Несколько слов об Action/RPG

758

Рассуждения о популярном жанре видеоигр — Action/RPG.

По-настоящему великолепных и затягивающих ролевых игр с динамичной и отточенной разработчиками боевкой уже мягко говоря немало. Есть популярные тайтлы, которые жалует почти вся непритязательная аудитория, но также имеются проекты, у которых сложилась своя узкая, но постоянная фан база. Каждая игра или игровая серия по-своему завораживает. Продуманным сеттингом, сюжетом и, конечно же глубокой системой прокачки. Естественно есть игры-клоны, или просто похожие друг на друга произведения, но в целом, Action/RPG — очень разнообразный жанр.

И разнообразие проявляется во многом, например в сеттинге, который является важнейшей составляющей любой качественной видеоигры. Так вот, давайте сравним такие важные для этого направления серии, как Deus Ex и The Elder Scrolls. Обе вселенные отличаются друг от друга настолько кардинально, насколько это вообще возможно. Но при этом они относятся к одному жанру – Action/RPG.

В случае с Deus Ex, который является одним из важнейших произведений киберпанка, Action/RPG сочетается с другими игровыми механиками. Но при этом великий киберпанк-сериал нельзя назвать мешаниной из жанров, Deus Ex – настоящий ролевой экшн-сериал, качество и продуманность которого поднимает планку качества с каждой новой игрой все выше.

skirym

The Elder Scrolls работает по совершенно другим формулам, серия невероятно популярна во всем мире по многим причинам. Одной из них является продуманный и широкий фэнтезийный лор в каждой части, в названии которой фигурирует узнаваемый логотип Bethesda. Вообще фентези тематика всегда нравилась игровой аудитории, а если разработчик добавляет глубокую боевку и качественную систему прокачки, то видеоигра просто обречена на успех. В случае со Scrolls-циклом такие успехи являются уже скорее правилом.

Deus Ex и The Elder Scrolls цепляют и притягивают к себе людей одинаково успешно, но методы у них совершенно разные.

К слову о Bethesda, компания прославилась не только сказочным The Elder Scrolls, но и благодаря переосмыслению постапокалиптического цикла Fallout. Новая механика третьей серии понравилась далеко не каждому поклоннику цикла, ведь теперь игра пережила деформацию из изометрической ролевки в Action/RPG с открытым миром. Третья каноничная часть заиграла совершенно другими красками и новой механикой, при этом атмосферы она не растеряла, более того, в трехмерном мире ощущать постъядерную вселенную оказалось интересней и увлекательней. Не то чтобы Fallout 3 дал что-то новое жанру, но ее важности для индустрии и смелости разработчиков это не отменяет. В третьем Fallout видно, что руку к нему приложили люди бережно любящие вселенную и присущих ей пип-боев.

Fallout

Тут стоит напомнить, что американская компания на прошедшей выставке E3 2015, анонсировала четвертую номерную серию, с интересными нововведениями и более подробной проработкой мира. Ретрофутуристичная постъядерная атмосфера, судя по геймплейным роликам, должна остаться на месте — это как раз та самая священная составляющая игры, которую трогать не стоит.

Пример с Fallout наглядно показывает, что кардинальное обновление механики сериала может пойти на пользу. Но тут сразу хочется  вспомнить тайтл, который в целом изменился не сильно, речь о Diablo. Легендарная слэшерная ролевая игра как была изометричной, так ей и осталась, и при этом она не растеряла своей актуальности. Старые рабочие игровые переменные у Diablo работают прекрасно. И фанатов у игры прибавляется с каждым годом. Blizzard как и Bethesda — настоящие мастера построения качественных Action/RPG.

diablo

Даже краем глаза взглянув на вышеперечисленные тайтлы понимаешь, насколько безгранично направление ролевых игр с упором в экшн. Разнообразие проявляется во всем – начиная с геймплея и заканчивая визуалом. Action/RPG жанр очень гибкий и бесформенный, но при этом с четко выстроенным стержнем.

Мне, как опытному геймеру всегда было интересно, откуда растут ноги у такого направления. Индустрия давно наработала схемы прокачки, и дизайн с сеттингом в ролевых играх на достаточно качественном уровне. А вот боевая система, откуда берут свои корни механики боевки? Особенно интересно чем вдохновлено большинство Action/RPG от третьего лица в плане действий и принципов построения игрового процесса. И, оказалось, что все ролевые игры с поединками в реальном времени позаимствовали некоторые детали у The Legend of Zelda: Ocarina of Time от компании Nintendo.

Первая игра про Линка в трехмерном пространстве вышла довольно давно, в 1998 году. Три года назад эту часть цикла переиздали для портативной Nintendo 3ds, где современное поколение геймеров может приобщиться к чудесной адвенчуре. Ocarina of Time определила суть построения прохождения и развития персонажа, хоть произведение и не является Action/RPG как таковой, но именно с нее было перенято много элементов и игровых приемов, которые будут использоваться в различных игровых произведениях еще очень долго. Даже сейчас, запустив это чудесное приключение, можно надолго пропасть в нем, и причина по которой игра так затягивает таится в геймплее. Захват целей, открытие новых локаций, боевая система, получение предметов и тайные пути – это далеко не все элементы в The Legend of Zelda: Ocarina of Time, которые применяются в современном игрострое, особенно в экшн играх с прокачкой.

legend of zelda

А что сейчас происходит с жанром? Про Fallout 4 всем известно, про различные клоны Diablo тоже. Клоны к слову бывают хорошие и не очень, тут в том числе дело вкуса. Например, откровенные шутеры с хорошо продуманным геймплеем, где есть место вдумчивой раскачке персонажа с открытым миром, как например в серии Borderlands. Это очень юморной, стильный и современный командный шутер, который, на мой взгляд, является одной из самых недооцененных ролевых игр последнего времени.

borderlands

Как ни странно, при всем разнообразии, Action/RPG возвращаются к своим истокам, к старым ролевым и экшн играм. Если посмотреть на такое великолепное произведение как Ведьмак: Дикая Охота, то понимаешь, что польские разработчики из CD Projekt RED не стали идти на поводу у современных трендов. Они построили мир Ведьмака по лекалам откровенного олдскула, и такая стратегия сработала – игру приняли радушно не только фанаты прошлых частей фэнтезийного эпоса, но и молодая игровая аудитория, плохо знакомая с сериалом и книгами о Ведьмаке.

witcher

А Японская компания From Software отличается постоянством, выпуская великолепные, сложные и интересные Action/RPG старой закалки. Каждая серия Souls от господина Миядзаки всегда имеет успех среди игроков. И причина стабильности именно в том, что такие игры как Demon Souls, Dark Souls и новый IP – Bloodborne, дают игроку качественную ролевую составляющую и хорошую тактическую боевку в реальном времени. Но помимо всего этого, Bloodborne и Souls-серия возвращают игрока в те добрые времена, когда геймеру за неимением чекпоинтов и постоянных респаунов вражеских IP приходилось учиться на своих смертях/ошибках. Такой подход как по мне, должен сохраняться в современных играх и сейчас, ну хотя бы в некоторых новинках. Не хочется клеймить игры Хидэтаки Миядзаки словом «Хардкор», его произведения потрясающе сложны ровно настолько, насколько нужно, чтобы геймер получил максимум удовольствия.

The Old Hunters

К большой радости, компания From Software продолжает выпуск своих Action/RPG, на  Tokyo Game Show 2015 объявили дату выпуска третьей номерной части Dark souls, выход запланирован на весну 2016 года. Второй анонс TGS 2015 связан с дополнением Bloodborne — DLC под названием «The Old Hunters» появится уже в ноябре этого года.

Подведя итог, хочется сказать что Action/RPG один из самых востребованных, актуальных и разнообразных жанров в игровой индустрии.  Который никогда не умрет, который всегда будет привлекать большую игровую аудиторию, даже несмотря на то, что многие механики и принципы этого направления не отличаются свежестью и новизной.

Комментарии