Несколько слов о становлении стелс-экшенов

126

Стелс-экшен — жанр любимый немногими геймерами, но те кому он по нраву, прекрасно знают цену терпению, времени и четкости действий. Хороший стелс — это по-настоящему ювелирное мастерство скрытности и планирования каждого действия.  Шпион или убийца, даже хороший вор – всегда ходят по тонкому льду, они добиваются желаемого, будь то убийство цели, или кража чего-то ценного.

wolfenstein

Многим может показаться, что жанр относительно молодой, отчасти это так, но корни стелс игр уходят вглубь восьмидесятых годов двадцатого века, в эпоху царствования восьмибитных NES и Famicom. Первые две серьезные работы Хидео Кодзимы, созданные в 1987 и 1990 годах стали первыми полноценными стелс произведениями. Первая называлась Metal Gear, а вторая в имени получила приставку Solid snake.

Конечно, до появления этого японского цикла были игры с механикой скрытности, речь идет о Castle Wolfenstein 1981 года выпуска, игровой процесс которой был ориентирован на любителей диверсий. Немногим позже  Id software выкупила франчайз, сделав из него прекрасный шутер от первого лица. Дань уважения к стелс оригиналу, была в полной мере выказана в новой части Wolfenstein: The New Order, где есть возможность скрытного прохождения.

metal-gear-1987

Далее в девяностых годах, когда на смену двухмерным играм начало приходить третье измерение, свет увидела масса занимательных продуктов, где от игрока требовалась скрытность и осторожность, некоторые из них стали культовыми, и переросли в игровые сериалы, ну а другие канули в лету.

На западе во второй половине девяностых Уоррен Спектор предоставил на суд геймерам мира интересную историю в гротескно-викторианском сеттинге, где задача главного героя — красть магические артефакты, драгоценные камни и прочее.  Речь идет о цикле Thief, где лучшим другом игрока была тьма, вся суть геймплея заключалась в «прятках», что очень увлекало. Технически все части Thief реализованы превосходно (для того времени). Вид от первого лица создавал эффект присутствия в этом мрачном мире, чего получалось добиться далеко не каждому популярному тайтлу того времени.

thief

Что еще было примечательно в играх Спектора, так это вариативность прохождения каждой миссии. Еще одной из его игр, где разнообразность переросла в разряд абсолюта, является не менее популярная Deus ex. Возможностей прохождения и решения каждой задачи в культовой киберпанк игре поистине бесчисленное множество, и это не преувеличение. Каждый геймер проходил Deus Ex по-своему, в своем стиле, манере, за это и любят этот игровой сериал, который к слову, с годами сохраняет традицию первой части серии. Но, Deus ex никогда не ставил задачу убить важного персонажа игры, или просто незаметно кого-либо ликвидировать, что нельзя сказать о серии Hitman.

Что же до сериала Hitman, то в нем основополагающей целью всегда было бесшумное убийство, что требовало от игрока досконального планирования каждого задания. И этот процесс как раз и приносил настоящее удовольствие. Каждая миссия агента 47 — это настоящий вызов, в котором есть масса возможностей для достижения цели. Хочешь — переоденься для того чтобы быть незамеченным, хочешь — сними цель из снайперской винтовки с крыши напротив, или отрави еду… вариаций прохождения масса, но суть одна – ликвидировать, спрятать тело, скрыться с места. Некоторые окрестили Hitman симулятором наемного убийцы, и такое клеймо вполне заслуженно, ведь с каждой новой частью разработчики делают геймплей еще разнообразней и совершенней. Но, стелс в играх Hitman основополагающий пласт,  даже Hitman Absolution не исключение, хотя механика последней игры претерпела изменения.

Вышеописанные игровые ппроизведения отличаются большой свободой действий игрового процесса, но кинематографичности в них не так много.

Hitman

В 1998 году, вышеупомянутый Хидео Кодзима выпускает прогремевший на весь мир Metal Gear Solid. Изначально компания Konami планировала издать игру на консоль 3DO, но эта платформа прекратила свое существование. По этой причине Metal Gear Solid появилась на первой приставке от Sony. Игра почти сразу стала одним из главных хитов, продавшись миллионными тиражами по всему миру. Отличительной чертой серии Metal Gear является сильный, драматичный сюжет, хотя он иногда и кажется откровенно бредовым но при этом не теряет того самого нервного шпионского накала. Кстати, изначально Кодзима хотел назвать игру Metal Gear 3, но передумал, поняв что первые два его творения были не настолько известны игрокам. Начиная с Metal Gear Solid, именитый геймдизайнер начал заигрывать с нововведениями в техническом плане и подаче сюжета, вплоть до того, что игра разбивала виртуальную стену между игроком и миром Metal Gear (сцена с боссом Psycho Mantis). Что до геймплея, то сильной вариативности он не предоставлял в течении всего сериала. Но при этом притягательностью он обладает и еще какой, игровой процесс очень медитативен и интересен, в распоряжении героя масса гаджетов и как их использовать решать только геймеру.

В цикле Metal Gear Solid почти каждая трудная миссия или серьезный бой с боссом заканчивается интересным и местами затянутым видеорядом, в котором раскрывается сюжет. Игры по Metal Gear Solid помимо потрясной постановки и геймплея отличаются великолепной графикой и техническим исполнением, всегда опережающим время. Один интересный факт: Хидео Кодзима когда выпустил Metal Gear Solid признался, что смог осуществить всего лишь шестьдесят процентов из задуманного им в игре, и проблема была именно в техническом несовершенстве железа Playstation one, хотя его творение в то время потрясло умы игроков. При всех плюсах игры, многие не принимали весь гротеск и бредовость игровой саги Metal Gear Solid, чего нельзя сказать о другом интересном шпионском сериале — Splinter Cell.

mgs

Протагонист серии Splinter Cell был придуман писателем Томом Клэнси, широко известным  в игровой индустрии. Все романы Клэнси описывают различные геополитические конфликты, где боевые операции происходят в разных экзотических точках планеты. Тактические шутеры Rainbow Six и Ghost Recon обязаны своим существованием именно Тому Клэнси. Первый Splinter Cell появился в начале двухтысячных, в то самое время, когда трехмерные игры стали нормой, и развитие уже шло в сторону качества картинки и геймплея. Первой платформой, на которой вышел дебютант сериала Splinter Cell стал Xbox.

Splinter Cell наравне с Halo стал одной из главных причин покупки первой консоли от Microsoft. Те, кто боятся японского безумия в Metal Gear Solid находят в Splinter Cell то что ищут: серьезный реалистичный сюжет, увлекательный игровой процесс и большое количество шпионских гаджетов у протагониста. К примеру, Сэм Фишер без проблем может шпионить за своими врагами, прикрепляя камеры слежения к стенам, или запуская их под дверь для разведки. Помимо этого игру можно пройти никого не убивая, оставаясь в тени все время. Символом Metal Gear Solid была и есть простая картонная коробка, а у Splinter Cell талисманом является трехокулярный тепловизор. Вообще при создании первой и последующих частей Splinter Cell, посильное участие принимает сам сценарист, что положительно сказывается на цельности истории. Спорить о том какой из шпионских сериалов лучше можно бесконечно, но, пожалуй, каждый любитель игр согласится, что почти все самые лучшие экшен-игры современности имеют элементы стелса.

splinter-cellr

На ум сразу приходит серия  Batman Arkham  и последние две части серии Far Cry. В цикле о темном рыцаре, упор делается на экспериментах с подвешиваниемем врагов за трос в воздухе, и тактическом минировании определенных точек, шпионских  махинаций в супергеройском цикле от Rocksteady studios очень много. Но далеко не везде в серии Arkham можно проделывать такие вещи. Стелс в сериале Batman Arkham оправдан главным героем, ведь мститель в маске, что в комиксах, что в кино, позиционируется как герой действующий скрытно и умно.

batman-arkham

В Far Сry же в большинстве случаев игрока подталкивают к теневой манере прохождения, и стимулом здесь выступает относительная слабость протагониста. Что интересно — стелс в песочницах от Ubisoft  также весел и задорен, как и шутерный стиль игры. Захваты точек и постов в диверсионной манере очень приятны и по-азартному напряжены.

far-cry

Игровые сериалы Far Cry и Batman Arkham относительно новые, и это показатель важности стелс игр, как целостных произведений, так и наличия их элементов в популярных тайтлах. Старые игровые циклы тоже интересны современной игровой аудитории, Splinter Cell: Blacklist и Hitman: Absolution — прямое тому подтверждение. Также на последней E3 анонсировали очередное продолжение истории агента 47 и Адама Дженсена (протагонист Deus Ex) .

Если говорить о продолжениях, то можно вспомнить презентацию Bethesda на E3 2015 года, где был продемонстрирован трейлер второй серии свежего стелс-приключения Dishonored. Первый Dishonored зацепил множество геймеров прекрасной стим-панк атмосферой и отличным стелсом, тихие действия  в нем – залог успешного прохождения. Геймплей Dishonored во многом сравним с Deus ex, формулу «прокачка плюс стелс» разработчики воплотили прекрасно. Но, ничего революционного Bethesda не предложила.

dishonoredf

Чего нельзя сказать о грядущей пятой номерной части  японского цикла Metal Gear, которая увидит свет уже совсем скоро — 1 сентября 2015 года.

В 2013 году Хидео Кодзима анонсировал свою новую большую игру — Metal Gear Solid: The Phantom pain. Те, кто поиграли в пролог  под названием Ground zeroes, знают, что геймплейно сериал претерпел большие изменения.  Игровой процесс Ground zeroes и грядущего Phantom pain стал намного более продуманным и разнообразным, а тактика прохождения будет зависеть только от игрока. Такая свобода стала доступна благодаря тому, что сутью новой игры от Konami не станет забег из точки «А» в точку «Б», как было в прошлых частях Metal Gear, на этот раз миссии будут проходиться в условно открытом мире. Почему условно? Прежде всего потому, что мир конечно будет открытым, но он не будет живым, то есть, мирных жителей игрок на локациях не встретит, разве что диких зверей, с которыми тоже нужно будет решать вопросы.

В плане продуманности новый Metal Gear как и все предшествующие игры серии должен быть на высоте. Помимо наличия различных гаджетов и огромного выбора оружия, геймеру много внимания нужно будет уделять развитию базы, что положительно скажется на доступности транспортных средств, оружия и т.д. Phantom pain будет ювелирно продуман как раз тем, что каждое действие игрока будет оказывать влияние на все развитие игры при прохождении. Вплоть до того, что Биг боссу нужно будет периодически принимать душ после заданий, если этого не делать, то сослуживцы с mother base будут обходить своего начальника стороной, зажав пальцами нос и еле сдерживаясь от неприятного запаха. И таких продуманных вещей в Metal Gear Solid: The Phantom pain будет очень много.

Шизофреничные предметы, присущие сериалу также останутся на месте: картонная коробка и перекочевавшие из портативной Peace Walker «фултоны» останутся частью экипировки Биг Босса. Также у Биг Босса появится очаровательный компаньон — пес, с которым можно будет ходить на миссии, в которых четвероногий напарник будет выступать верным помощником.

metal-gear-solid-phantom-pain

В центре сюжета грядущего Metal Gear solid: The Phantom pain лежит месть за убитых и покалеченных друзей, а также сослуживцев главного героя. Действие будет происходить через девять лет после событий Ground zeroes. Радует и тот факт, что в Phantom pain вполне можно будет играть людям не особо знакомым со знаменитой шпионской серией игр.

В техническом плане игра также как и предшествующие ей части, будет почти совершенной с технологической точки зрения. Новый движок Fox engine, разработанный командой Kozima productions уже продемонстрировал свой потенциал: он выдает потрясающую сочную картинку как на новых платформах, так и на консолях предыдущего поколения. Игра к слову выйдет на всех актуальных игровых системах: Playstation 4, Playstation 3, Xbox one, Xbox 360 и Microsoft Windows.

В общем и целом, Metal Gear Solid: The Phantom pain станет прекрасным  стелс-экшеном, в лучших традициях этого жанра, и, надеюсь, игра поднимет планку качества шпионских игровых произведений на совершенно новый уровень.

Комментарии