Обзор игры Atomic Heart
Бьем роботов, смотрим мультики, любим балерин.
Первая мысль, когда ты запускаешь Atomic Heart:
Ого, игра существует!
Все-таки много лет нас кормили абстрактными трейлерами, непонятными демонстрациями, бесконечными переносами. До самого релиза ни у кого не было уверенности, что:
- Игра существует
- Игра работает
- Она играбельна на релизе
Но вот, релиз случился, а слив еще раньше. Погнали обсудим, каким получился дебютный проект Mundfish — экшен от первого лица Atomic Heart.
1955 год. Советский Союз, победивший во Второй Мировой Войне, становится мировой технологической сверхдержавой благодаря развитию роботостроения. Всевозможные модели роботов существенно упростили жизнь людей.
Наука, равенство и братство — вот основные символы современной реальности. Общество находится на пике прогресса с высочайшим уровнем жизни. Роботы под руководством ученых строят идеальные города, создают объекты культуры и помогают в исследовании мира и покорении стихий.
Но какова цена безудержного прогресса и что скрывается за картиной идеального мира?
Если описать емко, что из себя представляет Atomic Heart — тот самый эпизод «Ну, Погоди!» с жутким взбесившимся робо-кроликом.
Вы — оперативник П-3, вас закидывают на территорию Предприятия 3826, что скрыто где-то в горах Казахстана. Здесь случился локальный апокалипсис: все саботировано, роботы переломали людям шеи, из биолабораторий сбежали агрессивные растения, которые обращают трупы в зомби. Надо разобраться и найти виновных.
Чтобы не отъехать, майор Сергей Нечаев использует:
- огнестрельное оружие — от понятного калаша и дробовика до плазменных и гаусс-пушек.
- оружие ближнего боя — топор, булава и прочее.
плазми..суперспособности перчатки с ИИ ХРАЗ — в ассортименте.
Использовать придется все. У вас не выйдет сконцентрироваться на чем-то одном — гарантированно убьют. Арсенал можно и нужно комбинировать, любую пушку или способность можно и нужно прокачивать, как и самого товарища майора.
Потому что против вас выступает результат всего гения альтернативного Советского Союза — злые, сильные, агрессивные и крепкие роботы. От усатых Вовчиков, которые бьют с вертухи вблизи и стреляют лазером на расстоянии, до летающих дронов, которые дарят щедрые ковровые бомбардировки по вашему местоположению.
Поначалу игра сталкивает лицом к лицу с каждым видов врагов. Кажется, будто так и будет дальше: вы играете в тактический экшен и выживаете в смертельных дуэлях. Но к середине прохождения темп резко меняется — на вас вываливают врагов толпами. И тут начинается безумный танец, где вы лавируете между врагами и накидываете на них все, что найдете в карманах. Это один из моментов, где неопытность разработчиков бросается в глаза — они не смогли тонко выстроить баланс и плавность введения новых механик. Игра практически никогда не дает понять, что вот сейчас вас без этой способности начнут рвать на части. Или что вот этот ствол — классный. Логичное решение — выдавать оружие и способности по мере прохождения сюжета. Тут такого нет. Все способности открыты сразу, их нужно только вкачать, а оружие нужно самостоятельно крафтить по чертежам. Единственный ствол, который я нашел сам за все прохождение — пистолет. Остальное крафтил.
В такой ситуации возникает проблема первого Dead Space (не ремейка). Зачем крафтить за ресурсы новый ствол, который надо потом еще и с нуля прокачивать, если у меня уже есть понятный, прокачанный и эффективный дробовик? Со способностями такой проблемы нет — потраченные ресурсы можно возвращать и перераспределять в любой момент без штрафов. Это очень круто и позволяет беспрепятственно экспериментировать. К тому же, эта механика спасла, когда я попал на полигон, где для прохождения нужна способность, которой у меня просто не было. То есть в другой ситуации случился бы софтлок, который пришлось бы лечить глубокой перезагрузкой или гриндом по другим локациям. А тут просто доходишь до ближайшего автомата, перераспределяешь очки, и отправляешься покорять лаборатории.
В плане локаций Atomic Heart поделен на 2 части. Первая — сюжетные локации Предприятия 3826. Это закрытые пространства, офисные помещения, лаборатории, полигоны и т.д. Они тщательно выверены, вручную обставлены, интересно нарисованы и продуманы до мелочей. Здесь интересно шариться, по углам спрятаны секреты, круто выставлен свет, есть статичные мини-сценки, нормально высчитано число врагов и прочие вещи, делающие хорошо. Тут вы ищите ключи, решаете загадки, вскрываете десятки замков (есть несколько мини-игр), справляетесь с пространственными головоломками и сражаетесь с врагами.
Это комплексные, нажористые эпизоды, которые сменяются передышками в безопасных комнатах. Тут можно сохраниться и пообщаться с автоматом-нимфоманкой Элеонорой, которая так и ждет, когда вы загоните в нее свой полимер на вкачку способностей. Еще можно слушать аудиодневники и зачитаться электронной почтой, писем хватает в каждом компьютере. Там информация, которая раскрывает контекст происходящего. А еще приколы и миллион референсов к мемам, например, обыгрывают SCP или идущего к реке. Мемов тут хватает. Даже экран выбора сложности в самом начале отсылает к, прости, Господи, Гачимучи!
А когда вы выходите на поверхность, то попадаете в небольшой, но все же открытый мир. Тут светит солнце, повсюду зелень, есть деревеньки, которые можно обыскать на предмет лута. И можно смело заявить, что открытый мир не удался. Делать тут практически нечего, кроме как искать скрытые Полигоны с полосами препятствий и наградами в виде новых чертежей на апгрейды оружия.
А местная система наблюдения берет на удушающий так быстро, что вся идиллия от зеленых полей моментально улетучивается. Если вы попались в объектив камер, по вашу душу сбегутся все враги с округи. Если камеры увидят, что вы их бьете — ждите десант с подкреплением. Сломали всех? Уже летят дроны-ремонтники, готовые воскресить всех врагов. Уже первого забега хватает, чтобы наиграться в такой открытый мир и впредь передвигаться между сюжетными заданиями только на машине. Это хорошо только, если вы уже сильны и уверены в себе, но хотите пофармить ресурсы с врагов на крафт.
С врагов падает 8 видов ресурсов, вы запомните только нейрополимер, потому что он нужен для прокачки способностей. Остальные отразить практически невозможно, потому что их много, ценность у них сомнительная, вы пылесосите абсолютно все без разбора своей чудо-перчаткой. Проще было все свести к условному нейрополимеру, из которого Элеонора в приступе возбуждения выдавит вам и ракетницу и аптечку. Можно создавать оружие и обвесы, для этого нужны чертежи. Есть чертежи — вливаем ресурсы на установку, а еще на 4 уровня прокачки для каждого обвеса. Каждой пушке можно увеличить урон, скорострельность, боезапас, некоторым добавить альтернативный режим стрельбы, а также установить кассеты. Это специальные контейнеры, которые добавляют стихийный урон: мороз, ток, огонь. Патроны, все расходники и кассеты тоже можно собирать из найденного мусора. Тут же можно открывать и прокачивать способности:
- Шок — бьет током. Универсальная.
- Стужа — бьет морозом и замораживает. Помогает станить некоторых врагов, очень полезна на первых этапах игры, затем ситуативно.
- Полимерная струя — обливает врагов жижей, которая повышает урон стихийных эффектов. Хорошо для боссов.
- Массовый телекинез — поднимает врагов в воздух для последующего расстрела. Необходим во второй половине игры, иначе задавят мясом.
- Полимерная броня — создает щит. ИМХО, бесполезная.
Самому П-3 можно повысить здоровье, углубить карманы рюкзака, обезопасить его от падения с большой высоты, а также увеличить заряды перчатки, которые некоторые виды оружия используют в качестве боезапаса. Все стандартно.
Стрельба средняя, ощущается, на мой вкус, чуть лучше, чем в серии Metro. Пушкам не хватает тяжести, а звукам мощности, но в целом нормально. Попадания регистрируются хорошо — у врагов появляются явные повреждения, анимации, а по умерщвлению они могут разлететься на куски. Куда лучше обставлен ближний бой — хороший импакт, у оружия ощущается вес, враги приятно реагируют на каждый удар топора или что у вас там. Враги злые, быстро сокращают дистанцию, поэтому и вам нужно много двигаться и стрейфиться, уклоняться от специальных атак и вовремя бить в ответ. Если все совмещать — выходит забойный и драйвовый экшен. Одного огрел по голове и заморозил, второму выстрелил в лицо, толпу справа поднял и расстрелял, последнему снова дал по голове после разморозки. Чем дальше — тем больше врагов, но и вы становитесь смертоноснее. Полноценно экшен Atomic Heart раскрывается чуть ближе ко второй половине игры. Еще есть рудиментарный стелс — роботам можно зайти в туза и отключить без лишнего шума, телекинезом отвлекать камеры и вприсядку обходить. На деле это бесполезно — камеры ломаются с 1-2 выстрела, а врагов слишком много, чтобы отключать их поодиночке. Инструментов для стелса не хватает, эпизодов соответствующих тоже нет, а вскоре у игры настолько меняется темп, что прятки теряют всякий смысл.
Сюжетно Atomic Heart скачет от ого, круто! до ну вы серьезно?. В целом история понятная и закономерная, снабжена изрядной дозой юмора (иногда по-русски грязного, помянем всех неженок из Twitter), некоторые диалоги разрывают в голос, пару раз игра умудряется тронуть и напугать ужасом осознания, что случилось с некоторыми людьми на Предприятии. И порой случаются динамичные и безумные сцены с крутой постановкой ПодКодзиму. Но рядом с этим обитают очень странные, неестественные реплики, между эпизодами бывают рваные переходы, а почти все персонажи одномерны вплоть до архетипов. Многое можно предугадать, игра часто заимствует ходы из других проектов, есть прямые референсы. Сам П-3 не блещет яркими чертами характера или глубокими мыслями. Многие еще критикуют, что он матерится через слово. Ну, тут я скажу.
Никогда не любил и не понимал такое. Вокруг творится Ад, людей убивают пачками, полное безумие. И главный герой такой Господи, што за чертавщина здесь творица судари! Какая оказия! Так что пускай русский матерый солдафон-дуболом матерится на здоровье.
Ну и давайте к ягодке. Эстетика Atomic Heart определяет с порога — понравится вам игра или нет. Безумный ретрофутуризм и влажные мечты любого совка воплощаются в этом мире. Можно критиковать много вещей в Atomic Heart, но нельзя признать — у игры безусловно есть свое, уникальное лицо. Это проявляется в архитектуре, интерьерах, в дизайне персонажей, врагах, агитационных плакатах на стенах, даже в матерках на стенах. Все выразительное, запоминающееся и броское. Поэтому я провел немало времени, изучая что подземные лаборатории, что музейные залы, что местный театр. Находил и подмечал детали, улыбался приколам с манекенами и с удовольствием изучал все, что может предложить арт-дирекшен игры.
Идеалистическая картина альтернативного СССР состоит из ярких контрастов. На улице люди танцуют с роботами лезгинку, можно скушать эскимо, выпить лимонад из граненных стаканов, которые разносят дроны. Вместо бафов у нас бутылка водки и банка сгущенки, а роботов называют Рафиками и Терешковыми. Робот держит машину, пока ворчащий мужик пытается ее починить, среди переписок можно найти как доносы, так и призывы на субботники, а где-то мужики просто играют в морской бой. Люди восхищаются кибернетическими балеринами, электрики влюбляются в роботов, а начальство за это их материт. Красочные плакаты восхваляют науку и трудовой класс, баба Зина предлагает хлебнуть чайку.
А с другой стороны слышно, как в мире процветает кризис и безработица, советские граждане гоняются за социальным рейтингом, а в подвалах лабораторий перемалывают животных в кисель ради покорения Марса. А может и людей. Изучать мир Atomic Heart хочется часами. Это богатая и уникальная вселенная с тонной тайн и неизведанных уголков.
Отдельная похвала — саундтрек. Mundfish каждой попытались передать теплые ощущения каждой нотой. Поэтому из радио доносятся хиты Аллы Пугачевой, Владимира Кузьмина, Эдуарда Хиля, Игоря Скляря, группы Земляне, даже Виктора Цоя, Валерия Меладзе и Николая Баскова. В лоре игры это объяснили открытием радио, которое передает трансляции из возможных вариантов будущего. Но на деле это не имеет смысла. Это все речь о спокойных эпизодах, когда начинается экшен, лирические песни уступают ремиксам с агрессивными гитарным запилами и электроникой. Ты вроде спокоен и исследуешь госпиталь, а затем тебя закрывают в одном помещении с ордой зомби, и тут же начинает играть еб&#№ий металл-кавер на Траву у Дома. Глаза наливаются кровью, по венам бьет адреналин, ты хватаешь топор и врываешься в эту толпу, разрывая всех на части. В этот момент хочется искренне назвать Atomic Heart чуть ли не любимой игрой.
И в целом, это уникальный опыт — я никогда не думал, что буду устраивать потные перестрелки под тот же Арлекино. Но вскоре ты ловишь волну и с началом каждого мясного экшен-сегмента понимаешь: сегодня праздник у девчат — сегодня будут танцы!
Ну и чисто для протокола. Баги:
- 6 раз игра вылетала.
- Пару раз с экранов пропадал «Ну, Погоди!».
- 1 раз в воздухе повис стаканчик.
- 1 раз заглючил интерфейс Элеоноры.
Оптимизирована игра на PC отлично, при процессоре I3 8100, видеокарте RX 580 и 16 гигабайтах оперативной памяти все летает на высоком (текстуры на ультрах) при 60 FPS стабильно.
Atomic Heart неоднородна, полна амбиций и кучи идей, с реализацией которых Mundfish не везде справились ввиду отсутствия опыта, чувства такта, а может и вкуса. В ней хватает банальных ошибок и оплошностей, бесполезных механик — тот же стелс. Однако это увлекательная, броская и яркая игра, которая пленяет с первых кадров и до самых титров. Это поистине уникальный проект с выдающимся дизайном и долбящим саундтреком, который дарит вагон эмоций, а каждое да бл#дь! компенсирует скорым ох#еть!. И не важно, что в этот момент происходит: битва с боссом или очередная перепалка П-3 со своей перчаткой.
Все ошибки Atomic Heart лежат на поверхности. И, что самое главное, их легко исправить. Для первой игры это однозначный успех, Mundfish спокойно могут стать новыми рок-звездами игровой индустрии, если все учтут в будущих проектах. Но самое главное — в Atomic Heart весело играть. А все остальное не имеет значения. Пойду слушать саундтрек и ждать фигурки балерин.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!