Лунный Рыцарь + Джефф Лемир + Грэг Смоллвуд.
Лунный Рыцарь — один из самых, не побоюсь этого слова, везучих на авторские составы персонажей вселенной Marvel Comics. Став культовым в глазах фанатов нестандартных героев еще десятки лет назад, к Марку Спектору то и дело тянулись самые необычные и талантливые сценаристы и художники современности, которые, уж поверьте, знали что предложить ненасытной публики.
Хотя, казалось бы, еще на старте первая сольная серия Спектора несколько раз была на грани закрытия, пока окончательно не стала эксклюзивом комиксшопов и одним из первых тайтлов Marvel, переработанным исключительно под «прямые» продажи. Подробнее об этом можете узнать из книги «Slugfest: Inside the Epic 50-year Battle between Marvel and DC» Рида Таккера (в РФ издана под названием «Marvel vs. DC: Великое Противостояние»). Запомните это, пожалуйста, — данная информация еще пригодится нам далее.
Тенденция на частую смену авторов и, следовательно, обилие проводимых ими экспериментов с мифологией героя, окружением и разнообразными сеттингами стала особенно заметна в середине десятых, когда из трехтомного рана Эллиса, Вуда и Банна родился онгоинг «Moon Knight» от Джеффа Лемира и Грэга Смоллвуда. Уже на тот момент Лемир значился в индустрии комиксов как автор, которого можно и нужно звать на серию для привлечения продаж — помогли завоевать статус одного из главных творцов декады бесчисленные авторские работы Джеффа вроде «Подводного Сварщика» (которого, к слову, не так давно издали в РФ ребята из «Рамоны», ждите обзор от Афонина), «Сладкоежки» и «Графства Эссекс».
Правда, и в этой истории все было не так прекрасно, как может показаться на первый взгляд: провальный «Constantine» и крайне посредственный «Justice League Dark» оставили след на восприятии фанбазой известного писателя, не говоря о дальнейших совместных работах с Marvel вроде «Extraordinary X-Men». К счастью, Джефф вовремя сбежал из цепких лап издательства, еще в 2017-ом году разорвав контракт с «Домом Идей». Как упоминал сам Лемир, работа на Большую Двойку практически не приносила удовольствия, но позволяла прокормить семью. Проще говоря, «Moon Knight» стал одной из главных и последних работ сценариста в рамках топовых издательств.
Что до Смоллвуда: Грэг совершил дебют в родной комикс-индустрии еще в 2013-ом году с серией «Dream Thief» для Dark Horse, после чего отметился на онгоинге Лунного Рыцаря образца 2014-го года, проиллюстрировав остросоциальный парт Вуда на шесть выпусков (выпущенный в РФ издательством «Jellyfish Jam» с подзаголовком «И мертвые восстанут»).
Забавно, что именно с того момента внешний образ Спектора притерпел значительные изменения: Грэг сам ни раз признавался в многочисленных интервью, что срисовывал протагониста с себя (как минимум, это освобождает автора от поиска бесконечных референесов и знатно экономит время при работе над онгоингом). По итогу данная невинная шалость так сильно закрепилась в головах читателей, что отныне герой комиксов воспринимается не иначе как культовый иллюстратор из Канзаса.
Что же мы имеем на момент анонса серии? Одного из самых талантливых сценаристов современности, художника-дебютанта, поработавшего с айснероносными авторами, а также одну из главных «болячек» Marvel Comics прошлой декады — инициативу «All-New All-Different Marvel NOW», главной особенностью которой на тот период стал «сброс» нумерации линеек с каждой новой сюжетной аркой.
Да, в попытках заработать пару лишних долларов с незадачливых читателей маркетинговые идеи издателя порой доходили до полнейшего абсурда: к примеру, существенную часть обложки десятого выпуска «Moon Knight» занимает не порядковый номер комикса, а кроваво-красная плашка с названием свежего сюжета и цифрой «1», когда как «#10» вынужденно пришлось переехать в левый нижний угол кавера. В левый нижний угол, который, напомню, никто не видит из-за особенностей хранения синглов в магазинах.
В общем, Алонсо в те годы знатно постарался, чтобы окончательно избавиться от большинства закоренелых фанатов издательства. Но это так, небольшое отступление.
Что же в конечном счете получилось у авторов, находившихся в абсолютно неадекватных условиях работы и постоянном переиначивании издательством маркетинговых тактик, сводившим на «нет» даже лучшие концепции тех лет? На удивление, одна из лучших графических историй десятых, которая с уверенностью может конкурировать с «Hawkeye» Мэтта Фрэкшена и Дэвида Аха, «Mister Miracle» и «Vision» Тома Кинга, а также актуальными «The Immortal Hulk» Эла Юинга и «Venom» Донни Кейтса.
Пускай в те годы руководство Marvel регулярно баловалось с переписыванием сюжетов и редакцией уже готовых к выпуску историй под актуальные на тот момент события в кино-индустрии (вроде саботирование икс-тайтлов из-за конфликта интересов с 20th Century Fox и вмешательство в работу над концовкой «Superior Spider-Man» из-за премьеры второго «The Amazing Spider-Man»), «Лунный Рыцарь» всегда был «белой вороной» на фоне прочих тайтлов компании. Что это означало для Лемира и Смоллвуда? Почти неограниченную творческую свободу.
Как и в случае с большинством персонажей второго и третьего эшелонов, офис Marvel Comics и Алонсо в частности плевать хотели на редакцию «какого-то там рыцаря». Сконцентрировавшись на привязке онгоинга Паука к фильмам и попытках заменить мутантов нелюдями, авторские составы серий про «ноунеймовых» героев остались без строгих рамок, вследствие чего на свет появились тот же «Vision», «Black Bolt» (уже после изменения планов издателя в отношении нелюдей) и, разумеется, «Moon Knight». А теперь прочувствуйте иронию событий: лучшими комиксами Marvel пять лет назад были те работы, к которым офис практически не прикасался.
Сюжет серии, уверен, вы знаете и без моих рассказов, однако пройдемся по наиболее важным событиям. Спектор просыпается в психиотрической лечебнице, в которой по удачному стечению обстоятельств находятся почти все ключевые для его жизни люди: любимая девушка, наставник, друг. Пытаясь вырваться из заточения и убедить лечащего врача в полной трезвости своего побитого жизнью разума, Марк узнает, что у него ДРЛ — диссоциативное расстройство личности. Параллельно разбираясь с рухнувшими на голову сомнениями в собственной адекватности, Спектор видит Хонсу: Бог Луны рассказывает протагонисту, что мир захватил Сет, а все происходящее вокруг — ловушка для сдерживания его аватара. Таким образом, Лемир пишет хоть и весьма стандартный, но не менее интригующий (по сравнению с другими представителями жанра) психологический триллер, главной загадкой которого становится разум Лунного Рыцаря.
При этом, что также важно, Джефф не давит на излишний драматизм, оставляя место в своей серии и под местами нелепые каламбуры (о них далее), и под визуальные гэги с диалоговым юмором. По итогу выходит крайне разношерстная история, в которой каждый найдет любимый элемент на свой вкус.
Отдельного упоминания, само собой, заслуживает состав художников. За каких-то пару лет Грэг Смоллвуд успел несколько раз прыгнуть выше собственной головы, выдав в «Moon Knight» 16-го года потрясающий глаз визуальный ряд. Зачастую однотонные и детализированные фоны резко контрастируют с простыми героями, по большей части одетые в кристально белые вещи, и создают бешеную динамику в сценах баталий, которые, уверяю, станут вашим личным сортом графического наркотика на ближайшие недели. Ставшая визитной карточкой Смоллвуда штриховка, напоминающая новомодный «дотворк» в тату-сфере, необычная по меркам Большой Двойки динамическая раскадровка и перекочевавший из «Hawkeye» Аха визуальный прием с заострением внимания на определенных деталях превратили просто качественный сценарий Лемира в «лебединую песнь» двух авторов, вознамеревшихся сделать лучший комикс о психически нестабильном герое.
Помимо Смоллвуда в работе над «Рыцарем» отметились художник Вилфредо Торрес (поработавший с Лемиром над «Quantum Age» вселенной «Черного Молота», а также потрясающим «Legion» Питера Миллигана), иллюстратор и колорист Майкл Гарланд (ответственный за серию «All-New Wolverine» Тома Тэйлора), уже ставший культовым Франческо Франкавилла (запомнившийся читателям работой над вселенной «Арчи» и «Зорро», а также изданным в России «Черным Жуком») и канадский автор Джеймс Стокоу (работавший над комиксами про Годзиллу и одним из лучших комиксов вселенной ксеноморфов — «Чужие: Мертвая Орбита»). Этому поистине мощному составу, работающему совместно со Смоллвудом и основным колористом онгоинга, Джорди Беллер (одна из главных женщин-колористов в индустрии комиксов с гигантским послужным списком), поставили задачу изобразить разные интерпретации известного героя, в первую очередь сосредотачиваясь на визуальном стиле окружения каждой отдельной личности в голове Марка.
Таким образом, не удивительно, что, к примеру, в списке авторов значится Франкавилла: его местами грубый, тускло-неоновый и грязный стиль идеально подходит под нео-нуар, в котором так привык находится таксист Джейк Локли. Схожая аналогия возникает и с работой Стокоу, когда видишь, что под его парт выделили отдельный сай-фай-сегмент с лунными оборотнями на космолетах (передаю пламенный привет «Werewolf by Night» #32 с первым появлением Спектора). В общем, поработать авторам было над чем, учитывая размах сценария линейки.
В России серию ждали еще с момента релиза в США: именно тогда за трехтомник Эллиса, Вуда и Банна взялись ребята из «Jellyfish Jam». Выпустив всю серию целиком, отечественное издательство сконцентрировалось на выпуске глобальных событий и авторских произведений. По итогу лишь в прошлом году стало известно, что «Лунному Рыцарю» в России быть: права на персонажа перекупили еще совсем молодые «Alpaca». Совместно с «Истари Комикс» «Альпака» выпустит онгоинг Лемира на 14 номеров в формате трех томов в мягком перелете.
Первый том, попавший на разделочный стол сегодня, содержит выпуски с первого по пятый, небольшую галерею вариантных обложек, а также текстовый материал об эволюции образа Лунного Рыцаря с момента первого появления в комиксах.
Примерно здесь дебютируют мои претензии относительно издания. И их, на удивление, более чем достаточно.
Перевод художественного произведения — титанический труд, который должен соответственно вознаграждаться. Ведь, правда, буквально пара фраз может испортить вам ближайший вечер в случае неоднозначного контекста и двойных смыслов, не говоря уже о созвучиях и каламбурах. Именно с последним у автора перевода, Льва Левченко, неоспоримые проблемы.
Фраза «Knight Knight», вырвавшаяся из уст обезумевшего Марка Спектора, — настоящая находка, дарующая затяжную головную боль любому переводчику. Трогать непереводимую игру слов бессмысленно, — следовательно, необходимо совершить замену, по ходу приблизившись к смыслу оригинального высказывания. И на мой сугубо личный взгляд, «Дурно спится? Я Лунный Рыцарь!» — один из худших вариантов, который можно было подобрать. Говоря по пунктам, данная фраза:
- Неуместно длинная, посему негативно влияет на динамику сцены (просто представьте, как Спектор проговаривает это в течение нескольких секунд);
- Меняет эмоциональный окрас момента, ведь в оригинале «Knight Knight» говорилось Марком спокойным и, если так можно выразиться, «холодным» голосом (исходя из отсутствия восклицания, который в нашей версии превращает пускай и забавный, но оттого не менее грозный каламбур в локальную версию «кавабанга!»);
- Ощущается как неловкая попытка восьмиклассника попасть на районную баттл-площадку (окей, это уже совсем субъективно).
Хорошо, конкретная игра слов достаточно сложная в воспроизведении на другом языке — такое бывает. Другой вопрос: почему столь простую и очевидную шутку, как «I must say, the public transit system has really gone to hell» (в контексте вырывающихся из метро полчищ мумий, которые, да, словно вышли из ада) превратили в «М-да, общественный транспорт совсем скатился»?
Ситуация, как по мне, напоминает перевод «Доктора Дума» от все тех же ребят из «Альпаки» (правда, тогда состав переводчиков был другой), где в, казалось бы, весьма динамичном конфликте со словестной перепалкой персонажей внезапно проскользнула фраза «Берега попутал», рушущая всю драматическую нагрузку сцены одной нелепой попыткой пошутить от группы переводчиков-стендаперов. Что имеем на этот раз? Очередной анахронизм, который через пару лет будет ощущаться устаревшим мемом, коих и так более чем достаточно.
Сильно ли это подпортит впечатление людям, не знакомым с комиксами и с работами Лемира в частности? Я без понятия. Сильно ли это подпортило впечатление конкретно мне? Уж поверьте, да.
Что до дополнительных материалов: их автор, Всеслав Тишкин, постарался на славу, хоть и обошелся без подробностей. В своей статье автор рассказывает о ключевых появлениях Лунного Рыцаря, основных сериях и авторах, обходя стороной детали — порой даже критичные для восприятия человека, который ни разу не читал сольные серии Марка Спектора. Так и выходит, что на четырех с лишним страницах текст преимуществено ощущается как перечисление кратких синопсисов к историям, которые попросту нельзя найти в пределах СНГ (не считая, конечно, православный сканлейт). В общем, познавательно, но, честно говоря, почти бессмысленно.
Помимо этого, к слову, мной была замечена небольшая фактическая ошибка, посвященная продажам первого тома «Moon Knight» в США и переход тайтла в разряд «эксклюзива для комиксшопов». Именно о ней я и говорил в самом начале, когда упомянул труды Рида Таккера.
Какой итог? Честно говоря, я и сам не знаю: мы получили один из лучших комиксов Marvel с местами крайне спорным (а местами, на мой взгляд, и вовсе посредственным) переводом, интересными, но ненужными, словно очередная статья с «Википедии», дополнительными материалами и в формате трехтомника, когда общее число номеров выходит чуть больше дюжины.
Разумеется, я искренне рекомендую вам самостоятельно приобрести и ознакомиться с данным комиксом — пропускать столь громкий и важный для западной поп-культуры релиз попросту глупо и нелепо (к тому же сейчас в процессе производства находится одноименный сериал от Disney Plus и Marvel Studios, заимствующий некоторые элементы из серии Лемира и Смоллвуда). Тем не менее будьте готовы к вышеупомянутым проблемам, которые, уверен, подметил не только я. А пока искренне надеемся, что «Alpaca» не ударит в грязь лицом, закончив выпуск долгожданной серии в России без серьезных эксцессов.