Культура настолок. Интервью с Алексеем Зуйковым

413

Поговорим с автором блога «Два в Кубе» об основах культуры настольных игр.

На прошлых выходных (с 14 по 15 февраля) в Москве в КВЦ Сокольники прошел 4 зимний «Игрокон», на который пришло 13 тысяч человек! На этом мероприятии профессионалы и люди, только знакомящиеся с культурой настольных игр, могли опробовать десятки новинок и уже классику жанра, а также принять участие в различных конкурсах и купить «настолок» со скидкой, сувениров или комиксов. И чтобы как-то начать разбираться в мире настольных игр, GeekCity побеседовал с автором видеоблога «Два в Кубе» Алексеем Зуйковым, где он обозревает новинки настолок и рассказывает о тематических мероприятиях.

 

Как тебе прошедший на выходных Игрокон?

Если в паре слов: очень круто, но очень людно! Организаторы каждый раз увеличивают площадь мероприятия, но желающих его посетить всё больше. Это здорово, конечно, но иногда вызывает определённые проблемы с передвижением по выставке и поиском свободных игр\столов\демонстраторов.

Конечно, надо сказать что Игрокон для меня, в первую очередь, это площадка скорее для общения, чем непосредственно для игры. Это уникальный случай, когда в одном месте собираются все — издатели, авторы, игроки, блогеры и журналисты. Это отличный повод пообщаться с друзьями и коллегами, встретиться со зрителями, познакомиться с новинками и разузнать побольше о грядущих новинках настольного мира!

Кстати о новинках. Не мог бы рассказать, что же представили издатели на Игроконе?

Пожалуй, самым громким событием фестиваля стала презентация игры «Осада Асулбурга» от компании Bubble. Это отечественное издательство комиксов представило свою первую настольную игру, которая получила много восторженных отзывов как игроков, так и профессионалов!

Hobby World показали русские версии «7 самураев», «Пуэрто Рико» и «Steam», Игровед привёз прекрасную карточную дуэль «Шотландский поединок» и несколько зарубежных новинок на языке оригинала, а Звезда продемонстрировала предпечатные версии своих локализаций «Поселенцы» и «Полинезия».

Расскажи новичку — какие типы настолок сейчас существуют, и с чего стоит начать знакомиться с ними?

Деление настолок на виды и жанры — дело непростое! По сути существует две «школы» настольных игр, границы между которыми становятся всё более размытыми. Чаще всего они соответствуют происхождению игр, и на игровом сленге называются соответственно – «Еврогеймы» и «Америтреш».

Игры европейской школы более абстрактны и несюжетны, в них присутствует гораздо меньшая доля случайности и чаще всего они не слишком конфликтны.

Американские игры чаще всего предлагают игрокам много проверок на кубиках, зато могут похвастаться более проработанным сюжетом игр и детализированными игровыми компонентами, например, фигурками.

Касательно жанрового деления — здесь всё похоже на компьютерные игры. Настольное воплощение имеют стратегии и РПГ, головоломки и даже квесты!

Также настольные игры можно разделить по их компонентам: есть игры с полем и большим количеством компонентов, исключительно карточные, игры только на кубиках, игры с абсолютно нестандартными элементами (например — всем известная башня «Jenga») и даже словесные игры.

Часто принято делить настольные игры по игровой механике, т.е. основному принципу проведения игры. Здесь можно выделить, например, аукционы, собирание сетов, «кинь-двинь», драфт, размещение тайлов или миплов, декбилдинг и прочие.

Ну и конечно игры можно разделить по способу взаимодействия игроков в них. В этом случае игры могут быть полностью кооперативными, когда все игроки сообща достигают общей цели, таким образом играя против игры, полукооперативными, когда каждый преследует ещё и личную цель, кооперативными с предателем, где один из игроков в тайне от других преследует противоположную цель и игры с ГМом, где противодействие игрокам открыто оказывает один из них.

С чего начать — вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. Лично мы с женой в своё время начали погружение именно в настольные игры с довольно сложной игры – «Ужас Аркхема». Первый день, запланированный для игры мы потратили почти целиком только на изучение правил и попытки понять игру. Наша первая партия перенеслась на воскресенье и заняла часов 6, не меньше. Но глаза горели и нам хотелось ещё! В этот момент мы поняли, что обратного пути для нас уже скорее всего нет!

Поэтому, мне кажется, самое главное для начала чтобы вам было интересно играть! Для этого нужно выбрать игру, которая нравилась бы вам по сюжету или вас заинтересовал бы в ней игровой процесс. Ведь не важно с чего начать свой путь — с «Уно» или с «Цивилизации». Если игра вам понравится — вы сами не успеете заметить, как их у вас станет с десяток!

Тем не менее, существует такое понятие, как gateway, дословно – «врата». Это настольные игры, которые просты в освоении и при этом достаточно интересны, чтобы заинтересовать новичка и привлечь его к настольным играм. Лично я считаю одной из лучших таких игр «Повелитель Токио» — она очень проста, при этом встречает игроков абсолютно безумным сеттингом и прекрасными компонентами. Партии в неё пролетают достаточно быстро и азартно, что вызывает желание сыграть ещё.

Настолки, как я понял на Игроконе, дело достаточно затратное — цены доходят до стоимости видеоигры на консоль. Как, не заглядывая под коробку, определить, что тебя ждет внутри?

К сожалению, в последнее время, особенно с учётом кризиса, о стоимости настольной игры, сопоставимой с ценами видеоигр на консоль иногда приходится только мечтать. Самые дорогие представители настольного мира сейчас могут обойтись в 8 тысяч рублей за коробку! Это обусловлено тем, что в отличие от видеоигр, настольные требуют физического воплощения. Кубики, фишечки, карточки, жетончики и фигурки — всё это отливается или печатается на заводе, упаковывается в большие коробки и доставляется из-за рубежа. Немногие компании печатают не только переводы, но и свои собственные игры в отечественных типографиях — зачастую качество производимых ими изделий не выдерживает конкуренции с западными. Увы и ах, культура настольных игр у нас в стране только формируется, тогда как в европейских странах настольные игры бурно развиваются уже полвека, а где-то и того больше!

Определиться с выбором игры в общих чертах поможет краткое описание на обратной стороне коробки, но в современном мире этого уже мало. Интернет диктует свои условия и появляются более удобные способы ознакомиться с содержимым и игровым процессом той или иной настолки. Сперва появились фото и видеовскрытия с закадровым текстом, а затем и полноценные видеообзоры настольных игр. Мне повезло стать одним из первых видеоблогеров в нашей стране, избравших именно эту непростую тематику — настольные игры!

 

Как динамично развивается рынок настольных игр в России? Могут ли в скором времени появиться маленькие издательства?

Они уже появляются! Например, в 2014 году о себе громко заявило издательство DiceBrink. Их первую игру «Шазар» уже распространяют крупные отечественные сети и она на слуху у игроков. А ребята всего добились сами, своим трудом и своими средствами, выйдя из тени крупных титанов-издателей. В последнее время стали успешными несколько проектов в краудфаундинговых системах, а это хороший показатель того что игроки готовы вложиться в издание авторских настольных игр. Да и сами конкурсы и авторские игротеки стали уже неотъемлемой частью настольных фестивалей! Так что здесь тенденции крайне положительные! Я знаю, что некоторые игры (правда, вышедшие из-под крыла крупных издателей) имеют успех и на западе.

Получается, что творения россиян за рубежом имеют популярность?

А почему бы и нет? Конечно, не такую сенсационную, как успешные отечественные видеоигры («Тетрис», «Cut The Rope»), но игры из России постепенно выходят на рынок и находят своих поклонников в разных странах мира.

Ты говорил, что существуют 2 «школы» настолок. К какой относятся настольные игры из России?

А это целиком и полностью зависит от авторов и их идей, как у нас в стране, так и вообще. Просто так исторически сложилось, что игры из Европы обладали одними более ярко выраженными свойствами, а из Америки — другими. Сейчас, как я уже говорил, эти границы более размыты. «Американскую» игру может сделать хоть японец, хоть француз. «Американской» она будет не по происхождению, а по стилю.

Бывают ситуации, когда у друзей нет возможности собраться вместе и поиграть… не знаю, в «Игру Престолов», к примеру. А книги ты уже все перечитал, фильмы и сериалы пересмотрел, видеоигры перепрошел, и, следовательно, занять себя чем-то надо. Могут ли помочь настольные игры в этой ситуации? Существуют настолки на одного?

Ну, во-первых, практически любая кооперативная игра может играться в одиночку. В некоторых случаях при этом один игрок выполняет «функции» сразу нескольких, а в некоторых — только свои. У некоторых игр есть отдельный режим для одного игрока с особыми правилами и есть даже игры, ориентированные строго на одного. Но на мой взгляд, прелесть настольных игр заключается именно в возможности живого общения в процессе игры. В живых эмоциях и живых соперниках, которые находятся рядом с тобой.

В этом году свет увидит экранизация пиксельных игр с игровых автоматов 80-х под названием «Пиксели». Могут ли кинокомпании пойти дальше и экранизировать какую-нибудь настольную игру?

А как же недавний «Морской Бой»?

Ах, точно. Самый ярчайший пример! Но будь у тебя возможность, что бы ты экранизировал?

Однозначно заслуживают достойной экранизации произведения Лавкрафта, которые отлично воплощены в настольных играх – «Ужас Аркхема» и «Древний Ужас», «Mansions of Madness» и «Elder Sign»… Если же брать самобытные настольные тайтлы, я бы с удовольствием посмотрел какой-нибудь трешовый мультик (да, пожалуй, именно мульт, а не кино) по мотивам «King of Tokyo»\»King of New-York». Экранизации заслуживает «Cadwallon: City of Thieves», прекрасная вселенная с интересными персонажами. Ну и по «Galaxy Defenders» можно было бы снять неплохой sci-fi боевик, мне кажется!

Можешь назвать свои любимые настольные игры?

Любимых игр у меня много, ведь часто выбор зависит от количества свободного времени на партию, компании людей, с которыми предстоит поиграть и количества этих людей. Но однозначно среди фаворитов я бы выделил «Mansions of Madness», «City of Horror», «Krossmaster Arena», «The Resistance: Avalon», «The Mascarade» и «Galaxy Defenders» из зарубежных и «Древний Ужас», «Спартак», «Шотландский Поединок», «Фараон» и «Повелитель Токио» из локализованных.

Ты, если не ошибаюсь, любишь комиксы и кино по ним. Даже Джокера на Комик-Коне в Москве косплеил. Ждешь ли будущих хитов от Marvel и DC?

Комиксы я действительно люблю, поэтому кино по комиксам — всегда праздник и повод выбраться в кинотеатр. Честно говоря, на фильмы не по комиксам в кино я практически не хожу, кроме совсем уж интересных мне вещей, которые случаются довольно редко. С нетерпением жду фильмов о Дэдпуле и Докторе Стрэндже, люблю этих героев. Конечно жду продолжения Мстителей и Стражей Галактики. Гражданская Война — сюжет, который я очень жду на экране, надеюсь, что его потенциал раскроют в кино на все 100, но немного опасаюсь, что он всё-таки выходит в рамках Капитана Америка. Конечно же, я вместе со всем миром ликую от новости о возвращении Паучка домой, без него киновселенная Marvel была бы не полной. Осталось отвоевать только Людей Икс и счастью моему не будет предела!)

Что касается DC, я с интересом посмотрю «Бэтмена против Супермена», но ничего от фильма не жду, т.к. последний «Супермен» мне не понравился. С удовольствием взгляну на «Отряд Самоубийц», конечно. Джокер — персонаж, который является моим альтер-эго уже 4 года, и мне всегда интересно посмотреть на его воплощение на экране.

И задам последний вопрос, ставший каноном для интервью нашего сайта. Какой у тебя любимый супергерой?

Вопрос всех вопросов, воистину!) Мне очень сложно ответить на него однозначно. Я с детства люблю Людей Икс и с удовольствием читаю комиксы о них, но выделить кого-то одного будет очень сложно. Поэтому чтобы никого не обидеть, назову своим любимым супергероем совсем не героя в привычном понимании этого слова. Судьба этого персонажа заставляла его нередко менять сторону, меня свои методы и порой даже мировоззрение. Но он никогда не отказывался от своих принципов и до сих пор остаётся верен единственной цели — спасти свой народ и привести его к лучшей жизни. Он был террористом и суперзлодеем, он был любящим отцом и нередко показывал себя настоящим героем. Мой герой — Эрик Леншер, Магнето!

Спасибо за такое интересное и обширное интервью! Я и, как мне кажется, наши читатели узнали много нового о настольных играх от профессионала!

Спасибо GeekCity.ru за интервью и интересный портал! Был рад пообщаться и ответить на вопросы. Подписывайтесь на мой видеоблог «Два в Кубе» и играйте только в лучшие настольные игры! До новых встреч!

Комментарии