Комиксы Недели. Спецвыпуск: Batman: Three Jokers (и немного других)

2 221

Разбираем и обсуждаем тот самый комикс про Трех Джокеров.

Перед обсуждением главного блюда подаем аперитив.

The Flash #763-764

Антон Бордуков

После Джошуа Уильямсона, чей Флэш на регулярной основе старался “сотрясти основы персонажа” — “Флэш” Кевина Шинника отличается своей скромностью и локальностью. Однако главное его достижение — “голос” Барри Аллена уже больше похож на своего собственного персонажа, а не на амальгаму из каких-то черт Барри и Уолли.

Первый выпуск рана, который в связи с Future State скорее всего продлится не больше одной сюжетной арки, в принципе внушает определённый оптимизм и отбивает галочки, которые в моём понимании характеризуют Аллена:

  • Трудологик, который головой всегда на работе, даже придя отдыхать и расслабляться;
  • Спидфорс для него — не ответ на все вопросы, а рабочий инструмент, поэтому
  • Будучи человеком науки, он старается перехитрить врагов, а не огреть тысячью ударов в одну секунду, а заодно уважает ресёрч;

Также оптимизм внушает — или по-крайней мере внушал до следующего выпуска — ваншотность истории. The Flash #763 встречает читателя историей, которая начинается и заканчивается в этом же выпуске, аккуратно подводя к следующему. Строго говоря, аккуратность — это, наверное, главное что можно сказать про начало захода Шинника на Флэше: история комикса не старается придать себе вид невероятной важности, но при этом делает важное — развлекает. 

А развлекаться же предложено тем, как Трикстер водит Флэша за нос. И это, в какой-то мере, достижение, ведь Акселя Уолкера уже давно пишут не как хитреца с гиммиками, а как странную пародию на какого-нибудь Зелёного (и не только) Гоблина: он мечется как ошалелый и разбрасывается взрывающимися гаджетами, громогласно гогоча. Другое дело, что теперь он больше похож на Аркейда с хитрыми “пранками” и целым парком аттракционов в придачу, но если и перенимать чужой опыт — то брать оттуда хорошее. 

К сожалению, про Доктора Алхимию, как и про весь следующий номер, хороших слов наберётся уже меньше. Есть две хорошие сцены: первая и последняя встреча титульного героя с антагонистом за выпуск, а между ними — много скучной экспозиции. Ещё и “ваншотный” подход дал сбой, и комикс заканчивается на клиффхенгере.  

Что ещё вышло слабым, так это характеризация Айрис Уэст. Её роль во “Флэше” Шинника — являться местным “Ватсоном” для Флэша, т.е персонажем, который будет задавать протагонисту кучу вопросов, ведущих к экспозиции. Учитывая, что так выглядит единственный женский персонаж в комиксе — получается какой-то непорядок! Особенно, когда эта женщина занимает весьма важную роль в жизни супергероя.

Тем не менее, старт дан не то, чтобы успешный, но удовлетворительный — простая супергероика без притязательств, с небольшим “ностальгическим” налётом комиксов попроще, которые у тех же DC сейчас можно найти в диджитал-онли релизах про Бэтмена, Флэша (а вот тут ещё и художники совпали) и прочих. Иными словами: не то, что нужно обязательно брать и читать, но вполне аккуратный “островок спокойствия” посреди осенне-зимнего ивентового карнавала. 

Главное блюдо!

Batman: Three Jokers #1-3

Антон Criminal Бордуков

Добро пожаловать на похороны Джеффа Джонса. С человеком, носящим это имя, разумеется, всё в порядке — долгих ему лет жизни, в чём бы он ни был повинен — а вот как творческой единице ему уже можно зачитывать эпитафию. Впрочем, он и сам вполне успешно справился с её подготовкой.

Да, подводка — ужасная. Ещё и до кучи всего — пошлая, но комикс также трудно обвинить в отсутствии звенящей пошлости, леденящей нёрдовские жилы, так что всё честно.

А эпитафией комикс является абсолютно неиронично, ведь если сценаристу комиксов в 2020 году (впрочем, цифра тут совсем не имеет значения) в голову приходит мысль написать комикс, чья центральная тема звучит как “ребята, а вы знали, что Джокеру не нужен ориджин? выдохните, щас я вам всё расскажу” — это уже даже на плохой анекдот непохоже. Если кто-то в 1987 году не понял вышеозначенный тезис, читая “Убийственную Шутку” — не беда. Кристофер Нолан в своём “Тёмном Рыцаре” преподнёс его настолько доходчиво, что теперь даже у “среднего” человека, интересующегося комиксами строго “по касательной”, нет никаких сомнений — так и должно быть. А учитывая как давно вышел фильм Нолана — даже безотносительно комикса Мура — от топика попахивает тухлой водицей. 

Мысль о том, что: “Три Джокера” — дисс на фильм Тодда Филлипса; можно смело отбросить, т.к Джонс банально не пытается выйти с ним на полемическую дистанцию. Зато он второй раз подряд выходит на разговор с Аланом Муром. О нюансах этого тезиса немножко попозже.

От чего ещё пахнет гнильцой — от того, как это написано. Джокер две страницы истерит в лицо Бэтмену (а заодно и читателю), что он великий “агент хаоса” и ему “очень хочется быть единственным у Бэтмена”. От этого, конечно, хочется закатывать глаза — и они закатываются — но вот смотрите какой получается кунштюк: ориджин вроде бы не важен, но эпилог комикса достаёт из широких клоунских штанин исполинских размеров реткон “Убийственной Шутки” и хлещет читателю по щекам: и жена была, и неудавшаяся карьера толкнула в лапы к бандитам. Всё было, только девушка и ребёнок не умерли, а просто сбежали. Просто настоящий Джокер об этом не знает. Или знает? А не всё ли равно? А если не всё равно, зачем заводить об этом разговор? 

Чем ещё была примечательна “Убийственная Шутка” помимо своей концовки, которая “как хочется, так и вертится”? Тем, как применялся приём “ненадёжный рассказчик”. И если уж есть персонаж, на котором подобный троп сидит как влитой, то уж точно на Джокере. А может и не было никакой жены, как и не было комедийного бэкграунда — что вообще из слов клоуна могло сойти за правду? На секундочку забудем о существовании других комиксов, выходивших после: если смотреть исключительно на историю Шутки, то даже принимая пересказ Джокера о прошлом за правду — всё равно то тут, то там виден гротеск и стилистические перемены прямо по ходу повествования. Отсюда и так хорошо работает “а может быть я это всё выдумал, хи-хи, со мной никогда не знаешь наверняка”.

Но Джеффу Джонсу, видимо, всё не дают покой слова Мура о сходстве детройтского сценариста с енотом, таскающим хлам из чужой помойки, ведь он решил навести в этой самой помойке “порядок”. Всё верно: рослый дядечка в весьма кринжовой манере декларирует, что ориджин Джокера — туфта, чушь и постыдное форумное развлечение. На этом он, правда, не останавливается и зачем-то подтверждает правдивость нарочито эклектичной версии из комикса, в котором неопределённость — свойство во многом определяющее. Либо кто-то запутался в собственных подтекстах, либо решил подыграть “и нашим, и вашим”, отчего комикс не стал лучше ни на йоту. И при этом — лишился тестикул вместе с шансом сказать хоть что-то смелое или оригинальное. Ну и стоило оно того, Джефф? 

Также стоит упомянуть, что бьющей в лицо тривиальности в ответе на вопрос “а как Джокеров может быть трое?” здесь попросту не могло не возникнуть. Сценарист сам загнал себя в ловушку: параллельные земли и таймлайны использовать нельзя, а тон и настроении у истории весьма “приземлённые”. Сказать, что разгадка тайны вечной изменчивости Джокера у Моррисона получилась бесконечно интереснее и изобретательнее — значит ничего не сказать.

Возвращаясь к трусливым полумерам — Джонс предпринимает попытку свести Барбару Гордон и Джейсона Тодда по принципу “колбаса на член похожа”: оба персонажа травмированы Джокером, оба вроде бы пытаются свою травму преодолеть, на том и сходятся. Но на самом деле не сходятся, ведь Джефф вроде бы хочет претендовать на формальное попадание в континьюити, а потому записку Джейсона с недвусмысленным содержанием заметают в мусорный уголок до боли нелепым и весьма буквально образом. 

Или ещё пример откровенных нелепостей, которые вытекают из попытки усесться сразу на оба стула: предположим, что ни в какое кресло Мёбиуса Бэтмен не садился и вопросов про Джокера не задавал. Комикс же “автономный”, прям сразу берёшь в руки и читаешь. Тогда получается, что единственная предпосылка для Бэтмена по-настоящему поверить, что Джокеров трое — только то, что их видели в трёх разных местах? Сама завязка комикса излишне натянута, если пытаться делать вид, что “Войны Дарксайда” не было, а Джонс всячески игнорирует её вспоминать даже мимолётно.

А теперь к мухам, из которых вроде не хочется делать слона, но не упомянуть было бы постыдно.

Бэтмена не смущает, что его бэтмобиль переехал кучу “джокернутых” гражданских, т.е — жертв Джокера. И здесь можно было бы сослаться на то, что с него сорвали пояс и поэтому “сами виноваты”, но каким образом это является смягчающим обстоятельством — понять решительно невозможно. Мало того — это выглядит невероятно нелепо: “когда хочешь показать как бэтмобиль давит народные массы, но не хочешь замарать геройский образ персонажа”. Стыдливые полумеры.

Или вот ещё пример лицемерной характеризации персонажа: Бэтмен с Бэтгёрл скрипя зубами “прощают” Красному Колпаку убийство Джокера. И это не то, что можно как-то иначе проинтерпретировать, ведь убийство, что называется, “подтверждённое”. Труп Джокера с пулей в голове врать не будет: Бэтмен не убивает, он всего лишь покрывает убийц!

Хотя момент, когда Брюс немножко стушевался перед входом в камеру к Джо Чиллу — довольно милый, этого не отнять.

Впрочем, образ Джейсона тоже вышел очень странным: его шатает от абсолютно неадекватного “бычка” до скромной собачки породы Сиба-Ину, которую в интернете мемно окрестили “cheems”.

На фоне всего вышеперечисленного вопрос континьюити поднимать уже даже неловко, но один вопрос в пустоту всё же улетит: вроде бы комикс чётко подтверждает, что основной Джокер (как в версии Снайдера, так и в версии Мура) — это “комедиант”. В этом сомневаться не приходится: легитимизация бэкграунда из “Убийственной Шутки”, в первую же неделю после дебюта Джокера Брюс выходит именно на этого человека — и в чане его сварили не в целях создать ещё одного клоуна. Он своего рода “первоисточник”. Однако есть и старый Джокер, “преступный гений”, который ещё Дика Грейсона в Золотую Эпоху гонял. Получается, что план основного Джокера по “клонированию” самого себя у него появился едва ли не в первую неделю после принятия кислотных ванн, и он всё это время успешно водил за нос Бэтмена? Как-то излишне закручено для комикса, который вроде бы про то насколько неважны истоки клоуна-психопата.

Много слов уже было сказано, но подытожить хочется очень просто:

“Три Джокера” — здоровенная коробка с петардами, на боку которой приклеена этикетка “круто бахают”. Однако открыв контейнер, в надежде найти эти самые круто бахающие петарды, внутри обнаруживается лишь гуляющий внутри ветер. Если прислушиваться к его завываниям, то наверное можно что-то да и расслышать, но скорее всего в нос просто ударит затхлый воздух. Зато этикетка невероятно красивая.

Евгений Comedian Степин

Офис DC. 2015-ый год. Начальство созывает собрание редакторов и сценаристов.

– Значит так, народ. Скрывать не буду – ситуация дерьмовая. Читатели устали от постоянных ребрендингов, комиксы не покупаются, продажи падают. Нам нужны самые свежие и смелые идеи, и нужны срочно, пока Warner Bros. не опомнились, и не уволили нас всех к чертям собачьим! Есть предложения?

– Хм. Что если Лоис Лейн заболеет раком от криптонской спермы Супермена, а их новорожденный сын на самом деле будет разумной инопланетной опухолью?

– Неплохо, неплохо. Но, кажется, я уже где-то такое слышал. Кто-нибудь ещё?

– Я придумал! Что если сделать сиквел «Конвергенции», но в сеттинге «Futures End»?

– Великолепно! Но рановато. Напомни мне про эту идею годиков через пять. Ещё?

– Значит так – у всех хроническая депрессия.

– Так. И?..

– И вы даёте мне писать онгоинг Бэтмена в течение сотни выпусков.

– Чего? Том, ты хорош, конечно, но…

– Через своих старых знакомых в ЦРУ, я выяснил, что у тебя на компьютере хранится несколько гигабайтов сам знаешь чего, и что в 1999-ом ты сделал сам знаешь что.

– С другой стороны, Том – ты как всегда великолепно всё придумал! Погоди, сейчас моя ассистентка оформит твой контракт! Так, кто ещё? Слушай, Джефф, можешь ты снова нас выручишь? По старой дружбе? Знаю, что в Голливуде у тебя дела идут на подъём, но, быть может…

Джефф Джонс, с лицом Тони Монтаны, развалился во главе стола. Перед ним гора кокаина. Наклоняясь к ней и делая глубокий вдох, он осматривается по сторонам, замечая на стене большой плакат с обложкой «Хранителей».

– *снифф* Доктор Манхэттен создал вселенную DC.

– Доктор Манхэттен создал… Погоди, Джефф, можно ещё раз?

– *снииифффффф* Уххх… Доктор Манхэттен создал вселенную DC.

– Доктор Манхэттен… Ааааааа, ну конечно! Доктор Манхэттен создал вселенную DC! Как же я сразу не понял! И вокруг этого построен новый релаунч! Всем нашим на почту немедленно напишите: «ДЖЕФФ ГОВОРИТ – ДОКТОР МАНХЭТТЕН СОЗДАЛ ВСЕЛЕННУЮ DC, РАБОТАЕМ». Гениально, Джефф! Спасибо!

– *снифффф*

– Слушай, я понимаю, что уже надоел, и не хочу тебя сильно утомлять… но, может, подскажешь ещё что-нибудь?

Стеклянными глазами Джефф смотрит на главного. Наклоняясь к белой горе, он делает ещё один, особенно глубокий вдох. Медленно погружаясь в бред, Джонс снова осматривает стены вокруг. Перед ним предстаёт постер с улыбающимся Джокером, с обложки «Убийственной Шутки».

– *сниф* Бэтмен – это Джокер. А Джокер – это Бэтмен. *снифффф* Ох… нельзя так дышать этой дрянью…

– Постой, постой. Вот сейчас правда глубоко было, Джефф. Я не понял.

– А я понял! Бэтмен вдохнул Джокера и сам стал Джокером! Но это чур я пишу!

– Господи, Скотт, сколько можно тебе Бэтмена писать? Ну правда, Джефф – поясни пожалуйста.

– Джокер… Джокер… *сниииииииифффффф* ДЖОКЕР, ПОНИМАЕШЬ? ВСЁ ОДНО, ВСЁ ЕДИНО, ИДИОТ. ОН ВСЁ ЗНАЛ. ПОНИМАЕШЬ?

– Да, да, конечно, Джефф! То есть, ээээээээээээээммммм… Джокер… Джокеров три, верно?.. Но они как бы вместе?.. Ииии… и он всё знал. Так? Джефф?

– Кажется, он отключился.

– Твою мать. А ведь хорошо шёл. Ладно, быстро запишите всё, что он сказал! И сразу выделите место и авторов под эти проекты! А лучше – пускай он всё это и напишет, как в себя придёт. Это же Джефф, он обязательно нас выручит.

На том они и порешили.

Сверху, разумеется, приведён максимально достоверный пересказ произошедших событий, от их непосредственного свидетеля. Дабы сохранить анонимность нашего источника, GeekCity не будет раскрывать его имени, или положения в компании. Отчасти потому, что этого положения он лишился. Также источник ответственно заявил, что событие «Generations» должно было стать величайшим в истории издательства, и непременно бы запомнилось читателям как шедевр современной супергероики, если бы не вмешательство рептилоидов и тайного правительства, члены которого наверняка являются мерзкими фанатами Дика Грейсона. Но это уже совсем другая история.

Что до истории конкретной – из «Трёх Джокеров» она вышла максимально никчёмная. Здесь нет ни новых идей, ни шокирующих откровений, ни изменений статуса-кво, ни чего бы то ни было другого. Что здесь есть, так это максимально клишированные сюжетные инструменты (зомби-Джокеры), максимально примитивная персонажная драма (Барбара любит свои ножки), максимально нелепая романтическая линия (Барбару любит Джейсон) и максимально возможное отсутствие всякого смысла.

Знаете, почему Джокеров три? Потому что их три, вот почему. Но в конце остался только один. И именно он – «настоящий». А, кстати – Джокер давно знает личность Бэтмена! Но погодите – и Бэтмен знает личность Джокера! Она точно такая, как было написано у Алана Мура! Только вы не знали, что за кадром этот человек был опасным безумцем, который издевался над своей женой, заставляя её бояться за свою жизнь и здоровье (достаточных причин для этого страха вы не найдёте не то, что у Мура, но и у Джонса)! Но она не умерла! Готэмские полицейские (которые всегда были известны как самые большие сердобольцы и альтруисты), увезли её… куда? На Аляску! Так вот – Бэтмен про всё знает! Но ему плевать! Потому, что личность и ориджин Джокера вообще не важны! Поняли? ПОНЯЛИ?

АХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХ

Что? «Грант» кто? В смысле «картинка не складывается»? В смысле «зачем Джефф Джонс тогда написал громадный комикс, посвящённый именно Джокеру и его бэкграунду»? Сейчас, погодите, подойду через секундочку…

*ССССНННИИИИИИИИИФФФФФФФФФФФФ*

Сергей Clown Aфонин

Я постараюсь высказаться куда скромнее, чем мои коллеги. За пять лет ожиданий интрига о Трех Джокерах протухла настолько сильно, что комиксу нужно было провернуть нечто за гранью, чтобы не словить волну критики.

И Джефф Джонс опоздал. По вине редакции, корпорации — не важно и нас, как конечных читателей, оно не должно волновать. Но раз его попытка создать свою колонну в мифе БэтменДжокер выброшена из основного контитьюнити, то стоило использовать это как невероятный подарок судьбы и козырь! Да, Black Label в этой ситуации — огромная возможность сбросить оковы и выдать нечто вне рамок. Чего не было сделано. Поэтому вся лимитка является попытками Джонса сунуть свои пальчики в чужие работы и высказаться о том, что мы и так знаем. При этом, противореча самому себе от выпуска к выпуску.

Бэтмен знает! Но это неважно. Джокер знает! Но это неважно! Все все знают! Но это неважно. Ну и тогда ничего имеет значения. Как и, собственно, твой комикс, Джефф. История надувает огромнейший мыльный пузырь, который в итоге лопается со звуком кряхтящего Алана Мура и смеющегося Гранта Моррисона. Первого за*бало, а второму смешно, ведь он смог лучше.

У комикса невероятные амбиции, которые позорно рассыпаются под весом полумер. И это было бы простительно, сохрани комикс статус внутри основной Вселенной. Но раз этого нет, то можно было стать более смелым и дерзким, не сворачивать под конец все статусы-кво, выдать своё громкое слово и под гром аплодисментов покинуть сцену.

А в итоге получился пшик. Не жди мы этого 5 лет, разочарование не было бы столь удручающим. Но назвался груздем — полезай в кузов. И если бы не выдающийся во всех отношениях арт Джейсона Фэбока, я бы не смог назвать ни единой причины тратить свое время на этот пук в лужу, над которым годами тужился автор. Это не феерический фейл, а простой комикс с весьма хорошими побочными линиями и импотентской попыткой встать в один ряд с другими великими бэт-авторами.

Жалко и грустно.

Компот!

Batman #100

Евгений Степин

Ну а раз уж мы начали разговор о Бэтмене и Джокере, то зачем останавливаться, правильно? Каким бы пустым и вторичным ни был сюжет Джеффа Джонса – мастерство, как говорится, не пропьёшь. «Три Джокера» читаются легко, плавно, достаточно бодро, и почти не спотыкаются, если это ваш первый комикс про Бэтмена, перед чтением которого вы долго били себя по голове тупым предметом. Да и чего уж там – сам Бэтмен и его сюжетная ветка написаны в «Трёх Джокерах» весьма хорошо. Совсем другое дело – Джеймс Тайнион. Вот уж кто-кто, а он, со своим раном, показывает дешёвке Джонсу, с его пустышкой – что такое настоящая, крепкая, солидная, мужская творческая импотенция.

В «DKR» Фрэнк Миллер написал строчку, с тех пор ставшую культовой: «The world only makes sense when you force it to». Разумеется, он мыслил куда более широкими рамками, однако нужно признать, что для конкретного мира – мира Бэтмена – это описание будет невероятно точным. Мажор из американского мегаполиса овладел всеми известными человеку знаниями за пару лет, и теперь натягивает на себя костюм зверя и колотит кулаками армии гопников с автоматическим оружием, при этом летая по городским небоскрёбам на крюке, которым стреляет из пистолета? Право слово, после такого феерического бреда – инопланетный гуманоид, живущий за счёт звёздного света, кажется самым приземлённым персонажем в мире.

Чтобы адекватно воспринимать бэт-мифы – «приостанавливать неверие» приходится по самое не балуй. Очень хлипеньких условностей в них столько, что ума не приложить. И хороший автор это понимает. Выходов у хорошего автора остаётся ровно два. Первый – признать за первоисточником травестию и карнавальность, с головой уйдя в готический сюрреализм. Для его иллюстрации смотрим Моррисона. Второй – свести количество условностей к удобоваримому минимуму, давая им простые и ёмкие объяснения. По сути – весь «DKR» и был построен по этому принципу. Зачем Бэтмену машина с таким странным названием? Да потому, что эта машина – здоровый танк, а название ей дал молодой паренёк. Почему у него на груди гигантский жёлтый овал? Да потому, что раз уж прёшь на вооружённых маргиналов – заранее дай им мишень, чтобы заранее её укрепить. И так далее.

Но Джеймсу Тайниону эти подходы не по душе. Он пошёл знаменитой третьей дорогой (на три буквы). Вместо упрощения чрезмерно выморочного мира, или превращения этого бага в фичу – он решил, что будет круто, если поверх кучи чужих условностей он, с серьёзной миной, положит ещё большее количество собственных условностей.

То есть, вы знаете, Джокер – страшный убийца. Но когда-то он совсем не убивал. Но потом могущественный инфоцыган собрал всех странных преступников Готэма, чтобы сделать их ещё лучшими преступниками, чтобы они потом заплатили ему за совершённые преступления. И вот он увидел, что невинный Джокер обязательно станет страшным Джокером, и решил убить Джокера, чтобы Джокер им не стал. И всё, чего хочет Джокер сейчас – сделать свой город Джокера. Ведь сейчас это город Бэтмена, а не Джокера. И вот он побеждает Бэтмена. Но тут приходит Харли, которая хочет убить Джокера, и стреляет ему в голову, но не насмерть. Вместо этого – она привязывает бомбу к себе и к Джокеру, и убегает, чтобы Бэтмен спас её, а не Джокера. Но у Джокера всегда есть отмычка, и он выживает, разряжая бомбу. А потом превращает другого человека в Джокера своим газом (который, кстати, каким-то образом не только воскрешает людей, но и сохраняет зомби какую-то частичку разумности, НО ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ), чтобы все думали, что Джокер умер, пока Джокер готовит новый план, чтобы превратить город Бэтмена в город Джокера. Хотя на самом деле это уже город Джокера, и он уже победил, просто вы этого не поняли. Воооооооооооооот.

Если, после этого абзаца, вы захотели напасть на меня с криком: «ЗАТКНИСЬ, СТАРЫЙ ШИЗОФРЕНИК», – то я могу лишь констатировать, что успешно справился с задачей передать вам суть нынешнего рана на «Бэтмене». Это чистейшая шизофазия без конца и края, которая только и хочет, что вариться в своём шизофазическом соку, претерпевая минимальные изменения и ни на секунду не останавливаясь. Ран Джеймса Тайниона – фальшивый, глупый, бессмысленный, наполненный малосодержательными стенами текста, до мозга костей вторичный и, в обязательном порядке, абсолютно статичный, и в этой статике бесконечный. Словом – это комикс про Бэтмена в его худшем проявлении.

Но – эй! – ЗАТО НЕ ТОМ КИНГ, ПРАВДА?

Detective Comics #1027

Евгений Степин

Впрочем, не смотря на всю агонию в рецензиях повыше, не дайте мне вас обмануть – неплохие комиксы про Бэтмена всё ещё существуют. При желании, конечно, к очередному «юбилейнику» можно предъявить массу обоснованных претензий. Однако все они будут нивелированы одним простым фактом – перед нами очень жирная антология. И при этом – антология не только с хорошими авторами (или с не особо хорошими, которые очень сильно стараются), крутыми художниками и разнообразными сюжетами, но и такая антология, которая даёт целых две затравки для будущих комиксов про персонажа, обе из которых по своему любопытны.

В целом – основной массив сборника проглатывается очень быстро и залпом. Этому способствует не только то самое разнообразие, но и неожиданная непретенциозность большинства зарисовок. За исключением, конечно же, сюжета от Скотта Снайдера и Ивана Рейса (который тоже отличный, кстати) – все прочие рассказики не зацикливаются на мнимой грандиозности Бэтмена и его деяний, а поставляют открывшему сборник человеку ровно то, что им и следует поставлять. А именно – горстку крепеньких историй из быта Тёмного Рыцаря, которые, на фоне всех этих свадеб, войн, металлов, кризисов и прочей духоты, кажутся настоящим глотком чистого воздуха. Как и ожидалось – шире всего форточку открывают Моррисон и Бёрнхэм, на восемь страниц превращая весь юбилей в комедию фарса, которая особенно хорошо бодрит после целого года грузной и самоуверенной идиотии Тайниона. Да и сам Тайнион тут неплох! А, нет, простите, показалось – всю его унылую телегу опять тащит на себе талантливый художник.

Но самое интересное – два комикса-превью в конце. Один, как уже давно было известно – проливает свет на видоизменённый «Generations». А вот смысл второго стал понятен только сейчас. В закрывающем сборник сюжете нам дадут продегустировать готовящуюся лимитку «Future State: Dark Detective», от Марико Тамаки и Дэна Моры. Которая, напоминаем – будет одним из хэдлайнеров линейки издательства на январь-февраль. И ощущение от этого сник-пика остаётся двоякое. С одной стороны – видно, что сценаристка очень старается навалить жирного, атмосферного, нуарного «закадра». И у неё получается весьма хорошо. В паре с красивейшим артом Моры и яркими цветами Тамры Бонвиллан – очередную порцию душевной боли Брюса Уэйна действительно интересно не только читать, но и разглядывать. Но есть и обратная сторона. Все проблемы у сценария Тамаки начинают вылезать там же, где и у Джеффа Джонса – в тех сценах, в которых протагонист не является центральной фигурой рассказа.

Если коротко – могу смело предположить, что главного злодея Готэма будущего и создателя «Магистрата» нам уже представили. И, мать честная – до чего же он никчёмный индивидуум. И дело даже не в том, что это не какой-то заранее знакомый нам персонаж – так даже интереснее. Действительно плохо то, что нам представляют в качестве мотивации для его действий. Если коротко – молодой азиатский мужчина ненавидит Бэтмена за то, чего Бэтмен ОЧЕВИДНО не совершал. Более того – совершенно очевидно, что этот самый Бэтмен ещё и спасает своего будущего угнетателя. То, как события ключевой сцены сюжетца были продемонстрированы – просто не оставляет иной трактовки. То, что Тамаки пытается повесить на Тёмного Рыцаря – совершенно не хочет к нему цепляться. Если это в самом деле будет лежать в центре сюжета – зимние ночи в следующем году будут действительно темны, и поистине полны ужасов.

Тем не менее, #1027-му выпуску «Детективных» весьма успешно удаётся не только развлечь, но и заинтересовать в ближайшем будущем бэт-комиксов. Не знаю, как вы, а я уже готов довольствоваться и этим. Времена нынче трудные

Десерт спецвыпуска подает шеф-повар Антон Бордуков.

Dark Nights – Death Metal – Rise Of The New God #1. Стыдно за читателей, которым в 2020 году надо объяснять “ребуты не отнимают у вас старые истории и вообще — всё это пространство фикшена, ребят, расслабьтесь”. Стыдно за авторов, которые что-то такое вынуждены в 2020 году писать. А панчлайн в том, что по меркам тай-инов к Death Metal — это, в общем-то, довольно компетентный и даже не очень скучный комикс.

Dark Nights – Death Metal – Robin King #1. Томаси писал этот комикс явно “не просыпаясь”, оттого и вердикт простой: зубодробительно скучно. Впрочем, Россмо как всегда молодец: картинки в этот раз не просто красивые, а очень красивые и дико пластичные.

Immortal Hulk #39. Как-то вот повелось, что хвалить комикс по-разному не получается: если он хорош, то он в этом прям стоически стабилен. Поэтому подброшу немножечко (надуманного) дёгтя: когда Юинг понимает, что вот уже очередной выпуск Халка получается не очень содержательным — он просто говорит Беннету рисовать самую монструозную хтонь на свете. И ведь прокатывает! Каждый чёртов раз! 

X of Swords — Stasis #1. “Рубежный” выпуск кроссовера, отсекающий ровно половину от ивента, очень хочется хвалить за то, что он невероятно содержательный. А ещё за то, что разница между авторским почерком Тини Ховард и Джонатана Хикмана размыта настолько удачно, что возникают затруднения с определением “кто что писал”. Впрочем, у этого явления есть и обратный эффект, т.к хочется задать вопрос “а почему Ховард не может ВОТ ТАК писать свой Экскалибур?”

Doctor Doom #8. Кристофер Кантвелл настолько удачно заходит на комикс о Викторе, что даже Ларокка здесь не мешает. Сценарист очень успешно выруливает на пост-СВ Дума, который “пытается быть лучше” и умудряется писать его без ужасающе пошлых приёмов с тропами. Из других примечательных особенностей: правая рука Дума, персонаж придуманный Дэном Слоттом (Викториус) именно в этом номере трансформируется в охренительно драматичного героя. 

Iron Man #1-2. А ещё у Кантвелла отлично стартовал Железный Человек: характеризация персонажей, как говорится, “прям в точку”; диалоги остроумные; выпуски содержательные; “деконструкция” Старка протекает аккуратно, но убедительно; а Пэтси Уолкер крадёт каждую сцену, в которой появляется. Финал второго выпуска, правда, жутко обрывчатый — как недосказанный анекдот. В остальном же — комикс, в котором пока что замечательно всё, кроме цвета: Д’армата, конечно, не фонтан, но пока вполне терпимый.

Guardians of the Galaxy #7. Очень увлекательный и содержательный комикс про говорящие головы. Солициты обещали расследование убийства на съезде главных космических акторов Marvel, но оно, видимо, съехало в следующий номер. Впрочем, хуже от этого он не стал, ведь с персонажами Юинг работает мастерски, оттого и диалоги читать — одно удовольствие.

Avengers #33-37. “Эпоха Кхоншу” больше похожа на какую-нибудь “[имя_персонажа] убивает/побеждает вселенную Marvel”: комикс с кучей условностей и допущений, на которых приостановка неверия прощально машет ручкой. И в этом не было бы проблемы, не будь всё это так скучно! При этом всём Аарон вроде бы из кожи вон лезет и пытается сделать интересно: вот Лунный Рыцарь эффективно и эффектно одолевает могущественных героев Земли, тут он получает силу Феникса, а где-то там Кхоншу решает покончить с угрозой Мефисто, но на выходе получается лишь какой-то маловразумительный фарс про фансервис. И следующая арка про приход Феникса, кажется, намечается именно такой же.

Комментарии