История Marvel Comics. Часть первая

2 989

Первая часть нашего масштабного рассказа об истории становления издательства Marvel Comics.

Искусство не может развиваться без индустрии, а индустрия не может развиваться без конкуренции. Творец не может вечно оставаться голодным, а кормящей его руке, иной раз, нужно подталкивать его к новым путям самосовершенствования.  Для того, чтобы искусство, с легкой подачи спонсоров, не превратилось в чистый бизнес, рядом всегда должен быть кто-то, источающий угрозу, кто-то молодой, сильный и стремящийся делать привычное дело еще лучше.

Конкуренция среди титанов бизнеса всегда положительно сказывается на потребителе, независимо от того, каких улучшений он ищет в продукте: в цене, доступности или качестве. Как ни печально это признавать, но власть имущие редко улучшают собственный товар из чувства заботы о потенциальном покупателе. Чаще всего сказывается забота о собственном доходе. В этом и есть высшая справедливость.

Даже создав собственную востребованную нишу, невозможно занять ее и почивать на лаврах. В течение нескольких лет на рынке появится игрок, который приложит все усилия для того, чтобы вытеснить вас оттуда. И в истории, которую мы вам собираемся рассказать, борьба двух мастодонтов индустрии со стороны выглядела как красочная борьба супергероев со своими коварными злодеями. Речь идет, конечно, об отцах-основателях DC Comics и революционерах Marvel. И если о первых уже было сказано достаточно, то в данной статье речь, по большей части, пойдет о вторых.

В 1938 году читатели впервые познакомились с большим мужчиной в синем трико, который силой заставил их поверить в сверхъестественные способности человека. Жанр комиксов о супергероях, который стоил DC нескольких лет поисков и экспериментов с другими жанрами, стал невероятно успешен и уже в 1939 году некий Мартин Гудман, к тому моменту успевший поднатореть в выпуске бульварного чтива, основывает свое издательство комиксов, нацеленное исключительно на супергероев. Издательство получило имя Timely Publications, в то время как первый же выпущенный комикс был назван Marvel Comics.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Martin-Goodman
Мартин Гудман

В этом комиксе, вышедшем в октябре 1939 года, читателям были представлены такие персонажи как Человек-Факел и Нэмор Подводник. Первый был человекообразным роботом и не имел никакого отношения к нынешнему участнику Фантастической Четверки Джонни Сторму. Второй же, наполовину человек, наполовину атлант, на два года предвосхитил первое появление Аквамэна, обладающего абсолютно теми же способностями. Оба героя не являлись однозначно положительными: Человек-Факел был научно-фантастическим монстром, а Нэмор был типичным антигероем. Тем не менее, впоследствии они оба стали не просто супергероями, а ключевыми персонажами комиксов Marvel, список которых спустя буквально два года пополнил только такой известный герой, как Капитан Америка.

Именно комикс об этом знаменитом патриоте станет первой работой всем известного Стэна Ли. Рожденный в 1922 под именем Стэнли Мартин Либер, он снискал славу среди гиков всего мира, повлияв на становление и развитие этой культуры, создав десятки известнейших персонажей комиксов и навсегда изменив индустрию. Однако его путь, как и многие великие и долгие пути, начался с самых низов бизнеса, с работы ассистентом в Timely Publications, куда он устроился по знакомству: он был родственником жены главного издателя, Мартина Гудмана.

Согласно его собственным словам, в его задачи входило наполнение чернильниц для художников (в те времена они еще пользовались чернильницами), доставка в офис обедов, корректура  текстов и стирание карандаша с окончательных вариантов рисунков. Семнадцатилетний Стэнли Либер уже тогда мечтал стать писателем, и работа в соответствующей индустрии была его шансом.  В 41-м году Стэн Ли был допущен до более серьезной работы, первой из которых стала работа с текстом в третьем выпуске серии о новом герое, Капитане Америке. Именно там он впервые подписался как Стэн Ли, намереваясь оставить свое настоящее имя для более серьезной литературной работы. Однако все сложилось с точностью до наоборот: работа с комиксами стала делом всей его жизни, а свой псевдоним он спустя годы сделал своим официальным именем.

Капитан Америка, тем временем, стал самым популярным героем Timely Publications. Созданный в 1941 году писателем Джо Саймоном и художником Джеком Кирби, как первый патриотический герой, он сумел продаться почти миллионом выпусков, создав для издательства невиданный доселе успех.  Сам Джо Саймон рассказывал, что изначально первая зарисовка персонажа была названа «Супер Американец», но это звучало слишком обыденно для того времени, когда все кругом были супер. Тогда он назвал персонажа Капитаном Америкой, так как «капитан» звучало и красиво, и оригинально. Спустя годы, именно приставка «Капитан» станет одной из наиболее распространенных для супергероев. Надо заметить, что Капитан Марвел появился на свет ровно за год до этого.

Капитан Америка был создан исключительно из политических соображений. И Джо Саймон, и Джек Кирби были шокированы действиями нацистской Германии и ожидали участия США во Второй Мировой Войне. Они обратили внимание на мощную немецкую пропаганду и решили дать ей достойный ответ. Вдохновленные патриотизмом и духом борьбы, Саймон и Кирби достигли ошеломляющего успеха. Первый же номер, с Капитаном Америкой, нокаутирующим Адольфа Гитлера, на обложке, разошелся миллионным тиражом и сделал персонажа не только всеобщим любимцем, но и флагманом издательства.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Captain-America-first-issue-cover

Карьера Стэна Ли также начинала идти в гору. От работы с текстами он перешел непосредственно к сочинительству, а его первым творением был персонаж Разрушитель, появившийся в шестом выпуске Мистических Комиксов. К другим его творениям относились персонажи, не слишком известные сейчас, но ставшие важной частью Золотого Века комиксов,  такие как Джек Фрост и Фазер Тайм. Последний, кстати, сыграл свою роль уже в шестом выпуске комиксов о Капитане Америке, что является наглядным свидетельством карьерного роста Стэна.

После ухода Джо Саймона и Джека Кирби из издательства, в конце 41-го года, Мартину Гудману требовался новый редактор и им стал юный Стэнли, которому на тот момент было всего девятнадцать лет. Впрочем, он сразу проявил на новом посту недюжую хватку и вскоре закрепил свои позиции  как главный редактор. И в этот самый момент, когда его карьера, казалось бы, пошла в гору, Стэн Ли отправляется на службу в Армию Соединенных Штатов, чтобы внести свой вклад в борьбу с нацистской Германией.

Стэнли служил в Сигнальных Войсках, для чего ему не требовалось покидать границы Штатов. В армии ему удалось найти применение своему призванию: он писал брошюры, учебные фильмы, слоганы, а иногда даже делал патриотические мультики. В своем резюме он был отмечен как драматург, и, согласно его собственным словам, таким титулом были отмечены лишь девять человек в Вооруженных Силах США. Стэнли был демобилизован в 1945-м году и переехал на съемную квартиру в Манхэттене.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Young-Stan-Lee
Стэн Ли в армии

Капитан Америка в то же время продолжал свой победоносный марш по индустрии, удостоившись даже собственного фильма в 44-м году. Помимо этого, он появлялся во многих комиксах издательства, в том числе и в серии USA Comics. Подобный персонаж адекватно смотрелся в комиксах с таким названием, но что гораздо важнее, такое наименование серии хорошо играло на патриотических чувствах читателей и возносило само издательство, Timely Comics, на пьедестал главного издателя комиксов Америки. Не стоит при этом забывать, что на тот момент основной противник Marvel, издательство DC, было объединено под не менее патриотичным названием Национальных Комиксов. На заре развития индустрии брать себе такие громкие имена было позволительно.

Издательство же Мартина Гудмана носило общее название Atlas Comics, однако согласно его собственной стратегии ведения бизнеса, оперировало под разными именами. Имеющий опыт в публицистической деятельности, Гудман с самого начала хотел иметь один головной офис, который бы при этом руководил несколькими издательствами сразу. Одним из таких дочерних издательств было и Marvel Comics, получившее свое название в честь одной из серий выпускаемых рисованных историй. Как мы знаем, впоследствии это название закрепится за всей компанией.

Надо отдать Мартину Гудману должное, он был прекрасным дельцом и использовал многие приемы, без которых немыслим нынешний бизнес. Помимо сети дочерних предприятий, число которых выросло до 59 (!), он также создал для своей масс-медиа корпорации единый бренд в виде глобуса, отсылки к Atlas Comics. Глобус украшал все издания, которые приносили доход Гудману.

History-of-Marvel-Comics-Part-Atlas-Comics-Logo

Несмотря на растущую популярность Капитана Америки и патриотического жанра, само понятие супергероя утратило актуальность после Второй Мировой Войны. Человечество было одержимо идеей простого человеческого повседневного героизма и не нуждалось в выдуманных сверхлюдях, имея более близкие примеры настоящих героев рядом с собой, в собственных семьях. Герои войны затмевали героев в трико, отчего издательствам комиксов, только-только занявшим и развившим свою нишу, вновь приходилось идти на эксперименты с сюжетами.

Atlas Comics, как и их конкуренты, активно продвигали новые жанры и сюжеты, такие как ужастики, вестерны, юмористические истории об антропоморфных животных, мужественные приключения и драмы, криминальные комиксы. Конечно же был взят на вооружение и жанр военных комиксов, а вместе с ним и шпионские приключения. Отчаяние и неуемная погоня за читательским интересом довела издательства того времени даже до комиксов по библейским сюжетам.

Мартин Гудман уже тогда закреплял основные сильные стороны своего издательства. Помимо огромного количества дочерних предприятий и, как следствие, выпускаемых комиксов, он также проповедовал принцип новаторства и революционности. Опыт в разных жанрах и разнообразие выпускаемых серий позволяли Atlas Comics делать ставки на разные модные и трендовые течения. Atlas писали истории о том, что было модно в данный момент времени, умело чередуя вестерны и военную драму с монстрами и ужастиками. Мартин Гудман не забывал также и о детском чтиве, выпуская юмористические и шутливые комиксы для младшей аудитории. Среди прочих персонажей было и Счастливое Приведение Гомер, бесстыдная копия с популярного Дружелюбного Приведения Каспера.

Не оставлялись также и попытки возродить жанр супергеройского комикса силами титульных персонажей издательства, таких как Человек-Факел, Нэмор Подводник и Капитан Америка. В 1953 и 1954 про них вышло несколько не снискавших былой популярности комиксов. При этом Стэн Ли выступал полноценным автором историй о Капитане Америке. И хотя официально Кэп и не считается его детищем, многие важные факты его биографии и становления были придуманы именно им.

Интерес к супегероям вновь вернулся только в 1960 году, когда DC Comics пришла в голову гениальная идея объединить их в команду, первой из которых была Лига Справедливости. Этой же справедливости ради надо заметить, что Стэн Ли уже создал супергеройскую команду в далеком 48-м году, и состояла она из Капитана Америки и его друзей, однако серьезной инновацией на тот момент это считаться не могло. Лига Справедливости же снискала большую популярность у фанатов, вновь возведя комиксы о супергероях на пик популярности. Мартин Гудман оперативно дал задание своему главному редактору придумать достойный ответ конкурирующей организации.

Этот ответ Стэна Ли раз и навсегда изменил индустрию комиксов, создав фирменный стиль Marvel. Его новый подход к созданию образа героя считался революцией в то время и заключался в том, чтобы заменять идеалистические взгляды персонажей на реалистичные человеческие мотивы. В то время, как основные персонажи DC, такие как Супермен, Бэтмен и Флэш, сплошь были героями без страха и упрека, которые двигали квадратными подбородками только с целью вдохновить юного читателя, герои Стэна Ли внезапно научились сквернословить, впадать в депрессию, испытывать финансовые трудности и иметь проблемы в личной жизни.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Fantastic-Four-first-issue-cover

Первыми героями, которые внесли разнообразие в скучную правильность комиксов, были участники Фантастической Четверки, той самой команды, которая должна была стать ответом Лиге Справедливости. Отличия от Лиги у них были разительные и все были крайне приближены к читательскому быту. В первую очередь, Фантастическая Четверка была почти что семьей, не только объединяясь для спасения мира, но и существуя бок о бок все остальное время. Герои были связаны родственными узами, женились друг на друге и, конечно же, ссорились. Динамика отношений в коллективе была выстроена на маленьких и крупных конфликтах, постоянных разногласиях, разных взглядах на ситуацию. Подобный подход сейчас является обязательным для создания любой истории с участием нескольких персонажей, однако на тот момент герои могли спасать мир, особо не давая волю чувствам и личным качествам.

Собственно, именно наличие личности было вторым решающим достоинством персонажей Фантастической Четверки. Помимо того, что они не стеснялись демонстрировать свое Я читателям, они раскрывали его и широким массам в своей вымышленной вселенной, сменив привычное геройское инкогнито на мировую популярность. Собственно, мировая слава героев и их сотрудничество с прессой и толпами поклонников в сюжетах до сих пор остается важным отличием Marvel от DC.

Команда Фантастической Четверки состояла из персонажей, которые получили свои способности из-за облучения во время исследовательской операции в космосе. Мистер Фантастик, он же Рид Ричардс, был гениальным ученым и умел растягивать свое тело до любых форм и размеров. Его будущая жена Женщина-Невидимка, она же Сью Сторм, могла становиться невидимой и создавать вокруг себя силовое поле. Ее брат, Человек-Факел, он же Джонни Сторм, был перезапуском первого Человека-Факела, но помимо тех же способностей к самовоспламенению обладал также живым нравом молодого и, да, горячего парня. Последний из участников, Нечто, был другом детства Рида Ричардса, Беном Гриммом, прекрасным пилотом и некогда звездой футбольной команды. Его способности превратили его в нечеловечески сильное, покрытое каменной кожей чудовище, что добавило еще больше сплина и ненависти в его и без того непростой характер.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Fantastic-Four-art

Успех Фантастической Четверки и шквал фанатских писем вынудил Стэна Ли отказаться от идеи завязать с индустрией комиксов. Он, всегда мечтавший о более серьезном занятии, уже был готов покинуть свой пост главного редактора, чтобы попытать счастья в более взрослом ремесле. В одном из недавних интервью, вспоминая о причинах того рокового успеха, он рассказывает, как при создании Фантастической Четверки наконец-то решил написать историю, которую сам бы с удовольствием прочел. Он хотел создать живых и противоречивых героев, которые могли бы быть близки ему самому, иметь те же проблемы и недостатки, что и он сам.

Первую историю о Фантастической Четверке Стэн Ли передал вернувшемуся в стан Marvel Джеку Кирби, чтобы тот ознакомился и высказал свое мнение. Джек Кирби же вместо этого нарисовал карандашный набросок для истории и отдал Стэну. Тот, в свою очередь, довел ее до ума диалогами и замечаниями, отдав для окончательной обработки. Этот способ создания комиксов в итоге был взят за основу для всего издательства и получил название «метод Marvel». При таком способе работы над историей и автор, и художник получали возможность внести в нее что-то свое, оставляя возможность для обсуждения и при этом не теряя в скорости работы.

Вслед за Фантастической Четверкой Стэн Ли в течение двух лет создал еще ряд противоречивых и интересных персонажей, придерживаясь той же политики. Самыми яркими из них являются Железный Человек, он же миллиардер, филантроп и алкоголик Тони Старк,  чудовище Халк, в которого превращался скромный ученый Брюс Баннер, не умеющий контролировать свой гнев, а также Человек-Паук, в которого облачался стеснительный, но очень умный подросток Питер Паркер. Именно эти герои поменяли расклад сил в индустрии комиксов, сделав Marvel фаворитами читателя того времени.

History-of-Marvel-Comics-Part-1-Firsst-covers-of-Iron-Man-Hulk-and-Spider-Man

DC Comics, поддерживающие индустрию своими решениями и идеями в течение многих лет, в конце концов замкнулись в себе и стали неспособны поддерживать контакт с новым поколением читателей и меняться в соответствии с тенденциями. Marvel же, напротив, всю свою историю старались следовать модным веяниям, и в конце концов не только не упустили, но и сами создали момент для нанесения главного удара по своим конкурентам. Комиксы существовали на рынке уже не один десяток лет, и на них выросло не одно поколение читателей. Графические истории больше не были детским чтивом, и Marvel чутко уловили эту перемену климата, создав персонажей, которые могли бы быть интересны и взрослым.

Так, например, Marvel не стеснялись поднимать острые социальные и политические вопросы. В то время как Супермен редко покидал пределы Соединенных Штатов, а других государств в его историях словно бы и не существовало, в комиксах Marvel коммунистов было больше (и тут внимание) чем подписчиков у газеты «Правда» на тот момент. Коммунисты атаковали Человека-Муравья в его лаборатории, с ними боролся Капитан Америка, они атаковали Фантастическую Четверку на Луне, а Железный Человек вообще задумывался как анти-коммунистический персонаж и в начале своей карьеры помогал агентам во Вьетнаме. И хотя сейчас Стэн Ли жалеет о подобных заигрываниях с политикой, в то время смелость Marvel позволила им переманить многих читателей у DC и прослыть молодым издательством со свежими идеями.

На этом первая часть нашего рассказа подходит к концу. Для продолжения переходите ко второй части.

Комментарии