие на ночные кошмары.
Писатель Нил Гейман обновил персонажа «Песочного человека» студии DC. Несколько одарённых художников воплотили задумку Геймана в серию комиксов с оригинальными иллюстрациями.
Вселенные и кроссоверы
Что редко встречается в восточных комиксах, так это кроссоверы — пересечение персонажей из разных комикс-вселенных. Манга куда более авторский продукт, действующие лица там существуют в очерченных условиях. Перемешивать их в Азии не спешат.
А для мастеров из США западные супергерои, уже архетипичные, — золотая жила. Комбинируя миры, Marvel и DC отвечают на вечный вопрос, кто сильнее: Супермен или Бэтмен.
«Бэтмен. Убийственная шутка»
Джокер снова сбежал из психбольницы, чтобы осуществить свои безумные планы. Он уверен, что за один день превратит нормального человека в неадекватного. В попытках доказать теорию Джокер использует комиссара Джима Гордона и его дочь. На пути клоуна, как водится, встаёт Бэтмен — вот только преступник уже всё предусмотрел.
Комикс Алана Мура признан одним из лучших во всей серии о Бэтмене.
Рисовка: фэнтези и реализм
Американцы визуализируют персонажей в реальных пропорциях, анатомически верном телосложении. Эмоции на картинках тоже редко выходят за грань естественности.
В манге же проповедуется фэнтезийный подход, задействована вся палитра навыков художника. Здесь и заострённые подбородки, и огромные глаза, и крошечные носы. Не нужно даже листать страницы, чтобы заметить различия — просто посмотрите на обложки популярных графических романов в каталоге книжной сети «Буквоед».
Манхва (корейский комикс) и маньхуа (китайский) тоже игнорируют реализм. Пример — философичное творение китаянки Мосян Тунсю. У персонажей угловатые, утончённые лица, так что даже сомневаешься в их поле.
«Основатель Тёмного Пути»
Вэй Усянь был искусным воином, красивым и обаятельным человеком. Никто не знал, что в душе юноши есть червоточина. Вэй избрал Тёмный путь, рассудив, что дорога добра слишком банальна. За это прошлые союзники уничтожили предателя.
Спустя годы кто-то возвращает Вэя в мир живых, применив заклинание. Теперь Усянь обязан выполнить волю призывателя — истребить всех его врагов. На горизонте появляется старый недоброжелатель Усяня, который может опознать изменника и вновь низвергнуть в пучину небытия.
Развитие персонажей
Западные комиксы о супергероях чаще всего предлагают законченный концепт. Мы знаем историю персонажа, его характер, сверхсилу. Супермен существует с 1938 года, и уже тогда он летал, поднимал одной рукой автомобиль и боролся с полчищами неприятелей.
В манге, особенно в сёнэн, персонаж развивается вместе с сюжетом. Герой получает опыт. Меняется характер, растёт арсенал способностей. Чем старше с точки зрения арок персонаж, тем внушительней его скиллы.
Взять, например, студента Ягами Лайта из манги Цугуми Ооба. Поначалу парень предстаёт невинной овечкой, жертвой, а дальше всё переворачивается с ног на голову.
«Death Note» / «Тетрадь смерти»
Интеллектуал Лайт Ягами скучает среди сверстников. Внешне уравновешенный и воспитанный, на самом деле он страдает манией величия и психозами. В эти неконтролируемые руки попадает Тетрадь смерти. Ягами может вписывать чужие имена в дневник, вычёркивая их обладателей из мира живых. Почему бы тайно не очистить страну от преступников?
Череда странных смертей привлекает внимание Интерпола. Лайт должен понять, как ускользнуть от спецслужб, пока не раскрывших его личность. Если, конечно, он не сойдёт с ума от собственного могущества.
А какие комиксы предпочитаете вы: азиатские или западные?
Реклама.